МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Психолого-педагогическая помощь трудным подросткам на уроках музыки и внеклассных занятий

    значимой деятельности смыслообразующий мотив.

    3.4. Отношение к себе Позитивная “Я-концепция”, устойчивая

    адекватная самооценка,

    ориентация на

    будущее, субъективное

    ощущение

    адекватности своего

    поведения и эмо-

    циональных реакций.

    Внеклассные мероприятия, различные по форме (литературно-музыкальные

    композиции, самодеятельный концерт, конкурсы, музыкальный КВН и

    т.д.):

    1. выявляют и развивают способности учащихся;

    2. прививают интерес к музыке, искусству;

    3. развивают эмоциональную сферу личности ребёнка;

    4. формируют отношение к культурным традициям;

    5. помогают трудному подростку адаптироваться в школьной среде,

    ощутить себя успешным, значимым среди сверстников.

    В наибольшей степени отвечает всем современным требованиям,

    предъявляемым к внеклассной работе. “Программа воспитания школьника”

    Н.Е. Щурковой, доцента педагогических наук, профессора.

    Эта программа создавалась содружеством педагогов-практиков, регулярно

    собиравшихся на студийные профессиональные занятия для обсуждения и

    анализа своей профессиональной деятельности в школе. Поэтому

    программа отражает реальности современной школы, доступна и понятна

    педагогу-практику, отвечает социальным насущным потребностям и

    потребностям развивающейся юной личности, живущей в контексте

    общечеловеческой культуры. Эта программа позволяет поставить весь

    воспитательный процесс в школе на одни рельсы и эффективно

    добиваться выполнения воспитательных задач.

    Если воспитание - постоянное восхождение к культуре и повседневное

    воссоздание культуры во всех жизненных актах, то назначением

    воспитания является формирование личности, которая бы приобретала в

    процессе развития способность с а м о с т о я т е л ь н о

    строить с в о й вариант жизни, достойный человека.

    Разделы, представленные в программе включают в себя все виды

    психолого-педагогической помощи трудным подросткам, позволяющие им в

    итоге выбраться “из трясины трудности и неуспешности”.

    1 раздел - расширение представлений о нормах культурной

    жизни и приобщение к этим нормам;

    2 раздел - расширение представлений о человеке, как субъекте

    жизни и формирование способности к саморегуляции;

    3 раздел - расширение представлений о разных способах социального

    устройства человеческой жизни - приобщение к участию в общественной

    жизни;

    4 раздел - формирование образа жизни, достойной человека, и

    способности корректировать собственную жизнедеятельность;

    5 раздел - формирование жизненной позиции и развитие способности

    производить жизненный выбор.

    На уроках музыки, МХК и во внеклассной работе приобщение к

    культуре трудных подростков идёт своими, присущими этим предметам

    средствами и приёмами:

    . наглядно-образными (слайды, видеофильмы, репродукции);

    . вербальными (рассказы, беседы, поэзия);

    . музыкальными (песни, музыкальные произведения).

    Особенность обучения и воспитания трудных подростков для учителя в

    том, что ему приходится, как бы, “плыть против течения”, то есть

    преодолевать то сопротивление, то напряжение, с которым подросток

    приходит на урок. И здесь очень важен момент создания взаимного

    контакта учителя и ученика, умение учителя вызвать доверие, интерес

    к себе и своему предмету, умение снять напряжённость, настроить

    учащихся на восприятие того материала, который будет преподноситься

    на уроке, иначе можно уподобиться человеку, который ломиться в

    закрытую дверь. Часто подросток сам не понимает, отчего он

    напряжён и нервничает, одновременно он и хочет остаться

    незаметным, и чтобы его заметили и поговорили. Иногда, если до

    этого уже налажен контакт учителя с учеником, достаточно положить

    руку на плечо, иногда надо задать банальный, казалось бы, вопрос:

    “Как дела?”

    И подросток успокаивается. Некоторым, особо расшалившимся, достаточно

    упрекающего взгляда, другим словесного удивления его поведением, но

    никому не помогают окрики, оскорбления или угрозы. В современных

    педагогических технологиях представлено много разнообразных и

    эффективных приёмов, помогающих учителю и ученику находить

    взаимопонимание. Например:

    . авансирование доверия. Учитель как бы не допускает мысли, что

    именно этот ученик мог поступить так плохо, это его как бы

    удивляет, а у ученика вызывает чувство стыда, так как

    развивается рефлексия;

    . недописанный рассказ;

    . тезис-дискуссия;

    . театр экспромтом;

    . игра “последствия”;

    . игра “компромисс”;

    . игра “молекулы”;

    . “Я и мои границы”.

