МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Сознание

    Сознание

    [pic]

    Курсовая работа по дисциплине Военная Педагогика и Психология (ВпиП)

    Тема: «Сущность сознания его формирование и развитие»

    Санкт-Петербург

    2001

    Оглавление.

    1. Введение. 3

    2.Отражение как всеобщее свойство материи. 3

    2.1. Отражение и информация. 3

    2.2. Формы отражения. Определение сознания. 5

    3. Происхождение сознания. 7

    3.1. Роль труда в формировании сознания. 7

    3.2. Роль языка и общения в формировании и развитии сознания. 8

    4. Структура сознания. 10

    5. Сознание - свойство высокоорганизованной материи. 11

    5.1 Сознание и мозг. 11

    5.2. Материальное и идеальное. Образ и предмет. 13

    5.3. Активность сознания. 14

    6. Общественное сознание и его преобразовательная сила. 15

    7.Заключение. 17

    1. Введение.

    Человек владеет прекрасным даром - разумом с его пытливым полетом как

    в отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, наконец,

    воплощением самых дерзновенных замыслов. Уже с глубокой древности мыслители

    напряженно искали разгадку тайны феномена сознания. Наука, философия,

    литература, искусство, техника - словом, все достижения человечества

    объединили свои усилия, чтобы раскрыть сокровенные тайны нашей духовной

    жизни.

    В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности

    сознания и возможностей его познания. Богословы рассматривают сознание как

    крохотную искру величественного пламени божественного разума. Идеалисты

    отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи. Единственно

    достоверной реальностью признают сознание сторонники объективного

    идеализма.

    Если идеализм вырывает пропасть между разумом и миром, то материализм

    ищет общность, единство между явлениями сознания и объективным миром,

    выводя духовное из материального. Материалистическая философия и психология

    исходят в решении этой проблемы из двух кардинальных принципов: из

    признания сознания функцией мозга и отражением внешнего мира.

    2.Отражение как всеобщее свойство материи.

    2.1. Отражение и информация.

    Сознание современного человека есть продукт всей всемирной истории,

    итог многовекового развития практической и познавательной деятельности

    бесчисленных поколений людей. И для того, чтобы понять его сущность,

    необходимо выяснить вопрос о том, как оно зародилось. Сознание имеет свою

    не только социальную историю, но и естественную предисторию - развитие

    биологических предпосылок в виде эволюции психики животных. Двадцать

    миллионов лет создавались условия для возникновения разумного человека. Без

    этой эволюции появление человеческого сознания было бы просто чудом. Но не

    меньшим чудом было бы и появление психики у живых организмов без наличия

    свойства отражения у всей материи.

    Отражение есть всеобщее свойство материи, заключающееся в

    воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта.

    Способность к отражению, а также характер ее проявления зависят от уровня

    организации материи. Особым и неотъемлемым свойством отражения у живого

    организма являются раздражимость и чувствительность как специфическое

    свойство отражения, взаимодействий внешней и внутренней среды в виде

    возбуждения и ответной избирательной реакции.

    Отражение во всем многообразии его форм, начиная от простейших

    механических следов и кончая человеческим разумом, происходит в процессе

    взаимодействия различных систем материального мира. Это взаимодействие

    имеет своим результатом взаимоотражение, которое в простейших случаях

    выступает в виде механической деформации, в общем же случае - как внешняя

    реакция или как взаимная передача энергии и информации. Отражение в общем

    случае представляет собой процесс, результатом которого является

    информационное воспроизведение свойств отражаемого предмета. Любое

    отражение включает информационный процесс.

    Информация есть объективная сторона процессов природы и как таковая

    всеобща, что предполагает ее специфику в различных сферах реального мира -

    в неорганической природе, живых системах и социальных процессах.

    Все в мире находится в непосредственном или удаляющемся в

    бесконечность опосредованном взаимодействии всего со всем - все несет

    информацию обо всем. Это предполагает универсальное информационное поле

    мироздания, которое является всеобщей формой связи формой универсального

    взаимодействия и тем самым единства мира: ведь все в мире “помнит” обо

    всем! Это вытекает из принципа отражения как всеобщего свойства материи.

    2.2. Формы отражения. Определение сознания.

