МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Учет особенностей темперамента младшего школьника в процессе обучения

    работоспособностью, особенно в начальный период работы, но зато к концу

    снижают работоспособность из-за быстрой утомляемости и падения интереса.

    Напротив, те, кому свойствен темперамент меланхолического типа,

    отличаются медленным вхождением в работу, но зато и большей выдержкой. Их

    работоспособность обычно выше в середине или к концу работы, а не в начале.

    В целом же производительность и качество работы у сангвиников и

    меланхоликов примерно одинаковы, а различия касаются в основном только

    динамики работы в разные ее периоды.

    Холерический темперамент имеет то достоинство, что позволяет

    сосредоточить значительные усилия в короткий промежуток времени. Зато при

    длительной работе человеку с таким темпераментом не всегда хватает

    выдержки. Флегматики, напротив, не в состоянии быстро собраться и

    сконцентрировать усилия, но взамен этого обладают ценной способностью долго

    и упорно работать, добиваясь поставленной цели.

    Подобных позиций о равноправии темпераментов придерживались такие

    крупные специалисты в этой области как Б.М.Теплов и В.Д.Небылицын. По их

    мнению, вопрос, какой темперамент является лучшим, неправомерен.

    Предположение, что бывают худшие и лучшие темпераменты, вредно с социальной

    точки зрения и приводит к ничем не обоснованным пессимистическим выводам,

    особенно в педагогике[1].

    Однако, такая аргументация, однако, не кажется убедительной Я.Стреляу.

    «Вряд ли кто-нибудь будет сегодня утверждать, что все люди обладают

    одинаковыми умственными способностями, памятью и т. п. Разве обнаружение

    такого рода различий тоже является общественно вредным? На наш взгляд, как

    раз наоборот!»[2], - пишет он. В данном случае исследователь имеет в виду

    разную ценность темпераментов с точки зрения адаптивных способностей. И

    этот вопрос он призывает рассматривать всегда в зависимости от конкретной

    обстановки.

    2. Концепции и теории темперамента.

    2.1 Ранние теории темперамента.

    Слово «темперамент» происходит от латинского «temperamentum»,

    являющегося переводом греческого слова «krasis», и означает «надлежащее

    соотношение частей». Как уже указывалось выше, в Древней Греции

    предполагали, что определенное соотношение жидкостей организма, которых

    тогда было известно только четыре: кровь (отсюда — сангвиник), желчь

    (холерик), черная желчь (меланхолик) и слизь (флегматик), является основной

    причиной различий в психике и поведении человека. В настоящее время эти

    представления имеют чисто исторический интерес.

    Гуморальная (жидкостная) теория темперамента отразила некоторые элементы

    истинного знания и стала своего рода прообразом, моделью современных, более

    развитых представлений о природных предпосылках индивидуальных различий.

    Древние греки не знали и не могли знать всего богатства природных

    характеристик человека: строения его мозга, свойств нервной системы и т. д.

    Однако, исходя из представлений о целостности и единстве организма, они

    гениально предвидели возможную связь между свойствами организма и

    свойствами психики. Отсюда исторически сложилось понимание темперамента как

    такого аспекта индивидуально-психологических различий, который обусловлен

    преимущественно биологическими свойствами человеческого организма.

    В истории развития учения о темпераменте четко выделяются два аспекта:

    первый связан с трансформацией представлений о биологических основах

    темперамента, второй — с изменением понимания самих психологических

    составляющих темперамента.

    Долгое время, по крайней мере до конца XIX в., считалось, что в

    детерминации темперамента особую роль играют телесные жидкости, в частности

    свойства крови. И только в начале нашего века произошли резкие изменения в

    интерпретации биологических основ темперамента. В этом огромную роль

    сыграли работы Э. Кречмера, который попытался «увязать» особенности

    темперамента уже не с гуморальными системами, а с особенностями строения

    тела человека. Он утверждал, что каждому типу телосложения соответствует

    определенный психологический склад темперамента, или, согласно его

    терминологии, характера, а также определенная склонность к тому или иному

    психическому заболеванию. Астеникам свойственна замкнутость, эмоциональная

    ранимость, быстрая утомляемость, пикники — люди разговорчивые, общительные,

    любители хорошо поесть, легко заводят друзей. Атлеты — агрессивны,

    властолюбивы [3].

