МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Самовосприятие беременности

    исследования самовосприятия беременности. Он удобен тем, что с его помощью

    можно формулировать конкретные вопросы направленные на выяснение тех или

    иных аспектов самовосприятия беременности в конкретном её периоде. Также

    его преимущество в том, что можно корректировать вопросы в зависимости от

    ответов испытуемой, и, таким образом, увеличивается возможность получе-ния

    ответов на все вопросы и составления предельно ясной картины самовосприятия

    беременности конкретной испытуемой на разных этапах беременности.

    Недостатком является достаточно большие затраты времени в связи с

    необходимостью работы с каждой женщи-ной отдельно, и возможная

    неискренность ответов испытуемых, «подстройка» их под социально желаемые

    ответы. Хотя в данном методе этот недостаток проявляется в меньшей степени

    в связи с возможностью наблюдения за испытуемой во время интервью.

    Анкетирование. Этот метод также может применяться как один из

    основных для исследования самовосприятия беременности. Он может применяться

    как альтернативный методу интервьюиро-вания или независимо от него.

    Преимуществом этого метода также как и при интервьюировании является

    возможность формулировки конкретных вопросов направленных на исследование

    самовоспри-ятия беременности на разных этапах. Также к преимуществам

    этого метода можно отнести возможность опроса сразу нескольких жен-щин и

    возможность быстрой обработки данных. В связи с этим появ-ляется

    возможность сопоставления данных разных женщин и объе-динения их по стилям

    самовосприятия беременности. Это может использоваться в дальнейшем для

    проведения коррекционной рабо-ты. К недостаткам анкетирования относятся

    невозможность внима-тельного наблюдения за процессом заполнения анкеты,

    если опра-шиваются одновременно несколько человек, в связи с этим может

    повышаться уровень социально-желаемых ответов. Также не исклю-чается

    возможность не получения ответов на все вопросы и в связи с этим

    затруднение составления общей картины самовосприятия бере-менности

    отдельными женщинами. В связи с данными недостатками представляется более

    рациональным применять метод анкетирова-ния в дополнение к методу

    интервьюирования, а не как альтернати-ву к нему.

    Методики диагностики самовосприятия соматических состоя-ний на разных

    этапах беременности. [18]

    Гиссенский опросник. Данный опросник выявляет интенсивность эмоционально

    окрашенных жалоб по поводу физического самочувс-твия. Эмоциональный

    стереотип поведения оказывает давление на восприятие органических

    состояний, а во время беременности это становится особо актуальным. Каждое

    отдельное ощущение сопро-вождается субъективным эмоционально окрашенным

    восприятием, а сумма таких ощущений определяет интенсивность субъективных

    недомоганий. Данная интенсивность субъективных переживаний влияет на общее

    восприятие соматических ощущений. Поэтому этот опросник может

    использоваться для диагностики самовосприятия соматических проявлений

    беременности на разных этапах.

    Опросник мини-мульт (сокращённый вариант минессотского много-мерного

    личностного перечня MMPI) – оценка восприятия сомати-ческих состояний

    женщиной в зависимости от типа личности. Выяв-ляет типы личности женщин в и

    особенности каждого типа при вос-приятии своих соматических состояний.

    Самовосприятие соматичес-ких состояний может оказывать существенное влияние

    на общее самовосприятие беременности, поэтому использование данного

    опросника актуально при исследовании самовосприятия беременно-сти. Также

    оценивается склонность к социально-желаемым ответам в связи с наличием шкал

    измеряющих искренность испытуемой.

    Методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активно-сти,

    настроения. – оценка восприятия соматических состояний в конкретный момент.

    Производится по шкале самочувствия. Также могут оцениваться активность и

    настроение женщины в данный момент. Данная методика может использоваться

    преимущественно перед проведением проективных методик для учёта влияния

    данных ситуативных состояний на результаты этих методик.

    Методики диагностики склонности к тревожному и амбивалент-ному типу

    самовосприятия беременности. [18]

    Методика диагностики уровня тревожности Тейлора. – самооценка уровня

    личностной тревожности. Личностные качества женщины не могут не влиять на

    самовосприятие ею беременности, следовательно женщины с повышенным уровнем

    тревожности более склонны к переживанию беременности в тревожном стиле, и

    установление этого уровня может помочь при определении стиля самовосприятия

    беременности. В связи с данной целью методику рекомендуется проводить на

    ранних этапах беременности.

