Слепоглухие дети. Реабилитация и обучение
Взрослый возраст
Основная работа с такими людьми сводится к процессу социализации их в
обществе. Задача социальных ведомств- формирование положительного опыта
социального поведения, навыков коммуникации с обычными людьми. Необходима
психологическая поддержка, способствующая ликвидации барьера между слепо-
глухим и обычным человеком. После школы слепо-глухой человек сформирован
как личность, способен к самостоятельной жизни, и необходимо максимальное
содействие ему для его дальнейшего продвижения по жизни.
Должна проводиться дальнейшая работа по недопущению замыкания слепо-
глухого человека в себе- проведение психологических тренингов, создание
клубов, кружков.
Предшествующий опыт показывает, что успешная социализация слепо-глухих
возможна. Существуют примеры того, как ,даже будучи слепо-глухим, человек
добивался огромных успехов в жизни, вплоть до мирового признания. Яркий
пример- Элен Келлер- общественный деятель, писатель, философ. Потеря зрения
и слуха произошла в возрасте 1 года 7 месяцев. Однако эта женщина сумела
пройти путь социализации и достигла высот, до которых большинству обычных
здоровых людей далеко.
В России к таким личностям необходимо отнести Ольгу Ивановну
Скороходову. Ольга Ивановна потеряла слух и зрение в возрасте 8 лет. Однако
это ее не остановило, и , опираясь на близких, и в первую очередь на саму
себя Ольга Ивановна сумела преодолеть свою первоначальную беспомощность и
стать известным философом и мыслителем, выпустив не одну книгу как у нас
так и на Западе.
Очерк о жизни Ольги Ивановны СКОРОХОДОВОЙ (1911-1982)
Слепоглухая Ольга Ивановна Скороходова публично будет отстаивать свое
право стать в один ряд с учеными нашей страны. Спокойным, ровным голосом
говорит Скороходова о своей работе, которая представлена на соискание
ученой степени кандидата педагогических наук. Быстро отвечает на вопросы.
Возражает, когда не соглашается. Даже не верится, что это человек, лишенный
зрения и слуха.
Только внимательно присмотревшись, можно заметить, что Ольга Ивановна
правой рукой быстро водит по наколотой (по системе Брайля) бумаге и время
от времени дотрагивается до горла, проверяя, говорит ли она. Она не слышит
ни звука, а вопросы ей через руку специальной азбукой передает переводчик.
В качестве диссертации Скороходова защищала свою ставшую широко известной
книгу "Как я воспринимаю и представляю окружающий мир". Перед ученым
советом лежали чешское, китайское, румынское, немецкое издания.
Книга Скороходовой не развивала, не продолжала - она создавала науку. А
ее автором был человек, который завоевал свое место в жизни, победив мрак и
безмолвие. Ольга Скороходова родилась 11 (24) мая 1911 года на Украине, в
селе Белозерка (недалеко от Херсона). Ее родители - бедные крестьяне. В
автобиографии Ольга Ивановна писала: "Когда отца в 1914 году угнали на
войну, мать осталась единственной работницей в семье, состоящей из братьев
и сестер моего отца и больного дедушки.
Мать много работала - батрачила у священника... Но как ни тяжелы были
годы моей маленькой жизни, они все же были моим "золотым детством" до того
дня, как я заболела". В арсенале кинематографистов есть такой прием, когда
на несколько мгновений вдруг исчезает изображение и выключается звук.
Используется этот прием крайне редко, потому что зрителю становится не по
себе. Но гораздо страшнее, если нечто подобное случается в жизни.
Оля заболела менингитом и полностью потеряла сначала зрение, потом слух
и частично речь. Наступили полная тьма и полная тишина... Началась жизнь
без звуков и красок. Ночь или день - все одинаково. Только руки ей
"рассказывали" о том, что происходит вокруг. Мать Оли - Мария Тимофеевна -
делала все, что могла: возила дочь к врачам в Херсон, но они только
сочувствующе гладили девочку по голове да советовали матери не падать
духом.
