Учебные материалы курса Социальная психология
Учебные материалы курса Социальная психология
Учебные материалы курса “Социальная психология”
Для быстрого поиска параграфа используйте команду “перейти” в меню “Правка”
(1. Предмет социальной психологии .....................1
(2. Понятие социальной ситуации .................... 2
(3. Общение: коммуникация, социальная перцепция,
интеракция ...........................................................
4
(3.1. Определение процесса коммуникации........... 4
(3.2. Модель процесса коммуникации .................... 5
(3.3. Виды обратной связи в коммуникации .......... 7
(4. Понятие социальной перцепции ........................ 9
(4.1. Что влияет на процесс межличностного
восприятия
...................................................................10
( 4.2. Наиболее типичные ошибки межличностного
восприятия
.....................................................................12
( 4.3 Эмпатия
................................................................12
(5. Цели и структура взаимодействия
(интерактивная сторона общения) ........................... 13
(5.1. Типы взаимодействия ........................................ 17
Литература к курсу “Социальная психология”....... 20
(1. Предмет социальной психологии
Одно из возможных определений предмета социальной психологии может быть
сформулировано следующим образом: социальная психология - наука, изучающая
как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как они
относятся друг к другу.
При этом важно различать предмет социальной психологии, с одной
стороны, и предмет социологии и психологии личности:
Социология и социальная психология действительно имеют общие
интересы, изучая, как ведет себя люди в группах. Однако каждая наука делает
свой акцент в изучении поведения людей в группах. Социология изучает группы
(от малых до очень больших - обществ). Социальная психология изучает -
индивидов, людей, составляющих эти группы - что думает человек о других,
как они на него влияют, как он относится к ним. Сюда входит и изучение
влияния группы на отдельных людей, а индивида - на группу. Например,
рассматривая супружеские отношения, социолог центром своего внимания сделал
бы тенденции браков, разводов и т.п., а социальный психолог, в первую
очередь, стал бы исследовать то, почему определенные люди привлекают друг
друга.
Сходство социальной психологии и психологии личности состоит в том,
что обе эти отрасли психологической науки изучают индивида. Однако,
психологи, занимающиеся изучением личности, фокусируют внимание на
индивидуальных внутренних механизмах и на различиях между индивидами,
задавая вопрос, например, почему одни люди более агрессивны, чем другие.
Социальные психологи концентрируются на том, как в целом люди оценивают
друг друга, как социальные ситуации могут заставить большинство людей
поступать гуманно или жестоко, быть конформными или независимыми и т.д.
(2. Понятие социальной ситуации.
Ситуация - совокупность обстоятельств, положение, обстановка
Обстоятельство - условия, определяющие положение, существование чего-
нибудь.
(С.И. Ожегов. Словарь русского языка. - М., 1987. - С. 587).
Одним из важнейших ключевых понятий социальной психологии является
понятие “социальная ситуация”.
Ситуация может рассматриваться как нечто созданное самим индивидом в
процессе взаимодействия с другими людьми. С другой стороны, к ней можно
относиться как к существующей независимо от ее участника или участников.
В первом случае ситуация - это определенный сценарий, ждущий своего
исполнения актерами. Приверженцы символического интеракционизма всегда
подчеркивали, что внешнему наблюдению доступна только "актерская"
интерпретация ситуации, имеющая последствия для поведения и опыта, а не ее
объективные характеристики (например, званный обед для разных участников).
Еще одна точка зрения символических интеракционастов состоит в том,
что многие определения ситуации делаются через процесс интеракции. Согласно
этой точке зрения, участники сотрудничают для того, чтобы сохранить
взаимоприемлемое понимание сопутствующих их взаимодействию обстоятельств,
помочь друг другу правильно идентифицировать себя и уменьшить возможные
неудобства. Все мы оказываемся в ситуациях таких как работа, совместная
вечеринка и т.п., где каждый ведет себя таким образом, чтобы
соответствовать своим поведением самым существенным и общепризнанным чертам
ситуации, несмотря на то, что наблюдаемые формы поведения могут быть
различными или даже противоречащими друг другу. (На нудистском пляже
внешний наблюдатель найдет много сексуальных признаков в поведении, в то
время как сами участники этой ситуации делают все, чтобы свести эти
признаки на нет).
Когда мы считаем, что ситуация - это нечто, существующее только в
"голове" индивида или это то, что создается во взаимодействии нескольких
"действующих лиц", объективные и количественные черты ситуации перестают
оказывать влияние на индивида.
Другой подход состоит в том, что ситуации на самом деле существуют
независимо от индивидов “задействованных” в них, и их объективные
характеристики ситуации действительно имеют важные последствия. Никакие
люди сами по себе не создают ситуаций обучения, продажи, тренировки и т.д.,
поэтому каждая из них имеет измеряемое влияние на то, как люди ведут себя в
них и взаимодействуют друг с другом. Выражение эмоций, общее эмоциональное
состояние, степень физического контакта зависят от ситуации, в которой
оказывается индивид. Некоторые психологи считают, что повседневные ситуации
насчитывают значительное количество черт, сами по себе определяющих, что
люди думают, как чувствуют, как ведут себя. С этой точки зрения,
субъективная природа определения ситуации неприемлема.
