МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Специфические особенности реального общения у подростков

    позицию.

    Успехи в среде сверстников в отрочестве ценятся больше всего. В

    подростковых объединениях в зависимости от общего уровня развития и

    воспитания стихийно формируются свои кодексы чести. Хотя, в целом нормы и

    правила заимствуются из отношений с взрослыми. Однако здесь пристально

    контролируется то, как каждый отстаивает свою честь, как осуществляются

    отношения с точки зрения равенства и свободы каждого. Здесь высоко

    ценятся верность, честность и караются предательство, измена, нарушение

    данного слова, жадность, эгоизм и многое другое.

    Нормативность в подростковых группах формируется стихийно, контроль за

    ней, осуществляется в максималистских формах. Если подросток предал или

    подвел, а тем более бросил, он может быть избит, а также ему могут

    объявить бойкот и оставить в одиночестве. Подростки жестоко оценивают

    сверстников, которые в своём развитии ещё не достигли уровня

    самоуважения, не имеют собственного мнения, не умеют отстаивать свои

    интересы.

    Перечисленные отроческие ориентации в общении, конечно же, в целом

    совпадают с ориентациями взрослых. Однако оценка поступков сверстников

    идет более максималистично и эмоционально, чем у взрослых.

    При всей ориентации на утверждение себя среди сверстников подростки

    отличаются крайним конформизмом в подростковой группе. Один зависит от

    всех, стремится к сверстникам и подчас готов выполнить то, на что его

    подталкивает группа. Группа создает чувство «мы», которое поддерживает

    подростка и укрепляет его внутренние позиции. Очень часто подростки для

    усиления этого «мы» прибегают к автономной групповой речи, к автономным

    невербальным знакам. В этом возрасте подростки начинают носить одного

    стиля и вида одежду, чтобы подчеркнуть свою причастность друг к другу.

    В неформальных подростковых объединениях формируется или заимствуется

    из старших по возрасту группировок своеобразный сленг – слова или

    выражения, употребляемые определенными возрастными группами, социальными

    прослойками. Сленг придает эффект усиления чувства «мы» тем, что

    сокращает дистанцию между общающимися через идентификацию всех членов

    группы общими знаками общения. Речь подростков может быть полностью

    сленговой, но и также может иметь в обороте 5-7сленговых слов.

    Главное, что эти слова присутствуют в группе, являются её достоянием, они

    преступают нормы обыденной этики, освобождают от нормативной пристойности

    и дают ощущение раскрепощения в диалоге. Подростки пользуются сленгом в

    классе, в спортивных группах, во дворах домов, а также в диффузных

    неформальных объединениях.

    Помимо автономной сленговой речи, которая объединяет подростков в группы,

    необходимо выделить также площадные позы и жесты – агрессивные, снимающие

    дистанцию, подчас откровенно циничные. Подростковое невербальное общение

    может вызывать протест смотрящих на это взрослых, но сами подростки

    подчас с готовностью проходят через эту возрастную инициацию вольными

    позами и жестами. При этом они не вникают в глубинные смыслы своих

    выразительных действий.

    Но многое в вербальных и невербальных формах общения определяет

    культурная среда, в которой живёт подросток, и его внутренняя позиция по

    отношению к сленгу и ненормативным жестам вообще. Есть категория

    подростков, которая весьма чутко относится к родному слову и стремится к

    очищению и развитию собственной речи. Им претит пошлость, подчиняющая

    себе общение со сверстниками через сленг и невербальные, агрессивные

    формы коммуникации. Чувствительность к пошлости одних подростков и

    нечувствительность других ставят их в отношения конфронтации или

    безмолвного отчуждения друг от друга. Начинается и в этой сфере

    разделение на своих, и на чужих. Диапазон подростковой ориентации в

    общении велик и многообразен как окружающая среда. Однако на эти

    ориентации оказывает сильное воздействие потребность в сверстнике, в

    чувстве «мы», страх перед возможным одиночеством. Самое трудное в

    отрочестве – чувство одиночества, ненужности своим сверстникам. Подросток

    начинает комплексовать, испытывать чувство растерянности и тревоги.

