МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Символдрама как метод коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста

    в целом на интеллектуальное развитие, высокая степень тревожности может

    отрицательно сказаться на формировании дивергентного (т.е. креативного,

    творческого) мышления, для которого естественны такие личностные черты, как

    отсутствие страха перед новым, неизвестным.

    Тем не менее, у детей младшего школьного возраста тревожность еще не

    является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении

    соответствующих психолого-педагогических мероприятий. [38, 88]

    Глава 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВ В ПСИХОТЕРАПИИ

    2.1. Активное Воображение.

    Активное Воображение – это особый метод использования силы

    воображения, разработанный Юнгом в начале этого столетия. В сущности,

    Активное Воображение – это диалог, ведущийся с различными частями «Я»,

    живущими в бессознательном. В определённом смысле это похоже на сон, с той

    лишь разницей, что, испытывая это ощущение, человек не спит и полностью

    осознаёт происходящее.

    Юнг доказал, что он может входить в свою фантазию, осознанно в ней

    участвовать и превращать ее в активный обмен между осознающей и

    бессознательной энергетическими системами [57]. Активное Воображение

    помогает лучше понять, что возникающие в воображении образы на самом деле

    являются символами, представляющими глубоко сидящие внутри нас части нашего

    «Я». Подобно образам из снов, они символизируют содержимое нашего

    бессознательного. Поскольку эти внутренние существа обладают «своим

    собственным разумом», они говорят и делают вещи, которые иногда потрясают

    зачастую просвещают, а иногда и оскорбляют наше эго.

    В снах события происходят исключительно на уровне бессознательного. В

    процессе Активного Воображения, события происходят на уровне воображения,

    которое не относится ни к осознающему разуму, ни к бессознательному, а

    представляет собой «место встречи», «нейтральную полосу», на которой

    осознающий разум и бессознательное встречаются, чтобы создать событие

    жизни, сочетающее в себе элементы и того, и другого. Два уровня сознания

    сливаются друг с другом на уровне воображения, подобно двум рекам, которые

    впадают друг в друга, чтобы создать один мощный поток. Они дополняют друг

    друга; они начинают работать вместе, и, в результате, ваша полная личность

    начинает преобразовывать себя в единство. Диалог осознающего разума с

    бессознательным, приводит в действие высшую «божественную» функцию «Я»,

    которое представляет собой синтез этих двух уровней сознания.

    Воображение не может быть активным, если в процессе не задействованы

    ваши чувства и эмоции. «Я» испытываю определенные чувства: «я» счастлив,

    заинтересован, печален или зол в результате происходящих событий. «Я»

    должно ощущать воображаемое действие так полно, как если бы оно было

    внешним, физическим событием. Да, это событие – символическое, но, тем не

    менее, оно является реальным событием, в котором задействованы реальные

    чувства.

    Посредством нашего активного участия мы превращаем то, что могло бы

    остаться бессознательной, пассивной фантазией, в абсолютно осознанный,

    мощный акт воображения. Если Активное Воображение применяется правильно,

    оно соединяет те различные части нашего «Я», которые конфликтовали между

    собой или были отделены друг от друга. Оно пробуждает внутри нас могучие

    голоса и приводит к заключению мира между враждующими эго и

    бессознательным, к началу сотрудничеству между ними.

    Активное Воображение выводит человека на путь, ведущий к целостности,

    к осознанию полноты своего «Я», и все это только потому, что человек

    научился общаться со своим внутренним «Я».

    Джонсон доработал юнговский четырехфазный подход к Активному

    Воображению.

    Фаза 1. Приглашение бессознательного. Смысл заключается в том, чтобы

    пригласить живущего в бессознательном создание поднять их на поверхность и

    установить с ними контакт.

    Фаза 2. Диалог. Ведется разговор то с одной частью личности, то с

    другой. В ходе этого диалога выясняются желания, действия и чувства той или

    иной части личности.

    Фаза 3. Ценности. Джонсон считает небходимым внести в это общение

    между притивоположными ценностями этические нормы для того, чтобы не было

    подчинения одной противоположности другой.

