МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Стресс у детей

    пор Костя бессознательно боялся привязаться к кому-нибудь по-настоящему. Во

    взрослом состоянии этот страх и проявился в неспособности создать

    собственную семью. Как только Костя начинал любить кого-то и чувствовал за

    этого человека ответственность, тут же поднимала голову бесконтрольная

    боязнь быть брошенным, отринутым. Будучи не в силах бороться со своей

    фобией, молодой человек тут же рвал отношения с возлюбленной.

    К сожалению, нельзя сказать, что после консультации у психолога эта

    история завершилась счастливо. Даже поняв причину страхов, Косте оказалось

    не под силу изменить модель своего поведения. Он по-прежнему одинок.

    Вообще же проблема детского стресса с каждым годом становится все

    острее. По данным медиков, среди пятнадцатилетних подростков еженедельную

    головную боль испытывали около 30 процентов девочек и 20 процентов

    мальчиков. За пять лет эти цифры подскочили чуть ли не в полтора раза.

    Скорее всего это результат чрезвычайной перегруженности детей школьными и

    различными дополнительными занятиями. А также невероятными потоками

    информации, большая часть которой им зачастую непонятна. Ведущие

    американские психологи советуют: не забывайте выключать телевизор!

    Старайтесь, чтобы дети хотя бы несколько часов в день проводили в тишине

    наедине с книгой или тихими, традиционными играми. С ними полностью

    согласны и наши российские врачи и педагоги. Хотите, чтобы детство осталось

    в памяти ребенка как самое счастливое, золотое время, спрашивают они.

    Значит, вам нужно чаще болтать с сыном или дочерью о том, о сем, брать их

    на руки, обнимать. Пусть лучше в доме звучит ваш собственный смех, а не

    записанные на пленку "бурные аплодисменты" по телевизору. Считайте, что

    счастливое детство - это самое главное наследство, которое вы оставите

    своему ребенку. Поверьте, в трудную минуту эти положительные эмоции и

    уверенность в себе могут оказаться не менее важными, чем фамильный капитал.

    Дело в том, что став взрослыми, мы сталкиваемся с теми же

    раздражителями, что и в детстве. Только они немного видоизменяются. Если

    раньше мы боялись и ненавидели учителей, то теперь точно так же относимся к

    своим начальникам. Если в школе нарушителями душевного спокойствия были

    одноклассники, то теперь их место заняли коллеги по работе. Некоторые

    изобретательные люди даже открыли новый способ, как избежать стрессовых

    ситуаций и сложностей на работе. Они стали... брать больничный. Сегодня

    количество этих больничных в Европе измеряется десятками тысяч. Люди

    рассуждают так: пусть придется потерять в заработке и профессиональном

    авторитете, зато удастся сохранить главное - душевное равновесие.

    Хуже всего, предупреждают ученые, что, единожды попав под влияние

    стресса, мы потом становимся все более уязвимыми для новых его атак. Отсюда

    вывод: родители должны сделать все, чтобы знакомство со стрессовой

    ситуацией для их чада наступило как можно позже. И уж коль в нашей жизни

    нервных перегрузок избежать совсем невозможно, то мы должны знать, как с

    ними бороться и внимательнее относиться к себе и окружающим.

    БОЛЬШОЙ СТРЕСС У САМЫХ МАЛЕНЬКИХ

    Вопреки распространенному мнению дети, так же как и взрослые, страдают

    от страхов, избыточных нагрузок и измождения, в особенности когда

    перегружен их дневной распорядок...

    В какой-то момент подавляющее большинство родителей сталкивается с

    резкими изменениями в поведении детей: они придумывают массу предлогов,

    чтобы не идти в школу или детский сад, начинают капризничать, кажутся

    напряженными и испуганными, становятся замкнутыми и конечно же жалуются на

    боли, которые не поддаются диагностике во врачебном кабинете. Как это ни

    странно, но мало кто из родителей, оказавшихся в подобной ситуации,

    задумывается над тем, что их ребенок переживает серьезный стресс. Кому-то,

    возможно, это кажется нелепым, однако мировая статистика утверждает, что

    один ребенок из трех страдает от стресса и сопутствующих ему недугов,

    включая головокружения, грудные боли и затруднение дыхания.

    Временами бывает трудно отличить детский стресс от недомоганий,

    сопровождающих нормальные процессы роста и развития ребенка. Как же узнать,

    что у малыша именно стресс, а не что-то другое? Детские психологи

    предлагают несколько отправных точек.

