МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Социальные страхи и их преодоление у верующих и атеистов

    разным уровнем религиозной активности найдено не было. Сила и частота

    переживаемых социальных страхов не является предсказывающим фактором

    религиозной активности личности. Множественная регрессия для предикторов

    выраженность социальных страхов и зависимой переменной религиозная

    активность личности описывает лишь 14,5% от исходной изменчивости признака,

    а наиболее предсказывает религиозную активность личности фактор - страхи

    потери (регрессионный коэффициент - 0,28).

    Обнаружены половозрастные различия в религиозной активности личности.

    У женщин, по сравнению с мужчинами, более выражены религиозные переживания,

    а так же у них более выражены стенические религиозные переживания. В группе

    женщин, по сравнению с мужчинами, более выражено религиозное, а не

    естественнонаучное мировоззрение (методика «Изучение религиозной

    активности» Смирнов Д.О.). Для группы женщин, по сравнению с мужчинами,

    более характерен мотив обращения к Богу - осознание греха, раскаяние,

    духовные и телесные страдания, потребность найти поддержку и утешение; при

    этом личностный смысл веры заключается в отпущении грехов. Для группы

    мужчин, по сравнению с женщинами, характерно, что осознание греха и

    раскаяние является важным, но менее значимым мотивом религиозной

    активности. Вера в Бога дает мужчинам надежду на успех в делах (методика

    «СМО» Тоболов Ю.П., Грошева Л.Н).

    Для людей, находящихся в возрасте ранней зрелости более характерны,

    по сравнению с другими возрастными группами, стенические религиозные

    переживания. При этом у людей, находящихся в возрасте ранней зрелости, по

    сравнению с респондентами второй половины зрелого возраста, вообще более

    выражены религиозные переживания, а также для них более характерно

    религиозное мировоззрение. Для людей, находящихся в юном возрасте, по

    сравнению с другими возрастными группами, менее свойственно выполнять

    религиозные действия, такие как молитва, посещение храма и др. (методика

    «Изучение религиозной активности» Смирнов Д.О.). Для группы юношества,

    более значим, чем для групп ранней зрелости мотив религиозной активности -

    благодарное отношение за счастье и стремление сохранить состояние, когда

    все в жизни очень хорошо, стремление заручиться успехом в предстоящем деле;

    более значимым личностным смыслом веры, по сравнению с другими возрастами

    является – душевный покой, надежда на нормальную земную жизнь. Для

    позднезрелого возраста менее значим, чем для респондентов других возрастных

    групп такой мотив религиозной активности как потребность найти поддержку и

    утешение в телесных и душевных страданиях (методика «СМО» Тоболов Ю.П., Л

    Грошева Л.Н).

    Выявлены различия в представленности социальных страхов в разных

    половозрастных группах. Отсутствуют статистически значимые различия в

    степени выраженности социальных страхов в мужской и женской группах, однако

    у женщин- мусульманок более выражены по сравнению с мужчинами-мусульманами

    страхи непринятия и подавления, что вероятно обусловлено культурными

    факторами. Обнаружена возрастная динамика развития и социальных страхов,

    устойчиво наблюдающаяся как в группе атеистов, так и в группе верующих лиц.

    У второй возрастной группы («ранняя зрелость»), по сравнению с группой

    юношества, более развиты страхи самостоятельности. У третьей возрастной

    группы («поздняя зрелость»), по сравнению с группой лиц в возрасте 23-35

    лет, менее развиты страхи потери, страхи неудачи и поражения. У третьей

    возрастной группы («поздняя зрелость»), по сравнению с группой юношества,

    менее развиты страхи потери, страхи неудачи и поражения, страхи подавления

    и непринятия. (см. диаграмма 1)

    Диаграмма 1.

    [pic]

    Группе атеистов не свойственно обращаться к Вере, для

    совладания с переживаемыми страхами, от 83% до 94% лиц в зависимости от

    типа социального страха ответили, что «будут переживать страх

    самостоятельно, Бог в таком деле не помощник». Атеистам по сравнению с

    верующими чаще помогает справиться с социальными страхами на эмоциональном,

    когнитивном и поведенческом уровне - соблюдение правил поведения (методика

    «ПСС» Грошева Л.Н).

