МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Сравнение теорий Маслоу и Леонтьева

    опредмечена та или иная потребность. Иначе говоря, за соотношением

    деятельностей открывается соотношение мотивов. Мотив Леонтьев определяет

    как “инстинктивный импульс”. Много внимания он уделяет вопросу о

    соотношении мотивов и потребностей, эмоциям, трансформациям потребностей.

    3) Формирование личности

    Ситуация развития человеческого индивида обнаруживает свои особенности

    уже на самых первых этапах. Главная из них - это опосредствованный

    характер связей ребенка с окружающим миром. Изначально прямые

    биологические связи ребенок - мать очень скоро опосредствуются предметами:

    мать кормит ребенка из чашки, надевает на него одежду и, занимая его,

    манипулирует игрушкой. Вместе с тем связи ребенка с вещами опосредствуются

    окружающими людьми: мать приближает ребенка к привлекающей его вещи,

    подносит ее к нему или, может быть, отнимает у него. Словом, деятельность

    ребенка все более выступает как реализующая его связи с человеком через

    вещи, а связи с вещами - через человека.

    Эта ситуация развития приводит к тому, что вещи открываются ребенку

    не только в их физических свойствах, но и в том особом качестве, которое

    они приобретают в человеческой деятельности - в своем функциональном

    значении (чашка - из чего пьют, стул - на чем сидят, часы - то, что носят

    на руке, и т.д.), а люди - как "повелители" этих вещей, от которых зависят

    его связи с ними. Предметная деятельность ребенка приобретает орудийную

    структуру, а общение становится речевым, опосредствованным языком.

    В этой исходной ситуации развития ребенка и содержится зерно тех

    отношений, дальнейшее развертывание которых составляет цепь событий,

    ведущих к формированию его как личности. Первоначально отношения к миру

    вещей и к окружающим людям слиты для ребенка между собой, но дальше

    происходит их раздвоение, и они образуют разные, хотя и взаимосвязанные,

    линии развития, переходящие друг в друга.

    В онтогенезе эти переходы выражаются в чередующихся сменах фаз: фаз

    преимущественно развития предметной (практической и познавательной)

    деятельности - фазами развития взаимоотношений с людьми, с обществом. Но

    такие же переходы характеризуют движение мотивов внутри каждой фазы.

    В результате возникают иерархические связи мотивов, которые образуют

    "узлы" личности. Включение предметного действия ребенка в его отношение

    к отсутствующему в данный момент взрослому хотя и меняет смысл

    достигнутого результата, но само действие еще полностью остается

    "полевым". Как же происходят дальнейшие изменения? Изменения эти

    подчиняются определенным правилам.

    Одно из них состоит в том, что в ситуации разнонаправленой мотивации

    раньше возникает подчинение действия требованию человека, позже -

    объективным межпредметным связям. Другое открывшееся в опытах правило тоже

    выглядит несколько парадоксально: оказывается, что в условиях двояко

    мотивированной деятельности предметно-вещественный мотив способен

    выполнить функцию подчиняющего себе другой раньше, когда он дан ребенку в

    форме только представления, мысленно, и лишь позже - оставаясь в

    актуальном поле восприятия.

    Процесс формирования личности со стороны изменений, о которых

    идет речь, может быть представлен как развитие воли.

    Действительную основу личности составляет то особое строение целокупных

    деятельностей субъекта, которое возникает на определенном этапе развития

    его человеческих связей с миром.

    Человек живет как бы во все более расширяющейся для него

    действительности. Вначале это узкий круг непосредственно окружающих его

    людей и предметов, взаимодействие с ними, чувственное их восприятие и

    усвоение известного о них, усвоение их значений. Но далее перед ним

    начинает открываться действительность, лежащая далеко за пределами его

    практической деятельности и прямого общения: раздвигаются границы

    познаваемого, представляемого им мира. Истинное "поле", которое

    определяет теперь его действия, есть не просто наличное, но существующее -

    существующее объективно или иногда только иллюзорно"

    Знание субъектом этого существующего всегда опережает его превращение

    в определяющее его деятельность. Такое знание выполняет очень важную роль

    в формировании мотивов. На известном уровне развития мотивы сначала

    выступают как только "знаемые", как возможные, реально еще не побуждающие

    никаких действий. Для понимания процесса формирования личности нужно

    непременно это учитывать, хотя само по себе расширение знаний не является

    определяющим для него; поэтому-то, кстати говоря, воспитание личности и не

    может сводиться к обучению, к сообщению знаний.

    Формирование личности предполагает развитие процесса целеобразования

    и, соответственно, развития действий субъекта. Действия, все более

    обогащаясь, как бы перерастают тот круг деятельностей, которые они

    реализуют, и вступают в противоречие с породившими их мотивами, говорит

    Леонтьев. Явления такого перерастания хорошо известны и постоянно

    описываются в литературе по возрастной психологии, хотя и в других

    терминах; они-то и образуют так называемые кризисы развития - кризис трех

    лет, семи лет, подросткового периода, как и гораздо меньше изученные

    кризисы зрелости. В результате происходит сдвиг мотивов на цели, изменение

    их иерархии и рождение новых мотивов - новых видов деятельности; прежние

    цели психологически дискредитируются, а отвечающие им действия или вовсе

    перестают существовать, или превращаются в безличные операции.

