МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Становление личности в подростковом и юношеском возрасте

    Становление личности в подростковом и юношеском возрасте

    Экзаменационная работа по курсу

    «ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ».

    Становление личности

    в подростковом и юношеском возрасте.

    Выполнил студент Института специальной педагогики и психологии

    Международного Университета семьи и ребенка им. Рауля Валленберга

    Лапов Андрей Викторович, группа 82/с.

    гор. Санкт - Петербург

    1999 год.

    СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

    В ПОДРОСТКОВОМ

    И

    ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ.

    ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (11-15 ЛЕТ)

    Подростковый возраст – трудный период психологического взросления и

    полового созревания ребёнка. В самосознании происходят значительные

    изменения: появляется чувство взрослости – возникает страстное желание быть

    или хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права,

    подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто

    идёт на конфликты с ними. В этот период подростку присуща сильная

    потребность в общении со сверстниками. Возникают сменяющие друг друга

    увлечения.

    …в структуре личности подростка нет ничего устойчивого,

    окончательного, неподвижного…

    Л.С.Выготский ?

    Личная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки:

    подростки во всём стремятся походить на сверстников, пытаясь при этом

    выделиться в группе; хотят заслужить уважение, но бравируют недостатками;

    требуют верности, но часто меняют друзей.

    ...подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром

    Вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то

    же время ни в один из последующих периодов своей жизни они не

    способны на такую преданность и самопожертвование…

    …с одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь

    сообщества, а с другой стороны – они охвачены страстью к

    одиночеству. Они колеблются между слепым подчинением

    избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой и

    всяческой власти. Они эгоистичны и материалистичны, и в то же

    время преисполнены возвышенного идеализма. Они аскетичны, но

    внезапно погружаются в распущенность самого примитивного

    характера. Иногда их поведение по отношению к другим людям

    грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их

    настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным

    пессимизмом. Иногда они трудятся с энтузиазмом, а иногда

    медлительны и апатичны…

    Анна Фрейд ?

    …Становление личности есть процесс социализации человека,

    который состоит в освоении им своей родовой, общественной

    сущности. Становление личности связано с принятием индивидом

    выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных

    норм и правил поведения, с формированием умений строить

    отношения с другими людьми…

    ?

    Среди многих личностных особенностей, присущих подростку, особо

    выделяются формирующиеся у него чувство взрослости и «Я-концепция».

    …У подростка складываются разнообразные образы «Я»,

    первоначально изменчивые, подверженные внешним влияниям. К

    концу периода они интегрируются в единое целое, образуя на

    границе ранней юности «Я-концепцию», которую можно считать

    центральным новообразованием всего периода. …

    И.Ю.Кулагина ч.

    Чувство взрослости – это отношение подростка к себе, как ко взрослому,

    ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Чувство взрослости

    проявляется в желании, чтобы все – и взрослые, и сверстники – относились к

    нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в

    отношениях со старшими и идёт на конфликты, отстаивая свою взрослую

    позицию.

    …Чувство взрослости проявляется в стремлении к

    самостоятельности, желания оградить какие-то стороны своей

    жизни от вмешательства родителей. Чувство взрослости

    становится центральным новообразованием младшего подросткового

    возраста, а к концу периода, примерно в 15 лет, ребёнок делает

    ещё один ша в своём личностном развитии. После поисков себя,

    личной нестабильности у него формируется «Я-концепция» -

    система внутренне согласованных представлений о себе, образов

    «Я».

    И.Ю.Кулагина ч.

    …В подростковом возрасте продолжает развиваться

    теоретическое рефлексивное мышление. Приобретённые в младшем

    школьном возрасте операции становятся формально-логическими

    операциями. Подросток, абстрагируясь от конкретного,

    наглядного материала, рассуждает в чисто словесном плане. На

    основе общих посылок он строит гипотезы и проверяет их, т.е.

    рассуждает гипотетико-дедуктивно.

    И.Ю.Кулагина ч.

