МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Социально-психологические технологии формирования стрессоустойчивости человека

    Марищук); свойство темперамента, позволяющее надежно выполнять целевые

    задачи деятельности за счет оптимального использования резервов нервно-

    психической эмоциональной энергии (В.А. Плахтиенко, Н.И. Блудов);

    стабильную направленность эмоциональных переживаний по их содержанию на

    положительное решение предстоящих задач (О.А. Черникова); устойчивое

    преобладание положительных эмоций (А.Е. Ольшанникова); интегративное

    свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных,

    волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической

    деятельности человека, которые обеспечивают оптимальное успешное достижение

    цели деятельности в сложной эмотивной обстановке (П.Б. Зильберман).

    В психопрофилактике стрессов выделяется направления деятельности:

    оптимизации системы труда, психиатрическое, психологическое, социально-

    психологическое. Последнее направление получило наибольшее распространение

    в связи с тем, что эффективность психопрофилактики стрессов в малой группе

    гораздо эффективнее (К. Левин). Представлено это направление различными

    формами группового психологического тренинга. С целью развития

    стрессоустойчивости используют тренинги, направленные на развитие навыков

    саморегуляции (нервно-мышечная релаксация, аутогенная тренировка,

    медитация), коммуникативные тренинги (групповые варианты поведенческого и

    социально-психологического тренинга), тренинговые подходы, стимулирующие

    личностный рост (развитие отдельных сторон личности участников тренинга),

    обучающие тренинги (совершенствование навыков, необходимых для профессий,

    где определяющим фактором является эффективность общения). С этой же целью

    используют методы и техники, которые определяются видом стрессовых

    воздействий: эмоционально-ориентированные /техники глубокого дыхания,

    тренинг прогрессирующей мышечной релаксации и техники визуализации/.

    Проблемно-ориентированные методы /тренинг уверенности в себе, управление

    временем, тренинг социальных навыков/. Когнитивные стратегии /техники

    изменения неадекватных суждений и нежелательных мыслей, тренинг инокуляции

    стресса/ (С.Гремлинг, С.Ауэрбах). Другое социально-психологическое

    направление развития стрессоустойчивости базируется на параметрической

    концепции формирования малой группы. Здесь основой развития эмоциональной

    устойчивости является вхождение человека в малую группу и формирование

    чувства единения субъекта с группой. Это достигается вовлечением молодежи в

    учебно-воспитательные организации, в организации типа «социального оазиса»

    (Т.А. Антопольская, А.Н. Лутошкин, Л.И.Уманский, А.С.Чернышев). Важная

    роль в решении искомой проблемы отводится нормализации проявлений

    стрессоустойчивости у взрослых из ближайшего окружения проблемных детей и

    подростков. (Н.Г. Богданович, Е.А. Кедярова). Таким образом,

    стрессоустойчивость – является интегральным качеством личности, основой

    успешного социального взаимодействия человека, характеризующееся

    эмоциональной стабильностью, низким уровнем тревожности, высоким уровнем

    саморегуляции, психологической готовностью к стрессу, это совокупность

    индивидуальных психологических свойств, выступающих в качестве базовых

    психологических механизмов коррекции стрессовых состояний.

    Во второй главе «Социально- психологические технологии

    психологической коррекции стрессовых состояний личности» рассматривается

    влияние психологических механизмов на уменьшение стрессового состояния

    личности, проведен анализ и обобщение технологий психокоррекции и

    разработана классификация технологий формирования стрессовых состояний

    личности с включённой социальной поддержкой: личностно-ориентированные,

    телесно-ориентированные, когнитивно-поведенческие, суггестивно-

    эмоциональные. Разработан алгоритм применения технологий формирования

    стрессоустойчивости с включенной социальной поддержкой.

    Социальные отношения играют весьма важную роль в жизни людей, их

    влияние на психологическое благополучие человека. Личностные факторы и

    личностные предпочтения, несомненно, влияют на то, насколько люди активно

    включаются в сети социальных связей, на качество их отношений с другими

    людьми, на то, как они используют социальную поддержку и как эта поддержка

    ими воспринимается. Групповая социальная поддержка, включенная в ТФС,

    приводят к повышению стрессоустойчивости, а также самоактуализации личности

    и других личностных параметров. Усиление качеств самоактуализации,

    посредством социально – психологической поддержки в свою очередь, делает

    восприятие людей более адекватным, что в целом повышает их

    стрессоустойчивость. Социальная поддержка оказывает благотворное влияние,

    как в обычной повседневной жизни, так и во время стресса. Действие

    социальной поддержки потенциально может включаться в двух случаях в ходе

    оценки стрессора и совладания со стрессом. Во-первых, она может срабатывать

    на стадии оценивания стрессора. Во-вторых, социальная поддержка может

    включаться на стадии преодоления стресса и срабатывать посредством

    редуцирования воздействия стресса на индивида.

