МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Теория личности Зигмунда Фрейда

    может защитить от этих опасностей и как бы возместить потерянную

    внутриутробную жизнь. И этот объект – мать. Биологическая связь с матерью

    вызывает потребность быть любимым, которая уже больше никогда не покидает

    человека. Разумеется, мать не может по первому требованию удовлетворять все

    желания младенца, при наилучшем уходе неизбежны ограничения. Они и есть

    источник дифференциации, выделения объекта. Таким образом, в начале жизни

    разграничение между внутренним и внешним, согласно взглядам Фрейда,

    достигается не на основе восприятия объективной реальности, а на основе

    переживания удовольствия и неудовольствия, связанных с действиями другого

    человека.

    Во второй половине оральной стадии, с появлением зубов, к сосанию

    добавляется укус, который придаёт действию агрессивный характер,

    удовлетворяя либидонозную потребность ребёнка. Мать не позволяет ребёнку

    кусать свою грудь. Таким образом, стремление к наслаждению начинает

    вступать в конфликт с реальностью. По Фрейду, у новорожденного нет «Я». Эта

    психическая инстанция постепенно дифференцируется от его «Оно». Инстанция

    «Я» – часть «Оно», модифицированного под прямым влиянием внешнего мира.

    Функционирование инстанции «Я» связано с принципом «удовлетворение –

    отсутствие удовлетворения». Как только что отмечалось, первое познание

    ребёнком предметов внешнего мира происходит через мать. При её отсутствии

    ребёнок испытывает состояние неудовлетворённости и благодаря этому начинает

    различать, выделять мать, так как отсутствие матери для него есть прежде

    всего отсутствие наслаждения. На этой стадии ещё не существует инстанции

    «Сверх-Я», и «Я» ребёнка находится в постоянном конфликте с «Оно».

    Недостаток удовлетворения желаний, потребностей ребёнка на этой стадии

    развития как бы «затормаживает» определённое количество психической

    энергии, происходит фиксация либидо, что составляет препятствие для

    дальнейшего нормального развития. Ребёнок, который не получает достаточного

    удовлетворения своих оральных потребностей, вынужден продолжать искать

    замещение для их удовлетворения и не может поэтому перейти на следующую

    стадию генетического развития.

    Эти идеи Фрейда послужили толчком к изучению критических периодов, в

    течение которых складываются благоприятные условия для решения свойственной

    возрасту генетической задачи. Если она не решается, то ребёнку гораздо

    труднее решать задачи следующего возрастного периода.

    На оральной стадии фиксации либидо у человека, по мнению Фрейда,

    формируются некоторые черты личности: ненасытность, жадность,

    требовательность, неудовлетворённость всем предлагаемым. Уже на оральной

    стадии, согласно его представлениям, люди делятся на оптимистов и

    пессимистов.

    Анальная стадия. (1 – 3 года), как и оральная, состоит из двух фаз.

    На этой стадии либидо концентрируется вокруг ануса, который становится

    объектом внимания ребёнка, приучаемого к опрятности. Теперь детская

    сексуальность находит предмет своего удовлетворения в овладении функциями

    дефекации, выделения. Здесь ребёнок встречается со многими запретами,

    поэтому внешний мир выступает перед ним как барьер, который он должен

    преодолеть, и развитие приобретает здесь конфликтный характер.

    По отношению к поведению ребёнка на этой стадии можно сказать, что

    полностью образована инстанция «Я», и теперь она способна контролировать

    импульсы «Оно». «Я» ребёнка научается разрешать конфликты, находя

    компромиссы между стремлением к наслаждению и действительностью. Социальное

    принуждение, наказания родителей, страх потерять их любовь заставляет

    ребёнка мысленно представлять себе, интериоризировать некоторые запреты.

    Таким образом, начинает формироваться «Сверх-Я» ребёнка как часть его «Я»,

    где в основном заложены авторитеты, влияние родителей и взрослых людей,

    которые играют очень важную роль в качестве воспитателей в жизни ребёнка.

