МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Символдрама как метод коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста

    Символдрама как метод коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста

    Министерство образования Российской Федерации

    Иркутский государственный педагогический университет

    К защите допускается

    «_______________»

    Выпускная аттестационная работа по программе «Психология»

    Тема: «Символдрама как метод коррекции тревожности у детей младшего

    школьного возраста»

    Выполнила: Бандойль Наталия Александровна

    ________________________

    (подпись)

    Руководитель:

    (подпись)

    Рецензент:

    ________________________

    (подпись)

    Иркутск – 2004г.

    СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ 3

    Глава 1. Особенности тревожности у детей младшего школьного возраста. 5

    1 Тревожность, как проявление эмоциональной сферы 5

    2. Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей

    младшего школьного возраста 8

    Глава 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВ В ПСИХОТЕРАПИИ 12

    2.1. Активное Воображение. 12

    2.2. Трансформация образа как метод изменения эмоционального состояния. 14

    2.3. Использование образов в психотерапии 15

    Глава 3. СИМВОЛДРАМА 21

    3.1. Символдрама как один из методов психотерапии 22

    3.2. Описание метода 27

    3.3. Техника проведения психотерапии 28

    3.3.1. Предварительные условия 28

    3.3.2 Работа с рисунком 31

    3.3.3. Символика цвета и чисел 35

    3.4. Показания и противопоказания для применения символдрамы 38

    3.4.1. Показания для применения символдрамы 38

    3.4.2. Противопоказания для применения символдрамы 39

    3.4.3. Возраст 40

    3.5. Эффективность метода 42

    Глава 4. РАБОТА С ПАЦИЕНТОМ ПО МЕТОДУ СИМВОЛДРАМЫ 44

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65

    Приложения 69

    ВВЕДЕНИЕ

    Главная цель всякого психотерапевтического лечения заключается в том,

    чтобы помочь пациентам внести необходимые изменения в свою жизнь. Каким

    образом это можно сделать? Ответ на поставленный вопрос каждое направление

    психотерапии дает в терминах собственных понятий. Успешность или

    эффективность психотерапии оценивается в зависимости от того, насколько

    стойкими и в широком смысле благотворными для пациента оказываются эти

    изменения; оптимальными будут те психотерапевтические меры, которые

    обеспечивают стойкий, продолжительный позитивный эффект.

    Большая распространенность в популяции неврозов и психосоматических

    заболеваний привлекает внимание многих психологов к изучению эмоциональной

    сферы человека. Тревожность как нарушение эмоциональной сферы личности,

    является устойчивым образованием, сохраняющимся на протяжении длительного

    периода времени и свидетельствует о недостаточной приспособляемости

    человека к тем или иным социальным ситуациям. Тревожность является

    серьезным риск-фактором для развития многих невротических и

    психосоматических отклонений.

    Методика символдрамы получила в последнее время широкое

    распространение. Это связано с тем, что символдрама оказалась клинически

    эффективным методом при краткосрочном лечении неврозов и психосоматических

    заболеваний, а также при психотерапии нарушений, связанных с невротическим

    развитием личности. Этим и определяется актуальность работы.

    Цель данной работы заключается в определении эффективности применения

    символдрамы как метода коррекции тревожности у детей младшего школьного

    возраста.

    Объектом исследования является тревожность у детей.

    Предметом исследования выступает символдрама как способ коррекции

    тревожности у детей младшего школьного возраста.

    Цель и гипотеза работы определили задачи исследования:

    . Рассмотреть особенности тревожности у детей младшего школьного

    возраста;

    . выявить особенности методов психотерапии использующих образы;

    . установить специфику работы с образами в символдраме;

    . изучить изменения уровня тревожности, произошедшие в результате

    проведения психокоррекционной работы по методу Символдрамы.

    Методологической основой данной работы явились основные принципы

    психологической науки, в т.ч. принцип последовательного детерминизма,

    согласно которому развитие личности обусловлено социальной ситуацией и

    психологическими закономерностями индивида, основные положения которого

    сформированы в трудах Л.С.Выгодского.

    Гипотеза работы: Символдрама является эффективным средством для

    коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста.

    Данная работа состоит из введения, 4 глав, заключения, списка

    литературы и приложений. Весь материал изложен на 68 листах.

    Глава 1. Особенности тревожности у детей младшего школьного возраста.

    1 Тревожность, как проявление эмоциональной сферы

    Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной

    действительности в форме переживаний. Различные формы переживания чувств

    (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти и д. р.) образуют в

    совокупности эмоциональную сферу человека.