    Внутренние движущие силы этого процесса лежат в исходной

    двойственности связей субъекта с миром, в их двоякой опосредованности -

    предметной деятельностью и общением. Ее развертывание порождает не только

    двойственность мотивации действий, но благодаря этому также и соподчинения

    их, зависящие от открывающихся перед субъектом объективных отношений, в

    которые он вступает. Развитие и умножение этих особых по своей

    природе соподчинений, возникающих только в условиях жизни человека в

    обществе, занимает длительный период, который может быть назван этапом

    стихийного, не направляемого самосознанием складывающейся личности. На

    этом этапе, продолжающемся вплоть до подросткового возраста, процесс

    формирования личности, однако, не заканчивается, он только

    подготавливает рождение сознающей себя личности.

    В педагогической и психологической литературе постоянно указывается то

    младший дошкольный, то подростковый возраст как переломные в этом

    отношении. Личность действительно рождается дважды: первый раз - когда у

    ребенка проявляются в явных формах полимотивированность и соподчиненность

    его действий, второй раз - когда возникает его сознательная личность.

    Леонтьев говорит о некоем движении, которое заключается в соотнесении

    мотивов друг с другом: некоторые занимают место подчиняющих себе другие и

    как бы возвышаются над ними, некоторые, наоборот, опускаются до положения

    подчиненных или даже вовсе утрачивают свою смыслообразующую функцию.

    Становление этого движения и выражает собой становление связной системы

    личностных смыслов - становление личности.

    Конечно, формирование личности представляет собой процесс непрерывный,

    состоящий из ряда последовательно сменяющихся стадий, качественные

    особенности которых зависят от конкретных условий и обстоятельств. Поэтому,

    прослеживая последовательное его течение, мы замечаем лишь отдельные

    сдвиги. Но если взглянуть на него как бы с некоторого удалении, то

    переход, знаменующий собой подлинное рождение личности, выступает как

    событие, изменяющее ход всего последующего психического развития.

    Существуют многие явления, которые отмечают этот переход. Прежде всего

    это перестройка сферы отношений к другим людям, к обществу. Другое -

    трансформация выражения классовых особенностей личности, а говоря шире -

    особенностей, зависящих от социально дифференциации общества.

    Процесс развития личности всегда остается глубоко индивидуальным,

    неповторимым. Он дает сильные смещения по абсциссе возраста, а иногда

    вызывает социальную деградацию личности. Главное - он протекает совершенно

    по-разному в зависимости от конкретно-исторических условий, от

    принадлежности индивида к той или иной социальной среде.

    Личность создается объективными обстоятельствами, но не иначе как через

    целокупность его деятельности, осуществляющей его отношения к миру. Ее

    особенности и образуют то, что определяет тип личности.

    Первое основание личности есть богатство связей индивида с миром.

    Другой, и притом важнейший, параметр личности есть степень

    иерархизированности деятельностей, их мотивов. Степень эта бывает очень

    разной, независимо от того, узко или широко основание личности,

    образуемое его связями с окружающим. Иерархии мотивов существуют всегда, на

    всех уровнях развития.

    Что касается общего типа строения личности, то Леонтьев говорит, что

    структура личности представляет собой относительно устойчивую

    конфигурацию главных, внутри себя иерархизированных, мотивационных линий.

    Речь идет о том, что неполно описывается как "направленность личности",

    неполно потому, что даже при наличии у человека отчетливой ведущей линии

    жизни она не может оставаться единственной.

    Внутренние соотношения главных мотивационных линий в целокупности

    деятельностей человека образуют как бы общий "психологический профиль"

    личности. Порой он складывается как уплощенный, лишенный настоящих вершин,

    тогда малое в жизни человек принимает за великое, а великого не

    видит совсем. Иная структура психологического профиля личности

    создается рядоположенностью жизненных мотивов, часто сочетающейся с

    возникновением мнимых вершин, образуемых только "знаемыми мотивами" -

    стереотипами идеалов, лишенных личностного смысла. Однако такая

    структура является преходящей.

    Итак, теоретический анализ позволяет выделить по меньшей мере

    три основных параметра личности: широту связей человека с миром, степень их

    иерархизированности и общую их структуру.

    Последний теоретический вопрос, на котором останавливается Леонтьев, это

    вопрос об осознании себя как личности. Познание себя начинается с

    выделения внешних, поверхностных свойств и является результатом

    сравнения, анализа и обобщения, выделения существенного. Но индивидуальное

    сознание не есть только знание, только система приобретенных значений,

    понятий. Ему свойственно внутреннее движение, отражающее движение самой

    реальной жизни субъекта, которую оно опосредствует. Знания, представления

    о себе накапливаются уже в раннем детстве. Другое дело - самосознание,

    осознание своего "я". Оно есть результат, продукт становления человека как

    личности. Представляя собой феноменологическое превращение форм

    действительных отношений личности,в своей непосредственности оно выступает

    как их причина и субъект.