    Выше было сказано, что отражение есть свойство материальных систем в

    процессе взаимодействия воспроизводить особенности других систем. Можно

    сказать, что отражение есть результат взаимодействия объектов. С простейшей

    формой отражения мы встречаемся в неорганическом мире. Например, проводник

    нагревается и удлиняется, если он включен в электрическую цепь, окисляются

    металлы, находящиеся на воздухе, остается след на снегу, если прошел

    человек и т.п. Это пассивное отражение. Оно осуществляется в форме

    механических и физико-химических изменений.

    По мере усложнения организации материи и появления жизни на Земле у

    простейших организмов, а также растений сформировалась способность

    “отвечать” на воздействие внешней среды. Эта форма отражения называется

    раздражимостью. Раздражимость характеризуется определенной избирательностью

    - простейший организм, растение, животное приспосабливается к окружающей

    среде.

    Прошли многие миллионы лет, прежде чем появилась способность ощущения,

    с помощью которого уже более высоко организованное живое существо на основе

    сформировавшихся органов чувств (слуха, зрения, осязания и др.) приобрело

    способность отражать отдельные свойства объектов - цвет, форму,

    температуру, мягкость, влажность и т.п. Это стало возможным потому, что у

    животных появился специальный аппарат (нервная система), который позволяет

    активизировать их отношения с окружающей средой.

    Высшей формой отражения на уровне животного царства является

    восприятие, которое позволяет охватить объект в его целостности и полноте.

    Психика (как результат взаимодействия мозга с внешним миром) и психическая

    деятельность позволили животным не только приспосабливаться к окружающей

    среде, но и в определенной мере проявлять внутреннюю активность по

    отношению к ней и даже изменять среду. Как показали исследования, в основе

    психической деятельности лежат безусловные и условные рефлексы головного

    мозга. Цепь безусловных рефлексов является биологической предпосылкой

    формирования инстинктов. Наличие у животных ощущений, восприятия,

    “впечатлений”, “переживаний”, наличие элементарного (конкретного,

    “предметного”) мышления есть основа возникновения человеческого сознания.

    Сознание - высшая форма отражения действительного мира; свойственная

    только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном

    и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном

    построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании

    и самоконтролировании поведения человека. “Ядром” сознания, способом его

    существования является знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а

    не окружающему миру. Поэтому сознание можно охарактеризовать как

    субъективный образ объективного мира.

    Сознанию человека присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ,

    самоконтроль. А они формируются лишь тогда, когда человек выделяет себя из

    окружающей среды. Самосознание - важнейшее отличие психики человека от

    психики самых развитых представителей животного мира.

    Следует заметить, что отражение в неживой природе соответствует первым

    трем формам движения материи (механической, физической, химической),

    отражение в живой природе - биологической форме, а сознание - социальной

    форме движения материи.

    3. Происхождение сознания.

    3.1. Роль труда в формировании сознания.

    Процесс становления человека был процессом разложения

    инстинктивной основы психики животных и формирования механизмов

    сознательной деятельности. Сознание могло возникнуть лишь как функция

    высокоорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда и

    речи. Зачатки труда характерны для австралопитеков, труд же стал

    отличительным признаком их преемников - питекантропов и синантропов -

    первых людей на земле, положивших начало изготовлению орудий и покорению

    огня. Неандертальский человек значительно продвинулся вперед в изготовлении

    и использовании орудий, увеличил их ассортимент и вовлек в производство

    новый прикладной материал (научился изготавливать каменные ножи, костяные

    иглы, строил жилища и пр.). Наконец, человек современного типа - человек

    разумный, поднял уровень техники на еще большую высоту.

    Решающая роль трудовых операций в формировании человека и его сознания

    состоит в том, что мозг как орган сознания развивался одновременно с

    развитием руки как органа труда. Именно рука как “воспринимающий”

    (непосредственно соприкасающийся с предметами) орган давала поучительные

    уроки другим органам чувств, например глазу. Активно действующая рука учила

    голову думать, прежде чем сама стала орудием исполнения воли головы. В

    процессе развития трудовой деятельности уточнялись и обогащались

    осязательные ощущения. Логика практических действий фиксировалась в голове

    и превращалась в логику мышления: человек учился думать. И прежде чем

    приступить к делу, он уже мог мысленно представить и его результат, и

    способ осуществления, и средства достижения этого результата.

