Самовосприятие беременности
Самовосприятие беременности
Министерство образования Российской Федерации
Пермский государственный университет
Кафедра психологии
Самовосприятие беременности.
Курсовая работа
студентки 2 курса
дневного отделения
философско-социологического
факультета
специальности «Психология»
Неумоиной Евгении.
Научный руководитель:
ассистент кафедры психологии,
кандидат психологических наук
Бергфельд А.Ю.
Пермь,2003г.
План.
Введение…………………………………………………………………3
1. Проблема самовосприятия беременности…………………………4
2. Методы исследования самовосприятия беременности…………..16
Заключение……………………………………………………………. 21
Библиографический список………………………………………….. 23
Приложение…………………………………………………………….24
Введение.
В данной работе рассматривается проблема самовосприятия
беременности женщинами, готовящимися стать матерями. Проблема материнства
и, в частности, такого важного этапа подготовки к материнству как
беременность в научной литературе представлена не очень полно, внимание ей
стало уделяться только в последнее десятилетие и рассмотрение этой проблемы
можно найти у ограни-ченного количества авторов (Филиппова Г.Г., Мещерякова
С.Ю., Брутман В.И.). В данной работе рассматривается проблема само-
восприятия беременности женщинами, которые готовятся стать матерями и
методы исследования, позволяющие определить особен-ности этого
самовосприятия. В этом состоит новизна работы.
В последнее время проблема материнства встает перед нашим
обществом очень остро, прежде всего, из-за понижения уровня рож-даемости и
увеличения количества женщин отказывающихся от своих новорожденных детей.
Восприятие женщинами своей береме-нности, особенности переживания этого
периода, во многом влияют на отношение к своему будущему ребёнку, принятию
или неприня-тию его в свою жизнь, поэтому данная проблема актуальна.
Изучение самовосприятия беременности, разработка методов
исследования данной проблемы позволит выявлять особенности данного
восприятия у разных беременных женщин и при необходи-мости проводить
соответствующие коррекционные работы с целью его оптимизации. В этом
состоит прикладное значение работы.
Объектом работы являются женщины, готовящиеся стать мате-рями, а
предметом – самовосприятие ими своей беременности..
Цель курсовой работы – обзор методов исследования, которые могут
использоваться при определении особенностей самовосприя-тия беременности
разными женщинами.
В работе рассматривается понятие самовосприятия беремен-ности,
влияние этого восприятия на общую готовность к материнс-тву, влияние
беременности на личностную сферу женщины. Особо рассматриваются особенности
самовосприятия женщинами беремен-ности на разных её этапах и различные
стили самовосприятия бере-менности. Отдельно рассматриваются и
анализируются различные методы исследования, которые могут применяться для
определения особенностей самовосприятия женщинами беременности.
Проблема самовосприятия беременности.
Психология материнства одна из наиболее сложных и мало
разработанных областей современной науки. Материнство изучается в русле
различных наук: истории, культурологии, медицины, физио-логии, социологии,
психологии. Психология беременности является одной из наиболее значимых
частей психологии материнства. Иссле-дования в русле психологии
беременности стали проводиться толь-ко в последние два десятилетия, и
количество работ посвященных данной проблеме пока очень ограничено. В
зарубежных исследова-ниях эта проблема представлена более обширно и
подробно чем в отечественных. [23]
В данной работе исследуется проблема самовосприятия бере-менности,
которая является немаловажной составляющей психо-логии беременных женщин и
всей психологии материнства.
