МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • РОЛЬ ЭТНИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ВОСПРИЯТИИ

    положительной самооценки самыми разнообразными способами: от завышения

    своей самооценки до занижения оценки других.

    Чрезвычайно интересна в этой связи проблема происхождения и формирования

    стереотипов, уже косвенно затрагиваемая нами ранее: являются ли социальные

    стереотипы следствием индивидуально-психологических особенностей человека

    или вызваны иными причинами. В психологии существует ряд теорий, пытающихся

    по-своему ответить на этот вопрос. Одной из них является теория фрустрации

    и агрессии, разработанная в русле необихевиоризма. Неудовлетворенное,

    заблокированное стремление человека создает в психике состояние

    напряженности, фрустрации, которое в поисках разрядки часто находит ее в

    акте агрессии. На уровне общественной психологии объектом вымещения

    оказывается расовая или национальная группа. В рамках психоаналитической

    школы сходный механизм имеет теория проекции, основная идея которой

    состоит в универсальности бессознательного приписывания другим собственных

    стремлений и импульсов, не совместимых с сознательной установкой индивида:

    «Разрушительная, извращенная сторона «человеческой природы», которую мы

    подавляем в самих себе, сохраняет свое влияние в жизни «других», делая их

    тем самым не только низшими по отношению к «нам», но и опасными для нас,

    для нашей культуры, расы, религии и т.д.» (Франкл, 1998).

    Необъяснимым с точки зрения этих двух теорий остается выбор конкретной

    этнической общности в качестве «козла отпущения» или объекта для проекции:

    обострение национальной розни в той или иной конфликтной ситуации, по-

    видимому, может быть объяснено уже ранее существовавшей враждебной

    установкой по отношению к конкретной национальной группе. Как отмечает И.

    Кон, в теориях вымещения и проекции «социальная природа этнических

    стереотипов и реальные взаимоотношения этнических групп остаются в тени.

    Предубеждение оказывается чем-то внеисторическим и едва ли вообще

    преодолимым» (Кон, 1998).

    Эта же проблема касается теории «авторитарной личности» Т. Адорно. Здесь

    механизм основан на амбивалентности ранних отношений в семье: при строгости

    семейного воспитания у ребенка формируется идеализированное отношение к

    родителям вместе с бессознательной враждебностью к ним. Невозможность

    выхода агрессии запускает механизм замещения, по которому негативные

    импульсы направляются на другие социальные группы. Так формируется так

    называемая «авторитарная личность», которая отличается высокой степенью

    конформизма к власти и одновременной подавленной враждебностью к ней,

    скованностью и догматизмом мышления, недоверием к миру и т.д.

    Авторитарность в рамках этой теории рассматривается как базовая

    характеристика, автоматически определяющая поведение индивида в

    межгрупповой ситуации. «Этническая предубежденность, расизм предстают,

    таким образом, как частные проявления глубинных черт личности,

    сформировавшихся в раннем детстве» (Кон, 1998).

    Очевидно, что происхождение этнических стереотипов остается лишь частично

    объяснимым с чисто психологических позиций. Так или иначе, представление о

    другой этнической группе складывается исторически в процессе реальных

    взаимоотношений между двумя этносами. Войны, колонизация, опустошение

    земель или, наоборот, отношения сотрудничества и взаимного уважения

    оставляют отпечаток в генетической памяти народа, определяя и через

    столетия окраску и направленность образов друг друга. В онтогенезе

    стереотип может присваиваться индивидом вне учета исторического контекста и

    независимо от реального опыта личного общения с представителями того или

    иного этноса. Воспитание, образование, общественное мнение, средства

    массовой информации – вот те каналы, через которые человек усваивает

    общественные нормы и ценности, приобщается к элементам своей культуры и

    формирует представления о других этносах. Исследования показывают, что в

    раннем детстве человек еще свободен от каких-либо стереотипных

    представлений (что автоматически снимает вопрос об их врожденном

    характере), но уже в младшем школьном возрасте стереотипы начинают активно

    усваиваться и использоваться детьми, значительно опережая формирование

    собственных ясных представлений об этнических группах (Платонов, Почебут,

    1993).