    Продолжительность. Плохое настроение в течение одного дня является

    абсолютно нормальным. Но если ребенок капризничает и не слушается на

    протяжении недели, а то и месяца, это должно стать поводом для волнений.

    Возрастное соответствие. Ситуация, когда двухлетний ребенок плачет и

    хватается за одежду покидающей его мамы, совершенно нормальна. Но если то

    же самое происходит с девятилетним ребенком, то родители должны более

    внимательно присмотреться к малышу.

    Интенсивность. Оказывает ли поведение ребенка отрицательное воздействие

    на его жизнь? Например, все дети боятся чудовищ, но, возможно, ваш ребенок

    не может заснуть от страха, думая о них?

    Отклонение от нормы. Насколько его поведение не соответствует

    привычному? Насколько его реакция на проблематичные ситуации и неприятных

    людей отличается от привычной, нормальной для детей его возраста и

    темперамента?

    Если вам кажется, что ваш ребенок переживает стресс, необходимо

    выяснить, почему. Дети не всегда могут словами выразить то, что их

    беспокоит, поэтому психологи создали специальный путеводитель по симптомам,

    возможным причинам и способам преодоления детских стрессов.

    Грудные дети и дети в возрасте до двух лет: повышенная

    раздражительность, отказ от принятия пищи, неожиданное и резкое нарушение

    общей картины сна. Причины стресса: как правило, болезнь, разлука с

    близкими людьми, изменения в распорядке дня, а также стресс, переживаемый

    родителями. Помощь: снятию стресса у грудных детей, начиная с пятимесячного

    возраста, лучше всего способствуют игры, в особенности прятки, которые

    заставляют ребенка поверить в то, что, несмотря на временные исчезновения,

    папа и мама всегда возвращаются и что они всегда где-то рядом. Уходя,

    оставляйте рядом с ребенком его любимые игрушки. И конечно же будьте с ним

    внимательнее, добрее, ласковее и заботливее. Помните, что депрессия или

    агрессия родителей негативным образом сказывается даже на самых маленьких

    детях.

    От двух до пяти: поведенческая регрессия (ребенок возвращается к соске,

    вновь начинает мочиться в штаны или в кровать), избыточные страхи,

    агрессивное поведение или неконтролируемые вспышки плохого настроения,

    заикание, гиперактивность, слезы как реакция на все новое, нервные

    движения. Причины стресса: как правило, необходимость разлучаться с

    близкими людьми, начиная от похода в детский сад и заканчивая

    самостоятельным посещением туалета, перемены в привычном течении жизни и,

    кстати, на третьем месте по распространенности - телевизионные программы.

    Помощь: детям дошкольного возраста трудно выразить чувства словами,

    особенно общаясь со взрослыми. Хорошим способом выяснить, что именно

    происходит с ребенком, является прослушивание его разговоров с любимыми

    игрушками, наедине с которыми малыш бывает гораздо более откровенен, нежели

    рядом со взрослыми людьми. Хорошим способом снять стресс является быстрое,

    механическое рисование с использованием ярких красок, а также крик: дайте

    ребенку возможность покричать на улице.

    От пяти до десяти: необъяснимые боли и расстройства, включая рвоту,

    повышенная озабоченность своим здоровьем, отказ от посещения школы и от

    прогулок с другими детьми, слишком рьяное желание казаться хорошим,

    необъяснимые тревоги и страхи, нервные движения, низкая самооценка,

    нарушение сна и питания, отставание в школе.

    Причины стресса: как правило, школа, друзья и неуспехи или конкуренция в

    учебе. Дети в этом возрасте начинают понимать, что кто-то умнее, кто-то

    сильнее, а кто-то красивее их, и это является для них серьезной

    психологической нагрузкой. Однако причиной детского стресса в любом

    возрасте может стать крупное семейное событие, например развод, рождение

    еще одного ребенка, переезд на другое место жительства и конечно же смерть

    домашнего питомца.

    Помощь: во-первых, необходимо узнать, в чем причина стресса. Выяснить

    это лучше всего во время прогулки или похода в кино, когда ребенок

    находится далеко от других членов семьи и, возможно, являющейся причиной

    стресса домашней обстановки. Рисунки и игры также позволяют лучше узнать о

    том, что беспокоит ребенка. Помогают различного рода ролевые игры, когда от

    ребенка требуется показать, как бы он повел себя в той или иной ситуации, а

    также интенсивные и постоянные физические упражнения, например бег по

    утрам. Ко всему прочему психологи рекомендуют говорить детям правду и о

    разводе, и о смерти, и о болезни, или хотя бы ту часть ее, которая не

    приведет к дополнительной травме. И конечно же ребенок должен знать, что

    родители любят его, поддерживают, гордятся им.

