Социально-психологические технологии формирования стрессоустойчивости человека
Социально-психологические технологии формирования стрессоустойчивости человека
На правах рукописи
Ли Канг Хи
Социально – психологические технологии формирования
стрессоустойчивости человека
Специальность 19.00.05. – социальная психология
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата психологических наук
Москва
2005
Работа выполнена на кафедре социальной психологии Московского
государственного социального университета (РГСУ)
|Ученый секретарь | |
|Диссертационного совета | |
|Кандидат психологических наук, доцент |И.В. Шаповаленко |
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
В современных условиях на первое место выступает проблема социальной
ценности человека, при этом здоровье является одним из важных объективных
условий жизнедеятельности. Среди множества факторов, определяющих
работоспособность и другие характеристики здоровья, большую роль играет
психическая устойчивость к стрессовым ситуациям. Высокий уровень
психической устойчивости к стрессам является залогом сохранения, развития и
укрепления здоровья и профессионального долголетия личности.
Формирование стрессоустойчивости является залогом психического
здоровья людей и непременным условием социальной стабильности,
прогнозируемости процессов, происходящих в обществе. Нарастающие нагрузки,
в том числе психические, на нервную систему и психику современного человека
приводит к формированию эмоционального напряжения, которое выступает одним
из главных факторов развития различных заболеваний. В настоящее время на
передний план выходит забота о сохранении психического здоровья и
формировании стрессоустойчивости современного человека. Путь к психическому
здоровью – это путь к интегральной личности, не разрываемой изнутри
конфликтами мотивов, сомнений, неуверенностью в себе. На этом пути важно
познавать особенности своей психики, что позволит не только предупреждать
возникновение болезней, укреплять здоровье, но и совершенствовать самих
себя и свое взаимодействие с внешним миром.
Социальные взаимоотношения могут способствовать психологической,
социальной адаптации, усвоению форм здорового поведения и восстановлению,
если они носят поддерживающий характер, а также влиять на физиологические
показатели здоровья.
Исходя из этого, актуальность настоящего исследования определяется
следующими обстоятельствами:
1. Отсутствием системы социально- психологических технологий
формирования стрессоустойчивости у взрослых, а также медико-
психологической помощи взрослому в ситуации стрессового напряжения.
2. Накопленный в мире положительный опыт применения телесных,
дыхательных, коммуникативных и интерактивных, когнитивных, релаксационных
техник в групповой тренинговой и индивидуальной работе для непосредственной
практической реализации с целью формирования стрессоустойчивости у взрослых
требует обобщения. Но для их совместного применения необходим принцип,
объединяющий достижения различных направлений таким образом, чтобы они не
отрицали, а наоборот повышали эффективность друг друга в проработке
различных личностных аспектов стрессоустойчивости человека.
3. Неразработанностью проблемы социальной поддержки по преодолению
стресса в социальной психологии.
4. Отсутствием психопрофилактических мероприятий, основанных на
современных методах психологической коррекции стресса у взрослого.
Теоретическая и практическая значимость проблемы психологической
коррекции стрессовых состояний у взрослого и определили выбор темы
диссертационного исследования: «Социально-психологические технологии
формирования стрессоустойчивости человека».
Объект исследования: стрессовое состояние личности.
Предмет исследования: социально-психологические технологии
формирования стрессоустойчивости, с включенной социальной поддержкой,
разработанные на основе психологических механизмов коррекции стрессовых
состояний личности.
Цель исследования состоит в разработке социально- психологических
технологий, методов коррекции, средств и механизмов формирования
стрессоустойчивости у взрослых и в выявлении влияния групповой социальной
поддержки на коррекцию стрессовых состояний личности.
Гипотеза исследования. Сформировано несколько допущений гипотезы:
1. Научно обоснованный и апробированный в эксперименте алгоритм
продуктивных социально- психологических технологий формирования
стрессоустойчивости (ТФС), выступает как особый вид социальных технологий,
позволяющий регулировать процесс изменения личностных параметров: «ценность
принципов самоактуализации», «экзистенциальность», «способность к близким
социальным контактам», «опора на себя».
