МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Радиофобия

    в частности, можно выделить: архетипический слой, сформированный актуальным

    массовым сознанием; систему слоев, обусловленных социальной ролью;

    индивидуально-личностный слой и т.п. Каждый из них подвержен различным

    воздействиям и в разной степени изменяем. Между ними могут возникать

    конфликты, что отражается на психологическом состоянии. Так, например,

    человек, оказавшийся в другой национальной или социально-культурной среде,

    неизбежно будет ощущать дискомфорт из-за того, что его личностная

    архетипическая картина мира будет противоречить картине мира, принятой в

    обществе, в котором он вынужден жить.

    Канал B ® y

    Информация об окружающей естественной среде поступает по всем чувственным

    каналам и воспринимается как на уровне чувствительности, так и на

    перцептивном уровне. Если условия окружающей природной среды достаточно

    приемлемы для человека (приемлемый диапазон температур, давления,

    освещенности, шума и т.п.), то окружающая среда воспринимается как

    комфортная. Ухудшение условий (понижение температуры) включает

    адаптационные механизмы, а при невозможности быстро адаптироваться

    провоцирует стресс. Косвенно об этом факторе как о психологическом

    загрязнении можно говорить в том случае, когда вызванный некомфортными

    условиями стресс развивается на фоне другой деятельности и мешает ее

    осуществлению, иными словами, в композиции с каналом C ® y .

    Но, если изменение условий носит экстремальный характер, то информация,

    поступающая по чувственным каналам, сама по себе может нести разрушительный

    характер, то есть приводить к упрощению системы “ПСИХО - ЭЙКОС”. Так,

    например, может действовать раздражитель, вызывающий сильную болевую

    реакцию, практически блокируя все другие каналы и сосредотачивая внимание

    на себе. Другой пример: у людей, живущих в зонах экологического бедствия,

    наблюдается не только рост тех или иных заболеваний, но и глубокие

    личностные изменения, затрагивающие эмоционально-волевую и ценностные сферы

    психики. Дети, выросшие в чернобыльских зонах, совсем по-другому

    воспринимают свежий воздух, дождь, траву, грибы и т.п., чем их сверстники

    из “чистых” районов. Для этих детей все смертоносно и опасно. Безопасны

    лишь закрытые помещения и пища, привозимая в контейнерах. Трудно сказать,

    что здесь приносит больший вред: радиация или образ окружающего мира,

    искаженный условиями жизни.

    Иными словами, экстремальные условия существования приводят к искажению

    процессов восприятия и, как следствие, - к формированию искаженной картины

    мира. Ситуация с радиационным заражением интересна еще и тем, что радиация

    не ощущается непосредственно органами чувств, а поступает по другим, в

    основном социокультурным каналам. Следовательно, существует принципиальная

    возможность управления процессами формирования такого образа окружающей

    действительности, который будет помогать человеку максимально использовать

    свои резервы в процессе адаптации к резко ухудшающимся условиям

    существования. К сожалению, несмотря на то, что чрезвычайные ситуации и

    локальные экологические катастрофы учащаются, к психологам и экологическим

    психологам пока прислушиваются редко.

    Интересным эффектом, проявляющимся на перцептивном уровне обработки

    информации из окружающей среды, является наличие так называемых релизеров

    (releaser). Этот термин был введен К. Лоренцом.

    Релизер- ключевой стимул, на который животное или человек отвечает

    однозначной, генетически обусловленной реакцией.

    Например, обезъяны, выращенные в лаборатории, впадают в страх при виде

    куска шланга, похожего на змею. Релизеры играют важнейшую роль в поведении

    животных. Они выступают как средство ориентации в жизненном пространстве,

    средство коммуникации, в том числе межвидовой, средство обеспечения

    безопасности и т.п. Система релизеров это и есть книга природы, чтение

    которой - жизнь. Релизеры являются одним из ключевых понятий в науке о

    поведении животных - этологии.

    В экологической психологии, наряду с естественными релизерами, используется

    понятие "психологических релизеров" (Дерябо. С.Д., Ясвин В.А., 1996).

    Авторы термина определяют в соответствии со своим подходом к экопсихологии

    как к психологии экологического сознания.

