МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Влияние эмоциональных отклонений на внутреннюю картину болезни (на примере онкологических больных)

    физическими ощущениями. Однако между тревогой и страхом есть различия.

    Изначально Хорни опиралась на признак адекватности (или пропорциональности

    опасности) реакции. По ее мнению, страх является реакцией, пропорциональной

    наличной опасности, в то время как тревога является несоразмерной реакцией

    на опасность или даже реакцией на воображаемую опасность. Однако при

    дальнейшем рассмотрении данного вопроса, К.Хорни обнаруживает, что такая

    попытка разграничения имеет существенный недостаток: вывод о том,

    пропорциональна ли реакция, зависит от представлений культуры, которой

    принадлежит индивид, а также от субъективного восприятия индивидом

    адекватности реагирования на опасность. Эти соображения заставляют ее

    внести изменения в определение. Таким образом, окончательно формулируемое

    различие заключается в том, что как страх, так и тревога является

    адекватными реакциями на опасность, но в случае страха опасность очевидна,

    объективна, а в случае тревоги она скрыта и субъективна.

    В работе, синтезирующей психоаналитические теории тревоги, Р.Мэй также

    отмечает, что главное различие между тревожностью и страхом состоит в том,

    что страх является реакцией на специальную (определенную) опасность, тогда

    как тревожность неспецифична, рассеяна, беспредметна; и особой

    характеристикой тревожности является ощущение неопределенности и

    беспомощности перед лицом опасности [22].

    1.3 Характеристика онкологических заболеваний желудочно-кишечного тракта

    Онкология - область клинической медицины, занимающаяся диагностикой и

    лечением опухолевых процессов. Злокачественные формы клеточного роста или

    увеличение числа клеток, которое происходит автономно и обнаруживает

    деструктивно-инвазивный или метастатически распространяющий рост обозначают

    термином «рак» [27].

    В настоящей работе в качестве объекта исследования были выбраны

    больные онкологическими заболеваниями с диагнозами рак прямой кишки и рак

    желудка. При описании нозологий акцент сделан на психологических факторах

    возникновения заболеваний, на особенностях протекания болезни с точки

    зрения индивидуального восприятия её больными и на личностных конфликтах,

    связанных с заболеванием.

    Термин «онкологический больной» включает не только больных со

    злокачественными новообразованиями и предопухолевыми заболеваниями, но и

    лиц, излеченных от злокачественных опухолей. В клинической онкологии

    выделяют 4 группы.

    Клинические группы онкологических больных:

    I - больные с предраковыми заболеваниями

    II - больные со злокачественными опухолями, подлежащие радикальному лечению

    III - лица, излеченные от рака

    IV - больные с запущенной формой рака, подлежащие симптоматическому

    лечению.

    В настоящей работе в качестве объекта исследования будут больные II

    клинической группы, которым предстоит оперативное лечение, с возможной по

    показаниям, применением лучевой и химиотерапии.

    Говоря об этиологии рака выделяют несколько его «возбудителей»:

    физические вредности (например, ионизирующее излучение) и химические

    (смолистые вещества при курении и пр.), генетические, гормональные

    факторы, а также длительные эмоциональные стрессы, нервные потрясения. На

    усиление и ослабление злокачественного роста также влияет состояние

    иммунной системы человека, уровень сопротивляемости защитной системы

    организма, сопутствующий эмоциональный фон [27, с.234-235].

    Ученые установили, что при стрессе активируется центральная нервная

    система, которая запускает стрессовую реакцию: активизируется

    периферическая нервная система и железами внутренней секреции выделяются

    различные гормоны. В организме происходит существенное нарушение

    биохимических процессов, которое приводит к нежелательным изменениям в

    органах и тканях. Страдают при этом и органы, ответственные за иммунитет. В

    условиях стресса в крови резко возрастает уровень гормонов-

    глюкокортикоидов, высокая концентрация которых подавляет иммунную систему

    организма, защищающую человека и животных от чужеродных веществ и

    инфекционных агентов, проникающих в организм извне, например, вирусов и

    бактерий, а также от собственных измененных клеток, превративших в

    опухолевые.

