МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Сравнительный анализ отечественной и Американской социальной психологии

    ярко эти различия проявляются в агрессии или сексуальности.Гендер-

    ные различия в сексуальных установках оказывают влияния и на пове-

    дение.Эпизодический "одноразовый"секс наиболее характерен для муж-

    чин с традиционной маскулинной установкой.Гендерные различия про-

    являются и в сексуальных фантазиях.Д.Майерс ставит вопрос о"куль-

    туре и поведении",приводя очень интересные данные.Вводится опреде-

    ление личностного пространства как буферного пространства,которое

    мы предпочитаем сохранять вокруг себя.Размер этого пространства

    зависит от нашей близости с собеседником.Далее приводятся примеры

    дистанций,которые практически совпадают с теми,что мы уже видели в

    курсе лекций по "Психологии общения" М.И.Станкина.

    Рассмотрим теперь определение коллективизма в американском

    учебнике и сравним его по А.В.Петровскому.Коллективизм- концеп-

    ция,отдающая приоритет целям той или иной группы по сравнению с

    личными целями.В соответствии с этим происходит самоидентификация.

    Несколько иное понятие дает А.В.Петровский:"коллективизм - принцип

    организации взаимоотношений и совместной деятельности людей,прояв-

    ляющийся в осознанном подчинении личных интересов общественным ин-

    тересам,в товарищеском сотрудничестве,в готовности к взаимодейс-

    .

    - 12 -

    твию и взаимопомощи,во взаимопонимании,доброжелательности и так-

    тичности,интересе к проблемам и нуждам друг друга"(1).

    Д.Майерс не упоминая Россию говорит о присутствии коллективизма

    в азиатских культурах и в странах третьего мира.Приводятся инте-

    ресные данные исследований проведенные кросс-культуральными психо-

    логами о противостоянии индивидуализма и коллективизма.

    Дальнейший просмотр этой главы приводит нас к определению со-

    циальной роли как набору норм,определяющих, как должны вести себя

    люди в данной социальной позиции.Примерно похожее определение мы

    встречаем у М.И.Станкина в "Психологии общения":"социальной ролью

    называется ожидаемое поведение человека,занимающего данное общест-

    венное положение,обязывающее его вести определенным образом"(2).

    В седьмой главе,полностью посвященной конформизму,как измене-

    ние поведения или убеждений в результате реального или воображае-

    мого давления группы.В данном учебнике приводятся такие классичес-

    кие эксперименты,как эксперименты Шерифа,Аша,Р.Кратчфилда,Мигрема

    и т.д..Ссылки на данные эксперименты имеются и в нашем отечествен-

    ном учебнике Г.М.Андреевой,но они не более,чем краткое описание

    некоторых из них.Проблеме конформизма к сожалению до сих пор не

    занимались в нашей стране.Поэтому,конечно интересно будет прочи-

    тать об этом в американском учебнике.Д.Майерс" поднимает два очень

    1. А.В.Петровский и М.Г.Ярошевский. Психология. Словарь.М.:

    Политиздат, 1990 г. стр. 167.

    2. М.И.Станкин "Психология общения". М.: Институт практ. пси-

    хологии, 1996 г. стр. 164.

    .

    - 13 -

    объемных вопроса:"Почему проявляется конформизм?",и "Кто проявляет

    конформизм?".Делая выводы по главе американский автор обращает

    внимание, что социальная психология к могуществу социального дав-

    ления должна дополняться вниманием к возможностям личности.Мы не

    марионетки.В группе мы лучше всего осознаем,чем отличаемся от дру-

    гих.Данной проблеме придано большое значение в этом учебнике,ис-

    пользован значительный вклад психологов занимающихся в этой облас-

    ти.

    В учебнике Г.М.Андреевой показана модель коммуникативного

    процесса Лассуэлла,которая включает пять элементов,такие как:ком-

    муникатор,текст,канал,аудитория и эффективнность. Приблизительно

    таже модель коммуникативного процесса описана на страницах амери-

    канского учебника,где показаны четыре фактора этого процесса:

    "коммуникатор",само сообщение,канал и аудитория.Используя эту мо-

    дель Д.Майерс приводит пример действия последней в процессе втяги-

    вания в секту.Информация достаточно интересная,и уникальная для

    отечественной социальной психологии т.к.по всей видимости, ка-

    ких-либо разработок или исследований в этом плане пока не наблюда-

    ется.

