МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Психолого-педагогическая характеристика детей школьного возраста с нарушением познавательной деятельности (с дебильностью)

    1. Основные подходы к проблеме обучения и воспитания

    детей с дебильностью в России и за рубежом

    Подходы к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными

    потребностями, в том числе и детей с дебильностью, как в России, так и за

    рубежом зависят от отношения государства к лицам с отклонениями в развитии.

    В ходе исторического процесса отношение к данному контингенту людей обществ

    и государств претерпевало значительные изменения: от презрения, агрессии до

    осознания необходимости обучения и воспитания лиц с физическими и

    психическими отклонениями, понимания необходимости их интеграции в

    общество.

    В настоящее время существует ряд международных правовых документов,

    регулирующих деятельность системы образования в отношении лиц с особыми

    потребностями, в том числе с умственной отсталостью, в вопросе

    осуществления их прав. “Декларация о правах умственно отсталых лиц” (от 20

    декабря 1971 года) провозглашает право любого человека, имеющего

    нарушение интеллектуальной деятельности “на подлежащее медицинское

    обслуживание и лечение, а также право на образование, обучение,

    восстановление трудоспособности и покровительство, которые позволяет ему

    развивать свои способности и максимальные возможности”, на продуктивный

    труд или занятие любой полезной деятельностью в силу своих возможностей, на

    то, чтобы условия жизни в специальном учреждении как можно меньше

    отличались от условий обычной жизни. (Приложение 1) “Саламанкская

    декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере

    образования лиц с особыми потребностями” (от 10 июня 1994 года) отражает

    убеждение участников Всемирной конференции по образованию лиц с особыми

    потребностями в том, что в соответствии с основным правом ребёнка на

    образование, лица, имеющие особые потребности должны иметь доступ к

    обучению в обычных школах, которые, в свою очередь, обязаны создать им

    условия для удовлетворения этих потребностей. Делегаты конференции

    призывают правительства различных стран к совершенствованию их систем

    образования, к принятию в форме закона или декларации принцип инклюзивного

    образования, заключающийся в поступлении всех детей в обычные школы, если

    нет серьёзных причин поступать иначе, к разработке проектов и поощрению

    обмена со странами, имеющими опыт в области инклюзивных школ. (Приложение

    2) То есть дети школьного возраста со снижением интеллекта в степени

    дебильности, не имеющие сопутствующих нарушений, не позволяющих им

    обучаться вместе с нормальными детьми, могли бы обучаться в подобных

    школах, при условии их наличия.

    Так же участники саламанкской конференции обозначили рамки действий по

    образованию лиц с особыми потребностями. Руководящий принцип, которым они

    руководствовались – школы должны принимать всех детей, несмотря на их

    физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые или

    другие особенности, должны изыскивать пути успешного обучения всех детей,

    включая тех, у которых есть физические или умственные отклонения и

    недостатки. Все провозглашаемые принципы и изменения в системе образования

    необходимы для полноценного осуществления основных прав человека.

    Но положение с совершенствованием специального образования варьируется

    в зависимости от стран, поскольку для совершенствования системы требуется

    высокий уровень социально-экономического развития государства. Поэтому в

    развитых странах процессы интеграции в области образования идут уже давно

    и накоплен значительный опыт в обучении и воспитании детей с особыми

    потребностями, в том числе, умственно отсталых. Например, В США в

    соответствии с федеральным законом "Акт об образовании лиц с нарушениями",

    дети подлежат специальному обучению, если они имеют нарушение по одной из

    следующих категорий: умственная отсталость, нарушения слуха, включая

    глухоту, нарушения речи, включая нарушения звукопроизношения, нарушения

    зрения, включая глухоту, серьёзные эмоциональные расстройства,

    ортопедические недостатки, аутизм, травматические повреждения мозга,

    специфические трудности в обучении, другие заболевания, такие как

    туберкулёз, патология сердечной деятельности, эпилепсия, диабет. В 1990

    году был принят Общественный Закон 110-476 "Акт об Образовании лиц с

    нарушениями". Он придаёт особое значение требованиям к составлению программ

    по переходу подростков с нарушениями из школьной во взрослую жизнь. В этом

    же году был введён в действие “Акт об американцах с нарушениями”, который

    запретил дискриминацию лиц с нарушениями при приёме на работу, в

    транспорте, в общественных местах и на телевидении.