    «Первый слой» этнической специфики сознания закладывается еще в раннем

    сенсомоторном опыте ребенка вместе с восприятием им нормы социального

    взаимодействия. В. Павленко и С. Таглин считают, что процесс этот

    начинается с того момента, когда ребенок начинает воспринимать содержание

    напеваемых ему колыбельных песен (Павленко, Таглин, 1993). Они отмечают

    также роль паремий в качестве орудий этнической спецификации сознания: это

    связано с тем, что в народных пословицах, поговорках, загадках так или

    иначе отражаются природные и социальные условия существования этноса:

    «Отображая особенности местной флоры и фауны, ландшафта и климата, паремии

    задают индивиду образ природной среды его родины и формируют природный фон

    ассоциаций». Отражение в народном творчестве социальных реалий конкретной

    этнической общности формирует «второй слой» этноспецифичности сознания:

    «Этим путем в ассоциативные процессы индивида включаются образы и понятия

    из сферы социального устройства, религии, хозяйственной деятельности, быта

    и истории этноса» (Павленко, Таглин, 1993). К этому «второму слою»

    относится также формирование представлений о других этносах,

    взаимоотношения с которыми являются неотъемлемой частью легендарного эпоса

    народа, его былин и сказаний.

    Анализ исторических и литературных памятников дает многое для понимания

    механизма формирования стереотипных представлений. Огромный интерес в этом

    плане представляет средневековая дипломатическая переписка, отражающая

    политические детерминанты происхождения тех или иных (чаще негативных)

    стереотипов: «Враждебное отношение к другим народам было характерно для

    европейского средневековья. Враждебность усиливалась, если речь шла о

    народах разных конфессий» (Коваленко, 1990) Конфессиональные противоречия

    между шведами и русскими, усиленные соперничеством за освоение территорий,

    обусловили взгляд на русских как на «язычников» и «нехристей», что

    объективно не соответствовало действительности. Важным фактором в

    генерировании негативных стереотипов русских можно также считать «установку

    на обеспечение безопасности этноса»: «Уже в 17 веке в Швеции господствовало

    представление о том, что Россия – это сильный и опасный сосед, основой

    внешнеполитического курса которого является территориальная экспансия,

    поиск жизненного пространства. В 18 веке на смену недоверию пришел страх»

    (Коваленко, 1990).

    Аналогичный механизм формирования представлений о другом этносе

    обнаруживается при сопоставлении образов норманна на Западе и на Востоке,

    что указывает на значительные различия в отношении к скандинавам в обоих

    регионах: «В образе варяга на Руси отсутствуют основные стереотипные

    характеристики норманна-врага, сформировавшиеся в условиях ожесточенной

    борьбы в викингами, но доминируют представления, обусловленные

    преобладанием договорных отношений со скандинавами» (Мельникова, Петрухин,

    1990).

    Таким образом, происхождение этнических стереотипов глубоко укоренено в

    исторической памяти народа, и их устойчивость обеспечивается передачей из

    поколения в поколение в форме фольклора, эпоса, летописных и литературных

    памятников. Важно отметить, что богатейший материал для изучения процесса

    формирования этнического самосознания народа и, как следствие, этнических

    стереотипов поведения и восприятия других этносов дает изучение

    особенностей народного языка и словообразования. «Язык является поистине

    копилкой исторического опыта народа в гораздо большей степени, чем любая

    другая сфера культуры» (Поршнев, 1964) А. Потебня по праву считал язык не

    только главным этнодифференцирующим, но и этноформирующим признаком,

    обусловливающим само существование этноса. Анализ имен, этнонимов,

    топонимов, даже астронимов показывает глубокую закрепленность в языке

    своеобразия среды обитания и неразрывно связанного с ней мышления народа:

    «Полный список имен народа не только содержит указания на отрицательно

    оцениваемые явления природной среды (имена-обереги), но дает достаточно

    обстоятельную характеристику животному и растительному миру, климату и

    ландшафту места обитания этноса» (Павленко, Таглин, 1992). Происхождение

    названий этносов также далеко не случайно, а, наоборот, является наглядной

    иллюстрацией того, как воспринимали предки свой и соседние народы.

