МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Учет особенностей темперамента младшего школьника в процессе обучения

    и речевых процессов. Речь детей этого типа неторопливая, интонационно мало

    выразительная. Обычно учителю трудно добиться у них выразительности при

    чтении стихотворения. Внимание у флегматиков характеризуется устойчивостью

    и слабой переключаемостью.

    Флегматики поражают медлительностью и слабостью своих действий. На

    уроках они обычно сидят спокойно, не вертятся за партой, не толкают

    соседей, редко поднимают руку. Такой ученик не любит лишних движений, а

    совершает самые необходимые. Пишет ученик-флегматик, обычно, тоже медленно,

    во время диктантов отстает от класса. Школьник- флегматик, хорошо владеющий

    навыками чтения, все же читает гораздо медленнее, чем ученик живого типа.

    Движения его спокойные и медленные, мимика- бедная и маловыразительная,

    жесты- редкие, неэнергичные.

    2.4 Меланхолик

    На занятиях спокоен, не вскакивает, не кричит. Сидит всегда в одной и

    той же позе. Постоянно что-нибудь держит и вертит в руках. Настроение

    меняется от очень незначительных причин. Болезненно чувствителен, мнителен.

    Когда учитель делает ему замечание, долго сидит расстроенный и подавленный.

    Тяжело переносит обиды, огорчения, но внешне эти переживания выражаются

    слабо. Когда его вызывают, медленно подходит к учителю. Отвечает медленно,

    неуверенно. Стоит учителю прервать его ответ даже самым мягким замечанием,

    он сразу смущается, голос его становится глухим, тихим. Если при выполнении

    какого-то задания встречаются трудности, он теряется, не доводит работу до

    конца. Настроение колеблется между подавленным и спокойно-веселым. Очень

    сдержан в выражении своих чувств. Избегает общения с малознакомыми, новыми

    людьми, в новой обстановке проявляет неловкость. Но в благоприятных для

    него условиях его впечатлительность, тонкая эмоциональная чувствительность

    позволяют ему добиться больших успехов в музыке, рисовании. Любит ухаживать

    за цветами, животными. Отличается отзывчивостью, всегда готов придти на

    помощь.

    Меланхолики- ученики со слабым типом нервной системы, быстро утомляются.

    При выполнении заданий эти дети должны делать довольно частые перерывы для

    отдыха. Меланхолики, как правило, немногословны и говорят тихим голосом.

    Внимание такой ребенок может сосредоточить только при отсутствии

    посторонних раздражителей.

    Моторика меланхоликов не выделяется разнообразием. На уроках такие

    ученики сидят неподвижно, а на перемене оживляются. Однако, движения их,

    как правило, суетливые, не отличаются энергией, мимика маловыразительная,

    жесты скупые и вялые.

    3. Учет темпераментальных особенностей младших школьников в учебно-

    воспитательной работе.

    Как уже отмечалось выше, учителю необходимо учитывать особенности

    темперамента учащихся, с целью создания оптимальный для учеников условий

    обучения. Рассмотрим некоторые конкретные рекомендации. Однако прежде

    заметим, что преподаватель должен все время помнить, что в результате

    соответствующего воспитания, педагогического воздействия у учащихся с

    разным темпераментом можно и нужно воспитывать положительные качества,

    обеспечивающие гармоничное развитие каждого школьника.

    3.1 Учебно-воспитательная работа с сангвиниками.

    В отношении живых, общительных, энергичных сангвиников – нужно опираться

    на эти, характерные для них качества, пытаясь помочь им самоутвердиться

    среди сверстников, выработать свой индивидуальный стиль деятельности.

    Вместе с тем нужно учесть, что такие черты, как собранность, аккуратность,

    формируются у сангвиников с большим трудом, нежели у детей с другим

    темпераментом. Частая снисходительность к «мелким», на первый взгляд,

    нарушениям правил, порядка (не убрал учебники, разбросал карандаши, не

    повесил пальто на вешалку и т. д.), отсутствие контроля за поведением,

    действиями способствуют разрушению полезных привычек у сангвиников

    (затрудняет их формирование).

    Общительность детей-сангвиников располагает к ним окружающих, однако

    часто за внешней формой поведения маскируются не очень привлекательные

    черты характера (прилипчивость, навязчивость). Податливость и пластичность

    нервной системы, способствующие легкому вхождению в новую обстановку и в

    новую деятельность, подчас оборачиваются отрицательной стороной: ребенок

    меняет одну игрушку за другой, имеет много товарищей, но ни одного друга,

    за все берется, но редко доводит начатое до конца. Поэтому одной из задач

    воспитания ребенка-сангвиника является формирование у него устойчивых

    привязанностей, интересов.

