МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Символдрама как метод коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста

    несерьезными. Дети воспринимались как неприспособленные, открытые

    для дурных влияний. В результате дети постоянно испытывали страхи

    перед сколько-нибудь сложными ситуациями, боялись незнакомых людей,

    были неуверенны в собственных силах, нерешительны, необщительны

    тревожны.

    . 10% (1 чел) – родителей относились к своим детям с позиции

    «отверженный». Детям была предоставлена полная свобода действий,

    бесконтрольность. Отсутствовала заинтересованность родителей делами

    и проблемами ребенка. В результате ребенок чувствовал себя никому

    не нужным, брошенным.

    С испытуемыми проведено изучение уровня тревожности по опроснику

    личностной тревожности Дж. Тейлора (Приложение 3).

    Опросник предназначен для измерения уровня тревожности (утверждения

    входят в состав MMPI в качестве дополнительной шкалы). Адаптирован

    Т.А.Немчиным в 1966 году. Опросник состоит из 50 утверждений. Согласно

    инструкции, испытуемый должен согласиться или не согласиться с данными

    утверждениями. Оценка результатов по опроснику производится путем подсчета

    количества ответов обследуемого, свидетельствующих о тревожности. Каждый

    ответ «нет» на высказывания с 1-13 и ответ «да» на высказывания с 14-49

    оценивается в 1 балл. Суммарная оценка:

    40-50 баллов – очень высокая тревожность

    25-40 баллов – высокий уровень тревожности

    15-25 – средний уровень с тенденцией к высокому

    5-15 – средний уровень с тенденцией к низкому

    0-5 - низкий уровень.

    Результаты приведены в Таблице 4 (мальчики) и Таблице 5 (девочки).

    Таким образом, из таблицы видно, что у двух мальчиков уровень

    тревожности средний с тенденцией к высокому (17 и 20 баллов) что составило

    33,3 % , у двух - высокий уровень тревожности (26 и 32 балла) – 33,3 %, у

    двух – очень высокая тревожность (41 и 43 балла) – 33,3 %.

    Таблица 4.

    Показатели уровня тревожности у мальчиков до проведения коррекции

    |Испытуемый |Уровень тревожности |Характер тревожности |

    |1 |32 |высокий уровень тревожности |

    |2 |41 |Очень высокая тревожность |

    |3 |20 |средний уровень тревожности с |

    | | |тенденцией к высокому |

    |4 |17 |средний уровень тревожности с |

    | | |тенденцией к высокому |

    |5 |26 |высокий уровень тревожности |

    |6 |43 |Очень высокая тревожность |

    Таблица 5.

    Показатели уровня тревожности у девочек до проведения коррекции

    |Испытуемый |Уровень тревожности |Характер тревожности |

    |1 |17 |средний уровень тревожности с |

    | | |тенденцией к высокому |

    |2 |36 |высокий уровень тревожности |

    |3 |21 |средний уровень тревожности с |

    | | |тенденцией к высокому |

    |4 |19 |средний уровень тревожности с |

    | | |тенденцией к высокому |

    Из таблицы 5 видно, что у трех девочек уровень тревожности средний с

    тенденцией к высокому (17, 19 и 21 балл) что составило 75 % , у одной –

    высокий уровень тревожности (36 баллов) – 25 %.

    Мы сочли необходимым разделить результаты исследования уровня

    тревожности у девочек и мальчиков, вследствие различия источников,

    содержания и характера тревожности.

    В младшем школьном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки

    [39, 34]. Они более чувствительны к действию неблагоприятных

    психологических факторов, что облегчает почву для формирования различных

    типов неврозов. То, что больше всего тревожит мальчиков, можно назвать

    одним словом: насилие. Мальчики боятся физических травм, несчастных

    случаев, а также наказаний, источником которых являются родители или

    авторитеты вне семьи: учителя, директор школы.

