Шпаргалки по психологии
Шпаргалки по психологии
|1 |7 |
|предмет и структура социальной психологии |Социальная установка личности: Томас и |
|как науки: изучает следующие явления (5 т.|Знанецкий (1918-1920) дали первое |
|зр. На этот вопрос, которые составляют |определение: состояние сознания, |
|единство): 1. психологические процессы, |регулирующее отношение и поведение |
|состояния и свойства индивида, которые |человека в связи с определённым объектом в|
|проявляются в результате его включения в |определённых условиях, и психологическое |
|отношения с другими людьми, в различные |переживание им социальной ценности, смысла|
|социальные группы (семью и т.д.); |объекта. Признаки соц. установки: 1. |
|изучаются, например, общительность и т.д. |оказывают регулирующее влияние на наше |
|2. феномен взаимодействия между людьми (в |поведение (спортсмен на забеге в |
|частности феномен общения): взаимодействие|соревнованиях – его соц. установка |
|может быть не только межличностным, но и |добиться успеха); 2. готовность |
|межгрупповым и между группами. 3. |реагировать на соц. объект; 3. основана на|
|психические процессы, состояния и свойства|прежнем опыте. Соц. установка по Олпорту: |
|различных социальных групп как целостных |это состояние сознания человека, которое |
|образований, отличающихся друг от друга и |характеризуется готовностью человека вести|
|не сводимых к какому бы то ни было |себя определенным образом – доминирующее |
|индивиду. 4. массовые психические явления,|понимание на сегодня. Структура соц. |
|такие как: поведение толпы, паника, слухи,|установки: в 40 годах Смит выделяет 3 |
|мода, массовые энтузиазм, ликование, |компонента в структуре социальных |
|апатия, страхи и т.д. 5. принцип матрёшки |установок: когнитивный компонент (знание |
|(соединяет в себе все предыдущие точки |объекта); эмоциолнально-оценочный |
|зрения). |(аффективный) – отношение к социальному |
|Основные объекты: в зависимости от того |объекту; поведенческий – готовность вести |
|или иного понимания предмета соц. ?-ии |себя определённым образом, но ещё не |
|выделяются основные объекты её изучения, |действовать. Дифференциация соц. установки|
|т.е. носители социально-психологических |и простой установки (По Узнадзе): соц. |
|явлений: например, личность в группе – |уст. осознаваема, а простая – |
|личность-личность (родитель-ребёнок), |неосознаваема и представляет, прежде |
|малая группа – школьный класс и т.д. |всего, психофизиологическую готовность к |
|(рассматриваются: личность, мг, бсг, |определённым действиям; соц. уст. – |
|общество и различные варианты их |регулятор в сложной обстановке, а простая |
|взаимодействия). |– в простой; соц. установки основаны на |
|Строение социальной ?-ии: структура соц. |социальных потребностях, а простые – на |
|п. есть результат взаимодействия 2-х |витальных (базовых) потребностях; в |
|противоположных, но тесно связанных |простой установке минимальна роль |
|процессов: а) дифференциации – разделения |когнитивного компонента; а соц. уст. |
|на составные части, разделы и б) |максимально выражены все 3 компонента |
|интеграции её с другими отраслями науки. |(когнитивный, эмоциональный, |
|Дифференциация: 1. по основному объекту |поведенческий). Основные виды соц. |
|исследования – соц. ?-ия личности, СПМЛО, |установок: 1. соц. уст. на |
|СПМГ, СПМГО, СПБСГ. 2. по основному методу|объект-готовность вести себя определённым |
|анализа: теоретическая СП, |образом по отношению к объекту; 2. |
|экспериментальная СП, практическая СП. 3. |ситуативная установка – отношение в |
|по ведущей деятельности: психология труда,|условиях различных ситуаций к соц. |
|общения, социального познания и |объектам; 3. соц. установка, которая тесно|
|творчества, игры и т.д. 4. по основной |связана с конкретными социальными |