    Верующим более свойственно, по сравнению с атеистами, искать помощи

    в совладании с социальными страхами в Вере. В изучаемой группе верующих

    за помощью в совладании с негативными переживаниями к вере обращаются, при

    переживании страхов потери - 57% лиц, страхов самостоятельности - 49%,

    страхов подавления и непринятия - 44%, страхов неудач - 41% (методика

    «РЭСС» (Грошева Л.Н)). Верующие наименее часто полагаются на Веру при

    переживании социальных страхов коммуникации. Основными элементами

    технологии преодоления социальных страхов в группе верующих на

    эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровне являются вера в Бога – 51-

    57%, молитва – 54-60%. А на поведенческом уровне так же - соблюдение правил

    поведения – 45%. Верующим чаще по сравнению с атеистами помогает справиться

    с социальными страхами на эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровне

    - молитва, вера в Бога, посещение храма, следование религиозной морали.

    Верующим, по сравнению с атеистами, на когнитивном уровне помогает

    справиться с социальными страхами - чтение религиозной литературы, а на

    уровне поведения - посещение службы (методика «ПСС» Грошева Л.Н).

    Мусульманам, по сравнению с христианами, более свойственно искать

    помощи при переживании социальных страхов в Вере, в зависимости от типа

    социальных страхов от 66% до 88% мусульман надеются на то, что Бог даст им

    спокойствие и силы преодолеть негативные чувства. В группе православных

    христиан в зависимости от социальных страхов от 32% до 50% полагаются на

    помощь Бога. При сравнении технологий совладания с социальными страхами в

    группах верующих разных религиозных конфессий были найдены значимые

    отличия, заключающиеся в том, что христианам чаще помогает справиться со

    страхами на эмоциональном и поведенческом уровне - посещение храма, на

    когнитивном уровне – соблюдение правил поведения, а на уровне поведения –

    знак свыше. Мусульманам, по сравнению с христианами, чаще помогает

    справиться с социальными страхами на когнитивном и поведенческом уровне –

    вера в Бога (методика «ПСС» Грошева Л.Н).

    Выявлено, что для людей с более высокой религиозной активностью

    свойственно полагаться на Веру, обращаться к Богу для преодоления

    социальных страхов. Мера полученных связей высока: 27 средних корреляций

    от r=0,50 до r=0,69, 9 - умеренных от r=0,30 до r=0,49 и 4 – сильных для

    r?0,70. Высокий уровень религиозной активности определяет или позволяет

    предсказать, то, что личность выберет веру в Бога как опору в преодолении

    социальных страхов. Множественные регрессии для независимой переменой

    «религиозная активность» и зависимой переменной «технологии преодоления

    социальных страхов» описывают 45-52% от исходной изменчивости признака,

    значения регрессионных коэффициентов- 0,67-0,72, свидетельствует о большой

    предсказательной силе уровня религиозной активности при выборе технологии

    совладания с переживаемыми страхами.

    Лицам со средним уровнем религиозной активности, по сравнению с

    верующими с низким уровнем религиозной активности, чаще помогает справиться

    со страхами на эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровне - молитва,

    на эмоциональном уровне– посещение храма, божья благодать, на когнитивном

    уровне – посещение храма, чтение религиозной литературы. Верующим с низким

    уровнем религиозной активности, по сравнению с лицами со средним уровнем

    религиозной активностью, чаще помогает справиться с социальными страхами на

    эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровне – соблюдение правил

    поведения, на когнитивном уровне – знак свыше, а на поведенческом уровне –

    другие верующие, исповедь (методика «ПСС» Грошева Л.Н).

    Для верующих женщин более свойственно, по сравнению с мужчинами,

    искать помощи в Вере, при переживании социальных страхов потери и страхов

    самостоятельности. Наиболее ярко это различие проявляется в группах

    православных христиан, где женщины так же, в отличие от мужчин, более

    склонны искать опору в вере при преодолении страхов подавления и

    непринятия. В группе мусульман отличий по изучаемым параметрам между

    мужчинами и женщинами не найдено. Женщинам чаще помогает справиться со

    страхами на эмоциональном уровне – посещение храма, а мужчинам – беседа со

    священником.

    Для верующих возраста ранней зрелости более свойственно, по сравнению

    с верующими других возрастов, искать помощи в совладании с негативными

    переживаниями в Вере, надеяться на то, что Бог даст спокойствие, и душевные

    силы преодолеть социальные страхи. В группе лиц, принадлежащих к юношескому

    возрасту при переживании социальных страхов на эмоциональном уровне большее

    значение, чем в других возрастных группах придается посещению храма, при

    этом меньшее значение – чтению религиозной литературы; на когнитивном

    уровне важна исповедь; на уровне поведения важно посещение храма, и менее

    важно - соблюдение правил поведения. Верующие, в возрасте поздней зрелости,

    при переживании социальных страхов на когнитивном и поведенческом уровне

    большее значение, чем в других возрастных группах придают соблюдению правил

    поведения, а меньшее значение – посещению храма.