    "Психологический релизер- это специфический стимул, связанный с природным

    объектом, определяющий направление и характер формирования субъективного

    отношения к нему". (Дерябо С.Д., Ясвин В.А., 1996, с. 111.)

    Между релизером и психологическим релизером отмечаются следующие

    принципиальные отличия: 1) условнорефлекторная реакция на релизер и сложная

    реакция на психологический релизер, опосредованная внутренним миром

    человека; 2) работа первой сигнальной системы для релизера; 3) включение

    второй сигнальной системы при формировании реакции на психологический

    релизер.

    Признавая безусловную перспективность для экологической психологии

    исследования релизеров, необходимо отметить, что сам термин несколько

    неточен, а его определение сужено.

    Во–первых, естественный релизер в той же степени психологичен, как и

    "психологический релизер, так как и тот и другой включает именно

    психологические процессы и механизмы при обработке стимула. Во-вторых,

    ограничение того, что именуется психологическим релизером функцией

    формирования субъективного отношения к нему, выводит из рассмотрения ряд

    других важных эффектов. Так, например, появившаяся у чернобыльских детей

    связь (“дождь - опасность”), сформированная по перцептивному и когнитивному

    каналам, делает правомерным отнесение природного явления "дождь" к

    психологическому релизеру. Однако этот релизер вовсе не способствует

    формированию субъективного к себе отношения.

    Исходя из данных соображений можно предложить следующую классификацию

    релизеров.

    Естественные

    релизеры - стимулы

    Психологические

    релизеры - знаки,

    релизеры - символы,

    релизеры - образы,

    релизеры - смыслы.

    В сущности релизеры представляют из себя актуализированные фрагменты

    картины мира, действующие и существующие только "здесь и сейчас", что и

    отличает систему релизеров от собственно картины мира. Система релизеров

    формирует оценочное и эмоциональное отношение к реальности; чем сложнее эта

    система, чем более упорядочена, тем богаче и экологичнее личность. И

    наоборот, чем упрощеннее эта система, чем хаотичнее, тем ущербнее личность

    и тем меньше у нее шансов сформировать целостное отношение к эйкосу как к

    субъекту. Следовательно, уничтожение релизеров, даже тех, которые принято

    считать атавистическими, необходимо отнести к психологическим загрязнениям.

    К ним следует также отнести вновь создаваемые отрицательные релизеры типа

    "дождь - опасность".

    Канал C ® y

    Сигналы, которые человек получает из среды в ответ на свои действия,

    являются необходимым элементом процесса управления деятельностью. Эти

    сигналы формируют образ деятельности и образ себя в деятельности, которые

    вместе с целеполаганием образуют структуру деятельности. Все те

    информационные включения, которые способны помешать и затруднить обработку

    сигналов - реакций на деятельность, играют роль психологических

    загрязнений. Они бывают разной природы: шумовые загрязнения (плохая

    видимость на дороге, осложняющая водителю ориентацию на местности);

    стрессоры разного рода (жара в кабине водителя или однообразие (монотония)

    поступающей информации); события, концентрирующие на себе внимание субъекта

    управления (не в меру болтливый попутчик); неожиданная реакция управляемого

    объекта (колесо прокололось) и т.п. Все эти факторы потенциально способны

    не только осложнить осуществление деятельности, но и полностью разрушить

    ее. Следовательно, при проектировании деятельности, особенно потенциально

    опасной, необходим учет возможных загрязнений сигналов обратной связи и

    проведение специальных тренингов по управлению в ситуации сильной

    загрязненности этих каналов. Это является предметом исследования в

    эргономике и экологической психологии.

    Механизм повреждения структуры деятельности адекватно описывается в

    психологии виртуальных реальностей. “Существуют психические события

    (переживания), которые порождаются внутри самой деятельности. Эти события

    возникают спонтанно, неожиданно и также спонтанно исчезают. В этот момент

    работа начинает получаться либо особо эффективно, без приложения

    дополнительных усилий, либо, наоборот, продолжение и поддержание обычной

    деятельности требуют особых волевых усилий, поскольку даже собственное тело

    перестает быть послушным. В первом случае деятельность становится

    сверхэффективной, во втором - малопродуктивной, вплоть до полного

    прекращения. Это означает, что человек погружается в виртуал” (Носов, 1994,

    с.17), то есть переходит в другую, необычную реальность, обретая фактически

    другую телесность. В гратуале реальность, в которой человек действует,

    расширяется (например, происходит слияние водителя с управляемым им

    автомобилем) и переживается как весьма привлекательная, аттрактивная. В

    ингратуале, напротив, водитель с неимоверной силой цепляется за "баранку",

    теряя ощущение не только автомобиля, но и самого себя.

