МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Социальные страхи и их преодоление у верующих и атеистов

    Социальные страхи и их преодоление у верующих и атеистов

    На правах рукописи

    Грошева Лариса Николаевна

    Социальные страхи и их преодоление

    у верующих и атеистов

    Специальность 19.00.05 – социальная психология

    АВТОРЕФЕРАТ

    диссертации на соискание ученой степени

    кандидата психологических наук

    Москва

    2004

    Работа выполнена на кафедре социальной психологии

    Российского государственного социального университета

    Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор

    Петрова Елена Алексеевна

    Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор

    Симонович Николай Евгеньевич

    кандидат психологических

    наук, доцент

    Дымнова Тамара Ивановна

    Ведущая организация: Рязанский государственный педагогический

    Университет им. С.А.Есенина,

    кафедра психологии

    Защита состоится 21 сентября 2004г. В 14.00 на заседании диссертационного

    совета Д 224.002.05 в Российском государственном социальном университете по

    адресу: 129256, г. Москва, ул.В.Пика, д.4, к.3,

    конференц-зал диссертационных советов.

    С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского государственного

    социального университета по адресу: г. Москва, ул. Лосиноостровская, д.

    24.

    Автореферат разослан 20 августа 2004г.

    Ученый секретарь

    диссертационного совета

    к.пс.н.,доц.

    И.В.Шаповаленко

    I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

    Данная диссертация посвящена проблеме взаимосвязи социальных страхов и

    религиозной веры человека.

    Актуальность исследования связана с наличием противоречия между

    уровнем практической значимости темы и ее фактической разработанностью в

    психологии. И хотя в начале ХХI века проблемы религиозности и

    социального самочувствия больших групп все чаще становятся предметом

    психологического исследования (Г.М. Андреева, В.П. Андрусенко, И.М.

    Богдановская, Ю.А. Кимелев, Д.Г. Курачев, К.И. Николаев, Д.Н. Ольшанский,

    Л.Н. Перова, М.А. Попова, О.А. Прилутская, А.М.Столяренко и др.,), однако

    вопросы их взаимовлияния оказываются «белым пятном» в научном осмыслении

    феномена «социального страха».

    В условиях современного социального состояния России, отмечающегося

    высоким уровнем невротизации основной массы населения, социальной

    дезадаптацией представителей отдельных социальных и профессиональных групп,

    сложностями социально-групповой идентичности, этническими конфликтами,

    ростом экстремальных ситуаций, нагнетанием социальной напряженности в

    результате непродуманной внутренней политики государства, вопросы социально-

    психологического изучения социальных страхов и выявление всех возможных

    резервов их психокоррекции приобретают особую научно-практическую

    актуальность.

    Практический интерес к проблеме требует от современной науки раскрытия

    основных законов генезиса и управления социальным самочувствием человека

    (Н.Е. Симонович), раскрытием всех возможных технологий индивидуального и

    массового преодоления различных социальных страхов.

    Знание же психологических особенностей развития и преодоления страхов

    у представителей различных религий и атеистов, представителей разных

    половозрастных категорий необходимо для разработки научно обоснованных

    приемов коррекции людей, испытывающих проблемы в данной сфере.

    Все сказанное обуславливает, по мнению автора, как практическую, так и

    теоретическую актуальность изучения проблемы.

    Объект исследования – христиане, мусульмане и атеисты в возрасте от

    20 до 60 лет (на материале населения Москвы).

    Предмет исследования – особенности социальных страхов и их преодоления

    у людей различного вероисповедания (православных христиан и мусульман) и

    неверующих.

    Цель исследования – изучить влияние религиозности людей на содержание

    и преодоление у них чувства социального страха (у лиц разного пола и

    возраста).

    В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие

    задачи исследования:

    в теоретическом плане - на основе теоретико-методологического анализа

    выявить состояние научного изучения проблемы в отечественной и зарубежной

    психологии, обосновать и разработать программу эмпирического исследования;

    в методическом плане – осуществить подбор и разработку

    психодиагностических методик с целью изучения половозрастных различий в

    мере развития, содержании и в способах преодоления социальных страхов у лиц

    с представителей разных религий;

    в эмпирическом плане – выявить особенности развития, содержания и

    преодоления социальных страхов в группах различающихся типом и мерой

    религиозности, полом и возрастом.

