МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Влияние эмоциональных отклонений на внутреннюю картину болезни (на примере онкологических больных)

    серый) - 10 и 11 испытуемых (25%и 27,5%). Это означает подавление какой-

    либо потребности, мотива, настроения, отражаемые данным цветом. Также на

    последней позиции оказались и основные цвета: 4 цвет – 6 человек (15%), 3

    цвет – 5 человек (12,5%), 2цвет - 4 человек (10%), 1 цвет - 2 человека

    (5%), что означает наличие у испытуемых какого-либо конфликта, тревожности,

    стресса.

    Таким образом, анализ результатов, полученных по методу цветовых

    выборов, позволяет сделать вывод, что исходный уровень тревоги определяется

    как высокий, наблюдается преобладание отрицательных эмоций.

    Следует отметить, что результаты полученные с помощью опросника ИТТ и

    проективной методики МЦВ, не противоречат друг другу. Данные о повышенном

    общем уровне тревоги, полученные с помощью методики ИТТ, подтверждаются

    данными с помощью МЦВ.

    Выводы

    1.Исследование исходного уровня социально-психологического стресса

    онкологических больных по методике ИТТ и МЦВ, показало высокий уровень

    стрессовой нагрузки в обследованной группе. По методике ИТТ определяется

    умеренный уровень личностной тревожности с преобладанием таких структурных

    компонентов, как астенический и тревожная оценка перспективы, при этом

    наименее выраженным является компонент социальных реакций защиты.

    Также выявлен высокий уровень ситуативной тревоги у обследованных

    больных. В ее структуре преобладает тревожная оценка перспективы,

    фобический компонент и общая тревожность, а наименее выраженным является

    компонент социальной защищенности.

    Исследование исходного уровня социально-психологического стресса

    онкологических больных по методике МЦВ показало высокий уровень

    тревожности, наличие страха, напряжения. Кроме того, получены данные о

    наличии блокированной потребности в самореализации, ощущение нависшей

    угрозы, чувства собственного бессилия и переутомления.

    2. Изучение особенности эмоционального реагирования на болезнь у

    онкологических больных методом клинического интервью показало наличие

    тревожности у 37 больных (92,5%), расстройство сна у 22 человек (55%),

    пассивность у 22 человек (55%), раздражительность - 13 человек (32,5%),

    агрессивность – 5 человек (12,5%), депрессия - 5 человек (12,5%).

    3. Исследование особенностей чувственного содержания внутренней

    картины болезни у онкологических больных по методике «Личностный

    Дифференциал» показало снижение самооценки испытуемого во время болезни.

    Высокие оценки получило понятие «Здоровье» и низкие понятие «Болезнь».

    Сдвиги значений между показателями «Я» и «Болезнь» не большие, а между

    показателями «Я» и «Здоровье» велики, что означает, что испытуемые

    чувствуют себя больше больными, а здоровье недосягаемым на данный момент.

    Данные об особенностях эмоционального реагирования на болезнь и

    чувственного содержания внутренней картины болезни у онкологических

    больных, полученные методом клиническим интервью и методикой ЛД не

    противоречат друг другу, а свидетельствуют о взаимодополняющих и

    взаимновлияющих тенденциях.

    4. Исследование эмоциональных нарушений испытуемых в связи с

    состоянием онкозаболевания по методике ИТТ показало ярко выраженные

    эмоциональные расстройства, а также эмоциональную напряженность (шкала

    «Эмоциональный Дискомфорт»), высокие показатели фобического компонента,

    что отражает ощущение непонятной угрозы, неуверенности в себе, собственной

    бесполезности. Также по высоким показателям «Тревожная оценка перспективы»

    прослеживается проекция страхов в перспективу, в будущее, общая

    озабоченность будущим. Прослеживается повышение астенического компонента.

    5. Делая анализ по данным клинического интервью, методики ЛД, методики

    ИТТ, метода цветовых выборов, полученным в ходе эмпирического исследования,

    можно сделать вывод, что выдвинутое предположение, о влиянии эмоциональных

    отклонений на внутреннюю картину болезни онкологических больных

    подтвердилось. Действительно эмоциональные нарушения в виде: повышенной

    тревожности, страха, напряжения и наличия чувства нависшей угрозы влияют на

    активность больного, снижают самооценку. Под этим воздействием человек

    видит свою болезнь, как нечто не преодолимое.