    Дети иногда страдают. И причины своих страданий объяснить, как правило,

    не умеют. Детский стресс не похож на взрослый, и распознать его гораздо

    труднее. Но можно попробовать.

    Стресс у маленьких

    Если ребенок резко изменил поведение, стал вдруг неузнаваем, капризен

    без видимых вам причин и это состояние затянулось, скорее всего он

    находится в стрессе. Наиболее часто у детей до десяти лет усиливаются в

    этот момент страх, агрессия, происходит так называемый регресс.

    1. Регресс - это возвращение к формам поведения раннего детства: когда

    восьмилетний мальчик вдруг начинает вести себя как двухлетний, плачет и

    цепляется за юбку уходящей мамы, а семилетняя девочка просит покормить ее с

    ложечки и все норовит забраться к маме на коленки.

    Что делать? Наиболее частая реакция родителей - раздражение, даже гнев: "И

    тебе не стыдно!" Но это не отклонение, а нормальная форма защиты от какой-

    то тяжелой, непонятной малышу ситуации. Мешать "регрессировать" ребенку не

    надо. Ему всего-то и нужно, чтоб его приласкали в этот момент, успокоили.

    Переждите регресс - он пройдет. Вспомните, может, недавно произошла

    семейная ссора на глазах у ребенка? Тогда неудивительно, что он снова начал

    сосать палец.

    2. Страхи. Если обычный ребенок превращается вдруг в отчаянного трусишку,

    значит, он явно находится в стрессе. И вовсе не обязательно, что такое

    состояние вызвал испуг. Причины могут быть самые разные: семейные

    катаклизмы, потеря любимой собаки, стресс у матери и т. д.

    Надо отличать страх как реакцию на стресс от возрастных страхов. Для пяти-

    восьмилетних детей, к примеру, страхи вполне естественны: обычно дети сами

    про них говорят или они всплывают в их играх, рисунках, фантазиях.

    Настораживать родителей должно, опять-таки, необычное поведение. Когда

    ребенок не говорит о страхе, а начинает действовать, как бы пытаясь себя

    защитить: закрывает двери, все время проверяет, заперт ли замок, всюду

    включает свет. При этом "пугала" множатся, буквально лезут из всех щелей:

    он уже боится не только темной комнаты, но и картинки на стене, и шума на

    лестнице, и тишины. К дневным тревогам присоединяются ночные кошмары,

    регулярный плач среди ночи. И все это не проходит, а тянется без конца. В

    результате ребенок практически "уходит" в свой страх, подчиняет ему всю

    жизнь. Засыпание превращается в каждодневную муку с обязательными

    ритуалами: включи свет, задвинь занавеску, посмотри, кто в окне, держи меня

    за руку, гладь животик и т. д.

    Что делать? От затянувшейся фобии нельзя отмахнуться: сама собой она не

    проходит. Активно вовлекайте ребенка в игру, рисование - оба эти занятия

    хорошо разряжают. С их же помощью попытайтесь понять и истоки этого страха.

    Подслушайте незаметно разговоры ребенка с игрушками. Если ничего не удается

    сделать самим, придется обратиться за помощью к специалисту.

    3. Агрессия. Заметив, что ваш прежде такой покладистый и дружелюбный

    ребенок ни с того ни с сего стал грубить, отвечать возбужденно и резко,

    швырять в стенку книжки, замахиваться на окружающих, имейте в виду: это

    признаки стресса. Главное, тут не запутаться. Одно дело, если ребенок

    всегда агрессивен - это черты характера. Такой уж он у вас драчун и задира.

    И другое дело, когда раньше вы такого за ним не замечали, а тут его словно

    бы подменили.

    Слишком пристальный интерес к кинострашилкам и кинопобоищам, бесконечные

    драки у кукол вовсе не являются симптомами стресса. Они скорее говорят об

    активности ребенка, которая почему-либо не находит выхода.

    Что делать? Агрессия, как и страх, не очень хорошее средство справиться с

    ситуацией (а вызвать агрессию может все что угодно) - хотя бы потому, что

    создает ребенку кучу проблем: ему же, бедолаге, все и возвращается

    сторицей, только усиливая его возбуждение. Кроме того, она легко

    закрепляется и переносится в дальнейшую жизнь - как способ разрядки.