    С учетом представленных социально-психологических технологий

    формирования стрессоустойчивости и психологической коррекции стрессовых

    состояний личности, мы разработали алгоритм их применения таблица № 1.

    Таблица № 1

    Алгоритм применения технологий формирования стрессоустойчивости

    | |Социальная поддержка в | |

    | |формировании стрессоустойчивости| |

    | | | |

    | | | | | |

    |Эмоциональная | |Инструментальная | |Информационная |

    | | | | | |

    |Суггестивно-эмоцио| |Телесно-ориентированн| |Когнитивно-поведенчес|

    |нальные ТФС | |ые ТФС | |кие ТФС |

    | | | | | |

    | |

    | |Личностно-ориентированные ТФС | |

    | | | | | |

    |Модуль 2 | |Модуль 1 | |Модуль 3 |

    |эмоциональной | |системной интеграции | |психологической |

    |саморегуляции | |личности | |готовности к стрессу |

    | | | | | |

    | |Модуль 4 | |

    | |развития навыков саморегуляции | |

    | | | | | |

    |Модуль 5 | |Модуль 6 | |Модуль 7 |

    |социальной | |расширения | |эффективного |

    |адаптации и | |поведенческих | |поведения в |

    |эффективной | |стратегий | |стрессовой ситуации |

    |коммуникации | | | | |

    | | | | | |

    | |Блок социально-психологического | |

    | |тренинга | |

    Алгоритм применения технологий формирования стрессоустойчивости, с

    включенной групповой социальной поддержкой представлен: личностно-

    ориентированными, суггестивно-эмоциональными, телесно-ориентированными,

    когнитивно-поведенческими ТФС, реализованными в семи модулях: 1-й модуль –

    системной интеграции личности; 2-й модуль – эмоциональной саморегуляции; 3-

    й модуль – психологической готовности к стрессу; 4–й модуль – развития

    навыков саморегуляции; 5–й модуль – социальной адаптации и эффективной

    коммуникации; 6-й модуль – расширения поведенческих стратегий; 7-й модуль –

    эффективного поведения в стрессовой ситуации. Цель алгоритма – формирование

    качеств стрессоустойчивости, посредством сочетания различных видов

    тренинга, как форм активного психологического воздействия в процессе

    интенсивного общения в групповом контексте. Основными задачами

    алгоритмированного тренинга являлись: активизация социальной позиции

    участников группы, реструктуризация и гармонизация их мотивационной сферы,

    коррекция неблагоприятных состояний, а также развитие процессов социальной

    перцепции, расширение «каталога деятельностей», освоение конкретных приемов

    и методов эффективного решения проблем в стрессовой ситуации. При

    реализации этой программы мы придерживались следующих правил работы:

    1. Основным средством социально - психологической поддержки было

    обращение к индивидуальному опыту человека совладания с жизненными

    трудностями, к сформированным в этом опыте навыкам саморегуляции поведения

    в стрессовых ситуациях, стратегиям поведения в них, - то есть обращению к

    внутреннему ресурсу человека.

    2. Важным аспектом в работе с группами по формированию

    стрессоустойчивости являлась активизация личностной саморегуляции: оказание

    помощи в обнаружении новых и восстановлении прежних ценностей, которые

    несут в себе позитивную, содержательную нагрузку.

    3. Работа в группе была сориентирована на оптимизацию деятельностного

    уровня саморегуляции, для чего осуществлялась пошаговая отработка

    последовательных функций саморегуляции в стрессовой ситуации.

    4. Отработка умений саморегуляции производилась при постоянном

    обращении к конкретным ситуациям индивидуального опыта.

    5. Важным этапом в работе с группой являлся диагностический.

    Диагностические процедуры, используемые в рамках тренинговой работы, не

    только диагностировали индивидуальные особенности, но и «запускали процессы

    рефлексии», помогая человеку более ясно осознавать личностные возможности

    разрешения стрессовой ситуации.

