МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Психолого-педагогическая помощь трудным подросткам на уроках музыки и внеклассных занятий

    действовать п р а к т и ч е с к и, использовать конкретные приёмы

    воздействия. И здесь особую значимость приобретает дифференцированный

    подход к учащимся на уроке.

    В современных условиях, когда школа перестраивается в

    соответствии с изменениями, происходящими в обществе, всё

    возрастающее значение преобретает дифференциация и индивидуализация

    учебно-воспитательного процесса. Ориентир на абстрактного “среднего

    ученика” утрачивает своё значение. Многоцветность и многогранность

    жизни захлестнула практическую педагогику. Можно с полной

    уверенностью сказать, что от декларации индивидуального подхода

    школа перешла к его реализации на уровне повседневной практики.

    2.6. Тема, над которой работал коллектив школы №72 несколько лет

    “Индивидуализация учебно-воспитательного процесса как один из путей

    творческого сотрудничества”.

    Речь идёт только о так называемой внутриклассной индивидуализации

    обучения. Это те приёмы и способы индивидуальной работы, которые

    использует учитель на уроке в обычном классе массовой школы. Можно

    выделить два разных критерия, которые лежат в основе

    внутриклассной индивидуализации: 1) ориентация на уровень достижений

    школьника и 2) ориентация на процессуальные особенности его

    деятельности.

    Применение различных форм и методов индивидуализации и

    дифференциации на уроках музыки способствует достижению цели

    приобщения учащихся к музыкальной культуре.

    “Интерес к музыке, увлечённость музыкой, любовь к ней, -

    обязательное условие для того, чтобы она широко раскрыла и

    подарила детям свою красоту, для того, чтобы она могла выполнить

    свою воспитательную и познавательную роль… Любые же попытки

    воспитывать и обучать того, кто музыкой не заинтересовался, не

    увлёкся, не полюбил её, обречён на н е у с п е х”

    Д.Б. Кабалевский.

    Отсюда следует, что нельзя обучать музыке, не пробудив в детях

    интерес к ней. А любовь, интерес к музыке могут возникнуть только

    тогда, когда дети научатся воспринимать подлинно художественные

    образы музыкального искусства.

    Л.Н. Толстой сказал:

    “Люди - как реки: вода во всех одинаковая… но каждая река бывает

    то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая…”

    Дифференцированный подход решает задачи эффективной педагогической

    помощи учащемуся в совершенствовании его личности, особенно это

    актуально для трудных подростков.

    В каждом классе есть чисто интонирующие ребята,

    неинтонирующие и не совсем чисто интонирующие. Работа идёт по

    группам в разных сочетаниях. Реализация дифференцированного подхода

    способствует организации групповых игр, соревнований, создание

    временных творческих свободных групп, полагающих раскрыть

    достоинства учащихся.

    На уроках музыки учитель может создавать ситуации успеха именно

    для тех учащихся, которых преследуют неудачи на других уроках,

    воздействуя на чувства, а через них на поведение трудных

    подростков.

    Так как в каждом классе обучаются разные ученики с разными

    способностями, с разными интересами, с различной профессиональной

    направленностью, то и учитель должен учитывать и разные запросы

    наших учеников. Обучение должно быть разноуровневым, не должно быть

    “прокрустова ложа”. И оно должно быть ориентировано на

    индивидуальные особенности и познавательные потребности ученика.

    Поэтому и подход в обучении должен быть индивидуальным и

    дифференцированным на всех этапах урока и видах деятельности:

    слушание, исполнение музыки (пение), игра на музыкальных

    инструментах, беседа (анализ музыкального произведения).

    При работе над песней, ребята сами составляют исполнительский план,

    исходя из текста и мелодики. На основе анализа вокальной партии

    дети приходят к выводу о необходимости исполнения песни: хором,

    солистом, ансамблем.

    Важным этапом занятий является анализ музыкального произведения, в

    результате анализа должны быть получены такие знания, которые можно

    будет широко и эффективно использовать в процессе ознакомления

    детей с данным сочинением. В каждом классе разный уровень:

    например 6 “В” класс - Манухова К., Кириллов В.

    Бывают вопросы безадресные или ненаправленные и адресный вопрос, то

    есть направленный (второй способ эффективный). Но используются оба

    вида. Практика показывает, что наилучшее соотношение - на два

    направленных вопроса один ненаправленный.

    Если цель учителя не в демонстрации умственного убожества

    ученика, а в обучении его и в личностном развитии, то он задаст

    вопрос, на который ученик сможет ответить. Например, Мануховой К.

