МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Пути преодоления сложных педагогических ситуаций в процессе семейного общения

    |4.Чувство неполноценности в |17% (4рис.) |

    |семейной ситуации | |

    |5.Враждебность в семейной |4% (1рис) |

    |ситуации | |

    Анализ детских рисунков дал возможность предположительно разделить

    семьи испытуемых детей на 5 основных групп в зависимости от сложившихся

    внутрисемейных отношений:

    1 – благоприятная семейная ситуация

    2 – тревожность в семье

    3 – конфликтность в семье

    4 – чувство неполноценности в семейной ситуации

    5 – враждебность в семейной ситуации

    Рисунки с уравновешенными доверительными отношениями отражали следующие

    признаки:

    - общая деятельность всех членов семьи,

    - преобладание людей на рисунке,

    - изображение всех членов семьи,

    - отсутствие изолированных членов семьи,

    - отсутствие штриховки,

    - хорошее качество линий,

    - адекватное распределение людей на листе.

    Таких рисунков было7 (29%). Они набрали по 8 баллов из максимальных 10

    – это высокий уровень.

    Рисунки, отражающие тревожность, отличались:

    - штриховкой,

    - линией основания – пол,

    - линией над рисунком,

    - линиями с сильным нажимом,

    - стиранием,

    - преувеличенным вниманием к деталям,

    - преобладанием вещей,

    - двойными или прерывистыми линиями.

    Таких рисунков было 5 (21%). Три рисунка – 8 баллов – это высокий

    уровень тревожности, два рисунка – по 4, средний уровень.

    Конфликтность в семье выражалась в:

    - стирании отдельных фигур,

    - отсутствие основных частей тела у некоторых фигур,

    - выделение отдельных фигур,

    - их изоляция,

    - неадекватная величина отдельных фигур,

    - отсутствие на рисунке некоторых членов семьи,

    - человек, стоящий спиной.

    Таких рисунков было 7 (29%). Пять рисунков – 10 баллов – это высокий

    уровень. Два рисунка – 5 баллов – это низкий уровень.

    Чувство неполноценности в семейной ситуации отражалось в рисунках так:

    - автор рисунка непропорционально маленький,

    - расположение фигур на нижней части листа,

    - линия слабая, прерывистая,

    - изоляция автора от других,

    - маленькие фигуры,

    - отсутствие автора,

    - автор стоит спиной.

    Таких рисунков было 4 (17%). Один рисунок – 8 баллов – это высокий

    уровень; один рисунок – 6 баллов – это средний уровень; два рисунка – 3

    балла – это низкий уровень.

    Враждебность в семейной ситуации:

    - одна фигура на другом листе или другой стороне листа,

    - агрессивная позиция фигуры,

    - зачеркнутая фигура,

    - обратный профиль, руки раскинуты в стороны,

    - длинные пальцы

    Такой был один рисунок (4%), он набрал 3 балла – это средний уровень.

    Данное исследование позволило определить состояние внутрисемейных

    отношений. Анализ результатов исследования показал, что в большинстве семей

    имеются трудности в семейном воспитании (17 рисунков свидетельствуют об

    этом – это 70% опрошенных). Для подтверждения предположения мы провели

    анкетирование и тестирование родителей и детей.

    В исследовании принимали участие 24 родителя, более активными оказались

    мамы – 19 человека и 5 пап.

    Вопросники, тесты и анкетирование для родителей позволяют установить

    типы родителей как воспитателей, использовать при их разбивке по группам

    критерии, которые применяются для характеристики стиля взаимоотношений

    между взрослыми и ребенком. В соответствии со стилем взаимоотношений было

    выделено три типа:

    Авторитарный

    Либеральный

    Гуманно-сотруднический

    Таблица 2

    Типы родителей как воспитателей

    (отвечали родители)

    |Типы родителей |% родителей, принадлежащих к |

    | |данному типу |

    |1.Авторитарный |37,5% (9чел) |

    |2.Либеральный |29% (7чел) |

    |3.Гуманно-сотруднический |33% (8чел) |

    Авторитарными мы посчитали родителей, которые согласились с такими

    высказываниями: «Физическое наказание – лекарство для ребенка», «Не

    обязательно отвечать на все вопросы ребенка», «Ребенок должен

    беспрекословно подчиняться родителям», «Дети не владеют умением

    самостоятельно рассуждать», «Страх рождает любовь».

