МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Система человек-машина

    Система человек-машина

    ПЛАН.

    I. Введение.

    II. Основная часть.

    1. Особенности классификации системы «человек – машина».

    2. Показатели качества системы «человек – машина».

    3. Оператор в системе «человек машина».

    III. Заключение.

    I.Введение

    Инженерная психология есть научная дисциплина,

    изучающая объективные закономерности процессов информационного

    взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике

    проектирования, создания и эксплуатации СЧМ. Процессы информационного

    взаимодействия человека и техники являются предметом инженерной психологии.

    С давних пор при создании орудий и средств труда учитывались

    те или иные свойства и возможности человека. В начале интуитивно, а позже с

    привлечением научных данных решалась задача приспособления техники к

    человеку. Однако предметом анализа последовательно становились различные

    свойства человека.

    На первых порах основное внимание уделялось вопросам

    строения человеческого тела и динамики рабочих движений. На основе данных

    биомеханики и антропометрии разрабатывались рекомендации, относящиеся лишь

    к форме и размерам рабочего места человека и используемого им инструмента.

    Затем объектом исследования становятся физиологические свойства работающего

    человека. Рекомендации, вытекающие из данных физиологии труда, относятся

    уже не только к оформлению рабочего места, но и к режиму рабочего дня,

    организации рабочих движений, к борьбе с утомлением. Предпринимались

    попытки оценить различные виды труда с точки зрения тех требований, которые

    они предъявляют человеческому организму.

    Как самостоятельная научная дисциплина инженерная психология

    начала формироваться в 40-х годах нашего века. Однако идеи о необходимости

    комплексного изучения человека и технических устройств высказывались

    русскими учеными еще в прошлом столетии.

    Русские ученые еще в конце прошлого века предприняли попытки

    разработать научные и теоретические основы учения о труде. Пионером в этой

    области явился великий русский ученый И. М. Сеченов, который первым

    поставил вопрос об использовании научных данных о человеке для

    рационализации трудовой деятельности. И. М. Сеченов занялся изучением роли

    психических процессов при выполнении трудовых актов, поставил вопрос о

    формировании трудовых навыков и впервые показал, что в процессе трудового

    обучения изменяется характер регуляции: функции регулятора переходят от

    зрения к осязанию. Он ввел понятие активного отдыха как лучшего средства

    повышения и сохранения работоспособности.

    Инженерная психология возникла на стыке технических и

    психологических наук. Поэтому характерными для нее являются черты обеих

    наук.

    Как психологическая наука инженерная психология

    изучает психические и психофизиологические процессы и свойства человека,

    выясняя, какие требования к отдельным техническим устройствам и построению

    СЧМ в целом вытекают из особенностей человеческой деятельности, т. е.

    решает задачу приспособления техники и условий труда к человеку.

    Как техническая наука инженерная психология изучает принципы

    построения сложных систем, посты и пульты управления, кабины машин,

    технологические процессы для выяснения требований, предъявляемых к

    психологическим, психофизиологическим и другим свойствам человека-

    оператора.

    Научно-техническая революция привела к существенному

    изменению условий, средств и характера трудовой деятельности. В современном

    производстве, на транспорте, в системах связи, в строительстве и сельском

    хозяйстве все шире применяются автоматы и вычислительная техника;

    происходит автоматизация многих производственных процессов.

    Благодаря техническому перевооружению производства существенно изменяются

    функции и роль человека. Многие операции, которые раньше были его

    прерогативой, сейчас начинают выполнять машины. Однако, каких бы успехов ни

    достигала техника, труд был и остается достоянием человека, а машины, как

    бы сложны они ни были, являются лишь орудиями его труда. В процессе труда

    человек, используя машины как орудия труда, осуществляет сознательно

    поставленные им цели.