    Особенности характера, формирующиеся на анальной стадии, по мнению

    психоаналитиков, - аккуратность, опрятность, пунктуальность, упрямство,

    скрытность, агрессивность; накопительство, экономность, склонность к

    коллекционированию. Все эти качества – следствие разного отношения ребёнка

    к естественным, телесным процессам, которые были объектом его внимания во

    время приучения к опрятности ещё на доречевом уровне развития. Также по

    мнению Фрейда, такие черты, как упорство, независимость, собственничество

    происходят из наслаждения от удерживания (например, у ребёнка, который на

    мольбы родителей в действительности отвечает: «Что имею, то и держу»).

    Фекалии ассоциируются с обладанием и частично с деньгами – в противном

    случае фрейдисты небезосновательно спрашивают, с какой стати мы пользуемся

    такими фразами, как «воняющий деньгами», «грязный барыш», «спускание денег

    в канаву» или даже «катание в дерьме», которые явно уравнивают деньги с

    фекалиями? Или, спрашивается, с чего бы тяга к пунктуальности и

    чистоплотности порой достигала патологической степени, не будь она реакцией

    против примитивного желания грязи и беспорядка? На протяжении оральной

    стадии младенец узнаёт о других и начинает устанавливать с ними отношения;

    на протяжении анальной стадии он учится отказываться от непосредственного

    инстинктивного удовлетворения с целью понравиться другим или по крайней

    мере оказывать на них влияние. Во фрейдовской теории считается, что

    лёгкость или сложность, пережитая ребёнком при прохождении догенитальных

    фаз, имеет фундаментальное влияние на его позднейшие (уже в качестве

    взрослого) отношения к таким основным формам поведения, как способность

    давать и брать, неповиновение или покорность, любовь или ненависть, а также

    по отношению к таким чувствам, как скупость или щедрость, оптимизм или

    пессимизм, интерес или безразличие к другим. Конфликты или трудности,

    пережитые на той или иной стадии, могут привести к фиксации либидо на

    данном пункте, а позднейшие неприятности вызывают регрессию к нему.

    Фаллическая стадия.(3 – 5 лет). Характеризует высшую ступень детской

    сексуальности. Ведущей эрогенной зоной становятся генитальные органы. До

    сих пор детская сексуальность была аутоэротичной, теперь она становится

    предметной, т.е. дети начинают испытывать сексуальную привязанность к

    взрослым людям. Первые люди, которые привлекают внимание ребёнка, - это

    родители. Либидонозную привязанность к родителю противоположного пола Фрейд

    назвал «Эдиповым комплексом» для мальчиков и «комплексом Электры» для

    девочек, определив их как мотивационно-аффективные отношения ребёнка к

    родителю противоположного пола. В греческом мифе о царе Эдипе, убившем отца

    и женившемся на матери, воспринимая отца как соперника, вызывающего

    одновременно и ненависть и страх.

    Разрешение, или освобождение от «эдипова комплекса», совершается в

    конце этой стадии под влиянием страха кастрации, который, по мнению Фрейда,

    вынуждает мальчика отказаться от сексуального влечения к матери и

    идентифицировать себя с отцом. В случае с маленькой девочкой положение дел

    ещё более сложное, и Фрейд, кажется, никогда не имел полной ясности в этом

    пункте. Для обоих – и для мальчиков, и для девочек – предполагается, что

    после оральных и анальных фаз и те, и другие первоначально имеют

    фаллическую ориентацию. Девочка начинает интересоваться своим клитором, как

    биологическим эквивалентом пениса мальчика, но так как этот орган

    представляется очевидно низшим по сравнению с мужским аналогом, то у неё

    развивается завистливое желание быть такой, как мальчик. У Фрейда это

    называется «завистью к пенису» и постулируется, что имеющая место

    привязанность девочки к её отцу – комплекс Электры – из греческого мифа, в

    котором Электра способствует смерти своей матери, Клитемнестры, убившей её

    отца, Агамемнона – возникает лишь тогда, когда она отказывается от надежды

    быть мужчиной и смиряется с собственной кастрацией как с данным фактом. Во

    фрейдовской интерпретации мужской эдипов комплекс разрушается посредством

    комплекса кастрации и отбрасывается по причине боязни кастрации, в то

    время как женский комплекс вызывается с помощью комплекса кастрации, когда

    разочарованная отсутствием пениса, девочка обращает свою любовь на отца и

    отвергает мать. Тот факт, что девочка думает: «Я была наказана», в то время

    как мальчик страшится: «Я могу быть наказан» считается имеющим важные

    последствия для их последующего развития. Но у обоих полов эдипов комплекс

    появляется как высшая точка инфантильной сексуальности, а преодоление

    усилий данного периода при достижении взрослой сексуальности необходимо для

    нормы, тогда как бессознательная привязанность ( прицепленность) к эдиповым

    тенденциям является типичной для невротичной психики.

