МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Самоактуализация

    каждого человека. Маслоу отмечает, что "пик-переживания" часто вызываются

    сильным чувством любви, произведениями искусства, переживанием

    исключительной красоты природы. "Термин "пик-переживание" - это обобщение

    для лучших моментов человеческого бытия, для счастливейших моментов жизни,

    для опыта экстаза, восторга, блаженства, величайшей радости". Большинство

    из нас испытали немало "пик-переживаний", хотя мы так их не называли.

    Прекрасный закат или особенно впечатлившая музыкальная пьеса - примеры "пик-

    переживания". По Маслоу, "пик-переживания" вызываются интенсивными,

    вдохновляющими событиями. Жизнь большинства людей наполнена длительными

    периодами сравнительной невнимательности, недостаточной вовлеченности, даже

    скуки. В противоположность этому "пик-переживания" в наиболее широком

    смысле слова - это те моменты, когда мы становимся глубоко вовлеченными,

    взволнованными миром и связанными с ним. Наиболее значительные "пик-

    переживания" сравнительно редки. Поэты описывали их как моменты экстаза,

    люди религии - как глубокие мистические переживания.

    3."Плато-переживание"

    "Пик-переживания" - вершины, которые могут длиться несколько минут или

    несколько часов, редко дольше. Маслоу описывает и более устойчивые и

    длительные переживания, называя их "плато-переживаниями". Они представляют

    собой новый и более глубокий способ видения и переживания мира. Это

    включает фундаментальное изменение отношения к миру, изменяющее точку

    зрения и создающее новые оценки и усиленное сознавания мира. Маслоу сам

    пережил это в конце жизни, после первого сердечного приступа.

    4.Иерархия потребностей

    Маслоу определяет невроз и психологическую неприспособленность как "болезни

    лишенности", то есть считает, что они вызываются лишением удовлетворения

    определенных фундаментальных потребностей, так же как недостаток

    определенных витаминов вызывает физическую болезнь. Примерами

    фундаментальных потребностей могут служить физиологические потребности,

    такие как голод, жажда или потребность в сне. Неудовлетворение этих

    потребностей определенно ведет в конце концов к болезни, которая может быть

    излечена только их удовлетворением. Фундаментальные потребности присущи

    всем индивидуумам. Объем и способ их удовлетворения различен в различных

    обществах, но никогда фундаментальные потребности (такие как голод) не

    могут полностью игнорироваться.

    Полное отсутствие желаний и потребностей, когда (и если) оно существует, в

    лучшем случае недолговечно. Если одна потребность удовлетворена, другая

    всплывает на поверхность и контролирует внимание и усилия человека. Когда

    человек удовлетворяет и ее, еще одна шумно требует удовлетворения. Жизнь

    человека характеризуется тем, что люди почти всегда чего-то желают.

    ИЕРАРХИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ, ПО МАСЛОУ:

    1. физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.)

    2. потребность в безопасности (стабильность, порядок)

    3. потребность в любви и принадлежности (семья, дружба)

    4. потребность в уважении (самоуважение, признание)

    5. потребности самоактуализации (развитие способностей)

    В основе этой схемы лежит допущение, что доминирующие потребности,

    расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как

    человек может осознать наличие и быть мотивированным потребностями,

    расположенными вверху. Следовательно, потребности одного типа должны быть

    удовлетворены полностью, прежде чем другая, расположенная выше потребность,

    проявится и станет действующей. Удовлетворение потребностей, расположенных

    внизу иерархии, делает возможным осознание потребностей, расположенных выше

    в иерархии, и их участие в мотивации. Таким образом, физиологические

    потребности должны быть в достаточной степени удовлетворены, прежде чем

    возникнут потребности безопасности; физиологические потребности и

    потребности безопасности и защиты должны быть удовлетворены до некоторой

    степени, прежде чем возникнут и будут требовать удовлетворения потребности

    принадлежности и любви. По Маслоу, это последовательное расположение

    основных нужд в иерархии является главным принципом, лежащим в основе

    организации мотивации человека. Он исходил из того, что иерархия

    потребностей распространяется на всех людей, и что чем выше человек может

    подняться в этой иерархии, тем большую индивидуальность, человеческие

    качества и психическое здоровье он продемонстрирует.