    Из ответов на вопрос, поставленный к любой ситуации, они выбрали ответы

    следующего характера: «строго накажу», «ни в коем случае не позволю»,

    «попытаюсь поймать». На вопрос: «Часто ли вы ребенку навязываете свои

    мысли?» ответили: «Конечно, наставляю его на истинный путь». На вопрос: «Вы

    идеальный родитель?» ответили: «Думаю, я близок к идеалу»

    В тесте «Какие Вы родители?» такие родители получили от1 до 4 баллов.

    При анкетировании они используют такие методы наиболее часто, как

    приказание, требование; запрещение без объяснения, физическое наказание и

    считают, что эти методы положительно влияют на ребенка. Поощряют такие

    родители деньгами и покупками.

    Таких родителей по всем методикам получилось 9 (37,5%).

    К родителям гуманно-сотруднического стиля мы отнесли тех, которые

    предпочли ответы следующего характера: «С любым желанием ребенка нужно

    считаться так же, как с желанием взрослого», «Ребенок должен не бояться, а

    уважать родителей», «К сердцу каждого ребенка можно подобрать ключи»,

    «Существуют трудновоспитуемые, но и они поддаются воспитанию».

    Из ответов на вопрос, поставленный к любой ситуации, они выбрали ответы

    следующего характера: «окажу ему помощь», «не дам понять ему в ту же

    минуту, что мне известно об этом». На вопрос: «Какое качество родителя

    наиболее ценно?» ответили: «Умение включиться в дела ребенка».

    В тесте «Какие Вы родители?» эти родители получили от 9 до 14 баллов.

    При анкетировании они наиболее часто используют такие методы, как

    беседы с ребенком; советы, разъяснения, как надо поступать. Поощряют

    одобрением хорошего поступка всем семейным коллективом.

    Таких родителей по всем методикам получилось 8 (33%).

    Такие взаимоотношения взрослых и детей в любом случае подразумевают

    уважение к личности ребенка, проявление доброжелательности и внимания к

    нему, подчеркнутое доверие к нравственным силам и потенциальным

    возможностям ребенка.

    Сравнительно труднее оказалось выделить тип либеральных родителей,

    поскольку в отдельных случаях их ответы совпадали с ответами гуманных

    родителей, а в других радикально от них отличались. В основном же для

    данного типа родителей характерны ответы следующего содержания: «С каждым

    желанием ребенка нужно считаться». Там, где демократ отвечает: «Окажу ему

    помощь», а авторитарист избирает «строгое наказание», либерал «не придает

    этому никакого значения». На вопрос: «Часто ли вы навязываете ребенку свои

    мысли?» Он отвечает: «Разумеется, я делаю все, что необходимо для моего

    ребенка».

    В тесте «Какие Вы родители?» такие родители получили от 6 до 8 баллов.

    При анкетировании они то используют методы разъяснения, то физическое

    наказание; то беседуют с ребенком, то запрещают без объяснений. Конечно же,

    такие методы работают с перебоями, как утверждают испытуемые. Поощряют

    покупками.

    Таких родителей оказалось 7 (29%).

    Выделению типов родителей способствовало анкетирование, проведенное

    среди детей. У детей школьного возраста уже есть определенный запас

    морального опыта, который, в соответствии с тем, в какой семейной ситуации

    растет ребенок, может быть показателем наличия положительных или

    отрицательных взаимоотношений в семье.

    Таблица 3.

    Типы родителей как воспитателей

    (отвечали дети)

    |Типы родителей |% родителей, принадлежащих к |

    | |данному типу |

    |1.Авторитарный |42% (10чел) |

    |2.Либеральный |33% (8чел) |

    |3.Гуманно-сотруднический |25% (6чел) |

    Сравнение анкет родителей и их детей позволило установить наличие

    связей между стилем воспитания в семье и определенными качествами личности

    ребенка. Дети авторитаристов, в основном отвечали так: «Я боюсь родителей»,

    «Когда мне трудно, родители не догадываются об этом», «Мама (папа) любят

    давать указания, приказывать», «Мои родители требуют беспрекословного

    подчинения», «Мои родители считают, что я ни на что не способен».

    Таких детей было 10 (42%).

    Дети гуманных родителей отвечают: «Я уважаю родителей», «Люблю

    рассуждать вместе с родителями», «В семье ко мне относятся с уважением»,

    «Люблю бывать дома», «Родители мне доверяют», «Я и мама (папа) без слов

    понимаем друг друга».