    Посредством вытеснения этого комплекса полностью

    дифференцируется инстанция «Сверх-Я». Именно поэтому преодоление «эдипова

    комплекса» играет важную роль в психическом развитии ребёнка. . Фрейд был

    уверен, что у мальчика супер-эго выросло из остатков эдипова комплекса, а

    ощущение вины, некогда базировавшееся на страхе наказания и отвержения со

    стороны родителей, благодаря введению родительских стандартов внутрь самой

    психики, стало бременем, наложенным на самого себя. Так как предполагалось,

    что у мальчика комплекс кастрации является сильнейшим фактором, приводящим

    к концу эдипову стадию и следовательно, формирующим супер-эго, и поскольку,

    как мы уже видели, маленькая девочка вынуждена принимать «кастрацию» как

    неприятный факт, как fait accjmpli (свершившийся факт фр.), постольку

    маленькие девочки никогда не могут (так утверждают фрейдисты) развить

    сильное супер-эго.

    Одному из пациентов Фрейда, маленькому Гансу было пять лет, и он

    отказывался выходить из дома из страха, что его может укусить лошадь. На

    основе бесед с мальчиком и его отцом Фрейд пришёл к выводу, что этот страх

    является продуктом комплекса Эдипа. Аргументом было то, что пенис у папы

    Ганса больше, чем у мальчика. Ганс обсуждал эти «идеи» с отцом и пришёл к

    выводу, что у лошадей пенис ещё больше. Таким образом, страх Ганса перед

    своим отцом заменился на страх перед лошадьми, которые могут его укусить

    (кастрировать). Фрейд заявил, что детская сексуальность проявляется сразу

    же у ребёнка, а не в воспоминаниях взрослого. Этот случай поставил две

    проблемы. Первая состояла в том, что этот самый Маленький Ганс появился у

    Фрейда через четырнадцать лет и ровным счётом ничего не помнил о тех

    событиях. Второе: сам Фрейд сыграл минимальную роль в этой истории, хотя и

    приписывал ей важное значение.

    Другим знаменитым случаем, который приводил Фрейд, был случай Сергея

    Панкиева, состоятельного российского аристократа. Он был тяжёлым

    невротиком, тревожным, зависимым, судорожным искателем женщин с обширными

    ягодицами, которые оказались бы способны потворствовать его сексуальным

    запросам. Он сам называл себя «человек – волк» , следуя своему сну, который

    и дал ключ ко всему неврозу. В своём сновидении он увидел открытое окно, а

    там – несколько крупных белых волков, сидящих на ветках дерева. Он завопил

    и проснулся. Это сновидение настигло его в возрасте четырёх лет, и тогда-то

    и начался этот невроз. Фрейд настаивал на том, что человек-волк фактически

    был свидетелем полового акта своих родителей в раннем возрасте. Это

    драматическое событие, которое Фрейд назвал первичной сценой, и привело к

    неврозу, к страху перед кастрацией, к навязчивому поведению и к глубоко

    запрятанному страху перед отцом. Человек-волк был очень аномальной

    личностью, и Фрейд работал с ним четыре года подряд, причём состояние того

    стало намного лучше к концу лечения, Для Фрейда это было прямым

    доказательством его теории эдипого комплекса.

    Таким образом, к концу фаллической стадии все три психические

    инстанции уже сформированы и находятся в постоянном конфликте друг с

    другом. Главную роль играет инстанция «Я». Она сохраняет память прошлого,

    действует на основе реалистического мышления. Однако эта инстанция должна

    теперь бороться на два фронта: против разрушительных принципов «Оно» и

    одновременно против строгости «Сверх-Я». В этих условиях появляется

    состояние тревоги как сигнал для ребёнка, предупреждающий о внутренних

    или внешних опасностях. В этой борьбе механизмами защиты становятся

    вытеснение и сублимация.