    По содержанию тревога девочек отличается от тревоги мальчиков.

    Тревога девочек чаще бывает связана с другими людьми; их беспокоит

    отношение окружающих, возможность ссоры или разлуки с ними, страх за

    родных и близких, опасения доставить им неприятности, переживания за их

    здоровье, душевное состояние. Девочки опасаются темноты, грозы, пожаров,

    высоты, а также испытывают беспокойство в ситуациях, традиционно

    тревожных для людей.

    Процентное соотношение детей с различными уровнями тревожности

    представлена в Диаграмме 2.

    Диаграмма 2.

    Процентное соотношение детей с различными уровнями тревожности до

    проведения коррекции.

    Обобщая данные по всей группе испытуемых, видно что:

    Очень высокий уровень тревожности – 20% (2 человека)

    Высокий уровень тревожности – 50% (5 человек)

    Средний уровень тревожности с тенденцией к высокому – 30% (3 человека)

    С детьми были проведены индивидуальные сеансы психотерапии по методу

    Символдрамы, с прорисовкой отдельных мотивов. В ходе работы после 3-4

    сеансов наметилась положительная динамика в эмоциональном состоянии, в

    коммуникативной сфере, которая начала закрепляться после 5-7 сеансов.

    В ходе работы с детьми осуществлялись индивидуальные консультации с

    родителями, в которых разъяснялся ход динамики коррекционной работы, а

    также обговаривались эффективные стратегии взаимодействия с их детьми, с

    тем, чтобы наметившаяся динамика снижения уровня тревожности стала

    стабильной по окончанию работы.

    По окончанию работы осуществлялась оценка динамики показателя уровня

    тревожности детей на фоне психологической коррекции, оценка производилась

    по опроснику Дж. Тейлора на степень выраженности тревожности, результаты

    представлены в таблицах 6 и 7.

    Таблица 6.

    Показатели уровня тревожности у мальчиков после проведения коррекции.

    |Испытуемый |Уровень тревожности |Характер тревожности |

    |1 |11 |средний уровень тревожности с |

    | | |тенденцией к низкому |

    |2 |37 |высокий уровень тревожности |

    |3 |7 |средний уровень тревожности с |

    | | |тенденцией к низкому |

    |4 |14 |средний уровень тревожности с |

    | | |тенденцией к низкому |

    |5 |24 |средний уровень тревожности с |

    | | |тенденцией к высокому |

    |6 |35 |высокий уровень тревожности |

    Таким образом, из таблицы видно, что у четырех мальчиков уровень

    тревожности средний с тенденцией к низкому (7, 11, 14, 24 баллов) что

    составило 66,7 % , у двух - высокий уровень тревожности (35 и 37балла) –

    33,3 %.

    Таблица 7.

    Показатели уровня тревожности у девочек после проведения коррекции.

    |Испытуемый |Уровень тревожности |Характер тревожности |

    |1 |9 |средний уровень тревожности с |

    | | |тенденцией к низкому |

    |2 |19 |средний уровень тревожности с |

    | | |тенденцией к высокому |

    |3 |11 |средний уровень тревожности с |

    | | |тенденцией к низкому |

    |4 |7 |средний уровень тревожности с |

    | | |тенденцией к низкому |

    Из таблицы 7 видно, что у трех девочек уровень тревожности средний с

    тенденцией к низкому (7, 9, 11 баллов) что составляет 75 % , у одной –

    средний уровень тревожности с тенденцией к высокому (19 баллов) – 25 %.

    Процентное соотношение детей с различными уровнями тревожности после

    проведенной психологической коррекции, представлено в Диаграмме 3.

    Диаграмма 3.

    Процентное соотношение детей с различными уровнями тревожности после

    проведения коррекции.

    [pic]

    Обобщая данные по всей группе, видно что:

    Высокий уровень тревожности – 20% (2 человека)

    Средний уровень тревожности с тенденцией к высокому –10% (1 человек)

    Средний уровень тревожности с тенденцией к низкому – 70% (7 человек)

    Таблица 8.