    Переходя к следующей главе, которая называется "влияние

    групп" мы уже можем сравнивать ее с нашим разделом "Социальная

    психология групп" в отечественном учебнике.Но посмотрим в каком

    направлении пойдет рассмотрение даннного вопроса в американском

    учебнике. Итак группа:" двое или более лиц которые взаимодействуют

    друг с другом, влияют друг на друга дольше нескольких мгновений и

    воспринимают себя как мы". Обратимся к психологическому словарю

    А.В.Петровского и посмотрим, что только определение малой группы

    схоже с вышеописанным в американском варианте."Малая группа - от-

    .

    - 14 -

    носительно небольшое число, непосредственно контактирующих индиви-

    дов, объединненых общими целями или задачами".

    В этой главе рассматриваются три примера таких коллективных

    влияний как, "социальная фасилитация" - усиление доминантных реак-

    ций в присутствии других;"социальная леность" - тенденция людей

    прилагать меньше усилий в том случае, когда они объединяют свои

    усилия ради общей цели; и "деиндивидуализация" - утрата самосозна-

    ния и боязни самооценки.Особый интерес занимает проблема лидерс-

    тва, которая также подробно описана в учебнике Г.М.Андреевой.Ли-

    дерство в американском учебнике определяется как процесс, посредс-

    твом которого определенные члены группы мотивируют и ведут за со-

    бой группу.Как видно со страниц Д.Майерс не ставит таких четких

    границ, между понятиями лидер и руководитель.Однако в американском

    учебнике появляются обозначения, помимо официального и неофициаль-

    ного характера лидерства, роли целевого и социального лидеров.Це-

    левые лидеры организуют работу, устанавливают стандарты и сосредо-

    точены на достижении цели. Социальные лидеры сплачивают команду,

    улаживают конфликты и оказывают поддержку.Целевые лидеры част ис-

    пользуют директивный стиль, чтобы отдавать правильные приказания,

    они сосредотачивают внимание и усилия группы на стоящей перед ней

    задаче. У социальных лидеров часто проявляется демократический

    стиль руководства, при котором власть делегируется членам группы и

    поощряется их участие в принятии решений.Как видно из текста, сти-

    ли лидерства в американском варианте представлены только два: ди-

    рективный и демократический.В то же время Г.М.Андреева описывает

    три стиля лидерства, такие как: авторитарный, демократический и

    попустительский стили.

    .

    - 15 -

    Следующая глава нас знакомит с проникновением социальной пси-

    хологиии в сферу правосудия, а конкретнее в суд присяжных.Подобно

    всем другим экспериментам в социальной психологии, лабораторные

    эксперименты, описанные здесь помогают нам сформулировать теорети-

    ческие положения и принципы, которые мы можем применять при ин-

    терпретации более сложного мира нашей повседневной жизни.

    Подводя итог второй части "Социальные воздействия", отметим

    наиболее более важные разделы нашего исследования, такие как "Кон-

    формизм", "Убеждения", "Влияние группы" и "Лидерство".Последний

    раздел "Социальная психология и правосудие", интересует нас в пла-

    не проникновения американской социальной психологии в систему пра-

    восудия США.Проанализировав, как мы думаем друг о друге, и как мы

    влияем друг на друга, наконец подходим к третьему аспекту социаль-

    ной психологии - как мы относимся друг к другу.Наши чувства и

    действия бывают по отношению к людям негативными, а иногда пози-

    тивными.В одиннадцатой и двенадцатой главах "Предрассудки" и "Аг-

    рессия" рассматриваются неприятные аспекты человеческих отноше-

    ний.Предрассудки - это неоправданно негативные установки.У них

    есть и эмоциональные корни.Предрассудки обеспечивают чувство соци-

    ального преводсходства, а также могут облегчать маскировку чувства

    неполноценности.Агрессия - физическое или вербальное поведение,

    направленное на причинение вреда кому-либо.Различают два разных

    типа агресии: враждебная (злость) и инструментальная (цель).

    Очень убедительно описаны факторы влияющие на агрессию, также

    как: аверсивные случаи, возбуждение, климат (жара), порнография,

    телевидение и групповые влияния.Проводя сравнительный анализ раз-

    дела "групповые влияния" в американском учебнике, и раздел "сти-

    хийные группы и массовые движения" в учебнике Г.М.Андреевой, при-

    .

    - 16 -

    мечательно использование достаточно похожих терминов, таких как

    "заражение" и "рассеянность ответственности" и "деиндивудуализа-

    ция" - понятие, которое мы уже рассматривали выше.