    могу задать вопрос сложный и безадресный, а Кириллову В. задам

    вопрос направленный и проще, и в эмоциональном плане оба ученика

    будут испытывать удовлетворённость. Например:

    1. Какими музыкальными выразительными средствами передал композитор

    состояние человека (природы)?

    2. Как прозвучала музыка?

    Всё это называется планированием вопросов. Задаётся вопрос,

    нетребующий размышления, суждения, логического заключения,

    вариативности ответа, а вопрос дающий лишь воспроизведение ответа

    порой односложный, содержащий ответ, или выбор из двух ответов.

    Каким бы ни был ответ, необходимо найти способ похвалить ученика,

    подчеркнуть достоинства. Тогда между трудным учеником и учителем

    начнут формироваться те отношения доверия и взаимопонимания, которые

    помогут ему в дальнейшей его жизни.

    Рассказ великого танцора:

    “Мне ещё 14 лет не было, когда меня выгнали из школы за

    неуспеваемость. Хорошо ещё, что отец не знал русского языка, он

    бы меня убил. А так я ему справку показал об отчислении. Там

    печать, надпись. Сказал, что школу я уже окончил, теперь

    посоветовали учиться танцевать. Он справку положил под скатерть и,

    довольный, пошёл в школу. Слышит, повторяют на все лады фамилию

    Калеваев. Подумав, что сына хвалят. Обошлось. Это сейчас я

    академик трёх академий, и уже две школы открылись моего имени -

    одна в Петербурге, другая в Болгарии, где учат танцам народов

    мира. Жизнь всему научила…”

    Да, людей нельзя воспитывать по шаблону, но… может быть некоторым

    стоит во время уйти “танцевать”?

    2.7. На уроках музыки открывается большая возможность влияния

    на трудных учащихся, чем на других уроках. Кроме всего арсенала

    воздействия на поведение и сознание школьников, учитель музыки

    владеет художественно-эстетическим потенциалом, несёт в себе

    культурное наследие предшествующих поколений. Музыкальные и

    художественные образы затрагивают самые тонкие струны человеческой

    души. Умелая подача учебного материала позволяет не только дать

    учащимся новые знания по предмету, но и сформировать отношение к

    общечеловеческим ценностям: Родине, Семье, Добру, Миру, Знанию,

    Труду. Эффективным воздействие на подростка будет тогда, когда

    процесс обучения будет гуманным, построенным на принципе

    сотрудничества. Воспитание должно идти непроизвольно, естественно и

    искренне, так как именно в подростковом возрасте дети особенно

    чувствительны к фальши и насилию в любой форме, они вызывают у

    подростков очень бурную реакцию сопротивления. Это не значит, что

    подростку нельзя делать замечаний или наказывать, речь идёт о том,

    чтобы они были справедливыми и что особенно важно, высказаны в

    вежливой, тактичной форме. Именно тон, каким ведётся общение с

    подростком, тот ключик к его сердцу, о котором мечтают многие

    взрослые и учителя. В этом секрет того, что просьбу одного

    учителя учащиеся выполняют охотно, а другого - игнорируют.

    8. Общеизвестно какими сильными факторами воздействия являются

    музыка и общение, особенно в подростковом возрасте. Музыка и

    успокаивает и побуждает к действию, она и объединяет и

    позволяет ощутить свою сопричастность к чему-то важному и

    прекрасному, что так значимо для подростка. Замечено, что именно

    по предметам художественно – эстетического блока физкультуре и

    технологии у трудных учащихся оценки выше, чем по другим

    предметам, именно здесь большинство из них “находит себя ”, у

    них формируются устойчивые интересы.

    На уроках музыки, МХК, ИЗО подростку предоставляется возможность не

    только показать свои знания, но и проявить свою индивидуальность,

    оформить свои эмоции в образы, поделиться своими переживаниями,

    найти поддержку и единомышленников.

    В подростковом возрасте невозможно обойтись без общения. Этот вид

    деятельности для подростков столь важен, что выходит на первое

    место. В анкете на вопрос “ Зачем вы ходите в школу ?” почти 80%

    учащихся 7-8 классов отвечают: “ Общаться. Видеться с друзьями. Себя

    показать и других посмотреть”. Поэтому функция учителя, как

    организатора этого самого общения, выходит на первое место. Опытный

    учитель не идет по пути запретов, а организовывает это самое

    общение так, чтобы оно было содержательным, полезным, развивающим,

    обучающим. Педагогика общения отвечает на конкретные вопросы,

    ежедневно возникающие перед учителями. Как строить взаимоотношения с

    учениками? Как избежать конфликта? Как организовать работу в

    группе? Как найти компромисс?…..

