МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Теоретические аспекты делового общения

    обманываем своих рабочих?" Сегодня в основе культуры "Монсан-то" лежит

    эта философия Квини.

    — С. Прайса (одного из основателей компании по эккаунтингу, которая

    позже получила название "Прайс Вотерхаус ") вынуждали взять работу,

    оплата которой гарантировалась только в случае положительных

    результатов отчета. Даже не имея четко сформулированных принципов, на

    которые можно было опереться, он объяснил: "Оплата нашей работы не

    должна зависеть от результатов отчета, единственный способ убедить в

    этом работодателя — отказываться работать, пока

    не будут обеспечены оплата и компенсация издержек ".

    Основатели этих компаний твердо верили, что этическое поведение обеспечит

    им успех. Они ставили этику на первое место и на практике воплощали свои

    взгляды.

    Внимательное изучение моральных норм позволяет определить этичность

    поступка. К тому же оно дает возможность найти наиболее подходящее решение

    проблемы. Если же оно предполагает нарушение норм, то вы должны найти

    другое решение, в соответствии со схемой принятия решений.

    Нормы этического поведения в сфере бухгалтерского менеджмента, например,

    включают следующее положение: "Менеджер не должен совершать поступки, не

    соответствующие профессиональным нормам, а также позволять их совершать

    другим работникам организации". Обычно такой документ включает в себя

    правила управления предприятием, а также все, что связано с

    конфиденциальной информацией: включаются также положения об обязанности

    работников честно вести бизнес и быть объективными в принятии решений, о

    способах разрешения внутрифирменных конфликтов.

    Приведем пример свода профессиональных законов компании.

    Менеджер имеет обязательство перед организацией, на которую работает,

    перед своей профессиональной областью, работниками и перед самим собой

    придерживаться этических норм наивысшего уровня. В признание этого Институт

    бухгалтерского менеджмента, бывшая Национальная ассоциация бухгалтерии

    (США), ввел нижеследующие нормы поведения в данной сфере деятельности.

    Введение этих стандартов направлено в основном на достижение целей

    менеджмента. Менеджер не должен совершать поступки, противоречащие этим

    нормам, и обязан следить за выполнением этих норм другими работниками

    организации.

    Компетенция. Менеджер несет ответственность за:

    - установление подходящего уровня профессиональной компетенции в

    соответствии с имеющимися в его распоряжении в данный момент знаниями и

    навыками;

    — исполнение своих профессиональных обязанностей в соответствии

    ссуществующими законами, правилами и техническими стандартами;

    - представление полных и понятных докладов и рекомендаций, следующих за

    детальным анализом текущей информации;

    * сообщение нежелательной (так же как и желательной) информации,суждений

    и мнений;

    * воздержание от любой деятельности, которая дискредитирует профессию и

    его лично.

    Конфиденциальность. Менеджер несет ответственность за:

    - нераспространение конфиденциальной информации, если это не

    предусмотрено руководством;

    — информирование подчиненных, учитывая конфиденциальность информации,

    приобретенной в ходе их работы, а также за надзор за их деятельностью с

    целью соблюдения конфиденциальности;

    - воздержание от использования конфиденциальной информации,

    приобретенной в ходе работы, с целью достижения преимущества неэтичны ми

    методами.

    Целостность. Менеджер несет ответственность за:

    * предотвращение столкновения интересов и за разрешение возникающих

    конфликтов;

    * воздержание от вовлечения в любую деятельность, которая может

    помешать принять этически верное решение;

    * отказ от любых подарков, услуг, которые влияют (или есть возможность,

    что повлияют) на его действия;

    * предотвращение как активного, так и пассивного противодействия

    достижению законных и этических целей компании;

    * распознавание профессиональных ограничений сотрудников, которые по

    мешают успешной деятельности.

    Объективность. Менеджер несет ответственность за:

    * честное и ясное сообщение любой информации;

    * раскрытие всей текущей информации, которая, как ожидается, может

    повлиять на деятельность фирмы.

    Способы разрешения внутрифирменных конфликтов.