    Заключение

    Одной из важных психологических проблем в онкологической клинике

    является проблемы реакции личности на болезнь. От того, как больной

    относится к своему заболеванию зависит общий успех лечения.

    Анализ современного состояния проблемы на основании более чем 30

    литературных источников позволил предположить, что особенности личностного

    реагирования больного на ситуацию онкологического заболевания наиболее ярко

    представлены в эмоциональной сфере и что отношение к своей болезни зависит

    от эмоционального состояния больного.

    Онкологические, как и все другие тяжелые заболевания у многих больных

    вызывают мощный психологический стресс. Сопутствующие психологическому

    стрессу отрицательные эмоции, отрешенность могут усугубить течение болезни.

    Купирование на первых этапах терапии неблагоприятных эмоциональных

    воздействий, представляется не менее важной задачей, чем непосредственное

    лечение соматического заболевания.

    Данные, полученные в ходе эмпирического исследования, подтвердили

    выдвинутое предположение о влиянии эмоциональных отклонений на внутреннюю

    картину болезни.

    Эмоциональной реакцией на заболевание пациентов с диагнозом «рак»

    является ощущение внутренней напряженности, страха, повышение общего уровня

    тревоги, неуверенности в себе, появление страха за будущее.

    На фоне всех реакций и дополнительно неполной и неправильной

    информации (со слов знакомых) о таком заболевании, у больного занижается

    самооценка, он как бы «пассует» перед болезнью. В этом случае требуется

    квалифицированная психологическая помощь.

    Изложенные выше закономерности представляются значимыми и с

    практической точки зрения. Учет этих закономерностей позволяет

    разрабатывать реабилитационные программы с учетом особенностей таких

    пациентов, что обеспечит в конечном итоге высокую эффективность лечения

    онкологического заболевания.

    Учитывая неблагоприятное воздействие эмоциональных нарушений на

    внутреннюю картину болезни онкологических больных, а так же опираясь на

    анализ полученных результатов можно предложить ряд психотерапевтических

    методов коррекции таких как: техника активного слушанья;

    психотерапевтическое убеждение; методы аутогенной релаксации.

    Литература:

    1. Астахов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги //

    прикладная психология.- 1999.- №1- С.41-47.

    2. Александер Ф. Психосоматическая медицина.- М.: Геррус, 2003.-350с.

    3. Анциферова Л.И. Личность с позиции динамического подхода.// Психология

    личности в социалистическом обществе: личность и ее жизненный путь. -

    М: «Наука», 1990- С.7-17

    4. Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии.-

    М.: «Медицина», 1988- 270с.

    5. Блинов Н.Н., Хомяков И.П., Шиповников Н.Б. Об отношении онкологических

    больных к своему диагнозу // Вопросы онкологии.- 1990.- №8.- С.966-

    969.

    6. Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина. Краткий

    учебник.- М.: ГЭОТАР Медицина, 1999.- 376 с.

    7. Березин Ф.Б. Психическая и психофизическая адаптация человека.-

    Л.Наука, 1998.- 269с.

    8. Василюк Ф.Е Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических

    ситуаций. //Психологический журнал,1995, №3- С.90-101

    9. Введение в психологию./ Под ред. Петровского А.В.- М.: «Академия»,

    1995 – 496с.

    10. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций.

    //Психология эмоций. Тексты./ Под ред. К.В.Вилюнаса, Ю.Б.Гиппенрейтер.-

    М.:Изд-во Московского ун-та, 1993.- С.3-29

    11. Вундт В. Психология душевных волнений / Под.ред. К.В.Вилюнаса,

    Ю.Б.Гиппенрейтер.- М.: Изд-во Московского ун-та, 1993.- С.48-65

    12. Гнездилов А.В. Психология и психотерапия потерь.- СПб: Речь, 2002.-

    162с.

    13. Джемс У. Что такое эмоция? / Под. Ред. К.В.Вилюнаса, Ю.Б.

    Гиппенрейтер.- М.: Изд-во Московского ун-та, 1993.- С.86-96

    14. Клапаред Чувства и эмоции./ Под ред К.В.Вилюнаса, ЮБ. Гиппенрейтер. .-

    М.: Изд-во Московского ун-та, 1993.- С.97-106

    15. Коблер-Росс. О смерти и умирании.- Киев: София, 2001-320с.

