МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Слепоглухие дети. Реабилитация и обучение

    Взрослый возраст

    Основная работа с такими людьми сводится к процессу социализации их в

    обществе. Задача социальных ведомств- формирование положительного опыта

    социального поведения, навыков коммуникации с обычными людьми. Необходима

    психологическая поддержка, способствующая ликвидации барьера между слепо-

    глухим и обычным человеком. После школы слепо-глухой человек сформирован

    как личность, способен к самостоятельной жизни, и необходимо максимальное

    содействие ему для его дальнейшего продвижения по жизни.

    Должна проводиться дальнейшая работа по недопущению замыкания слепо-

    глухого человека в себе- проведение психологических тренингов, создание

    клубов, кружков.

    Предшествующий опыт показывает, что успешная социализация слепо-глухих

    возможна. Существуют примеры того, как ,даже будучи слепо-глухим, человек

    добивался огромных успехов в жизни, вплоть до мирового признания. Яркий

    пример- Элен Келлер- общественный деятель, писатель, философ. Потеря зрения

    и слуха произошла в возрасте 1 года 7 месяцев. Однако эта женщина сумела

    пройти путь социализации и достигла высот, до которых большинству обычных

    здоровых людей далеко.

    В России к таким личностям необходимо отнести Ольгу Ивановну

    Скороходову. Ольга Ивановна потеряла слух и зрение в возрасте 8 лет. Однако

    это ее не остановило, и , опираясь на близких, и в первую очередь на саму

    себя Ольга Ивановна сумела преодолеть свою первоначальную беспомощность и

    стать известным философом и мыслителем, выпустив не одну книгу как у нас

    так и на Западе.

    Очерк о жизни Ольги Ивановны СКОРОХОДОВОЙ (1911-1982)

    Слепоглухая Ольга Ивановна Скороходова публично будет отстаивать свое

    право стать в один ряд с учеными нашей страны. Спокойным, ровным голосом

    говорит Скороходова о своей работе, которая представлена на соискание

    ученой степени кандидата педагогических наук. Быстро отвечает на вопросы.

    Возражает, когда не соглашается. Даже не верится, что это человек, лишенный

    зрения и слуха.

    Только внимательно присмотревшись, можно заметить, что Ольга Ивановна

    правой рукой быстро водит по наколотой (по системе Брайля) бумаге и время

    от времени дотрагивается до горла, проверяя, говорит ли она. Она не слышит

    ни звука, а вопросы ей через руку специальной азбукой передает переводчик.

    В качестве диссертации Скороходова защищала свою ставшую широко известной

    книгу "Как я воспринимаю и представляю окружающий мир". Перед ученым

    советом лежали чешское, китайское, румынское, немецкое издания.

    Книга Скороходовой не развивала, не продолжала - она создавала науку. А

    ее автором был человек, который завоевал свое место в жизни, победив мрак и

    безмолвие. Ольга Скороходова родилась 11 (24) мая 1911 года на Украине, в

    селе Белозерка (недалеко от Херсона). Ее родители - бедные крестьяне. В

    автобиографии Ольга Ивановна писала: "Когда отца в 1914 году угнали на

    войну, мать осталась единственной работницей в семье, состоящей из братьев

    и сестер моего отца и больного дедушки.

    Мать много работала - батрачила у священника... Но как ни тяжелы были

    годы моей маленькой жизни, они все же были моим "золотым детством" до того

    дня, как я заболела". В арсенале кинематографистов есть такой прием, когда

    на несколько мгновений вдруг исчезает изображение и выключается звук.

    Используется этот прием крайне редко, потому что зрителю становится не по

    себе. Но гораздо страшнее, если нечто подобное случается в жизни.

    Оля заболела менингитом и полностью потеряла сначала зрение, потом слух

    и частично речь. Наступили полная тьма и полная тишина... Началась жизнь

    без звуков и красок. Ночь или день - все одинаково. Только руки ей

    "рассказывали" о том, что происходит вокруг. Мать Оли - Мария Тимофеевна -

    делала все, что могла: возила дочь к врачам в Херсон, но они только

    сочувствующе гладили девочку по голове да советовали матери не падать

    духом.