    Совсем другое, когда отношения со сверстниками строятся благополучно,

    подросток удовлетворен этим и может чувствовать себя счастливым.

    Специалист в области семейной психотерапии Вирджиния Сатир (1992)

    выделяет четыре важнейшие составляющие взаимодействия между членами семьи

    при общении:

    Во – первых, это чувства и мысли человека по отношению к самому себе,

    или самооценка.

    Во – вторых, это способы, с помощью которых люди передают друг другу

    различную информацию, делятся переживаниями и соображениями, или способы

    коммуникации.

    В – третьих, это совокупность правил, которых придерживаются и которым

    следуют люди в своей жизни, или семейная система.

    В – четвертых, это методы, с помощью которых семья осуществляет свои

    связи с другими социальными институтами, или социальные связи.

    При всем разнообразии проблем семья, испытывающая боль ( в терминах

    В.Сатир), всегда характеризуется:

    - низкой самооценкой;

    - ненаправленными, спутанными, неясными, в значительной степени

    нереалистичными и нечестными коммуникациями;

    - ригидными, инертными, стереотипными, негуманными, не направленными на

    помощь другим и чрезмерно ограничивающими жизнь правилами поведения;

    - социальными связями, либо обеспечивающими покой в семье, либо

    наполненными страхом и угрозой.

    Для зрелых семей характерны высокая самооценка, непосредственные, прямые,

    четкие и честные коммуникации; правила в этих семьях подвижны, гуманны,

    ориентированы на приятие. Члены этих семей способны к изменениям;

    социальные связи открыты и полны позитивных установок и надежд.

    Таким образом, с учетом, как обыденных представлений, так и суждений

    специалистов к общению можно отнести: - психические процессы и состояния,

    обеспечивающие трансакцию (межличностное восприятие, потребности и

    мотивации, эмоции и чувства, самооценки, психологические защиты и т.д.);

    - коммуникативные практики, опосредующие взаимодействие между людьми

    (речь, невербальные сообщения);

    - нормы и правила, делающие возможной совместную деятельность, часто

    неосознаваемые, вырабатываемые в рамках определенной социокультурной

    группы.

    То есть реальный процесс общения представляет собой функциональное

    единство всех перечисленных элементов. [12]

    Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики,

    её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Недостаток

    общения может привести к задержкам умственного и физического развития,

    заболеваниям. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря

    широким возможностям, к научению, человек приобретает все свои высшие

    познавательные, способности и качества. Через активное общение с

    развитыми личностями подростки сами превращаются в личности. Общаясь,

    личность:

    1) усваивает опыт человечества;

    2) параллельно идет процесс накопления собственного опыта, который вместе

    с разумом, чувствами, эмоциями, навыками будет влиять на поведение;

    3) общаясь с людьми можно открыть различные стороны своей личности;

    4) общение со сверстниками очень важный специфический канал информации,

    по нему подростки и юноши узнают многие необходимые вещи, которые по

    тем, или иным причинам им не сообщают взрослые;

    5) это специфический вид деятельности и межличностных отношений, где

    вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, умение

    подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои

    права, соотносить личные интересы, с общественными. Соревновательность

    групповых взаимоотношений, особенно, сильная у мальчиков, служит

    ценной жизненной школой;

    6) это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой

    принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только

    облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему

    чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости,

    сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, товарищей, имеет для

    самоуважения подростка решающее значение. Рост влияния сверстников

    проявляется, прежде всего, в том, что они большую часть времени

    проводят с ровесниками. Нормы и критерии, принятые в кругу

    сверстников, становятся в некоторых отношениях психологически более

    значимыми, чем те, которые существуют у старших.

