МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Социально-психологический портрет одаренного ребенка

    Социально-психологический портрет одаренного ребенка

    Социально-психологический портрет одаренного ребенка.

    I. Влияние социальной среды на одаренность.

    1. Результаты разных исследователей, рассматривающих влияние социальной

    среды (социально-экономические отношения, материальное обеспечение,

    социально-бытовые условия и т.д.) на одаренность не однозначно. Но,

    возможно сделать следующие выводы: социально-экономические условия

    влияют на развитие одаренности, т.к. они определяют уровень жизни

    человека; чем более экономически развито общество, тем более благоприятны

    возможности для развития человека.

    2. Очень важным условие развития одаренности является семья, а именно:

    . структура и эмоциональный климат семьи,

    . стили детско-родительских отношений,

    . отношение родителей к детской одаренности.

    Обращаясь к вопросу структуры семьи, отметим, что большинства детей (87%)

    воспитывалось в полных семьях. Зачастую, в 70% случаях, вместе с детьми

    и родителями живут кто-либо из родственников: бабушки, дедушки, тети,

    дяди, двоюродные братья и сестры. Практически ни у кого не было младших

    сестер или братьев. Исследования Р. Зайонца показали зависимость

    интеллектуальной одаренности и количества детей в семье. Он установил,

    что чем больше братьев и сестер, тем ниже их средний коэффициент

    интеллектуальности.

    Структура семьи в большинстве случаев связана с системой отношений между

    родственниками и эмоциональном климатом семьи. Говоря о содержательной

    стороне взаимоотношений, многие исследователи отмечают значительные

    влияния, оказываемые на детей родителями противоположного пола.

    Большинство исследователей считают, что одаренному ребенку необходимы

    ласка, принятие, любовь и уважение.

    Более изучен вопрос о стилях детско-родительских отношений. Ученые

    единодушны в том, что стили, базирующиеся на жестком контроле, силовом

    давлении не дают возможности для развития одаренной личности.

    Р. Хесс и в. Шипман разделили родительские стили взаимодействия на

    императивный и инструктивный.

    Для первого характерны однозначные команды, например: «Делай так, как я

    сказал…», «Сиди спокойно…». Родители ждут от ребенка беспрекословного

    соблюдения их указаний, их отношения основываются на авторитете

    взрослого. Такой стиль развивает в ребенке пассивную податливость и

    наряду с зависимостью и конформизмом.

    Инструктивный стиль содержит больше информации, а требования

    обосновываются: «Убери игрушки, а я подмету пол…». Родители беседуют с

    ребенком «а равных», доказывают, что их требования закономерны и разумны.

    Это воспитывает инициативу и твердость.

    Еще одним важным аспектом является отношения родителей к детской

    одаренности. Очевидно, что этот фактор – один из основных, влияющих на

    реализацию возможностей ребенка.

    Типы отношений:

    . отрицательное,

    . игнорирующее,

    . положительное,

    + гиперсоциализация (когда родители видят в одаренности престижность,

    возможность самоутверждения через выдающиеся способности своих детей или

    реализации своих несбывшихся потенциальных возможностей).

    II. Особенности познавательной деятельности.

    1. Отличаясь широтой восприятия, одаренные дети остро чувствуют все

    происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении

    того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за

    несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все

    окружающее.

    2. Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и

    предметами и делать соответствующие выводы; им нравиться в своем

    воображении создавать альтернативные системы.

    3. Отличная память в сочетании с ранним речевым развитием и способностью к

    классификации и категоризированию помогают такому ребенку накапливать

    большой объем информации и интенсивно использовать ее.

    4. Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им

    свободно и четко излагать свои мысли.

    5. Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранить

    высокий порог восприятия в течении длительного времени, с удовольствием

    заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами они

    не терпят, когда им навязывают готовые ответы.

    6. Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим

    упорством в решении задач.

    7. Характерная для одаренного ребенка увлеченность заданиями в сочетании с

    отсутствием опыта часто приводит к тому, что он пытается заниматься тем,

    что ему еще пока не по силам.

    III. Психосоциальная чувствительность.

    1. Одаренные дети обнаруживают обостренное чувство справедливости;

    опережающее нравственное развитие опирается на опережающее развитие

    восприятия и познания.

