МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Психолого-педагогический аспект формирования будущего семьянина у детей дошкольного возраста

    рисования, карандаша и ластик. После того, как дети заканчивали рисунок,

    нами отдельно проводилась беседа по следующей схеме:

    1) Кто нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи?

    2) Где работают и учатся члены семьи?

    3) Как в семье распределяются домашние обязанности?

    4) Каковы взаимоотношение с остальными членами семьи?

    В системе количественной оценки КРС учитывается формальные и содержательные

    особенности рисунка. Формальным считается качество линий, расположение

    объектов рисунка, стирание всего рисунка или его отдельных частей,

    заштриховывание отдельных частей рисунка. Содержательными характеристиками

    рисунка являются изображаемая деятельность членов семьи, их взаимодействие

    и расположение, а также отношение вещей и людей на рисунке. Рисунки детей

    анализированы по количеству баллов, набранных при наличии определенных

    симптомов. Исходя из количества баллов, определили симптомокомлекс семейной

    ситуации . Выделяют 5 симптомокомлексов: 1) благоприятная семейная

    ситуация, 2) тревожность, 3) конфликтность в семье, 4) чувство

    неполноценности в семейной ситуации, 5) враждебность в семейной ситуации.

    (см.приложение 1)

    В результате проведение теста КРС с детьми от 5 до 7 лет из семей мы

    получили следующие данные:

    1. В семье 01 симптомокомплексы по I – 0,3 балла, II – 0,4 балла, III

    – 0,1 балла, IV – 0,1 балла, V – 0,2 балла. Из этого видно, что в семье

    ребенок чувствует тревожность 0,4 (II) что, впрочем, присутствует наравне с

    благоприятной семейной ситуацией – 0,3 балла (I).

    2. В семье 02 симптомокомплексы имеют такие баллы: I – 0,4 б, II – 0,4

    б, III – 0,3 б, IV – 0,1 б, V – 0,5 б. В этой семье самое большое

    количество баллов по параметру враждебность в семейной ситуации – 0,5 б.

    (V).

    3. В семье 03 симптомокомплексы имеют такие баллы: I – 0,3 б, II – 2,5

    б, III – 0,2 б, IV – 0 б, V – 0,2 б. Семейная ситуация ребенкам

    воспринимается как тревожная – 2,5 б., (II).

    4. В семье 04 симптомокомплексы имеют такие баллы: I – 0,7 б, II – 0,1

    б, III – 0,2 б, IV – 0,2 б, V – 0 б. Семейная ситуация благоприятная – 0,7

    б.

    5. В семье 05 симптомокомплексы имеют такие баллы: I – 0,5 б, II – 0,5

    б, III – 0,1 б, IV – 0,2 б, V – 0,2 б. Несмотря на общую благоприятную

    ситуацию, ребенок ощущает тревожность.

    6. В семье 06 симптомокомплексы имеют такие баллы: I – 0,8 б, II – 0,5

    б, III – 0,3 б, IV – 0,2 б, V – 0,2 б. Благоприятный микроклимат в семье,

    но следует обратить внимание на тревожность ощущаемую ребенком.

    7. В семье 07 симптомокомплексы имеют такие баллы: I – 0,2 б, II – 2,6

    б, III – 0,6 б, IV – 0 б, V – 0,4 б. Ребенок ощущает повышенную резко

    выраженную тревожность в семье – 2,6 б.

    8. В семье 08 симптомокомплексы имеют такие баллы: I – 0,3 б, II – 4,5

    б, III – 2,3 б, IV – 0,2 б, V – 0,4 б. В этой семье очень высокий уровень

    тревожности ребенка.

    9. В семье 09 симптомокомплексы имеют такие баллы: I – 0,6 б, II – 0,3

    б, III – 0 б, IV – 0,2 б, V – 0 б. Благоприятная семейная ситуация.

    10. В семье 10 симптомокомплексы имеют такие баллы: I – 0,6 б, II – 0,4 б,

    III – 0 б, IV – 0,2 б, V – 0 б. Несмотря на благоприятную ситуацию ребенок

    проявляет признаки тревожность.

    Для того, чтобы представить общую картину результатов, мы разделили

    обследованные семьи на 3 группы по полученным данным.