    Американские исследователи У.Шелдон и С.Стивене[4] предприняли попытку

    также вывести из типа телосложения определенный темперамент человека. Их

    схема телосложения была намного сложнее, чем у Кречмера. Они оценивали

    телосложение по развитию трех основных тканей человека: экто-, мезо- и

    эндоморфии. Согласно Шелдону и Стивенсу, экто-морфы, т. е. люди, у которых

    преобладают эктоморфные ткани (кожа, волосы, нервная система),

    характеризуются церебротоническим темпераментом, а именно: тягой к

    эстетическим наслаждениям и холодностью в общении с людьми. Эндоморфы, люди

    с хорошо развитыми внутренними органами, отличаются живым, общительным

    темпераментом. Лицам с хорошо развитой костной и мышечной тканями

    (мезоморфам) свойственна тяга к соревновательности, агрессивности.

    2.2 Некоторые зарубежные подходы к анализу сущности темперамента.

    В зарубежных странах теоретические вопросы, касающиеся сущности

    темперамента, практически не ставились. Для большинства западных психологов

    характерна эмпирическая направленность исследований темперамента, что нашло

    свое яркое выражение в так называемом «факторном» подходе к изучению

    структуры темперамента.

    Одна из первых попыток изучения структуры темперамента принадлежит

    английскому психологу С. Берту. В своем исследовании он использовал только

    эмоциональные характеристики темперамента, а именно 11 эмоций: гнев, страх,

    нежность, любопытство, чувство безопасности, дружелюбие, удовольствие,

    ощущение неприятности, половое влечение, отвращение и покорность. На основе

    факторного анализа он выделил три фактора темперамента:

    - общую эмоциональность,

    - стенические эмоции-астенические эмоции,

    - положительные эмоции—отрицательные эмоции.

    Взгляды Берта на структуру темперамента не получили широкого

    распространения. Это объясняется, видимо, тем, что в его классификации

    свойств темперамента, с одной стороны, отсутствуют характеристики

    активности, а с другой — не предложено диагностических методов, с помощью

    которых можно было бы измерять выделенные факторы.

    Следующие попытки исследования структуры темперамента принадлежат

    Дж.Гилфорду. Он предложил так называемую 13-факторную структуру

    темперамента. Однако в дальнейшем было показано, что выделенные Гилфордом

    факторы не являются независимыми друг от друга, а образуют некоторые

    кластеры. Его последовательница К.Лоуэлл, проведя факторный анализ второго

    порядка, выделила основные четыре независимых параметра темперамента:

    1) вспыльчивость-сдержанность;

    2) реализм;

    3) эмоциональность;

    4) социальную адаптируемость.

    Гораздо больший успех выпал на долю факторной концепции темперамента

    Айзенков. Отличительной характеристикой теории Г. и М. Айзенков является ее

    опора на огромный, более чем на тридцатилетний экспериментальный материал,

    подтвердивший существование таких фундаментальных черт темперамента

    (личности — по терминологии Айзенков), как экстраверсия—интроверсия,

    нейротицизм (эмоциональная устойчивость—эмоциональная неустойчивость) и

    психотизм. По мнению Айзенков, именно эти три фундаментальных измерения

    темперамента являются универсальными, присущими всем представителям Homo

    sapiens и могут быть положены в основу типологии темперамента.

    2.3 Теория И.П.Павлова.

    Решающий сдвиг в понимании биологических основ темперамента произошел в

    начале 30-х гг. нашего века благодаря работам И.П. Павлова. Он впервые

    высказал мысль о том, что в основе темперамента лежат не свойства жидкостей

    или телесных тканей, а особенности функционирования нервной системы. Павлов

    пытался показать, что физиологическую основу темперамента составляют не

    жидкостные компоненты внутренней среды организма, а свойства нервной

    системы, тип высшей нервной деятельности.

    Как доказал И.П.Павлов, динамика протекания психической деятельности и

    индивидуальные особенности поведения всецело зависят от индивидуальных

    различий в деятельности нервной системы. Проявление и соотношение свойств

    двух основных нервных процессов — возбуждения и торможения — является

    основой этих различий в нервной деятельности.