    6. Использование результатов диагностирования компонентов

    субъективного опыта и регуляторных умений позволило сориентировать

    тренинговые техники на конкретных участников группы, тем самым социально-

    психологическая помощь формировалась соответственно особенностям адресата,

    с учетом его индивидуально – своеобразного жизненного опыта, в котором

    закрепились определенные личностные смысловые установки по отношению к

    себе, окружающим людям, своим достижениям и неудачам.

    7. При проведении тренинговой работы с различными группами программа

    претерпевала некоторые изменения, которые определялись особенностями групп

    в целом и индивидуальными отличиями отдельных участников группы,

    своеобразием их ситуации, жизненных коллизий.

    Несмотря на разнообразие психотехнологий формирования

    стрессоустойчивости, все же можно выделить общие модели, этапы

    психологического сопровождения оказания социально-психологической

    поддержки в групповой работе. Психологическое сопровождение социальной

    поддержки в ТФС представлено в таблице № 2.

    Таблица № 2.

    | |Психологическое сопровождение | |

    | |социальной поддержки ТФС. | |

    | | | | | |

    | | | | |Дифференциация и |

    | | | | |согласование |

    |Установление доверия | |Исследование причин | |конфликтных стремлений|

    | | |непродуктивности в | |в сфере |

    | | |стрессе | |внутриличностного |

    | | | | |пространства |

    | | | | | |

    |Дифференциация и | |Изменение привычных | |Сущностная |

    |согласование | |неконструктивных | |трансформация |

    |конфликтных | |стереотипов | | |

    |мотивов-стремлений в | |взаимодействия | | |

    |межличностном | | | | |

    |пространстве | | | | |

    В первую очередь, важно скорректировать систему или стиль

    межличностного взаимодействия. Первый этап – установления доверия. Второй

    этап - исследование причин непродуктивности взаимодействия. Третийэтап -

    дифференциация и согласование конфликтных стремлений в сфере

    внутриличностного пространства. Четвертый этап - дифференциация и

    согласование конфликтных мотивов, стремлений в межличностном пространстве.

    Пятый этап - изменение привычных неконструктивных стереотипов поведения.

    Шестой этап - сущностная трансформация. Сущностная трансформация: обретение

    неиссякаемого внутреннего источника. С помощью предложенной технологии

    происходит постижение и смена пяти состоянии сущности личности

    (существование, внутреннее спокойствие, любовь, одобрение, целостность).

    Психологическая помощь и социальная поддержка клиентов оказывалась

    преимущественно в группе, сочетаясь с отдельными формами индивидуальной

    работы.

    Во второй главе представлено экспериментальное изучение влияния

    социально-психологических технологий формирования стрессоустойчивости (ТФС)

    на изменение личностных параметров человека.

    Объектами исследования были группы взрослых людей в возрасте от 20 до

    65 лет, имеющие высшее образование, обоего пола. Общий объем выборки

    взрослых, включая пилотаж, составил 121 человек. Из них контрольная выборка

    – 34 человек, и общая экспериментальная группа составила 87 человек.

    Для выявления многоуровневой структуры СУ, взаимосвязей между ее

    компонентами и разноуровневыми свойствами индивидуальности использовались

    методики (опросники): опросник диагностики стрессоустойчивости (СУ),

    разработанный С.В.Субботиным, опросник самооценки психических состояний

    Айзенка, шкала тревожности Спилбергера-Ханина, тест Р.Кетелла, опросник

    структуры темперамента В.М.Русалова, личностный опросник Шострома (ЛиО),

    восьмицветовой тест Люшера.

    Мы провели исследования четырех тренинговых групп в период 2002-2004

    гг. численностью от 20 до 22 человек:

    Группа №1. Проходила 2-х месячный курс ТФС из пятнадцати занятий

    (преимущественно занятия проходили по личностно- ориентированной ТФС)

    ноябрь-декабрь 2002 года в количестве 21 человека.

    Группа №2. Проходила 3-х месячный курс ТФС из девятнадцати занятия

    (преимущественно занятия проходили по телесно-ориентированной ТФС) январь-

    март 2003 года в количестве 22 человек.

    Группа №3. Проходила 2-х месячный курс ТФС из пятнадцати занятий

    (преимущественно занятия проходили по когнитивно-поведенческой ТФС) апрель-

    май 2003 в количестве 22 человек.

    Группа №4. Проходила 2-х месячный курс ТФС из четырнадцати занятий

    (преимущественно занятия проходили по суггестивно-эмоциональной ТФС)

    сентябрь - октябрь 2003 года в количестве 22 человек. В сумме они

    составили 87 человека.