    Маслоу допускал, что могут быть исключения из этого иерархического

    расположения мотивов. Он признавал, что какие-то творческие люди могут

    развивать и выражать свой талант, несмотря на серьезные трудности и

    социальные проблемы. Также есть люди, чьи ценности и идеалы настолько

    сильны, что они готовы скорее переносить голод и жажду или даже умереть,

    чем отказаться от них.

    Наконец, Маслоу предполагал, что некоторые люди могут создавать собственную

    иерархию потребностей благодаря особенностям своей биографии. Например,

    люди могут отдавать больший приоритет потребностям уважения, а не

    потребностям любви и принадлежности. Таких людей больше интересует престиж

    и продвижение по службе, а не интимные отношения или семья. В целом,

    однако, чем ниже расположена потребность в иерархии, тем она сильнее и

    приоритетнее.

    Ключевым моментом в концепции иерархии потребностей Маслоу является то, что

    потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу "все или ничего".

    Потребности частично совпадают, и человек одновременно может быть

    мотивирован на двух и более уровнях потребностей.

    Маслоу сделал предположение, что средний человек удовлетворяет свои

    потребности примерно в следующей степени:

    85% - физиологические;

    70% - безопасность и защита;

    50% - любовь и принадлежность;

    40% - самоуважение;

    10% - самоактуализация.

    К тому же потребности, появляющиеся в иерархии, возникают постепенно. Люди

    не просто удовлетворяют одну потребность за другой, но одновременно

    частично удовлетворяют и частично не удовлетворяют их.

    неважно, насколько высоко продвинулся человек в иерархии потребностей: если

    потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек

    вернется на данный уровень и останется там, пока эти потребности не будет в

    достаточной мере удовлетворены.

    В качестве примера можно привести следующий список конкретных ценностей для

    человека:

    Здоровье

    Семья

    Работа

    Дом

    Любовь

    Деньги

    Досуг

    Образование

    Путешествия

    5.Жалобы и мета-жалобы

    Маслоу полагает, что существуют различные уровни жалоб,

    соответствующие уровням фрустрированных потребностей. На заводе, например,

    жалобы низшего уровня могут касаться отсутствия техники безопасности,

    произвола начальства, негарантированности работы на следующий день и т.п.

    Это жалобы, касающиеся неудовлетворения наиболее фундаментальных

    потребностей физической безопасности и обеспеченности. Жалобы более

    высокого уровня могут относиться к недостатку соответствующего работе

    признания, угроз потери престижа, недостатка групповой солидарности; эти

    жалобы касаются потребностей принадлежности или уважения.

    Мета-жалобы касаются фрустрации мета-потребностей, таких как потребности в

    справедливости, красоте и истине. Этот уровень жалоб - хороший показатель

    того. что все обстоит сравнительно благополучно. Когда люди жалуются на

    неэстетичносгь среды, это означает, что в отношении более фундаментальных

    потребностей они более или менее удовлетворены.

    Маслоу полагает, что жалобам не может быть конца: можно надеяться лишь на

    повышение их уровня. Жалобы на несовершенство мира. отсутствие совершенной

    справедливости и т.п. - это здоровые указания на то. что, несмотря на

    довольно высокий уровень фундаментальной удовлетворенности, люди стремятся

    к дальнейшему совершенствованию и росту. Фактически Маслоу полагает, что

    уровень жалоб может служить показателем просвещенности общества.