    Потянулись дни постоянного одиночества (мать была на работе с утра до

    ночи), беспомощности и почти полной изолированности от внешнего мира. В той

    же автобиографии Скороходова пишет: "Наступил самый трудный, голодный для

    нашего села 1922 год... Слабая и больная мать слегла в постель, незрячей и

    почти глухой девочке пришлось обслуживать и себя, и больную мать...". А

    новая беда уже стояла у ворот: от туберкулеза мать умирает. Истощенную, в

    полусознательном состоянии Олю забрала к себе ее тетка.

    Осенью 1922 года Херсонский отдел народного образования направил

    девочку в одесскую школу для слепых детей. В начале 1925 года слепоглухая и

    почти уже немая Оля попадает в школу-клинику для слепоглухонемых детей. Эту

    клинику в Харькове создал профессор И.А. Соколянский (1923). "Для меня, -

    пишет Ольга, - началась совершенно новая, необычная жизнь. В то время в

    клинике было уже пять воспитанников. Нас окружили большой заботой.

    Наши воспитатели, педагоги и сам И.А. Соколянский любили нас не меньше,

    чем своих родных детей". Прошло некоторое время, и у Ольги Скороходовой

    удалось восстановить речь. При помощи специальной методики с использованием

    дактильного (пальцевого) алфавита и рельефно-точечного (брайлевского)

    шрифта было организовано систематическое обучение всем предметам школьного

    курса. Любимым предметом Ольги была литература. Особенно ей нравился

    Горький.

    В 1932 году, когда отмечалось 40-летие литературной деятельности

    писателя, девушка, набравшись храбрости, послала Алексею Максимовичу

    поздравительное письмо. Долгожданный ответ пришел не скоро: немало

    корреспондентов было у юбиляра. Завязалась переписка. Письма Горького

    поддерживали Ольгу, помогали ей жить. Удивительным человеком была Ольга

    Скороходова. С ней можно было часами говорить о литературе, искусстве...

    Начитанность ее была поразительной.

    Русская и зарубежная литература - для нее родной дом, в котором все до

    мельчайших подробностей знакомо и дорого. Она не только любила и знала

    поэзию, но и сама с юных лет сочиняла стихи. Горький считал, что Ольга

    обладала настоящим поэтическим даром. Вот, к примеру, только одно

    четверостишие из ее стихотворения "Весна": Молодая весна многозвучий полна,

    Прилетела из дальнего края. Зашумели леса, заблестела гроза, Пробужденье

    природы встречая...

    Когда Ольга рассказывала о скульптуре, то казалось, что оживают

    тончайшие линии изваяния, каждая бороздка, проведенная резцом мастера. Ее

    негромкий голос звучал мягко и мелодично, живо предавая оттенки чувств и

    мыслей. Трудно было поверить, что эта девушка, обладающая широкими

    познаниями, разносторонними интересами и огромной внутренней культурой, с

    восьми лет лишена зрения, слуха... Испытаний, которые выпали на долю Ольги

    Скороходовой, хватило бы на нескольких человек. Вот только одно из них.

    Оля много лет ничего не знала о судьбе своего отца - где он, что с ним?

    Но в 1933 году после долгой разлуки они встретились. Нет слов, чтобы

    передать волнение, охватившее Ольгу. Как отнесется к ней, такой, отец? Была

    еще одна причина для волнений: у отца уже другая семья, есть и другая

    дочь... Между Ольгой и отцом начинается переписка. Вскоре Ольга стала

    получать письма и от жены отца, которая оказалась простой и добросердечной

    женщиной.

    Оля никому не хотела быть обузой, она старалась убедить, что не

    испытывает ни малейшего желания поселиться у них, уверяла, что она не

    абсолютный инвалид, что найдет свое место в жизни, а от них ждет только

    хорошего отношения к себе - их человеческой любви и дружбы.

    Ольга Скороходова получила среднее образование. Ее литературные способности

    окрепли: она пишет заметки, статьи, очерки, стихи... По совету профессора

    Соколянского Ольга вела записи того, как она воспринимает мир.