    Частично выход можно найти и в организации внеклассной работы.

    Опытный и заинтересованный учитель обязательно использует любую

    возможность привлечь “неохваченных” на уроке трудных подростков к

    внеклассным мероприятиям. Такие формы работы, как КВН, конкурсы,

    соревнования, тематические дискотеки , всегда привлекают именно эту

    категорию учащихся , как наиболее активных и деятельных граждан.

    Основной воспитательный принцип здесь должен быть следующий: любое

    мероприятие в стенах школы должно быть воспитывающим, любая

    ситуация должна быть с нравственным выбором.

    Внеклассные мероприятия, хорошо продуманные, с умело поставленными

    воспитательными целями, решают многие педагогические задачи.

    Значительным резервом для учителя, в процессе оказания помощи

    трудным подросткам, служат психологические знания. Помогая ученику

    стать человеком, преобщая его к музыкальной культуре, учитель

    музыки помогает школьнику стать личностью, обрести себя, научиться

    адаптироваться в сложном современном мире.

    2.9.Для трудных подростков вопрос своего статуса в классе очень

    важен. Чтобы такой ученик не ушёл в уличную компанию, в

    “подворотню”, он совершенно определённо должен ощущать, что его в

    классе признают, уважают, дают возможность и создают условия для

    самопроявления и самоутверждения. Этому способствует система

    психолого-педагогических требований к содержанию статуса ученика 8

    класса (по М.Р. Битяновой, кандидата психологических наук, доцента).

    ----------------------------------------------------------------------------

    -------------

    Параметры психолого- Психолого-педагогические требования

    педагогического статуса к обучению, поведению и общению

    учащегося

    1. Особенности поведения

    и общения школьников

    1.1. Взаимодействие со 1. Включённость во внутригрупповое

    сверстниками общение со сверстниками.

    2. Устойчивое

    позитивное положение

    в группе сверстников,

    способность

    к сотрудничеству со

    сверстниками

    в учебной и в

    неучебной деят-ти.

    3. Способность к

    глубоким и про-

    должительным

    эмоциональным

    привязанностям.

    1.2. Взаимодействие с Включённость в личностное общение

    педагогами с педагогами. Способность к

    проявле-

    нию эмпатии по

    отношению ко

    взрослым.

    1.3. Соблюдение социаль- Принятие и соблюдение классных и

    ных и этических норм школьных социальных и этических

    норм.

    1.4. Поведенческая само- 1. Способность длительно подчинять регуляция

    поведение намеченной цели.

    2. Умение сдерживать

    эмоции, при-

    давать их выражению

    преднаме-

    ренный характер.

    3. Моральная регуляция

    поведения.

    4. Способность к

    ответственному

    поведению.

    1.5. Активность и неза- Активность, самостоятельность и

    висимость целенаправленность в

    познавательной

    и социальной

    деятельности.

    2. Особенности

    мотивационной сферы

    2.1. Наличие и характер 1. Интерес к способам получения

    учебной мотивации знаний.

    2. Умение ставить и

    достигать конк-

    ретные цели

    самообразования.

    3. Интерес к знаниям,

    выходящим

    за пределы школьных.

    4. Интерес к

    самостоятельным формам

    учебной деятельности.

    5. Способность к

    постановке “гибких”

    и перспективных целей

    образования

    и самообразования.

    6. Интерес к

    использованию результа-

    тов учебной работы в

    социально-

    значимых формах

    деятельности.

    2.2. Устойчивое Отсутствие выраженных противоречий

    эмоциональное состояние между:

    (уровень тревожности) -- требованиями школы (педагога) и

    родителей;

    -- требованиями взрослых и

    возмож-

    ностями подростка;

    -- требованиями семьи и

    референтной

    группы школьников;

    -- требованиями референтной

    группы

    и возможностями подростка.

    3. Особенности системы

    отношений школьника

    к миру и самому себе

    3.1.Отношения со Эмоционально-положительное восприя-

    сверстниками тие подростком системы своих отно-

    шений со сверстниками:

    субъективная

    включённость в отношения,

    восприятие

    своего статуса в группе

    как положи-

    тельного и

    удовлетворённость им.

    3.2. Отношения с Эмоционально-положительное восприя-

    педагогами тие подростком системы своих отно-

    шений с педагогами и

    воспитателями:

    восприятие этих отношений

    как ува-

    жительных, доверительных,

    но сохра-

    няющих его автономность.

    3.3. Отношение к Учение выступает для подростка как

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.