    Фаза 4. Ритуалы. Джонсон отмечает, что должно произойти перенесение

    смысла из воображения в реальную жизнь.

    2.2. Трансформация образа как метод изменения эмоционального состояния.

    Одним из теоретиков метода трансформации является Н.Д.Линде. В общем

    виде данный метод может быть выражен формулой: чувство – образ –

    трансформация – чувство. Терапевтический процесс может быть представлен как

    последовательность из 10 шагов: клиническая беседа, прояснение симптома,

    создание образа, исследование образа, проверка на фиксацию, трансформация,

    интегрирование образа с личностью, ситуационная проверка, экологическая

    проверка, закрепление.

    Н.Д.Линде приводит 10 основных методов трансформации состояний:

    Созерцание. Сосредоточение внимания на негативных качествах образа,

    созерцание его нежелательного качества для того, чтобы оно постепенно

    исчезло и вместе с ним исчезает негативное состояние.

    Мысленное действие. Прежде всего, следует спросить клиента, что ему

    хочется с «этим» сделать, и во многих случаях найденное клиентом решение

    оказывается вполне адекватным. Избранный способ действия должен

    соответствовать структуре психологического конфликта.

    Диалог. Разговор с образом как с реальной личностью, ведь он всегда

    выполняет для клиента определенные функции и воплощает те или иные

    чувства. Диалог может играть проясняющую роль, помогая выбрать правильную

    стратегию действий, но может служить и самостоятельным средством решения

    психотерапевтической задачи.

    Взаимодействие противоположностей. Психологические проблемы связаны с

    наличием противоположных сил, причем одна из взаимоопределяющих друг друга

    сторон осознается, а вторая – нет.

    Замена. В этом методе предлагается сначала найти образ, представляющий

    негативные чувства, а потом найти позитивный образ, который мог бы

    адекватно заменить его, после чего принять позитивный образ, отказавшись от

    негативного.

    Передача чувства. Этот метод состоит в том, чтобы мысленно передать

    образу те чувства (негативные), которые он вызывает. По мере передачи

    чувств негативный образ тает, а с ним исчезает и негативное состояние.

    Прослеживание судьбы образа. В этом подходе клиенту предлагается

    просмотреть процесс дальнейшего развития образа или его историю в обратном

    порядке вплоть до его возникновения. Как прошлое, так и будущее могут

    скрывать возможности избавления от негативного образа, а значит, и

    связанного с ним состояния (подобный метод используется в НЛП).

    Свободное фантазирование. Отталкиваясь от первично заданного образа,

    клиенты (особенно художественного склада) могут просмотреть целый фильм в

    своем воображении, что само по ходу является трансформацией личности.

    Расширение осознания. Метод предполагает умение терапевта задавать

    вопросы, проявляющие скрытый смысл, содержащийся в образе. Цель его – более

    полное осознание клиентом своего проблемного поля.

    Волшебство. Этот метод предполагает различные варианты волшебных

    изменений по желанию клиента под магическим воздействием терапевта. Он

    применяется при разрешении тупиков третьей степени, когда человек считает,

    что чувствовал себя так всегда и не находит способа изменить образ. При

    этом клиенту предлагается представить, что образ изменился в нужном русле и

    описать, как он себя при этом чувствует.

    2.3. Использование образов в психотерапии

    Еще Фрейд широко использовал образы в психотерапевтической работе.

    Материалы сновидения были им признаны элементами «столбовой дороги» в

    бессознательное. Также Шульц, автор знаменитой системы аутогенной

    тренировки, ввел в последние упражнения его аутотренинга некоторые

    установки для того, чтобы пациент «видел» в своем воображении определенные

    образы. Необходимо отметить, что в обоих случаях образы служат материалом

    для анализа и не играют никакой самостоятельной роли. Другой пионер работы

    с образами в психотерапии, Р. Сасердоте, также использовал те образы,

    которые сам вызывал у пациентов, находящихся в полудремотном состоянии, для

    того, чтобы анализировать и истолковывать их. Новизна постановки вопроса

    Юнгом заключается в следующем: психологическое воздействие, по Юнгу,

    заключается не в анализе образов, а в самом факте взаимодействия между

    пациентом и его образами. Речь идет об операциях с образами, а не о

    толковании образов психотерапевтом. Это имеет принципиальное значение.

