МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Виды речевой деятельности

    Виды речевой деятельности

    Контрольная работа по психологии

    Виды речевой деятельности

    Мышление как познавательный процесс

    Виды речевой деятельности

    РЕЧЬ сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей

    деятельности людей форма общения, опосредствонанная языком. Речь включает

    процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или (в частном

    случае) для целей регуляции и контроля собственной деятельности (Речь

    внутренняя, речь эгоцентрическая). Для психологии представляет интерес

    прежде всего место речи в системе высших психических функций человека - в

    ее взаимоотношении с мышлением, сознанием, памятью. эмоциями и т. д.; при

    этом особенно важны те ее особенности, которые отражают структуру личности

    и деятельности. Большинство советских психологов рассматривает речь как

    речевую деятельность, выступающую или в виде целостного акта деятельности

    (если она имеет специфическую мотивацию, не реализуемую другими видами

    деятельности), или в виде речевых действий, включенных в неречевую

    деятельность. Структура речевой деятельности или речевого действия в

    принципе совпадает со структурой любого действия, т. е. включает фазы

    ориентировки, планирования (в форме «внутреннего программирования"),

    реализации и контроля. Речь может быть активной, конструируемой каждый раз

    заново, и реактивной, представляющей собой цепочку динамических речевых

    стереотипов.

    В условиях спонтанной устной речи сознательный выбор и оценка используемых

    в ней языковых средств сведены до минимума, в то время как в письменной

    речи и в подготовленной устной речи занимают значительное место. Различные

    виды и формы речи строятся по специфическим закономерностям (например,

    разговорная речь допускает значительные отклонения от грамматической

    системы языка, особое место занимает логическая и тем более художественная

    речь). Речь изучается не только психологией речи, но и психолингвистикой,

    физиологией речи, лингвистикой, семиотикой и другими науками.

    РЕЧЬ ВНУТРЕННЯЯ - различные виды использования языка (точнее, языковых

    значений) вне процесса реальной коммуникации. Выделяют три основных типа

    внутренней речи: а) внутреннее проговаривание - «речь про себя»,

    сохраняющая структуру внешней речи, но лишенная фонации, т. е. произнесения

    звуков, и типичная для решения мыслительных задач в затрудненных условиях;

    б) собственно речь внутренняя, когда она выступает как средство мышления,

    пользуется специфическими единицами (код образов и схем, предметный код,

    предметные значения) и имеет специфическую структуру, отличную от структуры

    внешней речи: в) внутреннее программирование, т. с. формирование и

    закрепление в специфических единицах замысла (тина, программы) речевого

    высказывания, целого текста и его содержательных частей (А. Н. Соколов; И.

    И. Жинкин и др.). В онтогенезе внутренняя речь формируется в процессе

    интериоризации внешней речи.

    РЕЧЬ ДАКТИЛЬНАЯ — речь, воспроизводящая слова при помощи дактильных букв,

    т. е. определенных конфигураций пальцев и их движений. Дактильная речь

    используется в советской сурдопедагогике как вспомогательное речевое

    средство при обучении глухих словесной речи, а также в межличностной

    коммуникации глухих и общении слышащих с глухими.

    РЕЧЬ ЖЕСТОВАЯ - способ межличностного общения людей, лишенных слуха, при

    помощи системы жестов, характеризующейся своеобразными лексическими и

    грамматическими закономерностями. Закономерности жестовой речи обусловлены

    выраженным своеобразием ее основной семантической единицы — жеста, а также

    его функциональным назначением (использованием в сфере непринужденного

    общения). В сфере официального общения (собрания, перевод лекций и т. д.)

    применяется калькирующая жестовая речь, когда жесты последовательно

    используются для воспроизведения слов. В калькирующей жестовой речи

    применяются элементы речи дактильной для обозначения окончаний, суффиксов и

    т. д. Речь жестовая используется как вспомогательное средство (наряду с

    основным — словесной речью) в процессе обучения и воспитания детей с

    недостатками слуха.

    РЕЧЬ ПИСЬМЕННАЯ - вербальное (словесное) общение при помощи письменных

    текстов. Оно может быть и отсроченным (например, письмо), и

    непосредственным (обмен записками во время заседания). Речь письменная

    отличается от речи устной не только тем, что использует графику, но и в

    грамматическом (прежде всего синтаксическом) и стилистическом отношениях —

    типичными для письменной речи синтаксическими конструкциями и специфичными

    для нее функциональными стилями. Ей свойственна весьма сложная

    композиционно-структурная организация, которой необходимо специально

    овладевать, и отсюда — особая задача обучения письменной речью в школе.

    Поскольку текст письменной речи может быть воспринят одновременно или, во

    всяком случае, большими «кусками», восприятие письменной речи во многом

    отличается от восприятия устной речи.