    6.Дефициентная и бытийная мотивация

    Маслоу указывает, что большинство психологов занимаются только

    дефициентной мотивацией, т.е. поведением, ориентированным на удовлетворение

    какой-то потребности, которая не удовлетворена или фрустирована. Голод,

    боль, страх - первичные примеры дефициентной мотивации.

    Однако внимательный взгляд на поведение людей и животных обнаруживает

    другой род мотивации. Когда организм не испытывает ни голода, ни боли, ни

    страха, появляются новые мотивации, такие как любопытство или желание игры.

    При таких условиях деятельность может приносить удовлетворение и радость

    как таковая, а не только как средство удовлетворения некоей вне ее лежащей

    потребности.

    Бытийная мотивация относится прежде всего к наслаждению и

    удовлетворению в настоящем или к желанию искать позитивные ценностные цели

    (мотивация роста или мета-мотивация). Дефициентная же мотивация состоит в

    потребности изменить данное состояние дел, потому что оно ощущается как

    неудовлетворительное или фрустрирующее.

    "Пик-переживания" в целом относятся к миру бытия, и психология бытия, по-

    видимому, наиболее применима к самоактуализирующимся людям. Маслоу

    различает Б- и Д- (бытийное и дефициентное) познание, Б- и Д-ценности, Б- и

    Д-любовь.

    7.Дефициентное и бытийное познание

    В дефициентном познании объекты рассматриваются исключительно как

    удовлетворяющие потребности, как средства для других целей. Это в

    особенности справедливо тогда, когда потребности сильны. сильные

    потребности, как правило, канализируют мышление и восприятие, так что

    индивидуум сознает только те аспекты среды, которые имеют отношение к

    удовлетворению потребности. Голодный человек замечает только пищу, нищий -

    только деньги.

    Б-познание более точно и эффективно, потому что воспринимающий в меньшей

    степени искажает свое восприятие в соответствии с потребностями и

    желаниями. Б-познание не судит, не оценивает и не сравнивает.

    Фундаментальным отношением является здесь восприятие того, что есть, и

    способность ценить это. Стимулы вызывают полное внимание. Восприятие

    кажется более богатым и полным.

    8.Дефициентные и бытийные ценности. Дефициентная и бытийная любовь.

    Маслоу полагает, что есть определенные ценности, присущие каждому

    индивидууму: истина, добро, красота, целостность, преодоление дихотомии,

    жизненность, уникальность, совершенство, необходимость, полнота,

    справедливость, порядок, простота, богатство, легкость без усилия, игра,

    самодостаточность.

    Дефициентная любовь - это любовь к другим потому, что они

    удовлетворяют какую-то потребность. Чем больше удовлетворение, тем больше

    возрастает этот род любви. Это любовь из потребности в самоуважении или в

    сексе, или из страха одиночества и т.п.

    Бытийная любовь - это любовь к сущности, к "бытию" или "существу" другого.

    Такая любовь не стремится к обладанию и занята больше добром Другого, чем

    эгоистическим удовлетворением. Маслоу часто описывал Б-любовь как

    способность давать всему идти своим чередом и ценить то, что есть, не

    пытаясь "улучшить" что-либо. Б-любовь к природе выражается в умении ценить

    цветы, наблюдать их рост, оставляя их в покое. Д-любовь скорее выражается в

    срывании цветов и устроении из них букетов. Б-любовь - это идеал

    необусловленной любви родителей к ребенку, которая может даже включать

    любовь к маленьким несовершенствам ребенка.

    Маслоу утверждает, что Б-любовь богаче, дает больше удовлетворения и более

    длительна, чем Д-любовь. Она остается живой и свежей, в то время как Д-

    любовь утрачивает свежесть и остроту со временем. Б-любовь может быть

    причиной "пик-переживаний" и часто описывается в столь же экзальтированных

    словах, которыми описывают религиозный опыт.

    9.Эупсихика.

    Этим, им самим созданным термином. Маслоу называл идеальное общество, в

    отличие от "утопии", идея которой казалась ему визионерской и непрактичной.