    Гипотезой исследования послужило предположение о том, что

    существует половозрастные различия как в мере развития, содержании, так и в

    способах преодоления социальных страхов у представителей различных религий

    и атеистов.

    Теоретическая основа диссертационного исследования

    сложилась из положений: современной отечественной социальной психологии

    (Г.М. Андреева, А.И. Донцов, Л.А. Петровская и др.), психологии религии (К.

    Платонов, Д. Угринович, А. Свядощ, С.Мышляев, Д. Ольшанский, Г. Оллпорт, Д.

    Лебуа ,Э.Фромм, Т. Хэнел, Д. Фаулер и др.); работ, посвященных проблематике

    социальных страхов (В.А. Андрусенко, М.А. Гурева, О.А. Прилутская, В.С.

    Полякова, Р.М. Рапек, Л.Ф. Меллвил, М. Хорнер, Ф. Черри, К. Дьюкс, С.

    Томкинс. и др).

    Методологическая база исследования.

    Для решения поставленных задач использовались следующие два блока

    эмпирических методик исследования.

    Первый блок включал три созданных и апробированных нами опросника

    изучения особенностей переживания и преодоления социальных страхов.

    Первая методика «Социальные страхи» (СС) (Грошева Л.Н., 2003)

    направлена на диагностику степени выраженности различных социальных страхов

    у испытуемых.

    Вторая методика «Религиозная экстернальность при социальных страхах»

    (РЭСС) (Грошева Л.Н., 2003) позволяет оценить меру опоры на веру в

    различных ситуациях возникновения социальных страхов.

    Третья методика «Преодоление социальных страхов» (ПСС) (Грошева Л.Н.,

    2003) создана с целью определения религиозных способов преодоления страхов

    на эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровнях проявления.

    Во второй блок вошли две методики оценки религиозности:

    - для определения особенностей отношения к религии нами (в соавторстве)

    был разработан опросник «Смысло-мотивационная ориентация в религии» (СМО)

    (Грошева Л.Н., Тоболов Ю.П., 2003), направленный на выявление религиозных

    смыслов и мотивации веры у испытуемых.

    - для диагностики религиозной активности использовалась «Методика

    изучения религиозной активности» ( Смирнов Д.О.,2001).

    Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что

    социальная психология и психология религии обогащается новыми положениями,

    фактами, инструментарием и доказательствами, а именно:

    - показано, что верующие по сравнению с атеистами более

    подвержены социальным

    страхам;

    - доказано, что у современных верующих вне зависимости от конфессии

    наиболее распространенными являются страхи потери, неприятия и подавления,

    страхи неудач и поражения, редкими являются страхи коммуникации;

    - обнаружена взаимосвязь уровня развития религиозного мировоззрения,

    длительности и побудительной силы религиозного самоопределения, смысло-

    мотивационной ориентациии, меры религиозной активности, религиозной

    экстернальности с особенностями переживания и преодоления социальных

    страхов;

    - выявлены отличия между представителями разных конфессий в

    содержании наиболее выраженных страхов, мере религиозной экстернальности и

    в технологиях совладания с социальными страхами;

    - выявлено преобладающее гендерное сходство содержания социальных

    страхов в группах христиан и атеистов и различие в группе мусульман;

    - найдены половые отличия меры религиозной экстернальности и

    способов преодоления социальных страхов у верующих;

    - обнаружена универсальные возрастные особенности содержания

    социальных страхов атеистов, христиан и мусульман;

    - выявлена возрастная динамика способов преодоления страхов у

    верующих христиан и мусульман юношеского возраста, возраста ранней и

    поздней зрелости.