    РЕЧЬ УСТНАЯ — вербальное (словесное) общение при помощи языковых средств,

    воспринимаемых на слух. Устная речь характеризуется тем, что отдельные

    компоненты речевого сообщения порождаются и воспринимаются последовательно.

    Процессы порождения устную речь включают звенья ориентировки,

    одновременного планирования (программирования), речевой реализации и

    контроля: при этом планирование в свою очередь совершается по двум

    параллельным каналам и касается содержательной и моторно-артикуляционной

    сторон устной речи.

    РЕЧЬ ЭГОЦЕНТРИЧЕСКАЯ (от лат. ego— я, centrum — центр круга) речь,

    обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую

    деятельность ребенка. Как показал Л. С. Выготский в полемике с швейцарским

    психологом Ж. Пиаже (впоследствии согласившимся с его точкой зрения),

    эгоцентрическая речь генетически восходит к внешней (коммуникативной) речи

    и является продуктом ее частичной интериоризации. Таким образом,

    эгоцентрическая речь как бы переходный этап от внешней к внутренней речи.

    Понятие эгоцентрической речи используется также в патопсихологии при

    описании соответствующих синдромов.

    Мышление как познавательный процесс

    Мышление — это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью

    психический процесс поисков и открытия существенное нового, процесс

    опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее

    анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности

    из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.

    Познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятий. Любое, даже

    наиболее развитое, мышление всегда сохраняет связь с чувственным познанием,

    т.е. с ощущениями, восприятиями и представлениями. Весь свой материал

    мыслительная деятельность получает только из одного источника - из

    чувственного познания. Через ощущения и восприятия мышление непосредственно

    связано с внешним миром и является его отражением. Правильность

    (адекватность) этого отражения непрерывно проверяется в процессе

    практического преобразования природы и общества.

    Поскольку в рамках только чувственного познания невозможно до конца

    расчленить такой общий, суммарный, непосредственный эффект взаимодействия

    субъекта с познаваемым объектом, необходим переход от ощущений и восприятий

    к мышлению. В ходе мышления осуществляется дальнейшее, более глубокое

    познание внешнего мира. В результате удается расчленить, распутать

    сложнейшие взаимозависимости между предметами, событиями, явлениями.

    В процессе мышления, используя данные ощущений, восприятий и представлений,

    человек вместе с тем выходит за пределы чувственного познания, т.е.

    начинает познавать такие явления здешнего мира, их свойства и отношения,

    которые непосредственно вовсе не даны в восприятиях и потому

    непосредственно вообще не наблюдаемы. Например, физики изучают свойства

    элементарных частиц, которые невозможно увидеть даже с помощью самого

    мощного современного микроскопа. Иначе говоря, они непосредственно не

    воспринимаются: их нельзя видеть — о них можно только мыслить. Благодаря

    абстрактному, отвлеченному, опосредствованному мышлению удалось доказать,

    что такие невидимые элементарные частицы все же существуют в

    действительности и обладают определенными свойствами. Эти свойства

    непосредственно не наблюдаемых частиц познаются в процессе мышления опять-

    таки косвенным, не прямым, т.е. опосредствованным, путем.

    Таким образом, мышление начинается там, где оказывается уже недостаточным

    или даже бессильным чувственное познание. Мышление продолжает и развивает

    познавательную работу ощущений, восприятий и представлений, выходя далеко

    за их пределы.

    Для мыслительной деятельности человека существенна ее взаимосвязь не только

    с чувственным познанием, но и с языком, с речью. В этом проявляется одно из

    принципиальных различий между человеческой психикой и психикой животных.

    Элементарное, простейшее мышление животных всегда остается лишь наглядно-

    действенным; оно не может быть отвлеченным, опосредствованным познанием.

    Оно имеет дело лишь непосредственно воспринимаемыми предметами, которые в

    данный момент находятся перед глазами животного. Такое примитивное мышление

    оперирует с предметами в наглядно-действенном лане и не выходит за его

    пределы.

    Только с появлением речи становится возможным отвлечь от познаваемого

    объекта то или иное его свойство и закрепить, зафиксировать представление

    или понятие о нем в специальном слове. Мысль обретает в слове необходимую

    материальную оболочку, в которой она только и становится непосредственной

    действительностью для других людей и для нас самих. Человеческое мышление —

    в каких бы формах оно ни осуществлялось — невозможно без языка. Всякая

    мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью. Чем глубже и

    основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она

    выражается в словах, в устной и письменной речи. И наоборот, чем больше

    совершенствуется, оттачивается словесная формулировка какой-то мысли, тем

    отчетливее и понятнее становится сама эта мысль.

    Таким образом, человеческое мышление неразрывно связано языком, с речью.

    Мышление необходимо существует в материальной, словесной оболочке.