    И. П. Павлов различал силу процесса возбуждения и силу процесса

    торможения, считая их двумя независимыми свойствами нервной системы. Сила

    процесса возбуждения, в которой он видел наиболее важную характеристику

    нервной системы, отражает работоспособность нервной клетки. Она проявляется

    прежде всего в функциональной выносливости, то есть в способности

    выдерживать длительное или кратковременное, но сильное возбуждение, не

    переходя в состояние охранительного торможения. Мерой силы процесса

    возбуждения является способ реагирования на сильные, продолжительные или

    часто повторяющиеся раздражители.

    Сила процесса торможения, выполняющая в типологии Павлова скорее

    второстепенную роль, понимается как функциональная работоспособность

    нервной системы при реализации торможения, причем речь идет об условном,

    выработанном в результате обучения торможении, в отличие от безусловного

    торможения.

    Вместе со своими сотрудниками он выявил три основных свойства нервной

    системы, из комбинации которых закладывается тот или иной тип темперамента.

    Вот они:

    1) Подвижность процессов возбуждения и торможения,

    2) Баланс, или Уравновешенность,

    3) Сила процессов возбуждения и торможения.

    Сила нервных процессов выражается в способности нервных клеток

    переносить продолжительное или кратковременное, но очень концентрированное

    возбуждение и торможение. Это определяет работоспособность (выносливость)

    нервной системы.

    Слабость нервных процессов характеризуется неспособностью выдерживать

    длительное и концентрированное возбуждение и торможение. Нервные клетки

    быстро переходят в состояние охранительного торможения при действии весьма

    сильных раздражителей. Таким образом, в слабой нервной системе нервные

    клетки отличаются низкой работоспособностью, а энергия их быстро

    истощается. Но зато такая нервная система обладает большой

    чувствительностью: даже на слабые раздражители она дает соответствующую

    реакцию.

    В жизни людей часто возникает необходимость торможения сильных

    возбуждений, чтобы осуществить реакции на другие интенсивные раздражители

    окружающей среды, «и нервные клетки должны выносить эти чрезвычайные

    напряжения своей деятельности. Отсюда же вытекает и важность равновесия,

    равенства силы обоих нервных процессов». Говоря об уравновешенности нервных

    процессов, И. П. Павлов имел в виду равновесие процессов возбуждения и

    торможения. Отношение силы обоих процессов решает, является ли данный

    индивид уравновешенным или неуравновешенным, когда сила одного процесса

    превосходит силу другого.

    Уравновешенность является важным свойством высшей нервной деятельности

    нервных процессов, то есть пропорциональное соотношение возбуждения и

    торможения. У некоторых людей эти два процесса взаимно уравновешиваются, а

    у других этого равновесия не наблюдается: преобладает или процесс

    торможения или процесс возбуждения.

    Одно из основных свойств высшей нервной деятельности — подвижность

    нервных процессов. Подвижность нервной системы характеризует быстроту

    сменяемости процессов возбуждения и торможения, быстроту возникновения и

    прекращения их (когда этого требуют условия жизни), скорость движения

    нервных процессов (иррадиации и концентрации), быстроту появления нервного

    процесса в ответ на раздражение, быстроту образования новых условных

    связей, выработку и изменение динамического стереотипа.

    Комбинации указанных свойств нервных процессов возбуждения и торможения

    были положены в основу определения типов высшей нервной деятельности. То

    или иное сочетание силы, подвижности и уравновешенности процессов

    возбуждения и торможения составляет тип нервной системы.

    Слабый тип. Представители слабого типа нервной системы не могут

    выдерживать сильные, длительные и концентрированные раздражители. Слабыми

    являются процессы торможения и возбуждения. При действии сильных

    раздражителей задерживается выработка условных рефлексов. Наряду с этим

    отмечается высокая чувствительность (то есть низкий порог) к действиям

    раздражителей.

    Сильный неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения. Его нервная

    система характеризуется, помимо большой силы, преобладанием возбуждения над

    торможением. Отличается большой жизненной энергией, но ему не хватает

    самообладания; он вспыльчив и несдержан.