Изучение объективной природы ситуаций связано с рядом сложностей. Во-
первых, трудно классифицировать встречающиеся социальные ситуации, т.к. их
количество практически неисчислимо. Например, их можно классифицировать по
месту, где они происходят: дома, на работе, на отдыхе... Другой путь -
классификация в соответствии с типом отношений - формальные, интимные,
конкурентные, сотрудничества. Трудность с таким подходом состоит в том, что
обязательно найдется ситуация, не попадающая ни под одну категорию. С
другой стороны, разные люди не всегда смогут прийти к соглашению
относительно качества одной и той же ситуации, например, игра для любителя
и профессионала.
Другим подходом к классификации ситуаций является попытка
использовать типичные для большинства людей характеристики их восприятия:
включенность - невключенность
простая - сложная
проявляется активность - проявляется пассивность
приятная - неприятная
интимная - публичная
чувство комфорта - чувство неловкости
известно как себя вести - неизвестно как себя вести
дружесткая - враждебная
случайная - регулярная
организованная - спонтанная
сотрудничество - конкуренция
формальная - неформальная
(3. Общение: коммуникация, социальная перцепция, интеракция.
Психологический словарь (под ред. А.В. Петровского и М.Г.
Ярошевского) дает следующее определение общения: сложный многогранный
процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый
потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен
информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и
понимание другого человека.
Компоненты общения иначе называют сторонами общения (см. Андреева
Г.М. Социальная психология. - МГУ, 1988.). Естественно, что все стороны
общения неразрывно едины, однако в целях изучения целесообразно
рассматривать их по отдельности. В этом параграфе рассматриваются:
* коммуникация - обмен информацией;
* социальная перцепция - восприятие и понимание людей;
* интеракция - социальное взаимодействие
(3.1. Определение процесса коммуникации
Существует достаточно большое количество определений коммуникации. В
зависимости от точки зрения, занимаемой тем или иным ученым, коммуникация
это:
передача информации с целью получить ответ;
координация значений между индивидом и аудиторией;
обмен информацией о идеях или переживаниях;
обмен элементами поведения, образа жизни посредством набора правил;
достижение единства в перечне символов в умах людей - проще говоря,
достижение взаимопонимания;
чисто индивидуальное, внутренне переживаемое событие, разделяемое с кем-
либо;
передача информации от одного человека или группы другому человеку или
другой группе;
Имеются даже определения того, чем коммуникация не является:
"Коммуникация не есть только передача информации от источника во вне; этот
процесс лучше понимать как воссоздание информационных идей посредством
ключевого символа или темы".
Во всех приведенных дефинициях можно выделить общие черты, например,
подчеркивается идея обмена - информацией, идеями, переживанием, опытом и
т.д. Для нас важно помнить черты трансакционизма, чтобы дать определение
коммуникации. С точки зрения этих черт, основные черты коммуникации состоят
в том, что люди: а)
осознают объекты; б) интерпретируют их; в) конструируют смысл
(значение); г) действуют сообразно смыслу, выражая его. Поэтому
коммуникация может быть определена как процесс, используемый людьми для
того, чтобы выразить смысл образа мира, в котором они живут и действуют, и
иметь возможность обмениваться значимыми для себя образами посредством
различных символов.
Кроме того, процесс коммуникации:
динамичный - это процесс постоянного создания смыслов;
протяженный во времени - это не единичный акт, а непременное условие
взаимодействия, не имеющее ни начала, ни конца;
циркулярный - нет линейной последовательности взаимодействий; люди
вовлечены в целый круг разнообразных коммуникаций;
неповторяемый - поскольку постоянное воссоздание смыслов приводит к
изменениям индивидуальных образов мира;
необратимый - сделанное сообщение не может быть возвращено от того, кто
принял его;
сложный - осуществляется во многих контекстах и на многих уровнях:
внутриличностном, межличностном, организационном, социальном, культурном.
Кроме этого следует учесть еще следующее. Любое действие, совершаемое
человеком в присутствии других (даже молчание, избегание контакта глаз или
уход) имеет ценность сообщения. Иными словами, любое действие, которое
человек может осознать, интерпретировать, наделить смыслом и использовать
для создания впечатления или образа, имеет отношение к процессу
коммуникации. Никто не может не вступать в этот процесс, находясь в
присутствии других.
(3.2. Модель процесса коммуникации.
Все, что мы хотим выразить в процессе коммуникации существует в виде
“ментальных образов”: невысказанных чувств (раздражения, тревоги, радости),
побуждений (желаний, потребностей), воображаемых картин реальности (как
будет выглядеть работа после ее завершения) и т.д. Поскольку люди не могут
непосредственно читать мысли друг друга, “отправитель информации” должен
каким-то образом закодировать свое сообщение и использовать какой-либо
информационный канал, чтобы оно дошло до “получателя информации”:
информационный канал
Существует много способов, посредством которых мы можем “доставить”
свое сообщение по адресу: например, выражать его словами устно или в
письме. В этом случае мы будем иметь в виду два различных используемых
канала коммуникации.