    Сангвиник склонен к остроумию, быстро схватывает новое, легко

    переключает внимание. Работа, требующая быстрой реакции больше всего

    подходит ему. Он быстро устают от однообразия. Как только деятельность

    теряет свою привлекательность, ребенок старается ее прекратить,

    переключиться на другое. Во всех подобных ситуациях следует добиваться,

    чтобы начатое дело было закончено, обращать внимание на качество, не

    допускать поверхностного и небрежного выполнения задания. Плохо выполненную

    работу можно предложить сделать заново. Не следует допускать частой смены

    деятельности – привычка за все браться и не доводить до конца может стать

    свойством характера.

    Очень важно с малых лет учить ребенка внимательно относиться к

    сверстникам, способствовать установлению прочных, глубоких взаимоотношений

    сангвиника со сверстниками, тому, чтобы новые его знакомства не вытесняли

    старые привязанности. Не следует ограничивать живость и активность

    сангвиника, однако полезно учить его сдерживать при необходимости свои

    порывы, считаться с притязаниями других.

    3.2 Учебно-воспитательная работа с холериками.

    В отношении холериков необходимо учитывать, что часто именно характерные

    для них активность, подвижность, напористость, эмоциональность, помогают им

    занять в «детском обществе» благоприятное положение. Поэтому целесообразно

    использовать любимые ими подвижные и спортивные игры при формировании «Я-

    концепции», оптимизации взаимоотношений этих детей со сверстниками.

    Холерики легко возбудимы, как правило, очень энергичны. Сложность

    обучения и воспитания возбудимого ребенка нередко усугубляется неправильным

    отношением к нему взрослых, которые любой ценой пытаются препятствовать

    активности ребенка, сдерживают его подвижность. Не надо запрещать ему быть

    активным, не надо водить его за руку, читать нотации. Гораздо

    целесообразнее поддержать его полезное увлечение, стремиться так

    организовать жизнь, чтобы его активность находила полезное применение. Надо

    считаться с тем, что ребенок-холерик легко возбуждается, его трудно

    остановить, успокоить, уложить спать. Ни в коем случае нельзя применять

    «сильные меры» воздействия – окрики, шлепки, угрозы. От этого возбуждение

    только усиливается. С возбудимым ребенком следует говорить спокойно, но

    требовательно, без уговоров. Так как у этих детей от природы слабый

    тормозной процесс, их не следует корить за чрезмерное возбуждение. Нужно

    помочь его обуздать, и здесь будут уместны шутки, юмор.

    Как это ни кажется странным, «неутомимый» холерик нуждается в особо

    щадящем режиме. Целесообразно ограничить все, что возбуждает нервную

    систему, особенно во второй половине дня, перед сном.

    Возбудимым детям полезны все виды занятий, помогающие развитию

    сообразительности, сосредоточенности: настольные игры, конструирование,

    выпиливание, рисование – словом, все то, что может увлечь и требует

    усидчивости. Очень хорошо, если ребенок имеет постоянное трудовое

    поручение, это дисциплинирует, воспитывает умение управлять собой.

    Вместе с тем не нужно усердствовать в ограничении двигательной

    активности холериков (и сангвиников).

    Повышенная эмоциональность, реактивность, напористость холерика могут, в

    силу ему же присущих импульсивности, несдержанности, привести и к

    осложнению его взаимоотношений со сверстниками.

    Ребенку-холерику трудно следовать правилам общения: говорить спокойно,

    ждать своей очереди, уступать, считаться с чужими желаниями. Этому его

    следует терпеливо учить, применяя одобрение, напоминания, иногда замечания.

    От школьников-холериков учитель должен постоянно, мягко, но настойчиво

    требовать обдуманных, спокойных ответов, воспитывать у них сдержанность,

    ровное отношение к товарищам, взрослым. Во время выполнения учебного

    задания у холериков следует формировать умение последовательно, по

    определенному плану вести работу, необходимо от них требовать

    добросовестного отношения к работе в процессе всего выполнения задания. Но

    вместе с тем нельзя забывать об особой силе игрового общения, опоры на

    значимые для младших школьников мотивы деятельности. (игровые,

    соревновательные, самоутверждения и др.)