    В разрешении конфликтов менеджер может встретить неэтичное поведение. При

    этом он должен четко следовать своду законов компании. Если существующие

    нормы не содержат указаний на способы разрешения возникшего конфликта, то

    менеджер должен предпринять следующие действия:

    — обсудить сложившуюся ситуацию непосредственно с начальником, если она,

    конечно, не касается его самого; в последнем случае следует про

    анализировать эту ситуацию со следующим вышестоящим лицом. Если

    проблема не может быть однозначно решена, то следует обратиться к

    менеджеру следующего уровня. Если же непосредственный начальник

    является высшим должностным лицом компании, в роли советчика при

    решении вопросов может выступить целая группа людей, такая, как

    аудиторская структура, комитет должностных лиц, совет директоров, совет

    доверенных лиц или владельцы компании. Контакт с вышестоящими людьми

    может происходить, только если об этом знает непосредственный

    начальник;

    * прояснить ситуацию в конфиденциальной беседе с целью достичь

    взаимопонимания и взаимного согласия в разрешении данной проблемы;

    * если этический конфликт не устранен после всех этих действий, менеджеру

    остается только одно подать в отставку.

    Намереваясь принять какое-либо решение, обратитесь к имеющимся нормам,

    относящимся к вашей профессии. Беседы с теоретиками и практиками и чтение

    профессиональных изданий дадут вам представление об основах этики в данной

    сфере деятельности. Но если в фирме действует свод этических правил,

    подобный приведенному выше, он должен стать вашей настольной книгой. Только

    в России таких сводов уже насчитывается несколько десятков. Назовем в

    качестве примера "Правила добросовестной деятельности членов

    профессиональной Ассоциации участников фондового рынка" (1994); "Кодекс

    профессиональной этики членов Российского общества оценщиков" (1994). В

    конце 1995 г. Второй Конгресс российских предпринимателей принял "Хартию

    бизнеса России".

    В Приложении 1 приведен пример корпоративного этического кодекса на

    территории России. На наш взгляд, он может быть подвергнут серьезной

    критике со стороны этики, языка и даже прав человека. Но как новое,

    перспективное явление в деловой жизни, он заслуживает внимания.

    Одни из этих документов ориентированы на решение узкопрофессиональных

    задач, другие — на решение более общих, но не менее актуальных задач

    (например, проблема борьбы с насилием в предпринимательской среде). Но все

    они первые помощники менеджера. Однако необходимо сделать одно

    психологическое замечание. Этический кодекс фирмы может существовать в

    письменной или только в устной форме, иногда он является негласным. В

    последнем случае он обычно "насаждается" первым лицом. Нанимая нового

    сотрудника, руководитель из списка претендентов выбирает (часто интуитивно,

    бессознательно) того, чей внутренний кодекс больше соответствует этическому

    кодексу фирмы (т. е. шефа!).

    Очевидно, что свод этических правил и — шире — тип деловой культуры

    зависят от типа лидерства, доминирующего в организации. А сам этот тип

    лидерства формировался во многом в зависимости от способа возникновения

    данной организации, ее генезиса, в частности от того, сам ли руководитель

    (в том числе с группой друзей, родственников) создал организацию или она

    перешла к нему из государственной формы собственности.

    В целом на предприятиях, принадлежащих индивидуальным владельцам, лидеры

    не более эгоцентричны, чем руководители государственных организаций или

    бывшие таковыми.

    Часто можно слышать, как многие российские руководители и

    предприниматели, проходившие обучение у преуспевающих западных специалистов

    по управлению, высказывают сомнения по поводу возможности применения

    западных методик в решении проблем, возникающих в наших организациях.

    Использование западного опыта, разумеется, требует осторожности и учета

    массы особенностей российской действительности.

    Это объясняется использованием иных принципов взаимодействия руководителя

    с персоналом, клиентами, поставщиками и т. п. Причина прежде всего в

    различии воспитания. Западная предпринимательская культура предполагает

    взаимную ответственность, обязательность в деловых отношениях. Отсюда

    высокая степень надежности отношений в сфере бизнеса. На Западе при

    заключении соглашения часто ограничиваются устной договоренностью. У нас же

    даже подписание формальных документов, в которых оговариваются взаимные

    обязательства сторон, не гарантирует корректную реализацию договоренности.

    Вполне объяснимо, что человек, воспитанный в системе, где есть только два

    типа поведения: при одном ты хорошо работаешь и хорошо живешь; при другом

    не работаешь вообще и потому бедствуешь, — пытается сохранить клиентуру и

    строить отношения с деловыми партнерами на принципе обоюдной взаимовыгодной

    ответственности.

    Для того чтобы достигнуть такого уровня в организации, необходимо

    трансформировать систему управления, изменять устаревшие принципы

    организации труда, развивать мотивацию персонала. Большую роль в

    преодолении негативных стереотипов могут сыграть именно этические кодексы.