    Следовательно, с развитием и усложнением техники возрастает

    значение человеческого фактора на производстве. Необходимость изучения

    этого фактора и учета его при разработке новой техники и технологических

    процессов, при организации производства и эксплуатации оборудования

    становится все более очевидной. От успешности решения этой задачи зависит

    эффективность и надежность эксплуатации создаваемой техники,

    функционирование технических устройств и деятельность человека, который

    пользуется этими устройствами в процессе Труда, должны рассматриваться во

    взаимосвязи. Эта точка зрения привела к формированию понятия системы

    «человек — машина" (СЧМ). Под СЧМ понимается система, включающая человека-

    оператора (группу операторов) и машины, посредством которой осуществляется

    трудовая деятельность. Машиной в СЧМ называется совокупность технических

    средств, используемых человеком-оператором в процессе деятельности. СЧМ и

    является объектом инженерной психологии.

    Система «человек — машина» представляет собой частный случай

    управляющих систем, в которых функционирование машины и деятельность

    человека связаны единым контуром регулирования. При организации взаимосвязи

    человека и машины в СЧМ основная роль принадлежит уже не столько

    анатомическим и физиологическим, сколько психологическим свойствам

    человека: восприятию, памяти, мышлению, вниманию и т. п. От психологических

    свойств человека во многом зависит его информационное взаимодействие с

    машиной.

    II. Основная часть.

    1. Особенности классификации системы «человек – машина».

    Под системой в общей теории систем понимается комплекс

    взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, предназначенный

    для решения единой задачи. Системы могут быть классифицированы по различным

    признакам. Одним из них является степень участия человека в работе системы.

    С этой точки зрения различают автоматические, автоматизированные и

    неавтоматические системы. Работа автоматической системы осуществляется без

    участия человека. В неавтоматической системе работа выполняется человеком

    без применения технических устройств. В работе автоматизированной системы

    принимает участие как человек, так и технические устройства. Следовательно,

    такая система представляет собой систему «человек — машина» .

    На практике применяются самые разнообразные виды систем «человек —

    машина». Основой их классификации могут явиться следующие четыре группы

    признаков: целевое назначение системы, характеристики человеческого звена,

    тип и структура машинного звена, тип взаимодействия компонентов системы.

    Целевое назначение системы оказывает определяющее влияние на многие

    ее характеристики и поэтому является исходным признаком. По целевому

    назначению можно выделить следующие классы систем:

    а) управляющие, в которых основной задачей человека является

    управление машиной (или комплексом);

    б) обслуживающие, в которых человек контролирует состояние

    машинной системы, ищет неисправности, производит наладку, настройку, ремонт

    и т.п.;

    в) обучающие, т. е. вырабатывающие у человека определенные навыки

    (технические средства обучения, тренажеры и т. п.);

    г) информационные, обеспечивающие поиск, накопление или получение

    необходимой для человека информации (радиолокационные, телевизионные,

    документальные системы, системы радио и проводной связи и др.);

    д) исследовательские, используемые при анализе тех или иных

    явлений, поиске новой информации, новых заданий (моделирующие установки,

    макеты, научно-исследовательские приборы и установки).

    Особенность управляющих и обслуживающих систем заключается в том, что

    объектом целенаправленных воздействий в них является машинный компонент

    системы. В обучающих и информационных СЧМ направление воздействий

    противоположное — на человека. В исследовательских системах воздействие

    имеет и ту, и другую направленность.

    По признаку характеристики «человеческого звена» можно выделить два класса

    СЧМ: а) моносистемы, в состав которых входит один человек и одно или

    несколько технических устройств; б) полисистемы, в состав которых входит

    некоторый коллектив людей и взаимодействующие с ним одно или комплекс

    технических устройств.

    Полисистемы в свою очередь можно подразделить на «паритетные» и

    иерархические (многоуровневые). В первом случае в процессе взаимодействия

    людей с машинными компонентами не устанавливается какая-либо подчиненность

    и приоритетность отдельных членов коллектива. Примерами таких полисистем

    может служить система «коллектив людей — устройства жизнеобеспечения»

    (например, система жизнеобеспечения на космическом корабле или подводной

    лодке). Другим примером может быть система отображения информации с большим

    экраном, предназначенная для использования коллективом операторов.