    Другие психотерапевтические школы пришли к работе с образами другими

    путями, нежели Юнг, и уже чувствуется необходимость систематизировать тот

    материал, который накопился за последние годы.

    В первую очередь необходимо вспомнить работы Вольпе. Как известно,

    данный автор, несмотря на его австрийское происхождение, может быть

    причислен к сторонникам американской поведенческой психологии.

    Главная заслуга Вольпе в том, что он впервые доказал, что, если

    пациент, находясь в состоянии расслабления, мысленно представляет себе

    предмет, вызывающий у него отрицательные эмоции, то эти эмоции начинают

    угасать! Отвлекаясь от физиологической терминологии данного автора, Вольпе

    и его последователи создали основу систематического использования образов в

    купировании невротических симптомов. В настоящий момент фактически все

    признают большую роль момента переобучения во всех видах психотерапии, в

    которых для лечения пациентов используются образы. Недостаток работ данного

    направления как раз и состоит в упорном желании применить простые

    физиологические теории в работе со сложными психологическими реалиями.

    Однако заслуги Вольпе в деле применения образов в психотерапии ставят его в

    один ряд с Юнгом и Милтоном Эриксоном.

    Милтон Эриксон является одним из наиболее крупных психотерапевтов

    двадцатого века и выдающимся примером победы духа над телесным недугом.

    Эриксон не только воскресил гипноз в качестве терапевтического приема, но и

    создал целый ряд очень эффективных методик для введения в транс и для

    психотерапевтической работы в состоянии транса. Подход данного автора

    отличался строгой индивидуализацией приемов для каждого пациента и огромной

    креативностью в работе с ними. Эриксон является пионером в деле Такая

    локомоция во внутреннем пространстве является краеугольным камнем

    фактически всех современных психотерапевтических методов терапий,

    использующих образы для лечения пациентов.

    Нельзя обойти давно забытый, но существенный вклад Фредерика Перлза в

    дело творческого использования образов. На ранних стадиях развития Перлзом

    гештальт-терапии, им было выдвинуто положение о том, что пациенту нужно

    помощь научиться на решении любой задачи. Среди упражнений по

    концентрированию, которые Перлз давал пациентам, было и упражнение по

    визуализации. В самих упражнениях данного автора нет ничего

    экстраординарного, но подход Перлза заслуживает внимания, так как данный

    автор не только не старается использовать образы для аналитического

    толкования, но вся тренировка пациента направлена на то, чтобы пациент

    развивал способность к произвольному самоуправлению или, как это называет

    сам Перлз, к развитию личности. Перлз заметил, что, когда пациенты

    научаются произвольно вызвать определенные образы, им становится проще

    решать какие-либо жизненные проблемы.

    Но самая разработанная система использования образов в

    психотерапевтических целях берет свое начало от работ немецкого ученого Х.

    Лейнера и его сотрудников.

    В 1948 году Лейнер начал свою экспериментальную работу по

    использованию образов представления в психотерапии. Первая программная

    публикация появилась в 1954 году, и уже в 1955 году были опубликованы

    основные положения, методы и результаты символдрамы. Долгие годы, с

    немецкой аккуратностью, данный автор накопил огромный клинический материал,

    который служит основой для развития одного из самых перспективных

    направлений в современной психотерапии: символдрамы.

    Символдрама занимает (по мнению Лейнера) промежуточное место между

    поведенческими методами и глубинной психотерапией. Пациент постепенно

    вводится в мир работы с образами, вначале под большой опекой психотерапевта

    (первая степень символдрамы), а потом все больше и больше совершает

    путешествия в мире образов, все больше и больше освобождаясь от опеки

    психотерапевта (вторая и третья степени символдрамы). С самого начало,

    символдрама показала неожиданно большую эффективность, даже в коротких

    курсах психотерапии (30, 20 или меньше сеансов). Поначалу Лейнер был

    последовательным психоаналитиком. Впоследствии психоанализ перестал играть

    какую-либо заметную роль в практике и, пожалуй, в теории символдрамы. В

    конце концов, теоретические рамки психоанализа стали узки для символдрамы.