2. Групповая социальная поддержка, включенная в ТФС (личностно-
ориентированные, телесные, когнитивно-поведенческие, суггестивно-
эмоциональные) приводит к повышению стрессоустойчивости, а также
самоактуализации личности и других личностных параметров. Усиление качеств
самоактуализации, посредством социально-психологической поддержки в свою
очередь, делает восприятие людей более адекватным, что в целом повышает их
стрессоустойчивость.
3. Действие групповой социальной поддержки в ТФС потенциально может
включаться в двух случаях в ходе оценки стрессора и совладания со стрессом.
Во-первых: она может срабатывать на стадии оценивания стрессора (если
индивид осознаёт, что рядом есть люди, готовые помочь ему в решении его
проблем и оценивает себя – как более способного справиться со стрессом).
Во-вторых, социальная поддержка может включаться на стадии преодоления
стресса и срабатывать посредством редуцирования воздействия стресса на
индивида.
4.Групповая социальная поддержка – эффективный способ управления
стрессом. Стиль и характер межличностного взаимодействия в группе, если он
носит поддерживающий характер, может привести к формированию качеств
стрессоустойчивости и являться эффективным способом управления стрессом или
профилактики заболеваний, вызванных стрессом.
В соответствии с целью и гипотезами определены основные задачи
исследования:
1. Провести теоретический анализ основных направлений изучения стресса
в социальной психологии, а также систематизировать и обобщить положительный
опыт применения телесных, дыхательных, коммуникативных, интерактивных,
когнитивных, релаксационных и других техник в групповой и индивидуальной
работе.
2. Разработать и апробировать алгоритм социально- психологических
технологий формирования стрессоустойчивости с включенной социальной
поддержкой и проверкой его эффективности.
3. Разработать фазы (этапы) психологического сопровождения социальной
поддержки, включенной в технологии формирования стрессоустойчивости.
4. Определить уровни стрессоустойчивости обучаемых, влияющие на
коррекцию стрессового состояния личности.
5. Разработать принципы организации и проведения социально-
психологических технологий формирования стрессоустойчивости.
Теоретико-методологической основой исследования послужил
диалектический метод познания и развития социальных и психических явлений,
нашедший отражение в трудах классиков отечественной и зарубежной психологии
(Аболина Л.М., 1987; Ломова Б.Ф., 1991; Эриксона Э., 1960 и др.); в научных
положених о развитии и формировании личности в деятельности (Ананьева Б.Г.,
1968; Леонтьева Л.Н.,1975 и др.); в философских и психологических теориях
развития личности (Выготского Л.С., 1996 др.). Особое значение для
диссертационного исследования имеют положения и выводы, раскрывающие
различные аспекты психотерапевтических и коррекционно-развивающих основ
воздействия на человека (Рувинский С.Л., 1983; Гримак Л.П., 1991 и др.).
Положение о том, что социальные взаимоотношения могут способствовать
психологической, социальной адаптации, усвоению форм здорового поведения и
восстановлению, если они носят поддерживающий характер, а также влиять на
физиологические показатели здоровья (Malarkey, Kiecolt – Glaser, Gooper,
1994).
Основной эмпирический материал получен в результате социально-
психологического исследования, проведенного в 2001-2004г. с использованием
методов наблюдения, анкетного опроса, тестирования, константирующего и
формирующего эксперимента с математической обработкой данных в форме
статистического и корреляционного анализов.