    Однако даже при участии в общих коллективных

    мероприятиях, при постоянном контроле классного руководителя, для

    перевоспитания трудных подростков недостаточно этих воспитательных

    усилий, так как есть два очень серьёзных противовеса - к

    сожалению часто это семья или неформальная среда общения. Тогда

    школа, заинтересованный классный руководитель может подключить в

    помощь себе административный механизм и таких специалистов, как

    заместитель директора по праву, психолога, социального педагога.

    Например завуч школы, посещая уроки учителей - предметников может

    вести анализ урока с позиции организации эффективной работы со

    слабоуспевающим учеником.

    Анализ урока с позиции организации

    эффективной работы со слабоуспевающим учеником.

    “+” метод применяется, но не эффективен.

    “++” метод применяется эффективно.

    “—“ метод не применяется.

    |№ | | Сведения |

    | | |о |

    | | |применении. |

    |п/п | Методы |Ур |Ур |

    | | |№1 |№2 |

    | | ОПРОС | | |

    |1. |Опрашивается чаще других. | | |

    | 2.|Систематически проверяется факт выполнения | | |

    | |домашнего задания (тетради, система опроса | | |

    | |по журналу). | | |

    | 3.|Разрешается подготовка к ответу с | | |

    | |использованием схем, таблиц, приборов, | | |

    | |опорных конспектов, планов, памяток. | | |

    | 4.|При необходимости учитель предлагает план | | |

    | |ответа, систему наводящих, стимулирующих | | |

    | |вопросов. | | |

    | 5.|Дифференцированные по уровням задания. | | |

    | 6.|Доброжелательность, поощрение успехов, | | |

    | |создание ситуации успеха. | | |

    | | ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА | | |

    |1. |Всемерное стимулирование интереса | | |

    | |слабоуспевающих и поддержание их внимания | | |

    | |при восприятии учебного материала. | | |

    | 2.|Обеспечение оптимальной степени трудности | | |

    | |содержания излагаемого материала, учёт зоны| | |

    | |ближайшего развития. | | |

    | 3.|Оптимальный темп изложения материала и | | |

    | |обучения на уроке. | | |

    | 4.|Вовлечение слабоуспевающих в активную | | |

    | |деятельность. | | |

    | 5.|Использование посильных, но усложняющихся | | |

    | |заданий. | | |

    | 6.|Подробный инструктаж по выполнению работы | | |

    | |(алгоритмы, памятки, карточки с планом | | |

    | |работы) | | |

    | 7.|Использование >, | | |

    | |обеспечивающих понимание способов решения | | |

    | |более сложных задач. | | |

    | 8.|Оказание помощи, постоянное внимание | | |

    | |слабоуспевающим (не в ущерб всем учащимся | | |

    | |класса!!!) | | |

    | 9.|Указание типа заданий, правил, на которые | | |

    | |опирается упражнение. | | |

    |10. |Использование карточек-тренажёров (чертежи, | | |

    | |схемы, подсказки. Например: чертёж без | | |

    | |обозначений, с недоконца выполненными | | |

    | |построениями, опорными фразами и т.д. | | |

    |11. |Алгоритм решения. | | |

    |12. |Наведение на решение через ассоциации. | | |

    |13. |Указание причинно-следственных связей для | | |

    | |выполнения упражнения. | | |

    |14. |Предупреждение о типичных ошибках. | | |

    |15. |Памятки по выполнению задания. | | |

    |16. |Использование опережающих задач. | | |

    | | ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ | | |

    |1. |Дифференцированно, вариативно в зависимости | | |

    | |от возможностей ученика. | | |

    | 2.|Комментирование, разбор проблем, с которыми| | |

    | |столкнётся учащийся. | | |

    | 3.|Индивидуальные задания. | | |

    Такой анализ позволяет выяснить причины неуспеваемости, принять меры

    и составить программу педагогической помощи такому ребёнку на всех

    предметах, где это необходимо, тем самым будет работать принцип

    единого педагогического подхода. Заместитель по праву может вести

    индивидуальные беседы с таким подростком, поставив его на

    внутришкольный учёт, вызывать родителей, организовывать другие

    мероприятия, дающие не только знание законов, но и воспитывающие

    законопослушание. Психолог проводит психологические тренинги, делает

    диагностику в помощь классному руководителю и семье, если в ней

    есть заинтересованные члены. Причём найти опору в семье очень

    важно, так как если нет взаимопонимания семьи и школы, то

    получается хуже, чем “лебедь, рак, да щука”.