    Методика диагностики самооценки Ч.Д.Спилбергера, Ю.Л.Ханина. Самооценка

    уровня тревожности на данный момент (реактивной) и личностной. Методику

    можно проводить для определения уровня тревожности на разных этапах

    беременности. Для этого использует-ся шкала реактивной тревожности. Также

    можно использовать при подготовке к проведению проективных методик или

    теста Люшера для учёта влияния реактивной тревожности на результаты этих ме-

    тодик.

    Методика диагностики уровня субъективного контроля Дж.Роттера. –

    используется при установлении склонности к тревожному и амби-валентному

    типу самовосприятия беременности. Позволяет опреде-лить, какой именно стиль

    присущ конкретной женщине, амбивален-тный – при экстернальном типе

    локализации контроля, когда жен-щина склонна возлагать ответственность за

    протекание и исход беременности на других людей или внешние события, или

    тре-вожный – при интернальном типе, когда женщина возлагает данную

    ответственность на себя.

    Методики диагностики склонности к депрессии или невротиче-ским состояниям

    при самовосприятии беременности. [18]

    Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге. –

    позволяет определить степень склонности к депрессии на разных этапах

    беременности. Депрессивное состояние не может не оказывать влияние на

    самовосприятие беременности, такое состоя-ние характерно для негативных

    стилей восприятия беременности, и данная методика помогает выявить эти

    стили.

    Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний

    В.А.Жмурова.–позволяет определить степень депрессии у женщины на данном

    этапе беременности. Может использоваться как альтерна-тива или дополнение к

    методике Зунге.Также результаты данной ме-тодики должны учитываться при

    проведении проективных методик.

    Методика экспресс-диагностики невроза К.Хека и Х.Хесса. – позво-ляет

    определить степень вероятности невроза в данном периоде беременности.

    Высокая степень вероятности невроза может быть признаком отвергающего или

    игнорирующего стилей восприятия беременности, следовательно, данная

    методика может помочь при установлении данных стилей.

    Методика диагностики уровня невротизации Л.И.Вассермана. – проводится при

    выявлении высокой степени вероятности невроза. Позволяет определить уровень

    невротизации женщины в данный период времени. Этот уровень влияет на

    самовосприятие беременно-сти на данном этапе и может являться причиной

    появления того или иного негативного стиля самовосприятия беременности.

    Методики позволяющие определить уровень эмоциональности при самовосприятии

    беременности. [18]

    Методика диагностики типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов

    окружающей среды В.В.Бойко – позволяет определить тип эмоциональной реакции

    на внешние воздействия на данном этапе беременности. По эмоциональным

    реакциям на внешние стимулы (позитивные, амбивалентные, негативные) можно

    определить уро-вень эмоциональности при самовосприятии беременности и

    особен-ности этого восприятия (по преобладанию того или иного типа реак-ции

    на данный вид стимулов) на том или ином этапе беременности.

    Торонтская алекситимическая шкала – позволяет определить нали-чие

    трудностей в распознавании и описании своих эмоциональных состояний.

    Наличие таких трудностей может влиять на самовоспри-ятие беременности и

    способствовать выработке игнорирующего сти-ля восприятия. Рекомендуется

    проводить на ранних этапах беремен-ности, с целью возможной коррекции

    последствий данного фактора на восприятие беременности.

    Методика позволяющая определить особенности самовосприя-тия беременности в

    зависимости от типа личности. [18]

    Методика определения типа личности и «вероятностных расстрой-ств» данного

    типа Дж.Олдхэма и Т.Морриса - с помощью данной методики появляется

    возможность определить преобладающие типы личности (черты типов личности)

    характерные для данной беремен-ной женщины и прогнозировать возможные

    особенности самовосп-риятия беременности соотносящиеся с этими типами.

    Методики позволяющие определить влияние межличностных отношений на

    самовосприятие беременности и некоторые установки женщин на восприятие

    своего будущего ребёнка. [18]

    Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири - позволяет определить

    влияние типов отношения к окружающим на самовосприятие беременности и

    своего будущего ребёнка. С помощью данной методики выясняется преобладающий

    тип отношения к людям в самооценке и взаимооценке. То, как женщина строит

    свои отношения с людьми во время беременности не может не отражаться на

    общем психическом состоянии женщины во время беременности и на восприятии

    ею своего положения. Также преобладание какого-то типа отношения к

    окружающим влияет и на отношение к своему будущему ребёнку. Данную методику

    можно проводить как в разные периоды беременности, так и на её начальных

    этапах. Рекомендуется провести данную методику также с ближайшими

    родственниками женщины (например с отцом ребёнка) с целью определения

    взаимооценки преобладающего типа отношения женщины к окружающим.

    Методика PARI Е.Шеффер и Р.Белла. – позволяет определить отношение будущей

    матери к семейной жизни, своей семейной роли и своему будущему ребёнку.