|сфере общественной жизни: соц. п. рекламы,|группами, например возрастная установка; |
|торговли, массовых коммуникаций и т.д. |4. частные и общие соц. установки (по |
|Интеграция: 1. внешний критерий – |обобщённости); 5. перцептивные социальные |
|относится к её объединению с |установки (как воспринимать и оценивать |
|многочисленными психологическими |тот или иной соц. объект). Причины |
|отраслями, на стыке с которыми возникли |расхождения социальных установок и |
|относительно самостоятельные подотрасли – |поведения: 1. человек неприятен нам, но |
|соц. п. личности сформировалась как |при встрече с ним мы ведём себя по |
|результат интеграции соц. п. с психологией|дружески; 2. в экстремальных ситуациях и в|
|личности и т.д. 2. внутренний критерий – |ситуациях угрозы для жизни других людей |
|относится к развитию самой соц. п. и |(мужчина, заступившийся за женщину); 3. |
|проявляется в процессах объединения |традиции и обычаи в соответствии с |
|разделяющихся составных частей, |которыми человек себя ведёт; 4. |
|появившихся в результате дифференциации |взаимодействие доминантных и |
|(например, теоретико-экспериментальные |субдоминанатных установок личности (по |
|исследования; личность и малые трудовые |степени интенсивности). Частные формы соц.|
|группы в организации; психология |установок: 1. стереотип – чрезвычайно |
|руководства научным коллективом и т.д.). |устойчивое и ограниченное представление о |
| |соц. объекте. 2. предрассудок – сильно |
| |искажённое представление об объекте. 3. |
| |Я-концепция – совокупность соц. уст. о |
| |себе: каким себя видим, как себя |
| |воспринимаем и т.д. (выражены все 3 |
| |компонента). |
|8 |9 |
|частные формы социальных установок |социализация личности: существуют |
|(Я-концепция, стереотип, предрассудки): |различные интерпретации этого понятия: 1. |
|Соц. Уст. - это состояние сознания |социализация понимается как включённость |
|человека, которое характеризуется |индивида в процесс соц. отношений. 2. |
|готовностью человека вести себя |социализация понимается как усвоение |
|определенным образом. Стереотип – это |чел-ком социологического опыта, соц. Норм,|
|социальная установка с застывшим, |традиций и т.д., т.е. социализирована та |
|обеднённым содержанием когнитивного |личность, которая способна усвоить соц. |
|компо-нента. Стереотипное мышление - это |опыт и произвести его в деятельности. 3. |
|узость, ограниченность или устарелость |социализацией является становление |
|представлений человека о тех или иных |личности по модели или в контексте |
|объектах действительности или о способах |определённой культуры. 4. социализация |
|взаимодействия с ними. Функции стереотипа:|рассматривается как навязывание некоторой |
|1. идентификация – например, позитивный |доктрины образа жизни. социализация – есть|
|образ своей группы; 2. идеологизация – |процесс усвоения индивидом ценностей и |
|формирование и защита идеологий своей |кол-ва соц. групп и общества в целом и |
|группы. Существуют аутостереотипы – |формирование их в осознанную систему соц. |
|представление о самом себе и о других |установок, котор. определяют позиции и |
|членах своей группы и гетеростереотипы – |поведение индивида в соц. среде. Основные |
|представления, которые существуют по |св-ва социализации: 1. |
|отношению к чле-нам другой соц. Группы. |активность-пассивность субъективной |
|Свойства стереотипов: неразвитый |социализации; 2. осознанность – |
|когнитивный компонент; поляризован-ность |неосознанность; 3. |
|оценки; жёсткая устойчивость стереотипа; |система-порциональность. Возрастные |
|интенсивное эмоциональное проявление; |особенности социализа-ции: критерии, |
|большая концентрированность. Предрассудок |характеризующие специфику стадий – 1. |
|– это соц. уст. с искажённым когнитивным |взаимосвязь биологич. и соц.; 2. ведущая |