    Сложность в том, что агрессию нельзя запретить (например, наказать ребенка

    за вспышку ярости) - нельзя же лишать его совершенно естественной формы

    защиты. Лучше пытаться переводить ее в другие формы. Ну, например, учить

    ребенка язвить, вместо того чтобы грубить; учить отстаивать свою правоту;

    анализировать вместе с ним ситуацию, объясняя мотивы обидчиков. Главное,

    чтобы он усвоил: всегда есть выбор, есть другие способы отреагировать на

    обиду, боль, несправедливость. Ребенку помладше в ответ на злобную выходку

    можно сказать: пойдем поиграем, потом порисуем - и он просто переключится.

    Устройте кукольную драку на худой конец. Ребенку постарше задайте вопрос:

    "А как еще можно было бы поступить в такой ситуации?" Кстати, гораздо

    важнее задавать вопросы, чем давать готовые ответы - пусть он сам ищет

    выходы, иначе ничему не научится.

    Ученые считают, что, если до десяти лет не научить ребенка справляться с

    агрессией, потом уже трудно будет что-то исправить.

    4. Наконец, у малышей лет до пяти довольно ярким признаком сильного

    нервного напряжения является резкая смена ритма жизни: когда утром и днем

    он сонливый и вялый до удивления, а вечером, перед сном, необычайно

    возбужден и активен.

    Лучше всего в таком случае поможет хорошее детское успокоительное - какое,

    подскажет невропатолог.

    5. Родителей часто сбивают с толку необъяснимые рвоты, расстройства

    кишечника, сыпь, температура, боли в животе и прочие странности. Это

    случается на нервной почве - когда ребенок сильно переволнуется, - но

    быстро проходит.

    Когда тяжелее всего

    Есть три ситуации, в которых дети наиболее уязвимы, то есть подвержены

    стрессу. 1. Школа

    Понятно, что переход к школьной жизни часто вгоняет ребенка в стресс. И

    название у этого стресса имеется - школьная фобия, а попросту страхи. На

    первом месте у младших школьников боязнь учителя и боязнь оценки. Оценка

    убивает любовь, которую ребенок привык получать ни за что, а теперь она

    зависит от начисленных баллов. Поэтому перед особенно "страшным" уроком у

    него может все время болеть голова, подниматься давление...

    В предподростковом возрасте тяжелее всего переносятся насмешки и

    издевательства сверстников.

    В ответ на все эти школьные страхи у активного, живого ребенка может

    вспыхнуть все та же агрессия, от которой родители просто теряются. Еще бы:

    боится-то он учителя, а третирует близких. Обычно так реагируют дети до

    десяти лет, но и со старшими это случается - чаще из-за неприятия

    одноклассниками.

    Все то же самое может быть причиной странной рассеянности, неспособности

    сосредоточиться, которая так раздражает многих родителей. Некоторые особо

    чувствительные детишки только так всегда и реагируют на любую нервную

    перегрузку. Что делать? Пытаться приструнить разбушевавшееся чадо не стоит:

    усилением строгости тут не поможешь, а только ухудшишь дело. С

    рассеянностью тоже бесполезно бороться, не разобравшись в причинах. Если с

    помощью доверительных бесед, анализа не удается вытащить ребенка из

    стресса, придется обратиться за помощью к психоневрологу.

    Наиболее уязвимы для школьных напастей дети из неблагополучных семей или

    тех, где нет настоящего контакта с ребенком. Эти бедняги так и называются -

    "стрессодоступные". Банально, но факт: дети, окруженные любовью и

    пониманием дома, чувствуют себя в школе гораздо более защищенными. Другое

    дело, что скатывание в двойки, к примеру, может быть связано не только со

    школой, но и с обострением семейных проблем.

    Семейные конфликты

    Ясно, что в несчастных семьях ждать от ребенка здоровья и примерного

    поведения не приходится. Если дитя не вылезает из простуд, значит, семейные

    проблемы сказываются на нем уже очень серьезно. Активные дети реагируют на

    домашние драмы явно - грубостью, двойками, непослушанием или истериками, а

    другие - тихие и прилежные - ни сбоев в учебе, ни капризов, да и вообще

    ничего примечательного не выказывают. Изменения происходят тихо и

    незаметно. Только очень внимательный родитель может заметить такие

    симптомы, как: все больший уход в себя, или заторможенность, отрешенность и

    даже некоторое оцепенение, или грусть и пугливость. Наконец, что печально,

    дети с очевидными отклонениями в поведении - это уже результат пребывания в

    длительном хроническом стрессе, с которым трудно что-либо сделать. Ну

    например: девочке нравится делать пакости, портить чужие вещи, красть у

    подружек кукол... Это называется "деструктивное поведение". Весьма

    вероятно, что из ребенка вырастет опасная личность.

