Самовосприятие беременности
Соматический компонент переживается очень остро, лю-бое изменение в
состоянии оценивается как угрожающее. Практи-чески постоянно тревожный фон
настроения, периоды нормального настроения кратковременны. Нередка угроза
выкидыша. Ориента-ция на неблагоприятные прогнозы, игнорирование
благоприятных. Образ ребёнка почти отсутствует, или преследуют
представления о возможных врожденных увечьях. Сочетается с 5 и 6 типом
иденти-фикации беременности.
4.Депрессивное состояние. Физические симптомы пережива-ются как
тяжёлые, мучающие. Общее переживание беременности как обречённости, на
словах нередко отношение к будущему ребён-ку как к сверхценности. Ребёнок
чаще всего вообще никак не пред-ставляется, характерно полное отсутствие
содержаний, относящихся к послеродовому периоду. Сочетается часто с 5 и 6,
реже с 8 типами идентификации беременности.
5. Разные формы отвержения беременности при принятии решения о
её сохранении:
а) почти полное отсутствие всей симптоматики. Иногда сос-тояние
даже бодрее чем до беременности. Характерно активное пла-нирование жизни
после периода беременности минимально необхо-димого для ухода за ребёнком.
Образ ребёнка часто вполне чёткий, ребёнок представляется в связи с его
социальным статусом. Обычно сочетается с 5, 6 и 7 типом идентификации
беременности.
б)аффективно-отрицательное переживание симптомов как не-нужных,
мешающих. Необходимость подготовки к послеродовому периоду раздражает,
часто не соблюдаются простые правила режи-ма. Ребёнок ещё не воспринимается
как человек, состояние часто ин-терпретируется как отношение к
беременности, а не к ребёнку. Мо-жет сочетаться с 5и6 реже с7 типами
идентификации беременности.
в) устойчивое отрицательное отношение с попытками преры-вания
беременности. Соматический компонент выражен средне, ре-бёнок
представляется как нежеланный, наказание. Сочетается с 8 или 7 типом
идентификации беременности.
«Все эти типы переживания второго периода беременности создают
индивидуальные условия для следующего, достаточно серь-ёзного в развитии
материнской сферы – начала ощущений шевеле-ния ребёнка.»[23]
3 период. Появление и стабилизация ощущений шевеления ребёнка.
Первые ощущения шевелений ребенка начинаются обычно в се-редине
второго триместра. Для физического и эмоционального само-чувствия будущей
матери этот период наиболее благоприятен. Исче-зают симптомы недомогания,
настроение становится более устойчи-вым. Появление шевелений позволяет
воспринимать образ ребёнка более конкретным и даёт богатую пищу для
интерпретации его субъективных состояний. Первые шевеления ребёнка сначала
труд-норазличимы. Часто женщины подолгу вслушиваются в своё состо-яние,
чтобы ощутить начало шевеления. Ощущения шевеления обы-чно приятны для
женщины и хорошо сохраняются в памяти в тече-нии многих лет. [11]
“Помимо общего отношения к беременности и ребёнку, ощу-щение
его шевелений позволяет матери конкретизировать её «стар-товый» стиль
эмоционального сопровождения.” [8]
- усиливающийся стиль выражается в переживаниях трево-ги при
шевелении, свои ощущения расцениваются как свидетельство недовольства
ребёнка, боязни и т.п. Положительное состояние ребё-нка отмечается редко и
почти не интерпретируется.
- осуждающий стиль проявляется в том, что мать часто воспринимает
ощущения как мешающие, испытывает неудобство, если ребёнок
сильно шевелится в присутствии других людей. Она не может чётко
определить, какое её поведение служит причиной хоро-шего или
плохого настроения ребёнка.
- игнорирующий стиль эмоционального сопровождения
выражается в описании женщиной шевелений, как физиологических ощущений, без
адресации к образу ребёнка. Она не может описать динамику или характер
шевелений, не представляет себе движения ребёнка.