Самовосприятие беременности может определяться как воспри-ятие
женщиной своих переживаний различных этапов беременности, идентификация
этих переживаний, которая ведет к выработке опре-делённых действий и
стереотипов поведения, адекватных этим пере-живаниям. [24]
Беременность в психологии рассматривается, прежде всего, как этап
развития материнской сферы женщины подготавливающий её к дальнейшему
выполнению материнских функций в постнатальном периоде, т.е. этап
психологической подготовки к материнству. [7;20]
С.Ю.Мещерякова(2000), говорит о том, что психологическая готовность
к материнству может рассматриваться с двух основных позиций: [14]
1. готовность к материнству как готовность к обеспечению благо-приятных
условий для развития ребёнка. С этой позиции она рас- сматривается как
специфическое личностное образование, «стер-жневой образующей которого
является субъект-объектная ориен-тация в отношении к ещё не родившемуся
ребёнку»[14 ].
2. готовность к материнству как к переходу к новой стадии личнос-ной и
половозрастной идентификации. С этой позиции она рас-сматривается в
аспекте удовлетворённости женщины своей мате-ринской ролью.
Проблема самовосприятия беременности занимает особое место сре- ди аспектов
психологической готовности к материнству. От самово-сприятия беременности в
большей степени зависит отношение матери к своему ещё не родившемуся
ребёнку, создание правильных или неправильных условий для его развития,
образование позитив-ных или негативных установок на его воспитание и т.п. –
т.е. «непо-средственная реализация матерью своих функций во взаимодейст-вии
с ребёнком.» [24] Следовательно, в рамках самовосприятия беременности
психологическая готовность к материнству может рассматриваться с первой
позиции.
С позиций самовосприятия беременности психологическую гот-овность к
материнству можно рассматривать и как переход к новой стадии личностной и
половозрастной идентификации, можно гово-рить об удовлетворённости или
неудовлетворённости женщины сво-ей материнской ролью на данном этапе, т.е.
своей беременностью.
Г.Г.Филиппова (2002) говорит о том, что беременность является
критическим периодом жизни женщины, стадией полоролевой иден-тификации,
особой ситуацией для адаптации. «В этот период актуа-лизируются неизжитые
детские психологические проблемы, лич-ностные конфликты, проблемы во
взаимодействии со своей ма-терью, в переживаниях беременности играют роль
особенности модели материнства своей матери, адаптация к супружеству и т.п.
В динамике личностных изменений отмечается инфантилизация, обос-трение
внутриличностных конфликтов, повышение зависимости, уровня тревожности».
Н.П.Коваленко(1998) пишет также, что бере-менность понимается как острый
переходный период, который не-редко сопровождается кризисными
переживаниями. В ходе беремен-ности существенно изменяются сознание женщины
и её взаимоотно-шения с миром. Необходимой является перемена образа жизни,
вжи-вание в роль матери. Для многих женщин исход беременности мо-жет быть
громадным сдвигом к подлинной зрелости и возрастанию самоуважения. Для
других наоборот, это может быть «патологиче-ским разрешением потенциально
нагруженных чувством вины мате-ринско-детских отношений». [24]
Особенно стрессовой является первая беременность, т.к. она
означает окончание независимого первично целостного сущест-вования и начало
«безвозвратных» материнско-детских отношений, поскольку отныне психическое
равновесие матери становится свя-занными с запросами беспомощного и
зависимого существа. Бере-менность можно считать критической точкой в
развитии женской идентичности.
Другое направление исследований (В.И.Брутман, М.И.Шму-рак)
рассматривает беременность как подготовительную фазу в раз-витии взаимной
привязанности матери и ребёнка, которая связана с возникновением новых
ощущений и физиологических изменений в организме женщины в этот период.
В.И.Брутман считает централь-ным в формировании привязанности к ребёнку
возникновение пер-вичного интрацептивного ощущения в ходе беременности,
совпада-ющее обычно с началом шевеления, которое вызывает у будущей матери
чувство «сроднённости» с собственным ребёнком. Наблю-дения показывают, что
с момента начала шевеления у большинства беременных происходит своеобразное
вслушивание в свою телес-ность, фиксация на своих ощущениях. Данный
психологический механизм позволяет осуществить подготовку самосознания
беремен-ной к принятию реального ребёнка. Под воздействием этого особого
состояния постепенно формируется образ ребёнка, который вклю-чается в
самосознание беременной. [4;5]
Таким образом, в результате успешного завершения этого крити-ческого
периода осуществляется переход к новой личностной поло-возрастной
идентификации, женщина достигает внутренней и внеш-ней интегрированности и
обретает новый социальный статус.