    В отличие от этого в иерархических СЧМ устанавливается или

    организационная, или приоритетная иерархия взаимодействия людей с

    техническими устройствами. Так, в системе управления воздушным движением

    диспетчер аэропорта образует верхний уровень управления. Следующий

    уровень — это командиры воздушных судов, действиями которых руководит

    диспетчер. Третий уровень — остальные члены экипажа, работающие под

    руководством командира корабля.

    По типу и структуре машинного компонента можно выделить инструментальные

    СЧМ, в состав которых в качестве технических устройств входят инструменты и

    приборы. Отличительной особенностью этих систем, как правило, является

    требование высокой точности выполняемых человеком операций.

    Другим типом СЧМ являются простейшие человеко-машинные системы,

    которые включают стационарное и нестационарное техническое устройство

    (различного рода преобразователи энергии) и человека, использующего это

    устройство. Здесь требования к человеку существенно различаются в

    зависимости от типа устройства, его целевого назначения и условий

    применения. Однако их основной особенностью является сравнительная простота

    функций человека.

    Следующим важным типом СЧМ являются сложные человеко-машинные

    системы, включающие помимо использующего их человека некоторую совокупность

    технологически связанных, но различных по своему функциональному назначению

    аппаратов, устройств и машин, предназначенных для производства

    определенного продукта (энергетическая установка, прокатный стан,

    автоматическая поточная линия, вычислительный комплекс и т. п.). В этих

    системах, как правило, связанность технологического процесса обеспечивается

    локальными системами автоматического управления. В задачу человека входит

    общий контроль за ходом технологического процесса, изменение режимов

    работы, оптимизация отдельных процессов, настройка, пуск и остановка.

    Еще более сложным типом СЧМ являются системотехнические

    комплексы. Они представляют собой сложную техническую систему с не

    полностью детерминированными связями и коллектив людей, участвующих в ее

    использовании. Для систем такого типа характерным является взаимодействие

    не только по цепи «человек — машина», но и по цепи «человек — человек —

    машина». Другими словами, в процессе своей деятельности человек

    взаимодействует не только с техническими устройствами, но и с другими

    людьми. При всей сложности системотехнических комплексов их в большинстве

    случаев можно представить в виде иерархии более простых человеко-машинных

    систем. Типичными примерами системотехнических комплексов различного уровня

    и назначения могут служить судно, воздушный лайнер, промышленное

    предприятие, вычислительный центр, транспортная система и т. п.

    В основу классификации СЧМ по типу взаимодействия человека и

    машины может быть положена степень непрерывности этого взаимодействия. По

    этому признаку различают системы непрерывного (например, система «водитель—

    автомобиль») и эпизодического взаимодействия. Последние, в свою очередь,

    делятся на системы регулярного взаимодействия. Примером системы регулярного

    взаимодействия может служить система «оператор — ЭВМ». В ней ввод

    информации и получение результатов определяются характером решаемых задач,

    т. е. режимы взаимодействия во времени регламентируются характером и

    объемом вычислений. Стохастическое эпизодическое взаимодействие имеет место

    в таких системах, как «оператор — система централизованного контроля»,

    «наладчик — станок» и т. п.

    Рассмотренная классификация СЧМ не является единственно возможной. Примеры

    иных подходов к решению этой задачи приводятся в специальной литературе.

    Однако несмотря на большое разнообразие систем «человек —

    машина», они имеют целый ряд общих черт и особенностей. Эти системы

    являются, как правило, динамическими, целеустремленными,

    самоорганизующимися, адаптивными.

    Системы «человек — машина» относятся к классу сложных

    динамических систем, т. е. систем, состоящих из взаимосвязанных и

    взаимодействующих элементов различной природы и характеризующихся

    изменением во времени состава структуры и взаимосвязей. Из этого следуют

    характерные особенности, присущие СЧМ как сложной динамической системе:

    разветвленность структуры (или связей) между элементами (человеком и

    машиной); разнообразие природы элементов (в состав СЧМ могут входить

    человек, коллектив людей, автоматы, машины, комплексы машин и т.д.);

    перестраиваемость структуры и связей между элементами (например, при

    нормальном ходе технологического процесса оператор лишь следит за ходом его

    протекания, т. е. включен в контур управления как бы параллельно; при

    отклонении от нормы оператор берет управление на себя, т. е. включается в

    контур управления последовательно);

    автономность элементов, т. е. способность их автономно выполнять часть

    своих задач.