    Практические и теоретические противоречия между Лейнером и Фрейдом

    имеют значение не только для теории психотерапии, но и более широкое,

    общепсихологическое значение. Для Фрейда символы являются «первичным

    процессом» примитивного порядка, значение которых вытеснено в

    бессознательное, и его можно выявить только путем ассоциативной работы с

    пациентом. Для Лейнера символы являются «гештальтами», значение которых

    можно найти во всей жизненной (экзистенциальной) ситуации, и их значение

    может быть выявлено путем интуитивного понимания конкретной жизненной

    ситуации пациента. Если для Фрейда получение гратификации в плане образов

    является безусловной регрессией к детским способам поведения, то Лейнер

    считает образы обычными элементами повседневного сознания и использует

    воображаемую гратификацию в лечении в качестве необходимого элемента

    психотерапии.

    Данные положения могут быть проиллюстрированы примерами из

    психотерапевтической практики: Лейнер приводит случай одного студента,

    который панически боялся экзаменов. В измененном состоянии сознания данному

    пациенту была дана установка на то, чтобы пациент смотрел в глубину

    воображаемого леса. Пациент увидел там туннель, а из этого туннеля мчался

    огромный, страшный локомотив. В результате совместного с пациентом анализа

    данного образа была получена такая цепочка смыслов данного образа:

    огромный, страшный локомотив - чрезмерно строгий отец – строгий учитель и,

    наконец, экзамен как конкретное воплощение всех опасностей. Тут вся

    психосексуальная археология психоанализа оказывается ненужной, ибо смысл

    образа лежит в плоскости экзистенциальных проблем студента, и копание в

    возможном эдиповом комплексе пациента не является необходимым для

    купирования фобического симптома.

    Что касается гратификации «первичного процесса», то можно сказать

    вместе с Лейнером, что он не является каким-либо регрессом, а только

    необходимым моментом в купировании некоторых психических болезней

    невротического уровня. Например, при посттравматическом стрессе, когда

    пациент теряет способность радоваться, очень помогает в измененном

    состоянии сознания вернуть пациента в те моменты его жизни, когда он

    испытывал радость. Иногда такой простой прием приводит к удивительному

    улучшению состояния пациента.

    В современной психологии, особенно после публикации знаменитой

    монографии Миллера, Прибрама и Галантера «Планы и структуры поведения»,

    образы принимаются, как необходимый элемент внутреннего планирования

    поведения, а не как некий реликт древних модусов психической деятельности.

    Таким образом, имагинативные образы могут быть с успехом использованы в

    психотерапии в следующих целях:

    1. Для десенсибилизации по отношению к ситуациям, вызывающим сильные

    отрицательные эмоциональные реакции.

    2. Для увеличения импликации личности в определенные виды деятельности

    (в том числе в те, которые способны вызывать радость!).

    3. Для изменения общих установок личности (чрезмерной зависимости от

    определенных людей, сильного чувства вины и т. д.).

    4. Для изменения патогенных программ и сценариев поведения (сценарии

    неудачника, программы избегания контактов с определенными людьми и т. д.)

    5. Для использования образов, полученных на сеансах, для

    экзистенциального или аналитического толкования в психотерапии.

    6. Для установления терпимых отношений между разными субличностями

    пациента.

    7. Для увеличения креативности клиента путем свободного перемещения во

    внутреннем пространстве личности.

    Первые четыре пункта могут быть названы бихевиоральным уровнем в дань

    традициям и истории психотерапии. Остальные пункты могут быть названы

    (опять же в дань традиции и истории) символдраматическими.

    Данный список может быть продолжен. Имея в виду, что такие результаты

    могут быть получены за 8 – 30 сеансов, можно прийти к выводу о том, что

    имагинативные методы в психотерапии являются самими многообещающими на

    сегодняшний день. Однако это не значит, что речь идет о панацее. Каждая

    психотерапевтическая школа выдвигала интересные идеи и методы, особенно,

    если речь идет о больших школах, таких, как психоанализ, бихевиоризм и

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.