МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Способы управления и тренировки памяти

    Способы управления и тренировки памяти

    Реферат по психологии

    Тема: Способы управления и тренировки памяти

    Общее представление о памяти человека.

    Память человека можно определить как психофизиологические

    и культурные процессы, выполняющие в жизни функции запоминания,

    сохранения и воспроизведения информации. Память является жизненно

    важнейшей основополагающей способностью человека. Без памяти

    невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие. В

    этом легко убедиться, если обратить свое внимание на людей,

    страдающих серьезными расстройствами памяти. Память есть у всех

    живых организмов, но наиболее высоко развита у человека. Кроме

    генетической и механической памяти, присущей животным, человек

    обладает другими более продуктивными видами памяти, связанными с

    использованием различных мнемонических средств. Так, например, у

    человека есть такие виды памяти, как произвольная, логическая и

    опосредствованная. В целом, память человека можно представить как

    своеобразный инструмент, служащий для накопления и использования

    жизненного опыта.

    Память (воспроизведение) – это прямое продолжение

    восприятия и наравне с ним имеет основное значение в развитии

    личности. Восприятие связывает личность непосредственно с окружающей

    средой в каждый данный момент, а память восстанавливает те связи,

    какие существовали в прошлом и сохранили какое–либо значение для

    настоящего. Простейший случай воспроизведения это узнавание.

    Узнавание–это связь новых впечатлений с прошлым опытом путем

    воспроизведения ранее воспринятых впечатлений.

    В памяти существуют индивидуальные различия, которые

    выражаются в скорости, точности, прочности запоминания и готовности

    к воспроизведению. Эти различия связаны с особенностями типов высшей

    нервной деятельности, с процессами возбуждения и торможения.

    Индивидуальные особенности памяти зависят от того, насколько

    сформированы у человека рациональные способы запоминания. Различия

    памяти проявляются также в том, что у одних людей более продуктивно

    закрепляется образный материал, у других – словесный и т.д.

    Существует множество способов управления и тренировки

    памяти. Каждый человек хотел бы улучшить память, но не всякий знает

    что для этого нужно. А самое главное правило для улучшения памяти

    гласит: «Чтобы развить память ее надо развивать». Самая большая

    ошибка людей состоит как правило в том, что они хотят сначала

    улучшить память, а потом уже начать ее применять. Из этого

    соответственно ничего не выйдет, да и не может. Только все время

    тренируя, нагружая и используя память, все время запоминая,

    воспроизводя запомненное раньше и вновь запоминая, можно

    совершенствовать свою память.

    Существует так же множество правил, помогающих при

    запоминании, которые в дальнейшем помогают наиболее точно

    воспроизвести полученную когда-либо информацию. Вот некоторые из

    них:

    . Нужно получить глубокое, точное, яркое впечатление о том, что

    необходимо запомнить. Как фотоаппарат не даст снимков при тумане,

    так сознание человека не сохранит туманных впечатлений.

    Сравнительно простые события в жизни, которые производят

    особенно сильное впечатление на человека, могут запоминаться сразу

    прочно и надолго, и по истечении многих лет с момента первой и

    единственной встречи с ними могут выступать в сознании с

    отчетливостью и ясностью. Более сложные и менее интересные события

    человек может переживать десятки раз, но они в памяти надолго не

    запечатлеваются. При пристальном внимании к событию достаточно

    бывает его однократного переживания, чтобы в дальнейшем точно и в

    нужном порядке воспроизвести по памяти его основные моменты. И

    наоборот иногда человек многократно сталкиваясь с одним и тем же

    предметом в течение долгого периода не может его описать или

    например указать его цвет. Этим и объясняется то, что редкие,

    странные, необычные впечатления запоминаются лучше, чем привычные,

    часто встречающиеся.

    . То, чем человек особенно интересуется, запоминается без всякого

    труда. Особенно отчетливо эта закономерность проявляется в зрелые

    годы.

    Поэтому не случайно В.С. Щербаков теоретик и практик

    внешкольной работы с детьми в области изобразительного искусства

    считал что, первой задачей должно стать воспитание творческого

    внимания. Творческое внимание – это увлеченность объектом.

    . Сосредоточенность на изучаемом материале в сочетании с

    избирательностью позволяют человеку сконцентрировать свое

    внимание, а, следовательно, и настроить память на восприятие

    только потенциально полезной информации.

    Это дает свои результаты при подготовке к экзаменам, если

    ученик сконцентрирует свое внимание на изучаемом материале, то

    подготовка к экзамену займет менее продолжительное время, чем если

    он будет постоянно отвлекаться на посторонние вещи.