    Ключ к решению вопроса, который представляет собой происхождение

    человека и его сознания заключается в одном слове - труд. Как говорится,

    обивая клинок своего каменного топора, человек в то же время оттачивал

    лезвие своих умственных способностей.

    Вместе с возникновением труда формировался человек и человеческое

    общество. Коллективный труд предполагает сотрудничество людей и тем самым

    хотя бы элементарное разделение трудовых действий между его участниками.

    Разделение трудовых усилий возможно лишь в том случае, если участники как-

    то осмысливают связь своих действий. Формирование сознания человека связано

    с возникновением общественных отношений, которые требовали подчинения

    жизни индивида социально-фиксированной системе потребностей, обязанностей,

    исторически сложившихся обычаев и нравов.

    3.2. Роль языка и общения в формировании и развитии сознания.

    Язык также древен, как и сознание. У животных нет сознания в

    человеческом смысле слова. Нет у них и языка, равного человеческому. Многие

    животные обладают голосовыми органами, мимико - жестикулярными методами

    сигнализации, однако все эти средства имеют принципиальное отличие от

    человеческой речи: они служат выражением субъективного состояния,

    вызываемого голодом, жаждой, страхом и т.д., либо простым указанием, либо

    призывом к совместным действиям или предупреждением об опасности и т.п.

    Содержанием общения животных всегда является наличная в данный момент

    ситуация. Человеческая же речь оторвалась от своей ситуативности, и это

    была “революция”, породившая человеческое сознание и сделавшая содержанием

    речи идеальное, опосредованно воспроизводящее объективную реальность.

    Мимико - жестикулярные и звуковые средства взаимного общения прежде

    всего высших животных и послужили биологической предпосылкой формирования

    человеческой речи. Развитие труда способствовало тесному сплочению членов

    общества. У людей появилась необходимость что-то сказать друг другу.

    Физиологический механизм образования речи - условно-рефлекторный :

    произносимые в той или иной ситуации звуки, сопровождаемые жестами,

    сочетались в мозгу с соответствующими предметами и действиями, а затем с

    идеальными явлениями сознания. Звук из выражения эмоций превратился в

    средство обозначения образов предметов, их свойств и отношений.

    Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служить средством

    общения и орудием мышления. Сознание и язык образуют единство: в своем

    существовании они предполагают друг друга. Язык есть непосредственная

    действительность мысли, сознания. Он участвует в процессе мыслительной

    деятельности как ее чувственная основа или орудие. Сознание не только

    выявляется, но и формируется с помощью языка. Связь между сознанием и

    языком не механическая, а органическая. Их нельзя отделить друг от друга не

    разрушая того и другого.

    Посредством языка происходит переход от восприятия и представлений к

    понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. В речи человек

    фиксирует свои мысли, чувства и благодаря этому имеет возможность

    подвергать их анализу как вне его лежащий идеальный объект. Выражая свои

    мысли и чувства человек отчетливее уясняет их сам. Он понимает себя только

    испытав на других понятность своих слов. Язык и сознание едины. В этом

    единстве определяющей стороной является сознание, мышление: будучи

    отражением действительности, оно “лепит” формы и диктует законы своего

    языкового бытия. Через сознание язык в конечном счете выражает структуру

    бытия. Но единство - это не тождество. Обе стороны этого единства

    отличаются друг от друга: сознание отражает действительность, а язык

    обозначает ее и выражает в мысли. Речь - это не мышление, иначе величайшие

    болтуны должны были бы быть величайшими мыслителями.

    Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на

    сознание: его исторически сложившиеся нормы, специфичные у каждого народа,

    в одном и том же объекте оттеняют различные признаки. Однако зависимость

    мышления от языка не является абсолютной.

    Состояние проблемы соотношения мышления и языка еще далеко до

    завершения, оно содержит еще множество интересных аспектов для

    исследования.

    4. Структура сознания.

    Понятие “сознание” не однозначно. В широком смысле слова под ним имеют

    в виду психическое отражение действительности, независимо от того, на каком

    уровне оно осуществляется - биологическом или социальном, чувственном или

    рациональном. Когда имеют в виду сознание в этом широком смысле, то тем

    самым подчеркивают его отношение к материи без выявления специфики его

    структурной организации.