    Выделяют такие виды чувств, как нравственные, интеллектуальные и

    эстетические. По классификации, предложенной К. Изардом, выделяются эмоции

    фундаментальные и производные. К фундаментальным относят: 1)интерес-

    волнение, 2)радость, 3)удивление, 4)горе-страдание, 5)гнев, 6)отвращение,

    7) презрение, 8)страх, 9)стыд, 10)вину.[34, 57]

    Остальные – производные. Из соединения фундаментальных эмоций

    возникает такое комплексное эмоциональное состояние, как тревожность,

    которая может сочетать в себе и страх, и гнев, и вину, и интерес-

    возбуждение. [34, 66]

    «Тревожность – это склонность индивида к переживанию тревоги,

    характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из

    основных параметров индивидуальных различий». [30, 68]

    Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная

    особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует

    свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это так называемая

    полезная тревожность. [48, 234] Оценка человеком своего состояния в этом

    отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и

    самовоспитания. Однако повышенный уровень тревожности является субъективным

    проявление неблагополучия личности.

    Проявления тревожности в различных ситуациях не одинаковы. В одних

    случаях люди склоны вести себя тревожно всегда и везде, в других они

    обнаруживают свою тревожность лишь время от времени, в зависимости от

    складывающихся обстоятельств. [43, 68]

    Ситуативно устойчивые проявления тревожности принято называть

    личностными и связывать с наличием у человека соответствующей личностной

    черты (так называемая «личностная тревожность»). Это устойчивая

    индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к

    тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно

    широкий «веер» ситуаций как угрожающий, отвечая на каждую из них

    определенной реакцией. Как предрасположенность, личностная тревожность

    активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых

    человеком как опасные, связанные со специфическими ситуациями угрозы его

    престижу, самооценке, самоуважению. [48, 234]

    Ситуативно изменчивые проявления тревожности именуют ситуативными, а

    особенность личности проявляющей такого рода тревожность, обозначают как

    «ситуационная тревожность». Это состояние характеризуется субъективно

    переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью,

    нервозностью. Такое состояние возникает как эмоциональная реакция на

    стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во

    времени.

    Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать

    угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и

    реагировать весьма напряженно, выраженным состоянием тревожности. [48].

    Поведение повышенно тревожных людей в деятельности направленной на

    достижение успехов, имеет следующие особенности:

    1. Высокотревожные индивиды эмоционально острее, чем низкотревожные,

    реагируют на сообщения о неудаче.

    2. Высокотревожные люди хуже, чем низкотревожные, работают в стрессовых

    ситуациях или в условиях дефицита времени, отведенного на решение задачи.

    3. Боязнь неудачи — характерная черта высокотревожных людей. Эта боязнь у

    них доминирует над стремлением к достижению успеха.

    4. Мотивация достижения успехов преобладает у низкотревожных людей. Обычно

    она перевешивает опасение возможной неудачи.

    5. Для высокотревожных людей большей стимулирующей силой обладает сообщение

    об успехе, чем о неудаче.

    6. Низкотревожных людей больше стимулирует сообщение о неудаче.

    7. Личностная тревожность предрасполагает индивида к восприятию и оценке

    многих, объективно безопасных ситуаций как таких, которые несут в себе

    угрозу.

    Деятельность человека в конкретной ситуации зависит не только от

    самой ситуации, от наличия или отсутствия у индивида личностной

    тревожности, но и от ситуационной тревожности, возникающей у данного

    человека в данной ситуации под влиянием складывающихся обстоятельств.

    Воздействие сложившейся ситуации, собственные потребности, мысли и

    чувства человека, особенности его тревожности как личностной тревожности

    определяют когнитивную оценку им возникшей ситуации. Эта оценка, в свою

    очередь, вызывает определенные эмоции (активизация работы автономной

    нервной системы и усиление состояния ситуационной тревожности вместе с

    ожиданиями возможной неудачи). Информация обо всем этом через нервные

    механизмы обратной связи передается в кору головного мозга человека,

    воздействуя на его мысли, потребности и чувства.

    Та же когнитивная оценка ситуации одновременно и автоматически

    вызывает реакцию организма на угрожающие стимулы, что приводит к появлению

    контрмер и соответствующих ответных реакций, направленных на понижение

    возникшей ситуационной тревожности. Итог всего этого непосредственно

    сказывается на выполняемой деятельности. Эта деятельность находится в

    непосредственной зависимости от состояния тревожности, которое не удалось

    преодолеть с помощью предпринятых ответных реакций и контрмер, а также

    адекватной когнитивной оценки ситуации. [43, 415]

    Таким образом, деятельность человека в порождающей тревожность

    ситуации непосредственно зависит от силы ситуационной тревожности,

    действенности контрмер, предпринятых для ее снижения, точности когнитивной

    оценки ситуации.

    2. Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей

    младшего школьного возраста

    Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать

    действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они

    информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его.

    Особенно это актуально в младенчестве, когда вербальное общение не

    доступно. По мере того, как ребенок растет, его эмоциональный мир

    становится богаче и разнообразнее. От базовых (страха, радости и др.) он

    переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и

    удивляется, ревнует и грустит. Меняется и внешнее проявление эмоций. Это

    уже не младенец, который плачет и от страха, и от голода.