    I группа - – это семьи, в которых выраженная тревожность детей. Они

    составили 50% (семьи 01, 03, 07, 08).

    II группа - это семьи где наравне с благоприятным микроклиматом,

    проявляется тревожность детей. Эта 20% от общего количества. (семьи 02,05

    ).

    III группа-40% - (семья 10,09, 06, 04) состояние в семье ребенком

    определяется как благоприятное

    Далее родителями был выполнен тест-опросник родительского отношения(А.Я.

    Варга, В.В. Столин) .(40,с.537-541)

    Данный тест представляет собой психодиагностический инструмент,

    ориентированный на выявление родительского отношения к ребенку, которое

    понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку,

    поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ними, особенностей

    восприятия и понимания характера и личности ребенка, и его поступков.

    Опросник состоит из 5 шкал:

    I – “принятите – отвержение”;

    II – “кооперация”;

    III - “симбиоз”;

    IV – “авторитарная гиперсоциализация”.

    V – “маленький неудачник”.

    1. «Принятие - отвержение». Шкала отражает интегральное эмоциональное

    отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится

    ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка,

    симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с

    ребенком,одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы; родитель

    воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему

    кажет-,ся, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких

    способностей,

    небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к

    ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не

    уважает его.

    2. «Кооперация» - социально желательный образ родительского отношения.

    Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и

    планах ребенка, старается во всем помочь ребёнку, сочувствует ему. Родитель

    высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка,

    испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и

    самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель

    доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

    3. «Симбиоз» - шкала отражает межличностную дистанцию в общении с

    ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель

    стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта

    тенденция описывается так — родитель ощущает себя с ребенком единым целым,

    стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей

    и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка,

    ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается,

    когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по

    своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

    4. «Авторитарная гиперсоциализация» отражает форму и направление контроля

    за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском

    отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель

    требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается

    навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку

    зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель

    пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными

    особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

    5. «Маленький неудачник» — отражает особенности восприятия и понимания

    ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском

    отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка,

    приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка

    младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и

    чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок

    представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных

    влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность

    и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от

    трудностей жизни и строго контролировать его действия.

    Анализ полученных результатов теста-опросника родителей (см. приложение 2)

    свидетельствуют о том, что:

    1. В семье 01 по сумме параметров наиболее выраженным является IV параметр

    – авторитарная гиперсоциализация.

    2. В семье 02 – V параметр «маленький неудачник», инфантилизация.

    3. В семье 03 – V параметр «маленький неудачник», инфантилизация.

    4. В семье 04 – III параметр, симбиоз.

    5. В семье 05 - III параметр, симбиоз.

    6. В семье 06 – II параметр, социальная желательность.

    7. В семье 07 – IV параметр, гиперсоциализация.

    8. В семье 08 - III параметр, симбиоз.

    9. В семье 09 - V параметр «маленький неудачник», инфантилизация.

    10. В семье 10 - IV параметр, гиперсоциализация.

    Общий анализ:

    . По I параметру – 0 семей.

    . По II – 1 семья, 10%, 06

    . По III – 3 семьи, 30%, 04, 05, 08

    . По IV – 3 семьи, 30%, 01, 07, 10

    . По V – 3 семьи, 30%, 02, 03, 09

    Таким образом, в исследованных нами семьях родители в основном отсутствует

    позитивное, грамотное в воспитательном плане отношение к детям. Это

    –гиперсоциализация, инфантилизация.

    Далее родителям было предложено заполнить опросник «Удовлетворенность

    браком» авторы — В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко.(35,с.509-512) ,

    который позволяет в общих чертах по сумме полученных баллов оценить

    удовлетворенность браком у супругов (см. приложение 4):

    1. полная неудовлетворенность – 0% семей

    2. значительная неудовлетворенность – 0%

    3. скорее неудовлетворенность, чем удовлетворенность– 10% (08)

    4. частичная удовлетворенность– 20% (02,03)

    5. скорее удовлетворенность, чем неудовлетворенность – 30% (01,05,07)

    6. значительная удовлетворенность– 20% (09,10)

    7. практически полная удовлетворенность - 20% (04,06).