    16. Коган Б.М. Стресс и адаптация.- М.: «Знание», 1980-64с.

    17. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В.Петровского,

    М.Г.Ярошевского- 2-е изд.- Ростов н/Д.: Феникс, 1998.- 568с.

    18. Лазарус Р. Теория тресса и психофизиологические исследования

    //Эмоциональны й стресс/ Под ред. Л.Леви.: Медицина, 1970.- 328с. –

    С.178-208.

    19. Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К. Медицинская психология.- 2-е изд.,-М.:

    Медицина, 1984.- 272с.

    20. Любан-Плоцца Б., Пельдингер В., Крегер Ф. Психосоматический больной на

    приеме у врача.- СПб.: НИПИ им. В.М.Бехтерева, 1994.- 245 с.

    21. Марычев А.А. О возможностях реабилитации онкологических больных после

    радикального лечения М.:1978.

    22. Мэй Р. Краткое изложение и синтез теорий тревожности //Тревога и

    тревожность: Хрестоматия/ сост. Астапов В.М.- СПб.: Питер, 2001.-

    256с.- С.215-224

    23. Наенко Н.И. Психическая напряженность.- М.: Изд. Московского

    университета, 1976.- 112с.

    24. Немов Р.С. Психология .кн.3- М: «Просвещение»: «Владос», 1995.-

    512с.

    25. Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения.- Л.: Изд.ЛГУ,

    1983.- 168 с.

    26. Применение интегративного теста тревожности (ИТТ): Методические

    рекомендации.- СПб.: Изд. Психоневрологического института

    им.В.М.Бехтерева, 2001.- 16с.

    27. Русина Н.А. Эмоции и стресс при онкологических заболеваниях // Мир

    психологии. Научно –методический журнал.- 2002.- №4.- с.152-160.

    28. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме.- М.-: Медгиз, 1960-254 с.

    29. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии.- СПб.:

    Речь, 2001.- 350с.

    30. Смулевич А.Б., Психосоматические расстройства //www. consilium-

    medicum. com/ media/psycho.

    31. Собчик Л.Н. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера: МИВ- метод

    цветовых выборов.- СПб.: Речь, 2002.- 112с.

    32. Спилбергер Е. Концептуальные и методологические проблемы исследования

    тревоги // Стресс и тревога в спорте/ сост. Ханин Ю.- М.- :

    Физкультура и спорт, 1983.- с.12-24

    32. Столяренко Л.Д. Основы психологии.- Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс»,

    1996.- 736с.

    33. Судаков К.В. Системные механизмы эмоционального стресса.- М.:

    Медицина, 1981.- 232с.

    34. Чаклин А.В. Психологические аспекты онкологии // Вопросы

    онкологии- 1992.- №7.- С.873-888.

    Приложение 1

    Данные по клиническому интервью

    [pic]

    Приложение 2

    Вопросы клинического интервью.

    I блок. Знакомство, установление контакта, снятие напряжения у

    больного.

    1. Как вас зовут?

    2. Мы поговорим сегодня о том, как Вы себя чувствуете и что Вас беспокоит.

    3. Сколько Вам лет?

    4. Есть ли у Вас семья?

    5. Ваше образование и профессия?

    II блок. Подтверждение аналитических данных.

    1. Как давно Вы болеете?

    2. Что Вы знаете о своем заболевании?

    3. С какого времени Вы находитесь в стационаре?

    4. С какой целью вы находитесь в стационаре?

    5. С чем связываете свое заболевание?

    III блок. Выявление преморбидных особенностей личности.

    1. Расскажите о своих особенностях до болезни?

    2. Как Вы себя обычно чувствуете в трудных ситуациях?

    3. Не можете ли Вы рассказать о какой-либо конкретной ситуации?

    4. Как Вы себя чувствовали до болезни?

    5. Обычно у Вас какое настроение?

    6. Отчего зависит Ваше настроение?

    7. Какие у Вас взаимоотношения с близкими?

    IV блок. Выявление наличия психологических конфликтов и их

    специфики.

    1. Как бы Вы хотели себя вести в трудных ситуациях?