    (Как же пригодились ей эти записи впоследствии!) Она готовилась к

    поступлению в Литературный институт. Но... Восемь воспитанников было в

    школе Соколянского, когда началась Великая Отечественная война. Харьков

    оккупировали фашисты. Ворвавшиеся в школу гитлеровцы убили шестерых

    воспитанников. Лишь двое каким-то чудом спаслись. Одной из уцелевших была

    Ольга Скороходова. В 1943 году наши войска освободили Харьков.

    Через год Ольга была уже в Москве, где встретилась со своим учителем

    Иваном Афанасьевичем Соколянским и не расставалась с ним уже до самой его

    смерти. Наступил 1947 год. Скороходова публикует свою книгу "Как я

    воспринимаю окружающий мир". Книга представляла исключительный интерес для

    дефектологии, психологии и была отмечена премией К.Д. Ушинского.

    В 1948 году Ольга Скороходова становится научным сотрудником

    (позднее старшим научным сотрудником) Научно-исследовательского института

    дефектологии АПН СССР (ныне: Институт коррекционной педагогики РАО). Имя и

    труды Скороходовой - единственного в мире слепоглухого научного работника -

    приобретают все большую известность. В 1954 году выходит в свет ее новая

    книга "Как я воспринимаю и представляю окружающий мир". Она тоже была

    удостоена премии К.Д. Ушинского. В 1961 году Скороходова блестяще защищает

    кандидатскую диссертацию и ей присваивается ученая степень кандидата

    педагогических наук (по психологии). Известно, что потеря зрения и слуха

    делает судьбу людей особенно тяжелой, потому что появляется ощущение личной

    катастрофы. Острейшее переживание несчастья способно породить желание уйти

    из жизни. Не избежала этого и Ольга Ивановна: когда ей было 18 лет, она

    хотела отравиться... Выработка стратегии и тактики общения с людьми - это

    настоящее искусство.

    Даже маленькие победы давались ей с трудом, был знаком и горький вкус

    поражений. "Да, мне бывает нелегко, когда приходится смешивать кипяток

    сердечных струй с холодной водой", - записала она однажды в своем дневнике.

    Самообладание и душевная энергия Ольги Скороходовой были, казалось,

    неисчерпаемы. Отчасти этими качествами ее наградила природа. Но кроме того,

    силы для борьбы она черпала в понимании значимости своего труда и его

    необходимости для людей с похожей на ее судьбой.

    Работа над книгами приносила ей радость. И вот в 1972 году выходит из

    печати большой труд "Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий

    мир", собравший воедино все ее книги, статьи и стихи разных лет. Он был

    признан крупным вкладом в отечественную психологическую и педагогическую

    науку. Скороходовой присуждается Первая премия Академии педагогических

    наук. Скоро этот труд стал широко известен во многих странах.

    В мировой литературе монография Скороходовой - это единственное

    произведение, в котором автор, лишенный зрения и слуха, не только описывает

    свои психологические функции на разных стадиях онтогенеза, но и глубоко их

    анализирует. Этот научно-исследовательский труд написан в оригинальной

    форме - автобиографические материалы, дневниковые записи, воспоминания,

    стихи... Ольга Скороходова помогала попавшим в беду людям не только своими

    научными трудами, но и практической деятельностью.

    Она, к примеру, во многом содействовала открытию в подмосковном

    Павловском Посаде школы-интерната для слепоглухонемых детей (1963). В 1974

    году за большие заслуги в области специальной педагогики и многолетнюю

    плодотворную деятельность по обучению и воспитанию детей с нарушением слуха

    и зрения Скороходова была награждена Орденом Трудового Красного Знамени.

    Скороходова всегда живо интересовалась вопросами школьной и студенческой

    жизни, принимала участие в работе научных конференций как в нашей стране,

    так и за рубежом. Она вела обширную переписку. Ей писали ученые (И. Павлов)

    и писатели (М. Горький, П. Тычина, М. Рыльский, С.Я. Маршак, М. Бажан),

    учителя и многочисленные читатели со всего света. Была ли она счастлива в

    жизни? Может быть, найти ответ на этот непростой вопрос нам поможет строфа

    из ее стихотворения "Письмо": Я прошла сквозь мрак и бури, Я пути искала к

    свету, - К жизни творческой, богатой... И нашла! Запомни это! О.И.

