МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Символдрама как метод коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста

    беседе с ребенком о его радостях и заботах. В то же время внимание ребенка

    не должно отвлекаться на посторонние предметы, в частности, на игрушки.

    Поэтому сеанс символдрамы желательно проводить в другой комнате, а не в

    той, где проводится игровая психотерапия.

    Желательно, чтобы помещение было слегка затемнено, шторы при этом

    должны быть наполовину прикрыты (полностью закрывать не следует, иначе это

    может вызвать у ребенка тревогу). Делать это нужно заранее, до прихода

    ребенка, так как в его присутствии это может вызвать у него беспокойство.

    Обстановка должна казаться ребенку вполне нормальной.

    Существенное отличие психотерапии детей и подростков от работы со

    взрослыми пациентами заключается также в принципиально иной эмоциональной

    установке психотерапевта. Она характеризуется тем, что требует от

    психотерапевта

    1) большей активности, жизненности и бодрости чувств;

    2) полного доброжелательности и радости отношения к ребенку,

    которое он очень хорошо чувствует;

    3) готовности и способности воспринимать позитивные чувства,

    которые может вызывать в психотерапевте ребенок;

    4) психотерапевт ведет себя так, как будто он уже хорошо знает

    ребенка, но долго не видел его и поэтому теперь очень рад его приходу [41,

    242].

    Работая с детьми младшего школьного возраста (от 6 до 10 лет),

    предпочтительно проводить сеанс, сидя в удобном кресле с достаточно высокой

    спинкой, чтобы ребенок мог удобно облокотить голову. Эта поза лучше

    соответствует особенностям моторно-двигательной активности данного

    возраста, когда дети даже с закрытыми глазами совершают непроизвольные

    движения руками или ногами. Кроме того, в таком положении они не столь

    сильно подвергаются страху предстать «на растерзание» психотерапевту, как в

    более беззащитном положении лежа.

    В отличие от работы со взрослым пациентом, в работе с ребенком

    психотерапевту предпочтительно сесть не напротив, а параллельно, рядом с

    пациентом. Сидеть при этом следует лицом не к окну, а в сторону темной

    части комнаты.

    Следующим важным условием проведения с ребенком сеанса символдрамы

    является его понятное и приемлемое для ребенка обоснование. Например,

    ребенка можно спросить, знает ли он интересную «игру полета фантазии с

    закрытыми глазами». Обычно ребенок отвечает: «Нет». Таким образом у него

    удается пробудить любопытство и создать мотивацию для проведения сеанса

    символдрамы.

    В работе с более старшими детьми и подростками психотерапевт может

    спросить, не хочет ли ребенок пройти интересный тест, в котором нужно

    представлять в воображении определенные образы. Как правило, в этом

    возрасте дети с удовольствием выполняют различные тесты.

    Каждый сеанс символдрамы начинается с короткой предварительной беседы,

    длящейся от 5 до 15 минут. В ходе этой беседы необходимо прежде всего

    обсудить актуальное состояние ребенка, его самочувствие и реальную

    ситуацию. Можно спросить о том, что происходит в школе (оценки, задания)

    или дома (например, если кто-нибудь заболел, приехали гости и т. п.)

    Затем можно перейти к теме предыдущего сеанса. Почти все дети приносят

    рисунок, который психотерапевт задал им нарисовать после представления

    предшествующего мотива. Обсуждая его, психотерапевт способствует

    «оживлению» рисунка, если он, например, спрашивает: «А что происходит

    здесь?»; «Куда смотрит этот?»; «Что бы дереву хотелось больше всего

    сделать?» – и т. п.

    Такая беседа пробуждает фантазию ребенка и настраивает его на работу

    со следующим мотивом. Далее следует индукция расслабления и собственно

    представление образов.