    В заключении приводятся общие результаты исследования,

    сформулированы выводы, полученные на их основе, подтверждающие гипотезу

    И основные положения, выносимые на защиту.

    III. ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ ПО ДИССЕРТАЦИИ

    1.Проведенный в соответствии с первой задачей исследования теоретический

    анализ литературы показал, что, по мнению большинства ученых, появление

    социальных страхов у взрослых людей детерминировано трояко. В первую

    очередь, макросоциальными факторами: социально-экономическими условиями

    жизнедеятельности населения, негативными тенденциями их изменений, низким

    уровнем доверия к власти на всех уровнях, стихийными процессами,

    деятельностью средств массовой информации и т.п. Во-вторых, на

    микросоциальном уровне, социальные страхи детерминируются процессом их

    социализации в деятельности, общении и самосознании. В-третьих, на

    личностном уровне социальные страхи детерминированы половозрастными и

    индивидуально-психологическими особенностями человека.

    2.В исследованиях влияния религиозности на эмоциональную сферу личности

    выявились две противоречивые тенденции, описывающие как позитивность (К.Г.

    Юнг, Г. Джексон, С. Гроф и др.), так и негативность (П.Б. Ганнушкин, Б.М.

    Куценок, А. Садек и др.) воздействия веры на психическое состояние

    индивида. Большинство авторов отмечают, что социальные страхи способствуют

    формированию религиозной веры человека.

    3.Среди разнообразных социальных страхов могут быть выделены 46 типов

    наиболее распространенных, которые возможно объединить в пять групп:

    «Страхи неудачи и поражения», «Страхи непринятия и подавления», «Страхи

    потери», «Страхи самостоятельности», «Страхи коммуникации (социальных

    контактов)».

    4. В соответствии со второй задачей работы была создана технология

    исследования, включающая два блока методик. Первый блок - методики

    диагностика наличия и особенностей социальных страхов у представителей

    разных конфессий и атеистов (опросник СС - «Социальные страхи»; РЭСС-

    методика неоконченных предложений «Религиозная экстернальность при

    социальных страхах» и опросник ПСС - «Преодоление социальных страхов» -

    Грошева Л.Н, 2003). Второй блок - методики диагностика особенностей

    религиозности: СМО - мотивационно-смыслового отношения к религии (опросник

    «Смысло-мотивационная ориентация в религии», Грошева Л.Н, Тоболов Ю.П.,

    2003) и меры религиозной активности людей («Методика изучения религиозной

    активности», Смирнов Д.О., 2001). Все методики прошли соответствующую

    апробацию, отличаются необходимыми показателями надежности и валидности.

    5.Проведенное в соответствии с третьей задачей эмпирическое исследование

    выявило, что между верующими и атеистами обнаружены отличия как в

    содержании, мере распространенности, так и в способах преодоления

    социальных страхов. Так, социальные страхи потерь, страхи подавления и

    непринятия, страхи самостоятельности более свойственны верующим, чем

    атеистам. Эти группы страхов чаще встречаются у лиц с более выраженной

    религиозной активностью, верующих с детства, обратившихся к вере под

    влиянием близких или в трудных жизненных ситуациях, чем у лиц с более

    низкой религиозной активностью, пришедших к вере самостоятельно и

    осмысленно, в более зрелом возрасте.

    6. Атеистам, по сравнению с верующими, чаще помогает справиться с

    социальными страхами на эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровне –

    соблюдение правил поведения. Для верующих при социальных страхах потери,

    самостоятельности, подавления и неприятия, неудач характерно полагаться на

    Веру, обращаться к Богу для их преодоления, использовать религиозные

    действия, при этом мера религиозной активности взаимосвязана у них с мерой

    религиозной экстернальности социальных страхов.

    7.Социальные страхи представителей разных конфессий имеют сходство и

    различие. Редкими для верующих христиан и мусульман являются социальные

    страхи коммуникации. Наиболее распространенными среди верующих стали

    страхи потери, страхи непринятия и подавления, страхи неудач и поражений и

    страхи самостоятельности. При этом у мусульман по сравнению с христианами

    более выражены страхи самостоятельности. Мусульмане, по сравнению с

    христианами, более религиозно экстернальны в социальных страхах, им более

    свойственно искать в Вере поддержку при переживании социальных страхов.