    Он полагал, что идеальное общество может быть создано как объединение

    психологически здоровых, самоактуализирующихся индивидуумов. Все члены

    такого общества стремятся как к личному развитию. так и к исполнению своей

    работы и совершенству в своей жизни.

    III. ДИНАМИКА

    1. Психологический рост

    Маслоу рассматривает психологический рост как последовательное

    удовлетворение все более "высоких" потребностей. Движение к

    самоактуализации не может начаться, пока индивидуум не освободится от

    доминирования низших потребностей, таких как потребности в безопасности или

    уважении. По Маслоу, ранняя фрустрация потребности может зафиксировать

    индивидуума на определенном уровне функционирования. Например, ребенок, не

    пользовавшийся достаточной популярностью, может продолжать быть глубоко

    озабоченным потребностью в уважении и почете всю свою жизнь.

    Стремление к более высоким целям само по себе указывает на психологическое

    здоровье.

    Маслоу подчеркивает, что рост осуществляется посредством работы

    самоактуализации. Самоактуализация подразумевает длительность, постоянную

    вовлеченность в работу роста и развития способностей до максимально

    возможного, а не удовлетворение меньшим из лени или недостатка уверенности

    в себе. Работа самоактуализации включает выбор достойных творческих задач.

    Маслоу пишет, что самоактуализирующихся индивидуумов привлекают наиболее

    трудные и запутанные проблемы, которые требуют максимальных и наиболее

    творческих усилий. Они стремятся иметь дело с определенностью и

    неоднозначностью и предпочитают трудные задачи легким решениям.

    2.Препятствия росту

    Маслоу указывает, что мотивация роста сравнительно слаба по отношению

    к физиологическим потребностям и потребностям безопасности, уважения и пр.

    Процесс самоактуализации может быть ограничен 1) негативным влиянием

    прошлого опыта и возникшими в результате привычками, которые замыкают нас в

    непродуктивмом поведении; 2) социальными влияниями и групповым давлением,

    которое часто действует против наших вкусов и суждений; 3) внутренними

    защитами, которые отрывают нас от самих себя.

    Дурные привычки часто мешают росту. По Маслоу, они включают приверженность

    к наркотикам и алкоголю, неправильное питание и другие, влияющие на

    здоровье и продуктивность. Вообще сильные привычки мешают психологическому

    росту, поскольку уменьшают гибкость и открытость, необходимые для наиболее

    продуктивного и эффективного действования в различных ситуациях.

    К традиционному психоаналитическому перечню Маслоу добавляет еще два типа

    защит: десакрализацию и "комплекс Ионы".

    Десакрализация - это обеднение собственной жизни посредством отказа

    относиться к чему-нибудь с глубокой серьезностью и вовлеченностью. Сегодня

    мало какие культурные и религиозные символы вызывают то уважение и ту

    заботу, которые когда-то были с ними связаны, и соответственно они потеряли

    свою вдохновляющую, побуждающую, возвышающую и даже просто мотивирующую

    силу. В качестве примера десакрализации Маслоу часто приводит современные

    взгляды на секс. Более легкое отношение к сексу, правда; уменьшает

    возможность фрустрации и травмы, но вместе с тем сексуальный опыт теряет ту

    значительность, которая вдохновляла артистов, поэтов, просто любящих.

    Комплекс Ионы" - это отказ от попыток реализации в полноте своих

    способностей. Как Иона попытался избежать ответственности пророчества, так

    и большинство людей в действительности боятся использования своих

    способностей в максимальной степени. Они предпочитают безопасность средних,

    не требующих многого достижений, в отличие от целей, требующих полноты

    собственного развития. Это встречается и среди студентов, довольствующихся

    "прохождением" курса, требующим лишь части их талантов и способностей. Это

    можно встретить и среди женщин, опасающихся, что успешная профессиональная

    работа несовместима с женственностью или что интеллектуальные достижения

    сделают их менее привлекательными.