    Известно, какую огромную роль в поведении человека играют

    мотивы. При неустойчивости психики трудных подростков, мотив

    приобретает для них гипертрофированные формы. Поэтому при

    диагностике отклоняющегося поведения несовершеннолетних очень важно

    оценить средовую адаптацию, мотивы отклоняющегося поведения.

    В психолого-педагогической диагностике мотивов отклоняющегося

    поведения учащегося очень важно установить, насколько он внутренне

    согласен с обстоятельствами воспитания: что побуждает его принять

    позиции педагога; что затрудняет следовать ожиданиям и требованиям

    со стороны окружающих; что заставляет конфликтовать или искать

    другой неконструктивный выход из создавшегося положения. Кроме того

    необходимо ясно представлять себе, насколько солидарны между собой

    отдельные социальные среды, где он живет, обучается и воспитывается.

    При этом педагог в своём диагностическом мышлении должен

    придерживаться определённой последовательности, делая выводы поэтапно,

    по мере того, как будет убеждаться в истинности подготавливающих

    их умозаключений.

    Ниже мы приводим для ориентировки примерную схему,

    следуя которой, он не упустит важных деталей.

    Схема постановки психолого-педагогического анализа.

    1. Повод для диагностики (преступление, делинквентное поведение,

    непослушание, конфликты в коллективе, уклонение от учёбы,

    неуспеваемость, неверные общественные ориентации).

    2. Сфера отношений, в которой сложилась конфликтная ситуация

    (семья, учебный коллектив, среда неформального общения).

    3. Оценка средовых обстоятельств, влияющих на воспитание:

    . наличие семейной запущенности и тип отрицательно влияющей семьи

    (разрушенная, педагогически некомпетентная, эмоционально

    диссонциированная, нравственно неблагополучная);

    . проблемы отношений в учебном коллективе (недостаток

    авторитета, неприветствуемый, отвергаемый, изолированный член

    коллектива);

    . положение в среде неформального общения (лидер, постоянный член

    подростковой группы, участник криминогенной группировки,

    изолированный).

    4. Мотивообразующие обстоятельства отклоняющегося поведения:

    . основное содержание переживаний, вызванных затруднениями средовой

    адаптации (стремление удержать позиции лидера, желание выделиться

    среди сверстников с целью самоутверждения, стремление приобщиться

    к группе для преодоления неуверенности в себе, гиперкомпенсация

    проблем общения в коллективе);

    . эмоциональные реакции на проблемы средовой адаптации (чувство

    неуверенности в себе, протестная форма отреагирования психического

    напряжения, игнорирование конфликтности своего положения с

    переориентацией на микросреду).

    5. Индивидуальные особенности личности ( отставание в умственном

    развитии, психический инфантилизм, наличие акцентуации характера,

    патохарактерологических реакций, состояние здоровья).

    6. Черты характера, затрудняющие процесс социализации личности.

    7. Выводы в ведущих мотивах отклоняющегося поведения (детская

    шалость, подростковая протестная форма, компенсация

    фрустрационного напряжения, комфортное подражание отрицательному

    примеру, реализация привычек и навыков, получаемых путём

    заряжения в антисоциальной среде).

    8. Основные направления педагогической тактики:

    . по дезактуализации внутреннего конфликта;

    . по устранению негативных обстоятельств воспитания;

    . по организации дополнительного педагогического и социального

    контроля за формированием личности учащегося.

    Из перечисленных выше этапов диагностического мышления

    важнейшим является начальный, когда определяются конфликтообразующие

    компоненты социальной ситуации. Это и понятно, так как повод для

    конкретного инцидента зачастую бывает лишь пусковым механизмом для

    разрядки психического напряжения, он очень зависит от стихийно

    складывающихся эмоциональных сил в среде несовершеннолетних, на нем

    сказывается богатство воображения и символическое восприятие мира

    ребенком или подростком. [ 2 ]

    Истолкование унифицированного способа оценки средовой адаптации

    несовершеннолетнего позволит достичь единообразия в методах работы

    представителей разных дисциплин, в том числе и музыка, принимающих

    участие в профилактической работе с подрастающим поколением. [прил.