    Таких детей было 6 (25%).

    Ответы детей либералов свидетельствуют, что они растут в атмосфере

    бесконтрольности: «Я гуляю там, где захочется», «Родители уверены в моих

    способностях», «Если я попрошу, они все для меня сделают».

    Таких детей получилось 8 (33%).

    Благоприятные условия для формирования трудновоспитуемости создаются

    как в авторитарных, так и в либеральных семьях: насколько авторитаристы

    чрезмерно строги и подавляют отношения ребенка, настолько либералы создают

    ребенку ситуацию нецелесообразной свободы и бесконтрольности действий.

    Родитель-либерал может быть авторитаристом в воспитании, воспитатели

    такого типа путают между собой настоящий авторитет родителей и ложный

    авторитет. Они думают, что завоюют авторитет у ребенка, если заставят его

    подчиниться своим требованиям. Настоящий же родительский авторитет

    существует в семье, если дети уважают родителей и, поскольку родители

    являются примером для детей, чрезвычайно важны требования, предъявляемые

    родителями к самим себе.

    В семье, где налажено педагогически оправданное, правильное отношение к

    воспитаннику, в воспитании не возникает трудностей и, если все же

    трудновоспитуемость имеет место, следует искать причины ее возникновения в

    другом месте (причиной могут служить психофизические качества ребенка,

    внесемейные обстоятельства).

    На условия возникновения явления трудновоспитуемости в авторитарных и

    либеральных семьях указывают выявившиеся в ответах детей отношения к семье

    и родителям. Так, например, ответ, данный на один из пунктов вопросника:

    »Мне не хочется идти домой», сам по себе отражает сформулированное в нем

    отношение к родителям в семье, но, когда фраза будет продолжена, допустим,

    следующим образом: «Потому, что я не люблю, когда родители вмешиваются в

    мои дела», или «Так как они контролируют каждый мой шаг», - это будет

    свидетельствовать о ярко выраженном отрицательном отношении ребенка к семье

    и родителям. Сигнал о том, что требуется уделять особое внимание ребенку и

    применять соответствующие меры педагогического воздействия.

    Иной вывод можно сделать из детских высказываний: »Мои родители требуют

    беспрекословного подчинения», «Я гуляю там, где захочется», «мои родители

    любят угрожать и наказывать». Подобные ответы указывают на

    недоброжелательные отношения между родителями и детьми. В то же время можно

    заключить, что в данном случае родители не пытаются в мотивах поведения

    ребенка, чем способствуют формированию конфликтных взаимоотношений,

    взаимному отчуждению детей и родителей. В рамках этого случая имеют место и

    такие семейные ситуации, которые представляют собой одну из предпосылок

    трудновоспитуемости: незаметное на первый взгляд непонимание между

    родителями и детьми в дальнейшем становится глухой стеной между ними, и

    вынуждает детей искать вне семьи тех, кто их поймет.

    Так как, к сожалению, не все родители и дети написали свои фамилии, не

    удается пофамильно сопоставить мнения о стиле воспитания родителей и их

    детей, соответственно.

    Из таблицы №2 видно, что авторитаристы - на первом месте, а либералы –

    на третьем; из таблицы №3 видно, что авторитаристы – на первом месте,

    либералы – на втором.

    Но по тем данным, которые у нас получились, можно сказать, что первая

    часть нашей гипотезы частично подтвердилась: в большинстве семей -

    авторитарный стиль воспитания.

    Мы провели сравнительный анализ между стилем воспитания и характером

    внутрисемейных отношений:

    Таблица 4.

    Сравнительный анализ между стилем воспитания и характером

    внутрисемейных отношений

    |Фамилии испытуемых |Стили воспитания |Характер внутрисемейных|

    | | |отношений |

    |1.Виноградовы |Л |тревожность |

    |2.Гавричевы |Л |конфликтность |

    |3.Дерябины |Г |благоприятная ситуация |

    | | |семейная |

    |4.Железняк |А |тревожность |

    |5.Ивановы |А |конфликтность |

    |6.Косурины |А |тревожность |

    |7.Тимофеевы |Л |неполноценность автора |

    Мы предлагаем только фрагмент сравнительного анализа между стилем

    воспитания и характером внутрисемейных отношений, т.к. не все родители и

    дети указали свои фамилии на бланках ответов, что позволило им быть более

    откровенными. Но это все равно дало нам возможность подтвердить вторую

    часть нашей гипотезы, а именно: дети в авторитарных и либеральных семьях -

    с повышенной тревожностью, чувством неполноценности, враждебны и конфликтны

    по отношению к другим, а значит, в этих семьях чаще возникают сложные

    педагогические ситуации.