    IV.СТРУКТУРА

    1.Тело

    Маслоу не описывает детально роли тела в процессе самоактуализации. Он

    полагает, что когда физиологические потребности удовлетворяются, индивидуум

    освобождается для потребностей, находящихся более высоко в иерархии. Однако

    он пишет, что необходимо, чтобы телу отдавалось должное. Маслоу отмечает

    важность интенсивной стимуляции физических чувств в "пик-переживаниях",

    которые часто вызываются природной красотой, искусством или сексуальным

    опытом. Он указывает, что обучение танцам, искусству, другим физическим

    средствам выражения - важное дополнение традиционного, когнитивно

    ориентированного образования и что физические и чувственно ориентированные

    учебные предметы требуют активного вовлечения учащихся, что может быть

    включено во все формы образования.

    2.Социальные отношения

    По Маслоу, любовь и уважение - фундаментальные потребности, существенные

    для каждого и предшествующие самоактуализации в иерархии потребностей.

    Маслоу часто с сожалением отмечает, что большинство учебников психологии

    даже не упоминает слово "любовь", как будто психологи считают любовь чем-то

    нереальным, что должно быть сведено к другим понятиям, вроде проекции или

    сексуального подкрепления.

    3.Воля

    Воля – важный ингредиент в длительном процессе самоактуализации. Маслоу

    показывает, что самоактуализирующиеся индивидуумы работают длительно и

    напряженно, чтобы достигнуть избранной цели.

    "Самоактуализация означает работу, чтобы сделать хорошо то, что

    человек хочет делать. Стать второсортным врачом - не путь для

    самоактуализации. Человек хочет быть первоклассным или настолько хорошим

    врачом, насколько это для него возможно".

    В силу своей веры в здоровье и добро в человеческой природе, Маслоу

    не ставил перед волей задачи преодоления неприемлемых инстинктов и

    импульсов. По Маслоу, здоровый индивидуум сравнительно свободен от

    внутреннего конфликта, кроме разве что необходимости преодоления дурных

    привычек. Воля нужна для того, чтобы развивать способности и достигать

    трудных, требующих длительной работы целей.

    4.Эмоции. Интеллект. Самость.

    Маслоу подчеркивает важность позитивных эмоций для самоактуализации. Он

    полагает необходимым исследовать такие состояния, как счастье,

    невозмутимость, радость, смех, игры и пр. Он полагает, что отрицательные

    эмоции, напряжения и конфликты истощают энергию и препятствуют эффективному

    функционированию.

    Маслоу подчеркивает необходимость холистического мышления, обращающего

    внимание на отношения и целое более, чем на отдельные части. Он обнаружил,

    что "пик-переживания" часто являются поразительными примерами мышления,

    прорывающегося через дихотомия, в которых мы обычно воспринимаем

    реальность. В таких случаях часто рассказывают о переживании прошлого,

    настоящего и будущего в единстве, видения жизни и смерти как частей единого

    процесса, осознавания добра и зла в единстве.

    Холистическое мышление свойственно также творческим мыслителям,

    преодолевающим прошлое и выходящим за пределы условных категорий ради

    исследования возможных новых отношений. Это требует свободы, открытости и

    способности иметь дело с неопределенным и неоднозначным.

    Такая неопределенность, которая может пугать одних, для других составляет

    сущность радости творческого решения проблемы.

    Маслоу определяет самость как внутреннюю природу или сердцевину индивидуума

    - его собственные вкусы, ценности и цели. Понимание собственной внутренней

    природы и действование в соответствии с ней существенно для актуализации

    самости..

    "Самоактуализирующиеся люди, достигшие высшего уровня зрелости, здоровья и

    свершений, могут столь многому научить нас, что иногда просто кажется, что

    это люди другой породы".

