МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Пути преодоления сложных педагогических ситуаций в процессе семейного общения

    2 – тревожность

    3 – конфликтность в семье

    4 – неполноценность автора в семье

    5 – враждебность в семейной ситуации

    1- благоприятная семейная ситуация

    - общая деятельность всех членов семьи – 2б,

    - преобладание людей на рисунке – 1б,

    - изображение всех членов семьи –2б,

    - отсутствие изолированных членов семьи –1б,

    - отсутствие штриховки – 1б,

    - хорошее качество линий – 1б,

    - адекватное распределение людей на листе – 1б.

    2 - тревожность:

    - штриховка –1б за каждую штриховку,

    - линия основания – пол –1б,

    - линия над рисунком – 1б,

    - линия с сильным нажимом – 1б,

    - стирание – 1б за каждый факт,

    - преувеличенное внимание к деталям – 1б,

    - преобладание вещей – 1б,

    - двойные или прерывистые линии – 1б.

    3 - конфликтность в семье:

    - стирание отдельных фигур – 1б,

    - отсутствие основных частей тела у некоторых фигур – 2б,

    - выделение отдельных фигур – 2б,

    - их изоляция – 2б,

    - неадекватная величина отдельных фигур – 2б,

    - отсутствие на рисунке некоторых членов семьи из реального состава – 2б,

    - человек, стоящий спиной – 1б,

    - барьеры между фигурами – 2б,

    - преобладание вещей – 1б.

    4 – неполноценность автора в семье:

    - автор рисунка непропорционально маленький – 2б,

    - расположение фигур на нижней части листа – 2б,

    - линия слабая, прерывистая – 1б,

    - изоляция автора от других – 2б,

    - маленькие фигуры –1б,

    - отсутствие автора – 2б,

    - автор стоит спиной - 1б.

    5 - враждебность в семейной ситуации:

    - одна фигура на другом листе или другой стороне листа – 2б,

    - агрессивная позиция фигуры – 1б,

    - зачеркнутая фигура – 2б,

    - деформированная фигура – 2б,

    - длинные пальцы – 1б.

    Специально составленные вопросники и тесты позволяют изучить мнение

    родителей о воспитании и особенности отношения детей к взрослым. Мы

    используем вопросники для родителей и детей, составленные М.Р.Догонадзе для

    установления стиля взаимоотношений между родителями и детьми. Ситуации

    заимствованы из теста Дональда Тенесси «Какой ты родитель?» и отобраны те,

    которые соответствуют условиям нашей действительности.

    Вопросники и тесты для родителей и детей позволяют установить типы

    родителей как воспитателей, использовать при их разбивке по группам

    критерии, которые применяются для характеристики стиля взаимоотношений

    между взрослыми и ребенком.

    Мы используем именно эти методики, т.к. они сделаны в простой и

    доступной форме, не требуют много времени на их выполнение, а также

    помогают достичь поставленную нами цель.

    1.Вопросник (дается для ответов родителям). М.Р.Догонадзе (23,1979г.)

    Инструкция: «Просим ответить откровенно».

    |№ |Вопросы |Согласе|Не |

    | | |н |согласен|

    |1 |В наше время молодежь понять невозможно | | |

    |2 |Физическое наказание – лекарство для ребенка | | |

    |3 |Ребенок должен беспрекословно подчиняться | | |

    | |родителям | | |

    |4 |Ребенок должен верить, что родители все знают | | |

    | |лучше него | | |

    |5 |Нельзя достичь успехов в воспитании каждого | | |

    | |ребенка | | |

    |6 |Ребенок любознателен, он любит задавать | | |

    | |чрезмерное количество вопросов | | |

    |7 |Страх рождает любовь | | |

    |8 |С любым желанием ребенка нужно считаться так же,| | |

    | |как с желанием взрослого | | |

    |9 |Дети скрытны, они живут своей жизнью | | |

    |10|Существуют трудновоспитуемые дети, но и они | | |

    | |поддаются воспитанию | | |

    |11|Ребенок должен не бояться, а уважать своих | | |

    | |родителей | | |

    |12|Я не пытаюсь силой узнать тайну ребенка | | |

    |13|Физическое наказание – метод, применение | | |

    | |которого ничем не может быть оправдано | | |

    |14|К сердцу каждого ребенка можно подобрать ключи | | |

    |15|Вовсе не обязательно отвечать на все вопросы | | |

    | |ребенка | | |

    |16|Дети не владеют умением самостоятельно | | |

    | |рассуждать | | |

    |17|Дети любят сердить родителей | | |

    2.Тест для родителей. Д.Тенесси (49,1981г.)

