МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Семантическое поле страха на основе произведения Стивена Кинга Цикл оборотня

    ослабляет, подкрепляет или преобразовывает актуальную функциональную

    структуру.

    Моральный страх можно рассматривать в качестве последующего развития

    общественного страха. Общественное отражение в этом случае подвергается

    интернационализации (принятие в качестве собственных неких определенных

    форм поведения и норм, предлагаемых окружающими, при этом в первом периоде

    – с респектом, но все-таки как чужие реакции).

    Интернационализация общественного отражения состоит в замещении

    обратных сигналов, выходящих из общественной среды, сигналами, выходящими

    из личных записей памяти. Память действует стабилизирующим образом: прежде

    внешнее, становится позже интегральной составляющей личности. Но переход

    снаружи внутрь связан с некоторой деформацией отражения, вот почему

    суперэго нередко достигает чудовищных размеров.

    1.4.4 Дезинтеграционный страх

    Он появляется при каждом изменении структуры информационного

    метаболизма. Чертой обмена сигналов с внешней средой является постоянная

    изменчивость. В этой изменчивости проявляется определенная структура

    информационного метаболизма, до некоторой степени аналогичная структуре

    энергетического метаболизма. Структура носит динамический характер: она

    должна быть постоянно истребляема и вновь создаваема.

    При дезинтеграции этой относительно стабильной запрограммированной

    структуры в организм начинают проникать чуждые, не принимавшиеся ранее

    сигналы, и это влечет за собой возникновение страха.

    А. Кемпински в своей концепции относит страх к осевым симптомам

    невроза – наряду с вегетативными нарушениями, эгоцентризмом и невротическим

    заколдованным кругом. Автор отмечает, что страх в переживаниях человека

    занимает довольно большое место, “поэтому нет ничего удивительного, когда

    переживания выходят за пределы так называемой нормы, а страх проявляется

    чаще с преувеличенной силой” (Кемпински, 1975, с. 119)

    При различных болезненных симптомах страх выдвигается на первый план.

    При каждом неврозе страх появляется, образуя кристаллический пункт для иных

    симптомов.

    1.5 Эмоции

    Эмоциями (аффектами, душевными волнениями) называют такие состояния,

    как страх, гнев, тоска, радость, любовь, надежда, грусть, отвращение,

    гордость и т.п. Психология прежнего времени перечисляла бесчисленное

    множество подобных переживаний. То общее, что есть между эмоциями,

    чувствами и влечениями, вызывает потребность в общем групповом названии.

    Блейлер (1929) объединил чувства и эмоции под общим названием

    "эффективность".

    Эмоции проявляются в определенных психических переживаниях, каждому

    известных по своему опыту, и в телесных явлениях. Как и ощущение, эмоции

    имеют положительный и отрицательный чувственный тон, связаны с чувством

    удовольствия или неудовольствия. Чувство удовольствия при усилении

    переходит в аффект радости.

    Удовольствие и неудовольствие проявляются в определенной мимике лица и

    изменениях пульса. При эмоциях телесные явления выражены гораздо реже. Так,

    радость и веселье проявляются в двигательном возбуждении: смех, громкая

    речь, оживленная жестикуляция (дети прыгают от радости), пение, блеск глаз,

    румянец на лице (расширение мелких сосудов), ускорение умственных

    процессов, наплыв мыслей, склонность к остротам, чувство бодрости. При

    печали, тоске, наоборот, имеется психомоторная задержка. Движения

    замедленны и скудны, человек "подавлен". Осанка выражает мышечную слабость.

    Мысли неотрывно прикованы к одному. Бледность кожи, осунувшиеся черты лица,

    уменьшение выделения секрета желез, горький вкус во рту. При сильной печали

    слез нет, но они могут появиться при ослаблении остроты переживаний.

    На основании телесных переживаний Кант делил эмоции на стенические

    (радость, воодушевление, гнев) - возбуждающие, повышающие мышечный тонус,

    силу, и астенические (страх, тоска, печаль) - ослабляющие.

    Деление эмоций на стенические и астенические имеет схематический

    характер. Некоторые аффекты трудно отнести в одну или другую рубрику, и

    даже один и тот же аффект при разной интенсивности может выявлять то

    стенические, то астенические черты. По длительности течения эмоции могут

    быть краткосрочными (гнев, испуг) и длительными.

