МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Работа классного руководителя по развитию одаренности детей

    одаренности. Их содержание базируется на универсальной, выраженной в баллах

    ''единой оценке'' одаренности. Обычно это оценка интеллекта либо

    креативности, иногда – сочетание того и другого.

    Как мы уже говорили в первой главе со времен А.Бине и в течение

    долгого времени высокий интеллект, определяемый с помощью

    стандартизированных тестов, играл роль универсального показателя

    одаренности. Процесс диагностики предлагал разовые или периодические

    обследования детей, как правило, с последующей их селекцией в сфере

    образования.

    Естественно, что эта практика не могла не быть подвергнута жесткой

    критике со стороны как специалистов, так и общественности. Что и было

    сделано практически во всех, странах мира. Наиболее радикальные шаги в этом

    направлении характерны для нашей страны. Чего стоит одно только

    постановление «О педагогических извращениях в системе наркомпромсов» 1936

    года. Однако, не смотря на резкую критику и вполне очевидную теоретическую

    несостоятельность (отсутствие надежной концептуальной модели одаренности,

    низкая прогностичность большинства диагностических методик, зависимость

    результатов от действия средовых факторов и др.), возможность этого подхода

    к диагностике одаренности не только не исключает, но вполне серьезно

    обсуждается в современной популярной и даже специальной литературе и, что

    самое печальное, реально проводится на практике. Так, в средствах массовой

    информации в последние годы периодически обсуждается проблема необходимости

    массового тестирования детей в России на «интеллект».

    Частично смягчает негативное влияние этого подхода стремление к

    комплексной оценке. Но это не следует рассматривать как дорадикальное

    решение проблемы. Одномоментная, даже многомерная оценка уровня одаренности

    – крайне ненадежное основание для социально – педагогического прогноза. Как

    известно, именно функцию социального прогнозирования выполняет в данном

    случае диагностическая процедура.

    При многомерной комплексной оценке (когда оценивается, кроме

    интеллекта и креативности, ещё и личностные особенности) меняются лишь

    требования к методологическому аппарату. Это безусловно, повышает

    надежность полученных данных, но не делает их настолько надежными,

    насколько этого требует социально – педагогические задачи.

    В качестве примера подобного подхода может служить так называемая

    резервуарная модель Дж. Гауэна. В итоге проведения многих оценочных

    процедур (результатов группового тестирования, рекомендаций классного

    руководителя и др.) очерчивается круг претендентов для занятий по программе

    для одаренных. Ребенок должен показать высокие результаты в любых трех (из

    четырех возможных) видах оценки, либо набирать определенную сумму баллов по

    тестам интеллекта (Стенфорд Бине). Окончательный вердикт выносится членами

    отборочной комиссии.

    Один из вариантов комплексной оценки представляет собой также широко

    известный проект «РАРУНТ» (для одаренных детей, имеющих отклонения в

    сенсорном или физическом развитии). Первичная оценка общей и социальной

    одаренности детей проводится с помощью специальных опросных листов для

    учителей и родителей. В случае, если оценка ребенка педагогом или

    родителями превышает определенный уровень по одному из опросных листов,

    ребенок зачисляется в число кандидатов. Далее, с целью проверки полученных

    данных все дети привлекаются к специальным занятиям в небольших группах в

    соответствии с характером их одаренности. Если эти дети обнаруживают (по

    итогам занятий) адекватный уровень, по меньшей мере, в одном или двух видах

    деятельности, они включаются в дополнительную программу. И только детей с

    серьёзными физическими и сенсорными недостатками тестируют дополнительно

    по стандартизированным тестам.

    Ненадежность получаемых результатов осознаётся авторами, но не

    отменяет их желания ''навешивать ярлыки'' (''одаренный'', ''неодаренный'').

    Этот подход привел к тому, что в современной массовой российской системе

    образования практика селекций детей с целью приема в образовательные

    учреждения с повышенным статусом на основании разовых обследований

    законодательно запрещена. Первый запрет, как известно, датировался 1936

    годом, а второй – началом 90-х годов.

    Подчеркнем, что строго говоря, такое диагностическое обследование

    может быть вполне объективным с точки зрения сегодняшнего дня. Ведь оно,

    словно фотография может точно зафиксировать уровень, показанный в данный

    момент, в данных условиях ребенком. Но всегда ли можно по фотографии

    ребенка предсказать, каким будет его внешний облик, когда он станет

    взрослым.

    Построить прогноз развития на таком ненадежном основании практически

    невозможно. Потому – то и необходимы специальные организационно –

    педагогические решения.

    «Принцип турникета». С целью преодоления названных сложностей

    предпринимаются попытки поставить этот процесс на более надежную научно –

    подтвержденную основу.

    Основные требования к диагностики одаренности.

    В заключении можно выделить основные современные требования к процессу

    одаренности детской одаренности.

