РОЛЬ ЭТНИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ВОСПРИЯТИИ
положительной самооценки самыми разнообразными способами: от завышения
своей самооценки до занижения оценки других.
Чрезвычайно интересна в этой связи проблема происхождения и формирования
стереотипов, уже косвенно затрагиваемая нами ранее: являются ли социальные
стереотипы следствием индивидуально-психологических особенностей человека
или вызваны иными причинами. В психологии существует ряд теорий, пытающихся
по-своему ответить на этот вопрос. Одной из них является теория фрустрации
и агрессии, разработанная в русле необихевиоризма. Неудовлетворенное,
заблокированное стремление человека создает в психике состояние
напряженности, фрустрации, которое в поисках разрядки часто находит ее в
акте агрессии. На уровне общественной психологии объектом вымещения
оказывается расовая или национальная группа. В рамках психоаналитической
школы сходный механизм имеет теория проекции, основная идея которой
состоит в универсальности бессознательного приписывания другим собственных
стремлений и импульсов, не совместимых с сознательной установкой индивида:
«Разрушительная, извращенная сторона «человеческой природы», которую мы
подавляем в самих себе, сохраняет свое влияние в жизни «других», делая их
тем самым не только низшими по отношению к «нам», но и опасными для нас,
для нашей культуры, расы, религии и т.д.» (Франкл, 1998).
Необъяснимым с точки зрения этих двух теорий остается выбор конкретной
этнической общности в качестве «козла отпущения» или объекта для проекции:
обострение национальной розни в той или иной конфликтной ситуации, по-
видимому, может быть объяснено уже ранее существовавшей враждебной
установкой по отношению к конкретной национальной группе. Как отмечает И.
Кон, в теориях вымещения и проекции «социальная природа этнических
стереотипов и реальные взаимоотношения этнических групп остаются в тени.
Предубеждение оказывается чем-то внеисторическим и едва ли вообще
преодолимым» (Кон, 1998).
Эта же проблема касается теории «авторитарной личности» Т. Адорно. Здесь
механизм основан на амбивалентности ранних отношений в семье: при строгости
семейного воспитания у ребенка формируется идеализированное отношение к
родителям вместе с бессознательной враждебностью к ним. Невозможность
выхода агрессии запускает механизм замещения, по которому негативные
импульсы направляются на другие социальные группы. Так формируется так
называемая «авторитарная личность», которая отличается высокой степенью
конформизма к власти и одновременной подавленной враждебностью к ней,
скованностью и догматизмом мышления, недоверием к миру и т.д.
Авторитарность в рамках этой теории рассматривается как базовая
характеристика, автоматически определяющая поведение индивида в
межгрупповой ситуации. «Этническая предубежденность, расизм предстают,
таким образом, как частные проявления глубинных черт личности,
сформировавшихся в раннем детстве» (Кон, 1998).
Очевидно, что происхождение этнических стереотипов остается лишь частично
объяснимым с чисто психологических позиций. Так или иначе, представление о
другой этнической группе складывается исторически в процессе реальных
взаимоотношений между двумя этносами. Войны, колонизация, опустошение
земель или, наоборот, отношения сотрудничества и взаимного уважения
оставляют отпечаток в генетической памяти народа, определяя и через
столетия окраску и направленность образов друг друга. В онтогенезе
стереотип может присваиваться индивидом вне учета исторического контекста и
независимо от реального опыта личного общения с представителями того или
иного этноса. Воспитание, образование, общественное мнение, средства
массовой информации – вот те каналы, через которые человек усваивает
общественные нормы и ценности, приобщается к элементам своей культуры и
формирует представления о других этносах. Исследования показывают, что в
раннем детстве человек еще свободен от каких-либо стереотипных
представлений (что автоматически снимает вопрос об их врожденном
характере), но уже в младшем школьном возрасте стереотипы начинают активно
усваиваться и использоваться детьми, значительно опережая формирование
собственных ясных представлений об этнических группах (Платонов, Почебут,
1993).