    …Особенности теоретического рефлексивного мышления позволяют

    подросткам анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и

    логические противоречия в суждениях. Подросток умеет

    оперировать гипотезами, решая интеллектуальные задачи. Он

    способен на системный поиск решений. Сталкиваясь с новой

    задачей, он старается отыскать разные возможные подходы к её

    решению, проверяя логическую эффективность каждого из них.

    Находит способы применения абстрактных правил для решения

    целого класса задач. Развиваются такие операции, как

    классификация, аналогия, обобщение.

    Р.С. Немов ?

    …Без высокого уровня развития интеллекта был бы невозможен

    характерный для этого возраста интерес к абстрактным

    философским, религиозным, политическим и прочим проблемам.

    Подростки рассуждают об идеалах, о будущем, иногда создают

    собственные теории, приобретают новый, более глубокий и

    обобщённый взгляд на мир. Становление основ мировоззрения,

    начинающееся в этот период, тесно связано с интеллектуальным

    развитием…

    И.Ю.Кулагина ч.

    …Благодаря интенсивному интеллектуальному развитию

    появляется склонность к самоанализу, становится возможным

    самовоспитание…

    Р.С. Немов ?

    Подростки приобретают взрослую логику мышления. В этот же период

    происходит дальнейшая интеллектуализация таких психических функций, как

    память и восприятие. Этот процесс зависит от усложняющегося обучения в

    средних классах.

    …для развития памяти важно то, что усложнение и значительное

    увеличение объёма изучаемого материала приводит к

    окончательному отказу от дословного заучивания с помощью

    повторений. В процессе понимания дети трансформируют текст и,

    запоминая его, воспроизводят основной смысл прочитанного.

    Активно осваиваются мнемонические приёмы; если же они были

    сформированы в начальной школе, теперь автоматизируются,

    становятся стилем деятельности…

    И.Ю.Кулагина ч.

    С общим интеллектуальным развитием связано развитие воображения.

    Сближение воображения с теоретическим мышлением побуждает к творчеству:

    …подростки начинают писать стихи и пьесы, серьёзно

    заниматься разными видами конструирования, изобразительным

    искусством и т.д. …

    Р.С. Немов ?

    Воображение подростка ещё пока менее продуктивно, чем воображение

    взрослого человека, но оно богаче фантазии ребёнка. Но далеко не все

    подростки стремятся к достижению творческого результата, но

    …все они используют возможности своего творческого

    воображения, получая удовлетворение от самого процесса

    фантазирования. Это похоже на детскую игру…

    И.Ю.Кулагина ч.

    …игра ребёнка перерастает в фантазию подростка…

    Л.С. Выготский ?

    Потребности, чувства, переполняющие подростка, выплёскиваются в

    воображаемой ситуации. Невозможные в реальной жизни желания легко

    исполняются в мире фантазий:

    …замкнутый подросток, которому трудно общаться со

    сверстниками, становится героем и ему рукоплещет толпа;

    невзрачная девочка превращается в первую красавицу на балу и в

    неё сразу же влюбляется то ли принц, то ли мальчик из

    соседнего класса…

    И.Ю.Кулагина ч.

    …Вообще фантазирует не счастливый, а неудовлетворённый

    человек, поскольку в подростковом возрасте много острых личных

    проблем, воображение в это время становится на службу бурной

    эмоциональной жизни. В свой мир фантазий подросток никого не

    допускает, он может поделиться этой интимной информацией

    только с близким другом. …

    И.Ю.Кулагина ч.

    Но игра воображения не только доставляет удовольствие и приносит

    успокоение. Смутные побуждения предстают перед подростком в яркой образной

    форме. В своих фантазиях подросток лучше осознаёт собственные влечения и

    эмоции, впервые начинает представлять свой будущий жизненный путь.

    ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД

    14-16 лет переходной период между подростковым и юношеским возрастом. В

    этом возрасте решается вопрос о дальнейшей жизни: продолжить ли обучение в

    школе или пойти в училище, а может быть и работать? При этом подросток

    должен разобраться в собственных способностях и склонностях, иметь

    представление о будущей профессии и о конкретных способах достижения

    профессионального мастерства в избранной области деятельности. Это крайне

    сложная задача. Ещё более она усложняется в наше время, когда рушатся

    выработанные предыдущими поколениями стереотипы, представления о значимости

    образования и престижности той или иной профессии.

