МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Самовосприятие беременности

    Самовосприятие беременности

    Министерство образования Российской Федерации

    Пермский государственный университет

    Кафедра психологии

    Самовосприятие беременности.

    Курсовая работа

    студентки 2 курса

    дневного отделения

    философско-социологического

    факультета

    специальности «Психология»

    Неумоиной Евгении.

    Научный руководитель:

    ассистент кафедры психологии,

    кандидат психологических наук

    Бергфельд А.Ю.

    Пермь,2003г.

    План.

    Введение…………………………………………………………………3

    1. Проблема самовосприятия беременности…………………………4

    2. Методы исследования самовосприятия беременности…………..16

    Заключение……………………………………………………………. 21

    Библиографический список………………………………………….. 23

    Приложение…………………………………………………………….24

    Введение.

    В данной работе рассматривается проблема самовосприятия

    беременности женщинами, готовящимися стать матерями. Проблема материнства

    и, в частности, такого важного этапа подготовки к материнству как

    беременность в научной литературе представлена не очень полно, внимание ей

    стало уделяться только в последнее десятилетие и рассмотрение этой проблемы

    можно найти у ограни-ченного количества авторов (Филиппова Г.Г., Мещерякова

    С.Ю., Брутман В.И.). В данной работе рассматривается проблема само-

    восприятия беременности женщинами, которые готовятся стать матерями и

    методы исследования, позволяющие определить особен-ности этого

    самовосприятия. В этом состоит новизна работы.

    В последнее время проблема материнства встает перед нашим

    обществом очень остро, прежде всего, из-за понижения уровня рож-даемости и

    увеличения количества женщин отказывающихся от своих новорожденных детей.

    Восприятие женщинами своей береме-нности, особенности переживания этого

    периода, во многом влияют на отношение к своему будущему ребёнку, принятию

    или неприня-тию его в свою жизнь, поэтому данная проблема актуальна.

    Изучение самовосприятия беременности, разработка методов

    исследования данной проблемы позволит выявлять особенности данного

    восприятия у разных беременных женщин и при необходи-мости проводить

    соответствующие коррекционные работы с целью его оптимизации. В этом

    состоит прикладное значение работы.

    Объектом работы являются женщины, готовящиеся стать мате-рями, а

    предметом – самовосприятие ими своей беременности..

    Цель курсовой работы – обзор методов исследования, которые могут

    использоваться при определении особенностей самовосприя-тия беременности

    разными женщинами.

    В работе рассматривается понятие самовосприятия беремен-ности,

    влияние этого восприятия на общую готовность к материнс-тву, влияние

    беременности на личностную сферу женщины. Особо рассматриваются особенности

    самовосприятия женщинами беремен-ности на разных её этапах и различные

    стили самовосприятия бере-менности. Отдельно рассматриваются и

    анализируются различные методы исследования, которые могут применяться для

    определения особенностей самовосприятия женщинами беременности.

    Проблема самовосприятия беременности.

    Психология материнства одна из наиболее сложных и мало

    разработанных областей современной науки. Материнство изучается в русле

    различных наук: истории, культурологии, медицины, физио-логии, социологии,

    психологии. Психология беременности является одной из наиболее значимых

    частей психологии материнства. Иссле-дования в русле психологии

    беременности стали проводиться толь-ко в последние два десятилетия, и

    количество работ посвященных данной проблеме пока очень ограничено. В

    зарубежных исследова-ниях эта проблема представлена более обширно и

    подробно чем в отечественных. [23]

    В данной работе исследуется проблема самовосприятия бере-менности,

    которая является немаловажной составляющей психо-логии беременных женщин и

    всей психологии материнства.