    2. Они остро реагируют на несправедливость окружающего мира, предъявляют

    высокие требования к себе и окружающим.

    3. Живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач,

    творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображаемые друзья,

    братья и сестры) весьма характерны для одаренных детей.

    4. Дети обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия,

    игру слов, шутки.

    5. Им недостает эмоционального баланса, в раннем возрасте одаренные дети

    нетерпеливы и порывисты.

    6. Порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость.

    Они чрезвычайно чувствительны к невербальным сигналам окружающих.

    7. Эгоцентризм в этом возрасте как у обычных детей.

    8. Нередко у одаренных детей развиваются негативное самовосприятие,

    возникают трудности в общении со сверстниками.

    IV. Физические характеристики.

    1. Одаренных детей отличает высокий энергетический уровень, причем спят они

    меньше обычного.

    2. Их моторная координация и владение руками часто отстают от

    познавательных способностей. Им необходима практика. Разница в

    интеллектуальном и физическом развитии таких детей может обескураживать

    их и развивать несамостоятельность.

    3. Зрение одаренных детей (в возрасте до 8 лет) часто нестабильно, им

    трудно менять фокус с близкого расстояния на дальнее.

    V. Особенности системы отношений.

    В дошкольном возрасте ведущая деятельность – ролевая игра. У детей

    возникает достаточно выраженная и устойчивая потребность общения со

    сверстниками (М.И. Лисина, Л.Н. Галигузова, 1980), развивается

    потребность в признании их со стороны. В старшем дошкольном возрасте

    наряду с наиболее значимыми взрослыми для ребенка становиться референтной

    и группа сверстников (В.В. Абраменкова, Н.А. Пастернак, 1990).

    Некоторые особенности поведения и личности одаренного ребенка могут

    привести к непониманию их сверстниками, конфликтности их взаимоотношений,

    вплоть до изоляции ребенка со стороны детей. Среди причин называются:

    неумение слушать собеседника, стремление к доминантности, брать на себя

    роль организатора совместных игр, тенденция к демонстрации собственных

    знаний (которая во многом закрепляется взрослыми), стремление

    монополизировать внимание взрослого, нетерпимость по отношению к менее

    успешным детям, некомформность, привычка поправлять других и т. д. Л.

    Хомиенгуерт указывает еще на одну причину возможной изоляции одаренных

    детей – в силу высокого умственного развития им могут быть неинтересны

    игры сверстников.

    Сталкиваясь с трудностями во взаимоотношениях со сверстниками и не

    понимая их причин, такие дети часто стремятся к дружбе с взрослыми или со

    старшими детьми. Но в общении с последними у них могут возникнуть

    трудности. Причина в том, что старшие опережают в физическом развитии, в

    силу чего одаренным детям трудно стать лидером в таком обществе.

    Переживания по поводу того, что они не могут сделать что-то, как старшие

    дети, у которых лучше развиты двигательные навыки, может привести к

    ощущению одаренными детьми собственной неадекватности и формированию у

    них низкой самооценки, так как они очень критичны к своим достижениям.

    Одаренные дети в большей степени, чем их сверстники с обычным уровнем

    развития, подвержены негативному влиянию неблагополучия в сфере

    взаимодействия и взаимоотношений из-за их повышенной чувствительности к

    социальной действительности. Поэтому различные нарушения в общении с

    людьми могут существенно сказаться на их представлении о себе и своих

    возможностях, тогда как важнейшим условием реализации их потенциала

    является наличие у таких детей позитивной Я-концепции.

    VI. Поведенческие особенности, свидетельствующие о социально-

    психологической дезадаптации.

    Продолжительное подавление интеллектуальных и экспрессивных потребностей

    одаренного ребенка может привести к эмоциональным сложностям, неврозам и

    даже психозам. Неврозы могут вызвать периоды депрессии, когда ребенок не

    в состоянии понять причины неприятия окружающими естественных для него

    тенденций и стремлений. Он может уйти в воображаемый мир, где стирается

    граница между реальностью и вымыслом.