Потянулись дни постоянного одиночества (мать была на работе с утра до
ночи), беспомощности и почти полной изолированности от внешнего мира. В той
же автобиографии Скороходова пишет: "Наступил самый трудный, голодный для
нашего села 1922 год... Слабая и больная мать слегла в постель, незрячей и
почти глухой девочке пришлось обслуживать и себя, и больную мать...". А
новая беда уже стояла у ворот: от туберкулеза мать умирает. Истощенную, в
полусознательном состоянии Олю забрала к себе ее тетка.
Осенью 1922 года Херсонский отдел народного образования направил
девочку в одесскую школу для слепых детей. В начале 1925 года слепоглухая и
почти уже немая Оля попадает в школу-клинику для слепоглухонемых детей. Эту
клинику в Харькове создал профессор И.А. Соколянский (1923). "Для меня, -
пишет Ольга, - началась совершенно новая, необычная жизнь. В то время в
клинике было уже пять воспитанников. Нас окружили большой заботой.
Наши воспитатели, педагоги и сам И.А. Соколянский любили нас не меньше,
чем своих родных детей". Прошло некоторое время, и у Ольги Скороходовой
удалось восстановить речь. При помощи специальной методики с использованием
дактильного (пальцевого) алфавита и рельефно-точечного (брайлевского)
шрифта было организовано систематическое обучение всем предметам школьного
курса. Любимым предметом Ольги была литература. Особенно ей нравился
Горький.
В 1932 году, когда отмечалось 40-летие литературной деятельности
писателя, девушка, набравшись храбрости, послала Алексею Максимовичу
поздравительное письмо. Долгожданный ответ пришел не скоро: немало
корреспондентов было у юбиляра. Завязалась переписка. Письма Горького
поддерживали Ольгу, помогали ей жить. Удивительным человеком была Ольга
Скороходова. С ней можно было часами говорить о литературе, искусстве...
Начитанность ее была поразительной.
Русская и зарубежная литература - для нее родной дом, в котором все до
мельчайших подробностей знакомо и дорого. Она не только любила и знала
поэзию, но и сама с юных лет сочиняла стихи. Горький считал, что Ольга
обладала настоящим поэтическим даром. Вот, к примеру, только одно
четверостишие из ее стихотворения "Весна": Молодая весна многозвучий полна,
Прилетела из дальнего края. Зашумели леса, заблестела гроза, Пробужденье
природы встречая...
Когда Ольга рассказывала о скульптуре, то казалось, что оживают
тончайшие линии изваяния, каждая бороздка, проведенная резцом мастера. Ее
негромкий голос звучал мягко и мелодично, живо предавая оттенки чувств и
мыслей. Трудно было поверить, что эта девушка, обладающая широкими
познаниями, разносторонними интересами и огромной внутренней культурой, с
восьми лет лишена зрения, слуха... Испытаний, которые выпали на долю Ольги
Скороходовой, хватило бы на нескольких человек. Вот только одно из них.
Оля много лет ничего не знала о судьбе своего отца - где он, что с ним?
Но в 1933 году после долгой разлуки они встретились. Нет слов, чтобы
передать волнение, охватившее Ольгу. Как отнесется к ней, такой, отец? Была
еще одна причина для волнений: у отца уже другая семья, есть и другая
дочь... Между Ольгой и отцом начинается переписка. Вскоре Ольга стала
получать письма и от жены отца, которая оказалась простой и добросердечной
женщиной.
Оля никому не хотела быть обузой, она старалась убедить, что не
испытывает ни малейшего желания поселиться у них, уверяла, что она не
абсолютный инвалид, что найдет свое место в жизни, а от них ждет только
хорошего отношения к себе - их человеческой любви и дружбы.
Ольга Скороходова получила среднее образование. Ее литературные способности
окрепли: она пишет заметки, статьи, очерки, стихи... По совету профессора
Соколянского Ольга вела записи того, как она воспринимает мир.