    Мы разделили обследованные семьи на 3 группы(для возможности сопоставить

    результаты с предыдущим исследованием):

    I группа - 0%

    II группа –50% -(семьи 01,02,03,05,07).

    III группа- 50% - ( 04,06, 08,09,10)

    Сравнив результаты теста-опросника «Удовлетворенность браком» и теста КРС

    мы сделали следующую таблицу, в которую ввели данные проведенных тестов.

    Таблица 1

    |Семья |01 |02 |03 |04 |05 |06 |07 |08 |09 |10 |

    |Тест КРС |I |II |I |III |II |III |I |I |III|III|

    |Удовлетворенность|II |II |II |III |II |III |II |III|III|III|

    |родителей браком | | | | | | | | | | |

    По таблице видно, что 60% показатели совпадают. Исходя из этого можно

    заключить, что отношения родителей играет немаловажную роль в психическом

    благополучии ребенка, в формировании качеств личности необходимых для

    выполнения социальной роли семьянина.

    По совокупности данных всех проведённых исследований мы определили характер

    взаимоотношений детей и родителей в семье:

    . В семье 01 взаимоотношения неустойчивые.

    . В семье 02 взаимоотношения неустойчивое

    . В семье 03 взаимоотношения неустойчивые

    . В семье 04 взаимоотношения адекватные, позитивные.

    . В семье 05 взаимоотношения неустойчивые.

    . В семье 06 взаимоотношения позитивные.

    . В семье 07 взаимоотношения носят неустойчивый характер.

    . В семье 08 взаимоотношения неустойчивые.

    . В семье 09 взаимоотношения стабильные, позитивные.

    . В семье 10 взаимоотношения позитивные.

    2.2 Выявление позитивных качеств личности, направленной на успешное

    выполнение социальной роли семьянина.

    В данной части работы мы выделили следующие задачи:

    1) Выявление уровня сформированности представлении о семейной жизни

    у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.

    2) Соотнесение результатов 1-й и 2-й частей практической работы и на

    основе этого определить влияние семьи на формирование представлении о

    семейной жизни у детей. Использовались беседы, наблюдения.

    Для определения качеств личности характеризующих успешного семьянина

    мы рассмотрели данное качество в двух направлениях:

    . это внешние проявления, в действиях, поступках, в ролевых играх (дочки –

    матери).

    . внутренние, которые выражаются в их суждениях, отношениях.

    Наблюдение за игровой деятельностью детей мы проводили в группах детского

    сада т.к., по нашему мнению, при таком условии наиболее оптимальна

    проявляются личностные качества детей. Цель наблюдения определялась первой

    задачей поставленной нами в начале второй части практического исследования.

    Нами были выведены следующие компоненты в игре :

    1. Умение ребенка самостоятельно организовать игру.

    2. Способность войти в роль (папа, мама, сын, дочь) в соответствии с полом.

    3. Эмоциональная окраска деятельности.

    4. Согласованность своих действий с действиями членов «семьи».

    5. Способность вести «хозяйство».

    Результаты оформили в виде таблицы

    Таблица 2

    Наблюдение за игровой деятельностью детей.

    |Код |Имя ребенка |Компоненты в игровой |Кол-во|

    |семьи | |деятельности. | |

    | | | |баллов|

    | | |1 |2 |3 |4 |5 | |

    |01 |Слава |2 |2 |3 |3 |3 |13 |

    |02 |Валя |1 |2 |2 |3 |2 |10 |

    |03 |Ваня |2 |3 |2 |3 |1 |11 |

    |04 |Люда |3 |3 |2 |3 |3 |14 |

    |05 |Саша |2 |3 |3 |2 |3 |13 |

    |06 |Света |3 |3 |3 |3 |3 |15 |

    |07 |Сережа |2 |3 |3 |3 |2 |13 |

    |08 |Таня |3 |1 |1 |2 |2 |9 |

    |09 |Антон |3 |2 |2 |3 |3 |13 |

    |10 |Лена |2 |3 |3 |3 |3 |14 |

    В данном наблюдении умения детей оценивались по трёх бальной системе. По

    полученным данным мы выделили три уровня сформированности интересующих нас

    качеств детей.