    Самовосприятие беременности может определяться как воспри-ятие

    женщиной своих переживаний различных этапов беременности, идентификация

    этих переживаний, которая ведет к выработке опре-делённых действий и

    стереотипов поведения, адекватных этим пере-живаниям. [24]

    Беременность в психологии рассматривается, прежде всего, как этап

    развития материнской сферы женщины подготавливающий её к дальнейшему

    выполнению материнских функций в постнатальном периоде, т.е. этап

    психологической подготовки к материнству. [7;20]

    С.Ю.Мещерякова(2000), говорит о том, что психологическая готовность

    к материнству может рассматриваться с двух основных позиций: [14]

    1. готовность к материнству как готовность к обеспечению благо-приятных

    условий для развития ребёнка. С этой позиции она рас- сматривается как

    специфическое личностное образование, «стер-жневой образующей которого

    является субъект-объектная ориен-тация в отношении к ещё не родившемуся

    ребёнку»[14 ].

    2. готовность к материнству как к переходу к новой стадии личнос-ной и

    половозрастной идентификации. С этой позиции она рас-сматривается в

    аспекте удовлетворённости женщины своей мате-ринской ролью.

    Проблема самовосприятия беременности занимает особое место сре- ди аспектов

    психологической готовности к материнству. От самово-сприятия беременности в

    большей степени зависит отношение матери к своему ещё не родившемуся

    ребёнку, создание правильных или неправильных условий для его развития,

    образование позитив-ных или негативных установок на его воспитание и т.п. –

    т.е. «непо-средственная реализация матерью своих функций во взаимодейст-вии

    с ребёнком.» [24] Следовательно, в рамках самовосприятия беременности

    психологическая готовность к материнству может рассматриваться с первой

    позиции.

    С позиций самовосприятия беременности психологическую гот-овность к

    материнству можно рассматривать и как переход к новой стадии личностной и

    половозрастной идентификации, можно гово-рить об удовлетворённости или

    неудовлетворённости женщины сво-ей материнской ролью на данном этапе, т.е.

    своей беременностью.

    Г.Г.Филиппова (2002) говорит о том, что беременность является

    критическим периодом жизни женщины, стадией полоролевой иден-тификации,

    особой ситуацией для адаптации. «В этот период актуа-лизируются неизжитые

    детские психологические проблемы, лич-ностные конфликты, проблемы во

    взаимодействии со своей ма-терью, в переживаниях беременности играют роль

    особенности модели материнства своей матери, адаптация к супружеству и т.п.

    В динамике личностных изменений отмечается инфантилизация, обос-трение

    внутриличностных конфликтов, повышение зависимости, уровня тревожности».

    Н.П.Коваленко(1998) пишет также, что бере-менность понимается как острый

    переходный период, который не-редко сопровождается кризисными

    переживаниями. В ходе беремен-ности существенно изменяются сознание женщины

    и её взаимоотно-шения с миром. Необходимой является перемена образа жизни,

    вжи-вание в роль матери. Для многих женщин исход беременности мо-жет быть

    громадным сдвигом к подлинной зрелости и возрастанию самоуважения. Для

    других наоборот, это может быть «патологиче-ским разрешением потенциально

    нагруженных чувством вины мате-ринско-детских отношений». [24]

    Особенно стрессовой является первая беременность, т.к. она

    означает окончание независимого первично целостного сущест-вования и начало

    «безвозвратных» материнско-детских отношений, поскольку отныне психическое

    равновесие матери становится свя-занными с запросами беспомощного и

    зависимого существа. Бере-менность можно считать критической точкой в

    развитии женской идентичности.

    Другое направление исследований (В.И.Брутман, М.И.Шму-рак)

    рассматривает беременность как подготовительную фазу в раз-витии взаимной

    привязанности матери и ребёнка, которая связана с возникновением новых

    ощущений и физиологических изменений в организме женщины в этот период.

    В.И.Брутман считает централь-ным в формировании привязанности к ребёнку

    возникновение пер-вичного интрацептивного ощущения в ходе беременности,

    совпада-ющее обычно с началом шевеления, которое вызывает у будущей матери

    чувство «сроднённости» с собственным ребёнком. Наблю-дения показывают, что

    с момента начала шевеления у большинства беременных происходит своеобразное

    вслушивание в свою телес-ность, фиксация на своих ощущениях. Данный

    психологический механизм позволяет осуществить подготовку самосознания

    беремен-ной к принятию реального ребёнка. Под воздействием этого особого

    состояния постепенно формируется образ ребёнка, который вклю-чается в

    самосознание беременной. [4;5]

    Таким образом, в результате успешного завершения этого крити-ческого

    периода осуществляется переход к новой личностной поло-возрастной

    идентификации, женщина достигает внутренней и внеш-ней интегрированности и

    обретает новый социальный статус.