Коммуникационные каналы (средства)- это инструменты или приемы,
способствующие передаче коммуникационного сообщения. Но это не просто
средства, обеспечивающие контакт участников коммуникации. Коммуникационные
каналы помогают достичь общего понимания того, кто к кому обращается, с
какой целью, по какому поводу, в каких условиях, с какой степенью доверия.
Кроме того, в качестве канала коммуникации могут быть использованы и
невербальные средства: прикосновение, особая поза, жест и т.д. Проходя по
каналу коммуникации, сообщение достигает “получателя информации”, который,
для того чтобы правильно понять его, должен раскодировать его. Понятно, что
основным средством кодирования и раскодирования информации служит
письменная и устная речь.
Эта модель коммуникации носит название линейной. Линейная модель
коммуникации характеризует этот процесс как односторонний: информация
передается от “активного” источника к “пассивному” получателю. Мысли,
эмоции, смыслы (т.е. ментальные образы) принимают вид сообщения и
“внедряются” в получателя информации. Однако, более или менее полно
отображая процесс коммуникации, например, в случае радио- или телевизионной
передачи, линейная модель перестает работать при рассмотрении межличностной
коммуникации. Она не учитывает реакцию на сообщение получателя информации.
Эта реакция (вербальная или невербальная) является обратной связью, а
модель коммуникации, учитывающая наличие обратной связи называется
интерактивной:
В данном случае, естественно, сохраняется кодирование и
раскодирование информации, разнообразные коммуникационные каналы. Однако,
наиболее важно, что в процессе коммуникации отправитель информации в то же
время является и ее получателем, и наоборот, тот, кто получает информацию,
не остается пассивным, а в той или иной форме реагирует на поступающие к
нему сигналы. Функция обратной связи состоит в том, чтобы по мере развития
коммуникационного процесса обеспечить согласованность “ментальных образов”
вовлеченных в него людей,
Однако по собственному опыту мы знаем, что достичь согласованности
(иначе говоря, взаимопонимания) удается не всегда. Объяснить это можно,
если принять во внимание, что у каждого из участников коммуникации имеется
свое собственное пространство, которое он использует обмениваясь
ментальными образами со своими партнерами. При этом здесь имеется в виду не
просто физическое пространство, но скорее опыт человека в общении, его
состояние, настроение, социальный статус и т.п. Например:
партнер А здоров - партнер Б болен
партнер А прожил долгую насыщенную жизнь - партнер Б молод и неопытен
партнер А клиент - партнер Б консультант и т.д.
Проблема личностного пространства в коммуникации настолько важна, что
необходимо применить еще одну модель - трансактивную:
информационный информационный
шум шум
В этой модели “коммуникатор 1” и “коммуникатор 2” рассматриваются как
получатели и отправители информации, кодирующие, раскодирующие сигналы
обратной связи и использующие коммуникационные каналы. Для того, что
обозначить силы, препятствующие свободному прохождению информации,
используется понятие “информационный шум”. Шум может быть физическим
(например, переполненное помещение). Физиологический шум может нарушать
коммуникацию из-за неблагоприятного биологического состояния коммуникаторов
(болезнь, усталость). Психологический шум относится к тому или иному
психологическому состоянию партнеров. Так, например, один из них может быть
раздражен, или захочет преувеличить значимость того, что он сделал, чтобы
похвастать, или будет слишком застенчив и т.п. Следует обратить внимание на
взаимное наложение личностных пространств в процессе коммуникации. Это
наложение и составляет общий для обоих коммуникаторов смысл, достигаемый в
общении.
(3.3. Виды обратной связи в коммуникации.
Для представителей коммуникативных профессий необходимо правильно
использовать различные виды обратной связи. Обратная связь - это вербальный
или невербальный сигнал от получателя информации к его источнику, служащий
ответом на инициирующее высказывание или поведение. Влияние обратной связи
сказывается на том , какая информация передается, какие средства
используются для ее передачи, как воспринимается сообщение. Поэтому она
имеет сигнальную функцию. С другой стороны, получая обратную связь, мы
можем изменить смысл и характер сообщения с тем, чтобы добиться большего
взаимопонимания. В этом случае обратная связь имеет корретивную функцию.
Количество и качество обратной связи влияет не только на процесс
непосредственной коммуникации, но и влияет на характер дальнейших
взаимоотношений партнеров. Поэтому имеет смысл говорить об обратной связи
как условии эффективной коммуникации. Внимание к тому, какой эффект ваша
обратная связь имеет на партнера и на вас самих, как она способствует
достижению целей коммуникации, является одним из компонентов
профессиональной компетентности в общении.
Обратная связь может быть директивной (оценочной) и недирективной
(безоценочной).
Директивная обратная связь основана на выражении собственной позиции
и взглядов. Она используется тогда, когда мы хотим, чтобы наша точка
зренияоказала влияние на образ мыслей или поведение партнера. Здесь надо
помнить о том, что оценка, критика и даже похвала затрудняют самовыражение,
приводят в действие механизмы психологической защиты. Непременное условие
употребления директивной обратной связи - полное понимание обращенного к
Страницы: 1, 2
|