МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Учет особенностей темперамента младшего школьника в процессе обучения

    структурами индивидуальности, а именно — с общим интеллектом и творческими

    способностями.

    Выводы.

    1) Темперамент является динамической характеристикой психической

    активности и связан с такими характеристиками, как темп, быстрота,

    интенсивность, сила и др.

    2) Темперамент основан на особенностях физиологии человека и в этом

    смысле он относится к числу врожденных характеристик человека. В

    настоящее время не существует единого мнения о физиологической основе

    темперамента.

    3) В результате наблюдением за динамическими проявлениями людей

    сформировались описания четырех типов темперамента: холерик,

    сангвиник, флегматик и меланхолик. Каждый из этих типов более

    адекватен той или иной ситуации, так что нельзя их оценивать с точки

    зрения "плохой - хороший".

    4) Темперамент тесно связан с другими личностными проявлениями человека

    (характером, способностями и т.д.), выступая, как их динамическая

    основа.

    5) На основе анализа основных результатов, полученных в различных школах,

    можно сделать вывод о том, что в большинстве случаев в состав

    темпераментальных свойств исследователи включают динамические,

    стилевые и энергетические характеристики поведения.

    6) Общепризнанным является представление о наследственной обусловленности

    темперамента, его относительной устойчивости, о единстве, целостности

    проявлений в темпераменте биологических и психологических качеств

    человека.

    7) Никто, кроме В.М.Русалова с соавторами, из рассмотренных в главе

    авторов не ставит вопрос о теоретической модели темперамента,

    основанной на современных представлениях о биологической организации

    человека, и прежде всего — работе нервной системы, из которой можно

    было бы вывести заданное количество основных шкал (факторов)

    темперамента.

    8) Большинство изучаемых свойств темперамента носит, как правило,

    описательный характер. Количество свойств вытекает не из определенной

    теоретической модели, а детерминировано особенностями факторной

    обработки исходных характеристик темперамента.

    9) В факторных теориях темперамента ничего не говорится о развитии

    свойств темперамента, о влиянии одних свойств на другие, об их роли и

    месте в структуре личности и индивидуальности.

    Глава II. Возрастные особенности темперамента младшего школьника.

    1. Возрастные изменения темперамента.

    Темперамент подобно всем свойствам организма, подвержен возрастным

    изменениям, прежде всего связанным с процессом созревания или с изменениями

    поведения, вытекающими главным образом из анатомического и физиологического

    развития нервной системы и других систем организма.

    Тот факт, что свойства темперамента подвержены возрастным изменениям,

    подтверждается результатами исследований, проведенных как с животными, так

    и с людьми.

    Изучение типов нервной системы у детей различного возраста подтверждает

    существование возрастных изменений темперамента (свойств нервной системы),

    обусловленных прежде всего созреванием центральной нервной системы и

    эндокринного аппарата. Такие наблюдения проводили еще в 30-х годах нашего

    столетия, и в настоящее время дают примерно такие же результаты. Наиболее

    систематично они изложены в работах психологов: В. Э. Чудновского, Н. С.

    Лейтеса и Э. И. Маствилискер. Из них выводятся некоторые закономерности.

    Рассмотрим некоторые из закономерностей возрастных изменений темперамента,

    акцентируя внимание на младшем школьном возрасте.

    1. На раннем этапе своего развития дети обладают слабой нервной системой;

    это в равной мере относится к процессам возбуждения и торможения.

    Слабость процесса возбуждения проявляется прежде всего в малой

    выносливости нервной системы, быстром утомлении и легком возникновении

    охранительного торможения. Показателем слабости является также сильно

    развитое индуктивное (внешнее) торможение, которое выражается в

    затормаживании действий под влиянием побочных раздражителей. О том,

    что такое торможение проявляется еще в младшем школьном возрасте,

    прекрасно знают учителя: ведь им часто приходится наблюдать, как

    мельчайшее изменение обстановки в классе отвлекает внимание учащихся

    от школьных занятий. Пониженной работоспособности (выносливости)

    сопутствует повышенная возбудимость и чувствительность индивида, что,

    в частности, выражается в моторных и эмоциональных реакциях,

    неадекватных силе раздражителей. Помимо того, что эти реакции очень

    сильны, они имеют короткий латентный период. Многие исследования

    показывают, что сила процесса возбуждения, еще малая в дошкольном

    возрасте, достигает соответствующего данному индивиду максимального

    уровня примерно к 7—8-му году жизни. Начиная с этого возраста, больших

    различий в работоспособности нервной системы между детьми и взрослыми

    уже не отмечается.