    В постоянном общении в коллективе человек приобщается к идейным,

    моральным, эстетическим и другим духовным ценностям и создает духовные и

    материальные ценности сам.

    Если бы с рождения человек был бы лишен возможности, общаться с людьми,

    то он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым

    гражданином, был бы до конца жизни обречен, оставаться полуживотным,

    лишь внешне, анатомо – физиологически напоминающим человека. Об этом

    свидетельствуют многочисленные факты, описанные в литературе и

    показывающие, что, будучи лишенным общения с себе подобными, человеческий

    индивид, даже если он как организм, вполне сохранен, тем не менее

    остается биологическим существом в своем психическом развитии. В качестве

    примера можно привести состояния людей, которых время от времени находят

    среди зверей и которые длительный период особенно в детстве жили в

    изоляции от цивилизованных людей ( то есть так называемые «маугли»), или,

    уже будучи взрослыми, в результате несчастного случая оказались в

    одиночестве, надолго изолированными от себе подобным.

    Большое значение для психического развития ребенка имеет его общение со

    взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои человеческие,

    психические и поведенческие качества он приобретает почти исключительно

    через общение, так как вплоть до начала обучения в школе, а ещё более

    определенно – до наступления подросткового возраста, он лишен способности

    к самообразованию и самовоспитанию.

    Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид

    социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря

    которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития

    информацию.

    В общении сначала через прямое подражание – викарное научение, а затем

    через словесные инструкции – вербальное научение приобретается основной,

    жизненный опыт ребенка. Люди, с которыми он общается, являются для

    ребенка носителями этого опыта, и никаким другим путем, кроме общения с

    ними, этот опыт не может быть приобретен. Интенсивность общения,

    разнообразие его содержания, целей и средств являются важнейшими

    факторами, определяющими собственное развитие детей. И поэтому, для

    приобретения социально – психологического опыта ребенок нуждается в

    постоянном расширении круга общения. Что и происходит в подростковом

    возрасте. Подросток стремится к общению со сверстниками, так как в этот

    период общение приобретает особую ценность в связи с возрастающим

    интересом друг к другу, потребностью сравнить себя со сверстниками и

    обрести дружбу. Различные виды общения служат развитию различных сторон

    психологии и поведения человека. Так, деловое общение формирует и

    развивает его способности, служит средством приобретения знаний и

    навыков. В нем же человек совершенствует умение взаимодействовать с

    людьми, развивая у себя необходимые для этого деловые и организаторские

    качества.

    Личностное общение формирует человека как личность, дает ему возможность

    приобрести определенные черты характера, интересы, привычки, склонности,

    усвоить нормы, формы нравственного поведения, определить цели жизни и

    выбрать средства их реализации.

    Разнообразное по содержанию, целям и средствам общение так же выполняет

    специфическую функцию в психическом развитии индивида. Например,

    материальное общение позволяет человеку получать необходимые для

    нормальной жизни предметы материальной и духовной культуры, которые

    выступают в качестве условия индивидуального развития. Когнитивное

    общение непосредственно выступает как фактор интеллектуального развития,

    так как общающиеся индивиды обмениваются и, следовательно, взаимно

    обогащаются знаниями.

    Кондиционное общение создает состояние готовности к научению, формулирует

    установки, необходимые для оптимизации других видов общения. Тем самым

    оно косвенно способствует индивидуальному интеллектуальному и личностному

    развитию человека. Мотивационное общение служит источником дополнительной

    энергии для человека, своеобразной его подзарядкой. Приобретая в

    результате такого общения новые интересы, мотивы и цели деятельности,

    человек увеличивает свой психоэнергетический потенциал, развивающий его

    самого. Деятельностное общение, которое мы определили как межличностный

    обмен действиями, операциями, умениями и навыками, имеет для индивида

    прямой развивающий эффект, так как совершенствует и обогащает его

    собственную деятельность.