|компонентом, вследствие чего индивид |деятельность; 3. роль общения; 4. |
|воспринимает некоторые соц. Объекты в |соотношение интенсивности когнитивных и |
|неадекватном иска-жённом виде. Не-редко с |эмоц. компонентов; 5 Ведущие институты |
|таким когнитивным комп. бывает, связан |социализации; 6. степень защищённости |
|сильный аффективный компонент. Наиболее |личности от соц. среды. Например, для |
|распространённым видом таких извращённых |дошкольного возраста: 1. биологическое |
|соц. установок являются расовые и |определяет социальное; 2. Игра - перенятие|
|национальные предрассудки. Основная |опыта через неё; 3. общение ограничено |
|причина формирования предрассудка кроется |–семья; 4. ведущие эмоц. компоненты; 5. |
|в неразвитости когнитивной сферы личности,|семья; 6. максимальна защищённость. |
|благодаря чему индивид некритично |Существуют следующие возрастные стадии: |
|воспринимает влияния соответ-ствующей |доподростковый возраст, подростковый, |
|среды. Чаще всего предрассудки возникают в|взрослость, пожилой человек. Социализация |
|детстве (когда у ребёнка не хватает |продолжается в течение всей жизни |
|знаний). Я-концепция - совокупность соц. |человека. |
|уст. о себе: каким себя видим, как себя | |
|воспринимаем, как оцениваем себя и т.д. | |
|(выражены все 3 компонента). Виды | |
|Я-концепции: 1. реальное Я (то, что чел. о| |
|себе думает); 2. Я в глазах других людей; | |
|3. рефлексивное Я (как я считаю, что обо | |
|мне думают другие); 4. «Зеркальное» Я | |
|(отражение моих представлений обо мне в | |
|других людях); 5. идеально Я (каким бы я | |
|хотел быть); 6. Я-совесть (каким я не | |
|должен быть). Механизмы формирования: 1. | |
|идентификация (с той или иной группой или | |
|человеком) – подражание поведению другого | |
|человека; 2. интериоризация; 3. | |
|конформистский механизм: то на что делают | |
|акцент родители и т.д. Основные функции: | |
|1.способствование достижению внутренней | |
|согласованности; 2. определяет характер | |
|индивидуальной интерпретации опыта; 3. | |
|прогностическая – источник ожиданий; | |
|4.регуляция поведения. | |
|3 |5 |
|основные направления в развитии западной |социально-психологические теории личности |
|соц. ?-ии: 1. необихивиористское |в зарубежной психологии: 1. Адлер: |
|направление – возникло в 30 годы, |центральными понятиями являются стиль |
|существует 2 блока теорий: 1 блок – теории|жизни и социальное чувство. Стиль жизни |
|агрессии. А) теории агрессии под-ражаний |определяется стремлением личности |
|(Миллер, Доллард): фрустрация всегда |преодолеть чувство неполноценности, |
|приводит к агрессии. 40-г: выделены 2 типа|которое возникает вследствие тех или иных |
|фру-страции: смещённая - перенос обиды на |органических недостатков или негативных |
|другого человека или объект и сдерживание.|психологических переживаний, а социальное |
|Но здесь нужно отметить, что агрессия явл.|чувство отражает степень |
|естественным следствием фрустрации, но |заинтересованности человека в общественной|
|необязательным. Б) теория социального |солидарности. Это чувство определяет стиль|
|научения (Бандура – наблюдающее научение).|жизни, который при гармоничном сочетании |
|2 блок – теории обмена. А) теория |личного и общественного приводит к |
|элементарных поведенческих актов (при |успешной компенсации комплекса |
|встрече - Хоманс). Б) теория |неполноценности. 2. Фромм: личность у |
|взаимодействия и сходств (Тибо, Келли) – |Фромма описывается с помощью понятия |
|каждый из участников может получать как |«характер». Основным критерием для |
|вклады, так и потери (обмен лекциями). У |дифференциации характеров явл. отношение к|
|каждого индивида существ. свой уровень |смыслу жизни. Если человек ориентирован на|
|ценности, т.е. он всё сравнивает с ним. 2.|самореализацию, то он обладает |
|теории когнитивного со-ответствия – А) |продуктивным характером, означающим |