    2. Общепринято мнение, что сила процесса торможения, выражающаяся прежде

    всего в способности к образованию и устойчивости различных условных

    тормозных реакций, достигает своего максимального уровня позднее, чем

    сила процесса возбуждения. Однако относительно возраста, в котором это

    свойство обнаруживается уже в зрелой форме, нет единого мнения. Есть

    данные, полученные, правда, в основном в опытах с животными, из

    которых следует, что сила процесса торможения в большей мере, чем сила

    процесса возбуждения, подвержена влиянию тренировок, особенно в раннем

    онтогенезе. Слабость процесса торможения в первые годы жизни ребенка

    проявляется главным образом в пониженной способности сдерживать

    различные реакции, в склонности к нарушению запретов, в

    преждевременных реакциях и т. п.

    3. Возрастная характеристика уравновешенности нервных процессов вытекает,

    собственно, из специфики возбуждения и торможения в соответствующих

    периодах жизни. Принимая во внимание более длительный процесс

    созревания силы торможения в нервной системе, в первоначальный период

    развития наблюдается неуравновешенность при преобладании силы

    возбуждения. Ребенок дошкольного и младшего школьного возраста своим

    поведением в известном смысле напоминает холерика. Затем эта

    неуравновешенность, вызванная большей слабостью торможения в сравнении

    с возбуждением, постепенно уменьшается, и в возрасте около 12 лет

    ребенок в этом отношении уже заметно не отличается от взрослого.

    Преобладание возбуждения над торможением проявляется прежде всего в

    импульсивности и взрывном характере поведения ребенка. Для него

    типичен пониженный контроль за ситуационно обусловленным поведением

    (то есть действующими в данный момент стимулами). Однако аналогичное

    поведение может быть вызвано не только недостаточно зрелой

    способностью к торможению и, следовательно, преобладанием возбуждения,

    но и слабостью возбуждения при одновременной слабости торможения.

    Слабость процесса возбуждения является фактором, вызывающим такие

    формы поведения, которые напоминают неуравновешенных индивидов. Это

    объясняется неадекватностью силы реакции силе раздражителей или в

    более общем случае — значению ситуации, на которую реагирует индивид.

    4. Что касается подвижности нервных процессов, то в зависимости от того,

    какие показатели этого свойства принимаются во внимание, его

    возрастная динамика может выглядеть по-разному. Это свидетельствует о

    давно уже отмеченной неоднородности этого свойства нервной системы. В

    раннем онтогенезе наблюдается большая неустойчивость и изменчивость

    реакций, что выражается в затруднениях при выполнении заданий, в

    изменениях реакций под влиянием перемен в обстановке, в неустойчивости

    условно-рефлекторной деятельности и т. п. С возрастом поведение

    становится все более стабильным, благодаря чему оно в меньшей мере

    зависит от непосредственных стимулов. Если учитывать классические

    показатели подвижности, в особенности способность к переделке

    сигнального значения пары раздражителей и легкость образования

    динамических стереотипов, то можно сказать, что в раннем онтогенезе

    подвижность сравнительно невелика и возрастает с развитием индивида.

    Это проявляется, в частности, в том, что дети школьного возраста легче

    и быстрее приспосабливаются к изменяющимся условиям, у них лучше

    протекает процесс переучивания или переделки различных навыков, чем у

    детей дошкольного возраста. Так понимаемая подвижность снова явно

    снижается в пожилом возрасте, для которого типична пониженная

    адаптируемость к изменениям обстановки, значительная ригидность форм

    поведения.