«Первый слой» этнической специфики сознания закладывается еще в раннем
сенсомоторном опыте ребенка вместе с восприятием им нормы социального
взаимодействия. В. Павленко и С. Таглин считают, что процесс этот
начинается с того момента, когда ребенок начинает воспринимать содержание
напеваемых ему колыбельных песен (Павленко, Таглин, 1993). Они отмечают
также роль паремий в качестве орудий этнической спецификации сознания: это
связано с тем, что в народных пословицах, поговорках, загадках так или
иначе отражаются природные и социальные условия существования этноса:
«Отображая особенности местной флоры и фауны, ландшафта и климата, паремии
задают индивиду образ природной среды его родины и формируют природный фон
ассоциаций». Отражение в народном творчестве социальных реалий конкретной
этнической общности формирует «второй слой» этноспецифичности сознания:
«Этим путем в ассоциативные процессы индивида включаются образы и понятия
из сферы социального устройства, религии, хозяйственной деятельности, быта
и истории этноса» (Павленко, Таглин, 1993). К этому «второму слою»
относится также формирование представлений о других этносах,
взаимоотношения с которыми являются неотъемлемой частью легендарного эпоса
народа, его былин и сказаний.
Анализ исторических и литературных памятников дает многое для понимания
механизма формирования стереотипных представлений. Огромный интерес в этом
плане представляет средневековая дипломатическая переписка, отражающая
политические детерминанты происхождения тех или иных (чаще негативных)
стереотипов: «Враждебное отношение к другим народам было характерно для
европейского средневековья. Враждебность усиливалась, если речь шла о
народах разных конфессий» (Коваленко, 1990) Конфессиональные противоречия
между шведами и русскими, усиленные соперничеством за освоение территорий,
обусловили взгляд на русских как на «язычников» и «нехристей», что
объективно не соответствовало действительности. Важным фактором в
генерировании негативных стереотипов русских можно также считать «установку
на обеспечение безопасности этноса»: «Уже в 17 веке в Швеции господствовало
представление о том, что Россия – это сильный и опасный сосед, основой
внешнеполитического курса которого является территориальная экспансия,
поиск жизненного пространства. В 18 веке на смену недоверию пришел страх»
(Коваленко, 1990).
Аналогичный механизм формирования представлений о другом этносе
обнаруживается при сопоставлении образов норманна на Западе и на Востоке,
что указывает на значительные различия в отношении к скандинавам в обоих
регионах: «В образе варяга на Руси отсутствуют основные стереотипные
характеристики норманна-врага, сформировавшиеся в условиях ожесточенной
борьбы в викингами, но доминируют представления, обусловленные
преобладанием договорных отношений со скандинавами» (Мельникова, Петрухин,
1990).
Таким образом, происхождение этнических стереотипов глубоко укоренено в
исторической памяти народа, и их устойчивость обеспечивается передачей из
поколения в поколение в форме фольклора, эпоса, летописных и литературных
памятников. Важно отметить, что богатейший материал для изучения процесса
формирования этнического самосознания народа и, как следствие, этнических
стереотипов поведения и восприятия других этносов дает изучение
особенностей народного языка и словообразования. «Язык является поистине
копилкой исторического опыта народа в гораздо большей степени, чем любая
другая сфера культуры» (Поршнев, 1964) А. Потебня по праву считал язык не
только главным этнодифференцирующим, но и этноформирующим признаком,
обусловливающим само существование этноса. Анализ имен, этнонимов,
топонимов, даже астронимов показывает глубокую закрепленность в языке
своеобразия среды обитания и неразрывно связанного с ней мышления народа:
«Полный список имен народа не только содержит указания на отрицательно
оцениваемые явления природной среды (имена-обереги), но дает достаточно
обстоятельную характеристику животному и растительному миру, климату и
ландшафту места обитания этноса» (Павленко, Таглин, 1992). Происхождение
названий этносов также далеко не случайно, а, наоборот, является наглядной
иллюстрацией того, как воспринимали предки свой и соседние народы.