(Как же пригодились ей эти записи впоследствии!) Она готовилась к
поступлению в Литературный институт. Но... Восемь воспитанников было в
школе Соколянского, когда началась Великая Отечественная война. Харьков
оккупировали фашисты. Ворвавшиеся в школу гитлеровцы убили шестерых
воспитанников. Лишь двое каким-то чудом спаслись. Одной из уцелевших была
Ольга Скороходова. В 1943 году наши войска освободили Харьков.
Через год Ольга была уже в Москве, где встретилась со своим учителем
Иваном Афанасьевичем Соколянским и не расставалась с ним уже до самой его
смерти. Наступил 1947 год. Скороходова публикует свою книгу "Как я
воспринимаю окружающий мир". Книга представляла исключительный интерес для
дефектологии, психологии и была отмечена премией К.Д. Ушинского.
В 1948 году Ольга Скороходова становится научным сотрудником
(позднее старшим научным сотрудником) Научно-исследовательского института
дефектологии АПН СССР (ныне: Институт коррекционной педагогики РАО). Имя и
труды Скороходовой - единственного в мире слепоглухого научного работника -
приобретают все большую известность. В 1954 году выходит в свет ее новая
книга "Как я воспринимаю и представляю окружающий мир". Она тоже была
удостоена премии К.Д. Ушинского. В 1961 году Скороходова блестяще защищает
кандидатскую диссертацию и ей присваивается ученая степень кандидата
педагогических наук (по психологии). Известно, что потеря зрения и слуха
делает судьбу людей особенно тяжелой, потому что появляется ощущение личной
катастрофы. Острейшее переживание несчастья способно породить желание уйти
из жизни. Не избежала этого и Ольга Ивановна: когда ей было 18 лет, она
хотела отравиться... Выработка стратегии и тактики общения с людьми - это
настоящее искусство.
Даже маленькие победы давались ей с трудом, был знаком и горький вкус
поражений. "Да, мне бывает нелегко, когда приходится смешивать кипяток
сердечных струй с холодной водой", - записала она однажды в своем дневнике.
Самообладание и душевная энергия Ольги Скороходовой были, казалось,
неисчерпаемы. Отчасти этими качествами ее наградила природа. Но кроме того,
силы для борьбы она черпала в понимании значимости своего труда и его
необходимости для людей с похожей на ее судьбой.
Работа над книгами приносила ей радость. И вот в 1972 году выходит из
печати большой труд "Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий
мир", собравший воедино все ее книги, статьи и стихи разных лет. Он был
признан крупным вкладом в отечественную психологическую и педагогическую
науку. Скороходовой присуждается Первая премия Академии педагогических
наук. Скоро этот труд стал широко известен во многих странах.
В мировой литературе монография Скороходовой - это единственное
произведение, в котором автор, лишенный зрения и слуха, не только описывает
свои психологические функции на разных стадиях онтогенеза, но и глубоко их
анализирует. Этот научно-исследовательский труд написан в оригинальной
форме - автобиографические материалы, дневниковые записи, воспоминания,
стихи... Ольга Скороходова помогала попавшим в беду людям не только своими
научными трудами, но и практической деятельностью.
Она, к примеру, во многом содействовала открытию в подмосковном
Павловском Посаде школы-интерната для слепоглухонемых детей (1963). В 1974
году за большие заслуги в области специальной педагогики и многолетнюю
плодотворную деятельность по обучению и воспитанию детей с нарушением слуха
и зрения Скороходова была награждена Орденом Трудового Красного Знамени.
Скороходова всегда живо интересовалась вопросами школьной и студенческой
жизни, принимала участие в работе научных конференций как в нашей стране,
так и за рубежом. Она вела обширную переписку. Ей писали ученые (И. Павлов)
и писатели (М. Горький, П. Тычина, М. Рыльский, С.Я. Маршак, М. Бажан),
учителя и многочисленные читатели со всего света. Была ли она счастлива в
жизни? Может быть, найти ответ на этот непростой вопрос нам поможет строфа
из ее стихотворения "Письмо": Я прошла сквозь мрак и бури, Я пути искала к
свету, - К жизни творческой, богатой... И нашла! Запомни это! О.И.
