Типы психопатической личности
|ручные навыки - игра на | |
|музыкальных инструментах, | |
|прикладное искусство - все это | |
|также может составить предмет | |
|увлечений. | |
|Самооценка шизоидов отличается | |
|констатацией того, что связано с | |
|замкнутостью, одиночеством, | |
|трудностью контактов, | |
|непониманием со стороны | |
|окружающих. Отношение к другим | |
|проблемам оценивается гораздо | |
|хуже. Противоречивости своего | |
|поведения они обычно не замечают | |
|или не придают ей значения. Любят| |
|подчеркивать свою независимость и| |
|самостоятельность. | |
|ЭПИЛЕПТОИДНЫЙ ТИП | |
|Главными чертами эпилептоидного | |
|типа являются склонность к | |
|дисфориям, и тесно связанная с | |
|ними аффективная взрывчатость, | |
|напряженное состояние | |
|инстинктивной сферы, иногда | |
|достигающее аномалии влечений, а | |
|также вязкость, тугоподвижность, | |
|тяжеловесность, инертность, | |
|откладывающие отпечаток на всей | |
|психике, - от моторики и | |
|эмоциональности до мышления и | |
|личностных ценностей. Дисфории, | |
|длящиеся часами и днями, отличают| |
|злобно-тоскливая окраска | |
|настроения, накипающее | |
|раздражение, поиск объекта, на | |
|котором можно сорвать зло. | |
|Аффективные разряды эпилептоида | |
|лишь при первом впечатлении | |
|кажутся внезапными. Их можно | |
|сравнить с разрывом парового | |
|котла, который прежде долго и | |
|постепенно закипает. Повод для | |
|взрыва может быть случайным, | |
|сыграть роль последней капли. | |
|Аффекты не только очень сильны, | |
|но и продолжительны - эпилептоид | |
|долго не может остыть. | |
|Картина эпилептоидной психопатии | |
|в части случаев выявляется еще в | |
|детстве. | |
|С первых лет такие дети могут | |
|подолгу, многими часами плакать и| |
|их невозможно бывает ни утешить, | |
|ни отвлечь, ни приструнить. В | |
|детстве дисфории проявляются | |
|капризами, стремлением нарочито | |
|изводить окружающих, хмурой | |
|озлобленностью. Рано могут | |
|обнаружиться садистические | |
|склонности - такие дети любят | |
|мучить животных, исподтишка | |
|избивать и дразнить младших и | |
|слабых, издеваться над | |
|беспомощными и неспособными дать | |
|отпор. В детской компании они | |
|претендуют не просто на | |
|лидерство, а на роль властелина, | |
|устанавливающего свои правила игр| |
|и взаимоотношений,, диктующего | |
|всем и все, но всегда в свою | |
|пользу. Можно видеть также | |
|недетскую бережливость одежды, | |
|игрушек, всего своего". Любые | |
|попытки покуситься на их ребячью | |
|собственность вызывают крайне | |
|злобную реакцию. | |
|В первые школьные годы выступает | |
|мелочная скрупулезность в ведении| |
|тетрадей, всего ученического | |
|хозяйства, но эта повышенная | |
|аккуратность превращается в | |
|самоцель и может полностью | |
|заслонить суть дела, саму учебу. | |
| | |
|В подавляющем большинстве случаев| |
|картина эпилептоидной психопатии | |
|развертывается лишь в период | |
|полового созревания от 12 до 19 | |
|лет. | |
|Аффективные разряды могут быть | |
|следствием дисфории - подростки в| |
|этих состояниях нередко сами ищут| |
|повода для скандала. Но аффекты | |
|могут быть и плодом тех | |
|конфликтов, которые легко | |
|возникают у эпилептоидных | |
|подростков вследствие их | |
|властности, неуступчивости, | |
|жестокости и себялюбия. Повод для| |
|гнева может быть мал и ничтожен, | |
|но он всегда сопряжен хотя бы с | |
|незначительным ущемлением | |
|интересов. В аффекте выступает | |
|безудержная ярость - циничная | |
|брань, жестокие побои, | |
|безразличие к слабости и | |
|беспомощности противника и | |
|неспособность учесть его | |
|превосходящую силу. Эпилептоидный| |
|подросток в ярости способен | |
|наотмашь по лицу ударить | |
|престарелую бабку, столкнуть с | |
|лестницы показавшего ему язык | |
|малыша, броситься с кулаками на | |
|заведомо более сильного обидчика.| |
|В драке обнаруживается стремление| |
|бить противника по гениталиям. | |
|Вегетативный аккомпанемент | |
|аффекта также ярко выражен - в | |
|гневе лицо наливается кровью, | |
|выступает пот и т. д. | |
|Инстинктивная жизнь в | |