    В задачах обеспечения экобезопасности технологических процессов этот подход

    позволяет перейти от модели “человек - оператор” к представлению, в котором

    субъектом деятельности выступает уже информационно-психический организм,

    включающий оператора с комплексом его свойств и систему, которой он

    манипулирует. Эта система и есть виртуальная телесность оператора. Не

    только в том смысле, что она существует пока протекает управленческий

    процесс, но и в том, что эмоционально проявляется как психологическая

    виртуальная реальность. От того, что именно включает в себя эта система и

    каков ее объем, подчас зависит успешность и безопасность деятельности,

    особенно в тех случаях, когда объект управления достаточно неустойчив.

    Например, если оператор атомной станции управляет только реактором, его

    виртуальной телесностью будет он сам плюс те приборы, с помощью которых он

    манипулирует, а деятельностной средой окажется физический процесс. Его

    задача удерживать этот стохастический по природе процесс в определенных

    заданных рамках. Легко понять, что вероятность рискованных действий и

    ошибок в этом случае достаточно высока, хотя бы потому, что происходящие

    внутри субатомные процессы совершенно не соответствуют человеческому опыту,

    а их отражение приборами - лишь приблизительный перевод оригинального

    текста, написанного на никому не известном языке. Кроме того, с ростом

    профессионализма растет уверенность в безопасности и правильности тех или

    иных действий, что на самом деле является иллюзией. С другой стороны, если

    с помощью специального тренинга сформировать у оператора представление, что

    он управляет на самом деле не физическим процессом в микромире, а

    экологической системой, в которой реактор является источником не только

    энергии, но и опасности, вероятность рискованных действий со стороны

    оператора будет меньше, а целесообразность действий больше.

    Из этих соображений становятся понятны стратегические цели, которые ставит

    себе экологическая психология при разработке технологий “очищения” каналов

    обратной связи:

    технология расширения виртуальной телесности до управления экосистемой (в

    случае с водителем автомобиля это управление дорожной ситуацией в целом);

    технология блокировки информации, приводящей к сужению виртуальной

    телесности;

    тренинги работы в условиях сильно загрязненной информационной среды;

    тренинги осуществления деятельности в виртуале и т.д.

    Особо следует сказать об общем случае рассмотрения целокупной человеческой

    деятельности как формы управления эйкосом в целом. Осознание данного факта

    есть необходимое условие формирования глобального экологического мышления.

    Эпизодически, вероятно, каждый человек испытывает состояние единства со

    всем миром, однако удержать его и тем более превратить полученный от таких

    эпизодов опыт в руководство повседневной жизнью далеко не просто.

    Канал D® y

    Общение отличается от деятельности хотя бы тем, что его целью является

    непосредственный информационный обмен, без осуществления каких–либо

    изменений в окружающей среде. Однако эти изменения все–таки происходят.

    Общение создает возможность внутренней деятельности (или

    мыследеятельности), так как поступающую информацию приходится осмысливать.

    Общение с людьми - достаточно хорошо изученная область психологии. Оно

    направлено на формирование новых межличностных отношений либо на изменение

    прежних. Общение может привести к повышению социальной компетентности

    личности, а может оставить ее неизменной или даже ухудшить. Социальная

    компетентность – это способность ориентироваться в социальной среде.