    В более узком и специальном значении под сознанием имеют в виду не

    просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму

    отражения действительности. Сознание здесь структурно организовано,

    представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов,

    находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания

    наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты, как осознание

    вещей, а также переживание. Способ, каким существует сознание, это -

    знание. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми

    знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Познание, осознание вещей

    имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности

    понимания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют

    ядро сознания. Однако они не исчерпывают всей его структурной полноты: оно

    включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно

    благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в

    фокусе сознания.

    Воздействующие на нас предметы, события вызывают в нас не только

    познавательные образы, мысли, идеи, но и эмоциональные “бури”, заставляющие

    нас трепетать, волноваться, бояться, плакать, восхищаться, любит и

    ненавидеть. Познание и творчество - это не холодно-рассудочное, а страстное

    искание истины.

    Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может

    человеческого искания истины. Богатейшая сфера эмоциональной жизни

    человеческой личности включает в себя собственно чувства, представляющие

    собой отношение к внешним воздействиям (удовольствие, радость, горе и др.),

    настроение или эмоциональное самочувствие (веселое, подавленное и т.д.) и

    аффекты (ярость, ужас, отчаяние и т. п.).

    Чувства, эмоции суть компоненты человеческого сознания. Процесс

    познавания затрагивает все стороны внутреннего мира человека - потребности,

    интересы, чувства, волю. Истинное познание человеком мира содержит в себе

    как образное выражение, так и чувства.

    Познание не ограничивается познавательными процессами, направленными

    на объект. Наши намерения претворяются в дело благодаря усилиям воли.

    Однако сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их

    гармоничное объединение, их интегральное сложноструктурированное целое.

    5. Сознание - свойство высокоорганизованной материи.

    5.1 Сознание и мозг.

    Человеческий мозг - поразительно сложное образование, тончайший

    нервный аппарат. Это самостоятельная система и вместе с тем подсистема,

    включенная в состав целостного организма и функционирующая в единстве с

    ним, регулирующая его внутренние процессы и взаимоотношения с внешним

    миром. Какие же факты неопровержимо доказывают, что именно мозг есть орган

    сознания, а сознание - функция человеческого мозга?

    Прежде всего тот факт, что от уровня сложности организации мозга

    зависит и уровень сознания. Мозг первобытного, стадного человека был слабо

    развит и мог служить органом лишь примитивного сознания. Мозг современного

    человека, сформировавшийся в результате длительной биосоциальной эволюции,

    представляет собой сложноорганизованный орган. Зависимость уровня сознания

    от степени организации мозга подтверждается еще и тем, что сознание ребенка

    формируется, как известно, в связи с развитием его мозга.

    Нормальная психика невозможна вне нормально функционирующего мозга.

    Как только нарушается и тем более разрушается утонченная структура

    организации материи мозга, разрушаются и структуры сознания. Когда

    повреждаются лобные доли, больные не могут продуцировать и осуществлять

    сложные программы поведения. При поражении затылочно-теменных отделов коры

    левого полушария нарушаются ориентировка в пространстве, оперирование

    геометрическими отношениями и т.д. Известно, как деформируется духовный мир

    личности, а нередко происходит ее полная деградация, если человек

    систематически отравляет свой мозг алкоголем, наркотиками.

    Экспериментальные данные различных наук, таких как психофизиология,

    физиология высшей нервной деятельности и др., неопровержимо свидетельствуют

    о том, что сознание неотделимо от мозга: нельзя отделить мысль от материи,

    которая мыслит. Мозг с его сложными биохимическими, физиологическими,

    нервными процессами является материальным субстратом сознания. Сознание

    всегда связано с этими протекающими в мозгу процессами и не существует

    помимо них.

    5.2. Материальное и идеальное. Образ и предмет.

    Отражение вещей, их свойств и отношений в мозгу, разумеется, не

    означает их перемещения в мозг или образования их физических отпечатков в

    нем наподобие отпечатков на воске. Мозг не деформируется, не синеет, не

    холодеет, когда на него оказывают воздействие твердые, синие и холодные

    предметы. Переживаемый образ внешней вещи есть нечто субъективное,

    идеальное. Идеальное есть не что иное, как материальное, “пересаженное” в

    человеческую голову и преобразованное в ней.