    Биологическое общение служит самосохранению организма в качестве

    важнейшего условия поддержания и развития его жизненных функций.

    Социальное общение обслуживает общественные потребности людей и является

    фактором, способствующим развитию форм общественной жизни: коллективов,

    групп, организаций, человеческого мира в целом.

    Непосредственное общение необходимо человеку для того, чтобы обучаться и

    воспитываться в результате широкого использования на практике данных ему

    с рождения, самых простых и эффективных средств и способов научения:

    - условнорефлекторного;

    - викарного;

    - вербального.

    Опосредованное общение помогает усвоению средств общения и

    совершенствованию на базе их способности к самообразованию и

    самовоспитанию человека, а также к сознательному управлению самим

    общением.

    Благодаря невербальному общению человек получает возможность

    психологически развиваться ещё до того, как он усвоил и научился

    пользоваться речью, около 2-3 лет. Кроме того, само по себе невербальное

    общение способствует развитию и самосовершенствованию коммуникативных

    возможностей человека, вследствии чего он становится более способным к

    межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности

    для развития. Что же касается вербального общения и его роли в

    психическом развитии индивида, то её трудно переоценить. Оно связано с

    усвоением речи, а она, как известно, лежит в основе всего развития

    человека, как личностного, так и собственно интеллектуального. Таким

    образом, можно сказать, что в процессе общения личность возникает,

    развивается и самоутверждается. В процессах общения ребенка со

    сверстниками вырабатываются коммуникативные умения и навыки, формируются

    знания об окружающих и о собственном «Я» путем сравнения себя со

    сверстниками, а затем и со взрослыми. Став активной зрелой личностью,

    человек через общение влияет на других не только налаживанием контактов с

    различными людьми и передачей им информации, но и передачей себя, своей

    личности.

    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение: Учеб. пособие. –

    Мн.: ООО «Новое знание», 2000.- 328с.; ил

    2. Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению, или как

    определить организаторские и коммуникативные качества личности: М.:

    Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.- 176с.

    3. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды. – М.: Педагогика,

    1983. 272 с.

    4. Популярная психология для родителей / Под ред. А.А.Бодалева. – М.:

    Педагогика, 1989, 256с.

    5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т.4 Детская психология /

    Под ред. Д.Б.Эльконина.- М.: Педагогика, 1984, 432с.

    6. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов

    пед. Ин-тов / Под ред. М.В.Гамезо – М.: Просвещение, 1984, 256с.

    7. Социальная психология и этика делового общения: Учеб. пособие для

    вузов / В.Ю.Дорошенко, Л.И.Зотова, Н.А.Нартов и др.; Под общей ред.

    Проф. В.Н. Лавриненко.- М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995.-160 с.

    8. Особенности обучения и психического развития школьников в 13-17 лет

    /Под ред. И.В.Дубровиной, Б.С.Круглова. - М.: Педагогика, 1988, 192с.

    9. Егидес А.П. Лабиринты общения. Издание 2-е, сереотипное – М.:

    Информационно – издательский Дом «Филинъ». Рилант, 2001.-392с.

    10. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. – М. :

    Просвещение, 1989, 255с.

    11. Жинот Х. Родители и подросток. Серия «Магическая формула». Ростов н/Д.

    «Феникс», 1997 – 224с.

    12. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение.

    Учебник для вузов.- Спб.: Питер, 2001.-544с.

    13. Курбатов В.И. Искусство управлять общением. – Ростов н/Д : Изд-во

    «Феникс», 1997- 352с.

    14. Личность в деятельности и общении. / Редакторы : В.А.Лабунская, А.К.

    Белоусова и др. Ростов н/Д : Изд-во «Гефест», 1997. 264с.

    15. Леонтьев А.А. Психология общения – 2-е изд., испр. и доп. – М: Смысл,

    1997.-365с.- (Сер. «Психология для студента», вып. 4).