    Дети демократичных родителей нарисовали рисунки, отражающие

    благоприятную семейную ситуацию.

    Анализ материалов данного исследования дает основание заключить:

    решающее значение в формировании личности ребенка в семье принадлежит,

    прежде всего, общему стилю жизни семьи, взаимоотношениям между ее членами,

    поведению родителей (в особенности на глазах у ребенка), их отношению к

    детям.

    Все вышеперечисленные ошибки, допускаемые родителями в воспитании

    детей, способствуют возникновению конфликтов и сложных педагогических

    ситуаций.

    В этой главе мы предложили методики, которые, на наш взгляд, наиболее

    соответствуют целям и задачам нашей дипломной работы, мы подробно

    проанализировали полученные результаты. По методике КРС мы выделили пять

    основных групп в зависимости от сложившихся внутрисемейных отношений.

    Вопросники, тесты и анкетирование для родителей позволили установить типы

    родителей как воспитателей. В соответствии со стилем взаимоотношений было

    выделено три типа:

    Авторитарный

    Либеральный

    Гуманно-сотруднический

    Провели параллель между результатами методики КРС и тестированиями и

    пришли к заключению, что выбранные родителями методы воспитания имеют

    решающее значение в формировании отношений между членами семьи.

    В этой главе частично подтвердилась первая часть нашей гипотезы: в

    большинстве семей - авторитарный стиль воспитания. Также полностью

    подтвердилась вторая часть гипотезы: дети в авторитарных и либеральных

    семьях – с повышенной тревожностью, чувством неполноценности, враждебны и

    конфликтны по отношению к другим, а значит, в этих семьях чаще возникают

    сложные педагогические ситуации.

    Следующую главу нашей дипломной работы мы хотим посвятить коррекции

    сложных педагогических ситуаций.

    Глава 3. Пути коррекции сложных педагогических ситуаций.

    3.1. Глубинное воспитание как основа коррекции сложных педагогических

    ситуаций в процессе семейного воспитания.

    Источник конфликтов, возникающих в сфере взаимоотношений родителя и

    ребенка, заключается в различии их взглядов на явления окружающей их

    действительности. С одной стороны, ребенком движет сила собственных

    актуальных потребностей, что мешает ему за течением сегодняшней жизни

    увидеть завтрашний день. С другой стороны, воспитатель исходит в своих

    действиях именно из завтрашних интересов ребенка, что мешает ему считать

    сегодняшний день ребенка его реальной, настоящей жизнью. Складывается

    впечатление, что, с точки зрения того же воспитания, сегодняшний день

    ребенка не имеет никакого значения, так же, как и то, что волнует его

    сегодня. Точнее, эти реальности замечаются, но в то же время

    подразумеваются, что они – факторы, препятствующие воспитанию, и, насколько

    это возможно, их следует пресекать.

    Как подходит в реальной жизни воспитатель?

    Исследования показывают, что в основном в семье и школе господствует

    так называемый авторитарный императивный подход к ребенку. Поскольку

    воспитатель считает, что его требования служат лучшему будущему ребенка,

    поскольку он пытается заставить их выполнять, скажем так, с помощью прямого

    воздействия на воспитанника. Иначе говоря, он пытается подчинить ребенка

    для того, чтобы воспитать его. В системе средств «подчинения» ребенка

    подразумеваются методы убеждения, и практика показывает, что в

    педагогическом процессе преобладают различные виды императивного

    воздействия: приказ, наказание, порицание, требование, выговор и т.д. В

    условиях императивного, авторитарного, воспитания личность ребенка ущемлена

    и подавлена. Такие существенные компоненты психологии ребенка, как его

    стремление к самостоятельности, потребность ощущать себя взрослым,

    фактически не учитываются, а возникающие на этой почве противоречия,

    находящие проявления в поведении ребенка, часто воспринимаются взрослыми

    как наглость, невоспитанность и т.д. А как раз эти компоненты психологии

    ребенка и составляют мотивационный источник его поведения, определяя

    границы его личности. Не учитывать данный мотивационный источник, значит,

    отрицать личность ребенка. Воспитание, в ходе которого не считаются с

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.