|подростковом возрасте оказывается| |
|особенно напряженной. Сексуальное| |
|влечение пробуждается с силой. | |
|Однако свойственная эпилептоидам | |
|повышенная забота о своем | |
|здоровье, "страх заразы" до поры | |
|до времени сдерживают случайные | |
|связи, заставляют отдать | |
|предпочтение более или менее | |
|постоянным партнерам. Любовь у | |
|представителей этого типа почти | |
|всегда бывает окрашена мрачными | |
|тонами ревности. Измен как | |
|действительных, так и мнимых, они| |
|никогда не прощают. Невинный | |
|флирт трактуется как тяжкое | |
|предательство. | |
|Реакция эмансипации у | |
|эпилептоидных подростков нередко | |
|протекает очень тяжело. Дело | |
|может доходить до полного разрыва| |
|с родными, в отношении которых | |
|выступает крайняя озлобленность и| |
|мстительность. Эпилептоидные | |
|подростки не только требуют | |
|свободы, самостоятельности, | |
|избавления от власти, но и | |
|"прав", своей доли имущества, | |
|жилища, материальных благ. При | |
|конфликтах с матерью и отцом они | |
|могут держаться за бабушек и | |
|дедушек, которые их балуют, о них| |
|заботятся, им потакают. В отличие| |
|от представителей других типов, | |
|эпилептоидные подростки не | |
|склонны генерализовывать реакцию | |
|эмансипации с родителей на все | |
|старшее поколение, на | |
|существующие обычаи и порядки. | |
|Наоборот, перед начальством они | |
|бывают готовы на угодничество, | |
|если ждут поддержки или | |
|каких-либо выгод для себя. | |
|Реакция группирования со | |
|сверстниками тесно сопряжена со | |
|стремлением к властвованию, | |
|поэтому охотно выискивается | |
|компания из младших, слабых, | |
|безвольных, не способных дать | |
|отпор. В группе такие подростки | |
|хотят установить свои порядки, | |
|выгодные для них самих. | |
|Симпатиями они не пользуются, и | |
|их власть держится на страхе | |
|перед ними. Они чувствуют себя | |
|нередко на высоте в условиях | |
|жесткого дисциплинарного режима, | |
|где умеют угодить начальству, | |
|добиться определенных | |
|преимуществ, завладеть | |
|формальными постами, дающими в их| |
|руки определенную власть, | |
|установить диктат над другими и | |
|использовать сбое положение к | |
|собственной выгоде. Их боятся, но| |
|постепенно против них зреет бунт,| |
|в какой-то момент их "подводят" и| |
|они оказываются низринутыми со | |
|своего начальственного | |
|пьедестала. | |
|Реакция увлечения обычно бывает | |
|выражена достаточно ярко. Почти | |
|все эпилептоиды отдают дань | |
|азартным играм. В них | |
|пробуждается почти инстинктивная | |
|тяга к обогащению. | |
|Коллекционирование их привлекает | |
|также прежде всего материальной | |
|ценностью собранного. В спорте | |
|заманчивым кажется то, что | |
|позволяет развить физическую | |
|силу. Подвижные коллективные игры| |
|даются им плохо. | |
|Совершенствование ручных навыков,| |
|особенно если это сулит | |
|определенные материальные блага | |
|(прикладное искусство, ювелирная | |
|работа и т. п.), также может | |
|оказаться в сфере увлечений. | |
|Многие из них любят музыку и | |
|пение. В отличие от истероидов | |
|охотно занимаются ими наедине, | |
|получая от своих упражнений | |
|какое-то особое чувственное | |
|удовольствие. | |
|Самооценка эпилептоидных | |
|подростков носит однобокий | |
|характер. Как правило, они | |
|отмечают склонность к мрачному | |
|расположению духа, свои | |
|соматические особенности - | |
|крепкий сон и трудность | |
|пробуждений, любовь сытно и | |
|вкусно поесть, силу и | |
|напряженность сексуального | |
|влечения, отсутствие | |
|застенчивости и даже свою | |
|склонность к ревности. Они | |
|подмечают свою осторожность к | |
|незнакомому, приверженность к | |
|правилам, аккуратности и порядку,| |
|нелюбовь пустых мечтаний и | |
|предпочтение жить реальной | |
|жизнью. В остальном, в | |
|особенности во взаимоотношениях с| |
|окружающими, они представляют | |
|себя значительно более | |
|конформными, чем это есть на | |
|самом деле. | |
|ИСТЕРОИДНЫЙ ТИП | |
|Его главная черта - беспредельный| |
|эгоцентризм, ненасытная жажда | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|