    Духовный мир человека невозможно ни осязать, ни видеть, ни слышать, ни

    обнаружить какими-либо приборами или химическими реактивами. В мозгу

    человека никто еще не нашел непосредственно ни одной мысли: мысль,

    идеальное не имеет существования в физическом и физиологическом смысле

    этого слова. Вместе с тем, мысли, идеи реальны. Они существуют. Поэтому

    нельзя считать идею чем-то “недействительным”. Однако, ее действительность,

    реальность не материальна, а идеальна. Это наш внутренний мир, наше личное,

    индивидуальное сознание, а также весь мир духовной культуры человечества

    есть внешне объективированные идеальные явления. Поэтому никак нельзя

    сказать, что реальнее - материя или сознание. Материя -объективная, а

    сознание - субъективная реальность.

    Сознание принадлежит человеку как субъекту, а не объективному миру. Не

    существует “ничьих” ощущений, мыслей, чувств. Всякое ощущение, мысль, идея

    есть ощущение, мысль, идея конкретного человека.

    Сознание и объективный мир - противоположности, образующие единство.

    Основой его является практика, чувственно-предметная деятельность людей.

    Именно она и порождает необходимость психического сознательного отражения

    действительности. Необходимость сознания, и при этом сознания, дающего

    верное отражение мира, лежит в условиях и требованиях самой жизни.

    5.3. Активность сознания.

    Человек отражает внешний мир не в пассивном созерцании, а в процессе

    практической, преобразующей деятельности. Сознание характеризуется не

    только как отражение мира, но и как такая духовная деятельность, которая

    направлена на активное, творческое преобразование действительности.

    Содержание сознания обязательно так или иначе практически

    реализуется. Но для этого оно приобретает характер замысла, или идеи.

    Идея - это не только знание того, что есть, но и планирование того,

    что должно быть. Идея - это понятие, ориентированное на практическую

    реализацию.

    Творческая деятельность сознания тесно связана с практической

    деятельностью человека и с потребностями, возникающими под влиянием

    внешнего мира. Потребности, отражаясь в голове человека, приобретают

    характер цели.

    Цель - это идеализированная и нашедшая свой предмет потребность

    человека. Цели формируются на основе всего совокупного опыта человечества и

    поднимаются до высших форм своего проявления в виде социальных, этических и

    эстетических идеалов. Способность к целеполаганию - специфически

    человеческая способность, составляющая кардинальную характеристику

    сознания. Сознание стало бы ненужной роскошью, если бы оно быль лишено

    целеполагания, то есть способности мысленного преобразования вещей в

    соответствии с общественными потребностями. Таким образом, взаимоотношения

    целенаправленной деятельности человека и природы не сводятся к простому

    совпадению. В основе целеполагающей деятельности человека лежит

    неудовлетворенность миром и стремление изменить его, придать ему формы,

    необходимые человеку, обществу. Следовательно, и цели человека порождены

    общественной практикой, объективным миром.

    Но человеческая мысль способна не только отражать непосредственно

    существующее, но и отрываться от него. Бесконечно многообразный объективный

    мир всеми своими красками и формами как бы светится, отражаясь в зеркале

    нашего “я” и образуя не менее сложный, многообразный и удивительно

    изменчивый мир. В этом причудливом царстве духа, собственном духовном

    пространстве, движется и творит человеческая мысль. В сознании людей

    возникают и верные и иллюзорные представления. Мысль и движется по готовым

    шаблонам и прокладывает новые пути, ломая устаревшие нормы. Она обладает

    чудесной способностью новаторства, творчества.

    Признание активного, творческого характера сознания является

    необходимым требованием понимания человеческой личности: люди есть продукты

    и творцы истории. Связь с действительностью осуществляет не само по себе

    сознание, а реальные люди, практически преобразующие мир. Объективный мир,

    воздействуя на человека и отражаясь в его сознании, превращается в

    идеальное.

    Активность свойственна не только индивидуальному, личному, но и

    общественному сознанию, прежде всего прогрессивным идеям, которые,

    овладевая массами, становятся “материальной силой”.

    6. Общественное сознание и его преобразовательная сила.

    Сознание невозможно вывести из одного лишь процесса отражения объектов

    природного мира: отношение “субъект-объект” не может породить сознания. Для

    этого субъект должен быть включен в более сложную систему социальной

    практики, в контекст общественной жизни. Каждый из нас, приходя в этот мир,

    наследует духовную культуру, которую мы должны освоить, чтобы обрести

    собственно человеческую сущность и быть способными мыслить по-человечески.