    Например, слово svensk (швед) содержит корень sve, что означает «свой». Это

    вновь обращает нас к дихотомии «Мы» – «Они»: «Мы (мой народ, все шведы) –

    люди; все чужие – не люди»: «Природные особенности территории

    жизнедеятельности этноса, выступая основой его размежевания с соседними

    человеческим коллективами, формируют и такую константу этнического

    сознания, как самоназвание этноса» (Павленко, Таглин, 1992).

    Обобщая сказанное, целесообразно отметить, что чисто психологический подход

    к вопросу о происхождении этнических стереотипов (в русле психоанализа или

    необихевиоризма) не обладает достаточным арсеналом фактов для

    исчерпывающего обоснования причин и механизмов формирования стереотипов

    исключительно исходя из индивидуально-психологических характеристик. Как

    известно, этнические стереотипы детерминированы, во-первых, реальными

    специфическими чертами стереотипизируемой группы; во-вторых, спецификой

    преломления этих черт через аппарат восприятия стереотипизирующей группы; в-

    третьих, всем комплексом экономических, политических и культурных

    взаимоотношений стереотипизирующей и стереотипизируемой групп (Трусов,

    Филиппов, 1984). Отечественные психологи достаточно единодушны в признании

    того факта, что изучение происхождения этнических представлений невозможно

    в отрыве от всестороннего анализа соответствующей социальной ситуации: «В

    основе формирования этнических стереотипов лежат системы этнических

    представлений… Этнические представления, возникая на базе традиционных

    суждений, бытующих в общественном сознании этноса, являются продуктами

    эпохи и социокультурной среды» (Кцоева, 1986).

    Интересный аспект формирования этнических стереотипов в русле концепции

    когнитивного диссонанса затрагивает Р. Оганджанян: он связывает этот

    процесс с мерой удовлетворенности некоторых социальных потребностей в

    многонациональном и преимущественно мононациональном поселении и

    подчеркивает важность специфики этих связей в зависимости от миграционного

    признака. Автор отмечает, что человек, переселяющийся в новую среду,

    заранее создает определенный образ места обитания и взаимоотношений с

    местными жителями, формируя таким образом некую систему ожиданий. Если

    новое окружение оказывается менее привлекательным, или не складываются

    отношения с «аборигенами», то человек испытывает диссонанс. Уменьшение

    общей меры диссонанса может осуществляться за счет прибавления новых

    когнитивных элементов, в данном случае – негативных этнических

    автостереотипов (или представлений о собственной этнической группе) и

    позитивных этнических гетеростереотипов (или представлений о чужой

    общности). В моноэтнической среде, по мнению автора, мера удовлетворенности

    социальных потребностей особенно заметно влияет на характер этнического

    автостереотипа: доля людей с позитивными автостереотипами увеличивается по

    мере роста удовлетворенности социальных потребностей. Автор также

    подчеркивает, что «причины собственных неудач люди зачастую ищут в

    поступках окружающих, а в мононациональной среде эти представления в

    определенных условиях могут преобразовываться в этнические стереотипы»

    (Оганджанян, 1989).

    Приведенные данные лишний раз доказывают, что на характер уже

    сформированного или складывающегося стереотипа непосредственно влияют

    особенности непосредственной этноконтактной среды: «Основой формирования

    стереотипов служат реальные культурные различия, которые могут быть легко

    восприняты на уровне поведения в ситуации межкультурного взаимодействия»

    (Солдатова, 1998).

