МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Сценарий свадьбы

    Сценарий свадьбы

    Тюменский государственный педагогический техникум

    КУРСОВАЯ РАБОТА на тему:

    СЦЕНАРИЙ СВАДЬБЫ

    Выполнила:

    Артюхова Н.,

    Группа ПЛ-92л

    Проверила:

    Тюмень - 1999

    План работы

    | |Стр. |

    |ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………... |3 |

    |К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЯХ ……………………………. |4 |

    |СВАДЕБНАЯ ПРОЦЕДУРА ВЕК НАЗАД……………………………………… |7 |

    |СЦЕНАРИЙ СОВРЕМЕННОЙ СВАДЬБЫ ……………………………………. |9 |

    | Выкуп невесты……………………………………………………………………. |9 |

    | Встреча молодоженов…………………………………………………………… |15 |

    | Свадебное застолье……………………………………………………………... |16 |

    | Второй день свадьбы……………………………………………………………. |23 |

    |СВАДЕБНЫЕ ПОЗДРАВЛЕНИЯ………………………………………………… |31 |

    |ТРАДИЦИОННЫЕ РЕЦЕПТЫ СВАДЕБНОГО СТОЛА…………………….. |42 |

    |ВЕСЕЛЫЕ СВАДЕБНЫЕ ОБРЯДЫ …………………………………………… |49 |

    | Мальчишник и девишник………………………………………………………... |49 |

    | Венчание…………………………………………………………………………… |50 |

    | Регистрация……………………………………………………………………….. |51 |

    | Свадьба……………………………………………………………………………. |52 |

    | Разминка…………………………………………………………………………… |53 |

    | Конкурсы…………………………………………………………………………… |54 |

    | Свадьба продолжается…………………………………………………………. |55 |

    | Тосты, оформление ……………………………………………………………... |56 |

    | Конкурсы гостей…………………………………………………………………... |58 |

    |ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………. |61 |

    |Список использованной литературы……………………………………………. |62 |

    ВВЕДЕНИЕ

    Совет да любовь!

    «Ах, эта свадьба...»

    На Руси большинство народных праздников, в том числе и свадьба,

    возникли во времена язычества. С введением христианства языческие обряды

    искоренялись. Но церковь, учитывая славянские традиции, некоторые обычаи

    и обряды, была вынуждена сохранить до сих пор. И само слово

    «свадьба», и родственные ему слова «сватовство», «сват», «свахи»,

    «сватья» происходят от старинного «свадить» - сводить, сватать.

    В старину свадьба состояла из сватовства, сговора (обручения) и вен

    чания (брак по церковному обряду).

    Русские женили сыновей рано. Бывали случаи, когда возраст жениха

    равнялся 12-13 годам. Родители спешили уберечь юношу от соблазнов

    холостой жизни. Редко случалось, чтобы русские оставались неженатыми.

    Только болезнь или обещание постричься в монахи могли быть препятствием к

    женитьбе или замужеству.

    Нравственные понятия того времени не позволяли молодому человеку

    говорить родителям о своем желании жениться. Только тот мог собой

    распоряжаться, кто был в зрелом возрасте, вступал во второй брак или

    вовсе не имел родителей. До свадьбы жених и невеста часто не были знакомы

    и могли увидеть друг друга только после сговора на обручении. Поэтому

    девушку, собирающуюся замуж, называли «невеста», что значит -

    неизвестная, неведомая, а юношу - «суженый» от судьбы, которая посылает

    невесте жениха.

    К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЯХ

    Русская свадьба

    "Нивы сжаты, рощи голы"...

    Убран последний урожай и наступила пора свадеб.

    Спроси любую замужнюю женщину, какой для нее самый яркий, памятный день

    в ее жизни. И ответ будет почти однозначен: "Свадьба!" И правда: что может

    быть светлее и радостнее дня, когда соединяются два любящих сердец, когда

    создается новая семья...

    Не случайно все девичьи гаданья сводятся к одному: выйду в этом году

    замуж или нет? "Свадьба" - от слова "сварьба" - соединение, соединение с

    любимым, начало новой жизни, переход девушки и парня в новый статус -

    замужней женщины и отца семейства. Но если для горожан свадьба почти всегда

    безоблачный и счастливый день, то для деревни было куда сложнее...