    2]

    Однако при всех мероприятиях, психолого-педагогической

    помощи учителей и администрации школы, и даже при усилиях всего

    мира ребёнок не исправится до тех пор пока он сам не осознает,

    не придёт сам к гармонии с этим миром. Поэтому самый важный и

    заключительный аккорд в перевоспитании это момент осознания истины:

    “Что я есть на этом свете? Что я хочу в этой жизни? Зачем мне

    это нужно? Как я должен жить?” Если проследить процесс воспитания

    с точки зрения организации создания условий роста и развития

    ребёнка и имея цель - всесторонне развитую нравственную личность,

    то можно представить следующую схему:

    Уход, создание

    Инвалидность

    условий

    Рождение, Развитие,

    Самовоспитание Взрослая

    уход и воспитание

    нравственная

    развитие

    личность

    ребёнка

    Развитие и

    Нравственные

    перевоспитание

    отклонения,

    преступники

    Весь процесс обучения и воспитания в школе и семье должен быть

    направлен на формирование механизма самовоспитания личности, так как

    окончив школу Ч е л о в е к продолжает восхождение к культуре всю

    свою жизнь.

    Лучшие педагоги всех времён и народов стремились создать

    такую школу, которая позволила бы ребёнку раскрыться во всём его

    своеобразии, во всей полноте его неповторимых задатков и особенностей.

    Вместе с тем массовая школа, сложившаяся в 17-19 веках,

    заслужила много справедливых нареканий за подавление личности ученика,

    пренебрежение его индивидуальностью. Даже такой выдающийся педагог,

    как Ян Амос Коменский, сравнивая школу с типографией, считал, что она

    призвана тиражировать духовный продукт. А вот какую характеристику

    массовой школе дал Януш Корчак: “Посредством школы дети втянуты в

    общую циркуляцию… Здесь обучают их и заботятся об их здоровье и

    развитии. Здесь их познают, квалифицируют и продумывают место будущей

    работы для каждого”. По мнению многих педагогов и психологов,

    господствующая в школе императивная система обучения, для которой

    характерны однозначные команды и непреложность их исполнения всеми

    учениками, развивает в детях пассивность, конформизм, формирует

    “старательного филистера” (Б.Г. Ананьев).

    За внешними характеристиками поведения, за успешностью (или

    неуспешностью) учебной деятельности часто скрываются природные

    динамические особенности. Нередко они порождают и различия в

    знаниях - их глубине, прочности, обобщённости, а также в

    поведении.

    Всё проходяще, только музыка вечна… Эта фраза может быть

    и вызывает у кого-то сомнения или снисходительную улыбку, но если

    возвести понятие музыка на пьедестал общечеловеческих ценностей, то

    мало кто будет оспаривать утверждение, что там ей и место.

    Значение музыки в жизни человека столь велико, что абсолютно

    бесспорно. В ракурсе проблемы трудности подростков, влиянию на них

    музыки, может быть ещё недостаточно уделяется внимания. Так же, как

    можно музыкой лечить, музыкой можно попробовать перевоспитывать.

    Музыка поднимает и наполняет духовностью существование человека.

    Прекрасные, великолепные музыкальные произведения создаются одарёнными

    людьми. Как они сами, так и их музыка может стать тем

    нравственным стержнем, ориентиром в жизни, которого не хватает

    многим людям. Для правильного воспитания всегда нужны положительные

    герои. Примеры из их жизни, их ценности, отношение к близким

    людям, Родине - могут помочь подросткам разобраться в сложном мире

    взрослых.

    Подростки должны знать, что подобные проблемы переживали в своё

    время и великие люди, добившиеся впоследствии мирового признания.

    Те средства, которыми владеет учитель музыки, позволяют не всем

    детям, но хотя бы тем, кто восприимчив к музыке, создать условия

    на уроках и вне урока для того, чтобы трудный подросток оценил и

    выбрал приемлемый для себя нравственный вариант жизни.

    Забота о полноценном художественном развитии новых

    поколений свойственна была нашей школе всегда. Но сегодня, пожалуй,

    особенно остро осознаётся всем обществом необходимость того, чтобы

    каждый растущий человек приобрел ненасыщаемую потребность в

    “присвоении” великих духовных ценностей человечества и был способен

    к самостоятельному творческому общению с искусством. Недаром видные

    деятели искусства Д.Б.Кабалевский и Б.М. Неменский пришли в школу и

    немало сил потратили на то, чтобы возглавить работу по созданию

    принципиально новых программ преподавания изобразительного искусства

    и музыки. Эти программы открывают для детей с первых шагов

    школьного обучения неискаженную суть искусства. Дети учатся

    создавать и воспринимать художественные образы как выражение

    пристрастного, неравнодушного отношения к миру, в котором живет Ч е

    л о в е к.

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.