    Психологически исследовать мышление как процесс - значит изучить

    внутренние, скрытые причины, приводящие к образованию тех или иных

    познавательных результатов. Таковыми результатами, продуктами мышления

    являются, например, следующие факты: решил или не решил задачу данный

    ученик; возник у него или нет замысел, план решения, догадка; усвоил он или

    нет определенные знания, способы действия; сформировалось ли у него новое

    понятие и т.д. а всеми этими внешне выступающими фактами психология

    стремится вскрыть внутренний мыслительный процесс, к ним приводящий. Тем

    самым она исследует внутренние, специфические причины, которые позволяют

    объяснить, а не только констатировать и описывать внешне выступающие

    психические явления и события. Психологическая наука исходит при этом из

    принципа детерминизма (принципа причинной обусловленности): внешние причины

    действуют через внутренние условия. Иначе говоря, например, любое

    педагогическое воздействие влияет на человека не прямо и не

    непосредственно, а опосредтсвованно — преломляясь через психическое

    состояние данного человека, в зависимости от его чувств, мыслей и т.д.

    Представим себе, что несколько учеников решают - каждый самостоятельно —

    одну и ту же задачу: на определенном этапе мыслительного процесса решения

    учитель оказывает каждому из них некоторую совершенно одинаковую помощь,

    подсказывая одну из теорем, на которой основано решение. Такая помощь

    извне, со стороны, окажет не одинаковое, а различное воздействие на каждого

    из учеников — в зависимости от того, насколько далеко сам школьник успел

    продвинуться вперед в процессе обдумывания задачи, т.е. в зависимости от

    внутренних условий его мышления. Чем дальше и быстрее продвинулся вперед

    ученик, чем глубже он успел осмыслить задачу, тем больше подготовлена почва

    для использования подсказки, данной извне, тем в большей степени

    сформировались внутренние условия для принятия помощи со стороны. И

    наоборот, чем меньше ученик сам продумал ту же задачу, тем труднее ему

    воспользоваться такой внешней подсказкой и довести решение до конца.

    Вначале он вообще может подумать, что подсказываемая теорема не имеет

    никакого отношения к делу, т.е. попросту не примет помощь со стороны, не

    сможет ею воспользоваться. Все это и означает, что внешнее (педагогическое

    и др.) воздействие дает тот или иной психический эффект, лишь преломляясь

    через внутренние условия. Факт неиспользования подсказки, помощи со стороны

    (которая, казалось бы, прямо указывает путь к решению) особенно отчетливо

    обнаруживает наличие таких внутренних специфических условий и

    закономерностей мыслительного процесса.

    Процесс мышления — это прежде всего анализ, синтез и обобщение. Анализ -

    это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств,

    связей, отношений и т.д.; это расчленение познаваемого объекта на различные

    компоненты. Например, школьник на занятиях кружка юных техников, пытаясь

    понять способ действия какого-либо механизма или машины, прежде всего

    выделяет различные элементы, детали этого механизма и разбирает его на

    отдельные части.

    Анализ и синтез, вообще деятельность мышления, как и всякая другая

    деятельность, всегда вызваны какими-то потребностями личности. Если нет

    потребностей, нет и деятельности, которую они могли бы вызвать.

    Изучая мышление, как и любой другой психический процесс, психологическая

    наука учитывает и в той или иной степени специально исследует, какие именно

    потребности и мотивы заставили данного человека включиться в познавательную

    деятельность и при каких конкретных обстоятельствах у него возникла

    потребность в анализе, синтезе и т.д. В противоположность психологии

    формальная логика абстрагируется не только от взаимоотношений мышления с

    чувственным познанием, но и от взаимосвязей мыслительной деятельности с

    потребностями, мотивами, эмоциями). Мыслит, думает не само по себе "чистое"

    мышление, не сам по себе мыслительный процесс как таковой, а человек,

    индивид, личность, обладающая определенными способностями, чувствами и

    потребностями. Неразрывная связь мыслительной деятельности с потребностями

    отчетливо обнаруживает тот важнейший факт, что всякое мышление — это всегда

    мышление личности во всем богатстве ее взаимоотношений с природой,

    обществом, с другими людьми.

    Исследуемые в психологии мотивы мышления бывают двух видов: 1) специфически

    познавательные и 2) неспецифические. В первом случае побудителями и

    движущими силами мыслительной деятельности служат интересы и мотивы, в

    которых проявляются познавательные потребности (любознательность и т.д.).

    Во втором случае мышление начинается под влиянием более или менее внешних

    причин, а не чисто познавательных интересов. Например, школьник может

    начать готовить уроки, решать задачу, думать над ней не из желания узнать и

    открыть для себя что-то новое, а лишь потому, что он боится отстать от

    товарищей и т.д. Но какой бы ни была исходная мотивация мышления, по мере

    его осуществления начинают действовать и собственно познавательные мотивы.

