МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Стресс

    происходит постепенно.

    Для изучения тревоги вызывается набиралась группа испытуемых-

    добровольцев, у которых вызвали стресс экспериментально, основываясь на

    эффекте плацебо. Тревожная реакция имела место у подавляющего большинства

    используемых, что наглядно демонстрирует эффективность психической

    адаптации у испытуемых при низком ( I ) и высоком ( II ) уровне тревоги в

    зрелом (а) и юношеском (б) возрасте.

    | |Эффективная |Неустойчивая |Стойкие |

    | |адаптация |адаптация |нарушения |

    | | | |адаптации |

    | |Адаптивность при низком уровне тревоги (I) |

    |Испытуемые |54% |36% |10% |

    |зрелого возраста| | | |

    |Испытуемые | | | |

    |юношеского |73% |24% |3% |

    |возраста | | | |

    | |Адаптивность при высоком уровне тревоги (II) |

    |Испытуемые |4% |44% |52% |

    |Зрелого возраста| | | |

    |Испытуемые | | | |

    |юношеского |19% |38% |41% |

    |возраста | | | |

    Таким образом, мы видим, что молодёжь более адаптивна и менее

    подвержена воздействию внешней тревоги, чем люди старшего поколения. Из

    этого следует сделать вывод о том, что чем гибче выстроена нервно-

    психическая система человека, чем он моложе и имеет сознание, свободное от

    предрассудков, тем легче происходит процесс адаптации и менее болезненно

    переносятся стрессовые ситуации.

    Кстати, уже упоминавшийся Селье выдвинул весьма интересную гипотезу о

    том, что старение — итог всех стрессов, которым подвергался организм в

    течении своей жизни. Оно соответствует “фазе истощения” общего

    адаптационного синдрома, который в некотором смысле представляет собой

    ускоренную версию нормального старения. Любой стресс, особенно вызванный

    бесплодными усилиями, оставляет после себя необратимые химические

    изменения; их накопление обуславливает признаки старения в тканях. Особенно

    тяжёлые последствия вызывает поражение мозговых и нервных клеток. Но

    успешная деятельность, какой бы она не была, оставляет меньше последствий

    старения, следовательно, говорит Селье, вы можете долго и счастливо жить,

    если выберете подходящую для себя работу и удачно справляетесь с ней.

    Усиление тревоги приводит к повышению интенсивности действия двух

    взаимосвязанных адаптационных механизмов, которые приведены ниже:

    1) аллопсихический механизм — действует, когда происходит модификация

    поведенческой активности. Способ действия : изменение ситуации или уход из

    нее.

    2) интрапсихический механизм — обеспечивает редукцию тревоги благодаря

    переориентации личности.

    Существует несколько типов защит, которые используются интрапсихическим

    механизмом психической адаптации:

    1) препятствие осознаванию факторов, вызывающих тревогу;

    2) фиксация тревоги на определенных стимулах;

    3) снижение уровня побуждения, т.е. обесценивание исходных

    потребностей;

    4) концептуализация.

    Тревога, несмотря на обилие различных смысловых формулировок,

    представляет собой единое явление и служит облигаторным механизмом

    эмоционального стресса. Возникая при любом нарушении сбалансированности в

    системе “человек-среда”, она активизирует адаптационные механизмы, и вместе

    с тем при значительной интенсивности лежит в основе развития адаптационных

    нарушений. Повышение уровня тревоги обуславливает включение или усиление

    действия механизмов интрапсихической адаптации. Эти механизмы могут

    способствовать эффективной психической адаптации, обеспечивая редукцию

    тревоги, а в случае их неадекватности находят свое отражение в типе

    адаптационных нарушений, которым соответствует характер формирующихся при

    этом пограничных психопатологических явлений.

    Организация эмоционального стресса предполагает затруднение реализации

    мотивизации, блокаду мотивированного поведения, т.е. фруструацию.

    Совокупность фруструации, тревоги, а также их взаимосвязь с аллопсихической

    и интрапсихической адаптациями и составляет основное тело стресса.