    К первому уровню, который определяется как высокая степень(I) относятся

    дети, набравшие количество баллов от 13 до 15 (01, 04, 05, 06, 07, 09,

    10) – 70%.

    Второй уровень(II) – средняя степень, количество баллов от 8 до 12 (02, 03,

    08) – 30%.

    Третий уровень(III) – низкая степень сформированности, от 5 до 7 – 0%.

    Второе наблюдение проводили в семье во время беседы. Данные наблюдения

    были направлены на определение степени сформированности интересующих нас

    качеств. Выделялись следующие параметры:

    1. Понимание и разграничение роли родителей в семье.

    1. Представление о себе, как о члене семьи.

    2. Проявление заботы о членах семьи.

    3. Выполнение определенных постоянных обязанностей.

    4. Представление об источниках дохода семьи.

    5. Соотношение собственных потребностей с интересами семьи.

    Умение детей оценивались тоже по трёх бальной шкале.

    Таблица 3

    Беседа с детьми.

    |Код |Имя ребенка |Компоненты. |Кол-во |

    |семьи | | |баллов |

    | | |1 |2 |3 |4 |5 | |

    |01 |Слава |1 |2 |1 |2 |3 |9 |

    |02 |Валя |3 |3 |3 |2 |3 |14 |

    |03 |Ваня |3 |1 |2 |1 |3 |10 |

    |04 |Люда |3 |3 |3 |3 |3 |15 |

    |05 |Саша |2 |3 |3 |1 |2 |11 |

    |06 |Света |3 |2 |2 |3 |3 |13 |

    |07 |Сережа |1 |2 |2 |2 |2 |9 |

    |08 |Таня |3 |2 |2 |2 |2 |11 |

    |09 |Антон |3 |2 |3 |3 |3 |14 |

    |10 |Лена |2 |3 |3 |3 |3 |14 |

    К высокому уровню(I) относятся дети с суммой баллов от 13 до 15 ( 02, 04,

    06, 09,10) – 50%.

    К среднему уровню(II) – с суммой баллов от 8 до 12 (01,03, 05, 07, 08,) –

    50%

    низкий уровень(III) от 5 до 7 – 0%.

    Для того, чтобы представить общий уровень детей составили таблицу.

    Таблица 4

    |Код |01 |02 |03 |04 |05 |06 |07 |08 |09 |10 |

    |Игра |I |II |II |I |I |I |I |II |I |I |

    |Беседа |II |I |II |I |II |I |II |II |I |I |

    I, II - степень сформированности

    И в итоге мы сделали группировки детей по степени сформированности.

    К 1 группе относятся дети с высоким уровнем, их показатели по всеем

    параметром показывают I (04,06, 09, 10 – 40%).

    Вторая группа состоит из детей со средним уровнем с показателями I,II

    (01, 02, 05, 07 – 40%).

    В третью группу вошли дети с низким уровнем, с показателями II, II

    (03, 08 - 20 %).

    Таким образом, общая готовность к семейной жизни у детей дошкольного

    возраста в нашем исследовании имеет различный уровень сформированности.

    Для того, чтобы определить влияние супружеских и родительско-детских

    отношений на готовность к семейной жизни у детей дошкольного возраста мы

    сопоставили данные 1 и 2 частей практической работы. (см. таблицу 5)

    Таблица 5

    |Код |Характер взаимоотношений в семье |Уровень сформированности|

    |01 |Неустойчивый |Средний |

    |02 |Неустойчивый |Средний |

    |03 |Неустойчивый |Низкий |

    |04 |Позитивный |Высокий |

    |05 |Неустойчивый |Средний |

    |06 |Позитивный |Высокий |

    |07 |Неустойчивый |Средний |

    |08 |Неустойчивый |Низкий |

    |09 |Позитивный |Высокий |

    |10 |Позитивный |Высокий |

    По составленной таблице видно, что:

    1. у 40% семей (04, 06, 09,10) показатели совпадают по положительным

    признакам.

    3. 40% - совпадение по средним признакам(01, 02,05,07).

    4. 20% - признаки не совпадают(03, 08)

    Общий анализ показывает что, в восьми случаях из десяти подтверждается

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.