МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Психолого-педагогическая характеристика детей школьного возраста с нарушением познавательной деятельности (с дебильностью)

    выполнения учениками словесной инструкции; осуществлять физическое развитие

    с опорой на сохранные двигательные возможности; стремиться совершенствовать

    познавательную деятельность детей – олигофренов средствами физической

    культуры; Осуществлять системный подход к решению коррекционных задач:

    сочетать коррекцию двигательных нарушений, формирование двигательной сферы,

    развитие средствами физической культуры высших психических процессов.

    Эстетическое воспитание – это процесс целенаправленного и

    систематического формирования умений адекватно воспринимать, правильно

    понимать, верно оценивать прекрасное в природе, искусстве, обществе, а так

    же развитие способности создавать красивое. Во вспомогательной школе

    эстетическое воспитание – неотъемлемая часть единого коррекционно –

    воспитательного процесса. Но оно имеет свою специфику, обусловленную

    особенностями психофизического развития детей. С учётом своеобразия

    развития учеников вспомогательной школы эстетическое воспитание направлено

    на решение следующих задач:

    1. Способствовать коррекции (Исправлению, ослаблению, сглаживанию)

    дефектов психического и физического развития умственно отсталых

    детей, проявляя заботу о становлении личности каждого ребёнка в

    целом и подготовке его к самостоятельной жизни.

    2. Формировать у учащихся эстетическую восприимчивость, умение видеть и

    понимать красивое в искусстве, природе, повседневной жизни;

    обогащать имеющийся опыт школьников эстетическими впечатлениями;

    воспитывать сенсорную культуру, личное отношение к воспринятому,

    развивать эстетический вкус; приучать школьников к нравственно-

    эстетическим оценкам и правилам, аргументированным суждениям.

    3. Развивать и совершенствовать эмоциональную сферу учащихся, вызывать

    у них эстетические чувства и переживания (удовольствие, радость,

    восхищение и пр.), добиваясь адекватной реакции на красоту природы,

    произведения искусства или окружающую обстановку.

    4. Содействовать развитию элементарных творческих способностей

    (наклонностей) и доступных умственно отсталым детям художественных

    навыков (в области изобразительной деятельности, пения, музыки,

    хореографии, ритмики, художественного рукоделия и т. д.).

    Специфический характер развития детей школьного возраста с нарушением

    познавательной деятельности в степени дебильности не позволяет им достичь

    такого уровня развития эстетических представлений, как у нормальных детей.

    Формирование умения видеть, слышать, чувствовать и понимать красоту

    окружающего у них происходит очень медленно. Но к старшим классам при

    правильной организации учебно – воспитательного процесса удаётся достичь

    значительных результатов в этой сфере. [8]

    Выводы

    Исследуя выбранную проблему, мы изучили большое количество психолого –

    медико – педагогической литературы. В России исследованием психолого

    –педагогических особенностей детей школьного возраста с нарушением

    познавательной деятельности в степени дебильности занимались такие ученые,

    как Д. И. Азбукин, В. М. Бехтерев, П. П. Блонский, Т. А. Власова, Л. С.

    Выготский, А. Н. Грабаров, Е. К. Грачёва, А. С. Грибоедов, В. П. Кащенко,

    И. В. Маляревский и Е. Х. Маляревская, Л. Г. Оршанский, Ф. А. Рау, Г. И.

    Россолимо, С. С. Корсаков, В. П. Сербский и многие др. За последние

    десятилетия накоплен огромный опыт диагностики и лечения различных форм

    умственной отсталости, социальной реабилитации детей и взрослых с

    нарушением интеллекта.

    Изучив литературу, мы пришли к выводу, что у всех детей школьного

    возраста с нарушением интеллекта, в том числе и у дебилов, высшая нервная

    деятельность и психические процессы имеют ряд особенностей.

    Основной особенностью высшей нервной деятельности является слабость

    замыкательной функции коры головного мозга, проявляющаяся в слабости

    процессов возбуждения и торможения, их инертности, склонности к частому

    охранительному торможению, нарушении связи между первой и второй

    сигнальными системами. Эта особенность приводит к недоразвитию всех

    психических процессов умственно отсталых детей: замедленному темпу,

    инактивности восприятий, значительному сужению объёма воспринимаемого

    материала, которое приводит к дезадаптации детей в окружающей обстановке;

    выраженной недифференцированности ощущений и восприятий.