    . Для лучшего запоминания материала рекомендуется повторять его

    незадолго до отхода ко сну. В этом случае запоминаемое лучше

    отложится в памяти, поскольку не будет смешиваться с другими

    впечатлениями, которые в течение дня обычно накладываются друг на

    друга и тем самым мешают запоминанию, отвлекая наше внимание.

    Это хорошо видно на примере школьников младших классов –

    ребенок может целый день учить стихотворение, но не может потом

    рассказать. Однако если он повторит стих перед сном, то рассказать

    его не составит труда.

    . О ситуациях, оставивших в нашей памяти яркий, эмоциональный след,

    мы думаем больше, чем об эмоционально нейтральных событиях.

    Положительные эмоции, как правило, способствуют припоминанию, а

    отрицательные препятствуют.

    Если бы люди хранили в своей памяти преимущественно

    неприятное, они и ждали бы от жизни одни неприятности,

    следовательно, они были бы прирожденными пессимистами, а человек от

    природы оптимист.

    . Если в момент запоминания человек находится в приподнятом или

    подавленном настроении, то искусственное восстановление у него

    соответствующего эмоционального состояния при припоминании

    улучшает память.

    . Прежде всего необходимо получить четкое зрительное впечатление

    оно – более прочное. Однако, комплексные впечатления, то есть

    впечатления, полученные при помощи возможно большего числа

    органов чувств, позволяют запечатлеть в сознании нужный материал

    еще лучше.

    Линкольн, например, читал вслух то, что хотел запомнить,

    чтобы восприятие было одновременно и зрительным и слуховым.

    . Чем больше объем информации, тем больше потребуется повторений

    для запоминания. Объемный материал запоминается легче, если его

    разбить на части.

    . Повторение подряд заучиваемого материала менее продуктивно для

    его запоминания, чем распределение таких повторений в течение

    определенного периода времени.

    . Новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было

    выучено раньше.

    . С усилением внимания к запоминаемому материалу число повторений,

    необходимых для его выучивания наизусть, может быть уменьшено.

    . Лучше, чтобы на начало и конец заучивания приходилось

    сравнительно большее число повторений, чем на середину.

    . Один из способов запомнить факт – это ассоциировать его с каким-

    либо другим фактом.

    Для ассоциативной связи впечатлений и их последующего

    воспроизводства особо важным представляется то, являются ли они

    разрозненными или составляют логически связанное целое. Чем больше

    разнообразных ассоциаций при первом знакомстве с ним вызывает

    материал и чем больше времени уделяется мысленной разработке этих

    ассоциаций, тем лучше запоминается сам материал. Для того, чтобы

    ассоциировать один факт с другим, уже известным, необходимо обдумать

    новый факт со всех точек зрения, поставить себе такие вопросы: "Что

    это напоминает?", "На что это похоже?", "Почему это так?", "Как

    получилось, что это так?", "Когда это бывает?", "Где так бывает?",

    "Кто сказал, что это так?" и т.д.

    Эффективность запоминания иногда снижается смешением одной

    информации с другой, одних схем припоминания с другими. Чаще всего

    это возникает тогда, когда одни и те же воспоминания ассоциируются в

    памяти с разными событиями и их появление в сознании порождает

    припоминание конкурирующих событий.

    . Запоминание лучше происходит в том случае, если человек ставит

    перед собой соответствующую задачу.

    Интересный факт, что масса студентов, сдав экзамен по

    какому-либо предмету спустя пару дней, не могут ничего вспомнить из,

    казалось бы, хорошо усвоенного материала. Это можно объяснить

    следующим образом: при подготовке студенты ставят себе определенную

    задачу (сдать экзамен), а кроме того сосредотачиваются на

    относительно близкой дате сдачи экзамена, не "программируя" себя на

    будущее. Таким образом, материал попадает в промежуточную память, не

    закрепляясь в долговременной, и как только экзамен сдан

    соответствующая информация утрачивается. Итак, правильная установка

    – усвоить материал а не запомнить его для того, чтобы забыть.

    Предполагаемый срок хранения информации зависит от изучаемого

    материала (но в любом случае он значительно больше, чем время

    подготовки к экзамену).