    Связанное с социальной компетентностью понятие социального интеллекта

    означает способность личности ставить и решать задачи по изменениям

    окружающей личность социальной среды. И здесь, так же как и в ситуации с

    естественной природной средой, чем более дифференцированно личность

    способна относиться к своему социальному окружению, чем сложнее и

    упорядоченнее это социальное окружение, тем большей социальной

    компетентностью обладает личность. Следовательно, психологическим

    загрязнением будет являться такое общение, которое приводит к деградации

    системы межличностных отношений. Любой конфликт, приводящий к разрывам

    установившихся связей, есть пример психологического загрязнения

    рассматриваемого канала. Однако не все здесь так просто, так как в

    конфликте участвуют еще и ценностные предпочтения, сохранить которые бывает

    важнее для личности, чем отношения. Иными словами, на этом уровне

    непосредственно участвуют такие вещи, как мораль, нравственность, честь,

    достоинство и т.п. И все-таки оценить экологичность той или иной интеракции

    общения качественно можно. Одним из критериев экологичности может служить

    личностный рост, обогащение новыми идеями, принципами, ценностями;

    эмоциональную реакцию на это можно обозначить словами “чистая радость”.

    Напротив, общение обедняющее, даже если оно сопровождается утонченным

    чувственным или интеллектуальным удовольствием, все равно вызовет чувство

    опустошения и усталости. Вот почему суррогатные формы общения, достаточно

    широко предлагаемые на рынке развлечений, при их чрезмерном потреблении в

    конечном счете приводят к личностной деградации. Это и есть одна из

    социально–детерминированных форм психологических загрязнений.

    По каналам межличностного общения вполне возможно поступление самой

    различной деструктурирующей информации: начиная от "плохих" образцов

    поведения и привычек (что особенно актуально для периода взросления) до

    заражения ложными идеологическими схемами. Примеров этого достаточно в

    истории. Сегодня ситуация осложняется тем, что для осуществления такого

    заражения все чаще используются современные психологические технологии,

    против которых невозможно устоять человеку, не защищенному стойким и

    развитым мировоззрением. Лучше всего, если это мировоззрение имеет

    религиозную (то есть базирующуюся на традиционных религиях) основу. В этом

    случае у личности есть опыт рефлексии и, что важно, возможность приобщения

    к абсолютным ценностям с помощью Веры, Надежды и Любви.

    Аналогичное описанному происходит при общении с предметами искусства,

    религиозными реликвиями и другими объектами, имеющими материальную основу,

    но наполненными превосходящими эту основу смыслом и значением. Восприятие

    предмета искусства это именно общение, то есть интерактивный процесс, а не

    его потребление, как часто понимается обыденным сознанием. При восприятии

    такого объекта ему придается новый уникальный смысл, привнесенный личностью

    зрителя. Этот процесс - всегда сотворчество художника и зрителя, и потому

    художественные реликвии со временем только обогащаются. Мы не будем здесь

    разбирать, каким образом и где происходит это накопление новых смыслов: в

    культуре ли, в природе ли самого предмета что-то меняется. Констатируем

    лишь, что это реально происходит. Каждый новый зритель общается не только с

    холстом, но и с художником и со всеми прежде видевшими этот холст. И при

    общении с картиной, как и при общении с человеком, результат может быть как

    созидающий личность, так и разрушающий ее. Происходит это строго

    индивидуально, и посему из факта разрушительной роли того или иного

    предмета искусства для какого–нибудь гражданина или группы граждан ни в

    коем случае нельзя делать вывод о необходимости разрушения этого предмета,

    или о том, что его необходимо спрятать. Последнее было бы уже разрушением

    культуры в целом, то есть обеднением бытия, и потому неэкологично в

    принципе. А упомянутым гражданам лучше посоветовать найти для себя то, что

    их будет совершенствовать, а не разрушать.

    Канал E® y

    Поток информации, приходящий по каналам массовых коммуникаций, а также

    знаниваемый поток, приходящий из системы образования и науки, служат для

    формирования рациональной и эмоционально-образной актуализированной картины

    действительности. Этот канал сегодня наиболее сильно влияет на массовое

    сознание, декларируя комплекс вкусовых предпочтений: эстетических,

    этических, идеологических.