    Умственно отсталые дети очень медленно усваивают новое, быстро забывают

    воспринятое, не умеют вовремя воспользоваться приобретёнными знаниями и

    умениями на практике. По причине замедленности и непрочности процесса

    запоминания программу четырёх классов массовой школы дети с нарушением

    интеллекта усваивают за 7-8 лет. Ослабление активного внутреннего

    торможения, обусловливающее недостаточную концентрированность очагов

    возбуждения, делает воспроизведение учебного материала крайне неточным.

    Опосредованные приёмы запоминания малодоступны умственно отсталым детям.

    У умственно отсталых младших школьников обнаруживается недостаточность

    всех форм мыслительной деятельности: практически – действенной, наглядно –

    образной и словесно – логической. Все мыслительные процессы отличаются

    своеобразием. Легко обнаруживается неупорядоченность, бессистемность при

    анализе объекта, непоследовательное называние того, что бросается в глаза,

    без выделения существенных признаков. Отличительной чертой всей

    мыслительной деятельности умственно отсталых школьников является

    тугоподвижность, стереотипность процесса мышления.

    У всех детей с нарушением интеллекта наблюдаются отклонения в речевом

    развитии разной степени выраженности. Речевое недоразвитие обнаруживается в

    нарушениях всех компонентов речи. Звукопроизношение часто удаётся исправить

    к окончанию начальной школы, а бедность словаря и недостаточная

    дифференцированность значений слов часто сохраняется до старших классов.

    Употребляемые детьми с нарушением интеллекта предложения часто построены

    примитивно, с ошибками в согласовании и управлении, распространены

    пропуски членов предложения, иногда даже главных. Уровень развития

    диалогической речи, столь необходимой для социальной адаптации человека, у

    рассматриваемого контингента детей крайне низкий, овладение монологической

    речью оказывается чрезмерно сложной задачей. Отставание и особенности

    становления устной речи обусловливают трудности в овладении письменной

    речью. Регулятивная функция речи также недостаточно сформирована. Таким

    образом, обнаруживается тесная взаимозависимость в развитии речи и

    мышления, патологическое формирование которых в свою очередь связано с

    нарушением формирования других психических процессов.

    Среди особенностей эмоционально – волевой сферы детей школьного

    возраста с нарушением познавательной деятельности в степени дебильности

    исследователи отмечают недостаток инициативы, неумение руководить своими

    действиями, неумение действовать в соответствии с отдалёнными целями. Всем

    свойственна эмоциональная незрелость, недифференцированность и

    нестабильность чувств, ограниченность диапазона переживаний, крайний

    характер проявления радости, огорчения, веселья.

    Исследуя литературу, нормативно – правовые документы, касающиеся

    возможностей обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта в степени

    дебильности, мы пришли к заключению, что, несмотря на то, что во всём мире

    намечены общие тенденции в развитии специального образования, его положение

    в России и в развитых странах на данном этапе различается. Страны Западной

    Европы и США уже могут предложить детям школьного возраста с умственной

    отсталостью выбор образовательного маршрута, у них накоплен почти

    двадцатилетний опыт создания инклюзивных школ, в нашей же стране это пока

    единичные случаи. Для детей школьного возраста с нарушением познавательной

    деятельности в России существуют специальные (коррекционные)

    образовательные школы VIII вида, школы – интернаты, занимающиеся по

    программам вспомогательных школ, домашнее обучение в случаях, описанных в

    нормативных документах.

    Но, несмотря на ограниченность выбора образовательного учреждения, в

    специальных школах России оказывают квалифицированную педагогическую

    помощь. Ребёнок с нарушением интеллекта в степени дебильности имеет

    достаточно широкие возможности развития. Из всех умственно отсталых детей

    данная группа наиболее социально адаптируема. Современные технологии

    обучения и воспитания детей – дебилов, используемые в наших школах,

    позволяют максимально скомпенсировать дефекты их психофизического развития

    и интегрировать их в общество.

    Библиографический список

    1. Боровик О. В. Развитие воображения: Методические рекомендации. – М.,

    2000. – 112 с.

    2. Брезе Б. Активизация ослабленного интеллекта при обучении во

    вспомогательных школах./ пер. с нем. А. Н. Зуева. – М., 1981. – 239

    с.