    В психологии выделяются разные стадии родительствования: принятие

    решения о рождении ребёнка, беременность, период зрело-го родительства,

    период «постродительства» (для бабушек и деду-шек)[22]. В актуальном

    материнстве выделяются стадия принятия решения о сохранении беременности,

    период беременности до шевеления плода, период после шевеления, роды,

    послеродовой период [7]. В гинекологии и акушерстве выделяются три

    триместра беременности, предродовой период, роды, послеродовой период.

    Любая периодизация связана с конкретными задачами исследования. Задачей

    данной работы является отражение особенностей само-восприятия женщиной

    своей беременности. В связи с этой задачей можно выделить пять периодов

    беременности: идентификация бере-менности, до начала ощущений шевеления,

    появление и стабили-зация ощущений шевеления ребёнка, седьмой и восьмой

    месяцы беременности, предродовой период (Г.Г. Филиппова, 2002). Рассмо-трим

    самовосприятие женщиной беременности на этих этапах подробнее:

    1период. Идентификация беременности.

    Этот период в большинстве случаев начинается и заканчивает-ся ещё

    до возникновения первых изменений в физическом состоя-нии женщины и

    непосредственно связан с осознанием факта бере-менности.

    Обычно предположение о возможности беременности появля-ется у

    женщины через 2-3 дня после задержки менструации. В обыч-ных случаях

    возникновение первого подозрения уже вызывает опре-делённые переживания.

    Пока не подтверждён факт беременности эти переживания почти всегда носят

    оттенок беспокойства, причи-ной которого является либо страх наступления

    беременности, либо страх её не наступления. «Положительная» тревога обычно

    ведёт к наиболее раннему и точному установлению факта беременности. В

    случаях нежелательной беременности в сочетании с затруднениями её

    прерывания, возможно, напротив длительное затягивание её под-тверждения.

    Сроки идентификации беременности составляют при-мерно одну неделю. В

    большинстве случаев за это время принима-ется решение о сохранении

    беременности или её прерывании.

    Г.Г. Филиппова (2002) выделяет 8 вариантов самовосприятия

    идентификации беременности:

    1.Тревожное. При подозрении на беременность возникает сильная тревога,

    которая сохраняется до подтверждения факта беременности и после него, часто

    даже усиливаясь. Характерно яркое сохранение в памяти всех обстоятельств

    идентификации беременности, их высо-кая эмоциональность.

    2.Первая эмоция отрицательная (страх, тревога, ужас, растерян-ность,

    разочарование и др.) Она достаточно явно выражена и про-должается до

    уточнения факта беременности. После этого происхо-дит смена эмоционального

    состояния на положительное: удовлетво-рение, приятное удивление, радость.

    Первые ощущения чаще всего не возвращаются.

    3.Слабо выраженные отрицательные эмоции перемежаются с бо-лее

    выраженными положительными. Общая оценка своего состоя-ния явно

    положительная, хотя периодически возникают озабочен-ность и сожаление.

    После подтверждения факта беременности про-исходит сосредоточение на

    задачах, связанных с беременностью. Это наиболее благоприятный вариант

    переживания идентификации беременности, который свойственен зрелым, готовым

    к материнству женщинам, которые понимают всю важность происходящих в их

    жизни перемен и принимающих свою беременность как желатель-ную. Они готовы

    перестроить свою жизнь в ориентации на ребёнка.

    4.Эйфорическое состояние. Ярко выраженные радостные пережи-вания,

    абсолютно отсутствуют какие-либо признаки тревоги, озабо-ченности,

    сожаления. Чаще всего такое состояние характерно при общей личностной

    незрелости женщины, неприятии на себя ответ-ственности. Любое нарушение

    «идеального течения беременности» ведет к появлению страха, резкой смене

    эмоционального состояния. Эти женщины часто не готовы к проблемам

    послеродового периода.