    Правда, и в городе, и в деревне к браку относились серьезно: женились и

    выходили замуж, как правило, один раз в жизни. И молодой человек понимал

    свою ответственность перед семьей: "Жениться, - перемениться", "Жена - не

    рукавица, с белой руки не смахнешь, да за пояс не заткнешь"...

    Русская народная свадьба уходит своими корнями в далекие времена. Не

    случайно, называлась она еще "свадебная игра". Действительно, это было

    многоактное, с множеством эпизодов действо, продолжавшееся от трех дней до

    трех недель, впитавшее в себя многое от язычества и позаимствовавшее новое

    в обрядах от христианства.

    Согласно Воскресенской летописи князь Александр Невский, возвратясь в

    1239 году в Новгород из Торопца после своей женитьбы на дочери половецкого

    князя Брячислава, праздновал "другую кашу", то есть дал свадебный пир с

    ритуальным употреблением зерна (каши). Каша, как известно, является

    символом плодородия.

    О древнейших свадебных обрядах мы имеем только отдельные упоминания в

    летописях, но пройдя через столетия к XIX веку, они включали в себя и новые

    элементы, подсказанные самой жизнью: песни, причитания, приговоры,

    отличающиеся удивительной поэтичностью и музыкальностью.

    Хотя в различных губерниях обряд приобретал свои особенности (репертуар

    песен: количество дней, связанных со свадебной игрой), но канва,

    конструкция свадебного обряда была единой и включала в себя 9-11 эпизодов.

    Много? Да нет, все было оправдано. Делалось все, чтобы новая семья жила

    счастливо и благополучно. Отсюда - множество действий - ОБЕРЕГОВ.

    Сельская свадьба далеко не всегда была радостным закреплением отношений

    двух влюбленных. Для деревенских жителей брак - это дело хозяйственное. Как

    со стороны жениха, так и со стороны невесты взвешивались все "за" и

    "против". Как правило, решающее слово было за родителями, а зачастую

    достаточно было воли отца. Плачущей дочери говорили:: "Не реви! Стерпится -

    слюбится!"

    Когда родители решали женить сына ("у нас созрело, соспело", - говорили

    бойкие сваты, стучась в дом родителей невесты), прежде всего определяли род

    (с кем хорошо было бы породнится) и, разумеется, достаток. Затем решали:

    кто пойдет сватать. Мог идти отец, брат, ближайшие друзья отца, сваха. В

    свое время это была очень выгодная, говоря сегодняшним языком, "престижная

    специальность". При этом она требовала определенных личных данных: знания

    людей, бойкости, остроумия, находчивости, знания обрядов. Договорившись о

    цене за услугу, отец жениха отправляет сваху: "Иди, Федора, к Петру

    Артемьевичу. У него дочка на выданье, говорят, хорошая работница". И

    Федоровна отправлялась...

    Обычно сватья, свахи ходили вечером, когда смеркнется, чтобы не стыдно

    было идти обратно в случае отказа. Зайдя в дом, сваха скромно садилась на

    закрытую кадушку для помоев, подложив под себя варежки (так было в

    Костромской губернии). Одета она по-особому: на голове шаль со спущенными

    вниз длинными концами, на ногах разные сапоги (а можно - и валенок, и

    сапог), на руках и зимой, и летом -

    варежки. Родители невесты сперва как бы не реагируют на ее приход.

    Через некоторое время происходит подобный диалог:

    "А, Федора, это ты? Чего пришла-то?

    - Да вот, мимо шла, да зашла...

    - Ну, входи в избу."

    Сваха входит, но останавливается под матицей (по поверью в ней живет

    домовой). И вот тут начинается разговор, обычно иносказательный: "Я к вам,

    к вашей милости. У вас есть стог годовалый, а у нас жеребенок неезжалый.

    Нельзя ли у вас стог купить, да жеребенка накормить?" Или: "Я пришла не

    лапти плесть, а родню завесть". А бывает и просто: " У нас жених, у вас

    невеста, нельзя ли их свести вместе?"

    После этого сваху (сватов) сажали на почетную продольную лавку, а после

    этого просили подвинуться к столу и начинался конкретный разговор о деле.

    При этом сваха, если дело пошло на лад, назначала с родителями невесты

    время сговора (просватанье), где окончательно все и решается. В это время

    невеста сидит с подругами за столом и время от времени поглядывает на

    зажженную у икон лампаду.

    Считается, что если девушку просватают, лампадка должна погаснуть.

    До XIX века сговор включал в себя рукобитье, богомолье, пропой.