    В современном деловом мире существует огромное количество этических

    кодексов. Подобные кодексы четче всего сформулированы в мировых религиях,

    например "десять заповедей" христианства. Существуют профессиональные

    (например, "клятва Гиппократа" у врачей) и сословные кодексы (например,

    устав купеческой гильдии). В целом этические кодексы поведения известны с

    незапамятных времен, практически с тех пор, как появилась письменность.

    Средние века — эпоха расцвета цеховой, корпоративной этики. Персональный

    этический кодекс в то время — это система формальных и неформальных правил,

    которые профессиональные объединения предписывали ремесленникам этого цеха.

    Нормы их поведения определялись своеобразными "профсоюзными" уставами,

    главными целями которых были, во-первых, сохранить с помощью традиций

    целостность союза, во-вторых, удержать на высоте стандарт качества

    продукции и, в-третьих, регламентировать поведение ремесленников вне

    производства, особенно в отношениях с другими сословиями и профессиями.

    На протяжении веков корпоративная этика ассоциировалась только лишь со

    средневековыми цеховыми организациями. Но в 60—70-е годы XX в. в США ее

    стали применять к оценке позиции промышленной корпорации с точки зрения

    ценностных стандартов, принятых в обществе в целом. Корпоративная этика

    стала рассматриваться в более широком контексте, ключевым понятием которого

    была "социальная ответственность". Представление о социальной

    ответственности возникло на волне общественного протеста против поведения

    крупных корпораций, которые отравляли реки, выпускали недоброкачественные

    продукты и т. п. Понятия корпоративной этики и социальной ответственности

    распространились и на сферу политики. Немалую роль в этом сыграли скандалы

    из-за подкупа государственных чиновников — как своих, так и иностранных.

    Этому способствовало и общее развитие менеджмента в сторону гуманизации и

    демократизации. Менеджеры стремились (правда, порой только демонстративно)

    вовлечь своих сотрудников в процесс принятия решений.

    Сегодня считается, что вопрос этики деловых отношений является одним из

    наиболее значимых вопросов, с которыми сталкивается самоуправляющееся

    общество. Одним из проявлений этого и стало широкое распространение

    кодексов этики (или поведения) и систем ценностей компаний и предприятий. В

    последнее время это привело к двум дополнительным следствиям: во-первых, к

    расширению публичных обсуждений администраторами корпораций этических

    проблем и методов их решения и, во-вторых, к приложению творческих усилий,

    для того чтобы эффективно поддерживать этическую политику, направленную на

    обеспечение этически приемлемых действий.

    В 80-е годы XX в., когда этические кодексы поведения стали приниматься

    крупными корпорациями, начался подлинный бум в области корпоративной этики.

    Историческим можно считать в этом плане 1988 г., когда влиятельная

    организация американских предпринимателей "Круглый стол бизнеса" провела

    специальную конференцию, посвященную опыту внедрения этических кодексов в

    некоторых ведущих американских корпорациях. К настоящему времени работа в

    области корпоративной этики стала неотъемлемым элементом менеджмента в

    экономически развитых странах. Главные причины этого — экономические:

    повышение конкурентоспособности, улучшение качества продукции, снижение

    текучести кадров и т. п. Кроме того, оказалось, что соблюдение норм

    корпоративной этики повышает уровень жизни сотрудников, способствует их

    сплоченности, стимулирует их инициативу.

    Что касается корпоративной этики, совершенно очевидно, что основную роль

    в ее поддержании и развитии играет высшая администрация. Чтобы добиться

    соответствующих результатов, руководитель и его окружение должны быть явно

    и неуклонно привержены этическим принципам и лидировать в поддержании и

    обновлении системы ценностей своей организации. Руководители компаний

    считают необходимым выражать эту приверженность самыми разными способами —

    в директивах, заявлениях о внутренней политике организации, речах,

    публикациях и прежде всего в своих действиях.

    Компании придерживаются различных подходов к выработке твердых принципов,

    являющихся основой корпоративного поведения. Некоторые, обладающие

    длительными и по большей части неписаными традициями

    добросовестного отношения к делу, полагаются на относительно неформальный

    подход. Другие имеют особые кодексы с детально разработанными требованиями.

    Общепринятый и играющий все более важную роль подход состоит в том, чтобы

    установить принципы поведения для всех сотрудников организации в форме

    письменного документа.

    Хотя круг проблем в кодексах и правилах варьирует в разных областях

    промышленности, существует общий список проблем, которые решаются на

    этической основе.

    * Безусловная честность и следование закону.

    * Безопасность и качество продукции.

    * Конфликты интересов.

    * Практика найма.