    На симпозиуме по межнациональным проблемам в 1989 году многими участниками

    также затрагивался вопрос об источниках стереотипных представлений о своем

    и других народах. Отмечалась роль массового сознания в формировании образов

    других национальностей, где основными поставщиками фактов выступают

    «литература, искусство, слухи, рассказы; в меньшей степени «коллега по

    работе» или «кратковременная эпизодическая встреча» (Психологический

    журнал, 1989). Подчеркивался факт формирования стереотипа в макросреде, где

    психологии отводится роль усилителя: «Когда формируется стереотип, то

    сначала формируются отношения, а потом они уже наполняются конкретными

    языковыми и действенными компонентами». Хорошей иллюстрацией к сказанному

    является стереотип перевертышей (другое название «атрибуции-оборотни»),

    когда один и тот же стереотип в течение очень короткого времени может

    превратиться в свою противоположность по знаку и даже по языковому

    оформлению. Это пара атрибуций, практически тождественных по смыслу, но

    аффективно противоположных, например: «скупой» – «жадный», «осторожный» –

    «трусливый» и т.д. В зависимости от характера этноконтактной ситуации полюс

    «оборотня» по отношению к стереотипизируемой группе может меняться на

    противоположный. Вполне логично, что автостереотип обычно носит

    «оправдательный» характер, более позитивно оцениваемый с точки зрения

    общепринятых норм, а «гетеростереотип» - «обвинительный». Но, как отмечает

    Г. Солдатова, «это не означает, что позитивные качества «оборотней»

    приходятся строго на автостереотип, а негативные входят только в

    гетеростереотип. «Оборотень» – един, позитивное и негативное в нем склеено.

    Например, актуализация негативного полюса «оборотня» в гетеростереотипе

    «гасит» позитивные атрибуции» (Солдатова, 1998).

    Каждый этнос в процессе своей жизнедеятельности на определенной территории

    в конкретных социально-экономических и исторических условиях вырабатывает

    свой уникальный стереотип поведения, который «поставляет» членам этноса

    общепринятые модели поведения в тех или иных стандартных ситуациях. В

    данном контексте «стереотип» означает не столько представление о другом

    этносе, сколько «устойчивые, регулярно повторяемые элементы образа жизни,

    которые хотя и обладают известной социальной значимостью, однако не носят

    «событийного характера» и не осознаются носителями поведения как «поступки»

    (Старовойтова, 1985). Этнический стереотип поведения представляет собой

    набор типовых программ, направленный, прежде всего, на «нейтрализацию

    тенденции к индивидуализации поведения, сдерживанию роста его

    вариативности, ибо ничем не контролируемый рост многообразия неминуемо

    привел бы к распаду общества» (Байбурин, 1985). Таким образом, этнические

    особенности поведения выступают важнейшим этноконсолидирующим фактором и

    основанием для сравнения и сопоставления с другими этносами. По словам С.

    Арутюнова, «этнические различия проявляются в том, как люди одеваются, как

    они едят, в их излюбленных позах стояния или сидения, хотя все люди на

    земле и одеваются, и едят, и сидят» (цит. по Байбурину, 1985). В разных

    этнических культурах одним и тем же действиям может придаваться различное

    содержание, или одно и то же содержание может находить различное выражение

    в поступках. Стереотипные представления как раз и формируются при попытке

    интерпретировать поведение представителя другого этноса, которое обычно

    осуществляется с точки зрения особенностей своей собственной культуры.

    Это рассуждение логически подводит нас к выводу о том, что этнический

    стереотип обречен на неадекватное и предвзятое отражение действительности.

    Еще У. Липпман считал неточность и даже ложность одной из важнейших

    характеристик социальных стереотипов. Только с 50-х гг. получила

    распространение гипотеза американского психолога О. Клайнберга о наличии в

    стереотипе некоего «зерна истины». Действительно, этнический стереотип

    представляет собой не просто субъективное мнение о той или иной этнической

    общности, а, прежде всего, ее образ, который, пусть в искаженном виде,

    отражает объективную реальность: свойства двух взаимодействующих групп и

    отношения между ними (Стефаненко, 1998). Некоторыми психологами выделяется

    такой критерий истинности стереотипа, как мера согласованности

    представлений о собственной этнической группе с представлениями других о

    ней. Г. Олпорт, выдвинувший этот критерий, исходил из того, что чем больше

    совпадают два различных мнения об одном и том же объекте, тем они ближе к

    истине. По мнению Д. Кэмпбелла, увеличению удельного веса реальных черт в

    этнических стереотипах способствуют более глубокие и длительные контакты

    между группами. Как отмечает Г. Кцоева, «более значительное влияние на

    содержание и направленность этнических стереотипов оказывает совместная

    деятельность, объединяющая представителей различных этнических групп и

    дающая возможность познать друг друга глубже и разностороннее, чем в

    процессе межличностных отношений. Важнейшим фактором в этой связи является

    персонификация отдельных представителей иноэтнических групп, что

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.