|теория структурного баланса Хайдера: |успешное сочетание личных и общественных |
|приписывание причин поведения и свойств |интересов. Доминирующий тип характера в |
|личности (определённые качества по |конкретном обществе составляет «социальный|
|популярности в классе). Б) теория |тип» этого общества, определяющий |
|коммуникативных актов (если 2 человека + |отношения между личностью и обществом и |
|относятся друг к другу, то они будут |между самими людьми. 3. Хорни: основное – |
|стремиться иметь схожие взгляды). В) |взаимоотношения между ребёнком и |
|теория когни-тивного диссонанса: 2 |родителями – главный фактор развития. |
|противоречивые инф. Об одном и том же |Базовые потребности: в безопасности и в |
|явлении приводят человека к диском-форту. |удовлетворении. Если неудовоетворена |
|Г) теория конгруэнтности (схожесть). Д) |потребн. в безопасности, то развивается |
|Аш, Крэч, Крачфилд: новые знания об |Базальная тревога. У каждого человека есть|
|индивиде обобщаются и структурируются со |10 невротических потребностей (одна из них|
|старыми. 3 психоаналитическое – Фрейд: |доминирует). 4. Эриксон: считает, что |
|взаимоотношения в семье и со взрослыми |развитие личности проходит на протяжении |
|переносятся на отношение к другим людям. |всей жизни. Социализация представлена на 8|
|А) трёхмерная теория межличностного |стадиях: (развитие соц. возможностей |
|поведения (основа 3 потребности: включения|человека поощряется обществом; каждая |
|в группу, в любви, в контроле - власть); |стадия сопровождается кризисом – на каждой|
|Б) динамическая теория группового |стадии должно развиться высшее базовое |
|функционирования: группа рассматривается |чувство). 1. грудной возраст (надежда – |
|как личность. В) теория группового |доверие-недоверие); 2. ползунковый возраст|
|развития: группы тренинга человеческих |(воля – автономия-стыд); 3. дошкольный |
|отношений. 4. интеракционистское |возраст (целеустремлённость – |
|направление – основа: взаимодействие между|инициатива-чувство вины); 4. |
|людьми. А) символический интеракционизм: |предпубертатный (компетентность – |
|некоторые символы, с помощью которых люди |прилежание-чувство неполноценности); 5. |
|взаимодействуют между собой (жесты и |юность (преданность, верность – |
|т.д.). Б) теория ролей: роль как |идентичность-диффузия); 6. ранняя зрелость|
|существующая система ожиданий в обществе |(любовь – интимность-изолированность); 7. |
|относительно индивида (по отношению к |средняя зрелость (творчество, забота – |
|себе, внешние проявления). Когда |продуктивность-застой); 8. поздняя |
|выполняешь несколько ролей одновременно, |зрелость (мудрость – внутренняя |
|может наступить межролевой конфликт. В) |стойкость-безнадёжность). 5. Роджерс: все |
|теория референтной группы: это те люди, |мотивы чел. включены в один – тенденция к |
|мнение которых для индивида значимо. |самоактуализации. Люди способны строить |
|Феномен референтности может быть |свою судьбу, явл. целеустремлёнными, |
|позитивным и негативным (мнения человека, |самосовершенствующимися. Условия |
|который любим, мнения противника). |межличностного общения: активн. Слушание, |
| |конгруэнтное (подлинное); позитивное, |
| |безусловное общение. |
|12 |13 |
|структура, функции и виды общения. |основные теоретические подходы к |
|Основные стратегии и психологические типы |исследованию общения. 1. информационный |
|взаимодей-ствия: общение понимается как: |подход – сформи-рован в 40-х годах: |
|1. взаимообмен – люди обмениваются опытом,|главный акцент делается на термин |
|информацией, поведенческими актами, |«коммуникация». Общение всегда взаимно, а |
|эмоциями и т.д. 2. как взаимодействие – |коммуникация может быть как односторонней,|
|всякое общение можно назвать |так и двусторонней. Содержание – |
Страницы: 1, 2
|