    Эффективность психической адаптации впрямую зависит от организации

    микросоциального взаимодействия. При конфликтных ситуациях в семейной или

    производственной сфере, затруднениях в построении неформального общения

    нарушения механической адаптации отмечались значительно чаще, чем при

    эффективном социальном взаимодействии. Также с адаптацией напрямую связан

    анализ факторов определенной среды или окружения, Оценка личностных качеств

    окружающих как фактора привлекающего в подавляющем большинстве случаев

    сочеталась с эффективной психической адаптацией, а оценка таких же качеств

    как фактора отталкивающего — с её нарушениями.

    Но не только анализ факторов окружающей среды определяет уровень

    адаптации и эмоциональной напряжённости. Необходимо также принимать во

    внимание индивидуальные качества, состояние непосредственного окружения и

    особенности группы, в котором осуществляется микросоциальное

    взаимодействие.

    Эффективная психическая адаптация представляет собой одну из

    предпосылок к успешной профессиональной деятельности.

    В профессиональной управленческой деятельности стрессовые ситуации

    могут создаваться динамичностью событий, необходимостью быстрого принятия

    решения, рассогласованием между индивидуальными особенностями, ритмом и

    характером деятельности. Факторами, способствующими возникновению

    эмоционального стресса в этих ситуациях, могут быть недостаточность

    информации, её противоречивость, чрезмерное разнообразие или монотонность,

    оценка работы как превышающей возможности индивидуума по объему или степени

    сложности, противоречивые или неопределенные требования, критические

    обстоятельства или риск при принятии решения.

    Важными факторами, улучшающими психическую адаптацию в профессиональных

    группах, являются социальная сплоченность, способность строить

    межличностные отношения, возможность открытой коммуникации.

    3. Познавательные процессы при стрессе.

    Когнитивный субсиндром стресса.

    Изменение психологических функций при стрессе у человека играет

    важную роль в динамике проявлений “общего адаптационного синдрома”.

    Психологические проявления особенно выражены и значимы в структуре

    «эмоционального стресса».

    4.1. Эмоциональность мышления при стрессе.

    Одно из первых проявлений влияния эмоций, обусловленных стрессом, на

    мышление - это возникновение экстатичной, либо дискомфортной окраски

    мысленных образов, представлений, намерений и т.д. Следует сказать, что и

    дальнейшее увеличение глубокие стрессовые изменения мышления, как правило,

    взаимосвязаны с эмоциями, сопряженными со стрессом.

    Можно считать целесообразным подразделение изменений мышления при

    стрессе на 3 типа:

    1. активизация мышления субъекта с адекватным отражением

    действительности в сознании субъекта;

    2. гиперактивизация мышления;

    3. “уход” от решения стрессогенных проблем. (рис.2)

    Активизация мышления при стрессе.

    Первый тип изменения мышления в большинстве случаев может проявляться

    в виде активизации дискурсивно-логического мышления. Может усиливаться либо

    интегративное осмысление всей информации, которой располагает субъект

    (информации) о текущем моменте, извлекаемой из фондов памяти и как

    продукта ассоциаций и представлений и т.д.), либо дезинтегративное

    (дифференцирующее) осмысление такой информации. В 1-ом случае происходит

    своего рода композиционная концептуализация стрессогенной ситуации. Это

    приводит к возникновению в сознании сравнительно упрощенного

    схематизированного представления о ситуации с выделением главных, по мнению

    субъекта, аспектов и с отсеиванием субъективно-малозначительных.

    Во 2-м случае у человека при стрессе расширяется сфера осмысленной

    информации, поступающей к индивиду в текущий момент, извлекаемой из памяти.

    Очевидно, что оба вида стрессовой активизации мышления имеют адаптационно-

    защитное значение и направлены на обладание стрессогенной ситуацией.

    Можно различать активизацию мыслительных процессов при стрессе по

    направленности интересов личности: либо “вовне”, либо в “себя”.

    Активизация 1-го вида - повышение интенсивности анализа стрессогенной

    обстановки в поисках выхода из экстремальной ситуации для всех членов гр.

    (социально-положительная), только для себя, в ущерб другим, поиски способа

    мести (социально отрицательная). Активизацию мышления 2-го вида также

    можно подразделять на положительную: углубить “в себя”, которая

    сопровождает интенсификацию решения актуальных задач, творческую

    активность, обострение интуиции и т.д.: отрицанию: с “уходом” от решения

    стрессогенных проблем.