    На защиту выносятся следующие положения:

    1. Уровень развития религиозного мировоззрения, длительность и

    побудительная сила религиозного самоопределения, смысло-мотивационная

    ориентация в религии, мера религиозной активности и религиозной

    экстернальности взаимосвязаны с содержанием, мерой распространенности и

    способами совладания с социальными страхами, переживаемыми верующими

    христианами и мусульманами. В целом верующие более подвержены страхам, чем

    атеисты. Вера дает утешение, но не избавляет от страхов. Наиболее

    распространенными являются страхи потери, страхи непринятия и подавления,

    страхи неудач, поражений и страхи самостоятельности. Верующие редко

    испытывают социальные страхи коммуникации.

    2. Принадлежность к определенной конфессии определяет отличия как в мере

    выраженности отдельных групп страхов, так и в технологии совладания с ними.

    Мусульмане, по сравнению с христианами, более религиозно экстернальны и у

    них более выражены страхи самостоятельности. Православным христианам чаще

    помогает пережить социальные страхи внешняя поведенчески - ритуальная

    сторона религии, тогда как мусульманам ее содержательно-мировоззренческая

    компонента.

    3. Гендерные отличия социальных страхов верующих проявляются в том, что

    женщины при переживании социальных страхов потери и страхов

    самостоятельности (а в группе православных христиан также страхов

    подавления и непринятия) более религиозно экстернальны по сравнению с

    мужчинами, У женщин- мусульманок более выражены по сравнению с мужчинами-

    мусульманами страхи непринятия и подавления. Верующим женщинам чаще

    помогает справиться со страхами на эмоциональном уровне – посещение храма,

    а мужчинам – беседа со священником. Гендерных отличий содержания

    социальных страхов в группе верующих христиан и атеистов не обнаружено.

    4.Универсальные возрастные особенности содержания социальных страхов

    наблюдаются как в группе атеистов, так и в группе верующих. Обнаружено, что

    в юности более развиты по сравнению с поздней зрелостью страхи подавления и

    непринятия. В период ранней зрелости, по сравнению юностью, более развиты

    страхи самостоятельности. У лиц в возрасте поздней зрелости, по сравнению с

    группами юности и ранней зрелости, менее развиты страхи потери, страхи

    неудачи и поражения.

    5.Способы совладания со страхами у верующих христиан и мусульман подвержены

    возрастной динамике. В юности верующие используют для преодоления страха

    ритуально-поведенческую сторону религии (посещение храма, исповедь), в

    более зрелом возрасте – содержательно-мировоззренческую. При этом в ранней

    зрелости полагаются на волю божью (религиозная экстернальность), в поздней

    зрелости опора осуществляется на соответствие принципам религиозной

    морали.

    Достоверность и надежность полученных результатов подтверждается

    теоретической обоснованностью рассматриваемой в диссертационном

    исследовании проблемы; адекватностью методов исследования его цели и

    задачам; использованием взаимодополняющих методик, позволяющих получить ряд

    независимых психологических показателей; репрезентативностью выборки

    испытуемых и статистической значимостью различий между изучаемыми

    параметрами.

    Для статистической обработки данных на всех этапах использовался пакет

    статистических программ «Statistica Release 4.3. for Windows 5.0».

    Общий объем участвующих в разных сериях исследования лиц - 490 человек.

    Теоретическая значимость исследования: 1) определяется

    вкладом в разработку социально-психологических проблем изучения

    религиозности человека, 2) заключается в дальнейшем развитии социально-

    психологического подхода к изучению социальных страхов, 3) проявляется в

    исследовании особенностей ранее неисследованных проявлений социальных

    страхов у представителей разных конфессий и атеистов, 4) состоит в

    углубленном изучении половозрастных особенностей социальных страхов у

    верующих и атеистов.

    Практическая значимость исследования.

    В практической части работы был апробирован комплекс методик,

    позволяющих выявить особенности социальных страхов и их преодоление

    у верующих и атеистов, показана адекватность их применения в соответствии с

    указанной целью исследования, что может быть использовано в практике

    коррекционной работы.

    II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

    Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования, ее

    теоретическая и практическая значимость, определяется объект, предмет, цель

    и гипотеза исследования, формулируются задачи, раскрывается научная

    новизна, указываются положения, выносимые на защиту.