    Специфика второй половины XX века, по отношению ко всей предыдущей истории

    человечества, здесь в том, что:

    Современные социальные коммуникации любого рода в значительной степени

    онаучены и рационализованы как по содержанию, так и по методологии подачи

    информации. Это продолжает удерживать науку на пьедестале истины в

    последней инстанции, на фоне участившейся критики рационального знания,

    осуществляющейся, впрочем, тоже в русле науки. Несмотря на просыпающиеся

    время от времени протестующие движения (типа “хиппи” или “хакеры”), формула

    современного цивилизованного образа жизни “образование - знание - успех –

    благополучие” лишь укрепляется.

    Культурно-образный и тем более духовный (в данном случае через соборность

    или, что точнее, церковь) компонент социальных коммуникаций значительно

    нивелирован по отношению к рациональному.

    Вместе с тем система образования и науки переживает кризис, обусловленный

    тем, что уже не в состоянии давать знания, гарантированно обеспечивающие

    успех и благополучие, на которые рассчитывает обыватель.

    СМИ переживают расцвет и пребывают в упоении своей так называемой четвертой

    властью, так как все в большей степени приобретают возможность управлять не

    только сознанием, но и подсознанием масс, заслоняя собой другие

    коммуникационные каналы.

    Иными словами, состояние с социальными коммуникациями сегодня далеко от

    идиллического. Налицо уже знакомые цивилизационные дисбалансы, которые, как

    мы убедились, являются признаками развивающегося экологического кризиса.

    Итак, информационный образ мира, поступающий по каналам социальных

    коммуникаций, сегодня в значительной степени поврежден, что сказывается на

    формирующейся с его помощью картине мира в индивидуальных сознаниях.

    В целом эти повреждения сводятся к следующим:

    Внедрение упрощенно-рационалистических абстрактных моделей бытия, не

    имеющих чувственно–эмоционального подкрепления. В результате, например, в

    языке появляется много слов, не имеющих содержания для большинства тех, кто

    ими пользуется, что обедняет их межличностный коммуникативный канал.

    Потеря чувствительности к высшим проявлениям бытия, со-бытия с

    трансреальностью вследствие доминирования левополушарных форм мышления;

    утрата эстетических и этических ценностных ориентиров.

    Обесценивание знания вследствие его общедоступности, и утрата способности

    различать знание и информацию; происходит смещение понимания знания как

    самоценности в сторону понимания знания как инструмента - орудия.

    Захват средствами массовой информации социально–коммуникативного канала,

    насыщенного, даже перегруженного готовыми к употреблению образами,

    провоцирует утрату психикой способности самостоятельно генерировать образы.

    Фактически здесь речь уже идет об информационно–образной наркомании, как

    при табакокурении: никотин, естественно вырабатываемый в организме,

    черпается из внешнего источника, в результате соответствующая функция

    организма атрофируется.

    Все эти факторы можно с полным правом отнести к психологическому

    загрязнению, но уже системного свойства, следовательно, “очищение” данного

    канала возможно только с помощью системной его перестройки. Можно

    предположить, что причиной столь серьезной загрязненности является

    практическая незащищенность человека от поступающей извне информации и

    невозможность не только корректировать ее, но и просто перерабатывать. Есть

    надежда, что с появлением Интернет роль однонаправленных СМИ будет

    постепенно снижаться, так как Интернет предоставляет не только бесконечное

    право выбора, но и соучастия в содержательном наполнении, то есть со–бытия

    с информационным образом мироздания. Однако и здесь есть свои подводные

    камни.

    Заключение

    Всякая экологическая катастрофа действует комплексно, не только ухудшая

    условия жизни, но и принципиально ломая образ жизни и образ обитаемого мира

    (эйкоса). В этом смысле экологическая катастрофа несет с собой целый спектр

    психологических загрязнений. Например, экологическая катастрофа, вызванная

    аварией на Чернобыльской АЭС, уникальна как по своему масштабу, так и по

    своему характеру. Здесь с яркостью проявились основные

    эколого–психологические аспекты такого рода событий.