    Рукобитье - это самое начало обряда: родители решают все хозяйственные

    дела, сидя за столом, затем встают и над хлебом (символ благополучия)

    пожимают друг другу руки. После этого следует благодарственная молитва,

    затем все снова садятся за стол и начинают "пропивать" невесту. С этой

    минуты девушка считается "сговоренкой".

    Тут-то все и начинается. "Сговоренка" закрывает лицо руками, падает на

    стол и, плача, начинает причитать:: "Вот приехал сват, просватался..."

    Долго причитает "сговоренка", пока не приходят родители и сообщают все

    подробности о дальнейшем ходе событий, о дне свадьбы.

    С этого дня для девушки кончается "вольная жизнь". Она уже не могла

    выходить из дома, принимать участие в девичьих играх на улице, участвовать

    в посиделках. И одежда на ней совсем другая: "сговоренка" должна ходить в

    темном сарафане, низко повязав платок, даже глаза прикрывала. По утрам

    "сговоренка" должна была "зори плакать", причитать. Днем в дом невесты

    приходили подружки, помогать шить приданое. Подарков необходимо было

    приготовить множество: и свекрови, и свекру, и жениху, и гостям. Одних

    полотенец требовалось несколько десятков.

    Нельзя упустить один важный эпизод в предсвадебных хлопотах, он

    назывался "Дом смотреть". Родители невесты вместе с родствениками приходили

    в дом жениха и осматривали дотошно все хозяйство будущих сватов: и конюшни,

    и амбар, и даже курятник. Тут уж каждый ловчил, как мог: занимали у соседей

    скот, ставили в амбар чужие мешки с зерном. Однажды, в экспедиции я

    спросила у знакомой старушки, как ее замуж выдали. Она ответила: "Вот так,

    выдали меня за семь хомутов". - "Как это?" - "Да жених посватался из

    дальней деревни. Сваха очень хвалила. Поехал отец с матерью "дом смотреть",

    видит в конюшне семь хомутов висят. "Ну, - думает, - богато живут".

    Спрашивает: "А где кони-то?" - "Да мальчишка повел в поле, притомились на

    работе". А когда замуж вышла, смотрю - одна лошадь всего. Хомуты-то у

    соседей занял напоказ. Вот так!"

    Вскоре после просватанья, подруги девушки рубили в лесу небольшую

    елочку, украшали ее лентами и бумажными цветами, фольгой и прибивали ее к

    углу дома невесты или коньку крыши. До свадьбы оставалось совсем немного...

    СВАДЕБНАЯ ПРОЦЕДУРА - ВЕК НАЗАД

    "Не бери приданое, Бери милу девицу".

    Летом 1895 г. в газете "Русское слово" был описан сельский свадебный

    обряд в Богородском уезде Московской губернии. Этот этнографический

    экскурс, на наш взгляд, не лишен интереса и может служить для сравнения с

    нынешним ритуалом.

    Свадьбы в Борогодском уезде, видимо, имели какие-то отличительные

    особенности, коли об этом писала довольно солидная газета. Здесь мы сможем

    лишь в очень краткой форме передать главные моменты этого семейного

    торжества, бытовавшего некогда в российских селах и деревнях, основываясь

    на материалах, добытых нами в архивах Тюменской областной научной

    библиотеки.

    Свадьба открывалась сватовством невесты. Но сватала ее не сваха, а

    сват, засылаемый родителями жениха к родителям невесты. Придя в дом

    невесты, сват с некоей загадочностью спрашивал хозяев дома: "Посмотрите на

    меня, каков я кажуся?.." Хозяева, конечно, догадывались, в чем тут дело, и

    отвечали ему, что он-де кажется им добрым гостем, и приглашали садиться для

    беседы. Если эта сватовская беседа устраивала родителей невесты, то они

    через того же свата приглашали родителей жениха к себе для уговора

    относительно приданого, подарков невесте, дня бракосочетания и пр. Прощаясь

    с родителями жениха, невеста передавала с ними жениху в подарок платок или

    полотенце.

    После уговора жених мог посещать дом невесты и угощать ее с подругами

    гостинцами. При угощении подруги невесты пели величальные песни. Накануне

    же свадьбы в доме невесты собирался девичник, на который являлся и жених со

    своими товарищами. Невеста встречала его, сидя за столом на "большом

    месте". На столе лежал большой круглый пирог, разные лакомства и "девичья

    красота" - корни репейника, укрепленные на доске и украшенные яркими

    разноцветными лентами.

