МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Телесно-ориентированная психотерапия

    препятствующих спонтанному освобождению тела от напряжения.

    Система психотерапии, предложенная Лоуэном, способствует освобождению

    тела от напряжения, появляющегося в результате его неправильного положения.

    Согласно Лоуэну, закрепощенность тела препятствует свободной циркуляции

    энергии. В основе биоэнергетической концепции лежит утверждение, что люди

    являются в первую очередь телами, хранящими в себе напряжение и

    освобождающимися от него. Здоровый человек имеет “контакт с почвой” и

    получает удовольствие от жизни. В больном организме не происходит свободной

    циркуляции энергии, чему препятствует телесная ригидность, которая

    проявляется в виде мускульной зажатости и образует зоны напряжения в теле.

    Терапия обеспечивает снятие напряжения с помощью физических упражнений и

    определенных поз, направленных на разблокирование этих зон, на расслабление

    мускульной брони.

    Важным элементом биоэнергетической терапии является обучение тому, как

    стать “заземленным” и слиться с природой. Биоэнергетика подчеркивает

    необходимость “заземления” или укоренения в физических, эмоциональных и

    интеллектуальных процессах человека. Биоэнергетическая работа часто

    концентрируется на ногах и тазе, чтобы установить лучшую, более укорененную

    связь с землей.

    Лоуэн учёл ошибки Райха и употреблял более приемлемые термины: биоэнергия

    вместо оргона (который воспринимался научной общественностью в штыки),

    поэтому его работа встречала меньшее сопротивление. Биоэнергетика в США

    распространена больше, чем метод Райха.

    4. Первичная терапия Янова

    Артур Янов – aмериканский психолог, в конце 60-х годов сформулировавший

    основные положения “первичной терапии”, получившей развитие в деятельности

    Института первичной терапии в Лос-Анжелесе.

    В основе первичной терапии лежат положение о том, что травмы, пережитые

    детстве и вытесненные в процессе взросления, а также ранние

    неудовлетворенные потребности ведут к неврозам и психозам. Янов называет

    эти травмы первичными. Они сохраняются у человека в виде напряжения или

    трансформируются в механизмы психологической защиты. Первичные травмы и

    неудовлетворенные потребности препятствуют естественному продвижению через

    все стадии развития, которые проходит каждый человек, не дают стать

    “настоящим”, пресекают нормальный доступ человека к его чувствам.

    Напряжение, связанное с первичными травмами, может приводить к

    психосоматическим заболеваниям.

    Первичная терапия строится на том, что человек должен заново пережить

    первичную травму, возвратиться в ситуацию, вызвавшую её, и освободиться от

    нее при помощи крика. Цель первичной терапии состоит в том, чтобы

    избавиться от всего “ненастоящего”, что заставляет человека употреблять

    алкоголь, наркотики, курить или принимать опрометчивые, необоснованные

    решения только потому, что иначе он не может справиться с постоянно

    увеличимся внутренним напряжением. Эти регрессивные и невротические реакции

    вынуждают человека жить прошлом, не меняясь и не меняя способа восприятия

    мира. Слова и действия такого человека обусловлены его неврозом, так как он

    не свободен от чувств, возникших в каких-то ситуациях в прошлом. Обучение в

    первичной терапии необходимо для того, чтобы идентифицировать чувства и

    ощущения, вызванные ранними травмами, выразить их и испытать

    терапевтические изменения.

    Первичная терапия применяется для лечения клиентов разных возрастов, как

    подростков, так и взрослых. От клиента зависит, насколько он сумеет

    соприкоснуться с теми чувствами, которые возникли вследствие первичных

    страданий. Первичная терапия предполагает следование жёсткому набору

    инструкций и отказ от приобретенных в результате сдерживаемого напряжения

    привычек. Первая фаза психотерапии продолжается примерно три недели, и в

    это время нельзя посещать школу или работу. Курс лечения очень интенсивный

    – с пациентом занимаются ежедневно до 3 часов в день. По окончании третьей

    недели клиент включается в работу первичной терапевтической группы, которая

    встречается 2—3 раза в неделю на протяжении 8—12 месяцев.