    Наверное имеет смысл сказать о прочности запоминания. Вот

    например дети школьного возраста сохраняют в памяти заученное

    гораздо дольше чем взрослые. В таком же отношении находятся друг к

    другу старшие и младшие возрастные группы детей. Дети нуждаются в

    большем времени и большем числе повторений для заучивания всякого

    материала, но то, чем овладеют, они держат в памяти прочнее и

    дольше, и воспроизводят, когда нужно, легче и точнее. И еще один

    известный факт – старики, иногда, значительно лучше помнят то, что

    произошло с ними в молодости и могут совершенно не помнить того, что

    произошло с ними несколько дней назад. Вообще в старости механически

    запомнить что либо новое трудно. Например в зрелом возрасте сложнее

    учить иностранный языки чем в юности. К.К. Платонов описывает

    интересный случай: В больнице Нью-Йорка умирал тяжелобольной.

    Детство он провел на родине в Италии, юность – во Франции, а потом

    долго жил в Америке. И вот что интересно; в начале болезни он

    разговаривал по-английски; когда его состояние ухудшилось, он забыл

    английский язык и стал говорить по-французки. В день смерти он

    говорил только по-итальянски.

    . Любая из частей, на которые при заучивании делится весь материал,

    должна сама по себе представлять более или менее законченное

    целое. Тогда весь материал лучше организуется в памяти, легче

    запоминается и воспроизводится. Именно поэтому, заучивая стихи,

    слова песни, не надо зубрить каждую строчку отдельно.

    Это законченное целое может представлять собой группу слов

    или понятий сформированных по первой букве названия.

    . Наличие заранее продуманных и четко сформулированных вопросов к

    изучаемому материалу, ответы на которые могут быть найдены в

    процессе его освоения, способствуют лучшему запоминанию.

    . То, что мы можем выразить словами, обычно запоминается легче и

    лучше, чем то, что может быть воспринято только на слух. Если,

    кроме того, слова являются результатом осмысления воспринятого

    материала, т.е. слово содержит в себе связанную с предметом

    внимания существенную мысль, то такое запоминание является

    наиболее продуктивным.

    Человек может запомнить фразу, создав для себя смысловой

    образ. Например такая фраза как: «Третьего дня тут приземлился

    аэроплан». Может быть сказана как: «Позавчера здесь приземлился

    самолет». Материал, усвоенный таким образом, запомнен не только

    смысловым, но и логическим запоминанием. Его этапы схематически

    показаны на рисунке

    . Материал в процессе запоминания должен непрерывно

    систематизироваться. Здесь особое значение приобретает

    способность находить в вещах сходство и различие. Для

    систематизации материала бывает полезно придать ему древовидную

    структуру.

    «Память есть кладовая ума, но в этой кладовой много

    перегородок, и поэтому надобно скорее все укладывать, куда следует»,–

    рекомендовал Суворов. Наполеон говорил, что все дела и знания уложены

    у него в голове, как в ящиках комода, и ему достаточно открыть

    определенный ящик, чтобы извлечь нужные сведения.

    . Моторную память рекомендуется тренировать иногда совсем

    отвлеченными способами. Метод ЦИТа был (Центрального института

    труда) построен именно на моторной памяти.

    Этот метод в 20-е – 30-е гг. нашел свое применение в

    подготовке различных специалистов. Подготовка слесаря (рубщика

    зубилом) осуществлялась так: в правую руку ему давалась палка и

    предлагалось делать кистевые движения вверх и вниз. Таким образом

    развивалась способность к свободным кистевым движениям, важным при

    работе молотком.

    Моторная память так же имеет место, когда мы что-нибудь

    открываем и не можем определить в какую сторону надо крутить. Однако,

    если представить в какую сторону мы открываем бутылку с Кока-Колой, то

    такая задача не составит труда.

    Есть так же множество факторов, которые влияют на память.

    Это правильный режим дня и работы (учебы); умение систематически

    вести свои записные книжки. Записная книжка – ведь второй мозг

    культурного человека. Надо помнить: все, что улучшает здоровье и

    самочувствие, повышает и продуктивность памяти.

    Список литературы:

    > Басов М.Я. «Общие основы педологии» 1928 г.

    > Карнеги Д. «Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на

    людей, выступая публично» 1989 г.

    > Немов Р.С. Психология. Кн. 1. «Общие основы психологии» 1997 г.

    > Петров Е.А. «Метод обучения ЦИТ» 1932 г.

    > Платонов К.К. «Занимательная психология» 1962 г.

    > «Общая психология» Петровский А.В.; Брушлинский А.В.; Зинченко

    В.П. и др. 1986 г.

    > Щербаков В.С «Изобразительное искусство. Обучение и творчество

    -----------------------

    Понимание смысла запомненного

    Анализ материала

    Выявление наиболее существенных мыслей

    Обобщение

    Запоминание обобщенного материала


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.