    По Фрейду, самые важные периоды в жизни ребёнка завершаются до пяти

    лет; именно в это время формируются главные структуры личности. По

    мнению Фрейда, фаллической стадии соответствует зарождение таких черт

    личности, как самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление, а в

    дальнейшем утрирование мужского поведения с усиленной агрессивностью.

    Латентная стадия. (5 – 12 лет). Характеризуется снижением полового

    интереса. Психическая инстанция «Я» полностью контролирует импульсы

    «Оно»; будучи оторванной от сексуальной цели, энергия либидо переносится

    на освоение общечеловеческого опыта, закреплённого в науке и культуре, а

    также на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за

    пределами человеческого окружения.

    Генитальная стадия. (12 – 18 лет). Характеризуется возвышением

    детских сексуальных стремлений: теперь все бывшие эрогенные зоны

    объединяются, и подросток, с точки зрения Фрейда, стремится к одной цели

    – нормальному сексуальному общению. Однако осуществление нормального

    сексуального общения может быть затруднительно, и тогда можно наблюдать в

    течение генитальной стадии феномены фиксации или регресса к той или

    другой из предыдущих стадий развития со всеми их особенностями. На этой

    стадии инстанция «Я» должна бороться против агрессивных импульсов оно,

    которые вновь дают о себе знать. Так, например, на этом этапе может вновь

    возникнуть «эдипов комплекс», который толкает юношу к гомосексуальности,

    предпочтительному выбору для общения лиц своего пола. Чтобы бороться

    против агрессивных импульсов «Оно», инстанция «Я» использует два новых

    механизма защиты. Это аскетизм и интеллектуализация.

    Аскетизм с помощью внутренних запретов тормозит этот феномен, а

    интеллектуализация сводит к простому представлению в воображении и таким

    путём позволяет подростку освободится от этих навязчивых желаний.

    Когда ребёнок становится взрослым, его характер определяется

    процессом развития его «Оно», «Я» и «Сверх-Я» и их взаимодействиями.

    Нормальное развитие, по Фрейду, происходит с помощью механизма сублимации

    (замещении), а развитие, которое происходит посредством механизмов

    вытеснения, регрессии или фиксации, рождает патологические процессы.

    Описаны два наиболее ярких типа характера, формирующихся на этой

    стадии: психическая гомосексуальность и нарциссизм. В психологии

    психическую гомосексуальность не всегда рассматривают как грубое половое

    извращение. Это могут быть такие формы поведения, в которых любовь к

    другому полу замещается товарищеской привязанностью, дружбой,

    общественной деятельностью в обществе лиц своего пола. Второй тип

    сексуального характера – нарциссизм. Он характерен тем, что либидо

    личности как бы отнимается от объекта и направляется на самого себя.

    Нарциссическая личность рассматривается как объект своих сексуальных

    стремлений; Для неё внешние объекты удовольствия отступают на задний

    план, а главное место занимают самоудовлетворённость и самодовольство.

    Подобные характеры направляют своё внимание преимущественно на себя, свои

    действия, свои переживания.

    Теория личности Фрейда неоднократно подвергалась критике и в нашей,

    и в зарубежной литературе. Эта критика касалась крайней биологизации

    человека, отождествления мотивов его социального поведения с

    биологическими потребностями животных и принижения роли сознания в

    управлении его действиями. К этому следует добавить т то, что теория

    Фрейда по существу является умозрительной. Многие положения нельзя

    считать научно доказанными. Вместе с тем не следует умалять заслуг

    Фрейда, начавшего интеллектуальную революцию, которая навсегда изменила

    науку о самовосприятии, о межличностных отношениях и все теории

    человеческого поведения.

    ЛИТЕРАТУРА:

    1. Ричард Осборн «Фрейд для начинающих»

    Поппури Минск 1998

    2. Л. Ф. Обухова «Возрастная психология»

    Педагогическое общество

    России

    Москва 2001.

    3. Р. С. Немов «Психология»

    Владос Москва 1999

    4. Стефан Цвейг «Врачевание и психика»

    ТсОО Гамма С-Пб 1992

    5. Ф. Виттельс «Фрейд, его личность, учение и школа»

    Ленинград ЭГО 1991

    6. Джеймс Браун «Психология Фрейда и постфрейдисты»

    Рефл – бук Ваклер 1997

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.