    Тщательно спланированный процесс первичной терапии начинается с

    обсуждения проблем клиента с получившим специальную квалификацию

    психотерапевтом. Во время психотерапевтических занятий вскрываются ранние

    воспоминания, обиды и раны. Психотерапевт побуждает клиента к тому, чтобы

    заново “физически” пережить их, вызывая проявление напряжения,

    психологической защиты и пр. Основная задача на этом этапе заключается в

    постепенном ослаблении психологической защиты. Когда клиент приступает к

    работе в психотерапевтической группе, обсуждение его проблем продолжается;

    теперь он вступает в самые разнообразные взаимоотношения с другими членами

    группы, что может способствовать переживанию большего количества первичных

    эмоций, чем в индивидуальной психотерапии. Клиенты вспоминают травмирующие

    события раннего детства, вплоть до рождения. Задача психотерапевта на этом

    этапе — направлять клиента в поиске именно тех событий, которые вызвали эти

    разрушающие его чувства, без выражения которых невозможно исцеление.

    Групповая психотерапия сочетается с обучением глубокому дыханию, для того

    чтобы участники избавились от поверхностного, невротического дыхания и

    приблизились к переживанию первичного страдания. Психотерапевт работает

    также над изменением манеры речи клиента, которая рассматривается как один

    из защитных механизмов. Цель этих и многих других приемов – дать человеку

    возможность соприкоснуться с первичными переживаниями и обрести способность

    выразить те чувства, которые он осознал.

    Клиенты, прошедшие курс первичной терапии, сбрасывают бремя прежних

    страданий и начинают лучше справляться с жизненными ситуациями, не нуждаясь

    в столь высокой степени признания и принятия их другими людьми. Их действия

    приобретают смысл и становятся “настоящими”, что способствует обретению

    душевного комфорта и социального статуса. Освобождение от напряжения, новое

    самоощущение позволяют клиенту, прошедшему курс первичной терапии, точнее

    оценивать свое эмоциональное и физическое состояние в любой ситуации.

    Быть “настоящим”, по мнению Янова, означает быть свободным от тревоги,

    депрессии, фобий, быть способным жить настоящим, без навязчивого стремления

    удовлетворять свои потребности.

    Первичная терапия была одним из первых методов психотерапии, который

    радикально отошел от психоанализа, придавая большее значение сосредоточению

    на чувствах и переживанию целостности своего Я.

    5. Метод Александера

    Франц Матиас Александер был австралийским актером. Он страдал

    повторяющейся потерей голоса, для которой не было органических причин.

    Посредством длительного самонаблюдения он обнаружил, что потери голоса были

    связаны с давящим движением головы назад и вниз. Научившись подавлять эту

    тенденцию, Александер перестал страдать от ларингита; кроме того,

    исключение давления на шею оказало позитивное действие на все его тело.

    Работая над собой, Александер создал технику обучения интегрированным

    движениям, основанную на уравновешенном отношении между головой и

    позвоночником.

    Александер полагал, что предпосылкой свободных естественных движений

    является наибольшее естественное растяжение позвоночника. Формула метода

    Александера: “Освободить шею, чтобы дать голове сдвинуться вперед и вверх,

    чтобы дать больше удлиниться и расшириться”.

    Цель состоит не в том, чтобы стараться вовлекаться в какую-либо мышечную

    деятельность; ученик стремится дать телу автоматически и естественно

    приспособится во время концентрированного повторения формулы: а на уроке –

    при реагировании на руководящие движения учителя. На уроке прорабатываются

    движения, взятые из обычной повседневной деятельности, и ученик постепенно

    научается применять принципы техники. Равновесие между головой и

    позвоночником обеспечивает освобождение от физических напряжений и зажимов,

    улучшает линии позы и создает лучшую координацию мышц. С другой стороны,

    нарушение этих отношений порождает зажимы, искажение линий тела, портит

    координацию движений. Уроки техники Александера предполагают постепенное

    тонкое руководство в овладении более эффективным и удовлетворительным

    использованием тела. Руководитель должен уметь видеть различные блоки,

    препятствующие свободным движениям тела, предвидеть движения с

    предварительным ненужным напряжением. Управляя приспособлением тела ученика

    в небольших движениях, учитель постепенно дает ему опыт действования и

    отдыха интегрированным, собранным и эффективным образом.

    Уроки Александера обычно сосредоточены на сидении, стоянии, ходьбе, в

    дополнение к так называемой “работе за столом”, когда ученик ложится и в

    руках учителя испытывает ощущения энергетического потока, который удлиняет

    и расширяет тело. Эта работа должна давать ученику ощущение свободы и

    простора во всех связках, опыт, который постепенно отучает человека от

    зажимов и напряжений в связках, порождаемых излишними напряжениями в

    повседневной жизни. Техника Александера особенно популярна среди людей

    творчества, но также эффективно используется для лечения некоторых увечий и

    хронических заболеваний.