    По окончании процедуры представления образов происходит последующее

    обсуждение, в ходе которого следует оставаться на уровне эмоционального

    переживания, не проводя никакой интерпретации и анализа. Можно спросить о

    том, что было самым приятным в образе, что было менее приятно, что было

    самым ярким, что менее ярким, что было реальным воспоминанием, а что –

    продуктом чистой фантазии. Можно расспросить о конкретных деталях образа,

    что из этого пациент считает самым важным, и что произвело на него

    наибольшее впечатление.

    3.3.2 Работа с рисунком

    Важное место в работе по методу символдрамы занимает рисование

    пациентом пережитого им образа. Специалистами Института Кататимно-

    имагинативной психотерапии в Германии разработана специальная методика

    проведения психодиагностики – на основе рисунка пережитого пациентом

    образа.

    Привлечение рисунка используется в работе практически со всеми

    категориями пациентов. Особенно полезно рисование пережитого в образе

    материала оказалось в работе с людьми, имеющими недостаточно развитую

    фантазию, испытывающими трудности вербального выражения, скованных

    запретами и комплексами, а также переполненных силой образа. Если в первом

    случае рисунок стимулирует фантазию, то в последнем случае рисунок

    оказывает на фантазию человека ограничивающее и систематизирующее

    воздействие.

    Задание нарисовать пережитое обычно дается пациенту после окончания

    представления образа. Это своего рода специальное психотерапевтическое

    домашнее задание. Обсуждение рисунка происходит, как правило, в начале

    следующего сеанса.

    Иногда пациент рисует непосредственно сразу после представления образа

    в кабинете психолога. В этом случае, задача психолога – создать оптимальные

    возможности для наиболее полного самораскрытия личности пациента. Для этого

    необходимо дать пациенту полную свободу в выборе величины и формата листа

    бумаги, а также в выборе средств для рисования. Лучше всего, если пациент

    сам отрежет необходимый ему для рисования лист бумаги от большого рулона,

    наподобие рулона обойной бумаги. В кабинете психолога должен быть

    достаточно большой выбор средств для рисования: карандаши, мелки и краски.

    Пациента просят выбрать, чем он будет рисовать, вырезать из рулона

    бумаги «свой» формат и что-нибудь нарисовать в течение примерно 20 минут.

    Если психотерапевт наблюдает за процессом рисования пациента, то

    необходимо фиксировать сопровождающие его эмоциональные проявления. Если

    такого наблюдения не проводится, то о некоторых эмоциональных реакциях

    можно сделать вывод по продавливаниям на обратной стороне рисунка.

    Например, продавливания, соответствующие прямым линиям, уколам, толчкам и

    острым углам, как правило, говорят о проявлении агрессии, а повторяющиеся

    круговые движения обычно свидетельствуют о тревоге и страхе. При этом

    важно, где расположены эти круговые движения. Например, многократное

    круговое очерчивание вокруг рта часто соответствует оральным и вербальным

    страхам. Эти наблюдения сделаны на большом статистическом материале [44].

    Один из них – это величина и формат выбранного листа бумаги.

    Большие листы бумаги (больше формата А4) выбирают, как правило, люди с

    завышенными представлениями о себе, склонные к нарциссизму и истерическим

    реакциям, а также дети. В экстремальных случаях пациент даже продолжает

    рисовать за пределами листа бумаги на столе.

    Маленькие листы бумаги (меньше формата А4) обычно выбирают пациенты с

    депрессивной и навязчивой структурой личности, а также имеющие заниженную

    самооценку, «маленькие», «скромные».

    Следующий объективный диагностический критерий – это горизонтальное

    или вертикальное положение листа бумаги.

    |[pic] |Горизонтальный формат выбирают обычно люди, стремящиеся охватить |

    | |одновременно как можно больше областей в жизни. Это характерно для|

    | |экстенсивного типа личности. Обычно на рисунке изображается |

    | |несколько предметов, дорога и т. п. |

    |[pic] |Выбор вертикального формата свидетельствует о целеустремленности, |

    | |о способности сконцентрироваться на каком-то деле. Это интенсивный|

    | |тип личности. Обычно на рисунке изображается один, поднимающийся |

    | |вверх предмет. |

    Важно, как пациент отрезает бумагу. Некоторые подолгу ровняют края.

