МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте

    Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте

    САМАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

    КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

    Кафедра Режиссура культурно-досуговых программ

    Курсовая работа

    по теме: «Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте»

    Выполнила

    студентка гр. ФК-27

    заочного отделения

    Синявская Л.И.

    Руководитель:

    Досекина А.Ф.

    г. Тольятти’2001

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение…………………………………………………………………….3

    Проблема творчества и творческих способностей в

    современной педагогике и психологии

    1. Понятие творчество и творческие способности…………………………5

    2. Компоненты творческих способностей………………………………….7

    3. Проблема оптимальных сроков начала развития творческих

    способностей.…..……………………………………………………...…10

    Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте

    2.1 Условия успешного развития творческих способностей детей….…..12

    2.2 Развитие качеств творческого мышления……………………………...15

    2.3 Развитие творческого воображения……………………………………17

    Заключение……………………………………………………………….…24

    Приложение…………………………………………………………………26

    Список литературы………………………………………………………..35

    ВВЕДЕНИЕ

    Творческие способности – далеко не новый предмет исследования.

    Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все

    времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в

    овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно

    создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия,

    изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой

    культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху

    научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она

    требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности,

    гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям,

    творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот

    факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет,

    а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины,

    то становиться очевидным, что творческие способности человека следует

    признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития –

    одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все

    культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой

    деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое

    общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего

    поколения.

    Объектом исследования данной курсовой работы является педагогический

    процесс, а именно процесс развития творческих способностей в дошкольном

    возрасте. Цель данного исследования - изучение проблемы развития креативных

    способностей дошкольников, а именно тех её аспектов, знание которых

    необходимо для практической деятельности в этом направлении воспитателей

    детских садов и родителей. В ходе работы мы ставим перед собой следующие

    задачи:

    - Выявление основных компонентов творческих способностей на основе

    анализа литературы.

    - Определение условий, благоприятных для развития творческих

    способностей детей.

    - Определение основных направлений н педагогических задач по

    развитию креативных способностей в дошкольном возрасте.

    - Определение эффективности работы традиционных методик

    дошкольного воспитания в отношении развития творческих

    способностей детей.

    - Выявление эффективности форм, методов н прижимов развития

    креативных способностей на основе анализа и обобщения передового

    педагогического опыта.

    В данной курсовой работе мы применили следующие методы научно-

    педагогического исследования.

    1. Изучение, анализ и обобщение литературных источников по данной теме.

    2. Диагностика творческих способностей детей.

    3. Изучение и обобщение педагогического опыта по развитию творческих

    способностей детей.

    Курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе рассматривается

    проблема компонентов творческого потенциала человека, и на основе анализа

    различных точек зрения на эту проблему, делается попытка определить

    универсальные творческие способности человека. В этой главе также

    рассматривается вопрос об оптимальных сроках начала развития творческих

    способностей детей.

    Вторая глава посвящена проблемам эффективного развития творческих

    способностей. В ней рассматриваются условия, необходимые для успешного

    развития творческих способностей, определяются основные направления и

    педагогические задачи по развитию творческого потенциала дошкольников. Во

    второй главе также анализируются результаты диагностики творческих

    способностей дошкольников, и предлагается комплекс мер, направленный на

    оптимизацию процесса развития этих способностей в дошкольных учреждениях.

    1. Проблема творчества и творческих способностей

    в современной педагогике и психологии

    1.1 Понятия творчество и творческие способности

    Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет

    предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это

    понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности

    отождествляются со способностями к различным видам художественной

    деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и

    т.п. Что такое творческие способности на самом деле?

    Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с

    понятием "творчество", "творческая деятельность". Под творческой

    деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой

    создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение

    мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое

    отношение к действительности.

    Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в

    любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия

    человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид

    деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том,

    что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные

    приемы поведения и действия.

    Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует

    творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение

    бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или

    действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.

    Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей

    выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуальные

    особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им

    творческой деятельности различного рода.

    Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде

    человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о

    художественных творческих способностях, но и о технических творческих

    способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

    В данной курсовой работе будет рассмотрена проблема развития

    универсальных творческих способностей, которые необходимы для успешного

    осуществления любого вида творческой деятельности, не зависимо от того

    научная она, художественная, техническая и т.д.

    1.2 Компоненты творческих способностей

    Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И

    вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор

    открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся

    этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой

    деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный

    американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого

    интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое

    дивергентное мышление /6, 436/. Люди, обладающие таким типом мышления, при

    решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение

    единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем

    возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов.

    Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые

    большинство людей знают и используют только определенным образом, или

    формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд

    ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого

    мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:

    1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей

    (в данном случае важно не их качество, а их количество).

    2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.

    3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи

    (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с

    общепринятыми).

    4. Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или

    придавать ему законченный вид.

    Известный отечественный исследователи проблемы творчества А.Н. Лук,

    опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и

    музыкантов выделяет следующие творческие способности /14,6-36/

    1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.

    2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько

    понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении

    символы.

    3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной

    задачи к решению другой.

    4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на

    части.

    5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.

    6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.

    7. Гибкость мышления.

    8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её

    проверки.

    9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся

    системы знаний.

    10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить

    наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.

    11. Лёгкость генерирования идей.

    12. Творческое воображение.

    13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального

    замысла.

    Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников,

    основываясь на широком историко-культурном материале (история философии,

    социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие

    универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой

    истории /12, 54-55/.

    1. Релизм воображения – образное схватывание некоторой существенной,

    общей тенденции или закономерности развития цедостного объекта, до того,

    как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих

    логических категорий.

    2. Умение видеть целое раньше частей.

    3. Надситуативно – преобразовательный характер творческих решений –

    способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне

    альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.

    4. Экспериментирование - способность сознательно и целенаправленно

    создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою

    скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и

    проанализировать особенности "поведения" предметов в этих условиях.

    Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик

    творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)

    и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из

    компонентов творческого потенциала человека составляют следующие

    способности /9/.

    1. Способность рисковать.

    2. Дивергентное мышление.

    3. Гибкость в мышлении и действиях.

    4. Скорость мышления.

    5. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.

    6. Богатое воображение.

    7. Восприятие неоднозначности вещей и явлений.

    8. Высокие эстетические ценности.

    9. Развитая интуиция.

    Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих

    творческих способностей можно сделать вывод, что несмотря на различие

    подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое

    воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты

    творческих способностей.

    Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии

    творческих способностей детей:

    1. Развитие воображения.

    2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.

    1.3 Проблема оптимальных сроков начала развития

    творческих способностей.

    Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе

    о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности

    детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также

    существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с

    самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии.

    Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и "дозревает" в

    первые годы жизни. Это дозревание, т.е. рост количества клеток мозга и

    анатомических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности

    работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется

    средой образование новых. Этот период "дозревания" есть время наивысшей

    чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и самых

    широчайших возможностей к развитию. Это самый благоприятный период для

    начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка

    начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются

    стимулы и условия к "моменту" этого созревания. Чем благоприятнее условия,

    чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие. Если

    созревание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут

    синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко - с наивысшим из

    возможных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок

    может стать способным, талантливым и гениальным.

    Однако возможности развития способностей, достигнув максимума в

    "момент" созревания, не остаются неизменными. Если эти возможности не

    используются, то есть соответствующие способности не развиваются, не

    функционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности,

    то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем

    слабее функционирование. Это угасание возможностей к развитию - необратимый

    процесс. Борис Павлович Никитин, в течение многих лет занимающийся

    проблемой развития творческих способностей детей назвал это явление НУВЭРС

    (Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей).

    Никитин считает, что НУВЭРС особенно негативно влияет на развитие

    творческих способностей. Разрыв во времени между моментом созревания

    структур, необходимых формирования творческих способностей и началом

    целенаправленного развития этих способностей ведет к серьезному затруднению

    их развития, замедляет его темпы и ведет к снижению конечного уровня

    развития творческих способностей. По мнению Никитина именно необратимость

    процесса деградации возможностей развития породило мнение о врожденности

    творческих способностей, так как обычно никто не подозревает, что в

    дошкольном возрасте были упущены возможности эффективного развития

    творческих способностей. И малое количество в обществе людей с высоким

    творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие

    оказались в условиях, благоприятствующих развитию их творческих

    способностей /17, 286-287/.

    С психологической точки зрения дошкольное детство является

    благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в

    этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание

    познавать окружающий мир. И родители поощряя любознательность, сообщая

    детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют

    расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая

    предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление

    дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не

    задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество

    необходимо всячески развивать. Дошкольное детство также является

    сензитивным периодом для развития творческого воображения. Из всего выше

    сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные

    возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько

    были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.