    Важно оценить по достоинству и присущие таким детям решительность,

    смелость, энергичность, устойчивость их интересов, нередко проявляющуюся

    инициативность.

    3.3 Учебно-воспитательная работа с флегматиками.

    В процессе учебной работы школьнику-флегматику нередко мешает его

    медлительность. В тех случаях, когда необходимо быстро сообразить, быстро

    запомнить, быстро что-либо сделать, флегматик проявляет полную

    беспомощность. Вместе с тем если уж он запоминает, то надолго и

    основательно. Педагог должен как можно чаще активизировать деятельность

    флегматичных учеников, бороться с равнодушием, излишним спокойствием и

    медлительностью, заставлять их работать в постоянном темпе, вызывать

    эмоциональное отношение к изучаемому, к процессу деятельности. Частой

    ошибкой при воспитании флегматиков является предъявление к ребенку

    требований без учета его природных особенностей, проявление недовольства

    нерасторопностью, неловкостью. Окрики, угрозы, подталкивания еще ни одному

    флегматику не помогли стать быстрым. Наоборот, такой сильный раздражитель,

    как окрик, оказывает тормозящее действие на ребенка, и, вместо того чтобы

    торопиться, он действует еще медленнее. Бывают случаи, когда ребенок вдруг

    проявляет нехарактерный для него темп деятельности, но быстрый темп требует

    от ребенка большого напряжения, а «запасы» этого напряжения невелики.

    Другой ошибкой взрослых является стремление отстранить малыша от всего,

    что требует усилий, немедленно прийти к нему на помощь. В таком случае

    ребенок никогда не станет подвижным, у него может развиться неуверенность в

    своих силах, стремление избегать всего того, что связано со словом

    «быстро».

    Важно набраться терпения и с малых лет учить медлительного ребенка

    приемам одевания, умывания, ухода за вещами, разным видам домашнего труда и

    самообслуживания. Об ускорении темпа обучения можно думать только тогда,

    когда ребенок овладеет правильными приемами, а в начале главное – не

    торопить. Развивать активность, подвижность флегматиков надо постепенно,

    соблюдая посильность в наращивании темпа. Важно поощрять даже

    незначительное проявление расторопности, подвижности.

    Медлительным детям надо создавать такие условия, чтобы вялость,

    малоподвижность не превратились в леность, а ровность чувств – в их

    бедность и слабость. Не следует избегать ситуаций, требующих находчивости,

    расторопности, но важно и похвалить такого ребенка за проявление этих

    качеств. Можно призвать на помощь игры-соревнования, а иногда будильник или

    песочные часы – учить закончить дело до звонка.

    Дети с малоподвижной нервной системой предпочитают спокойные игры и

    занятия. Это важно учесть учителю, особенно в оптимизации межличностных

    отношений флегматика со сверстниками. В дидактических играх, конструктивной

    деятельности особенно заметными для окружающих становятся такие значимые

    для успеха качества флегматиков, как уравновешенность, терпимость,

    способность к длительному сосредоточению, невозмутимость, самообладание,

    старательность, аккуратность. На эти качества следует опереться и при

    оказании помощи флегматику в выработке у него индивидуального стиля

    деятельности.

    В целях же преодоления возможных инертности, вялости следует включать

    флегматика и в такие виды деятельности, которые требуют от ребенка и

    двигательной активности – занятия гимнастикой, подвижные игры, походы,

    коллективный труд и др. В этих случаях от темпа, ритма работы ребенка

    зависит успех общего дела, и если он будет слишком медлительным, то может

    подвести товарищей. Но нельзя медлительных детей объединять в коллективном

    труде с теми, чей темп значительно выше. Это важно учитывать и при

    проведении спортивных игр и упражнений.

    В силу высокой ригидности флегматики медленно привыкают к новым условиям

    жизни. Этим детям трудно привыкать к школе, к учителям, трудно

    приспосабливаться к новому режиму, новым требованиям, расставаться с

    родителями, знакомиться с новыми детьми... Флегматикам нужно помочь

    преодолеть эти трудности. Чтобы развить умение приспосабливаться к новым

    условиям, полезно давать ребенку поручения, требующие общения с детьми или

    со взрослыми. Подобного рода деятельность помогает развить и

    коммуникативные умения у интровертов.

