МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Руководство и лидерство в организации

    Руководство и лидерство в организации

    ВОЛГОГРАДСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ

    ФЕДЕРАЦИИ

    КАФЕДРА АДМИНИСТРАТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА

    КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ПРЕДМЕТУ “ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ” ПО ТЕМЕ: “РУКОВОДСТВО И

    ЛИДЕРСТВО В ОРГАНИЗАЦИИ”

    ВЫПОЛНИЛА:

    СТУДЕНТКА ГРУППЫ УЗ - 404

    ЗОЛОТОВЕРХОВА Н.Б.

    ПРОВЕРИЛ:

    КАНДИДАТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ

    НАУК

    ОГАРКОВ А.А.

    Г.ВОЛГОГРАД, 1998

    ПЛАН КУРСОВОЙ РАБОТЫ:

    ВВЕДЕНИЕ

    1. ТИПОЛОГИЯ ЛИДЕРСТВА

    2. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО

    3. РУКОВОДСТВО И ЛИДЕРСТВО

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Введение

    Интерес к лидерству возник еще в глубокой древности. Феномен

    лидерства на протяжении веков волновал сознание многих исследователей. В

    начале двадцатого столетия началось изучение управления. Руководство и

    лидерство стали объектом исследования. В 30 - 50 годах был предпринят ряд

    крупномасштабных исследований на системной основе.

    Начиная с 70- х годов интерес к изучению лидерства начал расти еще

    больше, о чем свидетельствует появление работ Дж. Мак - Грегора Бернса,

    Р.Такера, Б.Келлермана, Дж. Пейджа.

    До недавнего времени в нашей стране не было условий для формирования

    лидеров и спроса на них, а следовательно, не было исследования проблем,

    связанных с лидерством. В связи с этим большинство работ в области

    исследования лидерства принадлежит западным ученым.

    Однако в настоящее время появляются труды российских ученых,

    затрагивающие проблемы лидерства. ( Например, книга Р.Л.Кричевского “Если

    вы - руководитель” об элементах психологии менеджмента в повседневной

    работе руководителя и лидера в организации, а по технологии лидерства -

    коллективная работа авторов московского центра политических исследований

    “Никколо М “ “Имидж лидера”.)

    Актуальность проблематики обусловлена следующими факторами:

    - наличием довольно скупых исследований в некоторых сферах лидерства;

    - низким уровнем профессионализма некоторых современных

    руководителей, что влечет за собой неэффективность деятельность

    организации.

    Изучение проблемы лидерства необходимо для выработки методов

    эффективного руководства, отбора и формирования лидеров.

    Руководитель должен уметь ставить задачи, определять средства

    достижения цели и методы контроля. Успешное руководство в значительной мере

    зависит от умения руководителя управлять мнением коллектива.

    Из вышесказанного ясно, что проблемы руководства и лидерства в

    организации на данный момент стоят довольно остро, и поэтому большое

    значение имеет изучение феноменов руководства и лидерства.

    1. Типология лидерства.

    Лидерство можно назвать одним из уникальных феноменов политической и

    общественной жизни, связанным с осуществлением властных функций. Оно

    является неизбежным в любом цивилизованном обществе и пронизывает все сферы

    жизнедеятельности.

    Концепции лидерства могут быть разделены в зависимости от их

    теоретических оснований на три группы :[1]

    1. Исходящие из того, что лидерство - универсальный феномен

    человеческой деятельности, что и закономерности его функционирования едины

    во всех сферах общества.

    2. Отождествляющие лидерство с руководством и управлением, при этом

    формальное обладание властью рассматривается как необходимое и достаточное

    условие лидерства; деятельность лидера предстает как необходимое и

    достаточное условие лидерства, как административная специфика явления

    сводится преимущественно к правовым регулятивам поведения должностного

    лица. Лидерство как социальный институт отождествляется с органами

    государственной власти.

    3. Рассматривающие лидерство как специфическое явление общественной

    жизни, не сводимое к психологическим, экономическим или правовым принципам.