    Психотехника Александера помогает людям, неправильно и неэффективно

    пользующимся своим телом, избежать этих неправильностей в действии и в

    покое. Под “использованием” имеются в виду привычки в держании и движении

    тела, привычки, которые непосредственно влияют на физическое, умственное и

    эмоциональное функционирование человека.

    6. Метод Фельденкрайза

    Моше Фельденкрайз работал с Ф.М. Александером, изучал йогу, фрейдизм,

    Гурджиева, неврологию, был специалистом по дзюдо; Его метод предназначен

    для восстановления естественной грации и свободы движений, которой обладают

    все маленькие дети. Техники Фельденкрайза – это работа с паттернами

    мышечных движений, помогающая человеку найти наиболее эффективный способ

    движения и устранить ненужные мышечные напряжения и неэффективные паттерны,

    которые вошли в привычку в течение многих лет.

    Фельденкрайз разработал множество упражнений, меняющихся от урока к уроку

    (они систематизированы и подробно описаны в книге “Сознавание через

    движение”). Они обычно начинаются с небольших движений, постепенно

    соединяющихся в большие и более сложные паттерны. Цель состоит в том чтобы

    развить легкость и свободу движений в каждой части тела.

    Фельденкрайз указывает, что необходимо принять большую ответственность за

    себя, понять, как действует тело, научиться жить в соответствии со своими

    естественными конституцией и способностями. Каждое действие включает

    мышечную деятельность. Фельденкрайз подчеркивает необходимость научиться

    расслабляться и находить собственный ритм, чтобы преодолеть дурные привычки

    в использовании тела. Люди должны освободиться, играть, экспериментировать

    с движением, чтобы научиться чему-то новому; но пока они находятся под

    давлением, в напряжении, в спешке – они могут лишь повторять старые

    паттерны. Упражнения Фельденкрайз обычно разбивают кажущуюся простой

    деятельность на ряд связанных движений, чтобы выявить старый паттерн и

    развивать новый, более эффективный способ выполнения той же деятельности.

    Всякая человеческая деятельность проходит три стадии. Первая –

    естественный способ. Далее следует индивидуальная стадия, на которой многие

    люди развивают собственный, особый и личный способ выполнения действий,

    который появляется естественно. Наконец, наступает третья стадия изучаемого

    метода, на которой действие выполняется в соответствии с системой или

    особым методом, и перестает быть естественным.

    Усвоенный систематический метод обладает преимуществом в эффективности и

    возможностью развития высокого уровня выполнения. По Фельденкрайзу,

    преобладание формального обучения в нашей цивилизации ведёт к преобладанию

    профессионализма в тех областях, которые были естественными во все времена

    человеческой истории. Поэтому цель работы Фельденкрайза состоит в том,

    чтобы создать в теле способность двигаться с минимумом усилий и максимумом

    эффективности, не посредством увеличения мускульной силы, а посредством

    возрастающего понимания того, как тело работает.

    Уравновешивая работу коры и уменьшая уровень, возбуждения, Фельденкрайз

    обнаружил, что мы можем достигнуть чрезвычайно расширенного сознавания и

    становимся способными пробовать новые сочетания движений, которые были

    невозможны, когда связи между корой и мускулатурой были замкнуты

    предписанными ограниченными паттернами.

    7. Чувственное сознавание

    Эта психотехника разработана в CША Ш. Селвер и Ч. Бруксом, основываясь на

    работах Э. Гиндлер и Х. Якоби. Техника направлена на изучение целостного

    органического функционирования в мире, который человек воспринимает, частью

    которого он являемся. Для терапевта, работающего в этой традиции,

    представляет интерес “личная экология” человека: как он совершает действия,

    как относится к людям, ситуациям и объектам. Он стремится найти, что

    естественно в этом функционировании, а что обусловлено; что есть продукт

    эволюционного развития природы человека, а что стало “второй натурой”,

    которая изолирует его.

    Чувственное сознавание – это процесс научения возвращаться в

    соприкосновение с телом и чувствами, со способностями, которыми человек

    располагал, будучи ребёнком, но утратил во время формального обучения.