    …далеко не все старшие подростки к концу IX класса могут

    выбрать профессию и связанный с ней дальнейший путь обучения.

    Многие из них тревожны, эмоционально напряжены и боятся любого

    выбора. Поэтому они склонны продолжить обучение в школе. На

    это решение влияет и усиливающаяся привязанность к своей

    школе, сложившиеся дружеские отношения с одноклассниками,

    привычные отношения с учителями. Часть девятиклассников,

    неудовлетворённых своей невысокой успеваемостью и положением в

    классе, напротив, стремится скорее окончить школу. Но им тоже

    не вполне ясно, что их ждёт впереди, и это неопределенное

    будущее вызывает у них опасения.

    …В это время усиливается значимость собственных ценностей. …

    …В связи с развитием самосознания усложняется отношение к

    себе…

    …возрастает тревожность, связанная с самооценкой. Подростки

    чаще воспринимают нейтральные ситуации, как содержащие угрозу

    их представлениям о себе и из-за этого переживают страх,

    сильное волнение. Повышение уровня такого рода тревожности

    вызвано, главным образом, предстоящими впереди экзаменами, и

    возможно, началом нового жизненного пути…

    И.В.Дубровина ?.

    …В переходный период притупляется острота восприятия

    сверстников. Большой интерес вызывают взрослые, чей опыт,

    знания помогают ориентироваться в вопросах, связанных с

    будущей жизнью…

    И.Ю.Кулагина ч

    Ранняя юность ( 15 – 17 лет )

    …Для ранней юности характерна устремлённость в будущее…

    …устремлённость в будущее только тогда благотворно влияет на

    формирование личности, когда есть удовлетворённость настоящим.

    При благоприятных условиях развития юноша стремится в будущее

    не потому, что ему плохо в настоящем, а потому, что впереди

    будет ещё лучше. …

    И.Ю.Кулагина ч

    …самооценка в ранней юности выше, чем в подростковом

    возрасте. Вообще юность – период стабилизации личности. В это

    время складывается устойчивых взглядов на мир и своё место в

    нём – мировоззрение. Центральным новообразованием периода

    становится самоопределение: профессиональное и личностное.

    Старшеклассник решает, кем быть и каким быть в своей будущей

    жизни. …

    Р.С. Немов ?

    Осознание перспективы и построение жизненных планов требуют уверенности в

    себе, в своих силах и возможностях.

    …В российских школах была выявлена интересная динамика

    развития самооценки: после 15 лет самоуважение возрастает, не

    только компенсируя «потери» подросткового периода, но и

    превосходя уровень самоуважения младших школьников. Типично

    юношеские особенности характерны для самооценки

    десятиклассников – она относительно устойчива, высока,

    адекватна и сравнительно бесконфликтна. Подростки именно в это

    время отличаются оптимистичным взглядом на себя, свои

    возможности и не слишком тревожны. Всё это безусловно связано

    с формированием «Я-концепции» и необходимостью

    самоопределения. …

    …В выпускном классе ситуация становится более напряжённой…

    …Часть старшеклассников сохраняет «оптимистическую»

    самооценку. Она не слишком высока, в ней гармонично

    соотносятся желания притязания и оценка собственных

    возможностей. У других самооценка высока и глобальна –

    охватывает все стороны жизни; смешивается желаемое и реально

    достижимое. Ещё одна группа детей отличается неуверенностью в

    себе, переживанием того разрыва между притязаниями и

    возможностями, который ими ясно осознаётся. Их самооценка

    низка, конфликтна. Повышается тревожность.

    И.Ю.Кулагина ч

    Несмотря на различия в уровнях самооценки и тревожности и разнообразие

    вариантов личностного развития, происходит общая стабилизация личности в

    этот период.