    Инструкция: «Просим ответить откровенно, поставьте «галочку» около

    выбранного ответа».

    1.Ребенок вернулся с прогулки, где подрался. Он плачет, колени у него

    разбиты. Что Вы делаете?

    а) окажете ему помощь

    б) пригрожу тем, что не буду никуда пускать

    в) строго накажу

    2.Вы нашли сигарету у 12летнего ребенка. Что Вы сделаете?

    а) не дам понять ему в ту же минуту, что мне известно об этом

    б) не придам этому никакого значения

    в) накажу, попытаюсь поймать в момент курения

    3.18-летний юноша хочет жениться, но плохо знает невесту. Что Вы сделаете?

    а) не стану его убеждать в том, что он ошибается

    б) прибегну к иронии

    в) ни в коем случае не разрешу сделать этого

    4.Чем больше всего может обрадовать Вас ребенок?

    а) талантом

    б) беспрекословным подчинением

    в) оценками

    5.Чем больше всего может огорчить Вас ребенок?

    а) ленью

    б) двойками

    в) непонятливостью

    6.Вы хотите, чтобы Ваш ребенок стал…?

    а) доброжелательным человеком

    б) хорошим специалистом

    в) выдающимся человеком

    7.Какие качества ребенка вы цените?

    а) умение защищаться

    б) чувство юмора

    в) физическую силу

    8.Что труднее всего воспитывать в ребенке?

    а) сочувствие

    б) трудолюбие

    в) честность, порядочность

    9.Какое качество родителя наиболее ценно?

    а) сдержанность, терпение

    б) умение включиться в дела ребенка

    в) умение во всем видеть смешное

    10.Часто ли Вы навязываете ребенку свои мысли?

    а) вообще никогда

    б) иногда

    в) конечно, наставляю его на путь истинный

    11.Вы идеальный родитель?

    а) такого не существует

    б) думаю, я близок к идеалу

    в) разумеется, я делаю все, что необходимо для моего ребенка

    3.Тест: «Какие Вы родители?» («Педагогический всеобуч

    родителей»,39,1982г.)

    Инструкция: «Какие Вы родители: слишком терпимые или, наоборот,

    непомерно регламентирующие жизнь своего ребенка? Ответив искренне на

    вопросы приведенного ниже теста, Вы сможете узнать, насколько правильный

    тон Вы выбрали во взаимоотношениях с детьми. Выберите подходящий ответ».

    1.Гордитесь ли Вы тем, что Ваш ребенок уже с детства был чистюлей? (Да,

    Нет)

    2.Поощряете ли вы своего ребенка, когда он приносит домой хорошую

    отметку? (Да, Нет)

    3.Умеете ли Вы правильно отвечать своему ребенку на вопросы, связанные

    с взаимоотношениями мужчины и женщины? (Да, Нет)

    4.Знаете ли Вы точно, что ребенок должен, а чего не должен есть, чтобы

    его рацион соответствовал требованиям медиков? (Да, Нет)

    5.Целуете ли и гладите ли Вы своего ребенка после того, как ему

    исполнилось семь лет? (Да, Нет)

    6.Настаиваете ли Вы на том, чтобы дети сами поддерживали порядок в

    своей комнате? (Да, Нет)

    7.Способны ли Вы в присутствии ребенка признать свою ошибку? (Да, Нет)

    8.Уважаете ли Вы право своего ребенка на личную тайну? (Да, Нет)

    9.Если у Вас привычка часто повторять: «А вот в мое время…», или:

    «Ребенок должен держать язык за зубами?» (Да, Нет)

    10.Делитесь ли Вы с детьми своими радостями и горестями? (Да, Нет)

    11.Бывает ли, что Вы в качестве наказания запрещаете ребенку смотреть

    телевизор? (Да, Нет)

    12.Спрашиваете ли Вы у ребенка, как он проводит свое свободное время?

    (Да, Нет)

    13.Если бы кто-нибудь придумал робота-воспитателя, купили бы Вы такую

    машину? (Да, Нет)

    14.Критикуете и наказываете ли Вы своих детей в присутствии

    посторонних? (Да, Нет)

    Инструкция: «Теперь посмотрите на приведенную ниже таблицу. Каждый Ваш

    ответ, который совпал с ответами, данными в таблице, оценивается 1 баллом.