    Сильный уравновешенный подвижный тип. Его нервная система отличается

    большой силой нервных процессов, их равновесием и значительной

    подвижностью. Процессы торможения и возбуждения сильны и уравновешенны, но

    быстрота, подвижность их, быстрая сменяемость нервных процессов ведут к

    относительной неустойчивости нервных связей. Поэтому этот человек быстрый,

    легко приспосабливающийся к изменчивым условиям жизни. Его характеризует

    высокая сопротивляемость трудностям жизни.

    Сильный уравновешенный инертный тип. Его нервная система также

    характеризуется значительной силой и равновесием нервных процессов наряду с

    малой подвижностью. Сильные и уравновешенные нервные процессы отличаются

    малой подвижностью. Представители этого типа внешне всегда спокойны, ровны,

    трудно возбудимы.

    Тип высшей нервной деятельности относится к природным высшим данным, это

    врожденное свойство нервной системы. На данной физиологической основе могут

    образоваться различные системы условных связей, то есть в процессе жизни

    эти условные связи будут различно формироваться у разных людей: в этом и

    будет проявляться тип высшей нервной деятельности. Темперамент и есть

    проявление типа нервной системы в деятельности, поведении человека.

    Особенности психической деятельности человека, определяющие его

    поступки, поведение, привычки, интересы, знания, формируются в процессе

    индивидуальной его жизни и воспитания. Тип высшей нервной деятельности

    придает своеобразие поведению человека, накладывает характерный отпечаток

    на весь облик человека — определяет подвижность его психических процессов,

    их устойчивость, но не определяет ни поведения, ни поступков человека, ни

    его убеждений, ни моральных устоев.

    По мнению И. П. Павлова, темпераменты являются "основными чертами"

    индивидуальных особенностей человека. Их принято различать следующим

    образом: сангвинический, флегматичный, холерический и меланхолический.

    Установлена зависимость между типом высшей нервной деятельности и

    темпераментом. Так, в основе сангвинического темперамента лежит следующее

    сочетание свойств нервной системы - подвижность + уравновешенность + сила.

    В основе холерического подвижность + неуравновешенность + сила. В основе

    флегматического - инертность + уравновешенность + сила. И в основе

    меланхолического темперамента лежат свойства, которые имеют слабую

    выраженность. Это тотально слабый тип.

    |Сила нервных |Уравновешенность |Подвижность нервных |Темперамент |

    |процессов |нервных процессов|процессов | |

    |Сильный |Уравновешенный |Подвижный |Сангвиник |

    |Сильный |Уравновешенный |Инертный |Флегматик |

    |Сильный |Неуравновешенный |Преобладание |Холерик |

    | | |возбуждения | |

    |Слабый | | |Меланхолик |

    С течением времени в теории Павлова выявилось много слабых мест, что

    привело к серьезным ее трансформациям. В частности уже сам Павлов на ряде

    экспериментов убедился в том, что часто предложенная им схема не работает.

    Тогда, ученый изменил значение слова "темперамент", введя понятия "генотип"

    и "фенотип". Генотип Павлов определил как прирожденный тип нервной системы,

    фенотип - как склад высшей нервной деятельности, который образуется в

    результате комбинации врожденных особенностей и условий воспитания. Генотип

    Павлов связал с понятием "темперамент", а фенотип - с понятием "характер".

    Тем самым Павлов, о сути, дал чисто физиологическую интерпретацию

    темперамента, отрешившись от его психологических аспектов. Психологические

    же аспекты темперамента он назвал характером.

    Таким образом, попытка Павлова связать типы темпераментов с типами

    нервной деятельности оказалась неудачной, хотя во многом продвинула

    исследования в этой сфере.

    2.4 Основные свойства нервной системы по Б.М.Теплову и В.Д.Небылицину.

    Дальнейшие исследования, проведенные в школе Б.М. Теплова и В.Д.

    Небылицына, показали, что необходим принципиально другой подход к изучению

    биологических основ темперамента [1985; 1990]. По их мнению, прежде всего,

    следовало бы сосредоточиться не на изучении типов, как предполагал И.П.

    Павлов, а на исследовании отдельных свойств нервной системы.

    Предполагалось, что, только зная свойства нервной системы, их количество и

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.