    Самое распространенное заблуждение - что, если тщательно скрывать от

    ребенка разлад в семье, делать вид, что все хорошо, дети якобы ничего не

    заметят. Заметят. И если не осознают, то почувствуют обязательно. А уж

    страдания матери для ребенка вообще никогда не тайна: он, как локатор,

    настроен на материнское биополе.

    Что делать? За ответом на вопрос: "Что с ним происходит?" почаще

    обращайтесь к себе: "Что со мной (в нами) происходит?" И лучше не

    пренебрегать помощью специалиста.

    Подростковый возраст

    Так называемый подростковый кризис, связанный с поиском собственного

    "я", с гормональной перестройкой, никогда не обходится без стрессов. И это

    абсолютная норма. Почему детям особенно тяжело в этот период? Потому что

    они начинают осознавать трагические стороны жизни.

    Бритье наголо, потребность тусоваться, жить ночной жизнью, слушать громкую

    музыку, борьба с миром взрослых, уход в одиночество, та же агрессия - все

    это в принципе тоже способы снятия стресса. Арсенал этих средств у

    подростка велик: ну вот музыка, например. Сел с наушниками и отключился.

    Вроде напряжение как рукой сняло. Только у "музыкальной защиты" есть и

    оборотная сторона. Полный уход в музыку - это потеря контакта с родителями,

    отказ озвучивать свои проблемы.

    Что делать? Тут важно помнить одно: результат того, как дети переживут этот

    трудный возраст, зависит в первую очередь от отношений с родителями. Если

    семейное напряжение в эту пору сильно зашкаливает, дети вообще могут так и

    не найти свое "я", например, и навсегда застрять в 13-летнем возрасте. А

    если подросток не смог принять и полюбить себя, то он всю жизнь будет

    страдать от заниженной самооценки, которая обернется массой проблем.

    Понаблюдайте, а не замкнулся ли ваш ребенок, не загрустил, не ушел ли в

    себя или в виртуальный мир? Это сигнал тревоги. На это нужно обратить

    внимание, поскольку остальные знаковые моменты этого возраста хорошо

    известны и узнаваемы. Вообще если семейный кризис наложился на трудный

    возраст, это взрывоопасно. Психолог рекомендуется.

    Почему нельзя не реагировать

    Если ребенок на справится с напряжением, он заболеет. Невроз, головные

    боли, гастриты, язвенные колиты, астма, нейродермит, непроизвольное

    мочеиспускание и т. д. - вот неполный перечень типичных детских недугов -

    болезней стресса. Длительный страх может привести к заиканию, энурезу.

    Обычно скрипение зубами во сне озадачивает родителей. А это часто признак

    невроза. В общем, лучше вовремя замечать всякие странности, не доводя до

    болезней. Длительный стресс, который уже становится фоном всей жизни,

    приводит к необратимым аномалиям поведения. Например, деструктивному.

    Странный ребенок, вредный, слишком жестокий, неуправляемый, безучастный и

    вялый, чересчур заторможенный и т. д. - все это неспроста: значит, дети в

    какой-то момент "сломались".

    О том, что пережитые в детстве травмы аукаются во взрослой жизни, говорить

    не приходится. Другое дело, не все понимают, что и насколько серьезно.

    Бросили, например, родители мальчика, уехав на два года в командировку. А у

    него, уже взрослого, началась болезнь под названием "боязнь привязаться",

    из-за которой вся личная жизнь просто летит под откос. Он настолько сильно

    и неосознанно боится быть брошенным, что, едва успев привязаться к кому-то,

    тут же его и бросает сам.

    Что делать со стрессами?

    Главное - их замечать. 1. Заметив у ребенка от пяти до семи-восьми лет

    признаки стресса, начинайте активно вовлекать его в рисование и игру. 2. С

    детьми постарше, если вас что-то тревожит в их поведении, почаще ведите

    откровенные разговоры. Самое важное - не терять с ними контакт. 3. И в

    случае кратковременных стрессов, и во время затянувшихся кризисов хорошо

    помогают разные седативные средства. Среди современных препаратов одно из

    самых действенных и одновременно мягких - "Новопассит". Он безвреден,

    потому что создан на основе трав, и оказывает глубокое успокаивающее

    воздействие на нервную систему.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.