    Маслоу подходит к пониманию самости посредством изучения чех индивидуумов,

    которые живут в наибольшем согласии с собственной природой, которые

    представляют собой лучшие примеры самовыражения и самоактуализации. Вместе

    с тем Маслоу не обсуждает специально самость как специфическую структуру в

    личности.

    V.ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩИХСЯ ЛЮДЕЙ

    Самоактуализирующие люди представляют собой "цвет" человеческой расы, ее

    лучших представителей. Эти люди достигли того уровня личностного развития,

    который потенциально заложен в каждом из нас. Ниже приведенные

    характеристики дают представление о том, что значит быть здоровым,

    полноценным человеком с точки зрения гуманистического персонолога.

    Каждый человек стремится реализовать свой внутренний потенциал по-своему.

    Следовательно, любая попытка применить критерии Маслоу для самоактуализации

    должна сдерживаться пониманием того, что каждый человек должен сознательно

    выбрать собственный путь самосовершенствования, стремясь стать тем, кем он

    может быть в жизни.

    Маслоу пришел к заключению, что самоактуализирующиеся люди имеют следующие

    характеристики.

    1. Высшая степень восприятия реальности.

    Она означает повышенное внимание, ясность сознания, сбалансированность всех

    способов познания действительности. Вряд ли можно более точно описать это

    свойство.

    2. Более развитая способность принимать себя, других и мир в целом такими,

    какими они есть на самом деле.

    Это свойство отнюдь не означает примирения с действительностью, но говорит

    об отсутствии иллюзий относительно ее. Человек руководствуется в жизни не

    мифами и не коллективными представлениями, а по возможности научными и во

    всяком случае диктуемыми здравым смыслом, трезвыми мнениями об окружающем.

    3. Повышенная спонтанность.

    Иначе говоря, быть, а не казаться. Это означает выявление своей личности,

    свободное излияние ее, отсутствие комплексов неполноценности, боязни

    показаться смешным, нетактичным, профаном и т.п. Иначе говоря, простота,

    доверие к жизни.

    4. Более развитая способность сосредоточиваться на проблеме.

    Кажется, такая способность более понятна: упрямство, упорство, вгрызание в

    проблему и способность ее рассматривать и обсуждать с другими и наедине с

    собой.

    5. Более выраженная отстраненность и явное стремление к уединению.

    Психически здоровому человеку необходима душевная сосредоточенность, он не

    боится одиночества. Напротив, оно ему необходимо, потому что оно

    поддерживает его непрерывный диалог с самим собой, помогает внутренней

    жизни. Человек должен работать внутри себя, воспитывать свою душу, должен

    уметь разговаривать с Богом, если это человек религиозный.

    6. Более выраженная автономность и противостояние приобщению к какой-то

    одной культуре.

    Непрерывное ощущение себя частью какой-то культуры, семьи, группы, какого-

    то общества вообще признак психической неполноценности. В целом, в важных

    жизненных вещах человек не должен никого представлять, не быть ничьим

    делегатом. Это означает, что он должен черпать из всех источников, быть

    способным воспринимать все культуры и не быть подчиненным ни одной из них.

    Регулятором поведения здоровой личности служит не мнение окружающих, не их

    взгляды, не их одобрение и не их правила, а кодекс поведения, выработанный

    в диалоге с высшим началом в себе. Короче говоря, не безличная культура

    стыда, а культура вины, не внешнее принуждение к одинаковому поведению, а

    многовариантность поведения на основе самостоятельного видения жизни в

    целом характеризуют психически здоровую личность.

    7. Большая свежесть восприятия и богатство эмоциональных реакций.

    Вероятно, данная характеристика не нуждается в дополнительных разъяснениях.

    Если человек есть единство эмоциональной, интеллектуальной и

    физиологической сфер, то должен брать лучшее из всех них.

    8. Более частые прорывы на пик переживания.