    2. Как бы Вы хотели себя чувствовать в трудных ситуациях?

    3. Что мешает Вам быть таким, каким вы себя описываете?

    4. Ваше отношение к медперсоналу?

    5. Как складываются Ваши отношения с больными по палате?

    V блок. Выявление особенностей внутренней картины болезни.

    1. Как Вы себя чувствуете сейчас?

    2. Что беспокоит Вас на данный момент?

    3. Как Вы относитесь к получаемому лечению?

    4. Вы все выполняете, что рекомендует доктор?

    5. В создавшемся положении Вам нужна помощь близких?

    6. Ваши планы на будущее?

    7. Что бы Вы хотели пожелать самому себе?

    Приложение 3

    Ответный лист к методике «Личностный дифференциал»

    Личностный дифференциал

    Понятия: «Я», «Болезнь», «Здоровье».

    |1. |Обаятельный |3 2 1 0 1 2 |Непривлекательный|

    | | |3 | |

    |2. |Слабый |3 2 1 0 1 2 |Сильный |

    | | |3 | |

    |3. |Разговорчивый |3 2 1 0 1 2 |Молчаливый |

    | | |3 | |

    |4. |Безответственный |3 2 1 0 1 2 |Добросовестный |

    | | |3 | |

    |5. |Упрямый |3 2 1 0 1 2 |Уступчивый |

    | | |3 | |

    |6. |Замкнутый |3 2 1 0 1 2 |Открытый |

    | | |3 | |

    |7. |Добрый |3 2 1 0 1 2 |Эгоистичный |

    | | |3 | |

    |8. |Зависимый |3 2 1 0 1 2 |Независимый |

    | | |3 | |

    |9. |Деятельный |3 2 1 0 1 2 |Пассивный |

    | | |3 | |

    |10. |Черствый |3 2 1 0 1 2 |Отзывчивый |

    | | |3 | |

    |11. |Решительный |3 2 1 0 1 2 |Нерешительный |

    | | |3 | |

    |12. |Вялый |3 2 1 0 1 2 |Энергичный |

    | | |3 | |

    |13 |Справедливый |3 2 1 0 1 2 |Несправедливый |

    | | |3 | |

    |14. |Расслабленный |3 2 1 0 1 2 |Напряженный |

    | | |3 | |

    |15. |Суетливый |3 2 1 0 1 2 |Спокойный |

    | | |3 | |

    |16. |Враждебный |3 2 1 0 1 2 |Дружелюбный |

    | | |3 | |

    |17. |Уверенный |3 2 1 0 1 2 |Неуверенный |

    | | |3 | |

    |18. |Нелюдимый |3 2 1 0 1 2 |Общительный |

    | | |3 | |

    |19. |Честный |3 2 1 0 1 2 |Неискренний |

    | | |3 | |

    |20. |Несамостоятельный |3 2 1 0 1 2 |Самостоятельный |

    | | |3 | |

    |21. |Раздражительный |3 2 1 0 1 2 |Невозмутимый |

    | | |3 | |

    Приложение 4

    Данные по методике ЛД

    | |Оценка себя | |Оценка | |Оценка здоровья| |

    | | | |болезни | | | |

    |О |С |А |D (яб) |О |С |А |D (бз) |О |С |А |D (яз) | |1 |12 |6 |5

    |14,17745 |-2 |4 |4 |25,78759 |20 |15 |14 |15,03333 | |2 |5 |5 |4 |14,14214

    |-9 |3 |4 |21,67948 |19 |15 |9 |17,37814 | |3 |5 |6 |4 |11,09054 |-6 |5 |5

    |26,4386 |17 |16 |12 |17,54993 | |4 |8 |5 |8 |14,07125 |-6 |4 |9 |27,12932

    |18 |16 |5 |15,16575 | |5 |7 |4 |7 |12,08304 |-5 |3 |8 |25,37716 |17 |15 |4