    Резкое ухудшение условий жизни для большого количества людей случалось

    нередко в истории, но никогда прежде столь четко не проявилось значение

    информационных, социально–политических и психологических факторов в

    разрушительных последствиях аварии. Связано это как со спецификой

    радиационного заражения (не видимое, не ощущаемое, с отдаленным

    результатом), так и со спецификой политической обстановки в СССР в то

    время. Достаточно упомянуть фильтрацию информации, осуществляемую

    официальными органами власти, результатом которой стала, например,

    первомайская демонстрация трудящихся в зараженном Киеве, организованная

    через 4 дня после аварии. Именно неинформированность, с одной стороны,

    серьезно увеличила негативные последствия воздействия радиации, а с другой

    – породила массовую радиофобию там, где непосредственного загрязнения не

    было или оно было весьма незначительным. В этом смысле чернобыльскую аварию

    следует рассматривать и как событие социально–психологического плана.

    В апреле 1991 года Государственный Комитет по ликвидации последствий аварии

    на ЧАЭС при Государственной Комиссии по чрезвычайным ситуациям Совета

    Министров СССР утвердил программу исследований Психологических последствий

    Чернобыльской катастрофы, представленную Институтом психологии АН СССР.

    Работы по этой программе проходили с июля 1991 года до января 1992 года. С

    некоторыми из результатов этих работ интересно познакомиться в контексте

    темы настоящего раздела.

    Прежде всего хотелось бы отметить небезучастную позицию участников

    исследования.

    “Проводя исследования и обрабатывая результаты, подготавливая рекомендации,

    мы ориентировались на вопросы, представляющие не только сугубо научный, но

    и практический, человеческий интерес. Мы стремились понять, что же все–таки

    происходит в зоне чудовищной Катастрофы Века. Как живут вынужденно или по

    доброй воле оказавшиеся в этой зоне люди? Можно ли жить на загрязненных

    радиационными выбросами и отходами территориях? Чем расплачиваются люди за

    проживание в этих местах? За привязанность к родным землям и халатность, и

    общую неустроенность нашей страны? Что происходит с душой, с личностью

    человека, какой след в его судьбе оставил Чернобыль?”. (Чернобыльский след.

    Психологические последствия Чернобыльской катастрофы. М.: Вотум-y , 1992,

    с. 13.)

    Это фундаментальное исследование выявило множество физиологических,

    психофизиологических и психологических изменений (а также изменений

    личности и индивидуальности) у лиц, в той или иной степени захваченных

    Чернобылем. Например, у жителей Новозыбковского района отмечается:

    "Большинство опрошенных указывают на изменение психического и

    физиологического состояния. У людей, живущих в загрязненных районах,

    наблюдается повышенная нервозность, раздражительность, ухудшение

    настроения, появление страха перед будущим. Люди разучились радоваться

    жизни. Потеряна вера в улучшение жизни, в правительственные меры. Многие

    (по ответам) считают себя отверженным обществом. Одним из респондентов была

    высказана мысль: "мы все испытываем гнет медленного уничтожения" (там же,

    с. 58).

    Но, пожалуй, самым важным наблюдением является следующее:

    "При анализе опросов было установлено: проявления интернальности, то есть

    способности взять на себя ответственность за собственное благополучие в

    жизни, ничтожно малы у населения. Подавляющее большинство респондентов

    неспособно решать проблемы преодоления последствий загрязнения по

    психологическим причинам, даже под угрозой потери собственного здоровья,

    здоровья детей и близких" (там же, с.59).

    Экологическая катастрофа имеет своим результатом вхождение большинства

    населения в ингратуальное состояние, при котором отмечается изменение

    статуса воли (ослабление воли) и вялость протекания деятельности. Уже в

    этом смысле можно утверждать о присутствии чрезвычайности эковоздействия.

    Но вместе с тем было также обнаружено, что эти явления более присущи людям,

    не обладающим достоверной информацией о радиационной обстановке и о

    реальной степени опасности, чем тем, кто такой информацией обладал. В

    частности, осуществлялось сравнение врачей из обычных городских и

    поселковых медицинских учреждений с сотрудниками (врачами по профессии)

    Новозыбковского филиала Института радиационной гигиены. Таким образом,

    можно говорить о стресс–синдроме у большинства населения, причина которого

    – не только физическое воздействие радиоактивности, но и в не меньшей

    степени информационные и психологические факторы. Причем сам по себе стресс

    также становится социальным фактором.