    Родители реагируют на детей с точки зрения собственных идей и предпочтений,

    вместо того, чтобы попытаться почувствовать, что может помочь реальному

    развитию ребенка. Другая проблема детского опыта – совершение усилий:

    родители не хотят дожидаться естественного развития способностей их детей,

    и научают их “стараться”.

    Работа чувственного сознавания фокусируется на непосредственном

    восприятии, научении отличать собственные чувства и ощущения от культурно и

    социально привитых образов. Многие упражнения в этой системе основаны на

    повседенвной человеческой деятельности – чтобы открыть отношение к

    окружающему, развить сознательную осведомлённость о том, что человек

    делает. Ещё один аспект чувственного сознавания включает отношение с

    другими. Большинство упражнений системы имеет внутреннюю, медитативную

    ориентацию.

    Другие методы

    Вкратце расскажу и о других психотехниках, применяемых в телесно-

    ориентированной психотерапии, но получивших сравнительно меньшую

    известность.

    Например, “биосинтез”. Его специфика заключается в уважительном отношении

    к проблемам клиента. Отличительная черта биосинтеза –глубинная проработка

    терапевта; терапевт должен постоянно очень тонко чувствовать, что

    происходит с клиентом, что является залогом продуктивной работы.

    Методу танцевально-двигательной терапии был посвящён мой отдельный

    реферат (по групповой психотерапии). Вкратце, инструментом здесь является

    танец; танцем здесь называется любое естественное движение тела или

    естественная позиция. Под настоящим танцем имеется в виду язык, передающий

    чувства, то, как люди с ними обращаются. Исследование языка движений

    открывает новое многообразие физической, эмоциональной и духовной жизни.

    Метод под названием “танатотерапия” разработан Владимиром Баскаковым и в

    переводе означает “исцеление смертью”. Это способ терапевтического

    использования “целительных свойств смерти”. Специфические приемы, точно

    моделирующие ситуацию смерти, позволяют испытать глубинные состояния, в

    результате которых переоцениваются многие вещи и многие проблемы находят

    свое разрешение. Любой страх, в конечном счете, это страх умереть, и

    танатотерапия – один из возможных способов работы с собственными страхами.

    При этом используются только телесно-ориентированные техники, и в этом

    состоит уникальность данного метода. Вообще-то, этот метод даже больше

    относится к трансперсональной психотерапии.

    Заключение

    Большинство известных телесно-ориентированных психотехник появились и

    развивались вне группового направления в психотерапии, однако чаще всего

    применяется как раз в групповых формах.

    В классических подходах телесно-ориентированной психотерапии имеется ряд

    важных понятий, которые имеют основополагающее значение: “энергия”,

    “мышечная броня”, “почва под ногами” и так далее.

    В телесно-ориентированной психотерапии имеются свои психотерапевтические

    процедуры, влияющих на дыхание и способствующих пониманию телесного

    состояния и напряженных поз, а также двигательные упражнения, работающие с

    физическим контактом между участниками группы. Большинство групп телесно-

    ориентированной психотерапии включают физический контакт в групповое

    взаимодействие. Двигательные упражнения способствуют возврату участников к

    примитивному эмоциональному состоянию, к своей первичной природе. Одни

    упражнения призваны помочь обеспечить доступ к заблокированным эмоциям

    гнева и ярости, другие помогают каждому участнику высвобождать эмоции.

    На основе упражнений руководитель и члены группы делают выводы о “броне

    характера” каждого участника, блоках спонтанного течения энергии, и делают

    анализ, соотнося телесное состояние с психологическими проблемами. В

    телесно-ориентированных психотехниках считается, что высвобождение

    негативных аффектов может приводить к позитивным личностным изменениям.

    Список использованной литературы:

    1. “Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике”

    (под редакцией В. Баскакова). М., 1997. 2-ое издание.

    2. К. Рудестам. “Групповая психотерапия”. СПб., 1998.

    3. “Психотерапевтическая энциклопедия” (под редакцией Б. Карвасарского).

    СПб., 1998.

    4. А. Лоуэн. “Физическая динамика структуры характера”. М., 1996.

    5. Д. Фейдимен, Р. Фрейгер. “Личность и личностный рост”. М, 1994.

    Также использовались различные ресурсы из сети Интернет, например:

    http://www.chat.ru/~bodywork (Телесные психотехники. Body work in

    Russia.)

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.