    Развитие стрессовых трансформаций мышления может привести либо к

    “уходу” от решения стрессогенных проблем, либо к возникновению инсайтных

    форм мышления.

    В последнем случае переход от дискурсивно-логического к инсайтному

    мышлению часто опосредуется стадией мыслительной растерянности,

    эмоциональной подавленности и т.п., что можно рассматривать как стадию

    “псевдоухода” от решения стрессогенной проблемы. Такая стадия, как

    правило, необходима для возникновения мыслительного “озарения”, инсайтного

    решения задачи, казавшейся неразрешимой.

    Гиперактивизация мышления.

    Ею могут быть обусловлены навязчивые мысли и образы, возникающие при

    стрессе, бесплодное фантазирование в экстремальной ситуации и т.д. Со

    стрессовой гиперактивностью мышления связывают “гипернастороженность”,

    проявляющуюся в виде бессоницы, боязливости и т.п. Ментальная стрессовая

    гиперактивность часто сопряжена с возрастанием в экстремальной ситуации

    гиперэмоциональности, гиперподвижности. При стрессе могут возникнуть

    неблагоприятные социально-психологические концепты: обидчивость,

    вспыльчивость, недоверчивость или, напротив, избыточная доверчивость:

    застойность неадекватных представителей субъекта об отрицательном к нему

    отношении окружающих людей и необходимости защитных и агрессивных действий

    и т.п. После прекращения действия экстремальных факторов люди вспоминали

    эти негативные мыслительные акции, оценивая их как неадекватные имевшейся

    ситуации и неуместные.

    “Уход” от решения стрессогенных проблем.

    Во-первых, это “замещение” их решения решениями “побочных проблем, не

    имеющих отношения к стрессогенной проблеме; во-вторых, разные формы

    уменьшения активности мышления.

    “Замещающее” действие, может, во-первых, уменьшать так или иначе

    сформированную психологическую установку индивида к совершению

    неблагоприятного действия, во-вторых, побуждать индивида к позитивным

    действиям. Не разрешая критической проблемы, порождающей стресс, т.е. не

    уменьшая внешнего стресс-фактора, “замещающее” действия и мыслительная

    активность, связанная с ними, уменьшают в той или иной мере

    предрасположенность субъекта к стрессу, т.е. снижает эффект внутреннего

    стресс-фактора.

    “Уход” от решения стрессогенных проблем, от борьбы со стрессором может

    происходить путем уменьшения мыслительной активности. В чрезвычайных для

    субъекта ситуациях оно может происходить за счет некоторых физиологических

    механизмов. Ч-ие стрессоры может вызвать нарколепсии, обморочные состояния,

    важную роль в возникновении иных играют физиологические процессы.

    Уменьшение умственной активности при стрессе может происходить в форме,

    которая воспринимается интерактивно как “застопоренность” мыслей, “толчение

    мыслей на месте”, невозможность сдвинуться вперед на пути обдумывания

    проблемы и т.п.

    При длительных экстремальных воздействиях могут возникнуть

    неблагоприятные проявления мыслительной активности, направленной “в себя”,

    в виде снижения субъективной значимости контактов с реальным пространством

    и наст-м времени, со снижением производства полезной продукции. При этом

    возможны симптомы обеднения, распада личности. Человек начинает думать о

    прошлом больше, чем о настоящем, или он мечтает о будущем, не делая ничего

    в настоящем для достижения предмета мечтаний.

    4.2. Положительные и отрицательные эмоции.

    Нет человека, который не знал бы, что такое радость и грусть, любовь

    и ненависть, надежда и разочарование, гнев и веселье, другими словами, не

    испытал бы того, что мы называем эмоциями. Все вокруг: природа,

    произведения искусства и литературы, научные открытия, общение с другими

    людьми, работа, отдых - вызывает различные переживания. Без этих

    переживаний по сути нет и жизни.

    Каково же значение эмоций? Почему они, возникнув на каком-то этапе

    эволюционного развития, так прочно сохраняются?