    Говоря об этиологии и динамике рака особо следует уделить внимание их

    психосоматическим аспектам. У людей, заболевших раком, наиболее часто

    встречаются три эмоциональных фактора:

    - неспособность выражать гнев или возмущение в сочетании с «внешним

    добродушием»;

    - эмоциональное напряжение, связанное со смертью очень близкого человека -

    кого-то из родителей, супруга или ребенка;

    - утрата «смысла существования» из-за глубокого отчаяния, вызванного

    длинной цепью неудач.

    Другие авторы выделяют такие особенности личности, определяющие

    возникновение и развитие онкологического заболевания, как инфантильность,

    алекситимичность (невозможность оценить и описать свое состояние),

    закрытость эмоциональной сферы, а также высокий уровень неэффективных

    архаических психологических защит и отсутствие эффективных копинг-

    стратегий. Итак, заболевание раком можно связать с личностной диспозицией,

    описываемой как подавление эмоций, беспомощность и подавленность [34].

    Множество исследований показало, что факт осознания больным своего

    ракового заболевания приводит к изменениям личности. Среди основных

    факторов, влияющих на психику больных, можно выделить: фатальный характер

    диагноза, несмотря на успехи онкологии; калечащие операции и лечение;

    отсутствие гарантий против возникновения рецидивов и метастазов [34].

    Было выявлено несколько естественных этапов, на которых проявляются те

    или иные личностные расстройства раковых больных: 1) диагностический; 2)

    этап поступления в стационар; 3) предоперационный; 4) постоперационный; 5)

    этап выписки; 6) катамнестический этап [15].

    Два первых этапа – одни из важнейших по выраженности реакций и по

    возможности определять их дальнейшую динамику. В это время больной впервые

    сталкивается непосредственно с фактом подозрения или наличия у него

    онкологического заболевания. Независимо от локализации и стадии основного

    онкологического процесса, возраста, пола, образования, можно фиксировать

    наличие у больных эмоционального напряжения, которое формирует психогенные

    реакции, главным образом тревожно-депрессивного и дисфорического характера.

    Как результат вторичной психологической реакции, могут наблюдаться

    угнетение психических функций, астения и различного рода психозы, а также

    суицидальные попытки [21]. При этом большую роль в выраженности

    эмоционально-личностных реакций играет степень информированности больных о

    своём заболевании и оценка их собственной психологической готовности к

    получению истинных данных о диагнозе. Различные исследования констатируют

    направленное желание и потребность большинства больных знать истинную

    природу заболевания и необходимые подробности лечения уже на этих этапах

    [21]. Узнав о своём диагнозе, больной проходит ряд последовательных стадий,

    характеризующих специфику эмоционально-психологического реагирования на

    болезнь. E.Коблер-Росс описала 5 фаз процесса, которые могут быть пройдены

    больным: 1) отрицание и изоляция (больной отказывается принять свою

    болезнь); 2) гнев и агрессия; 3) фаза «торговли» (поиск методов лечения);

    4) депрессия и отчуждение; 5) смирение, принятие болезни и

    выстраивание новой жизненной стратегии [15].

    На этапах, связанных с операцией, отмечается прямая зависимость между

    степенью калечащей операции, определяемой местом поражения, и выраженностью

    эмоциональных расстройств. Так у больных с экстирпацией прямой кишки

    имеются более тяжёлые эмоциональные расстройства, чем у больных с резекцией

    [15].

    Говоря об этапах, связанных с операцией, особо обращает внимание

    группа стомированных больных, изучаемых в настоящей работе. Практически все

    они оказываются психологически неподготовленными как самому факту операции

    и её хирургическим последствиям, так и к жизнедеятельности со стомой.

    Больные, которым показана восстановительная операция, и те, которым

    предстоит прожить со стомой долгое время, имеют общее и различия. Все

    пациенты склонны концентрироваться на своих проблемах и решать их

    автономно. Для них характерна неадекватность самооценки, социальная

    дезадаптация, высокий уровень аутоагрессии, эмоциональная нестабильность,

    отвержение близости с другими. Те пациенты, кто не подлежит

    восстановительной операции, используют нерациональные способы

    психологической защиты, обидчивы, агрессивно-беспокойны, личностно-

    тревожны, неадекватны в восприятии своего тела, пространства

    жизнедеятельности, отказываются от описания схемы тела, боятся, что люди

    избегают их из опасности заразиться, испытывают при этом стыд, сокращают

    контакты и общение [27].