    Это типичный признак эпилептоидности. Некоторые сначала по линейке

    отчерчивают линию отрыва и лишь после этого обрезают лист бумаги. Это

    признак педантичности, ригидности.

    Следующий важный диагностический критерий – это наличие или отсутствие

    специально нарисованных пациентом рамок. Рамка может свидетельствовать о

    стремлении пациента отгородиться от внешнего мира, что, в свою очередь,

    обусловлено страхом, тревогой и неуверенностью, защитой от которых, как раз

    и служит рамка. «Рамка» может быть также образована из незанятого цветом

    пространства по краям листа бумаги, что тоже говорит о страхе и

    неуверенности по отношению к внешнему миру. Важно, с какого края рисунка

    находится такое незанятое цветом пространство.

    Считается, что смещение изображения в верхнюю часть рисунка отражает

    завышенный уровень притязаний, а смещение в нижнюю часть рисунка –

    заниженный уровень притязаний и низкую самооценку. Левая сторона рисунка

    соответствует эмоционально-интуитивной сфере личности, а правая сторона –

    интеллектуально-рациональной сфере личности. В соответствии с этим, с какой

    стороны рисунка образовалась «рамка» из незанятого пространства – в той

    сфере пациент испытывает наибольшую неуверенность.

    Большое значение имеют средства, которые пациент выбирает для

    рисования. Важно отметить, что выбор материала должен быть большой. И если

    из всех материалов пациент выбирает, например, простой карандаш – это

    говорит о страхе перед самовыражением красками (страх перед

    неопределенностью). Часто для таких пациентов свойственны навязчивые черты.

    Тушь (особенно черная), как правило, соответствует агрессивности. Если из

    всего многообразия средств для рисования пациент выбирает шариковую ручку –

    это говорит о навязчивой, слишком конкретной личности, для которой

    рисование шариковой ручкой служит определенной защитой. Признаком

    внутренней раскованности и нарастания степени выраженности внутренней

    свободы может служить следующая последовательность выбора изобразительных

    средств: 1. цветные карандаши, 2. восковые мелки, 3. пастель, 4. гуашь, 5.

    акварель. В этом ряду признаком наиболее раскрепощенной и свободной

    личности может быть выбор акварели, когда пациент уверенно чувствует себя,

    несмотря на размытый и нечеткий характер линий. С другой стороны, рисование

    цветными мелками и карандашами позволяет менее уверенному пациенту

    опираться на четкие линии.

    Интерпретация расположения элементов рисунка на листе бумаги (в

    центре, вверху, внизу, слева и справа) соответствует разработкам

    классических рисуночных тестов (например, теста «Несуществующее животное»).

    При обсуждении рисунка пациента можно спросить: «Где Вы чувствуете себя

    лучше? В какую сторону Вы бы пошли?»

    С диагностической точки зрения, важно, что самое важное пациент

    бессознательно располагает в центре, что бы он потом ни говорил.

    Это же можно сказать и о перспективе. Самое важное пациент

    бессознательно располагает на переднем плане, – опять же, как бы потом он

    сам ни комментировал свой рисунок. Само наличие или отсутствие перспективы

    – это тоже диагностический критерий. Отсутствие перспективы у взрослых

    пациентов может быть связано с психотическими нарушениями. Известно, что на

    рисунках больных шизофренией часто нет перспективы или она потеряна.

    При анализе рисунка необходимо учитывать все необычные, отличные от

    нормы элементы, утрирования, диспропорции, отсутствие определенных частей

    тела и т. д. Интерпретация этих признаков проводится в соответствии с

    принципами классических рисуночных тестов (например, теста «Несуществующее

    животное»).

    Один из таких диагностических критериев – это особенность изображения

    линии горизонта. Если взрослый пациент оставляет пропущенный участок между

    «небом» и «землей» – это может говорить о расщеплении психической

    структуры, разрыве между «верхом» и «низом».