Научная новизна исследования:
-разработан и апробирован алгоритм применения социально-
психологических технологий формирования стрессоустойчивости (ТФС):
личностно-ориентированных, телесно-ориентированных, когнитивно-
поведенческих, суггестивно-эмоциональные с включенной групповой социальной
поддержкой в процессе формирования стрессоустойчивости;
-определены особенности (фазы) психологического сопровождения
групповой социальной поддержки, включенной в ТФС (личностно-
ориентированные, телесные, когнитивно-поведенческие, суггестивно-
эмоциональные) приводящей к повышению стрессоустойчивости, а также
самоактуализации личности и других личностных параметров;
-определены группы обучаемых, имеющие различные уровни
стрессоустойчивости, построены их психологические профили, позволившие
определить уровни психологических факторов каждой группы, влияющих
эффективно и продуктивно на коррекцию стрессового состояния личности;
-определены виды социальной поддержки: эмоциональная,
инструментальная, информационная, представленные и реализованные в
суггестивно – эмоциональных, телесно –ориентированных, когнитивно-
поведенческих технологиях формирования стрессоустойчивости;
-определены основные (ведущие) психологические факторы личности по
уменьшению стрессовых состояний испытуемых под действием ТФС: существенное
влияние отдельных личностных составляющих испытуемых («ценность принципов
самоактуализации», «опора на себя», «экзистенциальность», «способность к
близким социальным контактам» и др.) на показатели относительного
уменьшения стресса.
-экспериментально определены ведущие психологические механизмы
коррекции стрессовых состояний человека, к которым отнесены механизмы
релаксации;
- разработаны принципы организации и проведения социально-
психологических технологий формирования стрессоустойчивости;
-разработаны практические мероприятия по психогигиене и
психопрофилактике стресса, с учетом индивидуальных методов уменьшения
стрессового состояния, и уточнения основных, ведущих психологических
факторов стрессоустойчивости человека.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Алгоритм применения социально- психологических технологий
формирования стрессоустойчивости с включенной групповой социальной
поддержкой представленный: личностно-ориетированными, суггестивно-
эмоциональными, телесно-ориетированными, когнитивно-поведенческими ТФС,
реализованные в семи модулях: 1-й модуль – системной интеграции личности; 2-
й модуль – эмоциональной саморегуляции; 3-й модуль – психологической
готовности к стрессу; 4-й модуль – развития навыков саморегуляции; 5-й
модуль – социальной адаптации и эффективной коммуникации; 6-й модуль –
расширения поведенческих стратегий; 7-й модуль – эффективного поведения в
стрессовой ситуации.
2. Применение алгоритма ТФС с включенной групповой социальной
поддержкой существенно влияет на коррекцию стрессовых состояний испытуемых:
изменяются - «ценность принципов самоактуализации», «экзистенциальность»,
«способность к близким социальным контактам» «опора на себя»,
«оптимистичность», «тревожность».
3. Особенности и виды социальной поддержки в процессе формирования
стрессоустойчивости: эмоционально-оценочная, инструментальная и
информационная. Эмоционально-оценочная поддержка означает признание и
принятие чувств. Информационная поддержка включает руководство,
инструментальная – практические навыки борьбы со стрессом.
4. Этапы психологического сопровождения социальной поддержки,
включенной в ТФС: 1-й этап: установление доверия; 2-й этап: исследование
причин непродуктивности в стрессе; 3-й этап: дифференциация и согласование
конфликтных стремлений в сфере внутриличностного пространства; 4-й этап
дифференциация и согласование конфликтных мотивов, стремлений в
межличностном пространстве; 5-й этап: изменение привычных неконструктивных
стереотипов взаимодействия; 6-й этап: сущностная трансформация.
5. Принципы организации и проведения ТФС: комплексность,
индивидуализация, активность, диалогизация взаимодействия и обратная связь,
самодиагностика.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка литературы и 11 приложений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновываются актуальность исследования и степень
разработанности проблемы. Формулируются цели, гипотеза, задачи, этапы
работы, обозначаются экспериментальная база и выборка исследования,
показываются научная новизна и практическая значимость работы, представлены
основные положения, выносимые на защиту.