    16. Проблема общения в психологии. Ред. Б.Ф.Ломов . – М. : «Наука», 1981.

    280с.

    17. Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс. – Ростов н/Д: кн. Изд-

    во 1991, 224с.

    18. Майерс Д. Социальная психология / Перев. С англ.- СПб.: Питер. Ком.,

    1998.-688с.: ил.

    19. Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. – М.:

    «Академия», 1997, 432с.

    20. Панкратов В.Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация: Практическое

    руководство. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2000.- 208с. /

    Серия: Психология успеха и эффективного управления.

    21. Парыгин Б.Д. Анатомия общения: Учебное пособие – СПб.: изд-во

    Михайлова В.А., 1999, 301с.

    22. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г.

    Ярошевского. – 2-е изд.- Ростов н/Д: «Феникс», 1999, 512с.

    23. Социальная психология : Учеб. пособие для студентов пед. Ин-тов / Под

    ред. А.В.Петровского – М.: Просвещение, 1987, 224с.

    24. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления

    личности. - М.: Мир, 1994, 320с.

    25. Психотехника общения: Учебное пособие по курсу «Психология и

    психотехника общения / Л.Д.Столяренко, С.И. Самыгин – Ростов н/Д : изд-

    во «Пегас» 1996 –59с.

    Заключение

    Проведя анализ литературы по проблеме: «Специфические особенности

    реального общения у подростков», можно сделать следующие выводы. Во-

    первых: общение – это процесс взаимодействия между людьми, в ходе

    которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения.

    Общение предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями и попытками

    взаимного влияния. В процессе общения вырабатываются коммуникативные

    навыки и умения.

    Функции общения многообразны: оно является решающим условием станов-

    ления каждого человека как личности, осуществления личностных целей и

    удовлетворения важнейших потребностей; оно составляет внутренний механизм

    совместной деятельности людей и является важнейшим источником для

    человека. В процессе межличностного общения люди сознательно или

    неосознанно влияют на психическое состояние, чувства, мысли и поступки

    друг друга.

    Во-вторых: если говорить об общении подростка со сверстниками, то следует

    обратить внимание на то, что благодаря общению личность формируется и

    самоутверждается. Так как именно общение помогает ему сравнивать себя со

    сверстниками и вырабатывать самооценку. Вне общения и без него невозможно

    найти свое место в кругу сверстников и взрослых. В общении и посредством

    его усваиваются нормы социального поведения, нормы морали,

    устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. И если

    подросток не находит в школе удовлетворяющего его общения, он

    психологически «покидает» ее, и настоящая его жизнь, его интересы

    оказываются за ее стенами. В центре психологической жизни подростка

    оказывается общение, а учебная деятельность отступает на второй план.

    Таким образом, становится понятной смена типов ведущей деятельности в

    отрочестве. Если в младшем школьном возрасте это учебная деятельность, то

    в подростковом – общение. К центральному психологическому новообразованию

    этого возраста относят самосознание личности, становление которого

    возможно только посредством и благодаря общению. Став активной зрелой

    личностью, человек через общение влияет на других не только налаживанием

    контактов с различными людьми и передачей им информации, но и передачей

    себя, своей личности.

    В-третьих: выдвинутая нами гипотеза, насчет того, что реальное общение

    подростков со сверстниками имеет качественное отличие от других видов

    общения подростков, нашла свое подтверждение в ходе теоретического

    анализа литературы.

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    Введение.

    Стр.4-6

    Глава 1. Психологические характеристики общения: сущность, структура,

    форма, виды общения

    Стр.7-15

    Глава 2. Психологическая характеристика подросткового возраст Стр.15

    2.1. Новообразования подросткового возраста

    Стр.18-22

    Глава 3. Общение со сверстниками и с родителями и его роль в психическом

    и личностном развитии подростка

    Стр.22-30

    Заключение

    Стр.31-32

    Библиографический список использованной литературы

    Стр.33-34

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.