    Показатели уровня тревожности у детей до и после проведения коррекции.

    |испытуемы|Уровень |Характер |Уровень |Характер |

    |й |тревожности |тревожности |тревожности |тревожности |

    | |до корекции | |после коррекции| |

    |1м |32 |высокий уровень |11 |средний уровень |

    | | |тревожности | |тревожности с |

    | | | | |тенденцией к |

    | | | | |низкому |

    |2м |41 |Очень высокая |37 |высокий уровень |

    | | |тревожность | |тревожности |

    |3м |20 |средний уровень |7 |средний уровень |

    | | |тревожности с | |тревожности с |

    | | |тенденцией к | |тенденцией к |

    | | |высокому | |низкому |

    |4м |17 |средний уровень |14 |средний уровень |

    | | |тревожности с | |тревожности с |

    | | |тенденцией к | |тенденцией к |

    | | |высокому | |низкому |

    |5м |26 |высокий уровень |24 |средний уровень |

    | | |тревожности | |тревожности с |

    | | | | |тенденцией к |

    | | | | |высокому |

    |6м |43 |Очень высокая |35 |высокий уровень |

    | | |тревожность | |тревожности |

    |1д |17 |средний уровень |9 |средний уровень |

    | | |тревожности с | |тревожности с |

    | | |тенденцией к | |тенденцией к |

    | | |высокому | |низкому |

    |2д |36 |высокий уровень |19 |средний уровень |

    | | |тревожности | |тревожности с |

    | | | | |тенденцией к |

    | | | | |высокому |

    |3д |21 |средний уровень |11 |средний уровень |

    | | |тревожности с | |тревожности с |

    | | |тенденцией к | |тенденцией к |

    | | |высокому | |низкому |

    |4д |19 |средний уровень |7 |средний уровень |

    | | |тревожности с | |тревожности с |

    | | |тенденцией к | |тенденцией к |

    | | |высокому | |низкому |

    В данной таблице прослеживается следующая динамика:

    У всех испытуемых наметилась тенденция к снижению уровня тревожности.

    . у 70% детей произошло снижение уровня тревожности до среднего с

    тенденцией к низкому;

    . у 10% детей произошло снижение уровня тревожности до среднего с

    тенденцией к высокому;

    . у 20% детей произошло снижение уровня тревожности с очень высокого

    до высокого.

    У 20% детей стойкой динамики снижения уровня тревожности не произошло.

    Такой характер динамики детской тревожности обусловлен, на наш взгляд,

    прежде всего тем, что тип родительских отношений в семьях этих детей не

    изменился. Снижение же уровня тревожности ребенка произошло за счет

    повышения стрессоустойчивости, изменения стратегий поведения (адекватное

    реагирование на критику, повышение коммуникативных связей и т.д.). Эти

    дети нуждаются в дальнейшем психологическом сопровождении.

    Иллюстрацией проведенных сеансов коррекции служит мальчик 10 лет.

    Ребенок из неполной семьи, проживает с бабушкой, младшей сестрой и матерью

    страдающей наркотической зависимостью. В семье нередки ссоры и драки между

    бабушкой и матерью. Ребенок по оценке преподавателей груб, агрессивен

    вербально и физически, плаксив. Снижена успеваемость.

    При беседе с бабушкой выяснено, что ребенок агрессивен со всеми

    домашними, бьет младшую сестру, груб, плохо спит. Тип родительского

    отношения (в данном случае воспитывает ребенка бабушка) неблагоприятный –

    «авторитарная гиперсоциализация».

    Первичная диагностика уровня тревожности показала суммарная оценка

    баллов у испытуемого 32 – что свидетельствует о высоком уровне тревожности.