Например, слово svensk (швед) содержит корень sve, что означает «свой». Это
вновь обращает нас к дихотомии «Мы» – «Они»: «Мы (мой народ, все шведы) –
люди; все чужие – не люди»: «Природные особенности территории
жизнедеятельности этноса, выступая основой его размежевания с соседними
человеческим коллективами, формируют и такую константу этнического
сознания, как самоназвание этноса» (Павленко, Таглин, 1992).
Обобщая сказанное, целесообразно отметить, что чисто психологический подход
к вопросу о происхождении этнических стереотипов (в русле психоанализа или
необихевиоризма) не обладает достаточным арсеналом фактов для
исчерпывающего обоснования причин и механизмов формирования стереотипов
исключительно исходя из индивидуально-психологических характеристик. Как
известно, этнические стереотипы детерминированы, во-первых, реальными
специфическими чертами стереотипизируемой группы; во-вторых, спецификой
преломления этих черт через аппарат восприятия стереотипизирующей группы; в-
третьих, всем комплексом экономических, политических и культурных
взаимоотношений стереотипизирующей и стереотипизируемой групп (Трусов,
Филиппов, 1984). Отечественные психологи достаточно единодушны в признании
того факта, что изучение происхождения этнических представлений невозможно
в отрыве от всестороннего анализа соответствующей социальной ситуации: «В
основе формирования этнических стереотипов лежат системы этнических
представлений… Этнические представления, возникая на базе традиционных
суждений, бытующих в общественном сознании этноса, являются продуктами
эпохи и социокультурной среды» (Кцоева, 1986).
Интересный аспект формирования этнических стереотипов в русле концепции
когнитивного диссонанса затрагивает Р. Оганджанян: он связывает этот
процесс с мерой удовлетворенности некоторых социальных потребностей в
многонациональном и преимущественно мононациональном поселении и
подчеркивает важность специфики этих связей в зависимости от миграционного
признака. Автор отмечает, что человек, переселяющийся в новую среду,
заранее создает определенный образ места обитания и взаимоотношений с
местными жителями, формируя таким образом некую систему ожиданий. Если
новое окружение оказывается менее привлекательным, или не складываются
отношения с «аборигенами», то человек испытывает диссонанс. Уменьшение
общей меры диссонанса может осуществляться за счет прибавления новых
когнитивных элементов, в данном случае – негативных этнических
автостереотипов (или представлений о собственной этнической группе) и
позитивных этнических гетеростереотипов (или представлений о чужой
общности). В моноэтнической среде, по мнению автора, мера удовлетворенности
социальных потребностей особенно заметно влияет на характер этнического
автостереотипа: доля людей с позитивными автостереотипами увеличивается по
мере роста удовлетворенности социальных потребностей. Автор также
подчеркивает, что «причины собственных неудач люди зачастую ищут в
поступках окружающих, а в мононациональной среде эти представления в
определенных условиях могут преобразовываться в этнические стереотипы»
(Оганджанян, 1989).
Приведенные данные лишний раз доказывают, что на характер уже
сформированного или складывающегося стереотипа непосредственно влияют
особенности непосредственной этноконтактной среды: «Основой формирования
стереотипов служат реальные культурные различия, которые могут быть легко
восприняты на уровне поведения в ситуации межкультурного взаимодействия»
(Солдатова, 1998).
На симпозиуме по межнациональным проблемам в 1989 году многими участниками
также затрагивался вопрос об источниках стереотипных представлений о своем
и других народах. Отмечалась роль массового сознания в формировании образов
других национальностей, где основными поставщиками фактов выступают
«литература, искусство, слухи, рассказы; в меньшей степени «коллега по
работе» или «кратковременная эпизодическая встреча» (Психологический
журнал, 1989). Подчеркивался факт формирования стереотипа в макросреде, где
психологии отводится роль усилителя: «Когда формируется стереотип, то
сначала формируются отношения, а потом они уже наполняются конкретными
языковыми и действенными компонентами». Хорошей иллюстрацией к сказанному
является стереотип перевертышей (другое название «атрибуции-оборотни»),
когда один и тот же стереотип в течение очень короткого времени может
превратиться в свою противоположность по знаку и даже по языковому
оформлению. Это пара атрибуций, практически тождественных по смыслу, но
аффективно противоположных, например: «скупой» – «жадный», «осторожный» –
«трусливый» и т.д. В зависимости от характера этноконтактной ситуации полюс
«оборотня» по отношению к стереотипизируемой группе может меняться на
противоположный. Вполне логично, что автостереотип обычно носит
«оправдательный» характер, более позитивно оцениваемый с точки зрения
общепринятых норм, а «гетеростереотип» - «обвинительный». Но, как отмечает
Г. Солдатова, «это не означает, что позитивные качества «оборотней»
приходятся строго на автостереотип, а негативные входят только в
гетеростереотип. «Оборотень» – един, позитивное и негативное в нем склеено.