    В первой главе « Теоретическое обоснование изучения социальных

    страхов в контексте психологии религии» - производится анализ теоретических

    источников, в которых характеризуются основные положения и идеи, ставшие

    теоретической основой настоящей работы. Исследуются основные

    психологические подходы к проблеме веры, пониманию ее сущности.

    Проблемы психологии религии, психологии верующего пребывают в тесной

    связи с проблемами философии, истории, социологии, искусствоведения,

    частной психологии, нейропсихологии, нейрофизиологии, а при развитии

    болезненных психических расстройств у верующего – с вопросами общей и

    частной психопатологии, так называемой «пограничной» психиатрии и

    психиатрии, изучающей «большие психозы». Каждая из этих отраслей знания

    вносит свой вклад в исследования проблем религиозности.

    В нашей работе мы рассматриваем проблему веры в контексте

    психологическом, касаясь взглядов на природу религии и веры с позиций

    психологов, религиозных деятелей прошлого и современности.

    Рассматривая психологические корни религии, Д.В. Ольшанский [82,

    с.241] выделяет четыре группы факторов, которые определяет как критерии для

    анализа данной проблемы: 1) способность человеческого сознания к

    формированию достаточно абстрактных понятий; 2) неосознанные компоненты

    мышления и деятельности; 3) человеческие эмоции; 4) психологическая

    дихотомия «мы» – «они», лежащая в основе формирования всех человеческих

    общностей.

    Обзор научно-психологической литературы по проблеме происхождения

    религии и религиозности человека позволяет заключить, что на сегодня нет

    единой научной позиции, однозначно объясняющей изучаемый феномен. Это

    связано в первую очередь с отсутствием единого взгляда на происхождение,

    развитие и функционирование психики человека, то есть с наличием кризиса в

    психологической науке. По этому генезис религиозности, изучаемый в рамках

    основных направлений современной психологии, имеет доказательства, которые

    часто противоречат друг другу и не раскрывают всей полноты данного

    феномена.

    Психоаналитики видят причины возникновения религии в бессознательной

    сфере человека, связывая их с сексуальными потребностями (З.Фрейд, В.Райх,

    О.Ранк), влиянием коллективного бессознательного (К.Юнг), с потребностью

    людей в объекте поклонения (Э.Фромм), с влиянием внутрисемейных

    взаимоотношений и культурных воздействий на ребенка (Э.Биддл, В.Кардинер и

    др.). Общая схема психоанализа религии такова: неосознанные потребности >

    проявления религиозности («окрашенные» своеобразием социальной среды).

    Представителей гуманистической психологии обнаруживают причины

    религиозности в сугубо человеческих влечениях: в стремлении к смыслу

    существования и самореализации (В. Франкл, К. Роджерс, А. Маслоу и др.).

    В поведенческой психологии, в зависимости от основного предмета

    исследований, существует четыре теоретических «ветви», в рамках которых

    объясняют генезис религиозности. Одни исследователи находят причины религии

    сугубо в инстинктивно-потребностной сфере (Дж. Коул, У. Мак Даугал, У.

    Кларк, П. Джонсон, П.Б. Ганнушкин, Крафт-Эбинг, 3.Зуттер, М.Грант, Д.М.

    Угринович), другие в особенностях мыслительной сферы (В.Вундт, Л. Леви-

    Брюль, У.Джемс, Л.С. Выготский), третьи – в особых психических состояниях

    человека и его ценностных ориентациях (Н.Мэлони, К.К. Платонов, Б.Д.

    Парыгин, Н.Д. Левитов, А.В. Сидоренков и др.), четвертые видят

    множественную причинность религиозности (Г. Оллпорт, Р. Туллес, М. Эржил).

    Теоретическое исследование феномена веры привело нас к выводу о

    том, что вера – феномен недостаточно изученный и что её природа коренится,

    по мнению отечественных ученых: в сознании (К. Платонов), воображении (Д.

    Угринович), внушаемости, внушении, подражании и гипнабельности (А. Свядощ,

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.