    Если ребенок приступил к делу, нельзя оставлять его одного, иначе период

    «раскачки» может затянуться. Ребенку-флегматику трудно не только начать

    дело, но и закончить его. Следует заранее предупредить его о необходимости

    закончить работу, но не прерывать его резко. Очень хорошо, если флегматик

    будет дружить с подвижным ребенком. Но надо следить, чтобы энергичный

    товарищ не брал всю инициативу в свои руки. Все это поможет превратить

    «тихоню»-флегматика в старательного, аккуратного, вдумчивого,

    трудолюбивого, значимого для сверстников и любимого ими товарища.

    3.4 Учебно-воспитательная работа с меланхоликами.

    Также преподаватель должен учитывать особенности учащихся-меланхоликов.

    В учебной работе меланхолики не способны переносить сильные и длительные

    напряжения, что объясняется быстрым переходом клеток из мозга в состояние

    охранительного торможения. У учащихся с меланхолическим темпераментом

    следует развивать общительность, чувство коллективизма, воспитывать чувство

    дружбы и товарищества. В обучении ребенка-меланхолика особенно важно

    соблюдать щадящий режим и принцип постепенности. Прежде всего следует

    ограничить шум, количество игрушек, сузить круг знакомств, ведь малыш не

    переносит сильных раздражителей. Но в то же время надо приучать ребенка не

    бояться шума, спокойно, без тревоги относиться к новому человеку, уметь

    активно действовать с новой игрушкой. Круг знакомств тоже следует расширять

    постепенно, начав с одного спокойного сверстника. После того, как ребенок

    освоится этот круг можно расширить. Дети со слабым типом нервной системы с

    огромным трудом входят в коллектив, нелегко отрываются от мамы, медленно

    привыкают к режиму, долго плачут, отказываются от занятий, не разговаривают

    со сверстниками.

    Первые дни пребывания такого ребенка в школе требуют огромного внимания

    со стороны учителя. Надо проявить внимание, чуткость, важно расположить

    ребенка к себе, вызвать доверие (в противном случае он будет долго

    страдать).

    Дети со слабой нервной системой требуют бережного отношения: на них

    нельзя повышать голос, проявлять чрезмерную требовательность и строгость,

    наказывать – все эти меры вызовут слезы, замкнутость, повышенную

    тревожность и другие нежелательные реакции. Говорить с такими детьми

    следует мягко, но уверенно, не скупиться на ласку.

    Меланхолики отличаются внушаемостью, поэтому нельзя подчеркивать их

    недостатки – это лишь закрепит их неуверенность в своих силах.

    Неоднозначным должно быть отношение к тревожности. После снятия

    адаптационного стресса тревожность может явиться условием, которое будет

    стимулировать активность, саморегуляцию деятельности ребенка. Детям-

    меланхоликам свойственна высокая чувствительность к допущенным ошибкам и в

    то же время высокий уровень самоконтроля. Это обеспечивает довольно высокую

    продуктивность и качество работы, высокую обучаемость.

    Надо учесть, что меланхолики – интроверты. Они чаще планируют свои

    действия без побуждения со стороны других людей. Очень важно помочь им

    найти друзей, преодолеть робость, неуверенность в себе, излишнюю

    тревожность.

    У меланхоликов необходимо развивать стремление к активности, умение

    преодолевать трудности. Следует поддерживать положительные эмоции этих

    детей.

    Дети со слабой нервной системой требуют относительно частого отдыха.

    Успех в работе с меланхоликами предполагает и опору на ценные их

    качества – чувствительность к эмоциональным воздействиям, способность к

    сопереживаниям, эмпатии и др. Детям этого темперамента обычно легче

    проявить себя, самоутвердиться в художественной деятельности (музыкальной,

    изобразительной и др ). Важно учитывать это в процессе воспитательной и

    коррекционной работы.

    4. Психолого-педагогические рекомендации для проведения урока с учетом

    особенностей темперамента младших школьников.

    Знание черт темперамента детей позволяет правильнее понимать некоторые

    особенности их поведения, дает возможность варьировать нужным образом

    приемы воспитательных воздействий.

    Прежде всего, нужно отметить, что очень важно умение учителя

    конкретизировать приемы организации внимания школьников с учетом

    индивидуальных особенностей их темперамента.

    Уже в начале урока учитель должен организовать внимание школьников,

    создать готовность их к серьезной умственной работе.

    Зная, что внимание сангвиника отличается подвижностью, учитель с первых

    минут урока должен стараться держать такого ученика в поле зрения и

    направлять его сосредоточенность на учебную работу. На парте не должно быть

    ничего постороннего.