    Потому что без них человеку практически невозможно было бы

    существовать. Эмоции - очень важный компонент целенаправленной

    деятельности. Согласно теории разработанной акад. П.Н.Анохиным, посредством

    эмоций оцениваются биологические потребности, необходимые для их

    удовлетворения. Эмоциональная оценка в каждом случае сугубо специфична.

    Трудно себе представить, чтобы кто-то мог спутать чувство голода с таким

    чувством, как страх или жажда. Именно эмоциональные ощущения позволяют

    человеку быстро “квалифицировать” появившуюся потребность и сразу же

    выстроить схему соответствующей целенаправленной деятельности.

    Потребности, как правило, субъективно неприятны. В качестве примеров

    можно привести ощущение голода, жажды, холода. Природой все продумано.

    Биологический смысл заключается в том, что если бы все живые существа

    только лишь наслаждались удовлетворением своих желаний, то они, наверняка,

    просто вымерли бы. Эмоция потребности стимулирует все живое.

    Значительное сходство можно обнаружить, если рассмотреть не

    биологические, а социальные акты человека. Мы прекрасно знаем, что успех,

    достигнутый при выполнении любой работы, субъективно приятен, доставляет

    радость, и наоборот.

    В том и другом случае эмоции являются мощными стимулами человеческой

    деятельности. В процессе неоднократного удовлетворения различных

    потребностей у человека при достижении своих целей постепенно

    вырабатывается способность руководствоваться не только неизбежностью

    отрицательных эмоций, но и представлениями о положительной эмоции.

    Возникает то эмоциональное ощущение предвидения удовлетворения потребности,

    которое в обыденной жизни мы называем “аппетитом” в биологическом понимании

    этого слова. Если же употреблять его в социальном значении, то можно

    говорить об аппетите к знаниям, к достижениям в спорте и т.д.

    Эмоции служат также средством быстрой оценки действия повреждающих

    факторов на организм. Если у человека, например, произошел перелом руки или

    ключицы, то он никогда не будет специально раздумывать, как ему лучше лечь,

    как положить больную руку, на что опереться, чтобы не “отдавало” в ключицу

    и т.д. Чувство боли уже само по себе заставляет принять такое положение

    тела, которое уменьшит боль и ускорит процесс заживления.

    Эмоции как субъективные ощущения играют, таким образом,

    приспособительную роль. Ведь нам очень необходимы знания о том, что хорошо

    и что плохо, а также важно правильное поведение, соответствующее конкретной

    обстановке. О наличии у эмоций этой приспособительной функции пишет

    известный нейрофизиолог П.В.Симонов: “Часто человек вынужден действовать в

    условиях, когда он не имеет исчерпывающих сведений о том, как следует вести

    себя в неожиданных ситуациях. В процессе эволюции и выработался специальный

    аппарат эмоций, который в определенных пределах компенсирует и дополняет

    недостаток знаний. Например, при страхе от сигнала опасности возникает

    оборонительная защитная реакция на любое изменение в окружающей среде, хотя

    в 95% случаев оно никакой угрозы для организма не представляет. Реагируя

    предупредительно на любую хрустящую ветку или мелькнувшую тень, организм

    повышает вероятность того, что он не пропустит тот единственный из ста

    сигнал, за невнимание к которому он может поплатиться жизнью.

    Итак, мы установили, что эмоции находятся на страже удовлетворения

    основных потребностей организма. Если потребность по каким-либо причинам не

    удовлетворяется, происходит нарастание эмоционального напряжения, которое

    очень часто способствует развитию невроза.

    5. Общение при стрессе.

    Социально-психологический субсиндром стресса.

    Острый стресс, возникший по причинам, не зависящим от общения, или

    даже когда сам акт общения оказывается стресогенным, существенно меняет

    характер последнего. При этом может проявляться многообразие форм

    человеческого общения. Отличительной чертой общения при остром стрессе

    является эмоциональность, которая может резко усиливать или, напротив,

    подавлять активность взаимодействия людей, делать его приятным, желанным

    или мучительным, невыносимым. Стресс может пробуждать в людях гуманное

    отношение друг к другу или, напротив, бесчеловечность.

    Выделяют 3 основные стадии развития общения при групповой изоляции:

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.