    8.Существуют различия совладания с социальными страхами у верующих разных

    конфессий. Православным христианам чаще помогает пережить социальные страхи

    на эмоциональном уровне - посещение храма, на когнитивном уровне –

    соблюдение правил поведения, на поведенческом уровне - посещение храма и

    знаки свыше. Мусульманам помогает просто вера в Бога.

    9.Наблюдается гендерное сходство социальных страхов в группе верующих

    христиан. У женщин- мусульманок более выражены по сравнению с мужчинами-

    мусульманами страхи непринятия и подавления (что вероятно обусловлено

    культурными факторами). Верующие женщины более религиозно экстернальны, по

    сравнению с мужчинами при переживании социальных страхов потери и страхов

    самостоятельности, а в группе православных христиан, еще и при преодолении

    страхов подавления и непринятия. Верующим женщинам чаще помогает справиться

    со страхами на эмоциональном уровне – посещение храма, а мужчинам – беседа

    со священником.

    10.Существует возрастные особенности развития социальных страхов, устойчиво

    наблюдающиеся как в группе атеистов, так и в группе верующих. Обнаружено,

    что в юности более развиты по сравнению с поздней зрелостью страхи

    подавления и непринятия. В период ранней зрелости, по сравнению юностью,

    более развиты страхи самостоятельности. У лиц в возрасте поздней зрелости,

    по сравнению с группами юности и ранней зрелости, менее развиты страхи

    потери, страхи неудачи и поражения.

    11.В группе верующих, принадлежащих к юношескому возрасту при переживании

    социальных страхов на эмоциональном и поведенческом уровнях большее

    значение, чем в других возрастных группах придается посещению храма.

    Меньшее значение – чтению религиозной литературы и соблюдению правил

    поведения; на когнитивном уровне важна исповедь. Верующие в возрасте ранней

    зрелости более религиозно экстернальны им более свойственно, по сравнению с

    верующими других возрастов, искать помощи в совладании с негативными

    переживаниями в Вере, надеяться на то, что Бог даст спокойствие, и душевные

    силы преодолеть социальные страхи. В поздней зрелости, при переживании

    социальных страхов на когнитивном и поведенческом уровне большее значение,

    чем в других возрастных группах придается соблюдению правил религиозного

    поведения, а меньшее значение – посещению храма.

    IV. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

    Полученные результаты могут использоваться в практике коррекционной

    работы с лицами, испытывающими социальные страхи; в психологическом

    консультировании и тренинговой работы с верующими и атеистами различного

    возраста и пола, при чтении курсов лекций и проведении практических занятий

    по курсам социальной психологии и психологии религии.

    Пути дальнейшего изучения проблемы видятся как в расширении

    исследуемых верующих, так и обращении к более ранним этапам генезиса

    социальных страхов, в частности на материале раннего, дошкольного и

    школьного возраста. Отдельным направлением дальнейшей работы могло бы стать

    изучение вопроса о возможностях использования модифицированных религиозных

    технологий в психотерапевтической и консультационной работе с лицами,

    испытывающими социальные страхи.

    Основное содержание диссертации

    отражено в следующих работах

    1. Грошева Л.Н. Влияние стресса на психоэмоциональное состояние

    человека // Научные труды ГНУВ ЭМО РФ.– М.;2004.– Т.2. - С.53-54– 0,15

    п.л.

    2. Грошева Л.Н. Психодиагностический инструментарий изучения

    наличия и преодоления социальных страхов.// Материалы VIII-Х симпозиумов

    «Смысл жизни и акме: 10 лет поиска». - М.: Изд-во «Смысл», 2004.- С.151-152

    (в соавторстве) – 0,1п.л.

    3. Грошева Л.Н. Влияние веры в бога на преодоление трудной

    жизненной ситуации. //Сборник материалов научно-практической конференции

    «Человек в трудной жизненной ситуации». М.: Изд-во РГСУ, 2004.- С. 232-234.

    – 0,15 п.л.

    4. Грошева Л.Н. Имидж современного православного священника:

    постановка проблемы // Материалы Второго Международного симпозиума по

    имиджелогии «Имиджелогия-2004»-М.: Изд-во РГСУ, 2004. - С.234. – 0,1 п.л.

    5. Грошева Л.Н. Трудные жизненные ситуации и социальные страхи у

    верующих// М.:Изд-во РГСУ, 2004. - С111-215(в соавторстве) – общий объем

    14,3 п.л. (авторские - 7,2 п.л.).

    Общий объем публикаций 7,7 п.л.

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.