    Лидерство осуществляется через функционирование конкретного механизма -

    одного из необходимых политических институтов.

    Древние представления о лидерстве включали в себя качества таких лиц,

    как жрецы, короли, королевы, духовные лица и политики.

    В античности лидерство носило личностный характер, представляя собой

    влияние, основанное на авторитете конкретного индивида, его достоинствах.

    Взаимоотношения лидера и его сторонников были близки к отношениям “учитель

    - ученик”, поскольку политическая жизнь связывалась с решением

    мировоззренческих вопросов.

    В средневековой Европе влияние лидера основывалось не столько на

    личных достоинствах, сколько на способности к руководству конкретной

    общностью. От лидера требовалось в основном умение сплотить группу для

    достижения поставленных целей, умение сформировать групповой интерес.

    В современном обществе лидерство ( в особенности политическое)

    представляет собой способ построения власти , основанный на интеграции

    различных социальных слоев (групп) посредством специфических механизмов

    вокруг выдвигаемой лидером программы решения различных проблем и задач

    общественного развития.

    Лидерство по своей природе способно сплотить людей в совместных

    усилиях, причем осуществлять эту задачу в течение длительного времени,

    постепенно решая задачи, подчиненные общей цели.

    Существуют различные классификации феномена лидерства.

    В соответствии с учением М.Вебера о способах легитимации власти

    лидеров подразделяют на :

    -традиционных лидеров, которыми обычно являются вожди племен, монархи

    и т.д. Их авторитет основан на традиции, обычае;

    -рационально - легальных, или рутинных - это лидеры, избранные

    демократическим путем;

    -харизматических - лидеров, наделенных, по мнению масс, особой

    благодатью, выдающимися качествами, необычайной способностью к руководству.

    Харизма складывается из реальных способностей лидера и тех качеств,

    которыми его наделяют последователи. Примером харизматических лидеров были

    Ленин, Сталин, Ким Ир Сен, Ф.Кастро.

    В основе первого типа лидерства лежит привычка, второго - разум,

    третьего - вера и эмоции.

    “Харизмой” следует называть качество личности, признаваемое

    необычайным, благодаря которому она оценивается как одаренная

    сверхчеловеческими, или специфическими особыми силами, недоступными другим

    людям. Первоначально это качество обусловлено магически и присуще как

    прорицателям, так и мудрецам. Как бы “объективно” правильно не было оценено

    соответствующее качество с этической точки зрения, абстрактно совершенно

    неважно. Важно одно, как оно фактически оценивается подчиненными харизме,

    “приверженцами”[2]

    Дж.Мак-Грегор Бернс разделяет лидеров на две категории :

    преобразователи и дельцы. Лидеры - преобразователи, имеющие определенные

    взгляды на общество, начинают что-то предпринимать во имя реализации своих

    воззрений. Лидеры - дельцы, напротив, действуют по принципу “здесь и

    сейчас”, фокусируя свое внимание на деталях, без формирования глобального

    взгляда на то, каким должно быть общество в конечном итоге.

    Ранее Парето разделял лидеров примерно по тем же признакам, что и

    Бернс, на “львов” и “лис”.

    Анализ Бернса являет собой значительный шаг вперед по разграничению

    между лидерами, но все же он остается ограниченным, поскольку ясно, что

    реальность гораздо богаче и ее нельзя “комфортно разместить” в двух

    категориях.[3]

    Существует также деление лидеров на обычных ( “реальных”) и великих

    ( как великих “героев, так и великих “злодеев” ). Реальные лидеры не

    оставляют след в истории, не изменяют обычного хода событий. Считается, что

    только лидеры - герои ( либо злодеи) определяют ход истории.

    На основе характера лидеров разделяют на “активно - позитивных” и

    “активно - негативных”, а также на “пассивно - позитивных” и “пассивно-

    негативных”.

    В современной политологии нередко называются четыре собирательных

    образа лидера :

    1. Лидера - знаменосца отличает собственное видение действительности,

    наличие идеи, увлекающей массы.

    2. Лидер - служитель стремится выступать в роли выразителя интересов

    своих сторонников, ориентируется на их мнение и действует от их имени.