    3. Вайзман Н. П. Психомоторика детей – олигофренов. – М., 1976. – 104

    с.

    4. Василевская В. Я. Понимание учебного материала учащимися

    вспомогательной школы. – М., 1960. – 120 с.

    5. Власова Т. А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в

    развитии. М., 1967. – 207 с.

    6. Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых школьников. / Под

    ред. Н. П. Долгобородовой – Ленинград, 1969. – 184 с.

    7. Вопросы трудового обучения во вспомогательной школе./ Под ред. Г. М.

    Дульнева. – М., 1965. – 135 с.

    8. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В.

    В. Воронковой. – М., 1994. – 416 с.

    9. Герсамиа Е. А. Фиксированная установка детей – олигофренов и

    некоторые особенности структуры их психики. – Тбилиси, 1968. – 172

    с.

    10. Грабаров А. Н. Очерки по олигофренопедагогике. – М., 1961. – 196 с.

    11. Гурович И. Я., Голланд В. Б., Зайченко Н. М. Динамика показателей

    деятельности психиатрической службы России (1994 –1999 гг.). – М.,

    2000. –508 с.

    12. Долгобородова Н. П., Лялин Н. А., Пик И. Д. Воспитание учащихся

    вспомогательной школы. – М., 1968. – 144 с.

    13. Ерёменко И. Г. Олигофренопедагогика. – Киев, 1985. – 198 с.

    14. Ерёменко И. Г. Познавательные возможности учащихся вспомогательной

    школы. – Киев, 1972. – 130 с.

    15. Ефименкова Л. Н., Садовникова И. Н. Формирование связной речи у

    детей – олигофренов. – М., 1970. – 205 с.

    16. Забрамная С. Д. Психолого – педагогическая диагностика умственного

    развития детей. – М., 1995. – 111 с.

    17. Забрамная С. Д., Шостак Б. И., Пикулин С. Д., Безрукова Е. А. Отбор

    детей во вспомогательные школы. – М., 1971. – 96 с.

    18. Замский Х. С. Умственно отсталые дети. История их изучения,

    воспитания и обучения с древних времён до середины XX века. М.,

    1995. – 246 с.

    19. Изучение, воспитание и обучение умственно отсталых детей. / Под

    ред. М. Н. Перовой – М., 1984. – 214 с.

    20. Книга для учителя вспомогательной школы. / Под ред. Г. М. Дульнева.

    – М., 1959. – 448 с.

    21. Коломинский Н. А. развитие личности учащихся вспомогательной школы.

    – Киев, 1978. – 87 с.

    22. Корабейников И. А. Нарушения развития и социальная адаптация. – М.,

    2002. – 191 с.

    23. Коррекционная учебно – воспитательная работа во вспомогательной

    школе. / под ред. А. С. Белкина. – Свердловск, 1979. – 99 с.

    24. Лалаева Р. И. Нарушения устной речи и система их коррекции у

    умственно отсталых школьников. – Ленинград, 1988. – 70 с.

    25. Литвак О. Я. Право на полноценную жизнь: Международное и Российское

    законодательство о правах особого ребёнка. - Иваново, 2003. – 216 с.

    26. Малофеев Н. Н. Современное состояние коррекционной педагогики.

    //Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО, 2000 // № 1. – с.

    3 - 10

    27. Малофеев Н. Н. Современный этап в развитии системы специального

    образования в России: результаты исследования как основа для

    построения программы развития. // Альманах Института Коррекционной

    Педагогики РАО, 2000 // №1. - с. 11- 31

    28. Малофеев Н.Н. Стратегия и тактика переходного периода в развитии

    системы специального образования и государственной системы помощи

    детям с особыми проблемами. // Альманах Института Коррекционной

    Педагогики РАО, 2000 // №1.- с. 31-36

    29. Матасов Ю. Т. Изучение мыслительной деятельности учащихся

    вспомогательной школы. -

    30. Мачихина В. Ф. Внеклассная воспитательная работа в о вспомогательной

    школе – интернате. – М., 1983. – 104 с.

    31. Опыт учебно – воспитательной работы во вспомогательной школе. / Под

    ред. Н. Ф. Кузьминой – Сыромятниковой. – М., 1963. – 80 с.

    32. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. /

    Под ред. Ж. И. Шиф – М., 1965. – 198 с.