    Сеанс 1. Мотив «луг» - представлен осенним вечерним лугом небольшого

    размера, с желто-коричневой травой, черной бороздой. Идет дождь, небо серое

    и почти все закрыто черной тучей. (Приложение 4). На лугу не хочется

    ничего делать, страшно и одиноко. На вопрос: Что можно было бы сделать,

    чтобы чувствовать себя хорошо, комфортно на лугу? Ответа не находит. На

    предложение найти какое-нибудь укрытие и дождаться лета и хорошей погоды –

    находит дом. С наступлением лета, луг меняет окраску на зеленую, борозда

    начинает зарастать зеленой травой, но все еще остается видной. Состояние

    меняется на более спокойное, на лугу уже не так страшно, можно побегать и

    поиграть.

    В процессе сеанса видно, что в начале у ребенка прослеживается

    депрессивный и тревожный фон настроения (трава, борозда), хочется плакать

    (дождь), чувство одиночества. Осеннее время года указывает на, прочно

    укорененную базовую фрустрацию оральной потребности. В конце сеанса

    наступает улучшение в настроении.

    Сеанс 2. Мотив «луг» - представлен летним лугом с зеленой травой,

    борозда частично заросла зеленой травой, состояние спокойное. При просьбе

    найти ручей, долго его не видит. Когда находит, описывает его: исток

    завален камнями, палками и грязью, ручей мутный и холодный. На вопрос: что

    можно сделать, чтобы исток стал чистым, начинает разбирать завалы, убирать

    камни и палки и огораживает исток изгородью. Ручей становится чистым. На

    вопрос: что хочется сделать с ручьем? Ответ: ничего. Вопрос: Может попить,

    помыть руки и лицо или искупаться? Ответ: мыться нет, он слишком холодный,

    можно попить.

    В процессе сеанса видно, что эмоциональное состояние нормализуется, но

    оральная потребность фрустрирована, остается сложным отношение к матери.

    Сеанс 3. Луг – зеленый, летний, дневной и солнечный, борозда заросла

    зеленой травой. Ручей чистый, но по-прежнему холодный, можно пить воду.

    Просьба найти гору и подняться на нее. Гора (Приложение 6) без

    растительности, со сглаженной вершиной (материнско-женский мир) и забраться

    на нее невозможно и не хочется. Просьба поискать тропинку и попробовать

    подняться на гору. С трудом находит тропу. Подъем долгий и трудный. На

    вершине горы холодно одиноко. Открывается внизу панорама: впереди

    (будущее) – скудные строения посреди леса, сзади (прошлое) – закрыто другой

    более высокой горой, направо (рациональная, мужская установка) – небольшой

    поселок на берегу залива, налево (область эмоционального и женского) – все

    закрыто туманом разглядеть невозможно. Видно, что у ребенка все связанное

    с женским миром либо неприступно – гора, либо непонятно – туман. Это

    типичное сопротивление, вызванное тем, что именно в той части психики,

    обозрение символического представителя которой нарушено в кататимной

    панораме, у пациента существуют особо значимые проблемы и конфликты. В

    прошлом возможны серьезные психо-травмы - вид сзади закрыт горой.

    Освоенность ландшафта довольно низкая, что говорит о низкой социальной

    адаптированности пациента.

    Сеанс 4. Луг – зеленый, летний, дневной и солнечный (Приложение 5).

    Хочется бегать играть. Настроение хорошее. Ручей чистый, можно пить воду и

    умыться. (Видно, что после третьего сеанса наступило стойкое улучшение

    эмоционального состояния.) На горе частично появилась растительность.

    Подниматься достаточно тяжело. Просьба на вершине горы найти гнездо

    (символизирует семью). Гнездо пустое, брошенное, без птенцов. Панорама

    внизу изменилась. Впереди – виден строящийся город, дороги. сзади – лес,

    направо– небольшой поселок на берегу залива, налево– весенний лес с еще

    нераспустившимися цветами и листьями (оптимистическое ожидание).

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.