В психологии выделяются разные стадии родительствования: принятие
решения о рождении ребёнка, беременность, период зрело-го родительства,
период «постродительства» (для бабушек и деду-шек)[22]. В актуальном
материнстве выделяются стадия принятия решения о сохранении беременности,
период беременности до шевеления плода, период после шевеления, роды,
послеродовой период [7]. В гинекологии и акушерстве выделяются три
триместра беременности, предродовой период, роды, послеродовой период.
Любая периодизация связана с конкретными задачами исследования. Задачей
данной работы является отражение особенностей само-восприятия женщиной
своей беременности. В связи с этой задачей можно выделить пять периодов
беременности: идентификация бере-менности, до начала ощущений шевеления,
появление и стабили-зация ощущений шевеления ребёнка, седьмой и восьмой
месяцы беременности, предродовой период (Г.Г. Филиппова, 2002). Рассмо-трим
самовосприятие женщиной беременности на этих этапах подробнее:
1период. Идентификация беременности.
Этот период в большинстве случаев начинается и заканчивает-ся ещё
до возникновения первых изменений в физическом состоя-нии женщины и
непосредственно связан с осознанием факта бере-менности.
Обычно предположение о возможности беременности появля-ется у
женщины через 2-3 дня после задержки менструации. В обыч-ных случаях
возникновение первого подозрения уже вызывает опре-делённые переживания.
Пока не подтверждён факт беременности эти переживания почти всегда носят
оттенок беспокойства, причи-ной которого является либо страх наступления
беременности, либо страх её не наступления. «Положительная» тревога обычно
ведёт к наиболее раннему и точному установлению факта беременности. В
случаях нежелательной беременности в сочетании с затруднениями её
прерывания, возможно, напротив длительное затягивание её под-тверждения.
Сроки идентификации беременности составляют при-мерно одну неделю. В
большинстве случаев за это время принима-ется решение о сохранении
беременности или её прерывании.
Г.Г. Филиппова (2002) выделяет 8 вариантов самовосприятия
идентификации беременности:
1.Тревожное. При подозрении на беременность возникает сильная тревога,
которая сохраняется до подтверждения факта беременности и после него, часто
даже усиливаясь. Характерно яркое сохранение в памяти всех обстоятельств
идентификации беременности, их высо-кая эмоциональность.
2.Первая эмоция отрицательная (страх, тревога, ужас, растерян-ность,
разочарование и др.) Она достаточно явно выражена и про-должается до
уточнения факта беременности. После этого происхо-дит смена эмоционального
состояния на положительное: удовлетво-рение, приятное удивление, радость.
Первые ощущения чаще всего не возвращаются.
3.Слабо выраженные отрицательные эмоции перемежаются с бо-лее
выраженными положительными. Общая оценка своего состоя-ния явно
положительная, хотя периодически возникают озабочен-ность и сожаление.
После подтверждения факта беременности про-исходит сосредоточение на
задачах, связанных с беременностью. Это наиболее благоприятный вариант
переживания идентификации беременности, который свойственен зрелым, готовым
к материнству женщинам, которые понимают всю важность происходящих в их
жизни перемен и принимающих свою беременность как желатель-ную. Они готовы
перестроить свою жизнь в ориентации на ребёнка.
4.Эйфорическое состояние. Ярко выраженные радостные пережи-вания,
абсолютно отсутствуют какие-либо признаки тревоги, озабо-ченности,
сожаления. Чаще всего такое состояние характерно при общей личностной
незрелости женщины, неприятии на себя ответ-ственности. Любое нарушение
«идеального течения беременности» ведет к появлению страха, резкой смене
эмоционального состояния. Эти женщины часто не готовы к проблемам
послеродового периода.