    Подобные законы были приняты и в странах Западной Европы. В настоящее

    время во всех развитых странах продолжается процесс создания инклюзивных

    школ. Но для детей школьного возраста с нарушением познавательной

    деятельности в степени дебильности, так же, как и для других категорий

    детей, продолжают существовать специальные (коррекционные) образовательные

    учреждения. В развивающихся странах в связи с высокими затратами на

    содержание специальных школ, позволить себе обучение в них может лишь

    незначительная часть учащихся, а большинство детей с особыми потребностями

    вообще не обеспечиваются никакими видами услуг.

    В России система специального образования находится на стадии

    реформирования: разрабатывается законодательная база, открываются новые

    образовательные учреждения, в том числе частные, для детей с особыми

    потребностями, разрабатываются проекты углублённой подготовки и

    переподготовки специалистов для системы специального образования,

    развивается сеть психолого – медико – педагогических комиссий и пр.

    Концепция реформирования специального образования и предложения по

    совершенствованию подготовки кадров были зафиксированы в решении

    Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от

    09.02.99 № 3/1 “О психолого-педагогической и социальной реабилитации лиц с

    ограниченными возможностями здоровья в системе образования”.

    Нестабильная социально-экономическая ситуация в нашей стране не

    позволяет в полной мере осуществлять проекты по совершенствованию системы

    обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Но в

    целом подходы к специальному образованию, как в России, так и за рубежом

    идентичны. В настоящее время Россия повторяет путь, пройденный развитыми

    странами и пытается скомпенсировать отставание в развитии системы

    специального образования резким скачком, который, однако, блокирует

    развитие системы дифференцированного специального образования. Поэтому

    сотрудники ИКП РАО предлагают проект своего, российского пути развития,

    соответствующего экономическим и социо - культурным возможностям нашей

    страны. В качестве фундамента новой системы они предполагают раннюю

    психолого-педагогическую коррекцию.

    4. Структура и содержание обучения в специальных

    школах VIII вида

    В настоящее время в России обучение детей школьного возраста с

    нарушением познавательной деятельности, в том числе в степени дебильности,

    осуществляется во вспомогательной школе (специальном (коррекционном)

    образовательном учреждении VIII вида) и в специализированной школе-

    интернате по программе вспомогательной школы, куда дети направляются после

    прохождения ПМПК. Основная задача школы - создать условия для дальнейшей

    адаптации учеников к жизни и реабилитации их в обществе.

    Учитывая, что основной дефект умственно отсталых детей лежит в

    интеллектуальной сфере, весь образовательный и воспитательный процесс в

    специальном образовательном учреждении носит коррекционную направленность.

    Сроки обучения составляют 9-11 лет. По окончании коррекционного

    учреждения выдаётся свидетельство установленного образца. В первые четыре

    года осуществляется всестороннее психолого - медико - педагогическое

    изучение личностей детей, выявление их возможностей и индивидуальных

    особенностей. Воспитанникам прививается интерес к получению знаний,

    формируются навыки учебной деятельности, самостоятельности. Проводится

    работа по общему и речевому развитию учеников, коррекции моторики,

    отклонений в интеллектуальной и эмоционально – волевой сферах. В старших

    классах воспитанники получают знания по общеобразовательным предметам,

    имеющие практическую направленность и соответствующие их возможностям. При

    наличии производственной базы обучение в 10-11 классах носит характер

    углублённой трудовой подготовки. После чего отдельным, хорошо усвоившим

    профессию ученикам, администрацией заинтересованного предприятия или

    учреждения начального профессионального образования присваиваются

    квалификационные разряды. Обучение различным по уровню сложности видам

    труда организуется с учётом интересов и психофизических возможностей

    детей, с учётом местных условий, потребности в рабочих кадрах, возможностей

    трудоустройства выпускников.