    …Старшеклассники в большей степени принимают себя, чем

    подростки, их самоуважение в целом выше. …

    …Интенсивно развивается саморегуляция, повышается контроль

    за своим поведением, проявлением эмоций. Настроение в ранней

    юности становится более устойчивым и осознанным. Дети в 16-17

    лет, независимо от темперамента, выглядят более сдержанными,

    уравновешенными, чем в 11-15 лет.

    И.Ю.Кулагина ч

    В это же время начинает развиваться и нравственная устойчивость личности.

    В своём поведении юноша всё больше ориентируется на собственные взгляды,

    убеждения, которые формируются на основе приобретённых знаний и своего

    жизненного опыта.

    …знания об окружающем мире и нормах морали объединяются в

    его сознании в единую картину. Благодаря этому нравственная

    саморегуляция становится более полной и осмысленной. …

    И.Ю.Кулагина ч

    Самоопределение, стабилизация личности в ранней юности связаны с

    выработкой мировоззрения.

    …в подростковом возрасте ребёнок открывает для себя свой

    внутренний мир. В это же время он достигает уровня формально-

    логического мышления. Интеллектуальное развитие,

    сопровождающееся накоплением и систематизацией знаний о мире,

    и интерес к личности, рефлексия, оказываются той основой, на

    которой в ранней юности строятся мировоззренческие взгляды.

    Картина мира при этом может быть материалистической или

    идеалистической, или создаваться на базе религиозных

    представлений и т.д. Сам процесс познания окружающего мира

    имеет свою специфику в разные возрастные периоды. Подросток

    идёт к познанию действительности во многом «от себя», через

    свои переживания. …

    …Юноша, наоборот, познавая окружающее, возвращается к себе и

    задаётся мировоззренческими вопросами: «Какой Я?», «А что я

    значу в этом мире?», «Какое место я занимаю в нём?», «Каковы

    мои возможности?». Он ищет чётких, определенных ответов и в

    своих взглядах категоричен, недостаточно гибок. Недаром

    говорят о юношеском максимализме. …

    …Однако мировоззренческие проблемы не решаются один раз в

    жизни, раз и навсегда. Последующие кризисы, осложнения,

    повороты жизни приведут к пересмотру юношеских позиций…

    И.Ю.Кулагина ч

    Ещё один момент, связанный с самоопределением, изменение учебной

    мотивации:

    …юноши, ведущую деятельность которых обычно называют учебно-

    профессиональной, начинают рассматривать учёбу, как

    необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной

    деятельности. Их интересуют, главным образом, те предметы,

    которые им будут нужны в дальнейшем, их снова начинает

    волновать успеваемость. Отсюда и недостаточное внимание к

    «ненужным» учебным дисциплинам, часто гуманитарным, и отказ от

    того подчёркнуто пренебрежительного отношения к отметкам,

    которое было принято среди подростков. Именно в старшем

    школьном возрасте появляется сознательное отношение к учению…

    А.В.Петровский ?

    …Старшеклассник прощается с детством, со старой, привычной

    жизнью. Оказавшись на пороге истинной взрослости, он весь

    устремлён в будущее, которое притягивает и тревожит его. Без

    достаточной уверенности в себе, принятия себя он не сможет

    сделать нужный шаг, определить свой дальнейший путь…

    И.Ю.Кулагина ч

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ

    РАБОТЫ:

    1. Выготский Л.С. «Педология подростка» Москва, 1984 г.

    2.Дубровина И.В. «Формирование личности в переходный период от

    подросткового к юношескому возрасту» Москва, 1987 г

    3.КУЛАГИНА И.Ю. «Возрастная психология» Москва, 1998 г.

    4.НЕМОВ Р.С. «Психология развития» Москва, 1998 г.

    5.ПЕТРОВСКИЙ А.В. «Проблема развития личности с позиций социальной

    психологии» Москва, 1984 г.

    6. ФРЕЙД Анна. «психологиЯ «Я» и ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ» Москва, 1993 г.

    7.«ПСИХОЛОГИЯ личности» ( под редакцией В.М. Николаенко) Новосибирск, 1998

    г.


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.