    Скороходова умерла в 1982 году. Ее книги, книги человека-победителя,

    помогают людям не падать духом, в них - "наука побеждать".

    Коррекционная педагогика

    Коррекционная (специальная) педагогика - это область педагогики,

    изучающая условия обучения и воспитания, необходимые детям с различными

    психофизическими нарушениями для достижения максимально возможного уровня

    личностного развития, образования и готовности к самостоятельной взрослой

    жизни.

    Коррекционная (специальная) педагогика состоит из разделов, изучающих

    условия обучения и воспитания детей с определенным нарушением развития

    (глухих и слабослышащих; слепых и слабовидящих; детей с нарушением

    интеллекта; эмоционального развития; функций опорно-двигательного аппарата;

    задержкой психического развития, сложной структурой нарушений).

    Главной задачей педагогики является разработка методологических,

    теоретических и методических основ систем специального обучения и

    воспитания.

    В рамках сложившейся отечественной научной традиции главными ценностями

    специального образования применительно к каждому возрастному этапу

    признаются продвижение ребенка по пути нормального психического развития,

    предупреждение и коррекция вторичных по своей природе нарушений, уровень

    личностного развития, образования и жизненной компетенции.

    Центральной проблемой коррекционной (специальной) педагогики является

    поиск путей разрешения противоречия между необходимостью и возможностью

    взрослых передать ребенку социальный и культурный опыт, поскольку в случаях

    нарушения развития перестают действовать или оказываются недостаточно

    состоятельными традиционные способы решения традиционных образовательных и

    воспитательных задач. Вследствие этого возникает задача разработки

    "обходных путей" и специфичных средств решения традиционных образовательных

    и воспитательных задач применительно к каждому этапу развития.

    Основной задачей современного этапа является научное обеспечение процесса

    перехода к системе специального образования нового типа.

    Приоритетными направлениями исследований являются:

    Разработка научных основ системы раннего (с первых месяцев жизни ребенка)

    выявления отклонений в развитии детей и "гибкой" системы ранней комплексной

    (медико-психолого-педагогической) помощи детям с нарушениями развития;

    Развитие систем дошкольного воспитания и обучения детей с различными

    нарушениями развития с учетом нового базиса системы специального

    образования и многообразия форм организации дошкольной подготовки;

    разработка содержания и методов взаимодействия специалистов с семьей,

    воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии; переосмысление соотношения

    стандартов образования и жизненной компетенции, определяющее новое

    содержание личностно ориентированного специального обучения детей школьного

    возраста с различными нарушениями развития, разработка специальной

    педагогической поддержки процессов социально-эмоционального развития,

    становления самосознания детей с различными нарушениями развития на всех

    возрастных этапах; разработка методов и технологий качественной

    индивидуализации специального образования,определение роли и функций

    информационных технологий в решении центральных проблем коррекционного

    обучения; разработка научных основ создания

    компьютерно опосредованных технологий специального обучения разных

    категорий детей, разработка содержания и методов психологического

    сопровождения детей с различными нарушениями в развитии в процессе

    образования, разработка технологий взаимодействия специалистов разного

    профиля, участвующих в процессе образования. Разработка научных основ

    интегрированного обучения и новых форм взаимодействия массового и

    специального образования.

    Перед коррекционной (специальной) педагогикой, накопившей в процессе

    своего исторического развития бесценный опыт разработки дифференцированных

    систем специального образования разных категорий детей, стоит задача его

    целостного системного осмысления. Одним из ключевых и играющих особую роль

    в укреплении целостности современной коррекционной (специальной) педагогики

    как области научного знания является понятие "ребенок с особыми

    образовательными потребностями". Развитие этого понятия в контексте теории

    Л.С.Выготского открывает возможность опережающего проектирования общей

    модели системы специального образования нового типа, на основе которой

    можно проектировать пути ее реализации применительно к обучению разных,

    ранее не охваченных системой специального образования категорий детей, а

    также совершенствовать ранее созданные системы. «Самым главным и в то же

    время самым трудным в начальной работе со слепоглухим ребенком является

    выработка средств общения с ним (контакта). Говорить о какой бы то ни было

    форме речи, при помощи которой можно было бы с ним общаться в такой мере,

    чтобы можно было установить взаимопонимание, не приходится».