    Для воспитанников со специфическими речевыми нарушениями в школах

    вводится должность логопеда из расчёта не менее 1 единицы на 15-20 человек.

    Наполняемость классов, групп продлённого дня – до 12 человек, классов для

    детей с глубокой умственной отсталостью – до 8 человек. (Приложение 3)

    При необходимости в школах могут открываться подготовительные классы с

    наполняемостью не более 6-8 человек.

    Предусмотрено обучение на дому по программе вспомогательной школы для

    детей с олигофренией в степени дебильности, осложнённой следующими

    синдромами: развёрнутыми дневными эпилептическими припадками, нарушениями

    опорнодвигательного аппарата, выраженным энцефаллоастеническим состоянием,

    синдромом выраженной расторможенности, энкопрезом и дневным энурезом,

    реактивным состоянием.

    Содержание обучения во вспомогательной школе отражено в учебном плане

    для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

    Учебный план школы определяет перечень учебных предметов, отобранных для

    изучения в школе, распределение их по годам обучения, количество часов,

    отводимых на каждый учебный предмет и дозировку этих часов по неделям. В

    основе построения учебного плана специальных школ, как и

    общеобразовательных, лежит принцип предметного обучения.

    Во вспомогательной школе изучаются следующие традиционные предметы:

    родной язык, математика, естествознание, география, история,

    изобразительное искусство, черчение, физкультура, пение и музыка, трудовое

    и профессиональное обучение. Наряду с ними в процессе обучения

    осуществляются специальные коррекционные занятия: социально-бытовая

    ориентировка, логопедические занятия, ЛФК и ритмика.

    Для вспомогательной школы созданы научно обоснованные программы для 1-10

    классов по общеобразовательным предметам, по трудовому и профессиональному

    обучению, отдельным видам специальных коррекционных занятий. По

    общеобразовательным предметам разработаны:

    1. типовые программы по русскому языку, представленные разделами:

    развитие устной речи на основе

    ознакомления с предметами и явлениями окружающей

    действительности, обучение грамоте, чтение и развитие

    речи, грамматика, правописание и развитие речи;

    2. по математике: арифметика и наглядная геометрия;

    1. по естествознанию: неживая природа, растения, животные,

    человек;

    2. по географии: начальный курс физической географии, природа

    нашей Родины, география материков и океанов, география

    своей страны, региона;

    3. по истории;

    а также программа:

    4. по изобразительному искусству;

    5. по черчению;

    6. по пению и музыке;

    7. по физической культуре;

    8. программы по социально-бытовой ориентировке;

    9. ритмике.

    По трудовому и профессиональному обучению созданы программы для 1-3

    классов (ручной труд), для 4-9 классов – по столярному, слесарному,

    швейному, по сельскохозяйственному труду, по столярно – плотничному и

    штукатурно – малярному делу.

    Разработаны программы по цветоводству и декоративному садоводству, по

    обслуживающему труду (подготовка рабочих сферы обслуживания), которые

    предназначены для использования как в сельских, так и в городских школах.

    В учебные предметы, изучаемые в специальном (коррекционном)

    образовательном учреждении включены некоторые основы наук, отобранные в

    соответствии с целями обучения, умственными и возрастными возможностями

    учащихся, содержащие отдельные факты, понятия.

    Перечисленные программы рассматриваются как базовые. На их основе в 8 –

    11 классах может осуществляться более узкая специализация, соответствующая

    профилю предприятия, в котором ученики проходят практику.

    При составлении программ учитываются исторические, географические,

    природные, экологические, национальные особенности, каждая республика

    вносит свои дополнения и изменения. Все программы вспомогательной школы

    направлены на развитие познавательной деятельности детей школьного возраста

    с нарушением интеллекта. В программах принцип коррекционной направленности

    обучения является ведущим. Содержание обучения имеет практическую

    направленность. Весь процесс обучения носит воспитывающий характер.