    Подводя итог, можно сказать, что онкологическое заболевание может быть

    отнесено к классу психосоматических заболеваний, где отражается взаимосвязь

    психических и физических процессов.

    Глава 2. Организация и методы исследования

    2.1 Цель и задачи исследования

    - Объект исследования: пациенты с онкологическими заболеваниями (рак

    желудка и рак прямой кишки).

    - Предмет исследования: особенности эмоционального состояния и внутренней

    картины болезни онкологических больных.

    - Цель исследования: изучить особенности влияния эмоциональных нарушений на

    отношение к своей болезни у онкологических больных.

    Задачи исследования:

    1. Исследование исходного уровня социально-психологического стресса

    онкологических больных, поступивших в онкодиспансер.

    2. Изучение особенности эмоционального реагирования на болезнь у пациентов

    с онкологическими заболеваниями в процессе лечения и уточнения диагноза.

    3. Исследование чувственного содержания внутренней картины болезни у

    онкологических больных.

    4. Исследование эмоциональных нарушений у испытуемых в связи с

    подтверждением онкозаболевания.

    Гипотеза исследования: эмоциональные нарушения онкологических больных,

    неблагоприятно воздействуют на их отношение к своей болезни.

    2.2 Описание выборки

    Исследование проводилось на базе Костанайского межобластного

    онкологического диспансера в абдоминальном отделении. В исследовании

    принимали участие пациенты с онкологическими заболеваниями (рак желудка и

    рак прямой кишки). Объем выборки – 40 человек, из них 24 мужчин (60%) и 16

    женщин (40%). Возраст испытуемых составил 45-76 лет, средний возраст по

    группе- 53,5 лет. Длительность заболевания: 1год. Образовательный уровень

    испытуемых: среднее- 18 человек (45%), среднее специальное – 17 человек

    (42,5%), высшее – 5 человека (12,5%).

    2.3 Описание методов исследования

    Выбор методов исследования обусловлен поставленными задачами. Для

    исследования личностных диспозиций обследуемых использовалось клиническое

    интервью. Данная методика позволяет верифицировать данные, полученные

    тестовыми методиками, а также получить общую оценку личностных диспозиций

    участников исследования.

    Для исследования индивидуальных отношений испытуемых к своему «Я»,

    «болезни» и «здоровью» использовалась методика «личностный дифференциал».

    Данная методика позволяет количественно оценить три фактора: «оценка» (О),

    «сила» (С), «активность» (А) и наилучшим образом реализует поставленные

    задачи.

    Для исследования выраженности личностной и ситуативной тревожности, а

    также структуры тревожности каждого испытуемого использовалась методика ИТТ

    (интегративный тест тревожности).

    Для исследования исходного социально-психологического стресса больных

    использовался метод цветовых выборов (МЦВ). Метод цветовых выборов,

    представляющий собой модифицированный восьмицветовой тест Люшера, позволяет

    определить личностные особенности человека в конкретной ситуации, а также

    характеризует ситуативную реакцию и ситуативное состояние испытуемого.

    Таким образом, назначение обеих методик (ИТТ и МЦВ) обеспечивает реализацию

    поставленных задач.

    Методики:

    1. Клиническое интервью составлялось на основании обзора литературных

    материалов и преследовало две цели: верификация данных, полученных

    тестовыми методиками, а также получение общей оценки личностных

    диспозиций участников исследования. Интервью состоит из 5 блоков:

    - Знакомство, установление контакта, снятие напряжения у больного.

    - Подтверждение анамнестических данных.

    - Выявление преморбидных особенностей личности.

    - Выявление наличия психологических конфликтов и их специфики.

    - Выявление особенностей внутренней картины болезни.

    Особенности реакции на диагноз « рак », выявляемый с помощью интервью

    (Приложение1), были выделены на основании обзора литературных материалов по

    психологическим особенностям онкологических больных.

    Их было выделено 15:

    1. Чувствительность;

    2. Зависимость;

    3. Независимость;

    4. Активность;

    5. Пассивность;

    6. Агрессивность;

    7. Уверенность;

    8. Раздражительность;

    9. Алекситимия;

    10. Интрапунитивность;

    11. Недоверчивость;

    12. Депрессия;

    13. Расстройство сна;

    14. Тревожность;

    15. Потребность в эмпатии;

    Общее время беседы по клиническому интервью составляло 40-60 минут.