    Угощение сопровождалось веселыми разговорами, шутками и величальными

    песнями.

    Перед венчанием жених приезжал за невестой в ее дом. Там он находил

    сидящего рядом с нею мальчика - ее младшего брата или кого-либо из

    родственников. Жених выкупал себе это место, поднося мальчику стакан пива с

    опущенными в него монетами. Место освобождалось и жених садился рядом с

    невестой, а за ним уже усаживались за стол, в порядке старшинства, по обеим

    сторонам от жениха и невесты все те люди, которые должны сопровождать их на

    венчание и из церкви домой. Затем подавался обед, но жених с невестой в нем

    не участвовали. При выходе из-за стола родители невесты благословляли

    сговоренных на венчание, которые и уезжали в церковь.

    Когда эскорт новобрачных подъезжал из церкви к дому молодого, то

    сопровождающие женщины пели:

    Выглянь, выглянь, матка,

    В красное окошко,

    Твой сын-сокол едет,

    Соколочку везет

    И белу и румяну,

    И личиком полну.

    У ворот дома новобрачных встречали родители молодого с иконой и хлебом-

    солью.

    Молодые кланялись трижды пред отцом и матерью, целовали икону и хлеб и

    входили в избу, где уже были подготовлены для пира столы. Первыми за

    брачный стол садились молодые, и все женщины пели им величальную. Молодых

    же уводили кормить в отдельное место. По окончании пира их вели к

    приготовленной постели, которую родственники - муж с женой - обминали, и

    молодой муж обязан был выкупить ее у них за деньги.

    На следующий день молодые отправлялись в гости к родителям молодой. Там

    их угощали блинами, яичницей, приготовленными тещей. Там же они могли

    обедать и даже ночевать. Этим и заканчивалось свадебное торжество в

    селениях Богородского уезда.

    СЦЕНАРИЙ СОВРЕМЕННОЙ СВАДЬБЫ

    На основании анализа многочисленных материалов об истории свадебных

    обрядов и проведении современных свадеб, нами составлен сценарий свадьбы с

    участием 50 гостей, подобраны варианты свадебных поздравлений и старинные

    рецепты для свадебного стола.

    ВЫКУП НЕВЕСТЫ

    У порога дома невесты "свиту" жениха встречают свидетельница,

    родственники и подруги невесты.

    Свидетельница:

    Понаехало гостей

    Со всех дальних волостей.

    При параде все, красивы,

    Это диво, так уж диво!

    Ну-ка, гости, не роптать!

    Можно вам вопрос задать?

    Что ж вы так вот, всем гуртом

    Обступили этот дом?

    Чем влечёт вас это место?

    Отвечайте-ка...

    (Гости отвечают: Невестой!).

    Свидетельница:

    Ах, невестой, говорите,

    Ну, тогда уж не взыщите.

    Приготовьте выкуп дать,

    Чтоб невесту ту забрать.

    В доме всех гостей не счесть,

    Но хозяин дома - тесть.

    Так тревожится, болеет...

    Коль не выпьет - околеет!

    Вы уж, гости, для приличья,

    Да по-нашему обычью

    Дайте водочки ему -

    Чтоб горя не было в дому.

    (Свидетель отдает выкуп - водку).

    Свидетельница:

    Ох, а тёща как рыдает!

    Дочь из дома не пускает.

    Но мы её уговорим,

    Коль ей шампанское вручим!

    (Свидетель отдает выкуп - шампанское).

    Свидетельница:

    Ой, а тетки-то ревут!

    Днем и ночью слезы льют!

    Но они конфеты любят,

    За конфеты отдадут!

    Ты побольше посмотри -

    Тёток ровно тридцать три.

    (Свидетель отдает выкуп - конфеты).

    Свидетельница:

    Вот опять в раздумье я -

    Несговорчивы дядья!

    Дядьки - все как на подбор -

    У нас с ними уговор -

    Коль винцо поставлю в ряд -

    Переходят в наш отряд.

    (Свидетель отдает выкуп - вино).

    Свидетельница:

    Ох, а бабушки... Атас!

    Ждут, вишь, денежек от вас.

    Им ведь пенсию не платят,

    Вот и плачут, ой, как плачут!

    Так уж, вы тут постарайтесь,

    С бабушками рассчитайтесь.

    (Свидетель отдает выкуп - деньги).

    Свидетельница:

    Благо, дед у нас один...

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.