    Итак, чем младше ребенок, тем больше его отличают некоторые признаки

    слабости типа нервной системы. Это не только маленькая выносливость, но и

    повышенная чувствительность, яркость восприятия, детская впечатлительность

    и такие черты, как легкость перехода к возбуждению, импульсивность.

    Характерны также интенсивность эмоциональных переживаний и их

    неустойчивость (стремительные переходы от слез к улыбке). Слабость нервной

    системы удивительным образом сочетается с быстрым возобновлением энергии.

    Как писал К. Д. Ушинский, “заставьте ребенка сидеть, он очень скоро

    устанет, лежать — то же самое; идти он долго не может, не может долго ни

    говорить, ни петь, ни читать, и менее всего долго думать; но он резвится и

    движется целый день, переменяет и перемешивает все эти деятельности и не

    устает ни на минуту; а крепкого детского сна достаточно, чтобы возобновить

    детские силы”.

    В связи со всем вышесказанным нельзя не учитывать, что существуют

    возрастные особенности темперамента: «в каждом возрасте — своя специфика

    активности, эмоциональности и моторики. В младшем школьном возрасте — это

    легкость пробуждения интереса и краткость состояния сосредоточенности,

    связанные с той же слабостью нервной системы. И эмоциональность, и моторика

    в эту пору, конечно, иные, чем в последующие годы, когда одновременно

    происходит увеличение возможностей нервной системы и утрата ее ценных

    детских свойств», — отмечал Я. Стреляу в своей книге «Роль темперамента в

    психическом развитии»[9].

    Но на фоне возрастных особенностей у ребенка обнаруживаются и такие

    черты, которые говорят о принадлежности его к тому или иному типу

    темперамента. Различия в этом отношении вполне определенно выступают,

    например, когда дети уже овладели устной речью. Так, если речь у ребенка

    громкая, быстрая и отчетливая, с правильными интонациями, сопровождаемая

    живыми жестами и выразительной мимикой, то можно говорить о признаках

    сангвинистического темперамента. Если речь медленнее, чем у других,

    спокойная, равномерная, иногда с остановками, без резко выраженных эмоций,

    жестикуляции и мимики, это может свидетельствовать о флегматическом

    темпераменте. На признаки холерического темперамента указывает торопливо-

    напряженная, порывистая, как бы захлебывающаяся речь. К признакам

    меланхолического темперамента может быть отнесена речь приторможенная,

    тихая, иногда снижающаяся до шепота. Конечно, о типе темперамента, кроме

    особенностей речи, говорят и особенности двигательной и общей активности

    ребенка.

    Резюмируя, можно сказать, что изменение основных свойств нервных

    процессов, входящих в понятие типа нервной системы, а на психологическом

    уровне- в понятие темперамента, происходят в следующих направлениях:

    |Ранний период развития |Период стабилизации |

    |Слабый процесс возбуждения |Сильный процесс возбуждения |

    |Слабый процесс торможения |Сильный процесс торможения |

    |Неуравновешенность нервных процессов|Уравновешенность возбуждения и |

    |с преобладанием возбуждения над |торможения |

    |торможением | |

    |Малая подвижность нервных процессов(|Большая подвижность нервных |

    |речь идет о подвижности в узком |процессов |

    |смысле) | |

    Очевидно, что независимо от возрастной специфики существуют

    индивидуальные различия в свойствах нервной системы, которые могут быть

    частично замаскированы их возрастными изменениями. Поэтому устанавливается

    диагноз отдельных свойств нервной системы( темперамента), нужно

    пользоваться такими показателями поведения и, следовательно, приемами

    измерения, которые учитывали бы период развития исследуемого ребенка.

    В детские годы далеко не просто отличить, что в наблюдаемых динамических

    чертах идет от своеобразия нервной системы и что от возрастного этапа. И

    те, и другие признаки одновременно проявляются в динамических свойствах

    детской психики.

    2. Особенности проявления темперамента у младших школьников.

    Существуют и выделяются исследователями и педагогами особенности

    проявления темпераментных особенностей младших школьников в протекании

    речевых и мыслительных процессов, а также в специфике внимания.

