МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Психолого-педагогическая помощь трудным подросткам на уроках музыки и внеклассных занятий

    смотря на все проблемы и трудности.

    Тема “Трудные подростки” в педагогике обозначалась, по-

    видимому, в связи с объективными обстоятельствами, грандиозными

    бедствиями, обрушившимися на Россию в начале уходящего века -

    революций, Первой мировой войны и Гражданской, затем Великой

    Отечественной. Огромное количество детей, оставшихся без родителей,

    или с одним родителем практически не по своей воле, а в силу

    обстоятельств попали в категорию трудных подростков. Кризисный

    возраст 12-13, 15-16 лет всегда в воспитании был “трудным” и для

    самих детей, и для их родителей. Но при стабильном, благоприятном

    развитии общества, устоявшейся нравственности в обществе, наличии

    семейных традиций это лишь “трудный возраст”, но не целая армия

    “трудных подростков”, и не проблема безнадзорности и беспризорности,

    с которой пришлось столкнуться советской педагогике. В этом

    отношении бесценен опыт А.С. Макаренко. Но и в конце века,

    частично отдаваясь отголосками прошлой беспризорности, но в большей

    степени порождённые демократическими реформами в России конца двадцатого

    века, проблема “трудных подростков” не только не решилась, но углубилась

    и приняла целый ряд отягчающих оттенков, таких как токсикомания,

    наркомания, детская проституция. В системе образования так же, как и в

    обществе, идёт ускоренный процесс расслоения на богатые, элитные, частные

    школы и ординарные школы с обычным контингентом детей, когда в классе более

    половины учащихся можно отнести в зону риска, когда нет одного родителя,

    или оба родителя, но пьющие. Если к социальным составляющим прибавить ещё

    и психологический аспект, издержки педагогической некомпетентности или

    непрофессионализма, так как в школе до 40% работают пенсионеры, отставшие

    от современных требований, ещё часть учителей относится к работе

    формально, без души, другая часть ещё недостаточно опытная, или сильно

    загруженная работой на две ставки - вот и постоянная подпитка, рост

    проблемы как на дрожжах.

    Проблема “трудных подростков” актуальна не только потому,

    что их армия постоянно пополняется, принимает тяжёлые формы, но и

    ещё потому, что эта проблема ложится на плечи тех, кто с ней

    самостоятельно не справится. Оптимизм в этот вопрос вносит то, что

    открываются центры реабилитации, службы педагогической помощи, в

    некоторых школах есть специалисты - психологи, заместители по

    правовому воспитанию, социологи. Но это “лечение болезни”, а речь

    идёт о том, чтобы не допускать эту болезнь, то есть о

    профилактике. И здесь есть решения. Одна из основных причин

    массовости этой проблемы - это социальная среда. Подростки должны

    быть заняты, организованы в общегосударственном масштабе, нужны

    кружки, секции, клубы, оздоровительные, трудовые, экологические

    лагеря в системе, в единстве с воспитательными целями школ,

    общества и государства.

    В настоящее время и не менее важно восстановление института

    семьи. Государство должно помогать воспитывать своих маленьких граждан, но

    семья, очевидно, уже не будет носить тот патриархальный состав, как

    раньше, она приобретает различные виды. Современные технологии

    предоставляют возможность иметь женщине ребёнка без участия мужчины, то

    есть зачатие осуществляется искусственно, из пробирки - это семья. Мать

    или отец, оставшиеся с детьми - это семья. Разрешено усыновление детей

    двумя мужчинами – гомосексуалистами. Это семья? Есть многодетные семьи и

    так далее. Хотя основная масса семей состоит из матери, отца и одного или

    двух детей, но удельный вес нетрадиционных семей будет со временем

    увеличиваться, обостряя проблемы воспитания. И проблема здесь будет в том,

    чтобы родители знали и умели воспитывать правильно, а государство

    создавало условие для этого. И тогда от проблемы останется биологическая и

    психологическая составляющая, но это, конечно, в идеале. В жизни всегда

    всё сложнее и многогранней. Итак резюме:

    . тема трудных подростков в условиях нестабильного общества становится

    очень актуальной;

    . эта тема будет оставаться актуальной ещё длительное время;

    . эта проблема напрямую затрагивает значительные слои населения;

    . проблема отягощается вовлечением подростков в наркоманию,

    алкоголизацию, безнравственное поведение;

    . решение этой проблемы требует грамотных, профессиональных

    педагогических кадров и государственной семейной политики;

    . необходима система детских организаций и общественных объединений

    (базирующихся на национальной идее).

    2.1.Термин “трудный подросток” - один из самых неопределённых в

    психологии подросткового возраста. Подростковый возраст как кризисная

    стадия развития личности скрыто предполагает, что всякий подросток

    - трудный, и для себя и для других.

    Биологические, психические и личностно-характерологические особенности

    подростка, его неустоявшийся социальный статус, то есть сама

    ситуация развития подростка, по своей сути предполагают кризисы,

    конфликты, трудности адаптации к социальной среде. Более

    распространённое понимание этого термина - трудный подросток, не

    сумевший преодолеть новый этап становления своего биологического и

    психосоциального развития, подросток, отклонившийся в своём развитии

    и поведении от общепринятой нормы. Сюда относят прежде всего детей

    с асоциальным поведением - нежелающих учиться или работать,

    нарушающих гражданские законы.

    Под педагогической запущенностью подростков понимается

    стойкое, отчётливо выраженное искажение нравственных представлений,

    невоспитанность чувств и навыков общественного поведения,

    обусловленные неблагоприятным влиянием микросреды и недостатками

    учебно-воспитательного процесса.

    2.2 Возникновение педагогической запущенности - длительный процесс,

    проходящий несколько стадий, соответствующих возрастным особенностям

    ребёнка и доминирующим факторам его нравственного развития.

    ПЕРВАЯ - возникновение предпосылок педагогической

    запущенности, которые формируются преимущественно в дошкольный

    период. Доминанта отклонений: недостаточное развитие индивидуально-

    психологических качеств (внимание, усидчивость, эмоциональная

    устойчивость, память) и слабая психолого-педагогическая подготовка к

    школе (искажённая информация о ней, отсутствие элементарных учебных

    навыков - счёта, чтения).

    ВТОРАЯ - появление начальных форм отклонений в поведении,

    то есть негативного отношения к нормам и правилам классной жизни.

    Возникает у учащихся младших классов. Доминанта отклонений:

    отсутствие ситуации успеха в учебной и общественной деятельности,

    неумение выполнять требования педагога, слабость внутригрупповых

    отношений. Проступки носят преимущественно ситуативный характер,

    осознаются слабо, но могут глубоко переживаться.

    ТРЕТЬЯ - стабилизация неблагоприятных тенденций в поведении

    школьников. Возникает преимущественно у младших подростков (4-6

    классы). Простутки связаны с нарушениями норм жизни классного

    коллектива, носят преимущественно ситуативный, в отдельных случаях -

    предметный характер. Школьник способен осознать нарушение норм,

    глубоко переживать, но не всегда умеет предвидеть отрицательный

    результат своих действий.

    ЧЕТВЁРТАЯ - возникновение устойчивых признаков асоциального

    поведения. Характерны для старших подростков (7-9 классы) как итог

    неблагоприятного развития на предшествующих стадиях в результате

    промахов педагогического воздействия семьи и школы. Поступки носят

    нередко преднамеренный характер. Подростки могут не только понимать

    их асоциальную направленность, но и оправдывать свои действия.

    Подобные состояния являются серьёзной предпосылкой возможных

    правонарушений и даже преступлений учащихся.