    КОНВЕНЦИЯ 159

    О профессиональной реабилитации и занятости

    инвалидов

    Избранные статьи.

    Раздел I. Определения и сфера применения

    Статья 1

    1. Термин "инвалид" означает лицо, возможности которого получать, сохранять

    подходящую работу и продвигаться по службе значительно ограничены в связи

    с надлежащим образом подтвержденным физическим или психическим

    дефектом.

    2. Каждый Член Организации считает задачей профессиональной реабилитации

    обеспечение инвалиду возможности получать, сохранять подходящую работу и

    продвигаться по службе, способствуя тем самым его социальной интеграции или

    ре-интеграции.

    3. Положения настоящей Конвенции применяются каждым Членом Организации

    посредством мер, которые соответствуют национальным условиям и не

    противоречат национальной практике.

    4. Положения настоящей Конвенции распространяются на все категории

    инвалидов.

    Раздел П. Принцип профессиональной реабилитации и политика

    занятости в отношении инвалидов

    Статья 2

    Каждый Член Организации разрабатывает, осуществляет и периодически

    пересматривает национальную политику в области профессиональной

    реабилитации и занятости инвалидов.

    Статья 3

    Указанная политика направлена на то, чтобы соответствующие меры по

    профессиональной реабилитации распространялись на все категории инвалидов,

    а также на содействие возможностям занятости инвалидов на свободном рынке

    труда.

    Статья 4

    Указанная политика основана на принципе равенства возможностей

    инвалидов и работников в целом. Соблюдается равенство обращения и

    возможностей для работников мужчин и женщин, являющихся инвалидами.

    Статья 5

    Проводятся консультации с представительными организациями работодателей

    и работников по осуществлению указанной политики. Проводятся также

    консультации с представительными организациями инвалидов и по делам

    инвалидов.

    Раздел III. Меры на национальном уровне по развитию служб

    профессиональной реабилитации и занятости инвалидов

    Статья 8

    Принимаются меры для содействия созданию и развитию служб

    профессиональной реабилитации и занятости инвалидов в сельских районах и в

    отдаленных местностях.

    Статья 9

    Каждый Член Организации ставит целью обеспечивать подготовку и наличие

    консультантов по реабилитации и другого, имеющего соответствующую

    квалификацию персонала, отвечающего за профессиональную ориентацию,

    профессиональное обучение, трудоустройство и занятость инвалидов.

    •-

    Список используемой литературы

    1. Гончарова Е.Л. Программа целенаправленого формирования читательской

    деятельности у детей с глубокими нарушениями зрения и

    слуха.//Дефектология № 5 1996

    2. Заречнова Е.А. Формирование коммуникативной деятельности у слепоглухих

    детей как психолого-педагогическая проблема. // брошюра «Обучение и

    воспитание детей со сложной структурой дефекта в детском доме

    слепоглухих.» - Сергиев Посад 1998

    3. Николаева Т.В. Рисунки слабовидящих глухих детей, овладевающих словесной

    речью, как средство общения и подготовки к чтению. // брошюра «Обучение

    и воспитание детей со сложной структурой дефекта в детском доме

    слепоглухих.» - Сергиев Посад 1998

    4. Соколянский И.А. Обучение слепоглухонемых детей//Обучение и воспитание

    слепоглухонемых детей.-М.: АПН РСФСР.-1962.-С.15-30 /вып.121/.

    5. Пташник Е.В. Организационно-методические условия работы по « Программе

    формирования базовых компонентов читательской деятельности у детей с

    глубокими нарушениями зрения и слуха» Е.Л.Гончаровой в подготовительном -

    первом классах школы для слепоглухих детей. // брошюра «Обучение и

    воспитание детей со сложной структурой дефекта в детском доме

    слепоглухих.» - Сергиев Посад 1998

    6. Мещеряков А. И. Обучение слепоглухонемых детей. 1974. М.

    7. Левитин К.Е. Я прошла сквозь мрак и бури... 2-е изд. М., 1981.

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.