    Часто бывает так, что ученик садится учить уроки лишь по принуждению

    взрослых, но в процессе учебной работы у него возникают и чисто

    познавательные интересы к тому, что он делает, читает, решает.

    Таким образом, человек начинает мыслить под влиянием тех или иных

    потребностей и в ходе его мыслительной деятельности возникают и развиваются

    все более глубокие и сильные познавательные потребности.

    Мышление имеет целенаправленный характер. Необходимость в мышлении

    возникает прежде всего тогда, когда в ходе жизни и практики перед человеком

    появляются новая цель, новая проблема, новые обстоятельства и условия

    деятельности. Например, так бывает, когда врач сталкивается с каким-то

    новым, до сих пор неизвестным заболеванием и пытается найти и использовать

    новые методы его лечения. По самому своему существу мышление необходимо

    лишь в тех ситуациях, в которых возникают эти новые цели, а старые, прежние

    средства и способы деятельности недостаточны (хотя и необходимы) для их

    достижения. Такие ситуации называются проблемными. С помощью умственной

    деятельности, берущей начало в проблемной ситуации, удается создать,

    открыть, найти, изобрести новые способы и средства достижения целей и

    удовлетворения потребностей.

    Мышление - это искание и открытие нового. В тех случаях, где можно обойтись

    старыми, уже известными способами действия, прежними знаниями и навыками,

    проблемной ситуации не возникает и потому мышление попросту не требуется.

    Например, уже ученика II класса не заставляет мыслить вопрос типа: "Сколько

    будет 2 х 2?". Для ответа на такие вопросы вполне достаточно лишь старых,

    уже имеющихся у этого ребенка знаний.

    Индивидуальные особенности мышления у различных людей проявляются прежде

    всего в том, что у них по-разному складывается соотношение разных и

    взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-

    образного, наглядно-действенного и отвлеченного мышления). К индивидуальным

    особенностям мышления относятся также и другие качества познавательной

    деятельности: самостоятельность, гибкость, быстрота мысли.

    Самостоятельность мышления проявляется прежде всего в умении увидеть и

    поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить их своими силами.

    Творческий характер мышления отчетливо выражается именно в такой

    самостоятельности.

    Гибкость мышления заключается в умении изменять намеченный вначале путь

    (план) решения задач, если он не удовлетворяет тем условиям проблемы,

    которые постепенно вычленяются в ходе ее решения и которые не удалось

    учесть с самого начала.

    Быстрота мысли особенно нужна в тех случаях, когда от человека требуется

    принимать определенные решения в очень короткий срок (например, во время

    боя, аварии). Но она нужна также и школьникам. Так, некоторые хорошие

    ученики даже в старших классах, когда их вызывают к доске решать новую для

    них задачу, смущаются и теряются. Эти отрицательные эмоции затормаживают их

    мышление; мысль начинает работать очень медленно и часто безуспешно, хотя в

    спокойной обстановке (дома или за партой, а не у доски) те же школьники

    быстро и хорошо решают подобные и даже более трудные задачи. Это резкое

    замедление мысли под влиянием тормозящих эмоций и чувств нередко

    проявляется и на экзаменах. У других школьников, наоборот, общее

    возбуждение и волнение во время экзамена не замедляют, а стимулируют и

    ускоряют мышление. Тогда они могут добиться более высоких результатов, чем

    в обычной, спокойной обстановке.

    Эти индивидуальные особенности некоторых учеников необходимо специально

    учитывать, чтобы правильно оценить их умственные способности и знания.

    Все перечисленные и многие другие качества мышления тесно связаны с

    основным его качеством, или признаком. Важнейший признак всякого мышления -

    независимо от его отдельных индивидуальных особенностей — умение выделять

    существенное, самостоятельно приходить ко все новым обобщениям. Когда

    человек мыслит, он не ограничивается констатацией того или иного отдельного

    факта или события, пусть даже яркого, интересного, нового и неожиданного.

    Мышление необходимо идет дальше, углубляясь в сущность данного явления и

    открывая общий закон развития всех более или менее однородных явлений, как

    бы внешне они не отличались друг от друга.

    Литература

    Психология. Словарь/Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: Политиздат, 1990.

    - 494 с.

    Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов выш. пед. учеб. заведений. В 3

    кн. Кн. 1. М.: Просвещение, 1995. - 576 с.

    Хрестоматия по общей психологии: психология мышления. - М.. 1981.

    Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис

    числа у ребенка. Логика и психология. - М., 1969.

    Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. -М., 1986

    Мухина В.С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов/Под ред.

    Л.А. Венгера. - М.:Просвещение. 1985. - 272 с.

    Развитие мышления и умственное развитие дошкольника/Под ред. Н.Н.

    Поддъякова, А.Ф. Говорковой. - М.: Педагогика, 1985. - 200 с.


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.