    Описанная выше модель процесса возникновения педагогической

    запущенности была разработана научно-исследовательской группой

    Свердловского облоно и Свердловского педагогического института под

    руководством профессора Белкина А.С. [ 9 ]

    Но часто в повседневной педагогической практике нет возможности

    осуществлять научный системный мониторинг, и учитель пользуется

    более упрощёнными и доступными методами: наблюдением, анкетированием,

    тестированием и т.д.

    Представляется более приемлемым следующее широкое

    толкование термина “трудный подросток”. Биологические или

    социокультурные факторы - условия, благоприятствующие или

    затрудняющие прохождение этой фазы развития личности. Физическая

    ослабленность, черты характера, затрудняющие общение, эмоциональная

    незрелость или неблагоприятные семейные отношения - всё это факторы

    риска, наличие которых безусловно делает этот трудный подростковый

    возраст ещё более трудным. [ 4 ]

    2.3. Понятие “трудный подросток” очень многогранно, его

    определяют ещё как возраст тревог, этим уже многое сказано.

    Современные психологи называют его “вторым рождением”, ибо именно

    сейчас предшествующий опыт развития с его способами удобными для

    ребёнка построения отношений с окружающим миром на какое-то время

    перестаёт обеспечивать ему гарантированное положение в обществе. Он

    вынужден входить в новую систему ценностей, где личные достоинства

    имеют иные точки отсчёта, и ему, если можно так выразиться,

    приходится начинать своё самоутверждение с нуля. Для хороших детей

    такой переход не лишён некоторых огорчений, так как отказываться

    от опоры на прежние успехи и созданный ими авторитет не хочется.

    Но они ищут и находят себя сравнительно безболезненно, если

    находят взаимопонимание близких. Для педагогически запущенных детей,

    собственно “трудных подростков”, этот процесс идёт болезненно и

    неоднозначно. Собственно, казалось бы простой вопрос, как на

    практике определить, когда именно, во сколько лет, конкретно тот

    или иной ребёнок переступил эту самую черту, где начинается

    “второе рождение”? После сопоставления многих определений можно

    сделать вывод, что ребёнок становится подростком, когда он

    начинает претендовать на н е з а в и с и м о с т ь суждений

    и поведения. Появление именно этого стремления и нужно считать

    н а ч а л о м подросткового возраста.

    2.4. Современная психология выделяет несколько ведущих

    потребностей, в которые воплощается стремление подростка к

    независимости в поступках, мыслях и побуждениях. Они получили

    название подростковых личностных реакций: эмансипации, группирования,

    имитации и оппозиции. Задача же педагогики создать условия для

    того, чтобы эти подростковые реакции проходили менее болезненно и

    вывели в итоге подростка на правильную взрослую дорогу. Категория

    же “трудных подростков” требует гораздо больше педагогических и

    воспитательных усилий, в силу своей запущенности.

    Учитель в своей работе очень часто сталкивается с

    отклонениями в поведении учащихся: недисциплинированностью,

    проступками, нередко с правонарушениями. Одной из основных причин

    отклоняющегося поведения является педагогическая запущенность

    учащихся. Педагоги считают, что педагогически запущенный подросток

    это тот, кого предали взрослые, то есть это педагогический брак.

    По определению учёных, педагогическая запущенность - это устойчивое

    искажение нравственных представлений, невоспитанность нравственных

    качеств и навыков общественного поведения. [2]

    Педагогическая запущенность проявляется в определённых симптомах, то

    есть имеет характерный комплекс признаков. Они особенно выраженно

    проявляются в следующих сферах деятельности и отношении личности: в

    учении, общественно-трудовой активности, отношении к коллективу, в

    интересах и потребностях, в поведении. Итак, из нескольких

    определений понятия “трудного” подростка можно вывести обобщённые

    характеристики, которые вызывают затруднения у учителей при обучении

    и воспитании таких подростков:

    . трудности в общении, непонимание;

    . отторжение, невосприятие требований;

    . искажённые нравственные ценности;

    . отвержение положительных авторитетов;

    . сильное влияние отрицательной микросреды;

    . наследственные и семейные проблемы.