    Рассмотрим влияние курса ТФС на некоторые личностные параметры,

    каждой из четырех групп. Группа №1 занималась один раз в неделю в течение

    2-х месяцев. ТФС из пятнадцати занятий (преимущественно занятия проходили

    по личностно- ориентированной ТФС) ноябрь-декабрь 2002 года осваивали

    испытуемые в количестве 21 человека. На гистограмме представлены изменения

    в личностных характеристиках за 8 недель: (преимущественно занятия

    проходили по личностно- ориентированной ТФС)

    Гистограмма №1

    [pic]

    Средние значения личностных параметров группы почти везде выросли в

    сторону самоактуализации. Осталось без изменений качество принятия себя

    (Sа), но этот параметр в фоновом замере был самым высоким. Более всего

    повысилась конструктивность взглядов на природу человека (Nс) - на 15%,

    затем в порядке убывания следуют - ценность принципов самоактуализации

    (Sav) - на 13%, синергия (Sу) и опора на себя ( I ) - на 10%. В среднем все

    параметры повысились на 8%. Самый низкий в этой группе - самоуважение (Sr)

    вырос в среднем на 6% .

    Группа № 2 занималась по ТФС в течение 3-х месяцев из девятнадцати

    занятий (преимущественно занятия проходили по телесно-ориентированной ТФС)

    в январе- марте 2003 года в количестве 22 человек.

    Измерение личностных параметров с помощью ЛиО до занятий (фон) и после

    курса (итог) показало такие изменения.

    Гистограмма №2

    [pic]

    Группа №2 имела высокие уже фоновые показатели (за исключением

    контрастно низкого "самоуважения" (Sr)), что сгладило величину их прироста.

    Процент прироста средних показателей в порядке убывания выглядит так: опора

    на себя (I)и самоуважение - на 15%, спонтанность (S), синергия (Sу),

    способность к близким контактам (С) - на 12%, экзистенциальность (Ех) и

    принятие агрессии (А) - на 11%, компетентность во времени (Тс) - на 10%,

    реактивная чувствительность (Fr) - на 8%, принятие себя (Sа) и

    конструктивность взгляда на природу человека (Nс) - на 7%, ценность

    принципов самоактуализации (Sav) - на 5%.

    Сравним прирост качеств личности групп, проходивших обучение по ТФС в

    группе № 3. Группа №3. Проходила 2-х месячный курс ТФС из пятнадцати

    занятий (преимущественно занятия проходили по когнитивно- поведенческой

    ТФС) в апреле- мае 2003 в количестве 22 человек.

    Гистограмма № 3

    [pic]

    На рисунке виден значительный прирост параметров. В процентах

    увеличение параметров выражается таким образом: опора на себя (I) выросла

    на 25%, реактивная чувствительность (Fr)на 23%, способность к близким

    социальным контактам (C) на 21 %, синергия (Sy) на 20 %,ценность принципов

    самоактуализации (Sav) и принятие себя на 19%.В этой группе максимальный

    прирост оказался максимальным.

    Исследуя приведенные гистограммы, на приоритет величин прироста

    параметров, можно обнаружить, что первые места занимают способность к

    близким социальным контактам (C) и опора на себя (I).

    В группе № 4 испытуемые проходили 2-х месячный курс ТФС из четырнадцати

    занятий (преимущественно занятия проходили по суггестивно- эмоциональной

    ТФС) в сентябре – октябре 2003 года в количестве 22 человек.

    Гистограмма № 4

    [pic]

    В четвертой группе более всего выросла опора на себя (I) выросла на

    24% и далее в порядке убывания: спонтанность на 23%, реактивная

    чувствительность (Fr) на 20%, способность к близким социальным контактам

    (C) и самоуважение (Sr) на 16 %, ценность принципов самоактуализации (Sav)

    на 15%, компетентность во времени (Tc) и синергия (Sy) на 15%,

    экзистенциальность (Ex) и принятие агрессии(A) на 13%, конструктивность

    взгляда на природу человека (Nc) на 10% принятие себя (Sa) на 9%.

    Наибольшие абсолютные показатели фона Cи, Sa.

    Рассмотрим гистограмму, иллюстрирующую разницу личностных параметров

    людей, в разное время проходивших ТФС, экспериментальной группы в

    количестве 87 человек и параметров контрольной группы, составленной из

    показателей ЛиО после прохождения тренинга и контрольной

    группы в количестве 94 человек, полный объем выборки составил 181 человек.