    Позволяет определить установки на восприятие и воспитание своего ребёнка.

    Данные факторы также влияют на самовосприятие беременности, прежде всего на

    желанность или нежеланность ребёнка и беременности. Проведение этой

    методики поможет выяснить отношение женщины к своей семейной жизни, т.е.

    выяснить особенности восприятия ею окружающих социальных условий, а также

    выяснить особенности представления женщины о своём будущем ребёнке.

    Следовательно данная методика может быть полезной для установки общего

    стиля самовосприятия беременности.

    Методика диагностики родительского отношения А.Я.Варга и В.В.Столин. –

    может использоваться для женщин уже имеющих детей для определения

    восприятия и особенностей воспитания уже имеющегося ребёнка (детей) и

    влияния этих факторов на восприятие будущего ребёнка.

    Проективные методики и тест Люшера. [18]

    Методика «Я и мой ребёнок» [приложение 1] - позволяет оценить особенности

    самовосприятия беременности и своего будущего ребёнка с помощью проекции

    значений на необходимые для исследования аспекты и интерпретации их.

    Женщину просят нарисовать себя во взаимодействии с будущим ребёнком. Далее

    оценка производится подобно методикам «Автопортрет», «Несуществующее

    животное». Основным преимуществом данной методики является то, что она

    позволяет достаточно полно и конкретно оценить самовосприятие женщиной

    беременности и ребёнка и эти данные будут являться более достоверными в

    связи с практическим отсутствием возможности неискренности женщины и

    «подстройки под социально-желаемые результаты». К недостаткам можно отнести

    высокую вероятность отказа женщин выполнять данную методику, объясняемую

    неумением рисовать или другими причинами.

    Тест «Несуществующее животное». – может применяться как альтернатива или

    дополнение к методике «Я и мой ребёнок» с целью более подробной оценки

    самовосприятия беременности. С помощью данной методики можно более

    достоверно определить отношение женщины к себе, её самооценку в период

    беременности, готовность перейти на новый уровень личностной и

    половозрастной идентификации. Достоинства и недостатки те же, что и в

    методике «Я и мой ребёнок».

    Тест Люшера. – комплексное исследование психики беременной женщины,

    позволяющее оценить особенности самовосприятия беременности на разных

    этапах и в целом и особенности восприятия своего ребёнка. Основными

    преимуществами является невозможность подстройки под социально-желаемые

    результаты и в связи с этим высокая достоверность данных, а также малые

    затраты времени на проведение методики. К недостаткам можно отнести

    возможность различных вариаций при интерпретации результатов, и связанная с

    этим возможность присутствия субъективизма при интерпретации результатов.

    Все перечисленные методики могут использоваться при определении

    особенностей самовосприятия беременности, и в большей или меньшей степени

    помогать устанавливать различные аспекты и общий стиль самовосприятия

    беременности у женщин, готовящихся стать матерями.

    Заключение.

    Целью курсовой работы являлся обзор методов самовосприятия

    психологической готовности к материнству.

    По результатам данной работы можно сделать следующие выводы:

    - Беременность в психологии материнства рассматривается прежде всего

    как этап психологической подготовки к материнству. Самовосприятие

    беременности занимает важное место среди показателей психологической

    готовности к материнству, т.к. от него напрямую зависит первоначальная

    удовлетворённость женщины своей материнской ролью, а также возможность

    перехода будущей матери на новую стадию личностной и поло-возрастной

    идентификации, по окончанию срока беременности. И, конечно, от

    самовосприятия беременности зависит отношение матери к ещё не родившемуся

    ребёнку, возможность развития субъектной ориентации в отношении к нему.

    - Для подробного рассмотрения самовосприятия беременности,

    беременность делится на пять периодов, каждому из которых присущи

    определённые особенности самовосприятия, сопоставляя которые можно выявить

    общий индивидуальный стиль самовосприятия беременности. Выделяется шесть

    вариантов таких стилей: адекватный, тревожный, эйфорический, игнорирующий,

    амбивалентный, отвергающий.

    - Особенности самовосприятия беременности зависят от многих факторов,

    главными из которых являются возраст женщины, готовя-щейся стать матерью и

    наличие предыдущих беременностей с благо-приятным или неблагоприятным

    исходом.

    - Для исследования самовосприятия беременности можно использовать

    отдельные аспекты многих методик практической психодиагностики и некоторые

    специальные методики. В этой работе рассматривалось в основном применение

    методик практической психодиагностики для исследования самовосприятия

    беременности.