    2.5. С точки зрения профилактики будущих трудных подростков и

    нравоучений, большую актуальность принимает

    диагностика, выявление таких детей ещё на первой стадии

    педагогической запущенности и оказание психолого-педагогической помощи

    таким детям уже на этой стадии. Такую помощь может оказать

    учитель как на уроке, так и во внеурочное время, то есть во

    внеклассной работе.

    Какую же помощь может оказать учитель?

    . психологическую;

    . психолого-педагогическую;

    . организационную;

    . эстетически художественную;

    Реабилитационные мероприятия (виды помощи трудным

    подросткам).

    1. Психологическая помощь.

    На уроке:

    . создать атмосферу доверия;

    . возможность отдохнуть, отвлечься;

    . помочь реабилитироваться или, наоборот, научить сдерживаться;

    . помочь разобраться в себе;

    . развивать рефлексию;

    Внеурочное время:

    . диагностика;

    . вызвать доверие и своим авторитетом влиять на самочувствие

    ребёнка;

    . “вести за руку” в трудных нравственных ситуациях;

    2. Психолого-педагогическая помощь.

    На уроке:

    . правильно ставить воспитательные цели, которые для таких учащихся

    должны быть важнее учебных;

    . соизмерить задания с возможностями учащихся (дифференцированный и

    индивидуальный подход);

    . постоянно держать на негласном контроле;

    . контроль должен быть поощряющим;

    Внеурочное время:

    . вовлекать во все внеклассные мероприятия;

    . помогать осваивать новые интересные навыки, умения;

    . заинтересовать таких учащихся нужной и полезной деятельностью;

    . формировать у них навыки здорового образа жизни;

    3. Организационная помощь.

    На уроке:

    . создавать ситуацию успеха для трудных учащихся;

    . поддерживать их своим авторитетом перед товарищами;

    Внеурочное время:

    . предоставить возможность проявить себя в тех видах деятельности,

    где они себя увереннее чувствуют, внеклассная работа должна

    нацеливать и на успешную деятельность на уроках;

    4. Эстетически-художественная помощь.

    На уроке и во внеурочное время:

    . влияние на эмоциональную сферу;

    . создание красоты, привитие чувства прекрасного;

    Особое место в работе учителя с трудными детьми занимает

    диагностика, так как именно с неё начинается планирование всего

    учебно-воспитательного процесса, схема которого выглядит таким

    образом:

    диагностика цель

    планирование

    коррекция анализ

    мероприятие

    Особую сложность для психолого-педагогической диагностики [

    прил. 1] при выборе воспитательной тактики представляют собой дети,

    отклонения в поведении которых обусловлены индивидуальными

    отклонениями в процессе развития их психики, характера и личности.

    Ведь если в одном ученическом коллективе (в обычной школе это 28-

    32 ученика) находятся одновременно и хорошо развитые, и

    педагогически запущенные, и инфантильные, и астенизированные, и

    прочие дети, учителю приходится в одно и то же время применять

    методы воздействия, сильно отличающиеся по своему направлению.

    Естественно, что для таких детей при использовании уравнительного,

    стандартного педагогического приёма, сильно повышается риск оказаться

    вне круга коллективных интересов. Справедливости ради необходимо

    заметить, что при реальном столкновении с необходимостью изменить

    поведение трудновоспитуемого ученика или повлиять на его образ

    мыслей, педагог испытывает немалые затруднения. Начиная с того, что

    само понятие “отклонения”, предлагаемое педагогической наукой

    академической ориентации, указывает, главным образом на ф а к т

    отклонения от нормы, но не раскрывает содержания переживаний, на

    которые учитель должен воздействовать. Педагогу же в любом случае

    необходимо не констатировать сложившееся положение вещей, а

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.