    2.1 Сангвиник

    Очень живой, непоседливый. Ни минуты не сидит спокойно, вертит что-

    нибудь в руках. Часто тянет руку, разговаривает с соседом. Очень

    впечатлителен, легко увлекается. Эмоционально рассказывает о полученных

    впечатлениях. На занятиях живо реагирует на все новое, интересное. Но его

    увлечения не всегда постоянны и устойчивы — увлекшись новым делом, легко

    охладевает к нему. Все эмоции выражаются на его подвижном лице, в его живых

    глазах. Поэтому легко угадать его настроение, отношение к человеку или

    предмету. На интересных для него занятиях проявляет большую активность,

    работоспособность. Но если занятие для него не интересно, тут же начинает

    мешать учителю — разговаривает с соседями, зевает. Призвать его к порядку в

    этом случае бывает очень трудно. Единственный способ — заинтересовать его.

    Не любит кропотливых занятий, любит такую деятельность, которая позволяет

    быстро добиться результата. Настроение его часто меняется. Получив

    замечание, он может очень расстроиться, даже расплакаться. Однако очень

    быстро совершенно забывает об этом, начиная бегать, играть с друзьями.

    Быстро привыкает к новой обстановке, новым требованиям. Легко входит в

    контакт со сверстниками, является активным членом детского коллектива,

    всегда находится в окружении ребят.

    Обычно ученики сангвинистического темперамента быстро решают

    практические и теоретические задачи, если для этого у них имеется

    соответствующий запас знаний. Они быстро говорят: речь их эмоционально

    окрашенная, оживленная.

    Сангвиника характеризует обилие и живость движений. Он не может спокойно

    сидеть за партой, часто вскакивает, вертится. На переменах такие ученики

    чаще всего бегают по коридору, устраивают возню и т. д.

    2.2 Холерик

    Выделяется среди сверстников своей порывистостью. Движения его быстрые и

    живые. Во время занятия постоянно меняет позу. Непрерывно разговаривает с

    другими ребятами. Очень активен. На любой вопрос учителя готов ответить не

    подумав, и поэтому часто отвечает невпопад. Говорит громко, быстро. Почти

    никогда не сидит на месте, готов все время бегать, затевать потасовки с

    ребятами. В досаде и раздражении очень вспыльчив, легко вступает в драку.

    Для него характерно веселое, жизнерадостное, быстро меняющееся настроение.

    Отличается очень выразительными и сильными эмоциональными реакциями,

    выразительной мимикой, энергичной жестикуляцией. Несдержан и непоседлив

    (его рисунки обычно крупные). Но в выполнении поручений проявляет

    уверенность, упорство. Его интересы довольно постоянны, устойчивы. Не

    теряется при возникающих трудностях, с большой энергией преодолевает их.

    У холериков мыслительные процессы протекают энергично и поддерживаются

    устойчивым вниманием. Такие ученики, читают быстрее, рассказывают,

    пересказывают с одного раза, с увлечением.

    Однако такая длительная и напряженная работа настолько утомляет ученика,

    что для восстановления работоспособности он должен потом долго отдыхать.

    Ученики этого типа часто с увлечением работают в разных кружках.

    Холерики обладают высокой моторной активностью. Движения их отличаются

    большой силой, резкостью и выразительностью. У них богатая мимика,

    энергичные жесты.

    2.3 Флегматик

    Его отличает неторопливость и спокойствие. Отвечает на вопросы не сразу

    и без какой-либо живости. Если не знает точного ответа на вопрос,

    предпочитает промолчать. Он не избегает дополнительной умственной нагрузки,

    даже если много занимается, вряд ли его можно увидеть усталым. Он говорит

    длинно и рассудительно. В классе к нему относятся хорошо, подтрунивая над

    его медлительностью. Окружающие всегда стараются его растормошить,

    развеселить. Больше всего любит занятия по математике. Его привязанности

    достаточно постоянны. Он добродушен, очень редко выходит из себя, его

    трудно рассердить, но трудно и развеселить.

    Для флегматиков характерно медленное, спокойное протекание мыслительных

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.