    5.Амбивалентное отношение. Характеризуется периодической сменой

    полярных эмоций, затягиванием решения о сохранении беременности. Обычны

    раннее проявление соматических ощущений, связанных с беременностью, их

    сильная выраженность.

    6.Слабо выраженое амбивалентное отношение с неоправданным

    затягиванием решения о сохранении беременности. Причинами, мешающими это

    сделать, могут быть недостаток денег, заболевание типа простуды или просто

    «некогда было». Такое отношение можно выразить фразой : «Когда хватилась,

    уже поздно было». Последст-вия зависят от конкретной ситуации: от

    благополучной коррекции до отказа от ребёнка.

    7.Неправдоподобно длительная интенсификация беременности. Признаки

    беременности интерпретируются как недомогания. Сома-тические ощущения часто

    бывают смазаны. Подозрения на беремен-ность возникают, но активно

    подавляются. Такое состояние чаще всего бывает у женщин, впоследствии

    отказывающихся от ребёнка.

    8. Аффективно-отрицательное переживание идентификации бе-ременности.

    Устойчиво сохраняется вне зависимости от решения о её сохранении. В

    дальнейшем первые негативные эмоции могут пе-реходить либо в игнорирование

    факта беременности, либо в депрес-сивное состояние, либо сохраняется

    аффективно отвергающее отно-шение. Идентификация беременности обычно

    происходит вовремя.

    2период.До начала ощущений шевеления.

    Этот период охватывает вторую половину первого триместра бе-ременности

    и начало второго. Физиологически он характеризуется гормональной

    перестройкой организма и связанными с ней неприят-ными физическими

    ощущениями, изменениями в эмоциональном состоянии. Появляется симптоматика

    беременности. В этот период у женщин появляется раздражительность, резкая

    смена настроений, снижается общая активность. [7;20]

    Беременные женщины по-разному оценивают и воспринимают свои

    недомогания и эмоциональные состояния в этот период. В раз-витии

    материнской сферы этот период для женщины весьма сущес-твенен. Появление

    ребёнка становится реальным фактом, хотя ещё нет никаких его конкретных

    признаков. Материнское чувство ещё свободно от внешней стимуляции, присущей

    живому ребёнку, но женщина уже имеет возможность почувствовать происходящие

    из-менения. Появляется возможность реального развития отношения матери к

    своему ребёнку, т.к. она знает о его существовании и сро-ках его появления.

    В этот период представления о ребёнке не очень конкретны, описание его

    затруднено, женщины в основном ограни-чиваются описанием своих эмоций и

    переживаний.[24]

    Г.Г.Филиппова выделяет 5 вариантов самовосприятия беремен-ности

    на данном этапе:

    1.Оптимальный вариант. Соматический компонент выражен чётко,

    средний по интенсивности, расценивается как неизбежное, вполне терпимое

    состояние. Активно применяются способы оптими-зации самочувствия.

    Эмоциональное состояние характеризуется не-много повышенной

    раздражительностью, которая интерпретируется как усталость и следствие

    недомогания. Ребёнок представляется в возрасте около года. Активность по

    подготовке к родам и материн-ству слабая, часто в форме планов заняться

    этим позже. Чаще всего соотносится со 2 и 3 типами идентификации

    беременности.

    2.Усиленное переживание эмоциональных и соматических сос-тояний.

    Эмоциональное состояние характеризуется повышенной раздражительностью,

    требовательностью к окружающим. Физичес-кие симптомы переживаются очень

    тяжело, повышена чувствитель-ность к своим состояниям. Способы оптимизации

    самочувствия пра-ктически не используются, в связи с недоверием к ним.

    Образ ребён-ка либо отсутствует, либо, напротив, очень конкретен, ребёнок

    пред-ставляется идеальным, «выстраданным матерью». Сочетается со 2, 4, 5

    типами идентификации беременности.

    3.Тревожное переживание состояний беременности с прогнози-рованием

    неблагополучного исхода беременности для себя или для ребёнка.

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.