    Мы вступаем в диалог с общественным сознанием, и это противостоящее нам

    сознание есть реальность, такая же, как, например, государство или закон.

    Мы можем взбунтоваться против этой духовной силы, но так же, как и в случае

    с государством, наш бунт может оказаться не только бессмысленным, но и

    трагичным, если мы не будем учитывать те формы и способы духовной жизни,

    которые нам объективно противостоят. Чтобы преобразовать исторически

    сложившуюся систему духовной жизни, нужно ею сначала овладеть.

    Общественное сознание возникло одновременно и в единстве с

    возникновением общественного бытия. Природе в целом безразлично

    существование человеческого разума, а общество не могло бы без него не

    только возникнуть и развиваться, но и просуществовать ни одного дня и часа.

    Сознание реализуется в двух ипостасях: отражательной и активно-

    творческой способностях. Сущность сознания в том и состоит, что оно может

    отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-

    творческого преобразования его. Это неоднократно подтверждалось в истории

    тем обстоятельством, что идеи, в частности социально-политические, могут

    опережать наличное состояние общества и даже преобразовывать его. Общество

    есть материально-идеальная реальность. Совокупность обобщенных

    представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций и т.п., выступает

    составной частью общественного бытия, так как оно дано сознанию отдельного

    индивида.

    Но подчеркивая единство общественного бытия и общественного сознания,

    нельзя забывать и их различие, специфическую разъединенность. Сама

    возможность воздействия общественного сознания на общественное бытие

    заключается в способности сознания правильно отражать бытие.

    Итак, сознание как отражение и как активно-творческая деятельность

    представляет собой единство двух нераздельных сторон одного и того же

    процесса. А поэтому общественное сознание эпохи может не только отражать

    бытие, но активно способствовать его перестройке. В этом и заключается та

    исторически сложившаяся функция общественного сознания, которая делает его

    объективно необходимым и реально существующим элементом любого

    общественного устройства.

    Тот факт, что общественное сознание включает в себя разные уровни

    (обыденно-житейское, теоретическое, общественную психологию, идеологию и

    т.д.), и то, что каждым уровнем сознания общественное бытие отражается по-

    разному, как раз и составляет реальную сложность в понимании феномена

    общественного сознания. И поэтому нельзя рассматривать его как простую

    сумму понятий “сознание” и “общественное”.

    Обладая объективной природой и своими законами развития, общественное

    сознание может как отставать, так и опережать бытие в рамках закономерного

    для данного общества эволюционного процесса. В этом плане общественное

    сознание может играть роль активного стимулятора общественного процесса,

    либо механизма его торможения. Мощная преобразовательная сила общественного

    сознания способна воздействовать на все бытие в целом, вскрывая смысл его

    эволюции и предсказывая перспективы. В этом плане оно отличается от

    субъективного (в смысле субъективной реальности) конечного и ограниченного

    отдельным человеком индивидуального сознания. Власть общественного целого

    над индивидом выражается здесь в обязательном принятии индивидом

    исторически сложившихся форм духовного освоения действительности, которое

    накоплено человечеством веками и вне которого невозможно становление

    личности.

    7.Заключение.

    В заключение рассмотрения темы настоящей работы необходимо

    резюмировать все вышесказанное и подвести некоторые итоги. Итак:

    1) Сознание - высшая форма отражения действительного мира,

    свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной речью,

    логическими обобщениями, абстрактными понятиями.

    2) “Ядром” сознания, способом его существования является знание.

    3) Формирование сознания связано с возникновением труда.

    4) Необходимость труда в процессе общения вызвала появление языка.

    Труд и язык оказали решающее влияние на становление человеческого

    сознания.

    5) Сознание - функция сложнейшей материальной, физиологической системы

    - человеческого мозга.

    6) Сознание имеет многокомпонентную структуру, тем не менее оно -

    единое целое.

    7) Сознание обладает возможностью воздействовать на окружающую его

    действительность. Оно активно.

    Список литературы.

    1) Семинарские занятия по философии: Учебник. Под ред.

    К.М. Никонова. - М.: Высшая школа, 1991. - 287с.

    2) А.Г. Спиркин. Основы философии: Учебное пособие для

    вузов. - М.: Политиздат, 1988. - 592с.

    3) Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.2

    Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1989. - 458 с.


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.