    3. Лидер - торговец способен привлекательно преподнести свои идеи и

    убедить людей в их преимуществе.

    4. Лидер - пожарный ориентируется на решение наиболее актуальных

    проблем в обществе, насущные требования момента.

    В реальной жизни эти четыре образа лидерства обычно встречаются в

    сочетании у различных людей в разных пропорциях.

    Американский социолог В.Стоун отметил, что политическое лидерство

    высокого уровня по сравнению с лидерством в небольшой группе имеет ряд

    отличий, что позволило ему выделить два самостоятельных типа лидерства.[4]

    1. Лидерство “лицом к лицу” осуществляется в небольших группах, где

    все участники процесса имеют возможность взаимодействовать между собой.

    2. “Отдаленное” лидерство - это лидерство вождей, за которыми идут

    многочисленные массы.

    При анализе лидерства важным фактором является природа лидерства.

    Общая концепция лидерства включает ряд факторов, которые, сочетаясь

    различным образом, позволяют определить природу лидерства в любой данный

    момент времени.

    1. Личность и происхождение лидера, а также тот процесс, благодаря

    которому он стал лидером.

    2. Характерные черты групп и индивидов, которыми руководит данный

    лидер.

    3. Характер взаимоотношений между лидером и теми, кем он руководит.

    4. Контекст или условия, в которых осуществляется его руководящая

    роль.

    5. Результаты взаимодействия между лидером и теми, кем он руководит.

    Какого рода лидерство мы получим при этом, зависит от характера и

    сочетания всех этих пяти факторов. Данное определение природы лидерства

    предложил американский политолог М.Г.Херманн в своей работе “Составные

    части лидерства”.[5]

    М.Г.Херманн также отмечает, что руководители и руководимые действуют

    в определенном контексте, свидетельствующем о “давлении”, оказываемом на

    лидера, а также о тех требованиях, которые ему предъявляются. Среди таких

    требований можно назвать следующие:

    - наличие и характер формализованных правил для принятия решений;

    - степень подотчетности руководителя руководимым;

    - сила и тип оппозиции;

    - характер любых разделяемых убеждений;

    - ресурсы, доступные для руководителя;

    - организационный пласт, лежащий между руководителем и руководимыми.

    Каждый из этих факторов помогает определить ситуацию, в которых может

    иметь место лидерство, его контекст.

    Контекст лидерства - это те параметры, в которых осуществляется

    руководство. Контекст определяет, кому из своего окружения лидер будет

    уделять особое внимание, каковы границы взаимодействия лидера с теми, кем

    он пытается руководить. Более того, от контекста зависит, в каких пределах

    лидер может использовать определенные процедуры, осуществляя руководство,

    кто будет оценивать это руководство и насколько эффективным сочтет его.

    Неотъемлемой составной частью лидерства является и сам лидер, который

    наделен властью принимать решения в отношении других людей, группы,

    организации или правительства, который несет ответственность за последствия

    любых своих решений.

    В социально - психологической литературе можно встретить такую

    типологию лидеров. Существует два психологических типа лидеров : “игроки”

    и “открытые”.

    Первые внешне выглядят эффектными, надежными, гибкими. Они умеют

    “пускать пыль в глаза”, а поэтому быстро меняют позиции, следуя

    исключительно своим интересам. На деле они не умеют работать с полной

    отдачей, плохо справляются с проблемами. Это - политиканы, стремящиеся

    правдами, а больше неправдами захватить власть и как можно дольше при ней

    удержаться. В итоге они оказываются “калифами на час”.

    “Открытые” лидеры не столь заметны, но они последовательны. Берутся

    за любые трудные дела, стремятся добросовестно во все вникнуть, чем

    завоевывают доверие и уважение на долгое время. Они тоже гибки и действуют

    с учетом обстоятельств, но живут не сегодняшним днем, пытаясь “урвать” от

    него побольше, а устремлены в будущее. Власть в их руках остается надолго.