    - Все рассмотренные методики можно объединить в отдельные группы по

    аспектам самовосприятия беременности рассматриваемых в них. В данной работе

    выделены следующие группы: 1. Методы опроса (анкетирование и

    интервьюирование). 2. Методики диагностики само-восприятия соматических

    состояний на разных этапах беременности. 3. Методики диагностики

    склонности к тревожному и амбивалентному типу самовосприятия беременности.

    4. Методики диагностики склонности к депрессии или невротическим состояниям

    при самовосприятии беременности. 5. Методики позволяющие определить уровень

    эмоциональности при самовосприятии беременности. 6. Методика позволяющая

    определить особенности самовосприятия беременности в зависи-мости от типа

    личности. 7. Методики позволяющие определить влияние межличностных

    отношений на самовосприятие беремен-ности и некоторые установки женщин на

    восприятие своего буду-щего ребёнка. 8. В отдельную группу выделены

    проективные методики и тест Люшера.

    Методики каждой из перечисленных групп могут использоваться для

    исследования самовосприятия беременности, и мы планируем использовать их в

    дальнейшем для проведения эмпирического исследования самовосприятия

    беременности.

    Библиографический список.

    1. Абрамова Г.С. Практическая психология. Екатеринбург,1998 .

    2. Баженова О.В, Баз Л.Л., Копыл О.А. Готовность к материнству: выделение

    факторов, условий психологического риска для буду-щего развития ребёнка.

    //Синапс,1993, №4

    3. Баскина Ю.В. Методика диагностики родительских отношений. М., 1992

    4. Брутман В.И., Панкратова М.Г. Некоторые результаты обследования женщин,

    отказывающихся от своих новорожденных детей.//Вопросы психологии, 1994,

    №5.

    5. Брутман В.И., Радионова М.С. Формирование привязанности матери к ребёнку

    в период беременности.//Вопросы психологии,1997, №7.

    6. Варга Ф.Я. Структура и типы родительского отношения. М.,1987.

    7. Волков В.Г., Садкова Ю.С. Индивидуально-психологические особенности

    беременных с угрозой выкидыша. Киров, 1995.

    8. Ворошнина О.Р. Психологическая коррекция депривированного материнства.

    М.,1998.

    9. Завялова Ж.В. Психологическая готовность к родам и метод её

    формирования. М., 2000

    10. Захаров А.И. Ребёнок до рождения. Спб, 1998.

    11. Коваленко Н.П. Психологические особенности коррекции эмоционального

    состояния женщины в период беременности. Спб.,1998.

    12. Кошелёва А.Д., Алексеева А.С. Диагностика и коррекция материнского

    отношения. М.,1997.

    13. Методы психологической диагностики. М.,1993.

    14. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству.// Вопросы

    психологии, 200, №5

    15. Мухамедрахимов Р.Ж. Формы взаимодействия матери с младенцем.// Вопросы

    психологии, 1994, №6.

    16. Рабочая книга практического психолога. М.,1996.

    17. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. М.,1990.

    18. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. М.,2002.

    19. Радионова М.С. Динамика переживания женщиной кризиса отказа от ребёнка.

    М.,1997.

    20. Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем

    онтогенезе.// Вопросы психологии, 1994, №6.

    21. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М.,1980.

    22. Филиппова Г.Г. Психология материнства и ранний онтогенез. М.,1999.

    23. Филиппова Г.Г. Материнство, сравнительно психологический подход.

    //Психологический журнал, 1998, №5.

    24. Филиппова Г.Г. Психология материнства. М.,2002.

    Приложение.

    Проективная методика «Я и мой ребёнок».

    Женщину просят нарисовать, как она представляет себя и своего будущего

    ребёнка. По результатам можно судить о наличии того или иного стиля

    самовосприятия беременности.

    Интерпретация производится признакам рисунка, позволяющим отнести

    самовосприятие беременности к тому или иному стилю.

    1. Адекватный стиль.

    Формальные..признаки.

    Хорошее качество линии; расположение рисунка в центральной части листа;

    размеры рисунка соответствуют принятым в психодиа-гностике, (отражают

    нормальное состояние без признаков тревоги и неуверенности в себе); при

    наличии развернутого сюжета (с допол-нительными кроме фигур матери и

    ребенка деталями: обстановка комнаты, дом, деревья и др.) рисунок занимает

    большую часть лис-та; отсутствие стираний, зачеркивания, перерисовок,

    рисования на обратной стороне листа; отсутствие длительных обсуждений (как

    и что рисовать) или отговорок (я не умею и т.п.), а также пауз в про-цессе

    рисования больше 15 секунд; положительные эмоции разной степени

    выраженности в процессе рисования.

    Содержательные..признаки.