    Длительные эмоции называются настроениями. Есть люди, которые всегда

    веселы, находятся в повышенном настроении, другие склонны к угнетенному

    состоянию, к тоске или всегда раздражены. Настроение - сложный комплекс,

    который частично связан с внешними переживаниями, частично основан на общем

    расположении организма к определенным эмоциональным состояниям, частично

    зависит от ощущений, исходящих из органов тела.

    Психическая сторона эмоций проявляется не только в переживании самой

    эмоции. Гнев, любовь и т.д. оказывают влияние на интеллектуальные процессы:

    представления, мысли, направление внимания, а так же на волю, действия и

    поступки, на все поведение.

    При ослаблении эмоционального напряжения, например в исходных

    состояниях раннего слабоумия, наблюдаются ослабление воли, апатия. Влияние

    эмоций на интеллект и волю колеблется в очень широких пределах в

    зависимости от силы душевного волнения.

    При сильных аффектах (испуг, большая радость, гнев, страх) обычный ход

    ассоциаций нарушается, сознание бывает охвачено одним представлением, с

    которым связана эмоция, все другие исчезают, возникновение новых

    представлений, не связанных с эмоцией, тормозиться. Дальнейшее течение

    процессов неодинаково. При радости после первоначального "замирания"

    наступает наплыв множества представлений, находящихся в связи с

    обстоятельством, вызвавшим аффект. При страхе, горе, гневе возникшие

    вначале представления остаются в сознании на долгий срок. Аффект может

    разрешаться в бурных действиях и в столь сильных изменениях со стороны

    кровообращения и дыхания, что это иногда приводило к обмороку; наблюдались

    даже случаи мгновенной смерти. Человек с достаточно развитыми процессами

    торможения, несмотря на нарушение течения представлений при эмоциях,

    способен правильно оценить окружающую обстановку, и управлять своими

    действиями. Такие аффективные реакции, свойственные здоровому человеку,

    носят название физиологических аффектов.

    Взрывчатые аффективные реакции, связанные с потерей самообладания,

    называют примитивными реакциями.

    Теория Джемса – Ланге

    Физические изменения при эмоциях так резко бросаются в глаз, что на

    роль их в эмоциях уже давно обратили внимание. Какое же значение они имеют?

    Обычно представляется такой порядок: внешнее раздражение вызывает

    психическую реакцию, например испуг, вследствие этого появляется

    вздрагивание "от испуга", сердцебиение.

    Ланге (1890), Джемс(1892) выдвинули теорию, что эмоции есть восприятие

    ощущений, вызванных изменениями в теле вследствие внешнего раздражения.

    Внешнее раздражение, служащее причиной возникновения аффекта, вызывает

    рефлекторные изменения в деятельности сердца, дыхания, в кровообращении, в

    тонусе мышц. Вследствие этого во всем теле при эмоции испытываются разные

    ощущения, из которых и слагается переживание эмоций.

    Обыкновенно говорят: мы потеряли близкого человека, огорчены, плачем;

    мы повстречали медведя, испугались, дрожим; мы оскорблены, приведены в

    ярость, наносим удары. А согласно теории Джемса – Ланге, порядок событий

    формулируется так: мы опечалены, потому что плачем; боимся, потому что

    дрожим; приведены в ярость, потому что бъем. Если бы телесные проявления не

    следовали немедленно за восприятием, то, по их мнению, не было бы и эмоции.

    Если мы представим себе какую-нибудь эмоцию и мысленно вычтем из нее одно

    за другим все телесные ощущения, с ней связанные, то от нее, в конце

    концов, ничего не останется. Так, если из эмоции страх устранить

    сердцебиение, затрудненное дыхание, дрожь в руках и ногах, слабость в теле

    и т.д., то не будет и страха. Говоря другими словами, человеческая эмоция,

    лишенная всякой телесной подкладки, есть ни что иное, как пустой звук.

    Эмоции могут возникать без всякого воздействия на психику, под

    влиянием чисто химических и лекарственных воздействий. Известно, что вино

    "веселит сердце человека", вином можно "залить тоску", благодаря вину

    исчезает страх - "пьяному море по колено".

    Мухомор вызывает припадки бешенства и наклонность к насилию. Настой

    мухомора в старину давали воинам, чтобы привести их в "кровожадное

    состояние". Гашиш может вызывать припадки буйства.

    Эмоции возникают также под влиянием внутренних причин в патологических

    случаях. При заболеваниях сердца и аорты появляется тоска. При многих

    заболеваниях появляются страх или радость без прямых объектов этих эмоций:

    больной боится, сам не зная чего, или счастлив без причины.