В первой главе – «Теоретические и практические подходы к изучению
формирования стрессоустойчивости человека», проведенный анализ литературы
показал, что в настоящее время существует три основных направления, в
которых изучается проблема стресса у человека. Первое направление
представлено работами исследователей, придерживающихся позиций
основоположника теории стресса – Г. Селье. Второе направление базируется на
системном видении причин стресса, как компонента в формировании пограничных
нервно-психических расстройств и дезадаптации личности. Третий подход,
который на сегодня является самым «популярным», основывается на видении
природы стресса и совладания с ним (копинга) Р. Лазаруса.
На формировании разных видов стресса оказывают влияние как
специфичные для конкретной социальной категории стрессоры, так и
соответствующие средовые условия (Л. Ланг, Ю.А. Александровский) При
синдроме профессионального сгорания (М.В. Барабановой, Т.И. Ронгинская) –
эмоциональное перенапряжение при работе с людьми. У студентов (О.Б.
Долгинова, Е.Б. Красная) – смена места учёбы и места жительства; проблемы в
любовных, дружеских, родственных отношениях; личностные изменения на фоне
профессионального роста; проблемы быта, здоровья, смерти близких людей,
приобретения животных. У пожарных (Д. Хоффельд) – это стрессоры физические
(шум, экстремальная температура, огонь, ядовитые газы, взрывы и др.),
психические (смерть или угроза смерти детей и подростков, массовое ранение
людей, страх за семью и др.), социальные (авторитарный стиль руководства,
критика, принуждение и др.), индивидуальные и материальные. У
онкологических больных (И. Барак, А. Ахирон, З. Ротшейн, Ш. Елизар) –
высокий уровень беспокойства, высокая оценка вторжения и избегания.
Основная индивидная характеристика содержания стресса – адаптация
(стрессоустойчивость). По мнению «пограничных» психиатров (Ю.А.
Александровский, А.Д. Адо, А.В. Вальдман, В.И. Лебедев и др.) – это барьер
психической адаптации. Психологи (Л.Г. Дикая, О.А. Конопкин, В.И.
Моросанова, Р.Р. Сагиев) основой стрессоустойчивости считают саморегуляцию
человека, которая состоит из определенных звеньев (О.А. Конопкин) и
стилистически разнообразна (В.И. Моросанова, Р.Р. Сагиев, Л.Г. Дикая).
Другие авторы (Л. Мерфи, Р. Лазарус, С. Фолкман, Д. Амирхан, Н. Сирота и
др.) относят к данной характеристике различные когнитивно обусловленные
механизмы совладания со стрессом (копинг-механизмы) и механизмы
психологической защиты (Н. Хаан). Копинг-механизмы проявляются в
когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфере человека в виде
разнообразных копинг-стратегий: противостоящего совладания,
дистанцирования, самоконтроля, поиска социальной поддержки, принятия
ответственности, избегания, планового решения проблемы, позитивной
переоценки (Р. Лазарус, С. Фолкман). Также это копинг-стратегии решения
проблемы, поиска социальной поддержки, избегания проблемы (Д. Амирхан).
Молодые люди и мужчины выбирают активные копинг-стратегии, а пожилые люди и
женщины – пассивные (К. Муздыбаев, С. Этдвин, К. Сюттон, К. Чэра). На
копинг-стратегии влияет локус-контроль (Д. Роттер), этнический фактор (Л.
Таукенова), тип ВНД (Л. Собчик), психические и соматические заболевания (Е.
Чехлатый, Н. Сирота, В. Ялтонский). Со стрессоустойчивостью отождествляют
эмоциональную устойчивость и способность контроля эмоций (Е.А. Милерян);
способность переносить большие нагрузки и успешно решать задачи в
экстремальных ситуациях (Н.Н. Данилова); способность преодолевать состояние
эмоционального возбуждения при выполнении сложной деятельности (В.Л.
Страницы: 1, 2
|