    Для переключения внимания школьников- холериков необходимо найти

    соответствующие данной ситуации приемы быстрого вовлечения в учебную

    работу. Определенное знание здесь имеют обращения учителя к ученику с

    такими вопросами, как: "Что было задано на дом?", "Какие трудности были при

    подготовке к уроку?" ; привлечение школьников к раздаче классных тетрадей,

    к помощи учителю в подготовке к пользованию на уроке приборами, наглядными

    пособиями. Не стоит обращаться с такими детьми резко.

    Для детей меланхолического темперамента показательно медленное

    сосредоточение внимания в начале урока. Устный опрос, контрольная работа,

    новый вид занятий– являются для них сильными раздражителями, вызывающими

    повышенное переживание. Зная это, учитель должен стремиться отвлечь

    внимание школьника от его эмоционального состояния и направить его на

    учебную работу, чему будет способствовать создание в классе спокойной

    обстановки.

    При изложении нового материала имеет значение быстрота сообразительности

    учащегося и стойкость его сосредоточенности.

    У школьников холерического темперамента при правильной организации

    учителем урока в большинстве случаев наблюдаем ярко выраженную устойчивость

    внимания. В организации внимания таких детей особенно важно увлечь работой,

    подчеркнуть важность изучаемого вопроса. Для поддержания сосредоточенности

    сангвиника следует привлекать их к ответу на вопросы по ранее известному

    материалу.

    Учащиеся флегматического темперамента при слушании нового материала в

    случаях, когда требуется быстрота, сообразительность, не всегда успевают

    следить за ходом мысли учителя. В таких случаях следует излагать материал

    более размеренным темпом, стараться проверить усвоение нового.

    От индивидуального подхода к детям разных темпераментов во многом

    зависит и выполнение на уроке самостоятельных работ. У холерика не редко не

    хватает выдержки в преодолении встретившихся трудностей.

    Нужно побуждать ученика к проявлению уравновешенности в поведении,

    настойчивости и терпеливости в работе.

    Некоторые учащиеся сангвинистического темперамента часто отвлекаются от

    работы или выполняют ее слишком поспешно. Это приводит к ошибкам, которых

    можно было бы избежать. Таких школьников важно побуждать к самоконтролю в

    работе.

    Внимание школьника- меланхолика обычно неустойчиво, ребенок не уверен в

    своих знаниях, постоянно сомневается. Учителю следует с самого начала

    данного вида работы поддерживать в ребенке чувство уверенности в себе.

    Во время устного вопроса и закрепления знаний также необходимо обращать

    внимание на эмоциональное состояние меланхоликов. У некоторых учителей не

    хватает выдержки ждать, пока ученик сосредоточится и начнет отвечать.

    Уравновешенность особенно следует соблюдать при общении с детьми

    холерического темперамент. Причиной сильного возбуждения холерика во многих

    случаях является незнание или непонимание, какого- либо вопроса. Снижению

    возбудимости будет способствовать спокойное разъяснение учителем вопроса.

    Школьники же с сильным развитием флегматических черт обычно говорят

    медленно, вяло. Стремление учителя поторопить таких детей не всегда

    приводит к положительным результатам.

    Активизации памяти и мышления учащихся сангвинистического темперамента в

    значительной степени помогает разнообразие приемов закрепления нового

    материала и опроса.

    Учителю необходимо обращать внимание и на тон, которым делается

    замечание.

    По отношению к школьникам- сангвиникам положительное значение имеет

    твердость в тоне замечания, на холерика имеют воздействие замечания,

    сделанные спокойным, но требовательным тоном. В тоне замечаний детям-

    меланхоликам должна быть мягкость и предупредительность. Резкий тон общения

    на таких детей действует тормозящим образом. Оценочные замечания нередко

    вызывают у них слезы.

    Осуществление учителем педагогически оправданного подхода к школьникам с

    различными типами темперамента – важная психологическая предпосылка

    успешности их учебных занятий и внеклассной деятельности.

    Выводы.

    1) Существуют возрастные особенности темперамента, то есть в каждом

    возрасте существует своя специфика активности, эмоциональности и

    моторики.

    2) В младшем школьном возрасте наблюдаются следующие особенности

    темперамента:

    . В младшем школьном возрасте дети обладают более слабой, чем в более

    старшем возрасте, нервной системой; что в равной мере относится к

    процессам возбуждения и торможения.