Скороходова умерла в 1982 году. Ее книги, книги человека-победителя,
помогают людям не падать духом, в них - "наука побеждать".
Коррекционная педагогика
Коррекционная (специальная) педагогика - это область педагогики,
изучающая условия обучения и воспитания, необходимые детям с различными
психофизическими нарушениями для достижения максимально возможного уровня
личностного развития, образования и готовности к самостоятельной взрослой
жизни.
Коррекционная (специальная) педагогика состоит из разделов, изучающих
условия обучения и воспитания детей с определенным нарушением развития
(глухих и слабослышащих; слепых и слабовидящих; детей с нарушением
интеллекта; эмоционального развития; функций опорно-двигательного аппарата;
задержкой психического развития, сложной структурой нарушений).
Главной задачей педагогики является разработка методологических,
теоретических и методических основ систем специального обучения и
воспитания.
В рамках сложившейся отечественной научной традиции главными ценностями
специального образования применительно к каждому возрастному этапу
признаются продвижение ребенка по пути нормального психического развития,
предупреждение и коррекция вторичных по своей природе нарушений, уровень
личностного развития, образования и жизненной компетенции.
Центральной проблемой коррекционной (специальной) педагогики является
поиск путей разрешения противоречия между необходимостью и возможностью
взрослых передать ребенку социальный и культурный опыт, поскольку в случаях
нарушения развития перестают действовать или оказываются недостаточно
состоятельными традиционные способы решения традиционных образовательных и
воспитательных задач. Вследствие этого возникает задача разработки
"обходных путей" и специфичных средств решения традиционных образовательных
и воспитательных задач применительно к каждому этапу развития.
Основной задачей современного этапа является научное обеспечение процесса
перехода к системе специального образования нового типа.
Приоритетными направлениями исследований являются:
Разработка научных основ системы раннего (с первых месяцев жизни ребенка)
выявления отклонений в развитии детей и "гибкой" системы ранней комплексной
(медико-психолого-педагогической) помощи детям с нарушениями развития;
Развитие систем дошкольного воспитания и обучения детей с различными
нарушениями развития с учетом нового базиса системы специального
образования и многообразия форм организации дошкольной подготовки;
разработка содержания и методов взаимодействия специалистов с семьей,
воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии; переосмысление соотношения
стандартов образования и жизненной компетенции, определяющее новое
содержание личностно ориентированного специального обучения детей школьного
возраста с различными нарушениями развития, разработка специальной
педагогической поддержки процессов социально-эмоционального развития,
становления самосознания детей с различными нарушениями развития на всех
возрастных этапах; разработка методов и технологий качественной
индивидуализации специального образования,определение роли и функций
информационных технологий в решении центральных проблем коррекционного
обучения; разработка научных основ создания
компьютерно опосредованных технологий специального обучения разных
категорий детей, разработка содержания и методов психологического
сопровождения детей с различными нарушениями в развитии в процессе
образования, разработка технологий взаимодействия специалистов разного
профиля, участвующих в процессе образования. Разработка научных основ
интегрированного обучения и новых форм взаимодействия массового и
специального образования.
Перед коррекционной (специальной) педагогикой, накопившей в процессе
своего исторического развития бесценный опыт разработки дифференцированных
систем специального образования разных категорий детей, стоит задача его
целостного системного осмысления. Одним из ключевых и играющих особую роль
в укреплении целостности современной коррекционной (специальной) педагогики
как области научного знания является понятие "ребенок с особыми
образовательными потребностями". Развитие этого понятия в контексте теории
Л.С.Выготского открывает возможность опережающего проектирования общей
модели системы специального образования нового типа, на основе которой
можно проектировать пути ее реализации применительно к обучению разных,
ранее не охваченных системой специального образования категорий детей, а
также совершенствовать ранее созданные системы. «Самым главным и в то же
время самым трудным в начальной работе со слепоглухим ребенком является
выработка средств общения с ним (контакта). Говорить о какой бы то ни было
форме речи, при помощи которой можно было бы с ним общаться в такой мере,
чтобы можно было установить взаимопонимание, не приходится».