    Название следующей главы говорит само за себя:" - Влечение и

    близость".Ни одна глава так легко не поддавалвсь определенному

    анализу и синтезу ка эта.Ведь где бы ни жил человек, его взаимоот-

    ношения с окружающими - действительно существующие или чаемые -

    определяют настрой его мыслей и окраску эмоций.Найдя родственную

    душу - человека, который поддерживает нас и которому мы можем до-

    верится, мы чувствуем, что нас принимают и ценят такими, какие мы

    есть.Влюбляясь, мы чувствуем неудержимую радость, тоскуя по любви

    и приязни, мы тратим миллиарды на косметику, наряды и диеты.

    Переходя к определению альтруизма, можно ужаснуться от такого

    количества примеров, приведенных в самом начале главы.Собрав и

    сопоставив примеры безразличия и бездушия, и напротив, проявления

    чувств сострадания и помощи, автор уже подводит к самостоятельной

    "расшифровке", данного понятия.Альтруизм - мотив оказания кому-ли-

    бо помощи, не связанный сознательно с собственными эгоистическими

    интересами.Альтруизм - это эгоизм наоборот.Задавая вопрос "Почему

    мы оказываем помощь ?", получаем ответ, довольно противоречивый по

    своей сути.Иногда оказание помощи выглядит как замаскированный

    эгоизм, норма взаимности побуждает нас на помощь, отвечать по-

    мощью, норма социальной ответственности вынуждает нас оказывать

    помощь и т.д. Д.Майерс выделяет два типа альтруизма:

    1. - АЛЬТРУИЗМ основанный на взаимообмене;

    2. - АЛЬТРУИЗМ не предполагающий никаких дополнительных усло-

    вий.

    .

    - 17 -

    Люди склонны оказывать помощь, когда уже видят, что другие

    бросились помогать, или когда они не спешат.И наконец существует

    потрясающее явление: "Хорошее настроение - хорошие поступки".

    В кризисных ситуациях, в случаях крайней необходимости женщи-

    ны скорее получают помощь, нежеле мужчины, хотя помощь исходит от

    последних.Женщины так же чаще обращаются за помощью.Мы более всего

    склонны помогать тем, кто нуждается в помощи и заслуживает ее, а

    также тем, кто похож на нас.

    В заключительной главе данного учебника рассматривается проб-

    лема конфликта и примирения.Конфликт - это воспринимаемая несов-

    местимость действий или целей.Из-за чего разгораются конфликты ?

    В ходе социально-психологических исследований выявлено нес-

    колько причин этого.Характерно, что причины эти одни и те же на

    всех уровнях социальных конфликтов, будь-то конфликты межличност-

    ные, межгрупповые или международные.На примере феномена "Зеркаль-

    ного восприятия" прослежена тенденция ведущая к гонке вооруже-

    ний.Очень актуально вписываются примеры, совсем недавнего проти-

    востояния сверхдержав СССР и США, в данном учебнике.

    Исследуя проблему конфликтов Д.Майерс углубился в международ-

    ные конфликты, не отобразив, как следует, межличностные и межгруп-

    повые.И опять же отсутствуют четкие границы разделения конфликтов,

    ощущаетя некая неструктурированность при достаточной продуманности

    учебника.Хотя конфликты легко порождаются и подпитываются социаль-

    ными дилеммами, конкуренцией и искажениями восприятия, некоторые

    не менее могущественные силы, такие как контакт, сотрудничество,

    коммуникация и примирение могут превратить вражду в гармонию.

    .

    2З А К Л Ю Ч Е Н И Е

    Наконец,хотелось бы высказать свою точку зрения по поводу данного

    учебника,проведя собственное исследование.Нет оснований не согла-

    ситься с мнением профессора А.Л.Свеницкого об уникальности этого

    учебника и его безусловном влиянии на нашу социальную психологию и

    психологов.Выводы к которым пришел исследователь складываются в

    пользу американского учебника.Но сразу надо отметить, что амери-

    канская социальная психология и российская социальная психология

    это два разных подхода, две абсолютно разные темы и тематике изу-

    чения социальной психологии, различные аспекты проблем исследова-

    ния и т.д.В американской социальной психологии основной акцент

    ставится на личность и ее изучение, на личность и ее поведение в

    группе.В нашей отечественной социальной психологии акцент ставится

    на группу, взаимодействия в группе и коллектив.Сразу бросается в

    глаза отсутствие в учебнике Д.Майерса исследований о массовых дви-

    жениях и больших группах, чему в учебнике Г.М.Андреевой, напри-

    мер, придается особое значение.Коллективизм в американском учебни-

    ке это не более, чем культурный подход противоположный индивидуа-

    лизму.Можно не сравнивать определения в наших отечественных источ-

    никах, они заведомо разные, а к понятию и значению индивидуализма,

    например, в учебнике А.В.Петровского, уже не хочется возвращаться,

    пытаясь найти в нем что-то позитивное.