    "Влияние хронического стресса многопланово и затрагивает практически, все

    аспекты жизни - от состояния здоровья до нарушения

    социально–профессиональной адаптации. Стресс и повышенная тревога при

    эпидемическом характере распространения приобретают статус социальных

    факторов” (там же, с. 60).

    Преодоление этой проблемы психологическими средствами автором исследования

    видится в индивидуальной психологической работе с жителями через службы

    психологической поддержки, особенно в работе с местными специалистами и

    представителями органов власти. Так как именно их эмоциональное состояние и

    поведение рассматривается населением как индикатор опасности.

    В частности, предлагалось:

    “- оказание психологической (психотерапевтической) помощи специалистам и

    представителям местных органов власти в целях снижения эмоциональной

    напряженности;

    - обучение (тренинг) представителей местных органов власти с целью

    повышения их компетентности в области решения управленческих задач и

    организации жизнедеятельности города;

    - разработка психологически обоснованных рекомендаций для средств массовой

    информации с целью снижения возникающих массовых явлений эмоционального

    стресса" (там же, с. 69).

    Следует отметить и то, что у населения имеет место:

    "своеобразное состояние сознания, вызванное отсутствием культурной нормы

    реакции на катастрофу. Это порождает особое, не всегда осознаваемое и не

    приспособленное к реальным условиям отношение к жизни (мифологическое) в

    этих районах” (там же, с. 73). При том, что "осознание последствий аварии,

    связанной с выбросом радиоактивных веществ, является весьма длительным

    процессом" (там же, с. 73).

    Культурной нормы на радиационную катастрофу, по правде говоря, и быть не

    могло у населения из российской глубинки, но с сожалением можно согласиться

    с тем, что выработка такой нормы становится здесь необходимостью. Тем более

    что ломаются культурные нормы отношения к окружающей природе:

    "Опасность существует в питьевой воде, загрязненном воздухе, которым

    приходится дышать. Опасность заключена также в загрязненной почве на

    огородах и в садах, в самой земле, на которой живут люди. Возникает

    восприятие всего окружения как опасного" (там же, с. 91).

    "У детей все более откровенно проявляется устойчивый стресс

    перенапряженности. Коренное изменение привычного для них образа жизни,

    постоянное присутствие в этой жизни "радиационного фактора" сформировали у

    них стереотипы психологической и поведенческой реакции. Крайне негативную

    реакцию у подростков, подвергшихся радиационному воздействию в результате

    аварии на ЧАЭС, вызывают нарушения их привычных естественных условий жизни,

    связанной с постоянными контактами с природой".

    Таким образом, Чернобыльская катастрофа – в полной мере катастрофа

    экологическая в том смысле, что приводит не только к фактическим изменениям

    дома (эйкоса) человека, но и к серьезной и, возможно, необратимой

    деформации его образа, что, в свою очередь, не может не сказываться на

    свойствах личности и индивидуальности.

    Использованные источники и материалы:

    1.Д. Никитин, Ю. Новиков"Окружающая среда и человек", 1986 г.

    2.Ю.А. Израэль"Проблемы всестороннего анализа окружающей среды и принципы

    комплексного мониторинга" Ленинград, 1988 г.

    3.В.В. Бадев, Ю.А. Егоров, С.В. Казаков "Охрана окружающей среды при

    эксплуатации АЭС", Москва, Энергоатомиздат, 1990 г.

    4. 1999, 2000 Project by Alex V. Korostelyov

    5. © Mirror Weekly 2000 По материалам International Herald Tribune

    6. (c) .Аргументы и факты ЧЕЛЯБИНСК.2000.

    7. (c) .Центр внедрения специализированных систем.2000

    8. News.Battery.Ru - Аккумулятор Новостей, 27.04.1999

    9. Журнал "New Scientist"(Великобритания) № 2146.

    10. http://www.infoatom.ru/Win/Arc/radiofobia.htm «Молот», 27 июля 1999 г.,

    № 88

    11. Газета "Частная собственность" N15 (211) 20 апреля 2000 г.

    12. Автобизнес-weekly - электронная газета http://www.asa.minsk.by

    13. www.tut.by Белорусский портал

    14. http://ncdo.levsha.ru/ecoPSY/AK833000.htm

    -----------------------

    [pic]

    [pic]

    [pic]

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.