    . Слабость процесса возбуждения проявляется прежде всего в малой

    выносливости нервной системы, быстром утомлении и легком возникновении

    охранительного торможения.

    . Показателем слабости является также сильно развитое индуктивное (внешнее)

    торможение, которое выражается в затормаживании действий под влиянием

    побочных раздражителей: мельчайшее изменение обстановки в классе

    отвлекает внимание учащихся от школьных занятий.

    . Пониженной работоспособности (выносливости) сопутствует повышенная

    возбудимость и чувствительность индивида, что, в частности, выражается в

    моторных и эмоциональных реакциях, неадекватных силе раздражителей.

    Помимо того, что эти реакции очень сильны, они имеют короткий латентный

    период.

    . Многие исследования показывают, что именно к концу младшего школьного

    возраста исчезают большие различия в работоспособности нервной системы

    между детьми и взрослыми.

    . В младшем школьном возрасте наблюдается неуравновешенность при

    преобладании силы возбуждения. Ребенок младшего школьного возраста своим

    поведением в известном смысле напоминает холерика. Затем эта

    неуравновешенность, вызванная большей слабостью торможения в сравнении с

    возбуждением, постепенно уменьшается, и в возрасте около 12 лет ребенок в

    этом отношении уже заметно не отличается от взрослого.

    . Преобладание возбуждения над торможением проявляется прежде всего в

    импульсивности и взрывном характере поведения ребенка. Для него типичен

    пониженный контроль за ситуационно обусловленным поведением (то есть

    действующими в данный момент стимулами).

    3) Но на фоне возрастных особенностей у ребенка обнаруживаются и такие

    черты, которые говорят о принадлежности его к тому или иному типу

    темперамента.

    Список использованной литературы.

    1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996.

    2. Ересь Е. П. Темперамент и его воспитание у школьников. Минск, 1960.

    3. Жутикова Н. В. Учителю о практике психологической помощи М., 1988.

    4. Кречмер Э. Теория темпераментов. // Психология индивидуальных различий.

    Хрестоматия. М., 2000.

    5. Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей дошкольного

    возраста - М., 1988.

    6. Крутецкий В.А. Психология. М.,1986.

    7. Мерлин В. С. Очерк теории темперамента - М., 1964.

    8. Небылицын В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии. //

    Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000.

    9. Немов Р.С. Психология. Учебник. Т. 1. М., 1995.

    10. Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6-7 лет - М., 1992.

    11. Петровский А. В. Введение в психологию. М., 1995.

    12. Петровский В. А., Виноградова А. М., Кларина Л. М. и др. Учимся

    общаться с ребенком. М., 1993.

    13. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Т. II М., 1989.

    14. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических

    различий. М., 1979.

    15. Русалов В.М. О природе темперамента и его места в структуре

    индивидуальных свойств человека. // Вопросы психологии. 1985 ном 1.

    16. Русалов В.М. Опросник структуры темперамента. Метод. пособие. М., 1990.

    17. Теплов Б.М., Небылицын В.Д. Изучение основ свойств высшей нервной

    системы и их значение для психологии индивидуальных различий. // Вопросы

    психологии. 1963, 5.

    18. Теплов Б.М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной

    деятельности человека и методика их опредления. // Психология

    индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000.

    19. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982.

    20. Якушева Т. Г. О педагогическом такте учителя. М.: «Просвещение», 1970.

    -----------------------

    [1] Теплов Б.М., Небылицын В.Д. Изучение основ свойств высшей нервной

    системы и их значение для психологии индивидуальных различий. // Вопросы

    психологии. 1963, 5. С. 38-47.

    [2] Стреляу Я. «Роль темперамента в психическом развитии» - М., 1982. С.

    163.

    [3] Кречмер Э. Теория темпераментов. // Психология индивидуальных различий.

    Хрестоматия. М., 2000. С.343-351.

    [4] Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических

    различий. М., 1979.

    [5] Теплов Б.М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной

    деятельности человека и методика их опредления. // Психология

    индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000. С.163-171.

    [6] Небылицын В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии. //

    Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000. С.179-193.

    [7] Русалов В.М. О природе темперамента и его места в структуре

    индивидуальных свойств человека. // Вопросы психологии. 1, С. 19-32.

    [8] Русалов В.М. Опросник структуры темперамента. Метод. пособие. М., 1990.

    [9] Стреляу Я. «Роль темперамента в психическом развитии» - М., 1982.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.