    Сложив все баллы и заглянув в ключ этого теста, Вы узнаете мнение

    психологов о Вашем методе воспитания.

    Ключ: 1-нет; 2-нет; 3-да; 4-да; 5-да; 6-нет; 7-да; 8-да; 9-нет; 10-да;

    11-нет; 12-нет; 13-нет; 14-нет.

    1-2 балла. Роль родителей освоена Вами не вполне: Вы слишком строги и

    педагогичны. Вам стоит быть чуть терпимее.

    3-4 балла. Ваши результаты не из лучших. Не будьте так жестоки в своих

    требованиях к детям, дайте им возможность что-то решать и самостоятельно.

    5-8 баллов. Средний результат, свидетельствующий о неустойчивости Вашей

    позиции. Порою Вы слишком требовательны к детям, порою слишком многое им

    позволяете.

    9-11 баллов. Думается, Вы с радостью и разумно воспитываете своих

    детей, хотя и незнакомы со всеми премудростями педагогики.

    12-13 баллов. Вы на редкость хорошие родители, надежная опора своих

    детей, от Вас они легко научатся правильному отношению к жизни и ее

    проблемам.

    14 баллов. Поздравляем! Вы можете считать себя великолепными

    родителями. Если Вы работаете педагогом, значит, Вы на своем месте жизни, а

    если и не педагог, значит, Вашим детям просто очень повезло.

    4.Анкета для родителей. («Педагогический всеобуч для

    родителей»,39,1982г.)

    Цель: выявить основные методы и средства воспитания в семье.

    Инструкция: «Просим Вас выбрать те методы и средства, которые Вы

    наиболее часто используете в семейном воспитании, нужное подчеркните.»

    1.Какие методы Вы наиболее часто используете?

    а) советы, разъяснение, как надо поступать

    б) беседы с ребенком

    в) приказание, требование

    г) лишение удовольствия после объяснения

    д) запрещение без объяснения

    е) поощрение

    ж) физическое наказание

    з) организация деятельности ребенка и руководство ею

    2.Положительно ли влияют на ребенка избранные Вами методы работы?

    Да. Нет. Иногда. Не всегда.

    3.Какие виды поощрения Вы используете в воспитании?

    а) словесная похвала

    б) одобрение хорошего поступка всем семейным коллективом

    в) покупка новой книги, вещи, игрушки и т.д.

    г) поощрение деньгами

    5.Вопросник (дети отвечают откровенно) М.Р.Догонадзе (23,1979г.)

    |№ |Вопросы |Согласе|Не |

    | | |н |согласен |

    |1 |Я уважаю родителей | | |

    |2 |Мы с родителями не понимаем друг друга | | |

    |3 |Люблю рассуждать вместе с родителями | | |

    |4 |Мне не хочется приходить домой | | |

    |5 |Ребенок не вырастет, не испытав физического | | |

    | |наказания | | |

    |6 |Я и мама (папа) без слов понимаем друг друга | | |

    |7 |Не люблю, когда родители вмешиваются в мои дела | | |

    |8 |Мои родители требуют беспрекословного подчинения | | |

    |9 |Я откровенен с мамой | | |

    |10|Не люблю гулять вместе с родителями | | |

    |11|Люблю бывать дома | | |

    |12|Провинился я или нет, все равно на меня | | |

    | |низвергается водопад унижающих, оскорбительных | | |

    | |слов | | |

    |13|Мои родители считают, что я ни на что не | | |

    | |способен | | |

    |14|Если я чистосердечно признаю свою вину, меня | | |

    | |прощают | | |

    |15|В семье не считаются с моим мнением; они говорят,| | |

    | |что я еще маленький | | |

    |16|Родители мне доверяют | | |

    |17|Мои родители любят угрожать и наказывать | | |

    |18|Я гуляю там, где захочется | | |

    |19|Физические наказания озлобляют человека | | |

    |20|Когда мне трудно, родители не догадываются об | | |

    | |этом | | |

    |21|Родители очень не любят отпускать меня | | |

    | |куда-нибудь | | |

    |22|Люблю гулять вместе с другими членами нашей семьи| | |

    |23|Если я признаю свою вину, меня все равно не | | |

    | |простят | | |

    |24|Я боюсь своих родителей | | |

    |25|Я и мама (папа) – друзья | | |

    |26|В семье ко мне относятся с уважением | | |

    |27|Меня контролируют на каждом шагу | | |

    |28|Родители уверены в моих способностях | | |

    |29|Если я попрошу родителей, они все для меня | | |

    | |сделают | | |

    |30|Мама (папа) любят давать указания, приказывать | | |

    2.2. Анализ результатов исследования состояния внутрисемейных

    отношений.