    Гистограмма №5

    [pic]

    Различие 12 параметров проверялись на достоверность при помощи t-

    критерия Стьюдента, что показало очень высокую значимость различий

    (приложение). При сравнении рисунков, видно что гистограмма полной выборки

    подтверждает тенденции пилотажного исследования.

    Заключение

    Теоретическая и экспериментальная работа по теме исследования

    позволяет сделать следующие выводы:

    1. Алгоритм применения социально- психологических технологий

    формирования стрессоустойчивости с включенной групповой социальной

    поддержкой представлен: личностно – ориетированными, суггестивно-

    эмоциональными, телесно-ориентированными, когнитивно-поведенческими ТФС,

    реализованными в семи модулях: 1-й модуль – системной интеграции личности;

    2-й модуль – эмоциональной саморегуляции; 3-й модуль – психологической

    готовности к стрессу; 4-й модуль – развития навыков саморегуляции; 5-й

    модуль – социальной адаптации и эффективной коммуникации; 6-й модуль –

    расширения поведенческих стратегий; 7-й модуль – эффективного поведения в

    стрессовой ситуации.

    2. Применение алгоритма ТФС с включенной групповой социальной

    поддержкой существенно влияет на коррекцию стрессовых состояний испытуемых:

    изменяются - «ценность принципов самоактуализации», «экзистенциальность»,

    «способность к близким социальным контактам» «опора на себя»,

    «оптимистичность», «тревожность».

    3. Определены виды социальной поддержки в процессе формирования

    стрессоустойчивости: эмоционально-оценочная, инструментальная и

    информационная. Эмоционально-оценочная поддержка означает признание и

    принятие чувств. Информационная поддержка включает руководство,

    инструментальная – практические навыки борьбы со стрессом.

    4. Разработаны этапы психологического сопровождения социальной

    поддержки, включенной в ТФС: 1-й этап: установление доверия; 2-й этап:

    исследование причин непродуктивности в стрессе; 3-й этап: дифференциация и

    согласование конфликтных стремлений в сфере внутриличностного пространства;

    4-й этап дифференциация и согласование конфликтных мотивов, стремлений в

    межличностном пространстве; 5-й этап: изменение привычных неконструктивных

    стереотипов взаимодействия; 6-й этап: сущностная трансформация. Таким

    образом, групповая социальная поддержка, включенная в ТФС, приводят к

    повышению стрессоустойчивости, а также самоактуализации личности и других

    личностных параметров. Усиление качеств самоактуализации, посредством

    социально-психологической поддержки в свою очередь, делает восприятие людей

    более адекватным, что в целом повышает их стрессоустойчивость.

    5. Апробация технологий формирования стрессоустойчивости (ТФС):

    личностно-ориентированных, телесно-ориентированных, когнитивно-

    поведенческих, суггестивно-эмоциональных, направленных на коррекцию

    выявленных в констатирующем эксперименте отличительных признаков НСУ

    испытуемых, продемонстрировала их эффективность и возможность практического

    использования.

    6. Проведенный анализ позволил сделать вывод, что результаты

    психокоррекционной работы по уменьшению стрессовых состояний испытуемых под

    действием ТФС зависят от основных (ведущих) психологических факторов

    личности. Анализ эксперимента по изучению влияния ТФС на коррекцию

    стрессовых состояний личности позволил определить существенное влияние

    отдельных личностных составляющих испытуемых («ценность принципов

    самоактуализации», «опора на себя», «экзистенциальность», «способность к

    близким социальным контактам» и др.) на показатели относительного

    уменьшения стресса под действием ТФС.

    7. На основе измерения величины стрессоустойчивости испытуемых в

    эксперименте были выделены группы обучаемых, имеющих различные уровни

    стрессоустойчивости, построены их психологические профили, позволившие

    определить уровни психологических факторов каждой группы, влияющих

    эффективно и продуктивно на коррекцию стрессового состояния личности. В

    связи с этим необходимо разрабатывать и внедрять практические мероприятия

    по психогигиене и психопрофилактике стресса, оказывая помощь в выборе

    человеком индивидуальных методов уменьшения стрессового состояния, и

    уточнения основных, ведущих психологических факторов стрессоустойчивости

    обучаемых.