    Оценивание одаренности ребенка должно быть комплексным.

    Обследование должно быть всесторонним, комплексным. Кроме уровня развития

    интеллектуальных, необходимо изучить творческие способности,

    психосоциальное и физическое развитие, охватить как можно больший спектр

    способностей ребенка.

    Важно помнить и о качественной стороне оценки, которая также имеет

    прямое отношение к принципу комплексного оценивания. Речь идет о выявлении

    соотношения уровней развития отдельных функций и способностей в структуре

    психики конкретного ребенка.

    Но при этом следует помнить о том, что ребенка, показавшие высокие

    результаты хотя бы по одному из рассматриваемых параметров, следует

    рассматривать как одаренного.

    Только долговременное обследование может быть объективным. Психо –

    диагностическое обследование, направленное на выделение уровня одаренности

    ребенка, должно быть долговременным. Диагностическое обследование,

    проводимое с целью отбора детей разовым быть не может. Этого не позволяют

    сделать ни современный уровень теоретической разработанности данной

    проблемы, ни существующий уровень методического обеспечения этого процесса.

    Наиболее эффективны для психодиагностической работы – психотренинги.

    Обычные диагностические методики, ориентированные на разовое обследование,

    требуют решения ребенком серьезных, специальных стандартизированных задач.

    По результатам решения производится оценка.

    Тренинговые методики преследуют обычно другие цели прежде всего, цели

    развития, в процессе которого можно развивать долговременную диагностику и

    тем самым снять некоторые психологические преграды, неизбежно возникающие

    при различных исследованиях.

    Встреча с незнакомым взрослым (психологом, педагогом и др.) какого бы

    специалиста по общению с детьми он из себя не изображал, для ребенка –

    тоже стресс. Сможет ли его преодолеть ребенок? На этот вопрос может быть

    несколько разных ответов, но одно не подлежит сомнению – все это скажется

    на результатах диагностики.

    Диагностические задания тренингового типа позволяет избавиться от

    проблем. Ребенок, включенный в длительное обследование, может, постепенно

    избавившись от выше перечисленных стрессов, выявить свои истинные

    возможности.

    Необходимо учитывать потенциальные возможности ребенка. Большинство

    специалистов склоняется к тому, что при оценке уровня одаренности ребенка

    следует оценивать не только и не столько склонные, сколько его

    потенциальные возможности. В данном случае имеется в виду ориентация на

    ''зону ближайшего развития''. И именно в педагогическом и в более всего в

    социальном плане значительно важнее не то, что демонстрирует ребенок в

    данный момент, а то, что следует ожидать от него в будущем.

    Следует опираться на экологические валидные методы диагностики к

    которым относятся методы оценки поведения и деятельности в реальных, а не в

    искусственных лабораторных ситуациях.

    В диагностике одаренности должны участвовать разные специалисты:

    психологи, педагоги, родители и дети. Притом последние не только в роли

    подопытных. Для каждой из этих категорий работников необходим свой,

    специально разработанный метод инструментарий. Только сопоставление этих

    данных может дать картину, максимально приближенную к истине.

    СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ

    Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой

    из учебных дисциплин, однако общими требованиями к отбору учебных программ,

    определяющих это содержание, выступает соответствие программы специфике

    школы как учебного учреждения, в случае отсутствия такой программы среди

    опубликованных невидима корректировка существующих программ либо создание

    авторских программ. Содержание учебного материала должно настраивать

    учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких

    детей самоценным. А главное, нужен постепенный переход к обучению не

    столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление,

    побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее

    самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели,

    для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и

    физических усилий.

    Для оптимального развития одаренных учащихся должны разрабатываться

    специальные развивающие программы по отдельным предметам в рамках

    индивидуальной программы обучения одаренного учащегося. В обучении

    одаренного учащегося может реализовываться стратегия ускорения (имеется в

    виду в первую очередь изменение скорости обучения), в работе с такими

    учащимися можно использовать быстрое продвижение к высшим познавательным

    уровням в области избранного предмета.

    Стратегия ускорения не универсальна. Она нуждается в сочетании со

    стратегией обогащения (углубления). Одаренный учащийся должен получать

    дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности

    развития мышления, креативности, умений работать самостоятельно.

    Поэтому программы по отдельным предметам для одаренных учащихся должны быть

    ориентированы на более сложное содержание, направлены на увеличение знаний

    в конкретной области и на развитие умственных операций.

    Методы и формы работы с одаренными учащимися прежде всего должны

    органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школ

    и в то же время отличаться определенным своеобразием.

    Могут использоваться, в частности, тематические и проблемные мини-

    курсы. «мозговые штурмы» во всех вариантах, ролевые тренинги, развитие

    исследовательских умений и художественной активности в форме научно-

    практической работы пли творческих зачетов и т.п.

    Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными учащимися,

    следует признать нецелесообразным в условиях школы выделение таких

    учащихся в особые группы для обучения по всем предметам. Одаренные учащиеся

    должны обучаться в классах вместе с другими, тоже очень хорошо

    подготовленными и способными школьниками. Это позволит создавать условия

    для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для

    выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально

    возможного развития всех учащихся школы. Однако при этом не исключается

    возможность создания групп одаренных учащихся для выполнения ими различного

    рода проектной деятельности, творческих задании или групп учащихся,

    работающих по особым методикам, корректирующим в случае необходимости

    погрешности в усвоении одаренными учащимися материала отдельных учебных

    дисциплин.

    Прежде всего методы и формы работы могут быть разделены на урочные и

    внеурочные.

    Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок.

    Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным

    разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию

    работы. Широкое распространение должны получить групповые формы работы,

    различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в

    самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги.

    Перечисленные формы работы и виды деятельности могут найти широкое

    применение в рамках семинарской формы работы, в различных практикумах и при

    проведении лабораторных знаний в условиях деления класса на подгруппы при

    изучении профильных дисциплин.

    Каждый учебный предмет определяет специфику применяемых форм, методов

    и приемов работы.

    Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями

    выявления и развития одаренных учащихся обладают различные факультативы,

    кружки, конкурсы, интеллектуальный марафон, привлечение школьников к

    участию в самых различных олимпиадах и конкурсах вне школы и, разумеется,

    система внеурочной исследовательской работы учащихся.

    Важным фактором, влияющим на развитие одаренных школьников и на

    выявление скрытых одаренности и способностей, является система внеклассной

    воспитательной работы в школе. Основой формирования такой системы выступает

    «погружение в культуру», функциями системы являются обучающая, развивающая

    и воспитывающая функции, а организующим началом системы является игра.

    УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ.

    1. При организации работы классного руководителя свою работу необходимо

    начать с планирования. В планировании классный руководитель должен отразить

    диагностику одаренности и наметить задачи и формы работы с одаренными

    учащимися. Для этой успешной работы с одаренными детьми необходимо:

    2. Создание подсистемы диагностики одаренности учащихся школы и

    организация эффективного функционирования этой системы.

    3. Расширение и совершенствование деятельности психологической службе в

    школе.

    4. Включение проблемы работы с одаренными детьми как приоритетного

    направления в систему научно-методической и опытно-экспериментальной

    работы учителей школы.

    5. Осознание важности этой работы каждым членом коллектива школы и

    усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования

    положительной мотивации к учению.

    6. Создание и постоянное совершенствование школьной методической системы

    и предметных подсистем работы с одаренными учащимися.

    7. Признание руководством и коллективом школы того, что реализация

    системы работы с одаренными учащимися является одним из приоритетных

    направлений в работе школы.

    8. Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей,

    обладающих определенными качествами: учитель для одаренного ребенка

    является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей

    воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми

    более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с

    одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие

    способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;

    - учитель верит в собственную компетентность и возможность решать

    возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за последствия

    принимаемых им решений и одновременно ощущает себя человеком,

    заслуживающим доверия, уверен в своей, человеческой привлекательности

    и состоятельности;

    - учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои

    проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные

    намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое

    следует ценить, уважать и оберегать;

    - учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию,

    охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у

    других и заниматься самообразованием и саморазвитием. Постоянная работа по

    совершенствованию учебно-воспитательного процесса в школе с целью

    неуклонного снижения учебной и психологической перегрузки учащихся.

    Виды, формы и уровни дифференциации обучения

    В специальной литературе много говорят о различных видах, формах и

    уровнях дифференциации обучения, в том числе и с учетом проблемы детской

    одаренности. Не вдаваясь в нюансы основных позиций, отмечу, что возможных и

    реальных проявлений дифференциации можно выделить множество. Попробуем

    классифицировать их, поделив на виды, формы и уровни.

    К видам дифференциации обучения могут быть отнесены варианты,

    построенные на различном понимании концепции одаренности:

    • по уровню учебной успешности (академическая одаренность);

    • по специальным способностям (обучение талантливых детей);

    • по общим способностям (коэффициент интеллекта, общая креативность,

    комплексная оценка уровней развития и взаимного сочетания мотивации,

    интеллекта и креативности и др.).

    К формам дифференциации могут быть отнесены варианты различных

    организационных стратегий обучения одаренных детей:

    • жесткая (селективная) — школы для одаренных;

    • гибкая (элективная) — совместное обучение одаренных с "нормальными"

    сверстниками;

    • переходная — классы для одаренных (лицейские, гимназические и др.) в

    обычной школе.

    Отмеченные выше виды и формы могут быть реализованы на разных уровнях.

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.