    Опытно-экспериментальная работа проходила в средней

    общеобразовательной школе №15 г.Мытищи М.О., во 2 «В» классе, учитель –

    Челпаченко Г.Н. Количество учащихся в классе – 24 чел., трое детей

    воспитываются в неполных семьях матерями, остальные имеют обоих родителей.

    Испытуемые: 24 чел., 13 девочек и 11 мальчиков.

    Анализ рисунка семьи помогает выявить взаимоотношения в семье,

    вызывающие тревогу у ребенка, показывает, как он воспринимает других членов

    семьи и свое место среди них.

    Рассмотрим на примерах каждый аспект схемы интерпретации:

    а) на 8 рисунках не присутствовали все члены семьи. Обычно ребенок не

    рисует тех, с которыми находится в конфликтных отношениях. Расположения

    членов семьи на рисунке показывает их взаимоотношения. Например, важным

    показателем психологической близости являлось расстояние между отдельными

    членами семьи. На 10 рисунках между ними присутствовали различные объекты,

    которые служили как бы преградой. Общая деятельность членов семьи

    свидетельствовала о хороших, благополучных семейных отношениях, таких

    рисунков было 5. На многих рисунках общая деятельность лишь нескольких

    членов семьи, таких рисунков - 5. Это указывает на наличие семейных

    микрогрупп. Трое детей изобразили себя на нижней части листа, что

    свидетельствует о депрессивности ребенка, о его чувстве неполноценности в

    семейной ситуации. На отдельных рисунках преобладают не люди, а вещи, чаще

    мебель, таких рисунков – 7. Это также отражает эмоциональную озабоченность

    ребенка.

    б) Считается, что ребенок наиболее детализирует, дольше всего рисует и

    разукрашивает фигуру самого любимого им члена семьи. И наоборот, если он

    отрицательно относится к кому-либо, то рисует этого человека неясно, без

    деталей, иногда даже без основных частей тела. Когда отношения ребенка

    конфликтны, тревожны и эмоционально окрашены неоднозначно, он часто

    использует штриховку в изображении того члена семьи, с которым у него не

    сложились эффективные связи. В аналогичных случаях можно наблюдать стирание

    и перерисовку.

    Нужно отметить, что в рисунках детей можно наблюдать несколько стилей

    рисования. Так, часто одним стилем рисуются отец и братья, а другим – мать

    и сестра(6 случаев). Особенно отличается тип прорисовывания волос, одежды.

    По тому, как ребенок рисует себя, можно понять, с кем он сильнее

    идентифицируется (с матерью или отцом), адекватно ли это полу ребенка.

    Анализ процесса рисования дал богатую информацию не только о семейных

    отношениях ребенка, но и вообще о стиле его работы. Был момент, когда

    некоторые дети отговаривались тем, что они не умеют рисовать, это вполне

    понятно и нормально(2 случая). Успокоив их, было сказано, что тут не

    столько важно красиво нарисовать, сколько придумать деятельность для членов

    семьи. Но бывает так, что многочисленные отговорки, а также прикрывание

    рукой нарисованное может свидетельствовать о неверии ребенка в свои силы, о

    его потребности в поддержке со стороны взрослого.

    Большинство детей начали свой рисунок с изображения того члена семьи, к

    которому они действительно хорошо относятся(14 детей). Возникали паузы

    перед тем, как ребенок начинал рисовать одну из фигур(8 детей). Это говорит

    об эмоционально неоднозначном или даже негативном отношении ребенка. В

    комментариях могло прозвучать его отношение к родственникам, но во время

    выполнения задания лучше не вступать в разговор.

    Таблица 1.

    Кинетический рисунок семьи

    |Характер внутрисемейных |Количество рисунков |

    |отношений | |

    |1.Благопрятная внутрисемейная |29% (7рис.) |

    |ситуация | |

    |2.Тревожность |21% (5рис.) |

    |3.Конфликтность в семье |29% (7рис.) |

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.