    2. Методика «Личностный дифференциал» применяется в ситуации, когда

    требуется количественно описать индивидуальное отношение испытуемых к каким-

    либо аспектам его окружения или внутреннего мира. Этот метод позволяет

    моделировать личность не как совокупность формальных измерений, а как

    систему личностных смыслов или отношений. ЛД представляет собой набор

    биполярных семибалльных шкал, описывающих три фактора: «оценка» (О), «сила»

    (С), «активность» (А). Для шкал (факторов) ЛД характерно существенное

    ограничение, состоящее в «размытости» используемых сочетаний стимулов и

    шкал; составляется таким образом, чтобы не допустить такого сочетания, при

    котором ответы испытуемого были бы буквальными, отражающими объективные

    качества, а не субъективные отношения к ним испытуемых.

    Измерения проводятся в отношении показателей: «Я», «Болезнь» и

    «Здоровье». Для расчета оценки сдвига значений между показателями «Я» и

    «Болезнь», «Я» и «Здоровье», а также «Болезнь» и «Здоровье», рекомендуется

    применять формулу D (ab) :

    D(ab)=[pic](О1-О2)2+ (С1-С2)2+ (А1-А2)2, где

    О1 и О2- значения по фактору О,

    С1 и С2 - значения по фактору С,

    А1 и А2 - значения по фактору А.

    3. Методика ИТТ (интегративный тест тревожности)

    Методика разработана в лаборатории клинический психологии

    Психоневрологического института им. В.М.Бехтерева ( авторы: д.мед. наук,

    проф. Л.И.Вассерман, канд.психол.наук А.П. Бизюк, канд. мед.наук Б.В.

    Иовлев).

    Интегративный тест тревожности представляет собой экспресс-

    диагностический клинико-психологический инструмент для выявления уровня

    выраженности тревоги как ситуативной переменной и тревожности как

    личностно-типологической характеристики (основные шкалы ИТТ) у подростков

    и взрослых.

    Одной из основных особенностей ИТТ является его многомерность, которая

    реализуется путем выделения 6 дополнительных субшкал, раскрывающих

    содержательный характер самооценки аффективного состояния, определяемого

    тестом: эмоциональный дискомфорт, астенические и фобические компоненты,

    тревожная оценка перспектив и социальная защита. Эти субшкалы также

    оцениваются по степени их выраженности наряду с общей оценкой ситуативной и

    личностной тревожности, однако дают возможность рассматривать последние как

    сложные структуры.

    Субшкала «Эмоциональный Дискомфорт» (ЭД) отражает наличие

    эмоциональных расстройств, сниженный эмоциональный фон или

    неудовлетворенность жизненной ситуацией, эмоциональную напряженность,

    элементы ажитации.

    Субшкала «Астенический Компонент Тревожности» (АСТ) отражает наличие

    усталости, расстройств сна, вялости и пассивности, быстрой утомляемости.

    Субшкала «Фобический Компонент Тревожности» (ФОБ) отражает

    ощущение непонятной угрозы, неуверенности в себе, собственной

    бесполезности. Испытуемые с пиком по данной шкале не всегда могут

    сформулировать источник своих тревог и в беседе апеллируют главным образом

    к феноменологии «хронических» страхов, периодически возрастающих в

    зависимости от внутреннего состояния или обострения внешней ситуации.

    Четвертая вспомогательная шкала – «Тревожной Оценки Перспектив» (ОП) -

    тесно связана с предыдущей, на здесь отчетливо прослеживается проекция

    страхов не на текущее положение дел, а в перспективу, общая озабоченность

    будущим на фоне повышенной эмоциональной чувствительности.

    Пятая вспомогательная шкала обозначена как «Социальные Реакции Защиты»

    (СЗ), что связано с проявлениями тревожности в сфере социальных контактов

    или с попытками испытуемого рассматривать социальную сферу как основной

    источник тревожных напряжений и неуверенности в себе.

    Противопоказаний к применению ИТТ практически не существует, за

    исключением тех, что являются общими для использования других тестовых

    методик.

    4. Метод цветовых выборов : модифицированный восьмицветовой тест

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.