- адекватный стиль характеризуется чёткой интерпретаци-ей
характера движений ребёнка. Женщина хорошо представляет се-бе,
как двигается и что чувствует ребёнок, соотносит его шевеления
как с внешними событиями, так и с субъективным состоянием ребё-
нка. При обращении к нему интонирует свою речь адекватно пред-
ставляемым состояниям ребёнка. Интерпретация шевелений ребёнка в
основном положительная, отрицательной она бывает только в свя-зи
с конкретными причинами. (Г.Г.Филиппова, 2002)
В этот период женщины обычно начинают постепенно кон-
центрироваться на задачах беременности и подготовке к материнс-тву,
посещают курсы, читают специальную литературу.
4 период. Седьмой и восьмой месяцы беременности.
Третий триместр беременности считается достаточно сложным в том
числе и в плане самовосприятия беременности. В этот период у женщин
ограничивается физическая активность, несколько ухуд-шается самочувствие,
появляется быстрая усталость. Одновременно с этим несколько повышается
тревожность по поводу послеродового периода, страх родов. Такое состояние
воспринимается женщиной по-разному, одни стараются использовать его чтобы
«набраться сил» перед родами и последующим уходом за ребёнком, другие
переживают его как неприятный, остро реагируют на неудобства, связанные с
большим животом. «Практически во всех случаях к концу этого периода
возникает чувство, которое можно выразить словами «скорей бы уже всё
закончилось», но одни его интерпрети-руют как нетерпение увидеть ребёнка, а
другие–как избавление от неудобств беременности.» [23]
Образ ребёнка в этот период становится более конкретным, женщины
достаточно легко представляют себе его внешний вид, ос-обенности поведения,
свои действия с ним. В связи с этим повыша-ется активность, связанная с
подготовкой к родам и послеродовому периоду, большинство женщин стремятся
повысить свою материн-скую компетентность. Общее повышение беспокойства
реализуется в деятельности связанной с подготовкой к рождению ребёнка,
такая деятельность способствует проработке образа ребёнка и представле-ний
о своих материнских функциях.
В последнем триместре беременности практически для всех женщин
характерно повышение внешней активности, которая может быть описана как
стремление привести в порядок свои дела и окру-жение. В.И.Брутман (1997)
называет это время «периодом обустрой-ства гнезда». Разница в том, что
приводится в порядок. Как правило это активная подготовка к рождению
ребёнка, приготовление вещей, выбор родильного дома и т.д.
Другим вариантом является повышение активности, напра-вленной на
содержания, не связанные с ребёнком. Чаще всего это стремление закончить
учёбу, сдать экзамены, защитить диплом, а также произвести ремонт, купить
дачу и т.п. Характерно, что часто это интерпретируется как необходимое для
будущего ребёнка, хотя обычно объективной необходимости для этого нет.
Одним из прояв-лений такой смещённой активности на последних месяцах может
считаться поведение женщин, отказывающихся от ребёнка при иг-норирующем
стиле восприятия беременности. Тогда для рождения ребёнка может вообще
ничего не делаться.
Обычно отсутствие или уменьшение интересов, связанных с ребё-нком,
сочетается с другими проявлениями свидетельствующими о сниженной ценности
материнства и ребёнка для данной женщины. Изменение направленности
активности беременной в «период обус-тройства гнезда» отражает динамику,
происходящую в содержании её самовосприятия беременности.
Таким образом этот период отражает сложную динамику эмоцио-нального
состояния во время беременности, подготавливающую всю психику будущей
матери к выполнению её функции после родов.
5 период. Предродовой.
Этот период является очень важным физиологически. Происхо-дит полная
подготовка организма к родам, идёт накопление энерге-тического запаса
организма для родов и послеродового периода. На поведении и эмоциональном
состоянии это отражается как сниже-ние активности, общее расслабление,
некоторое эмоциональное «от-упение». В этот период у женщин обычно
снижается страх перед ро-дами, они наиболее адекватно, по сравнению с
другими периодами, оценивают свои возможности и представляют ребёнка и свои
дейст-вия с ним. (Г.В.Скобло, 1992; В.И.Брутман, 1997).