    Системы «человек — машина» относятся также к классу

    целеустремленных систем. В общем случае считается, что система действует

    целеустремленно, если она продолжает преследовать одну и ту же цель,

    изменяя свое поведение при изменении внешних условий. Существенной

    особенностью целеустремленных систем является их способность получать

    одинаковые результаты различными способами. Системы этого класса могут

    изменять свои задачи; они выбирают как сами задачи, так и средства их

    реализации. Целеустремленность СЧМ обусловлена тем, что в нее включен

    человек. Именно он ставит цели, определяет задачи и выбирает средства

    достижения цели.

    Системы «человек — машина» можно рассматривать и как

    адаптивные системы. Свойство адаптации заключается в приспособлении СЧМ к

    изменяющимся условиям работы, в изменении режима функционирования в

    соответствии с новыми условиями. Для повышения эффективности СЧМ необходимо

    предусмотреть возможность адаптации как внутри самой системы, так и по

    отношению к внешней среде. До недавнего времени свойство адаптации СЧМ

    реализовалось благодаря приспособительным' возможностям человека, гибкости

    и пластичности его поведения, возможности его изменения в зависимости от

    конкретной обстановки. В настоящее время, как отмечалось в гл. 1, на

    повестку дня ставится вопрос о создании СЧМ, в которых свойство адаптации

    реализуется путем соответствующего технического обеспечения. Речь идет о

    создании таких технических средств, которые могут изменять свои параметры и

    условия деятельности в зависимости от текущего конкретного

    психофизиологического состояния человека и показателей эффективности его

    деятельности.

    И наконец, системы «человек — машина» можно отнести к классу

    самоорганизующихся систем, т. е. систем, способных к уменьшению энтропии

    (неопределенности) после вывода их из устойчивого, равновесного состояния

    под действием различного рода возмущений. Это свойство становится возможным

    благодаря целенаправленной деятельности человека, способности его

    планировать свои действия, принимать правильные решения и реализовывать их

    в соответствии с возникшими обстоятельствами. Способность к адаптации и

    самоорганизации обусловливает такое важное свойство систем «человек —

    машина», каким является их живучесть.

    Из всего сказанного видно, что рассмотренные особенности СЧМ определяются

    наличием в их составе человека, его возможностью правильно решать

    возникающие задачи в зависимости от конкретных условий и обстановки. Это

    лишний раз показывает, что исходным пунктом анализа и описания СЧМ должна

    быть целесообразная деятельность человека.

    На основании вышеизложенного можно в общих чертах охарактеризовать

    некоторые важнейшие принципы системного подхода к изучению СЧМ. Суть их

    сводится к следующему.

    1. Возможно более полное и точное определение назначения

    системы, ее целей и задач. Это требует, в свою очередь, анализа состава и

    значимости отдельных целей, подцелей и задач; определения возможности их

    осуществимости и требуемых для этого средств и ресурсов; определения

    показателей эффективности и целевой функции СЧМ.

    2. Исследование структуры системы, и прежде всего состава

    входящих в нее компонентов, характера межкомпонентных связей и связей

    системы с внешней средой, пространственно-временной организации компонентов

    системы и их связей, границ системы, ее изменчивости и особенностей на

    различных стадиях существования (жизненного цикла).

    3. Последовательное изучение характера функционирования системы,

    в том числе: всей системы в целом, отдельных подсистем в пределах целого,

    изменчивости функций и их особенностей на разных стадиях существования

    системы.

    4. Рассмотрение системы в динамике, в развитии, т. е. на

    различных этапах ее жизненного цикла: при проектировании, производстве и

    эксплуатации.

    На последнем из этих принципов следует остановиться особо. В ряде случаев

    рамки инженерной психологии неправомерно суживают, отводя ей лишь роль

    проектировочной дисциплины. Проектировочная сущность инженерной психологии

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.