КОНВЕНЦИЯ 159
О профессиональной реабилитации и занятости
инвалидов
Избранные статьи.
Раздел I. Определения и сфера применения
Статья 1
1. Термин "инвалид" означает лицо, возможности которого получать, сохранять
подходящую работу и продвигаться по службе значительно ограничены в связи
с надлежащим образом подтвержденным физическим или психическим
дефектом.
2. Каждый Член Организации считает задачей профессиональной реабилитации
обеспечение инвалиду возможности получать, сохранять подходящую работу и
продвигаться по службе, способствуя тем самым его социальной интеграции или
ре-интеграции.
3. Положения настоящей Конвенции применяются каждым Членом Организации
посредством мер, которые соответствуют национальным условиям и не
противоречат национальной практике.
4. Положения настоящей Конвенции распространяются на все категории
инвалидов.
Раздел П. Принцип профессиональной реабилитации и политика
занятости в отношении инвалидов
Статья 2
Каждый Член Организации разрабатывает, осуществляет и периодически
пересматривает национальную политику в области профессиональной
реабилитации и занятости инвалидов.
Статья 3
Указанная политика направлена на то, чтобы соответствующие меры по
профессиональной реабилитации распространялись на все категории инвалидов,
а также на содействие возможностям занятости инвалидов на свободном рынке
труда.
Статья 4
Указанная политика основана на принципе равенства возможностей
инвалидов и работников в целом. Соблюдается равенство обращения и
возможностей для работников мужчин и женщин, являющихся инвалидами.
Статья 5
Проводятся консультации с представительными организациями работодателей
и работников по осуществлению указанной политики. Проводятся также
консультации с представительными организациями инвалидов и по делам
инвалидов.
Раздел III. Меры на национальном уровне по развитию служб
профессиональной реабилитации и занятости инвалидов
Статья 8
Принимаются меры для содействия созданию и развитию служб
профессиональной реабилитации и занятости инвалидов в сельских районах и в
отдаленных местностях.
Статья 9
Каждый Член Организации ставит целью обеспечивать подготовку и наличие
консультантов по реабилитации и другого, имеющего соответствующую
квалификацию персонала, отвечающего за профессиональную ориентацию,
профессиональное обучение, трудоустройство и занятость инвалидов.
•-
Список используемой литературы
1. Гончарова Е.Л. Программа целенаправленого формирования читательской
деятельности у детей с глубокими нарушениями зрения и
слуха.//Дефектология № 5 1996
2. Заречнова Е.А. Формирование коммуникативной деятельности у слепоглухих
детей как психолого-педагогическая проблема. // брошюра «Обучение и
воспитание детей со сложной структурой дефекта в детском доме
слепоглухих.» - Сергиев Посад 1998
3. Николаева Т.В. Рисунки слабовидящих глухих детей, овладевающих словесной
речью, как средство общения и подготовки к чтению. // брошюра «Обучение
и воспитание детей со сложной структурой дефекта в детском доме
слепоглухих.» - Сергиев Посад 1998
4. Соколянский И.А. Обучение слепоглухонемых детей//Обучение и воспитание
слепоглухонемых детей.-М.: АПН РСФСР.-1962.-С.15-30 /вып.121/.
5. Пташник Е.В. Организационно-методические условия работы по « Программе
формирования базовых компонентов читательской деятельности у детей с
глубокими нарушениями зрения и слуха» Е.Л.Гончаровой в подготовительном -
первом классах школы для слепоглухих детей. // брошюра «Обучение и
воспитание детей со сложной структурой дефекта в детском доме
слепоглухих.» - Сергиев Посад 1998
6. Мещеряков А. И. Обучение слепоглухонемых детей. 1974. М.
7. Левитин К.Е. Я прошла сквозь мрак и бури... 2-е изд. М., 1981.
Страницы: 1, 2, 3
|