    8. Разработаны принципы организации и проведения социально-

    психологических технологий формирования стрессоустойчивости:

    - комплексность в применении методов саморегуляции (двигательные,

    дыхательные, суггестивные, мимические, жестовые и др.);

    - индивидуализация в подборе приемов саморегуляции и условий их

    применения с учетом особенностей и функционального состояния нервной

    системы в тот или иной момент у данного человека, с учетом его

    индивидуального опыта, интересов, склонностей и других особенностей

    личности;

    - активность в применении приемов саморегуляции, выражающаяся в

    сознательной постановке задач, их мотивации, овладении навыками применения

    соответствующих приемов, в сознательном самоконтроле;

    - диалогизация взаимодействия и обратная связь, благодаря чему человек

    может корректировать свое последующее поведение, заменяя неудачные способы

    общения новыми, проверяя их воздействие на окружающих;

    - самодиагностика, т. е. самораскрытие клиентов, осознание и

    формирование ими задач по пути самоусовершенствования.

    9. Проведенный теоретический анализ основных направлений изучения

    стресса в психологии позволил выявить терминологическую неопределенность

    понятия стрессоустойчивости человека и сформулировать его авторское

    определение, в контексте данного исследования: стрессоустойчивость –

    является интегральным качеством личности, основой успешного социального

    взаимодействия человека, характеризующееся эмоциональной стабильностью,

    низким уровнем тревожности, высоким уровнем саморегуляции, психологической

    готовностью к стрессу т.е. совокупность индивидуальных психологических

    свойств, выступающих в качестве базовых психологических механизмов

    коррекции стрессовых состояний.

    Основные положения диссертации отражены

    в следующих публикациях автора:

    1. Стресс как область психологического анализа //Социальные процессы и

    социальные отношения в современной России: Тезисы выступлений 25-26

    ноября 2004 г. (IV Международный социальный конгресс) в 2-х г. /Под

    ред. Г.И. Осадчей. - Т.2. М., 2004. – С.285. (0,1 п.л.)

    2. Социально-стрессовые расстройства личности //Человек в трудной

    жизненной ситуации: Материалы I научно-практической конференции (24

    декабря 2003 г.) /Под ред. Е.А. Петровой. Часть 1. М., 2004. – С.133.

    (0,1 п.л.)

    3. Стрессоустойчивость и проблема ее формирования у взрослых //Человек в

    трудной жизненной ситуации: Материалы II научно-практической

    конференции (8 декабря 2004 г.) /Под ред. Е.А. Петровой. Часть 2. М.,

    2004. – С.193. (0,2 п.л.).

    -----------------------

    Гистограмма №

    1

    .

    Сравнение

    показателей методики до и после

    проведения работы

    .

    Л и О

    .

    Группа

    1

    .

    0

    10

    20

    30

    40

    50

    60

    70

    Tc

    I

    Sav

    Ex

    Fr

    S

    Sr

    Sa

    Nc

    Sy

    A

    C

    Cp

    результат до

    результат после

    Гистограмма №

    .

    2 Сравнение показателей методики

    до и после проведения работы

    .

    Л и О

    .

    Группа

    2

    0

    10

    20

    30

    40

    50

    60

    70

    80

    Tc

    I

    Sav

    Ex

    Fr

    S

    Sr

    Sa

    Nc

    Sy

    A

    C

    Cp

    результат до

    результат после

    Гистограмма №

    .

    3 Сравнение показателей

    методики до и после проведения работы

    .

    Л и О

    .

    Группа

    3

    0

    10

    20

    30

    40

    50

    60

    70

    80

    Tc

    I

    Sav

    Ex

    Fr

    S

    Sr

    Sa

    Nc

    Sy

    A

    C

    Cp

    результат до

    результат после

    результат после

    Гистограмма №

    4

    .

    Сравнение показателей методики

    до и после проведения работы

    .

    Л и О

    .

    Группа

    4

    0

    10

    20

    30

    40

    50

    60

    70

    80

    Tc

    I

    Sav

    Ex

    Fr

    S

    Sr

    Sa

    Nc

    Sy

    A

    C

    Cp

    резальтат до

    0

    10

    20

    30

    40

    50

    60

    70

    Tc

    I

    Sav

    Ex

    Fr

    S

    Sr

    Sa

    Nc

    Sy

    A

    C

    Cp

    контрольная группа

    полная выборка

    Гистограмма №

    5

    .

    Сравнение показателей методики до

    и после проведения работы

    .

    Л и О

    .

    Полная выборка

    № 181

    )

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.