    Под тревожностью в психологии понимают склонность человека переживать

    тревогу, т.е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях

    неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного

    развития событий. [47,109] Тревожные люди живут, ощущая постоянный

    беспричинный страх. Они часто задают себе вопрос: «А вдруг что-нибудь

    случится?» Повышенная тревожность может дезорганизовать любую деятельность

    (особенно значимую), что, в свою очередь, приводит к низкой самооценке,

    неуверенности в себе («Я же ничего не мог!»). Таким образом, это

    эмоциональное состояние может выступать в качестве одного из механизмов

    развития невроза, так как способствует углублению личностных противоречий

    (например, между высоким уровнем притязаний и низкой самооценкой).

    Все что характерно для тревожных взрослых, можно отнести и к

    тревожным детям. Обычно это очень не уверенные в себе дети, с неустойчивой

    самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным

    приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи

    послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут

    себя примерно и дома, и в детском саду, стараются точно выполнять

    требования родителей и воспитателей - не нарушают дисциплину, убирают за

    собой игрушки. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Однако их

    примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер -

    ребенок делает все, чтобы избежать неудачи.

    Какова же этиология тревожности? Известно, что предпосылкой

    возникновения тревожности является повышенная чувствительность

    (сензитивность). Однако не каждый ребенок с повышенной чувствительностью

    становиться тревожным. Многое зависит от способов общения родителей с

    ребенком. Высока вероятность воспитания тревожного ребенка родителями,

    осуществляющими воспитание по типу гиперпротекции (чрезмерная забота,

    мелочный контроль, большое количество ограничений и запретов, постоянное

    одергивание).

    Воспитание по типу гиперопеки может сочетаться с симбиотическим, т.е.

    крайне близкими отношениями ребенка с одним из родителей, обычно с матерью.

    Существует зависимость между количеством страхов у детей и родителей,

    особенно матерей.

    Усилению в ребенке тревожности могут способствовать такие факторы,

    как завышенные требования со стороны родителей и воспитателей, так как они

    вызывают ситуацию хронической неуспешности. Еще один фактор, способствующий

    формированию тревожности, - частые упреки, вызывающие чувство вины (“Ты так

    плохо вел себя, что у мамы заболела голова). Часто причиной большого числа

    страхов у детей является и сдержанность родителей в выражении чувств при

    наличии многочисленных предостережений, опасностей и тревог. Излишняя

    строгость родителей также способствует появлению страхов.

    Помимо перечисленных факторов страхи возникают и в результате

    фиксации в эмоциональной памяти сильных испугов при встрече со всем, что

    олицетворяет опасность или представляет непосредственную угрозу для жизни,

    включая нападение, несчастный случай, операцию или тяжелую болезнь. [38,83]

    Если у ребенка усиливается тревожность, появляются страхи –

    непременный спутник тревожности, то могут развиться невротические черты.

    Неуверенность в себе, как черта характера - это самоуничтожительная

    установка на себя, на свои силы и возможности. Тревожность как черта

    характера — это пессимистическая установка на жизнь, когда она

    представляется как преисполненная угроз и опасностей.

    Неуверенность порождает тревожность и нерешительность, а они, в свою

    очередь, формируют соответствующий характер. Таким образом, неуверенный в

    себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок

    нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, повышенно внушаем.

    Неуверенный, тревожный человек всегда мнителен, а мнительность

    порождает недоверие к другим. Такой ребенок опасается других, ждет

    нападения, насмешки, обиды. Он не справляется с задачей в игре, с делом.

    Это способствует образованию реакций психологической защиты в виде

    агрессии, направленной на других.[45, 134] Так, один из самых известных

    способов, который часто выбирают тревожные дети, основан на простом

    умозаключении: «чтобы ничего не боятся, нужно сделать так, чтобы боялись

    меня». Маска агрессии тщательно скрывает тревогу не только от окружающих,

    но и от самого ребенка. Тем не менее, в глубине души у них - все та же

    тревожность, растерянность и неуверенность, отсутствие твердой опоры.

    Также реакция психологической защиты выражается в отказе от общения и

    избежания лиц, от которых исходит «угроза». Такой ребенок одинок, замкнут,

    малоактивен. Возможен также вариант, когда ребенок находит психологическую

    защиту «уходя в мир фантазий». [45, 134] В фантазиях ребенок разрешает свои

    неразрешимые конфликты, в мечтах находит удовлетворение его невоплощенные

    потребности.

    Тревожность как определенный эмоциональный настой с преобладанием

    чувства беспокойства и боязни сделать что-либо не то, не так, не

    соответствовать общепринятым требованиям и нормам развивается ближе к 7 и

    особенно 8 годам при большом количестве неразрешимых и идущих из более

    раннего возраста страхов. [38, 87] .Главным источником тревог для младших

    школьников оказывается семья. В дальнейшем, уже для подростков такая роль

    семьи значительно уменьшается; зато вдвое возрастает роль школы.

    Отрицательные последствия тревожности выражаются в том что, не влияя

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.