    Именно они являются истинными лидерами, обладающими непререкаемым

    авторитетом у своих подчиненных.[6]

    В социально - психологической литературе существует также

    классификация типов лидерства по стилям руководства. Здесь допускается

    существование трех основных типов лидеров:

    - авторитарный;

    - демократический;

    - нейтральный ( анархический).

    Для лидера авторитарного типа характерно жесткое, единоличное

    принятие решений, касающихся группы, слабый интерес к работнику как к

    личности. Лидер демократического типа стремится к выработке конкретных

    решений, демонстрируя при этом интерес к неформальному человеческому

    аспекту отношений. Для нейтрального типа лидера характерна полная

    отстраненность от дел коллектива.

    В книге Р.Л. Кричевского “ Если вы - руководитель” приводится пример

    данных типов лидерства[7]

    Авторитарный тип

    |Формальная сторона |Содержательная сторона |

    |Деловые краткие распоряжения |Дела в группе планируются заранее |

    | |( во всем их объеме) |

    |Запреты без снисхождения, с |Определяются лишь |

    |угрозой |непосред-ственные цели, |

    | |дальние-неизвестны |

    |Четкий язык, неприветливый тон |Голос руководителя решающий |

    |Похвала и порицание субъективны | |

    |Эмоции в расчет не принимаются | |

    |Позиция руководителя - вне группы | |

    Демократический тип

    |Формальная сторона |Содержательная сторона |

    |Инструкция в форме предложений |Мероприятия планируются не |

    | |заранее, а в группе |

    |Не сухая речь, а товарищеский тон |За реализацию предложений отвечают|

    | |все |

    |Похвала и порицание - с советами. |Все разделы работы не только |

    |Распоряжения и запреты - с |предлагаются, но и обсуждаются |

    |дискуссиями | |

    |Позиция руководителя - внутри | |

    |группы | |

    Нейтральный тип

    |Формальная сторона |Содержательная сторона |

    |Тон - конвенциальный |Дела в группе идет сами собой |

    |Отсутствие похвалы, порицаний |Руководитель не дает указаний |

    |Никакого сотрудничества |Разделы работы складываются из |

    | |отдельных интересов или исходят от|

    | |лидеров подгрупп |

    |Позиция руководителя - незаметно в| |

    |стороне от группы | |

    Изучение трудов о лидерах позволяет предположить, что на руководство

    могут оказать влияние следующие семь свойств:

    1. Основные убеждения лидера.

    2. Стиль лидера.

    3. Мотивы, которыми руководствуется лидер, стремясь добиться

    определенного положения.

    4. Реакция лидера на давление и стресс.

    5. То, каким образом лидер впервые оказался в положении руководителя.

    6. Предшествующий опыт лидера.

    7. Среда, в которой лидер начинает свою деятельность.

    Итак, убеждения лидера это один из наиболее прямых способов понимания

    взаимосвязи между тем, что представляет собой лидер и тем, в чем он хочет

    убедить своих сторонников.

    Убеждения определяют то, как лидеры интерпретируют среду своей

    деятельности и помогают лидерам составить карту той сферы, в которой они

    действуют. Убеждения включают в себя цели и стратегии. Необходимо также

    знать, насколько твердо лидер придерживается своих убеждений.. Чем прочнее

    убеждения лидера в отношении внешних влияний, тем более вероятно, что эти

    убеждения повлияют на его руководящую деятельность.

    В книге “Основы социально - психологических теорий” предложена

    концептуальная типология лидерства Б.Д.Парыгина, предполагающая

    дифференциацию лидеров в соответствии с особенностями их деятельности по

    трем различным основаниям:

    1. По содержанию деятельности - лидер - программист - “творец”

    ситуации, не только создающий, но и в большинстве случаев разрешающий ее, и

    лидер - “исполнитель”, то есть приспособленец, чутко улавливающий групповые

    настроения и приходящий на смену лидеру - “программисту” лишь после того,

    как ситуация создана.

    2. По стилю руководства - авторитарный лидер, ориентирующийся на

    себя, и демократический, ориентирующийся на группу.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.