    * Честность при продаже/маркетинге.

    * Финансовая отчетность.

    * Отношения с поставщиками.

    * Назначение цен, предъявление счетов и заключение контрактов.

    * Торговля ценными бумагами/использование внутренней информации.

    * Выплаты в целях получения новых возможностей для бизнеса.

    * Приобретение и использование информации, касающейся других

    людей и организаций.

    * Безопасность.

    * Политическая деятельность.

    * Зашита окружающей среды.

    * Интеллектуальная собственность.

    Приобретающее все большую популярность среди больших корпораций движение

    по развитию и улучшению их этических кодексов имеет две взаимосвязанные

    цели:

    * во-первых, обеспечение соответствия стандартам поведения компании. За

    этим стоит понимание того факта, что в компании работают люди с разной

    этической культурой и им нужны объединяющие их

    установки;

    * во-вторых, реализация все более широко распространяющегося мнения, что

    сильная корпоративная культура и этика являются жизненно важным

    стратегическим ключом к выживанию и получению

    необходимой прибыли в нашу эпоху высочайшей конкуренции.

    Если ваше решение уже прошло два испытания: на 1) легальность и

    соответствие договорным условиям и политике компании; 2) соответствие своду

    законов компании или профессиональному своду, — не следует думать, что ваш

    анализ на этом закончен. Последний — и наиболее важный тест, которому ваше

    решение должно быть подвергнуто, — это тест на целостность, соответствие

    другим решениям. Если после детального анализа вы сочли решение этичным, то

    надо остановить свой выбор на нем, если же это не так, то необходимо

    оценить другой вариант.

    Улучшение репутации бизнеса отнюдь не является главной целью

    корпоративных этических программ. Напротив, многие администраторы убеждены,

    что культура и этика необходимы, чтобы обеспечить интересы самой компании.

    Они полагают, что это обязательное условие для поддержания уровня прибыли и

    соответствующей конкурентоспособности, необходимых для эффективной

    деятельности. Никакого конфликта между этическим поведением и приемлемыми

    доходами нет. На самом деле первое является необходимым условием второго.

    Устойчивая система ценностей, обычаев и методов ведения дел служит надежной

    основой для долгосрочных достижений.

    Сделаем несколько комментариев к приведенному списку сфер этического

    воздействия.

    Говоря о морально-этических проблемах, возникающих в процессе

    экономической деятельности корпораций ведущих стран, можно выделить

    несколько крупных областей, где эти проблемы возникают: это отношение к

    природе, к качеству продукции, к власти, к персоналу (рабочим и

    сотрудникам) и в его среде, к социальным проблемам, к глобальным проблемам

    и, наконец, к своим партнерам по деловому общению (клиентам, поставщикам и

    т. п.). В последнее время на первый план выходят интересы и ценностные

    ориентации основных инвесторов и ключевых партнеров (stakeholders).

    Исследование этических кодексов 116 ведущих корпораций США показывает, что

    первые три позиции (по объему текста и вниманию, уделяемому проблеме) в

    кодексах заняли отношения: а) с правительством (чиновниками и законами); б)

    с поставщиками и клиентами; в) внутри организации между сотрудниками как

    одного уровня, так и иерархические.

    В 90-е годы, когда экологические проблемы стали общими для всего

    человечества и бизнес стал приобретать все более интернациональный

    характер, первостепенное значение получило создание некоего базового

    этического кодекса для международного делового сообщества. Своды правил,

    регулирующие поведение корпораций, уже приняты тремя международными

    организациями: ООН, Международной торговой палатой и Организацией

    экономического сотрудничества и развития. Одновременно в международном

    деловом сообществе идет интенсивный процесс создания неформального

    этического кодекса, который бы действовал не столько юридически, сколько

    морально-психологически. Важнейшим в этом плане следует считать принятие

    представителями деловых и научных кругов Америки, Европы и Азии "Принципов

    ведения бизнеса", что было осуществлено на очередном заседании "Круглого

    стола группы Ко" в 1994 г. в Швейцарии.

    В "Принципах ведения бизнеса" предпринята попытка выделить то общее, что

    оценивается в самых различных деловых культурах как этически одобряемое

    поведение. Цель этого документа — стимуляция и укрепление принимаемых всеми

    норм. К 1996 г. "Принципы ведения бизнеса" завоевали большой авторитет в

    международном деловом сообществе. Возможно,

    они станут основой для международного этического кодекса делового поведения

    — своеобразного свода заповедей для менеджеров и предпринимателей, желающих

    войти в деловую элиту мира.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.