Например, актуализация негативного полюса «оборотня» в гетеростереотипе
«гасит» позитивные атрибуции» (Солдатова, 1998).
Каждый этнос в процессе своей жизнедеятельности на определенной территории
в конкретных социально-экономических и исторических условиях вырабатывает
свой уникальный стереотип поведения, который «поставляет» членам этноса
общепринятые модели поведения в тех или иных стандартных ситуациях. В
данном контексте «стереотип» означает не столько представление о другом
этносе, сколько «устойчивые, регулярно повторяемые элементы образа жизни,
которые хотя и обладают известной социальной значимостью, однако не носят
«событийного характера» и не осознаются носителями поведения как «поступки»
(Старовойтова, 1985). Этнический стереотип поведения представляет собой
набор типовых программ, направленный, прежде всего, на «нейтрализацию
тенденции к индивидуализации поведения, сдерживанию роста его
вариативности, ибо ничем не контролируемый рост многообразия неминуемо
привел бы к распаду общества» (Байбурин, 1985). Таким образом, этнические
особенности поведения выступают важнейшим этноконсолидирующим фактором и
основанием для сравнения и сопоставления с другими этносами. По словам С.
Арутюнова, «этнические различия проявляются в том, как люди одеваются, как
они едят, в их излюбленных позах стояния или сидения, хотя все люди на
земле и одеваются, и едят, и сидят» (цит. по Байбурину, 1985). В разных
этнических культурах одним и тем же действиям может придаваться различное
содержание, или одно и то же содержание может находить различное выражение
в поступках. Стереотипные представления как раз и формируются при попытке
интерпретировать поведение представителя другого этноса, которое обычно
осуществляется с точки зрения особенностей своей собственной культуры.
Это рассуждение логически подводит нас к выводу о том, что этнический
стереотип обречен на неадекватное и предвзятое отражение действительности.
Еще У. Липпман считал неточность и даже ложность одной из важнейших
характеристик социальных стереотипов. Только с 50-х гг. получила
распространение гипотеза американского психолога О. Клайнберга о наличии в
стереотипе некоего «зерна истины». Действительно, этнический стереотип
представляет собой не просто субъективное мнение о той или иной этнической
общности, а, прежде всего, ее образ, который, пусть в искаженном виде,
отражает объективную реальность: свойства двух взаимодействующих групп и
отношения между ними (Стефаненко, 1998). Некоторыми психологами выделяется
такой критерий истинности стереотипа, как мера согласованности
представлений о собственной этнической группе с представлениями других о
ней. Г. Олпорт, выдвинувший этот критерий, исходил из того, что чем больше
совпадают два различных мнения об одном и том же объекте, тем они ближе к
истине. По мнению Д. Кэмпбелла, увеличению удельного веса реальных черт в
этнических стереотипах способствуют более глубокие и длительные контакты
между группами. Как отмечает Г. Кцоева, «более значительное влияние на
содержание и направленность этнических стереотипов оказывает совместная
деятельность, объединяющая представителей различных этнических групп и
дающая возможность познать друг друга глубже и разностороннее, чем в
процессе межличностных отношений. Важнейшим фактором в этой связи является
персонификация отдельных представителей иноэтнических групп, что
Страницы: 1, 2, 3, 4
|