    3.3.3. Символика цвета и чисел

    Анализ рисунка включает в себя интерпретацию основного цветового фона

    изображения и цвета отдельных его элементов. Известно, что цвет отражает

    различные эмоции человека. Причем один и тот же цвет может одновременно

    вызывать сразу множество различных, часто противоположных переживаний.

    Поэтому при анализе рисунка важно расспросить пациента, какое впечатление

    производит на него рисунок в целом и отдельные его части, нравится ли ему

    тот или иной цвет и т. д.

    Символика цвета определяется одновременно множеством факторов – как

    наследуемых, так и формирующихся при жизни. При этом на образование символа

    может оказывать влияние любое событие, начиная с внутриутробного развития,

    особенностей протекания беременности у матери, родов, развития в

    младенческом возрасте, особенностей приучения к горшку, времени посещения

    детского сада и т. д., вплоть до актуальной ситуации, в которой находится

    пациент сейчас. Причем особое внимание следует уделить событиям последних

    двух дней. Символообразование формируется по принципу сгущения. Этот важный

    аналитический принцип предполагает, что в каждом образе или элементе

    рисунка одновременно проявляются символические отражения множества

    различных событий, происшедших с пациентом в разное время. Другой важный

    аналитический принцип символообразования – принцип амбивалентности –

    предполагает существование у одного и того же символа прямо противоположных

    значений (Таблица 2). Именно поэтому при анализе символики цвета мы

    попытаемся выделить два основных полюса в спектре символических значений

    каждого цвета, что поможет сделать затем необходимые диагностические

    выводы.

    Интерпретация цветов в Символдраме.

    Таблица 2.

    |цвет |Положительные |Отрицательные |

    | |характеристики |характеристики |

    | |любовь, страсть |агрессия |

    |красный |эротическое начало |ненависть |

    | |вдохновение |опасность |

    | |разум |безумие |

    |синий |дисциплина |иррациональность |

    | |порядок, верность | |

    | |открытость |ревность, зависть |

    |желтый |активность |жадность, лживость |

    | |свобода, слава, сила |мания, бред |

    | |Зрелость личности |вытесняет другие цвета |

    |оранжевый |радость |страсть борьбы и войны |

    | |энергия, сила | |

    | |Витальное начало |яд |

    |зеленый |рост |болезнь |

    | |надежда |незрелость |

    | |равновесие |внутреннее беспокойство |

    |фиолетовый |мистика, колдов. чары |тревога, отречение |

    | |сокровенное знание |меланхолия |

    | |покаяние | |

    | |материнство |грязь |

    |коричневый |плодородие |гной |

    | |земля |кал |

    | |достоинство |смерть |

    |черный |торжественность |траур |

    | | |грех |

    |белый |чистота |привидение |

    | |гармония |траур |

    | | |неясность |

    |серый | |туман |

    | | |депрессия |

    Число символизирует порядок, последовательность и упорядоченность. С

    его помощью осуществляется качественная и количественная оценка как мира,

    так и человека. При интерпретации (Таблица 3) символического значения чисел

    мы пользуемся теми же основополагающими принципами глубинно-психологической

    символики, что и при интерпретации символического значения цвета. Здесь

    также максимально возможная интерпретация допустима только на уровне

    гипотезы, достоверность которой проверяется на основании совокупности всех

    имеющихся рисунков, образов и сновидений, а также данных анамнеза.

    Таблица 3.

    Значение чисел

    |Число |Значение |

    |Один |С одной стороны всеобщность, абсолютность, с другой |

    | |одиночество, нарциссические тенденции |

    | Два |С одной стороны соединение двух, пара, связь, соответствие,|

    | |с другой разделение, полярность, противопоставление, |

    | |противоположность, сомнение |

    |Три |число полноты, совершенства. Развитие, цикл, динамика, |

    | |степень превосходства |

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.