    Эмоции выражаются мимикой лицевых мышц, движениями языка,

    восклицаниями и звуками.

    ОТВРАЩЕНИЕ

    Выражение "отвращение" в его первом простейшем смысле относится к еде

    и обозначает нечто отвратительное на вкус ("отворачивание" - отрицательная

    реакция на пищу).

    При средней степени отвращения происходит открывание рта с

    оттягиванием вниз углов оного и издаванием гортанного звука или

    отхаркиванием, одновременным вздрагиванием и отталкиванием от неприятного

    предмета. При слабых степенях отвращение выражается оттягиванием вниз углов

    рта, наморщиванием носа, иногда носовым выдыханием, как делают при

    неприятном запахе, желая его удалить. На этой мимике основывается не только

    выражение отвращения к пищевым веществам, но и проявление всякого иного

    отвращения. Отвращения к наружности, к разговору, к нравственным свойствам

    человека и т.д. имеет ту же мимику пищевого отвращения: те же движения рта,

    языка, вздрагивание, жест отталкивания и гортанные звуки.

    Презрение, глумление, пренебрежение на всем земном шаре выражается

    мимикой лица и жестами, представляющими отбрасывание или удаление

    неприятного предмета.

    БОЛЬ

    Действие боли на психику сходно с действием влечений. Если возникает

    доминанта, подавляющая все другие возбуждения, то стремление освободиться

    от боли делается сильнее всех влечений. Боль, получив доминантный характер,

    принудительно определяет поведение человека.

    Относительно выразительных движений при боли нет, но те которые

    существуют, меняются в зависимости от ее силы. Дети, например, даже при

    слабой боли испускают сильные продолжительные крики, закрывают глаза,

    открывают рот и судорожно дышат. У взрослых реакция наступает при более

    сильной боли. При мучительной боли люди мечутся в страшных судорогах,

    крепко сжимают рот, стискивают зубы, издают пронзительные крики и стоны,

    скрежещут зубами. Если боль мучительна и долговременна, то появляется

    бледность, бросает в дрожь, силы приходят в упадок; возможны обморочные

    состояния и бред.

    СТРАХ

    Одним из наиболее характерных симптомов страха является дрожание всех

    мышц тела, нередко оно, прежде всего, проявляется на губах. Когда страх

    возрастает до агонии ужаса, мы получаем новую картину эмоциональных

    реакций. Сердце бьется совершенно беспорядочно, останавливается, и

    наступает обморок; лицо покрывается мертвенной бледностью; дыхание

    затрудняется; взгляд устремляется на объект страха и т.д. Зрачки при этом

    бывают непомерно расширены. Все мышцы коченеют и начинают конвульсивно

    двигаться.

    В большинстве случаев страх возникает на основании жизненного опыта.

    Маленький ребенок не боится высоты и, смело перегнувшись вниз, выпадает из

    окна, если он не испытывал падения и т.п. до этого. Лишь испытав боль при

    разных условиях, он начинает бояться того, что может причинить боль.

    То, что называют "чувством самосохранения" лишь частично является

    врожденным, главным же образом оно развивается в течение жизни на основании

    пережитой боли.

    В реакциях страха очевидно участие адреналина. Он придает силу

    моторным реакциям, он же, можно думать, участвует в рефлексе иммобилизации

    ("рефлекс мнимой смерти"). Возможно, что в одном количестве адреналин

    является источником силы, в другом способствует окоченению мышц.

    Различные градации страха у человека выражаются по-разному: ужасом,

    паникой, боязнью, тревожностью, боязливым ожиданием, запуганностью,

    забитостью, связанными со страхом чувствами покорности и преданности. У

    человека при сильном испуге или ужасе наблюдаются: оцепенение, паническое

    желание убежать, беспорядочное диффузное мышечное возбуждение. Оцепенение,

    наступающее при испуге, как правило, быстро проходит и может смениться

    двигательным возбуждением. Например, гонимый страхом человек может

    совершить такой прыжок через преграду, поднять такую тяжесть, стать вдруг

    способным на такое напряжение, какое в обычном состоянии немыслимо.

    Страх, если он не достигает силы, тормозящей психику, может полностью

    поставить мышление себе на службу. Мысль прикована к одной цели: найти

    выход из устрашающего положения. И страх может испытываться в столь слабой

    степени, что человек выполняет свою обычную работу, совершается обычный ход

    ассоциаций, а страх кроется где-то на заднем плане, на задворках сознания.