    Проблеме конформизма в американском учебнике уделяется значи-

    тельное внимание, поднимается ряд вопросов требующих дальнейших

    исследований и размышлений.Проблемы конформизма у нас практически

    не существует к сожалению,судя по источникам.Все ссылки,если и

    есть,то обращаются, в основном к американским авторам и их иссле-

    .

    - 19 -

    дованиям.Уже исходя из этих немногочисленных сравнений можно сде-

    лать вывод о совершенно другом подходе изучения социальной психо-

    логии,что было описано выше,опираясь в основном на данные практи-

    ческих исследований.Теоретизированная отечественная социальная

    психология,уступает американской,хотя бы в областях применения.Уже

    достаточно был представлен в данном исследовании краткий экскурс

    по всем главам, и соответственно краткие выводы по ним.На протяже-

    нии всего исследования автор пытался произвести сравнение, чуть ли

    не "двух разных социальных психологий по учебникам".И буквально в

    каждой главе еще раз убеждался в практической невозможности для

    какого-либо основательного сравнения, в своем исследовании.Пытаясь

    произвести сравнение по определенным проблемам и вопросам, автор в

    конце концов подошел к сравнению определений некоторых основных

    психологических проблем.Нащупав некоторое сходство, но в основом

    опять различия исследователь в конце своей работы сделал выводы о

    совершенно различном подходе изучения социальной психологии в аме-

    риканской и отечественной социальной психологии.

    Учебник Д.Майерса, как уже было описано выше содержит огром-

    ное количество различного рода публикаций, практических исследова-

    ний, примеров из всевозможных источников.Оформление, способы изло-

    жения материала, его насыщенность, аргументированность заметно от-

    личают его от наших отечественных учебников.

    В своем исследовании автор взял за основу в основном учебник

    Г.М.Андреевой "Социальная психология" и пришел к выводу, что дан-

    ный источник несомненно надо переиздавать и подкреплять как прак-

    тическими исследованиями, так и "убедительным числом убедительных

    примеров" и т.д. Несмотря на то, что для данного исследования было

    взято новое издание учебника Г.М.Андреевой, оно не сильно отлича-

    .

    - 20 -

    ется от предыдущего.Тоже самое касается учебника А.В.Петровского

    "Социальная психология", который необходимо просто заново переиз-

    давать, избавив его от идеологических основ, ориентируясь на ны-

    нешнюю постоянно изменяющуюся ситуацию.Это касается и всей нашей

    социальной психологии в целом, которая может ориентироваться, нап-

    ример, на американскую, но в свою очередь есть уверенность,что да-

    лее будет развиваться по своему собственному пути.

    .

    - 21 -

    2Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я

    1. Г.М.АНДРЕЕВА "СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ". УЧЕБНИК ДЛЯ ВЫСШИХ

    УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ. - М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 1997.

    2. Д.МАЙЕРС "СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ".ПЕРЕВ.С АНГЛ. - СПБ

    ПИТЕР, 1997.

    3. Т.В.КУТАСОВА "ХРЕСТОМАТИЯ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ". УЧЕ-

    БНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ. - М.: МЕЖДУНАРО-

    ДНАЯ ПЕД.АКАДЕМИЯ, 1994.

    4. А.В.ПЕТРОВСКИЙ "СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ". УЧЕБ.ПОСОБИЕ ДЛЯ

    СТУДЕНТОВ ПЕД.ИН-ТОВ. - М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ,

    1987.

    5. А.В.ПЕТРОВСКИЙ, М.Г.ЯРОШЕВСКИЙ. "ПСИХОЛОГИЯ". СЛОВАРЬ. -

    М.: ПОЛИТИЗДАТ, 1990.

    6. М.И.СТАНКИН "ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ".КУРС ЛЕКЦИЙ.- М.: ИНС-

    ТИТУТ ПРАКТ.ПСИХОЛОГИИ, 1996.

    .

    2МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

    2УНИВЕРСИТЕТ

    Курсовая работа на тему: «Сравнительный анализ отечественной и

    Американской социальной психологии»

    Студента Психологического Факультета

    Третьего курса, первой группы

    Эрнесто Родригез.

    2Москва, 1998 г.

    .

    2П Л А Н

    2В В Е Д Е Н И Е

    21. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ

    22. СОЦИАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ

    23. СОЦИАЛЬНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ

    24. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

    2З А К Л Ю Ч Е Н И Е

    2Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я

    Данная курсовая работа была написана в Лексиконе, и переведена в Ворд.

    Сдавалась: май, 1998. Проф. Глоточкин А.Д. Оценка: 5 баллов. Для сравнения

    была взята книга Д.Майерса, см. список литературы.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.