    Таким образом, проблема самосознания личности, осознания "я" остается

    в психологии нерешенной. Но это отнюдь не мнимая проблема, напротив, это

    проблема высокого жизненного значения, венчающая психологию личности.

    Проблема человеческого "я" принадлежит к числу ускользающих

    от научно-психологического анализа. Доступ к ней закрывают многие ложные

    представления, сложившиеся в психологии на эмпирическом уровне исследования

    личности. На этом уровне личность неизбежно выступает как индивид

    усложненный, а не преобразованный обществом, т.е. обретающий в нем

    новые системные свойства. Но именно в этих своих "сверхчувственных"

    свойствах он и составляет предмет психологической науки, заключает

    Леонтьев.

    III. СРАВНЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЛИЧНОСТИ В ТЕОРИЯХ

    Достаточно сложно проанализировать две теории личности с учетом того, что

    все-таки Леонтьев и Маслоу говорят на разных языках. Но попытаться все же

    можно.

    Если пристальнее посмотреть на тексты краткого содержания теорий,

    изложенный выше, то бросается в глаза, что определения личности как

    такового у Маслоу нет. То есть нет единой формулировки “личность – это…”

    Леонтьев же много пишет о том, что такое личность, определяя ее в различных

    контекстах и давая эти определения с разных сторон. Большую роль в теории

    личности Леонтьева играет деятельность. Читая его работы, можно вывести

    следующее утверждение: человек становится личностью в процессе деятельности

    (не обязательно трудовой, просто деятельности в общем). Леонтьев также

    учитывает множество внешних факторов, влияющих на развитие и становление

    личности, Маслоу же говорит в основном о внутреннем содержании личности – о

    ее саморазвитии, потребностях и т.д.

    Общим в теориях является то, что и Маслоу, и Леонтьев много внимания

    уделяют мотивам и потребностям и их соотношениям и взаимоотношениям.

    Важным моментом является то, что Леонтьев не говорит об идеале личности,

    то есть он просто констатирует факты и собственные выводы, представления о

    личности, не выводя из вышеперечисленного некое подобие идеальной личности,

    Маслоу же называет следующие характеристики самоактуализирующихся людей:

    1. “более эффективное восприятие реальности и более комфортабельные

    отношения с ней”

    2. “принятие (себя, других, природы”

    3. “спонтанность, простота, естественность”

    4. “центрированность на задаче (в отличие от центрированности на

    себе)”

    5. “некоторая отъединенность и потребность в уединении”

    6. “автономия, независимость от культуры и среды”

    7. “постоянная свежесть оценки”

    8. “мистичность и опыт высших состояний”

    9. “чувства сопричастности, единения с другими”

    10. “более глубокие межличностные отношения”

    11. “демократическая структура характера”

    12. “различение средств и целей, добра и зла”

    13. “философское, невраждебное чувство юмора”

    14. “самоактуализирующееся творчество”

    15. “сопротивление аккультурации, трансцендирование любой частной

    культуры”

    В принципе, если судить обще, то данные утверждения являют собой некий

    перечень характеристик, которыми должна обладать самоактуализирующаяся

    личность в идеале. Леонтьев же ничего не говорит о будущем личности, к чему

    она должна стремиться и чего должна достигнуть.

    Автор не стал приводить в данной работе множество размышлений Леонтьева о

    личности как о предмете психологического исследования, но таковые

    существуют. Леонтьев много говорит о различных подходах к изучению личности

    и приводит примеры, что есть личность и ее особенности в различных областях

    психологии. Маслоу же рассматривает личность со стороны собственно личности

    и не рассуждает о том, как изучает ее, например, дифференциальная

    психология и т.д.

    Заметна тенденция обоих авторов к объединению в различные иерархии.

    Леонтьев говорит о иерархии мотивов и деятельностей, у Маслоу есть иерархия

    потребностей:

    1. физиологические потребности (пища, вода, сон)

    2. потребность в безопасности (стабильность, порядок)

    3. потребность в любви и принадлежности (семья, дружба)

    4. потребность в уважении (самоуважение, признание)

    5. потребность самоактуализации (развитие способностей)

    Данная иерархия названа пирамидой потребностей. Леонтьев же славен

    теорией деятельности.

    Маслоу рассматривает личность в контексте мотивов и потребностей,

    Леонтьев уделяет много внимания деятельности и ее роли в развитии личности.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Автор не считает себя настолько компетентным, чтобы выражать свое

    отношение к вышеприведенным и описанным теориям личности. Любая теория

    личности была создана автором не для того, чтобы быть подвергнутой критике.

    Любая теория личности имеет свое право на существование и никто не знает,

    какая из них единственно правильна, а какая близка к правде. Неясно, по

    каким законам личность развивается, быть может, прав Леонтьев, может,

    Маслоу, но вполне вероятно, что ни одна теория личности полностью не близка

    к правильному ответу.

    Можно сказать единственное – автору работы близки обе теории. Теория

    Маслоу кажется разумной и правдивой в отношении мотивов, теория Леонтьева

    вообще поражает огромным количеством потрясающих мыслей и выводов.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.