    Вот это качество как раз нуждается в комментариях. Пиковыми переживаниями

    Маслоу называет моменты осознания, озарения, откровения. Это время

    наивысшей сосредоточенности, когда человек приобщается к истине, к чему-то

    превышающему его силы и способности. В такие моменты он как бы переходит на

    более высокую ступень, ему вдруг становятся понятными, открываются тайны и

    смыслы бытия.

    К таким переживаниям не обязательно относятся, допустим, научные открытия

    или радость художественных вдохновений творца. Их может вызывать миг любви,

    переживание природы, музыки, слияние с высшим началом. Главное, что человек

    в такие моменты чувствует не отстраненность, а соединенность с высшими

    силами.

    Он становится в наибольшей степени богоподобным, говорит Маслоу, а это

    значит, что он не испытывает ни малейшей нужды и желаний и находит

    удовлетворение во всех вещах.

    9. Более сильное отождествление себя со всем родом человеческим.

    Всечеловечность, чувство единства гораздо больше того, что нас всех

    разъединяет. Неповторимость и несхожесть людей есть основание для близости,

    а не для их вражды.

    10. Изменения в межличностных отношениях.

    Психически здоровая личность самодостаточна и самостоятельна, она менее

    зависима от других личностей. И это означает, что у нее нет страха,

    зависти, потребности в одобрении, похвале или привязанности. Она не имеет

    нужды лгать и приспосабливаться к людям, не зависит от их пристрастий и

    общественных установлений. Она равнодушна вообще к знакам поощрения и

    порицания, ее не увлекают ордена и слава, награду они находят внутри, а не

    вне себя.

    11. Более демократичная структура характера.

    Самореализующаяся личность не нуждается ни в какой общественной иерархии, в

    авторитетах и кумирах. Нет у нее и желания властвовать над другими,

    навязывать им свои мнения. Она устраивает вокруг себя островки

    сотрудничества, а не исполнения инструкций, коллектив для нее не

    иерархически построенная организация, а собрание незаменимых специалистов.

    В общественной структуре такому человеку соответствует демократическое

    общественное устройство. Вообще, у таких людей, на какой бы должности и

    какое бы общественное место они ни занимали, хоть самое незаметное, нет

    начальства. Они умеют устраиваться везде так, чтобы не иметь над собой

    контролеров и зависимых от них материально людей.

    12. Высокие творческие способности.

    В каком-то высшем смысле понятия человек и творец совпадают. Если в наличии

    этого мы не видим, если вокруг, как нам кажется, серые, незначительные,

    незаметные люди, значит, это общество дурно устроено, оно не дает человеку

    возможности, простора для самоактуализации.

    13. Определенные изменения в системе ценностей.

    Люди, достигшие определенной степени самореализации, имеют очень высокое

    мнение об окружающих. Они верят в людей, в человечество, в его судьбу, в

    его лучшее будущее, хотя и не обязательно могут сформулировать это в

    словах. Иначе говоря, у них положительный настрой, они не только

    доброжелательны к другим, но обладают определенной и, как правило, твердой

    положительной жизненной философией, системой взаимоувязанных ценностей.

    14. Креативность.

    Маслоу обнаружил, что все без исключения самоактуализирующиеся люди

    обладают способностью к творчеству. Однако творческий потенциал его

    испытуемых проявлял себя не так как у выдающихся талантов в поэзии,

    искусстве, музыке или науке. Маслоу говорил, скорее о такой же естественной

    и спонтанной креативности, которая присуща неиспорченным детям. Это

    креативность, которая присутствует в повседневной жизни как естественный

    способ выражения наблюдательной, воспринимающей новое и живительно простой

    личности.

    Чтобы быть креативным, самоактуализирующемуся человеку не обязательно

    писать книги, сочинять музыку или создавать живописные полотна. Говоря о

    своей теще, которую он считал самоактуализирующейся, Маслоу подчеркивал

    именно этот факт. Он говорил, что хотя его теща не обладает талантами

    писателя или актера, она в высшей степени творчески подходит к

    приготовлению супа. Маслоу замечал, что в первоклассном супе всегда больше

    творчества, чем во второсортной поэзии!