    Страх - пассивнооборонительная реакция. Он указывает на опасность чего-

    то от кого-то более сильного, на опасность, которую нужно избежать, от

    которой надо устраниться. Если угроза исходит от более слабого, то это

    вызовет активнооборонительную реакцию - гнев. Все зависит от соотношения

    сил. Понятно, что у людей слабых, которым труднее преодолевать жизненные

    трудности, больше поводов для реакции страха.

    И у ребенка, и у взрослого есть страх перед неизвестным, перед новым.

    Этот страх делает нас осторожными и имеет защитное значение. Когда знание

    мира было ничтожно, а область неизвестного огромна, страх держал человека в

    своей власти и заставлял его населять мир страшными чудовищами и богами.

    При состоянии страха и вслед за перенесением его наступает ряд

    вегетативных реакций.

    ГНЕВ

    Гнев у человека выражается в том, что лицо краснеет или багровеет,

    вены на лбу и на шее надуваются, иногда лицо становится бледным или синим.

    Рот крепко сжат, зубы стиснуты и скрежещут, иногда губы вытягиваются.

    Волосы становятся дыбом. Одни люди нахмуриваются, другие - широко открывают

    глаза. Тело обычно держится прямо, мускулы напряжены, человек готов к

    мгновенному действию. Повышенное мышечное возбуждение легко переходит в

    действие.

    Если человек в гневе или ярости говорит кому-нибудь, чтобы тот вышел

    вон, то он обычно делает такие жесты, как будто ударяет или выталкивает

    изгоняемого. Часто жесты становятся совершенно бесцельными, движения

    нескоординированными, наблюдается дрожь, губы не повинуются воле, голос

    обрывается.

    Гнев и негодование отличаются от ярости меньшей интенсивностью

    проявлений. При гневе сердечная деятельность слегка повышена, появляется

    румянец, глаза начинают блестеть, дыхание учащается, крылья носа

    приподнимаются, рот обыкновенно сжимается, брови нахмуриваются.

    У ребенка уже в первые дни жизни можно вызвать приступ гнева

    стеснением движений. У человека только в детстве ярость чаще вызывается как

    рефлекс физической борьбы. Взрослые люди вступают в драку очень редко; это

    противоречит и взглядам общества, и юридическим нормам. Участие гнева в

    мимической реакции проявляется поднятием верхней губы и оскалом зубов.

    Таким образом, при гневе мы видим реакции, являющиеся безусловными

    мимическими рефлексами борьбы и соответственными рефлексами вегетативной

    нервной системы.

    ЭМОЦИИ, ПОРОЖДАЕМЫЕ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДОЙ

    Общественное мнение оценивает личные качества человека: умный, глупый,

    хитрый, красивый и т.д.; определяет отношение общества к его личности:

    уважаемый, не пользующийся уважением, приятный, неприятный и т.п., дает

    оценку его материальному положению.

    Каждый сам участвует в создании своих оценок. Сам желает иметь

    определенную оценку в общественном мнении. Всякий человек в той или иной

    мере чувствителен к суждению о нем и реагирует на общественное мнение о

    себе, на свое положение в глазах общества, ставит себя в одних отношениях

    выше, а в других ниже окружающих. Определение своего отношения в этом

    смысле к другим может носить интеллектуальный характер, но гораздо чаще

    возникает в качестве эмоциональных реакций, связанных с интеллектуальными

    процессами. Сюда относятся такие эмоции, как гордость, тщеславие, чувство

    собственного достоинства, обида и т.д.

    О ГОРДОСТИ

    Гордость (гордыня) в устах русского народа была качеством

    отрицательным и находила полное осуждение, в чем сказывался и религиозный

    взгляд на это чувство.

    Гордость, спесь, чванство по народному представлению свойственны

    правящим и богатым, угнетателям, насильникам и обидчикам.

    Гордость находит внешнее выражение в мимике и позе. Дарвин описывает

    это выражение так: "Гордый человек обнаруживает свое чувство превосходства

    над другими, держа голову и туловище прямо. Он высокомерен и старается

    казаться как можно более крупным, так что о нем говорят в переносном

    смысле, что он надут от гордости... Кроме того, мускул, выворачивающий

    нижнюю губу, называется мускулом гордости".

    Под влиянием условий существования в человеческом обществе развивались

    два ряда реакций. Одни - связанные с сознанием своего превосходства и со

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.