    33. Певзнер М. С. Дети – олигофрены. – М., 1959. – 486 с.

    34. Петрова В. Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. – М.,

    1977. – 200 с.

    35. Пинский Б. И. коррекционно – воспитательное значение труда для

    психического развития учащихся вспомогательной школы. – М., 1984. –

    126 с.

    36. Правдина – Винарская Е. Н. Неврологическая характеристика синдрома

    олигофрении. – М., 1957. - 156с.

    37. Процкая Т. И. Из опыта работы воспитателя вспомогательной школы. –

    М., 1984. – 176 с.

    38. Психологические вопросы сочетания слова и наглядности в учебном

    процессе вспомогательной школы. / Под ред. Л. В. Занкова. – М.,

    1956. – 207 с.

    39. Пузанов Б. П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального

    развития. М., 2003. – 272 с.

    40. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника.– М.,

    1970. – 199 с.

    41. Селецкий А. И. Психология и психопатология слабоумия. Киев, 1981. –

    144 с.

    42. Смирнова А. Н. Коррекционно – воспитательная работа учителя

    вспомогательной школы. – М., 1965. – 140 с.

    43. Соболев А. С. Музыкальное воспитание во вспомогательной школе. – М.,

    1968. – 116 с.

    44. Справочник врача-психиатра. / Под ред. Т. С. Кононова. - Киев, 1990.

    – 352 с.

    45. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового

    возраста. / Под ред. С. Ю. Циркина. – СПб, 2001. – 750 с.

    46. Стаденко Н. М. Особенности мышления учащихся вспомогательной школы.

    – Киев, 1980. – 143 с.

    47. Тиганов А. С. Патология психического развития. – М., 2000. – 75 с.

    48. Умственно отсталый ребёнок. Очерки изучения особенностей высшей

    нервной деятельности детей – олигофренов. / Под ред. А. Р. Лурия. –

    М., 1960 – 203 с.

    49. Фрейеров О. Е. Лёгкие степени олигофрении. М., 1964. –224 с.

    50. Шевченко С. Г. Коррекционно – развивающее обучение. Организационно –

    педагогические аспекты. – М., 2001. –136 с.

    51. Эм З. Б. Особенности обучения и воспитания умственно отсталых детей.

    – Ташкент, 1985. – 152 с.

    Приложение 1

    Декларация о правах умственно отсталых лиц

    Провозглашена резолюцией 2856 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря

    1971 года.

    Генеральная Ассамблея,

    сознавая обязательство, взятое на себя государствами – членами

    Организации Объединённых Наций в соответствии с Уставом, действовать как

    совместно, так и индивидуально в сотрудничестве с Организацией в целях

    содействия повышению уровня жизни, полной занятости и обеспечению условий

    для прогресса и развития в экономической и социальной областях,

    вновь подтверждая веру в права человека и основные свободы, а также в

    принципы мира, достоинства и ценности человеческой личности и социальной

    справедливости, провозглашённые в Уставе,

    ссылаясь на принципы Всеобщей декларации прав человека, Международных

    пактов о правах человека, Декларации прав ребёнка и на нормы социального

    прогресса, уже провозглашённые в конституционных актах, конвенциях,

    рекомендациях и резолюциях Международной организации труда, Организации

    Объединённых наций по вопросам образования, науки и культуры, Всемирной

    организации здравоохранения, Детского фонда Организации Объединённых Наций

    и других заинтересованных организаций,

    подчёркивая, что в Декларации социального прогресса и развития

    провозглашается необходимость защиты прав, обеспечения благосостояния и

    восстановления трудоспособности людей, страдающих физическими и умственными

    недостатками,

    учитывая необходимость оказания умственно отсталым лицам помощи в

    развитии их способностей в различных областях деятельности и содействия по

    мере возможностей включению их в обычную жизнь общества,

    сознавая, что некоторые страны на данном этапе своего развития могут

    приложить лишь ограниченные усилия в этих целях,

    провозглашает настоящую Декларацию о правах умственно отсталых лиц и

    просит принять меры в национальном и международном плане, с тем, чтобы

    Декларация служила общей основой и руководством для защиты этих прав:

    1. Умственно отсталое лицо имеет в максимальной степени

    осуществимости те же права, что и другие люди.

    2. Умственно отсталое лицо имеет право на падлежащее медицинское

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.