При неблагоприятной динамике содержаний материнской сферы в
беременности, напротив, возрастает тревожность, обостряются фи-
зиологические нарушения, женщина практически перестаёт ориен-тироваться в
своих ощущениях, нередко игнорируя их. При игнори-рующем стиле переживания
беременности у женщин может не наб-людаться снижения активности и
эмоциональности, что иногда при-водит к преждевременным родам. [8]
«Содержание материнской сферы в течение беременности пре-терпевает
существенное изменение, которое отражается в пережива-нии женщиной
симптоматики беременности, в её внешней активно-сти и психическом
состоянии». [24] Всё это определяется общим ин-дивидуальным стилем
самовосприятия беременности. В него входят самовосприятие идентификации
беременности, динамика пережива-ний симптоматики по триместрам
беременности, восприятие перво-го и последующих шевелений ребёнка,
содержание активности жен-щины в третий триместр беременности.
Г.Г.Филиппова (2002) выде-ляет шесть вариантов стилей общего самовосприятия
и переживания беременности.
1.Адекватный. Идентификация беременности без сильных и дли-тельных
отрицательных эмоций, соматические ощущения выражены хорошо, средней
интенсивности. В первом триместре возможно об-щее снижение настроения без
депрессивных эпизодов, во втором триместре благополучное эмоциональное
состояние, в третьем – по-вышение тревожности со снижением её к последним
неделям, актив-ность в третьем триместре направлена на подготовку к
послеродо-вому периоду. Первое шевеление ребёнка переживается положи-тельно
– эмоционально, приятно по соматическому ощущению. По-следующие шевеления
чётко дифференцированы от других ощуще-ний, не характеризуются
отрицательными переживаниями.
2.Тревожный. Идентификация беременности тревожная, с перио-дически
возобновляющимися страхом и беспокойством. Соматичес-кий компонент выражен
сильно по типу болезненного состояния. В первый триместр эмоциональное
состояние повышенно тревожное или депрессивное, во втором триместре оно не
стабилизируется, по-вторяются депрессивные или тревожные эпизоды, в третьем
триме-стре они усиливаются, активность в третьем триместре связана со
страхами за исход беременности, родов, послеродовой период. Пер-вое
шевеление ощущается рано, переживается с тревогой, испугом, возможны
болезненные ощущения. Дальнейшие шевеления часто связаны с тревогой по
поводу здоровья ребёнка и себя, характерны направленность на получение
дополнительных сведений, патронаж.
3.Эйфорический. Отмечается неадекватная эйфорическая окраска всех
характеристик, некритическое отношение к возможным пробле-мам беременности
и материнства, нет дифференцированного отно-шения к характеру шевеления
ребёнка. Обычно к концу беременно-сти появляются осложнения.
4.Игнорирующий. Поздняя идентификация беременности сопро-вождается
чувством досады или неприятного удивления. Соматиче-ский компонент либо не
выражен совсем, либо состояние лучше чем до беременности. Обычно не
наблюдается динамики эмоционально-го состояния по триместрам. Отмечается
повышение активности и третьем триместре, активность направлена на
содержания не свя-занные с ребёнком. Первое и последующие шевеления
интерпрети-руются как физиологические ощущения, первое шевеление отмеча-
ется очень поздно.
5.Амбивалентный. По симптоматике сходность с тревожным ти-пом.
Особенностью являются резко противоположные по физичес-ким и эмоциональным
ощущениям переживания шевеления, выра-жены болевые ощущения. Отрицательные
эмоции интерпретирую-тся как страх за исход беременности, родов, характерны
ссылки на внешние обстоятельства мешающие благополучному переживанию
беременности.
6. Отвергающий. Идентификация беременности сопровождается
отрицательными эмоциями, вся симптоматика негативно эмоциона-льно окрашена
и резко выражена. Беременность воспринимается как кара, помеха. Шевеление
окрашено неприятными физиологическими ощущениями, сопровождается
брезгливостью, неудобством. В пред-родовом периоде возможны всплески
депрессивных или аффектив-ных состояний.
Каждый конкретный случай самовосприятия беременности инди-видуален,
он более ли менее приближается к описанным. Стили са-мовосприятия
беременности обычно соотносятся с ценностью ребё-нка для матери. При
адекватном самовосприятии беременности наб-людается адекватная ценность
ребёнка, при тревожном или амбива-лентном восприятии ценность ребёнка
повышена или понижена. При игнорирующем или отвергающем – ценность ребёнка
низкая, при эйфорическом она обычно неадекватна и заменена на другие
ценности.