5.Амбивалентное отношение. Характеризуется периодической сменой
полярных эмоций, затягиванием решения о сохранении беременности. Обычны
раннее проявление соматических ощущений, связанных с беременностью, их
сильная выраженность.
6.Слабо выраженое амбивалентное отношение с неоправданным
затягиванием решения о сохранении беременности. Причинами, мешающими это
сделать, могут быть недостаток денег, заболевание типа простуды или просто
«некогда было». Такое отношение можно выразить фразой : «Когда хватилась,
уже поздно было». Последст-вия зависят от конкретной ситуации: от
благополучной коррекции до отказа от ребёнка.
7.Неправдоподобно длительная интенсификация беременности. Признаки
беременности интерпретируются как недомогания. Сома-тические ощущения часто
бывают смазаны. Подозрения на беремен-ность возникают, но активно
подавляются. Такое состояние чаще всего бывает у женщин, впоследствии
отказывающихся от ребёнка.
8. Аффективно-отрицательное переживание идентификации бе-ременности.
Устойчиво сохраняется вне зависимости от решения о её сохранении. В
дальнейшем первые негативные эмоции могут пе-реходить либо в игнорирование
факта беременности, либо в депрес-сивное состояние, либо сохраняется
аффективно отвергающее отно-шение. Идентификация беременности обычно
происходит вовремя.
2период.До начала ощущений шевеления.
Этот период охватывает вторую половину первого триместра бе-ременности
и начало второго. Физиологически он характеризуется гормональной
перестройкой организма и связанными с ней неприят-ными физическими
ощущениями, изменениями в эмоциональном состоянии. Появляется симптоматика
беременности. В этот период у женщин появляется раздражительность, резкая
смена настроений, снижается общая активность. [7;20]
Беременные женщины по-разному оценивают и воспринимают свои
недомогания и эмоциональные состояния в этот период. В раз-витии
материнской сферы этот период для женщины весьма сущес-твенен. Появление
ребёнка становится реальным фактом, хотя ещё нет никаких его конкретных
признаков. Материнское чувство ещё свободно от внешней стимуляции, присущей
живому ребёнку, но женщина уже имеет возможность почувствовать происходящие
из-менения. Появляется возможность реального развития отношения матери к
своему ребёнку, т.к. она знает о его существовании и сро-ках его появления.
В этот период представления о ребёнке не очень конкретны, описание его
затруднено, женщины в основном ограни-чиваются описанием своих эмоций и
переживаний.[24]
Г.Г.Филиппова выделяет 5 вариантов самовосприятия беремен-ности
на данном этапе:
1.Оптимальный вариант. Соматический компонент выражен чётко,
средний по интенсивности, расценивается как неизбежное, вполне терпимое
состояние. Активно применяются способы оптими-зации самочувствия.
Эмоциональное состояние характеризуется не-много повышенной
раздражительностью, которая интерпретируется как усталость и следствие
недомогания. Ребёнок представляется в возрасте около года. Активность по
подготовке к родам и материн-ству слабая, часто в форме планов заняться
этим позже. Чаще всего соотносится со 2 и 3 типами идентификации
беременности.
2.Усиленное переживание эмоциональных и соматических сос-тояний.
Эмоциональное состояние характеризуется повышенной раздражительностью,
требовательностью к окружающим. Физичес-кие симптомы переживаются очень
тяжело, повышена чувствитель-ность к своим состояниям. Способы оптимизации
самочувствия пра-ктически не используются, в связи с недоверием к ним.
Образ ребён-ка либо отсутствует, либо, напротив, очень конкретен, ребёнок
пред-ставляется идеальным, «выстраданным матерью». Сочетается со 2, 4, 5
типами идентификации беременности.
3.Тревожное переживание состояний беременности с прогнози-рованием
неблагополучного исхода беременности для себя или для ребёнка.
Страницы: 1, 2, 3
|