    Из-за скрытых, неосознаваемых высоких родительских ожиданий у ребенка у

    ребенка может развиться стремление доводить все совершенства –

    перфекционизм.

    VII. Методики выявления одаренности.

    1. Тест Векслера,

    2. Модификация теста Торренса,

    3. Тесты Стенфорд-Бине,

    4. Задачи Пиаже,

    5. Матрицы Равена

    6. «Резервирующая модель» Гауэна,

    7. Тест Слоссена – измерение уровня IQ,

    8. Рисуночный тест на интеллект.

    VIII. Технология работы с одаренными детьми.

    Следует помнить, что как бы не был одарен ребенок, его нужно учить. Важно

    приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать

    решения.

    Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков, что может

    вылиться в проблему.

    У такого ребенка трудно воспитывать терпение и ненавязчивость. Необходима

    огромная загрузка ребенка, с дошкольного возраста его следует приобщать к

    творческому труду, создавать обстановку для творчества.

    Для развития своих талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться

    временем и пространством, обучаться по расширенному учебному плану и

    чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны своего учителя.

    Широкие временные рамки способствуют развитию проблемно-поискового

    аспекта. Акцент делается не на то, что изучать, а на то, как изучать.

    Если одаренному ребенку предоставлена возможность не спешить с

    выполнением задачи и не перескакивать с одного на другое, он наилучшим

    образом постигнет тайну связи между явлениями и научиться применять свои

    открытия на практике. Неограниченные возможности анализировать

    высказанные идеи и предположения, глубоко вникать в существо проблем

    способствуют проявлению природной любознательности и пытливости, развитию

    аналитического и критического мышления.

    Одной из форм работы с талантливыми детьми в современных условиях

    является создание Домов детского творчества.

    Так, в Клинском Доме детского творчества существует Школа народной

    культуры, где в фольклорном кружке занимаются дети с 4-х лет. В комнате,

    оформленной как русская изба, ребята познают прошлое и настоящее

    народного искусства. Дети собирают и записывают старинные песни и

    частушки, пословицы и поговорки. В подготовке концертов, шитье костюмов,

    помогают родители.

    Кружковцы отмечают как праздник День Ивана Купалы, Масленицу, Рождество.

    Отчетом их занятий служат концерты и ярмарки детских поделок.

    Важно, увидев талант ребенка, не пускать на самотек, не думать что он сам

    найдет дорогу. Нужно обеспечит максимальное развитие; не помогая нетрудно

    сделать его ниже посредственности.

    Библиография

    1. «Одаренные дети», перевод с английского. Общая редакция Бурлинской Г.В.

    и Слуцкого В.М., «Прогресс», 1991,

    2. «Одаренный ребенок» под редакцией Дьяченко О.М. М. 1997.

    3. Бернс Р. «Развитие Я-концепции и воспитание», М. 1986,

    4. Божович Л.И. «Избранные психологические труды. Проблемы формирования

    личности», М. 1995,

    5. Божович Л.И. «Личность и ее формирование в детском возрасте», М. 1976,

    6. Денисенкова Н.С. (СССУКА!!!) «Формирование познавательной направленности

    у детей 6-летнего возраста на занятиях в детском саду», автореферат

    диссертации кандидата психологических наук, М. 1991,

    7. Коломинский Я.Л. «Психология детского коллектива», Минск, 1984,

    8. Матюшкин А.М. «Загадки одаренности», М. 1993,

    9. Матюшкин А.М. «Творческий потенциал одаренности: структура и развитие»,

    «Психология сегодня» т. 2, М. 1996,

    10. Равич-Щербо И.В. «О природных предпосылках индивидуальности», Таллинн,

    1980,

    11. Тепилов Б.М. «Проблема индивидуальных различий», М. 1961,

    12. Хеллер К.А. Перлет Дж, Спервальд В. «Лонгитюдное исследование

    одаренности», «Вопросы психологии» №2, 1991,

    | |

    |Сим-карты МТС |

    |Тариф «Любимый» с прямым номером - $75, |

    |Тариф «Молодежный» с федеральным - $40, |

    |«МТС+ Экстренный международный» - $35. |

    |Разрешение, доставка. |

    |233 4772, simcard@newmail.ru |


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.