    По окончании школы учащимся с легкой степенью умственной отсталости

    рекомендуются следующие виды работ: малоквалифицированный труд на обычном

    производстве, в учреждении (I - II разряд ЕТС) по таким специальностям как,

    например, слесарь механосборочных работ, слесарь-ремонтник, рабочий по

    текущему ремонту здания, маляр, штукатур, облицовщик-плиточник,

    разнорабочий, плотник, столяр, обойщик мебели, швея-мотористка, сборщик

    верха обуви, стеклопротирщик, рабочий по комплексному обслуживанию здания

    (уборщица), санитар, помощник воспитателя в ДОУ, рабочий по кухне, водитель

    автокара, токарь, курьер, экспедитор, брошюровщик, гардеробщик, штопальщица

    и др.

    5. Особенности воспитания детей школьного

    возраста с нарушением познавательной деятельности

    (с дебильностью)

    Мы уже отмечали ранее, что интеллектуальное нарушение затрудняет

    формирование социально – нормативного поведения, повышает вероятность

    социальных отклонений в индивидуальном поведении. Поэтому одна из основных

    задач воспитания умственно отсталого ребёнка – формирование системы

    нравственно – правового сознания и соответствующего социального поведения.

    Важнейшим условием для осуществления этой задачи является такая организация

    повседневной жизни и деятельности детей, при которой необходимый запас

    представлений и убеждений школьники получают в процессе практических

    ситуаций, лично для них значимых. При этом важно, чтобы в различных

    ситуациях и видах деятельности ученики были активны и проявляли

    эмоциональную заинтересованность в правильном поступке. В связи с

    особенностями развития личности детей с нарушением интеллекта в степени

    дебильности: снижением инициативы, самостоятельности, нарушением иерархии

    интересов и потребностей, осознания общественно значимых мотивов

    деятельности, - существует необходимость усиления педагогического

    руководства поведением и деятельностью учащихся. Однако со временем

    контроль должен ослабевать, иначе произойдет торможение формирования

    общественной активности и самостоятельности.

    Действенным регулятором поведения любого человека, в том числе и

    умственно отсталого школьника, является коллектив. Нравственными нормами

    поведения ученики вспомогательной школы овладевают в процессе коллективного

    взаимодействия. Приобретённые в коллективе нормы сотрудничества переходят в

    индивидуальные формы поведения ребёнка. Коллектив обладает широкими

    возможностями для общения детей, обеспечивает их равноправное положение в

    межличностных отношениях.

    Но во вспомогательной школе реальные возможности коллектива ниже, чем в

    обычной. Это связано со спецификой состава учащихся. Поэтому для успешного

    осуществления воспитательных задач через коллективное взаимодействие

    учителю необходимо глубоко изучить особенности и возможности каждого

    ребёнка.

    Задачи коллективного, а так же физического, нравственного,

    эстетического, экологического и других видов воспитания помогает

    осуществлять трудовая деятельность. Систематически выполняемая работа

    позволяет развивать чувство долга, товарищества, ответственности за

    порученное дело, такие личностные качества, как настойчивость, честность.

    Трудовая деятельность позволяет воспитывать у учащихся навыки личной

    гигиены, привычку следить за чистотой помещения, постигать красоту труда,

    получать удовлетворение от процесса созидания.

    Физическое воспитание детей школьного возраста с нарушением интеллекта

    в степени дебильности способствует социализации детей, развитию их

    познавательной и трудовой деятельности, последующей трудовой адаптации. При

    проведении физического воспитания во вспомогательной школе необходимо

    учитывать тяжесть и характер двигательных нарушений, особенности

    формирования двигательной сферы, возраст и половые различия учащихся;

    следить за соответствием содержания и методов физического воспитания

    двигательным и функциональным возможностям детей; добиваться осмысления и

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.