Вообще особенности самовосприятия беременности той или иной
женщиной зависят от многих факторов, таких как возраст буд-ущей матери,
наличие предыдущих беременностей с благоприятным или неблагоприятным
исходом, материальные условия жизни, взаи-моотношения с отцом ребёнка и
другими родственниками, индиви-дуальные особенности личности женщины и
некоторых других.
Ж.В.Завялова(2000) описывает особенности самовосприятия
беременности в зависимости от возраста женщины, и от наличия предыдущих
беременностей с благоприятным или неблагоприятным исходом. По данным её
исследования можно сделать некоторые выводы:
- первая беременность у молодых женщин (младше 21 года) достаточно
редко воспринимается полностью в адекватном стиле. Если беременность
желанная, то чаще всего её восприятие прои-сходит в амбивалентном стиле, а
также нередким является эйфори-ческий стиль, который говорит о личностной
незрелости женщины, и низкой степени готовности к материнству. Если
беременность не-желанная то преобладает отвергающий стиль, игнорирующий
стиль в данной ситуации наблюдается реже.
- первая беременность у женщин в наиболее благоприятном для
деторождения возрасте (21 – 30 лет) чаще воспринимается адекватно, но также
ещё присутствует эйфорический и амбивалент-ный, реже тревожный, стили
восприятия беременности. Нежеланная беременность чаще, чем в предыдущей
ситуации воспринимается в игнорирующем стиле.
- при восприятии первой беременности женщинами старше 30 лет в
случае её желанности чаще всего наблюдается тревожный или амбивалентный
стили, адекватный стиль восприятия наблюдается реже, чем у женщин в
предыдущей ситуации. Это может быть связа-но с тем что после 30 лет первая
беременность часто воспринима-ется как «последний шанс», и это является
причиной повышенной тревожности. Эйфорический стиль восприятия беременности
жен-щинами этого возраста наблюдается крайне редко. При нежеланной
беременности преобладает отвергающий стиль.
- последующие беременности, при благоприятных исходах пре-дыдущих,
в независимости от возраста, чаще воспринимаются в аде-кватном стиле.
Эйфорического стиля восприятия повторных бере-менностей практически не
наблюдается. Нежеланная беременность в данной ситуации часто воспринимается
в игнорирующем стиле.
- при наличии лишь неблагоприятных исходов предыдущих
беременностей последующие беременности достаточно редко вос-принимаются
адекватно, вне зависимости от возраста. В этих случа-ях преобладает
тревожный и амбивалентный стили восприятия, пре-обладание этих стилей
особенно проявляется у женщин старше 30 лет, и молодых женщин. Причём у
молодых женщин чаще прео-бладает амбивалентный стиль, а у женщин старше 30
лет – тревож-ный. Нежеланная беременность в данной ситуации практически все-
гда воспринимается в отвергающем стиле.
Таким образом, можно сделать вывод, что самовосприятие бер-
еменности занимает важное место среди показателей психологиче-ской
готовности к материнству, т.к. от него напрямую зависит перв-оначальная
удовлетворённость женщины своей материнской ролью, а также возможность
перехода будущей матери на новую стадию ли-чностной и половозрастной
идентификации, по окончанию срока беременности. И, конечно, от
самовосприятия беременности зависит отношение матери к ещё не родившемуся
ребёнку, возможность развития субъектной ориентации в отношении к нему.
.
Методы исследования самовосприятия беременности.
Для исследования в рамках психологии беременности могут
применяться различные методы. Существует ряд специально разра-ботанных
методик, область применения которых ограничивается психологией беременных.
Т.е. они используются только на беремен-ных женщинах с целью выявления
различных психологических аспектов беременности и готовности к материнству.
Также с этой целью могут использоваться различные методы психологии лично-
сти и межличностных отношений. В данной работе рассматриваются
преимущественно такие методы.
Методы опроса.
Интервьюирование. Этот метод может быть одним из основ-ных для
Страницы: 1, 2, 3
|