    |15,16575 | |6 |6 |2 |5 |25,07987 |-19 |4 |5 |41,30375 |20 |15 |13

    |20,71231 | |7 |8 |4 |4 |4,12311 |-5 |5 |4 |12,04159 |7 |5 |3 |1,73205 | |8

    |7 |8 |8 |13 |-6 |8 |8 |27,85678 |20 |16 |14 |16,40122 | |9 |4 |5 |3

    |9,11043 |-5 |4 |4 |24,71841 |16 |15 |11 |17,54993 | |10 |14 |8 |6

    |17,05872 |-3 |7 |5 |26,19161 |19 |16 |16 |13,74773 | |11 |5 |6 |5

    |22,02272 |-17 |7 |5 |31,70173 |22 |17 |12 |21,77154 | |12 |4 |5 |5

    |9,11043 |-5 |4 |4 |28,75761 |20 |15 |13 |20,49391 | |13 |5 |13 |5

    |17,05872 |-12 |11 |4 |25,72936 |13 |12 |10 |9,64365 | |14 |5 |6 |4

    |12,20656 |-7 |4 |5 |32,77194 |22 |17 |13 |22,15852 | |15 |11 |8 |7

    |26,03843 |-15 |9 |8 |34,13209 |19 |12 |8 |30,282 | |16 |6 |10 |6 |18,13836

    |-12 |11 |4 |29,63106 |17 |12 |10 |11,87434 | |17 |7 |5 |6 |16,06238 |-9 |6

    |7 |28,56571 |19 |10 |11 |13,92839 | |18 |8 |4 |4 |16,43168 |-6 |11 |9

    |26,77686 |20 |15 |14 |19,10497 | |19 |3 |8 |3 |13,07669 |-10 |9 |2

    |25,72936 |15 |10 |8 |25,72936 | |20 |1 |1 |1 |16,27882 |-8 |4 |1 |24,06242

    |19 |15 |14 |22,04541 | |21 |5 |6 |4 |12,20656 |-7 |4 |5 |32,77194 |22 |17

    |13 |22,15852 | |22 |4 |2 |3 |18,78829 |-12 |3 |4 |30,67572 |16 |14 |10

    |18,35756 | |23 |15 |6 |5 |17,05872 |-2 |5 |4 |8,77496 |5 |8 |9 |10,95445 |

    |24 |5 |2 |4 |13,26651 |-7 |6 |8 |29,08608 |20 |15 |14 |22,22611 | |25 |7

    |5 |6 |17,02938 |-10 |5 |7 |33,27161 |21 |16 |12 |18,78829 | |26 |3 |4 |3

    |8,77469 |-5 |6 |6 |24,20744 |16 |15 |14 |20,27313 | |27 |6 |9 |5 |21,21321

    |-15 |12 |5 |32,75668 |17 |12 |12 |32,75669 | |28 |4 |7 |4 |18,05547 |-14

    |8 |3 |34,36568 |18 |14 |14 |34,36568 | |29 |3 |8 |3 |13,07669 |-10 |9 |2

    |25,72936 |15 |10 |8 |25,72936 | |30 |4 |5 |3 |9,11043 |-5 |4 |4 |24,71841

    |16 |15 |11 |17,54993 | |31 |5 |6 |6 |9 |-4 |6 |6 |24,16609 |18 |14 |12

    |16,40122 | |32 |4 |5 |5 |9,11043 |-5 |4 |4 |28,75761 |20 |15 |13 |20,49391

    | |33 |7 |4 |7 |12,08304 |-5 |3 |8 |25,37716 |17 |15 |4 |15,16575 | |34 |11

    |11 |6 |16,15549 |-5 |9 |8 |27,73085 |19 |15 |18 |16,03122 | |35 |4 |13 |9

    |14,07125 |-10 |14 |10 |31,12876 |21 |16 |12 |17,52142 | |36 |2 |1 |1

    |14,59452 |-8 |8 |9 |29,69848 |20 |15 |16 |26,75818 | |37 |8 |4 |4

    |4,12311 |-5 |5 |4 |12,04159 |7 |5 |3 |1,73205 | |39 |4 |4 |4 |12,68858 |-8

    |8 |3 |30,23243 |20 |5 |14 |18,89444 | |40 |3 |4 |3 |18,02776 |-15 |5 |3

    |37,26929 |20 |15 |11 |21,77154 | |сред |6,03 |5,6 |4,7 |14,3281 |-8,2 |3,6

    |5,3 |27,41391 |17,6 |13,5 |11,1 |18,72935 | |

    Приложение 6

    [pic]

    Приложение 7

    [pic]

    -----------------------

    [pic]

    [pic]

    [pic]

    [pic]

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.