    15. Сопротивление окультуриванию.

    Самоактуализирующиеся люди находятся в гармонии со своей культурой,

    сохраняя в то же время определенную внутреннюю независимость от нее. Они

    обладают автономностью и уверенностью в себе, и поэтому их мышление и

    поведение не поддается социальному и культурному влиянию. Такое

    сопротивление окультуриванию не означает, что самоактуализирующиеся люди

    нетрадиционны или антисоциальны во всех сферах человеческого поведения.

    Например, в том, что касается одежды, речи, пищи и манеры поведения, если

    это не вызывает у них явных возражений, они не отличаются от других.

    Подобным образом, они не тратят энергии на борьбу с существующими обычаями

    и правилами. Однако они могут быть чрезвычайно независимыми и

    нетрадиционными, если затрагиваются какие-то основные их ценности. Поэтому

    те, кто не дает себе труда понять и оценить их, иногда считают

    самоактуализирующихся людей непокорными и эксцентричными.

    Самоактуализирующиеся люди также не требуют от своего окружения

    немедленного улучшения. Зная о несовершенствах общества, они принимают тот

    факт, что социальные перемены могут быть медленными и постепенными, но их

    легче достичь, работая внутри этой системы.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Самоактуализирующиеся люди - не ангелы.

    Сказанное выше может привести к заключению, что самоактуализирующиеся люди

    избранная группа "суперзвезд", приближающаяся к совершенству в искусстве

    жить и стоящая на недосягаемой для остального человечества высоте. Маслоу

    недвусмысленно опровергал подобные выводы. Будучи несовершенными по своей

    человеческой природе, самоактуализирующиеся люди также подвержены глупым,

    неконструктивным и бесполезным привычкам, как и мы, смертные. Они могут

    быть упрямы, раздражительны, скучны, вздорны, эгоистичны или подавлены, и

    ни при каких обстоятельствах они не защищены от необоснованного тщеславия,

    чрезмерной гордости и пристрастия к своим друзьям, семье и детям. Вспышки

    темперамента не так уж необычны для них. Маслоу также обнаружил, что его

    испытуемые способны проявлять определенную "хирургическую холодность" в

    межличностных конфликтах. Например, одна женщина, осознав, что больше не

    любит мужа, развелась с ним с решимостью, граничащей с безжалостностью.

    Другие оправлялись после смерти близких им людей настолько легко, что

    казались бессердечными.

    Далее, самоактуализирующиеся люди не свободны от чувства вины, тревоги,

    печали и сомнений в себе. Из-за чрезмерной сосредоточенности они зачастую

    не переносят пустых сплетен и легкого разговора. Фактически они могут

    говорить или вести себя так, что это подавляет, шокирует или оскорбляет

    других. И наконец, их доброта к другим может сделать их уязвимыми к

    бесполезному для них общению (скажем, им грозит опасность погрязнуть в

    общении с надоедливыми или несчастными людьми). Несмотря на все эти

    несовершенства, самоактуализирующиеся люди рассматривались Маслоу как

    великолепные образцы психического здоровья. По крайней мере, они напоминают

    нам, что потенциал психологического роста человечества гораздо выше, чем

    тот, которого мы достигли.

    ЛИТЕРАТУРА

    Геннадий БУТЫРЦЕВ Что такое свободная личность?

    2.Фейдимен Дж., Фрейгер Р. АБРАХАМ МАСЛОУ И ПСИХОЛОГИЯ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ

    3.Абрахам Маслоу САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ

    4. Гуманистическая теория личности АБРАХАМА МАСЛОУ

    (по книге Л.Хьелл и Д.Зиглер "Теории личности")

    -----------------------

    [1] Гуманистическая теория личности АБРАХАМА МАСЛОУ

    (по книге Л.Хьелл и Д.Зиглер "Теории личности")

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.