    Наличие на рисунке себя и ребенка; отсутствие замен образов себя и ребенка

    на растения, животных, неживые объекты, символы; сораз-мерность фигур

    матери и ребенка; отсутствие других людей; допол-нительные предметы и

    детали одежды не составляют главную часть рисунка, их количество, степень

    прорисовки, размеры не давлеют над фигурами матери и ребенка; наличие

    совместной деятельности матери и ребенка; наличие телесного контакта (мать

    держит ребенка на руках или за руку); ребенок не спрятан (в кроватке,

    коляске, пеле-нках или животе матери) и не изолирован (ребенок, завернутый

    в пеленки, с прорисованным лицом, которого мать держит на руках –

    нормальный признак); прорисовка лица ребенка; все фигуры нарисо-ваны лицом

    к зрителю; возраст ребенка приближается к младен-ческому прогрессивно с

    первого к третьему триместру, после родов - ребенок в настоящем возрасте.

    2. Незначительные симптомы тревоги, неуверенности. (склонность к тревожному

    или амбивалентному стилю)

    Формальные признаки Наличие незначительных признаков тревоги и

    неуверенности в себе по качеству линии; недостаточно крупный рисунок;

    расположение в нижней части листа или ближе к одному из углов; наличие

    линии основания; небольшое наличие штриховки.

    Содержательные..признаки.

    Наличие на рисунке себя и ребенка без замены образов; фигура ребенка

    слишком большая или маленькая; наличие мужа, других де-тей; большое

    количество дополнительных предметов, их большие по сравнению с фигурами

    матери и ребенка размеры; ребенок в коляске или другом подвижном объекте

    (на санках, в кресле-качалке, на игрушке-качалке и т.п.), при этом мать

    держит ребенка за руку или за деталь объекта, в котором расположен ребенок,

    фигура и лицо ребенка прорисованы; все фигуры лицом к зрителю, или в

    профиль; совместная деятельность может отсутствовать; возраст ребенка в

    беременности в пределах раннего, к концу беременности приближа-ется к

    младенческому, после родов - в настоящем возрасте.

    3. Тревога и неуверенность в себе. (Тревожный или амбивалетный стиль,

    иногда эйфорический)

    Формальные..признаки

    Плохое качество линии; рисунок очень мелкий, расположен внизу листа или в

    углу; наличие линии основания, штриховки в большом количестве.

    Содержательные..признаки

    Наличие на рисунке себя и ребенка без замены образов; фигура ребенка

    слишком большая или слишком маленькая; большое коли-чество дополнительных

    объектов, тщательная прорисовка деталей одежды; недостаточная прорисовка

    фигур и лиц себя и ребенка, схематизация; отсутствие совместной

    деятельности; контакт с ребе-нком может быть незначительным, или рядом с

    ребенком без конта-кта (при этом ребенок не изолирован), возможно

    протянутые друг к другу руки без прямого контакта; наличие на рисунке

    нескольких членов семьи, своей матери; большое количество дополнительных

    предметов, их большие по сравнению с фигурами матери и ребенка размеры, они

    покрывают практически весь лист; возраст ребенка в беременности в пределах

    дошкольного, к концу беременности при-ближается к раннему или

    младенческому, после родов - в настоящем возрасте.

    4. Конфликт с беременностью. (Отвергающий или игнорирующий стиль)

    Формальные..признаки.

    Отказ от рисования; переворачивание, сгибание листа; наличие сти-раний,

    перерисовок, зачеркиваний; большие пятна черного цвета; неадекватное

    использование размеров листа (слишком мелко или "не умещаются" важные части

    рисунка, в первую очередь фигура матери и ребенка).

    Содержательные..признаки.

    Отсутствие на рисунке себя и\или ребенка; замена образа ребенка и\или себя

    на растение, животное, символ; отсутствие совместной деятельности и

    контакта с ребенком; ребенок спрятан (в пеленках, коляске, кроватке, животе

    матери); ребенок изолирован при помощи предметов, отделяющих его от матери

    или полностью изолирован без контакта с матерью (к кроватке, коляске, на

    коврике, на качелях и т.п.); большая пространственная дистанция между

    фигурами мате-ри и ребенка; фигуры, нарисованные спиной; отсутствие у фигур

    ли-ца, реже тела; большое количество дополнительных предметов, их большие

    по сравнению с фигурами матери и ребенка размеры, они покрывают практически

    весь лист; возраст ребенка дошкольный, реже ранний, к концу беременности не

    снижается, или даже увели-чивается, после родов - ребенок более старшего,

    редко - более млад-шего возраста, чем в настоящем.

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.